Какие характерные черты личности. Характерные черты личности ученика для военкомата: особенности, требования и примеры

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

  • Социальность

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

  • Уникальность

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

  • Трансцендентность

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

  • Нравственность

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к .

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого .

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и ), моральные нормы.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – , легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе , составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из . Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на

Многогранна, глубока и уникальна. На протяжении веков являясь предметом всестороннего исследования для различных научных областей, до сих пор остается до конца не изученной. Благодаря накопленным и систематизированным знаниям выделены основные черты личности. Знакомство с ними помогает человеку лучше понимать себя, что, в свою очередь, позволяет вносить коррективы в убеждения, систему самомотивации, менять привычные способы действий для улучшения качества своей жизни и повышения уровня счастливости.

Структура личности

Существует большое количество различных теорий черт личности человека. В отечественной психологии широко известны структуры личности таких авторов, как Платонов К. К., Леонтьев А. Н., Ковалев А. Г.

В таблице ниже структура личности по Ковалеву А. Г.

В работах известного отечественного психолога Ковалева А. Г. личность определяется как интегративное образование психических процессов, состояний и сформировавшихся черт личности человека.

Психологические процессы

Психологические процессы определяют фундамент психической жизни человека, поскольку обеспечивают ему взаимодействие с окружающей средой и отвечают за формирование его жизненного опыта. Таких процессов масса как в сознании, так и в подсознании. Они наиболее динамичны и кратковременны. Среди них выделяются эмоциональные, волевые и познавательные психические процессы. К последней группе относятся восприятие, ощущение, представление, мышление, память, внимание, воображение.

Психологические состояния

Психологические состояния - это уже более устойчивые образования, которые формируются из психологических процессов. Они представляют собой относительно неизменные во времени внутренние целостные характеристики индивидуальной психики. Каждое такое состояние может быть охарактеризовано одним или несколькими параметрами, которые выделяют его из множества других. В зависимости от того, какую деятельность или какой поведенческий акт данное состояние обеспечивает, проявляется доминирование тех или иных познавательных, эмоциональных либо волевых психических процессов.

Психологические свойства

Психические свойства или черты личности человека представляют собой индивидуально-психологические особенности, которые лежат в основе постоянных способов его взаимодействия с миром. Они характеризуют человека как систему определенных субъективных отношений к самому себе, к окружающим людям, различным группам и миру в целом, которая проявляется в общении и взаимодействии с ними.

Пока формирование общих устойчивых черт личности только начинается, ребенка характеризуют в целом по его превалирующим психологическим состояниям. Например, о нем говорят, как о спокойном, уравновешенном, застенчивом, капризном, аффективном, возбудимом, депрессивном. При смене изменяется и облик личности ребенка. В определенных условиях одно из таких состояний может закрепиться и в будущем проявиться в некоторых особенностях его характера.

Формирование черт личности осуществляется из психических процессов, которые протекают на фоне психических состояний. Они представляют собой наиболее стабильные и устойчивые, мало подверженные изменениям и при этом медленно накапливаемые психические образования. В качестве таковых Ковалев А. Г. выделил четыре основные категории. Список черт личности человека выглядит следующим образом:

  • темперамент;
  • направленность;
  • характер;
  • способности.

При этом он обращал внимание на определенную меру условности выделения данных структур, поскольку одни и те же свойства могут характеризовать и направленность, и характер, и оказывать влияние на проявление способностей. Однако, рассмотрение этих структур как относительно автономных очень важно. Ведь при наличии одинаковых свойств, например, темперамента люди могут сильно отличаться друг от друга по направленности, характеру и способностям.

Темперамент

Темперамент человека относится к биологически обусловленным свойствам личности и является тем фундаментом, на котором происходит ее формирование. Он отражает различия между людьми по таким критериям, как эмоциональная впечатлительность, интенсивность и устойчивость эмоций, темп и энергичность действий, и другим динамическим характеристикам. Свойства личности, им обусловленные, носят наиболее устойчивый и долговременный характер.

Согласно определению Теплова Б. М., о темпераменте можно говорить как о совокупности психических особенностей, характерных для данного конкретного человека, которые связаны с быстротой возникновения чувств и их интенсивностью.

Таким образом, для определения типа темперамента исследуют две основные динамические характеристики - активность и эмоциональность. Показатель активности поведения характеризует степень быстроты, стремительности, энергичности либо инертности и медлительности. Показатель эмоциональности характеризует эмоциональные процессы, отражая их знак, положительный либо отрицательный, и модальность - страх, гнев, радость и другие. Наиболее распространенной на сегодняшний день является классификация, предложенная еще Гиппократом в V веке до н. э., выделяющая четыре типа темперамента:

  • сангвинический;
  • флегматический;
  • меланхолический;
  • холерический.

У представителей сангвинического типа отмечаются быстро возникающие, но слабые чувства, флегматического - медленно возникающие и слабые чувства, меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, холерического - быстро возникающие и сильные чувства. Также можно отметить, что для представителей сангвинического и холерического типов темперамента свойственны быстрые движения, общая подвижность и предрасположенность к яркому внешнему выражению чувств через мимику, движения и речь. Для представителей флегматичного и меланхолического, наоборот, характерны медленные движения и тенденция к слабому выражению чувств. На практике очень редко можно встретить людей с ярко выраженным чистым типом темперамента, чаще встречаются смешанные типы, когда сочетаются черты двух видов темперамента.

Темперамент никоим образом не влияет на наличие способностей и одаренности человека. Выдающиеся таланты в различных сферах деятельности могут встречаться с одинаковой частотой при любом типе темперамента. Например, у таких известных русских писателей, как Гончаров И. А. и Крылов И. А., проявлялись черты флегматического типа темперамента, у Гоголя И. В. и Жуковского В. А. - меланхолического, у Герцена А. И. - сангвинического, у Пушкина А. С. были ярко выражены черты холерического. А у двух великих русских полководцем типы темпераментов были противоположны: у Суворова А. В. - холерический, у Кутузова М. И. - флегматический.

Постановка вопроса о том, какой тип темперамента лучше, некорректна. Каждый из них обладает как своими положительными, так и своими отрицательными сторонами. Ценные свойства личности сангвиника - живость, подвижность, отзывчивость, флегматика - спокойствие, отсутствие суетливости и торопливости, меланхолика - глубина и устойчивость чувств, холерика - энергичность, страстность, активность.

Имеется тенденция развития нежелательных черт личности:

  • у сангвиника, таких как легкомыслие и инфантильность, склонность распыляться, поверхностность чувств;
  • у флегматика - инертность, вялость, безучастность;
  • у меланхолика - чрезмерная замкнутость, излишняя застенчивость, склонность с головой погружаться в собственные переживания;
  • у холерика - резкость, несдержанность, склонность к эмоциональным "взрывам".

Направленность личности

Направленность личности выступает в качестве ведущей характеристики человека. Ее понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и имеющих относительную независимость от фактической ситуации. Другими словами, это основной мотивационный стержень человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки, которые стали свойствами личности и нашли свое проявление в определенных формах, в основе каждой из которых лежат мотивы деятельности человека. К этим формам относятся:

  • влечение;
  • желание;
  • интерес;
  • склонность;
  • идеал;
  • мировоззрение;
  • убеждение.

Характеристика форм направленности

В данном контексте под влечением понимается такое психическое состояние, которое выражает неразличимую, неосознаваемую либо недостаточно осознаваемую потребность. Как правило, влечение - явление временное, поскольку проявленная в нем потребность человека или угасает, или осознается и таким образом трансформируется в желание.

Желание - это уже осознанная человеком потребность и влечение к чему-либо конкретному. Желание благодаря достаточной осознанности обладает побуждающей силой. Оно способствует видению цели будущих действий и построению детального плана. Для данной формы проявления направленности характерно осознание, во-первых, своих потребностей и, во-вторых, потенциальных способов их удовлетворения.

Стремление обычно рассматривается как ощущаемое побуждение к деятельности. Оно появляется, когда желание сочетается с волевым компонентом.

Наиболее яркой и объемной характеристикой направленности личности выступают ее интересы, являясь важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. На субъективном уровне интерес обнаруживает себя в особом эмоциональном фоне, сопутствующем процессу познания или вниманию к определенным объектам. Удивительной особенностью интереса является то, что при его удовлетворении вместо угасания он, напротив, вызывает ряд новых, соответствующих более высоким уровням познавательной деятельности.

Склонность отражает направленность человека на определенный вид деятельности. По своей сути она является устойчивым интересом в динамике своего развития перерастающим в глубокую и устойчивую потребность человека в совершении той или иной деятельности. Это происходит тогда, когда к интересу подключается волевой компонент.

Идеал - это некий конкретный образ или представление предметной цели, на которые человек ориентируется, к которым стремится через реализацию своих склонностей.

Мировоззрение понимается как система субъективных взглядов человека на окружающий мир, на свое место в нем, на отношение к себе и к другим людям. Здесь находят свое отражение идеалы, ценностные ориентации, принципы и убеждения индивида.

Убеждение считают высшей формой направленности и рассматривают как систему мотивов личности человека, побуждающих его поступать согласно своим взглядам, принципам, мировоззрению. Понятия мотива и мотивации отличны друг от друга. Последнее является более широким и емким. Мотив - это устойчивое личностное свойство, изнутри побуждающее человека к определенным действиям. В формировании направленности личности основная роль принадлежит осознаваемым мотивам, поскольку они обеспечивают активизацию и направленность поведения. Их формирование берет свое начало из потребностей человека.

Характер

В психологии под характером принято понимать совокупность индивидуальных психических свойств, проявляющихся в типичных для данного индивида формах поведения и способах действия. Процесс формирования общих устойчивых черт личности осуществляется в ходе жизнедеятельности.

К чертам характера относятся не все ее особенности, а лишь наиболее существенные и устойчивые. К примеру, даже очень веселые и оптимистичные люди могут испытывать такие чувства, как печаль или грусть, но от этого они не становятся пессимистами или нытиками.

Классификаций основных психологических черт личности достаточно много. Чаще всего в отечественной психологической литературе встречаются два подхода. Согласно первому, все черты характера привязываются к психическим процессам и потому подразделяются на три группы. Список черт личности в этом случае получается таким:

  • Волевые - самостоятельность, организованность, активность, настойчивость, решительность и другие.
  • Эмоциональные - впечатлительность, порывистость, горячность, отзывчивость, безразличие, инертность и другие.
  • Интеллектуальные - любознательность, глубокомыслие, находчивость, сообразительность и другие.

Согласно второму подходу, черты характера личности описываются исходя из направленности личности. В сформированном характере в качестве ведущего компонента выступает система убеждений, которая задает долгосрочную, стратегическую направленность действий и поведения человека, обеспечивает уверенность в важности и справедливости выполняемого им дела, обуславливает настойчивость в достижении поставленных перед собой целей.

Черты характера, определяющие отношение к деятельности, выражаются в устойчивых интересах человека. У бесхарактерного человека отсутствуют цели совсем или очень разбросаны. Поверхностность и неустойчивость их интересов зачастую сопряжены с большой долей подражательности, с недостатком самостоятельности и целостности личности человека. И, напротив, содержательность и глубина интересов человека свидетельствуют о его целенаправленности и настойчивости.

Специфика характера личности проявляется в ситуациях выбора способов действий или типов поведения. В данном контексте можно говорить о такой черте характера, как степень выраженности мотивации на достижение успеха. От нее будет зависеть выбор человека либо в пользу действий, ведущих к успеху, - инициативность, соревновательная активность, готовность рискнуть, либо в пользу стремления просто избежать неудачи - избегание рисков, уклонение от ответственности, неактивность, безынициативность.

Все черты характера личности условно можно отнести к двум видам - мотивационным и инструментальным. Первые, соответственно, побуждают и направляют деятельность, а вторые придают ей определенный стиль. Например, при выборе цели действия проявляется мотивационная черта личности. Однако после того, как цель определена, больше проявляются инструментальные черты характера, которые определяют выбор тех или иных способов достижения этой цели.

Характер формируется постепенно и может претерпевать трансформации на протяжении всей жизни человека. И этот процесс можно сделать осознанным. Как говорил известный английский писатель Уильям Мейкпис Теккерей, посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.

Способности человека

Согласно подходу отечественного ученого Теплова Б. М., под способностями понимаются такие индивидуально-психологические особенности, которые, с одной стороны, отличают одного человека от другого, с другой - имеют отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многочисленных деятельностей, с третьей - не сводятся к уже имеющимся у человека знаниям, навыкам и умениям.

Способности человека определяют степень легкости и быстроты приобретения и усвоения им знаний, умений и навыков. В свою очередь, приобретенные знания, умения и навыки оказывают существенное содействие дальнейшему развитию способностей, а их отсутствие, напротив, служит тормозом для развития способностей. В психологии чаще всего классифицируются следующим образом:

  • способность;
  • одаренность;
  • талант;
  • гениальность.

Успешное выполнение любой деятельности находится в зависимости не от какой-то одной, а от сочетания сразу нескольких способностей. При этом сочетание, приводящее к одному и тому же результату, может обеспечиваться различными способами. В случае отсутствия необходимых задатков к успешному развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более глубокого развития и проработки других.По мнению Теплова Б. М., способности не могут существовать при отсутствии постоянного процесса развития. Способность, которая не практикуется, со временем утрачивается. Только благодаря усердию, постоянным упражнениям, систематическим занятиям такими сложными видами деятельности, как математика, музыка, художественное или техническое творчество, спорт возможно поддержание и развитие у себя соответствующих способностей.

Как великого художника не приняли в академию

Отождествление в повседневной практике способностей и навыков зачастую приводит к ошибочным суждениям и выводам, в особенности в педагогической практике. История о том, как знаменитого художника Сурикова В. И. на начальном этапе его развития не приняли в Академию художеств, удостоилась быть внесенной в психологическую литературу в качестве примера для лучшего понимания категории "способности".

Страсть Сурикова В. И. к рисованию была очевидна с раннего детства. Какое-то время он брал уроки в красноярском уездном училище. После смерти отца ввиду стесненных финансовых обстоятельств хорошее образование было не по карману для его семьи. Юноша попал на службу в качестве писца в губернаторское управление. Как-то его рисунки попались Замятину П. Н. - енисейскому губернатору, и тот углядел в них огромный художественный потенциал автора. Он нашел Сурикову В. И. мецената, готового оплатить обучение в Академии художеств. Но несмотря на это, первая попытка поступления в учебное заведение не завершилась успехом.

Педагоги совершили ошибку потому, что не смогли различить отсутствие умений и навыков и отсутствие способностей. Несмотря на то что выдающиеся способности юного художника проявились достаточно рано, умений и навыков рисования на тот момент у него еще было недостаточно.

В течение трех месяцев Суриков В. И. овладел нужными навыками и умениями и в результате был зачислен в Академию художеств. В процессе учебы он получил четыре серебряные медали за свои работы и был удостоен нескольких денежных премий.

Его пример показывает, что нужно верить в себя, в свою мечту и настойчиво добиваться своей цели.

Время на чтение: 2 мин

Характер личности – это качественная индивидуальная характеристика, объединяющая в себе устойчивые и постоянные свойства психики, которые определяют поведение и особенности отношения человека. Дословно, в переводе с греческого языка, характер означает примета, черта. Характер в структуре личности объединяет в себе совокупность различных ее качеств и свойств, накладывающих отпечаток на поведение, деятельность и индивидуальное проявление. Совокупность существенных, а главное, устойчивых свойств и качеств определяют весь образ жизни человека и его способы реагирования в той или иной ситуации.

Характер индивида формируется, определяется и образуется на протяжении всего его жизненного пути. Взаимосвязь характера и личности проявляется в деятельности, общении, обуславливая при этом типичные способы поведения.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы. К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к .

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.

Особенности характера личности

Главнейшей особенностью характера в структуре личности является – его определенность. Но это не означает доминирование одной черты. Господствовать в характере могут несколько черт, противоречащих или не противоречащих друг другу. Характер может потерять свою определенность при отсутствии четко выраженных его черт. Система моральных ценностей и убеждений личности является также ведущим и определяющим фактором в формировании особенностей характера. Они устанавливают долговременную направленность поведения личности.

Особенности характера индивида неразрывно связаны с его устойчивыми и глубокими интересами. Недостаток цельности, самодостаточности и самостоятельности личности тесно взаимосвязан с неустойчивостью и поверхностностью интересов индивида. И, наоборот, цельность и целенаправленность, настойчивость человека напрямую зависит от содержательности и глубины его интересов. Однако сходство интересов еще не предполагает и схожесть характерных особенностей личности. Например, среди ученых можно встретить как веселых людей, так и грустных, как добрых, так и злых.

Чтобы понять особенности характера личности следует также обратить внимание и на его привязанности, досуг. Это может раскрыть новые грани и особенности нрава. Также важно обращать внимание на соответствие поступков человека его установленным целям, потому что индивид характеризуется не только действием, но и тем, как именно он их производит. Направленность деятельности и сами действия формируют у личности доминирующие духовные или материальные потребности, интересы. Поэтому, характер, следует понимать только как единство образа деяний и их направленность. Именно от сочетания особенностей характера личности и его свойств зависят настоящие достижения человека, а не от наличия умственных возможностей.

Темперамент и характер личности

Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.

Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.

Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.

Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом возрасте.

Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.

Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.

Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.

Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.

Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.

Типы характера личности

Сегодня в специфической литературе существует множество критериев, по которым определяют типы характера личности.

Типология, предложенная Э. Кречмером, сейчас является наиболее популярной. Заключается она в разделении людей на три группы в зависимости от их телосложения.

Люди-пикники – это люди, которые склонны к образованию излишнего веса или слегка полноватые, небольшого роста, но с крупной головой, широким лицом и укороченной шеей. Тип характера у них соответствует циклотимикам. Они эмоциональные, коммуникабельные, легко адаптирующиеся к разнообразным условиям.

Люди-атлетики – это высокие и широкоплечие люди, с хорошо развитыми мускулами, выносливым скелетом и могучей грудной клеткой. Им соответствуют иксотимический тип характера. Это люди властные и достаточно практичные, спокойные и невпечатлительные. Иксотимики сдержаны в жестах и мимике, плохо адаптируются к переменам.

Люди-астеники – это люди, склонные к худобе, мускулатура слабо развита, грудная клетка плоская, руки и ноги длинноватые, обладают удлиненным лицом. Соответствует типу характера шизотимикам. Такие люди очень серьезные и склонны к упрямству, трудно адаптируются к переменам. Характеризуются замкнутостью.

К.Г. Юнг разработал другую типологию. В основе ее лежат преобладающие функции психики (мышление, интуиция). Его классификация разделяет субъектов на интровертов и экстравертов в зависимости от доминирования внешнего или внутреннего мира.

Экстраверт характеризуется прямотой, открытостью. Такой человек чрезвычайно коммуникабельный, активный и имеет множество друзей, товарищей и просто знакомых. Экстраверты любят путешествовать и брать от жизни все. Экстраверт часто становится инициатором вечеринок, в компаниях он становится их душой. В обычной жизни он ориентируется только на обстоятельства, а не на субъективное мнение окружающих.

Интроверт, наоборот, характеризуется замкнутостью, обращенностью в себя. Такой человек отгораживается от окружающей среды, тщательно поддает анализу все события. Интроверту тяжело даются контакты с людьми, поэтому у него мало друзей и знакомых. Интроверты предпочитаю одиночество шумным компаниям. У этих людей завышенная степень тревожности.

Также существует типология, основанная на взаимосвязи характера и темперамента, которая подразделяет людей на 4 психотипа.

Холерик – это довольно порывистый, быстрый, страстный и наряду с этим неуравновешенный человек. Такие люди подвержены резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам. Холерики не обладают равновесием нервных процессов, поэтому быстро истощаются, бездумно расходуя силы.

Флегматики отличаются невозмутимостью, неспешностью, устойчивостью настроений и стремлений. Внешне они практически не проявляют эмоции и чувства. Такие люди довольно настойчивы и упорны в работе, при этом всегда остаются уравновешенными и спокойными. Свою неспешность в работе флегматик компенсирует прилежанием.

Меланхолик представляет собой очень ранимого человека, склонного к стабильному переживанию различных событий. На любые внешние факторы или проявления меланхолик реагирует остро. Такие люди очень впечатлительны.

Сангвиник – это подвижный, активный человек, обладающий живостью характера. Он подвержен частым сменам впечатлений и характеризуется быстротой реакций на любые события. Легко примерим с неудачами или неприятностями, постигшими его. Когда сангвинику интересна его работа – он будет достаточно продуктивен.

Также К. Леонгардом выделено 12 типов, часто встречающихся у людей с неврозами, акцентуированных харак­теров. А Э. Фромм описал три социальные типы характеров.

Психологический характер личности

Всем уже давно известно, что в психологическом характере личности в процессе ее развития и жизнедеятельности происходят существенные изменения. Такие изменения подвержены типичным (закономерным) и нетипичным (индивидуальным) тенденциям.

К типичным тенденциям относят изменения, происходящие с психологическим характером в процессе взросления человека. Происходит это потому, что чем старше становится индивид, тем быстрее он избавляется от детских проявлений в характере, которые и отличают детское поведение от взрослого. К детским чертам характера личности можно отнести капризность, плаксивость, страхи, безответственность. К взрослым чертам, которые приходят с возрастом, можно отнести терпимость, жизненный опыт, разумность, мудрость, расчетливость и др.

По мере продвижения по жизненному пути и приобретению жизненного опыта у индивида происходят изменения во взглядах на события, и меняются их отношения к ним. Что в совокупности тоже влияет на окончательное формирование характера. Поэтому существуют определенные различия между людьми разных возрастных групп.

Так, например, люди в возрасте приблизительно от 30 до 40 лет обитают в основном в будущем, они живут идеями и планами. Все их мысли, их активность направлены на реализацию будущего. А люди, достигшие 50 лет, подошли к рубежу, где встречается их сегодняшняя жизнь одновременно с прошлой жизнью и будущей. И поэтому, их характер видоизменяется таким образом, чтобы соответствовать настоящему. Это тот возраст, когда люди полностью прощаются с мечтами, но еще не готовы ностальгировать по прожитым годам. Люди, которые преодолели 60-летний рубеж, о будущем уже практически не задумываются, их намного больше волнует настоящее, у них появляются воспоминания о прошлом. Также в связи с физическими недомоганиями им уже недоступен ранее взятый темп и ритм жизни. Это приводит к появлению таких черт характера, как неторопливость, размеренность, умиротворенность.

Нетипичные, специфические тенденция связаны непосредственно с событиями, пережитыми человеком, т.е. обуславливаются прошлой жизнью.

Как правило, гораздо быстрее закрепляются и быстрее появляются такие черты характера, которые похожи на уже имеющиеся.

Следует всегда помнить, что характер это не неизменная величина, он формируется на протяжении всего жизненного цикла человека.

Социальный характер личности

Индивиды любого социума, несмотря на их индивидуальные личностные особенности и различия, обладают общим в своих психологических проявлениях и свойствах, поэтому действуют как обычные представители данного социума.

Социальный характер личности – это общий способ приспосабливаемости личности к влиянию социума. Он создается религией, культурой, системой образования и воспитанием в семье. Также следует учитывать, что даже в семье ребенок получает то воспитание, которое одобрено в данном социуме и соответствует культуре, считается нормальным, обычным и естественным.

По Э. Фромму социальный характер означает результат приспособления человека к тому или иному образу организации социума, к культуре, в которой он воспитывается. Он считает, что ни одно из известных развитых обществ в мире не дадут личности самореализоваться в полной мере. Из этого выходит, что личность с рождения находится в конфликте с обществом. Поэтому, можно сделать вывод, что социальный характер личности – это своеобразный механизм, позволяющий личности свободно и безнаказанно существовать в любом социуме.

Процесс адаптации индивида в обществе происходит с искажением характера самого индивида и его личности, в ущерб ей. Социальный характер по Фромму это своеобразная защита, ответ индивида на ситуацию, которая вызывает фрустрацию на социальную среду, не дающую свободно самовыражаться личности и полноценно развиваться, ставящей ее заведомо в рамки и ограничения. В обществе человек не сможет полностью развить, заложенные в него природой, задатки и возможности. Как считал Фромм, социальный характер прививается индивиду и носит стабилизирующий характер. С того момента как индивид начал обладать социальным характером, он становится полностью безопасным для общества, в котором он живет. Фромм выделил несколько вариантов такого характера.

Акцентуация характера личности

Акцентуация характера личности – это ярко выраженная особенность черт характера, находящаяся в пределах признанной нормы. В зависимости от величины выраженности черты характера акцентуацию подразделяют на скрытую и явную.

Под влиянием специфических факторов среды или обстоятельств, некоторые слабовыраженные или совсем не проявляющиеся черты могут ярко выразиться – это называется скрытой акцентуацией.

Под явной акцентуацией понимают крайнее проявление нормы. Такой тип характеризуется постоянством черт для определенного характера. Акцентуации опасны тем, что могут способствовать развитию расстройств психики, ситуативно-определенным патологическим нарушениям поведения, неврозов и др. Однако не стоит путать и отождествлять акцентуацию характера личности с понятием патология психики.

К. Леонград выделил основные типы и сочетания акцентуаций.

Особенностью истероидного типа является эгоцентризм, чрезмерная жажда внимания, признания индивидуальных способностей, потребность в одобрении и почитании.

Высокой степенью общительности, подвижностью, склонностью к озорству, чрезмерной самостоятельности склонны люди с гипертимным типом.

Астеноневротический – характеризуется высокой утомляемостью, раздражительностью, тревожностью.

Психостенический – проявляется нерешительностью, любовью к демагогии, самокопанию и анализу, мнительностью.

Отличительной чертой шизоидного типа является замкнутость, отстраненность, необщительность.

Сенситивный тип проявляется повышенной обидчивостью, чувствительностью, стеснительностью.

Возбудимый – характеризуется склонностью к регулярно повторяющимся периодам тоскливого настроения, накапливанию раздражения.

Эмоционально-лабильный – характеризуется очень изменчивым настроением.

Инфантильно-зависимый – наблюдается у людей, заигравшихся в детей, которые избегают брать ответственность на себя за свои действия.

Неустойчивый тип – проявляется в постоянной тяге к различного рода развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»


Образец психолого-педагогической характеристики ученика:

Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 11.04.2011 г. по 07.05.2011 г. В процессе сбора материала использовались следующие методы: наблюдение во время учебных занятий, во время перемен; беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителем-предметником; тестирование; изучение классного журнала, личных дел.

1. Общие сведения об учащемся

Иванов Андрей Александрович — ученик 6 «В» класса СШ № 10 города N. Родился 31 мая 1999. По результатам медицинского обследования он числится в 1-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Медицинскими работниками даны рекомендации закаливания.

2. Условия семейного воспитания

Семья, в которой живёт Иванов Андрей, по составу — полная. Отец — Иванов Александр Александрович — работает на … Мать — Иванова Елена Михайловна — преподавателем в … В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.

Для Андрея созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания.

Из ответов на вопросы предоставленной Андрею анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить мусор, особенно нравится мальчику поливать цветы.

Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

По словам классного руководителя, родители Иванова Андрея регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Андрея. Немаловажно также и то, что родители мальчика регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.

3. Учебная деятельность учащегося

Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Ивановым Андреем, — это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.

У Андрея хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,3 балла.

Иванов Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы мальчика не всегда верные, его активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Андрей проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Мальчик тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.

По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.

4. Трудовая деятельность учащегося

Иванов Андрей проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Он посещает факультатив по информатике и математике, спортивную секцию (баскетбол), музыкальную школу. В свободное время Андрей также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями.

Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.

Несмотря на то, что Андрей учится ещё только в 6 классе, но с выбором профессии уже определился: по его собственным словам, в будущем мальчик мечтает стать «великим математиком» и хотел бы «учиться в Италии».

5. Психологические особенности личности учащегося

В результате наблюдений за Андреем установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.

Методика изучения самооценки показала, что Андрей обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Андрея характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе.

Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Андрей переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.

У мальчика хорошая успеваемость по всем предметам. Но в анкете он ответил, что любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы.

Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.

Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Андрей: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.

6. Особенности познавательной деятельности

Как уже было сказано, Андрей обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске). Он отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.

У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая икомбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).

Также у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Андрея очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий, в некоторых ситуациях мальчик опережает своих сверстников.

7. Общие психолого-педагогические выводы

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Андрея. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик.

Андрей очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Андрея большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

    Кроме статей, перечисленных в категории «Психологические черты личности», есть черты, информации на отдельную статью не набирающие. Часть из них характеризует доминирующие в личности эмоции: Б Беспокойный В Важный Весёлый Вредный Вспыльчивый… … Википедия

    Основная статья: Школа волшебниц Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Winx Club». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список… … Википедия

    Ниже представлен список серий сериала «Пуаро» (англ. «Agatha Christie s Poirot»), снятого на основе детективных повестей и романов Агаты Кристи о бельгийце Эркюле Пуаро. Содержание 1 Первый сезон (1989) … Википедия

    Основная статья: Winx Club Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Winx Club». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список вместе… … Википедия

    Содержание 1 Главные герои 2 Родственники 3 Персонажи второго плана … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 июля 2012. Дата постановки к улучшению 9 июля 2012 … Википедия

    Эта статья о персонажах Gunnm. Об аниме и манге см. Battle Angel. Содержание 1 Основные персонажи 1.1 Гали … Википедия

    Содержание 1 Русскоязычные 2 На других языках 3 0 9 4 Латиница … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/22 октября 2012. Дата постановки к улучшению 22 октября 2012 … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/20 декабря 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия