Контрольные вопросы и задания. Что мы знаем о стрессе? Стойкие нарушения адаптации

Стресс – комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стрессы могут быть позитивными и негативными.

Позитивный стресс приводит к тому, что мы работаем лучше и более креативно. В этом случае все наши органы восприятия проясняются и готовы к работе. Такой позитивный стресс не только не опасен, нет, но даже полезен. Он способен повысить работоспособность. Негативный стресс, напротив, лишает человека сил и создает большие проблемы для индивида и организации.

Причины стресса формируются с воздействием двух групп факторов:

а) организационные факторы:

1) перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

2) слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;

3) неинтересная работа;

4) ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

5) неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов;

6) плохие условия труда;

7) плохая информированность;

8) неопределенность положения работника, неизвестность в ожидании решения руководства.

б) личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

1) положительные события (свадьба, назначение на новую должность, очень крупная покупка, беременность и др.);

2) негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности, увольнение с работы, финансовые потери и т.д.).

Ученые выяснили, что от установки каждого человека зависит то, насколько быстро и сильно он реагирует на стресс. Честолюбивому человеку стресс и нагрузка вредят значительно больше, чем тому, кто более отстраненно воспринимает завышенные требования и ожидания. Решающим является то, чувствует ли себя человек в напряженной ситуации под давлением или же воспринимает ее скорее как вызов, как возможность доказать, чего он на самом деле стоит. У каждого человека свои критерии определения чего-либо как напряжения и давления. Некоторые только-только входят во вкус и заметно расцветают тогда, когда другие чувствуют себя совершенно измученными и дестабилизированными. Кто-то особенно чувствителен в определенных областях и именно здесь чрезвычайно быстро реагирует на стресс физическими симптомами. Известная мера напряжения нам необходима и даже полезна. Например, в ситуациях явной опасности важно, чтобы организм работал быстро и надежно, выбрасывая большую дозу адреналина и обеспечивая тем самым способность к реакции, необходимой в данный момент. Стресс помогает быстро реагировать в критической ситуации. И в менее опасные моменты часто полезно быть в особенном тонусе, чтобы быстро воспринимать и использовать важную информацию. Например: в ситуации экзамена или проверки, в случае важного разговора с коллегами или начальством, на дороге, при телефонных разговорах с клиентами, в случае общения с различными инстанциями и городскими службами, если речь идет о финансовых вопросах или отношениях. Даже в ситуациях, которые мы не стали бы связывать с понятием стресса, наш организм часто реагирует тем же напряжением, каким он реагирует в перечисленных выше ситуациях.

Именно ситуации, требующие приложения всей вашей энергии, учат вас гибкости и подталкивают к разработке иных стратегий. Но если вы будете стремиться решать новые задачи, справляться с новой нагрузкой при помощи старых стратегий, вы очень быстро натолкнетесь на собственные пределы. И почувствуете себя измученными и обессиленными, т.е. окажетесь в состоянии стресса.

Чем скорее вы решитесь отвечать на вызовы и справлять с задачами, которые ставить перед вами окружающий мир, тем стабильнее будет ваше здоровье и работоспособность. Эта уверенность в своих силах будет поддерживать вас тем больше, чем последовательнее вы будете стараться не предъявлять себе требований. Здесь большое значение имеют техники снятия стресса.

Огромное количество организаций уделяют большое внимание тренингам по управлению стрессами. Дело в том, что их сотрудники просто обязаны уметь справляться с подобными ситуациями. Ведь если они позволят стрессу победить себя, эффективность их труда станет гораздо ниже. А когда у сотрудников плохая производительность, то и организация теряет все свои преимущества на рынке. Эффективное управление стрессами сводится к следующему: изменяйте те вещи, которые можете изменить и принимайте те, которые вы изменить не в силах.

Факторы стрессов в окружающей среде: 1. Работа : количественная, перегрузка, качественная, перегрузка, необъясненные, переменная, плохое оборудование. 2. Структурный климат : слабая коммуникация, недостаток соучастия, неправильно определенная иерархия. 3. Внеорганизационные факторы : семья, экономика, общество, обстоятельства жизни, преступность, повышение цен 4. Роль на работе: ролевой конфликт, ролевая неясность, ответственность за людей, недостаток поддержки у менеджера, несоответствие статусу. 5. Проблемы карьеры : замедленное продвижение, слишком быстрое продвижение, несправедливость, недостаток подготовки, несоответствие квалификации 6. Отношения: с руководителями, подчиненными, сотрудниками, клиентами 7. Личные стрессы : потребности, надежды и достижения, эмоциональная неустойчивость, завышенная (заниженная) самооценка, неясность.

Можно выделить, как минимум, две классификации методов нейтрализации стрессов. В основу первой классификации положена природа антистрессового воздействия:

· физическая (баня, закаливание, водные процедуры, световое воздействие),

· биохимические (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, др.),

· физиологическая (массаж, акупунктура, физические упражнения, др.),

· психологическая (аутотренинг, медитация, рациональная терапия, др.).

Наиболее простыми будут физические методы уменьшения стресса - воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности. Многочисленные наблюдения показывают, что закаливание, сауна и русская парная баня являются прекрасными антистрессорными методами, которые веками использовались в народной медицине. Солнечные ванные в умеренных дозах также оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье.

Биохимические методы снятия стресса включают в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию.

Последний метод заключается в управлении психическим состоянием человека с использованием эфирных масел, которые обладают седативными и антистрессорными свойствами. Наиболее известными успокаивающими свойствами обладают запахи лаванды, валерианы, мелисы, иланг-иланга и нероли. Для проведения ароматерапии используют ароматическую водяную лампу, курящиеся палочки, душистые ванны или массаж с маслами.

Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения мышечную релаксацию и дыхательные техники.

Психологические методы уменьшения стресса это аутогенная тренировка, медитация, метод биологической обратной связи, дыхательные техники, мышечная релаксация, рациональная психотерапия, диссоциирование от стресса, использование позитивных образов (визуализация), нейролингвистическое программирование.

Кратко рассмотрим основные психологические методы. Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения, с её помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме. Система появилась в 1930-х г.г., благодаря Иоганну Шульцу, который создал своё направление на западной и восточной (в частности, система йогов).

Медитация имеет общие корни с аутогенной тренировкой, но всё же отличается от последней, требующей большого волевого усилия и сознательного контроля над процессом саморегуляции. Так во время занятий аутотренингом необходимо постоянное усилие воли для борьбы с неустойчивой модуляцией мыслей и ощущений, то в медитации волевой контроль отсутствует.

Под биологической обратной связью (БОС) понимают такие методы саморегуляции вегетативных функций человека, которые позволяют непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и влиять на них с использованием технических устройств.

Дыхательные техники также очень эффективно влияют на нормализацию психологического состояния человека. Наше психологическое состояние отражается на характере дыхания, а, с другой стороны, изменяя характер дыхания, мы можем изменить в нужном направлении наше настроение.

Способов нейтрализации стрессов немало. Одни способы предполагают осознание стрессовой ситуации, разработку этапов по преодолению стресса. Другие – релаксационные – мероприятия, методы по снижения напряжения (отдых, сон, специальные упражнения, общение с близкими), особо эффективны в ситуациях утомления, профессионального выгорания. В идеале использовать не один, а совокупность данных способов.

1. Итак, необходимо начать с анализа своих чувств, ощущений («Я чувствую усталость, подавленность, раздражение, агрессию, безразличие и т.д.»). Поиск источника стресса необходим. Именно знание источника определяет, следует ли с ним бороться.

2. Распространенная причина профессионального стресса – цейтнот. Проведение совещаний, переговоров, отъезды – все эти события регулярны. Эффективный тайм – менеджмент – большая ценность в современном мире. В данном случае следует планировать деятельность на каждый день (всем, не только руководителям!). Для этого необходимо ответить на вопросы: какие задачи нужно решить в первую очередь? Какие проблемы наиболее важные? Но также следует оставлять время и на непредвиденные ситуации.

3. Отдых, расслабление необходимо включать в список нужных дел. В данном случае речь идет как о кратковременном отдыхе (это различные упражнения для расслабления, которые можно использовать и во время работы), так и регулярном отдыхе – сне. И еще, что тоже очень значимо, необходимости отпуска для восстановления сил. Каждый из нас имеет такую же потребность в отдыхе, как и потребность в деятельности даже если вы очень работоспособны и эмоционально устойчивы, напряжение имеет свойство постепенно из «клубочка» превращаться в большой «снежный ком».

4. Занятие любимыми видами деятельности дает заряд энергии, приносит удовольствие. Занимаясь делом по душе, вы чувствуете определенную свободу: ведь это полностью ваш выбор. Хобби часто дает нам новую информацию, помогает чему-то научиться, что-то в себе развить, будь то чтение, коллекционирование чего-либо, путешествия, кулинария, спорт и многое другое.

5. Физические упражнения – давно известный способ сбросить негатив. Зарядка, плавание, спортивные игры – отличное средство для выхода отрицательной энергии.

6. Чаще бывайте на свежем воздухе: полезный эффект можно заметить и от пикника с друзьями, и от простой прогулки.

7. Слушаете музыку, посещайте концерты. Такая атмосфера помогает погрузиться в особый мир – мир фантазии. Кроме того, нахождение в кругу людей открывает возможность новых знакомств, общения.

8. Соберите дома небольшую коллекцию любимых книг, музыкальных произведений, фильмов, которые помогают вам расслабиться и приятно провести время.

9. Время от времени делайте подарки своим близким и себе в частности, когда у вас плохое настроение, вы чем-то угнетены. Делая приятно самым дорогим людям, вы сами почувствуете себя лучше, вместе порадуетесь. Проявляя заботу о близких, мы перестаем чувствовать себя одинокими, ощущаем свою значимость и ценность семейных и дружеских отношений.

10. Посмотрите на проблемную ситуацию с разных сторон: представьте, как вы обычно действуете в такие моменты, и как еще можно поступить. И чем больше вариантов вы сможете отыскать, тем лучше. Пусть в списке окажутся даже те решения, которые вам совершенно не свойственны, непривычны и, возможно, кажутся неприемлемыми. А вдруг это и есть наилучший выход? Часто бывает полезно отходить от привычных программ, схем поведения. Это способствует избавлению от зацикленности и шаблонности мышления, проявлению гибкости, а следовательно, и творчества.

11. Кстати о творчестве. Следует чаще обращаться к глаголу «создавать». Это могут быть идеи, предметы – все, что угодно. Создавая что-либо новое, человек развивает себя, повышает свою значимость. Поэтому чаще стоит подключать воображение, а поле для творческой деятельности всегда найдется на любой работе.

12. Попытайтесь относиться к некоторым ситуациям с юмором. Смех дает разрядку, снижает значимость стрессовой ситуации, помогает регулировать эмоциональное состояние.

13. Всегда пытайтесь из возникающих сложных ситуаций извлекать опыт. Это, во-первых, способствует личностному и профессиональному росту. Во-вторых, помогает адаптироваться к возможным стрессовым ситуациям в будущем.


Похожая информация.


Ежедневно человек сталкивается с множеством стрессовых ситуаций. От этого никуда не деться, поэтому психология предлагает людям способы, с помощью которых можно избежать стресса или бороться с ним.

От того, какие стрессоры окружают человека, и как человек на них реагирует, складывается общая картина его психофизического и эмоционального состояния.

Виды стресса — плохой и хороший

Принцип действия стрессоров на организм

Стресс – это реакция организма на действие раздражителей, которые называют стрессорами. В психологии существуют такие понятия, как полезный и вредный стресс. Их различают по воздействию на организм человека и по последствиям, которые возникают через некоторое время.

Дистресс разрушительным образом воздействует на нервную систему и на внутренние органы человека. Именно он становится причиной депрессий, хронических болезней и психических отклонений. Помимо него существует и эустресс – положительная форма стресса. Он не несёт разрушающего эффекта и часто связан с радостными моментами в жизни человека.

Стрессорами могут быть любые факторы, окружающие человека в повседневной жизни.

Одни имею кратковременное и незначительное воздействие на субъект, другие же действуют длительное время, что приводит к хроническим проявлениям стресса.

Так или иначе, полностью избавиться от них невозможно. Для того чтобы снизить влияние стрессоров на организм, психологи разработали специальные методики и тренинги для повышения стрессоустойчивости индивидов.

Стадии развития стресса

Классификация стрессоров по Л. В. Леви

Согласно работам Л. В. Леви, человек постоянно пребывает в состоянии стресса. Это обусловлено любым воздействием извне или процессами внутри организма. Леви разделяет стрессоры на два вида: кратковременные и долгосрочные.

Кратковременные стрессоры

Могут возникать внезапно или же повторяться через какой-то промежуток времени. Они имеют незначительное влияние на нервную систему и не могут перейти в хроническую форму. К ним относятся:

  1. Неудачи, ошибки, промахи. Сигналы могут поступать и при напоминании о стрессоре. Если человек самостоятельно вспоминает прошлый неудачный опыт или ему кто-то его напоминает, то сила стресса может быть такой же сильной, как в момент события. В основном острота реакции на воспоминания со временем снижается.
  2. Шум, яркий свет, неприятные замахи, перепады температур. Воздействие внешних раздражителей на индивида во время выполнения им какой-либо работы приводит к снижению концентрации внимания.
  3. Страх, испуг. Ожидание и боязнь физической боли, боязнь причинить боль другим, критика или насмешки над ним приводят человека в состояние стресса. Если человек испытывает эти чувства на протяжении длительного времени, то они становятся стрессорами долгосрочного действия.
  4. Дискомфорт. Влияние на человеческий организм внешних факторов, таких как жара, холод, сырость и т. д. вызывает реакцию защитной системы, что является вполне нормальным.
  5. Скорость, спешка, высокий темп. Когда субъект торопят, принуждают делать что-то быстрее, чем он привык, он подвергается воздействию стрессора.

Долгосрочные стрессоры

Длительное их воздействие не только вносит коррективы в спокойную и размеренную жизнь, но и может значительно сказаться на здоровье субъекта.

Стрессор — служба в армии

К долгосрочным относятся:

  1. Полное ограничение или изоляция. Например, тюремное заключение, тотальный родительский контроль, отбывание срочной службы в армии или обычная диета. Любое ущемление организма в привычных для него потребностях имеет сказывается на нервной системе.
  2. Опасная работа или экстремальный образ жизни. Люди, которые выполняют свой долг, рискуя своей жизнью, подвергаются долгосрочному влиянию стрессоров. Любовь к экстремальным видам спорта или адреналиновая зависимость способствуют проявлению стрессоров.
  3. Фоновое воздействие. При постоянной необходимости оказывать сопротивление в любой из сфер жизни, человек страдает его психофизическое состояние. Причиной этому могут стать вражда с каким-то субъектом или военные действия.
  4. Переутомление, длительное выполнение однотипной работы. Действия, которые приводят к умственной или физической усталости способны значительно влиять на работу органов и систем.

Для того, чтоб снизить влияние окружающих раздражителей, нужно избегать столкновения с ними или же изменить своё отношение к ним.

Влияние стрессоров разного типа

Семейные стрессоры

Главные стрессоры окружающей среды кроются вовсе не во внешнем мире, а в семье. Влияние стрессоров на психофизическое состояние человека классифицируется по двум параметрам: различают нормативные стрессоры и ненормативные.

Первые являются естественным этапом в жизни любого индивида. Как и любое нарушение границ нынешней действительности, они вызывают стрессовое состояние. Чаще всего тут выступает эустресс. Но и дистресс встречается не меньше.

Семейные стрессоры — ссоры родителей

Кризисными моментами нормативного характера являются:

  • создание своей семьи;
  • ожидание первенца;
  • воспитание ребёнка и т. д.

Помимо таких этапов в жизни могут произойти и другие происшествия, накладывающие отпечаток на всех членов семьи. Это может быть:

  • болезнь или смерть близкого человека;
  • развод;
  • раздел детей и имущества;
  • измена;
  • домашнее насилие;
  • смена места жительства и т. д.

В каждой семье происходят стрессовые ситуации, способные укрепить её или разрушить. Вне зависимости от возраста и социального статуса членов семьи, сложности обязательно будут возникать. Отличается лишь природа их происхождения и реакция на них домочадцев. Слабая коммуникация между родственниками только усиливает влияние стрессоров на их жизнь.

Помимо прочего, в семейных стрессах различают горизонтальные и вертикальные стрессоры.

Это линии развития стрессовых ситуаций, которые имеют влияние не только на текущую ситуацию, но и на дальнейшую жизнь людей. Этот факт ещё раз подтверждает то, что люди, в большинстве своём, повторяют жизнь своих родителей.

Что может быть стрессором — перечень

Стрессоры по степени контроля

В зависимости от происходящих в жизни человека событий складывается его дальнейшая судьба. Но главное, что выносит организм из любого стресса, – это память. Недостаток стрессоустойчивости компенсируется агрессивностью и конфликтным отношением к окружающим. Со временем субъект настолько привыкает к такому положению вещей, что вовсе не видит других вариантов реакции.

Психологами была составлена градация видов стрессоров: от тех, на которые может повлиять человек, до стрессоров, которые неподвластны воле субъекта. Это помогает лучше понять природу происхождения стрессоров и выработать принципы борьбы с ними.

2 вида стрессоров

Классификацию стрессоров по степени контроля можно рассмотреть на таком примере:

  • Оторванная пуговица на любимом костюме – этот фактор вполне можно исправить силами самого субъекта;
  • Отсутствие денег или других материальных ценностей – тоже можно исправить. Но придётся приложить больше сил и потратить значительное количество времени;
  • Ссоры в семье – для исправления положения потребуется обоюдное желание оппонентов, самостоятельно разрешить ситуацию очень проблематично;
  • Болезнь – такой стрессор не всегда можно изменить даже при наличии огромного желания и стремления;
  • Страна проживания – можно исправить, но потребуется приложить для этого много усилий, без определённой материальной базы, этот стрессор исключить нельзя;
  • Правительство – человек в одиночку никак не сможет изменить этот факт;
  • Эпоха – такой стрессор никак нельзя изменить.

Болезнь — серьезный стрессор

Если взглянуть, на этот перечень, то становится ясно, что больший дискомфорт вызывают именно те стрессоры, на которые человек сам может повлиять. Из этого можно сделать вывод, что избежать большинства дистрессов не так уж и сложно.

Профессиональные стрессоры

Трудовая деятельность является корнем большинства нарушений психофизического состояния, а также хронических неврозов у людей среднего возраста. Непосильные нагрузки, а также давление со стороны руководства вводят субъект в стрессовое состояние. Человек проживает эту историю изо дня в день, и стресс становится хроническим.

Профессиональные стрессоры — виды

Трудовые стрессоры выглядят как перегрузки и недогрузки в работе:

  • Избыток трудовой деятельности крайне негативно влияет на организм. Он приводит к истощению физических и психологических ресурсов человека.
  • Недостаток провоцирует проблемы с восприятием полноценности своего «Я». Возможны снижение самооценки и раздражительность.

Избыток и недостаток трудовой деятельности почти одинаково действуют на организм.

Должностные стрессоры проявляют себя в тот момент, когда человеку становятся непонятными требования к нему. Неопределённость вызывает чувство тревоги и собственной неполноценности.

Карьерные стрессоры – это не что иное, как продвижение по службе или, наоборот, его отсутствие, или увольнение. Влияние оказывает и такой фактор, как несправедливость по отношению к сотрудникам. Личностные факторы указывают на проблемы в совмещении работы и личной жизни.

Заключение

На примере различных видов стрессоров можно рассмотреть влияние особенностей воздействия стрессоустойчивости. Чем выше она у человека, тем меньше он подвержен дистрессу.

В зависимости от образа жизни субъекта, на него воздействуют различные стрессоры. Их влияние можно снизить, но избежать их полностью просто нереально, потому что стресс – это неотъемлемая деталь в процессе жизнедеятельности человека. Именно благодаря стрессорам формируются его привычки, инстинкты, которые передаются из поколения в поколение и обуславливают поведенческие реакции различных групп людей.

  • 32.11. Принципы лечения заболеваний системы внешнего дыхания
  • Глава 33. Патология системы пищеварения
  • 33.1. Особенности патологии системы пищеварения
  • 33.2. Этиология
  • 33.5.Типовые нарушения функций системы пищеварения. Их характеристика
  • Характеристика хронических гастритов (п.Я. Григорьев, а.В. Яковенко, 2003)
  • Защитные факторы
  • Агрессивные факторы
  • Глава 34. Патология печени
  • 34.2. Особенности патологии печени
  • 34.4. Классификация основных видов патологии печени
  • 34.5. Краткая характеристика основных клинико-
  • 34.6. Печеночная недостаточность
  • 34.6.1. Характеристика основных проявлений печёночной недостаточности
  • 34.7. Основные синдромы при патологии печени
  • 34.7.1. Печеночная кома
  • 34.7.2. Портальная гипертензия
  • 34.7.3. Гепатолиенальный синдром
  • 34.7.4. Желтухи
  • 1 Звенья патогенеза.
  • 34.8. Основные заболевания печени
  • 34.9. Принципы профилактики и терапии
  • Глава 35. Патология почек
  • 35.1. Особенности патологии почек
  • 35.2. Роль нефропатий в патологии организма
  • 35.3. Этиология нефропатий
  • 35.4. Основные механизмы нарушений экскреторной
  • 35.5. Почечные синдромы
  • 35.5.2. Изменения ритма мочеиспускания
  • 35.5.3. Изменения качественного состава мочи
  • 35.5.4. Изменения удельной плотности мочи
  • 35.6. Внепочечные синдромы
  • 35.7. Классификация основных болезней почек
  • 35.8.Типовые формы патологии почек
  • 35.8.1. Гломерулонефриты
  • 35. 8. 2. Пиелонефрит
  • Острый пиелонефрит
  • 35.8.3 Нефроз. Нефротический синдром
  • 35.8.4. Почечная недостаточность
  • 35.9. Краткая характеристика других синдромов и заболеваний почек и мочевыделительных путей
  • 35.10. Принципы профилактики болезней почек
  • 35.11. Принципы лечения болезней почек
  • Часть II. Частная патология
  • Раздел 4. Патология регуляторных систем
  • Глава 36. Патология иммунной системы
  • 36.1. Введение. Краткие сведения об иммунитете
  • 36.2. Иммунопатология
  • 36.2.1.2. Характеристика основных видов первичных иммунодефицитных состояний
  • Тяжелый комбинированный т- и в-иммуннодефицит
  • Стволовая клетка
  • Стволовая клетка Общий лимфоидный предшественник
  • 36.2.1.3. Принципы профилактики первичных иммуннодефицитов
  • 36.2.1.4. Принципы терапии первичных иммуннодефицитов
  • 36.2.1.2. Вторичные (приобретенные) иммунодефициты
  • Синдром приобретенного иммунодефицита
  • Этиология спиДа
  • Патогенез спиДа
  • Принципы лечения вич-инфекции (спиДа)
  • 36.2.2. Аллергия
  • Псевдоаллергические реакции
  • Проявления аллергических реакций и заболеваний
  • 36.2.2.1. Этиология аллергических реакций и заболеваний
  • Этиологические факторы, приводящие к развитию аллергии
  • Роль аллергии в патологии человека
  • 36.2.2.2. Классификация аллергических реакций
  • Классификация иммунопатологических реакций в зависимости от типа иммунного повреждения тканей и органов
  • 36.2.2.3. Общий патогенез аллергических реакций
  • Аллергические реакции I типа (реагиновый, афилактический тип аллергии)
  • IgE-связывающие факторы
  • Первичные клетки-мишени (тучная клетка, базофил)
  • Медиаторы аллергических реакций I типа
  • Аллергические реакции II типа (цитотоксический тип аллергии)
  • Медиаторы аллергических реакций II типа
  • Аллергические реакции III типа (реакции иммунных комплексов)
  • Аллергические реакции IV типа (опосредованные т-лимфоцитами)
  • Медиаторы аллергических реакций, опосредованных т-клетками
  • 36.2.2.6. Аутоиммунные заболевания
  • Классификация аутоиммунных заболеваний
  • Патологическая иммунная толерантность
  • 36.2.3. Болезни, связанные с нарушением пролиферации иммунокомпетентных клеток
  • Болезни, обусловленные нарушением пролиферации
  • Болезни, обусловленные нарушением пролиферации плазматических клеток
  • Глава 37. Патология эндокринной системы
  • 37.1. Введение
  • 37.2. Классификация эндокринопатий
  • 37.3. Этиология эндокринопатий
  • 37.4. Патогенез эндокринопатий
  • 37.4.1. Расстройства центрального отдела эндокринноЙ системы
  • Нарушения парагипофизарного пути регуляции эндокринных желез
  • 37. 4. 2. Расстройства железистого отдела эндокринной системы
  • 37. 4. 3. РасстроЙства внежелезистого отдела эндокринной системы
  • 37.4.4. Основные клинические проявления эндокринных болезней
  • 37.4.5. Роль эндокринных расстройств в патологии
  • 37.4.6. Патология гипоталамо-гипофизарной системы
  • Гипофункция гипоталамо-аденогипофизарной системы
  • Тотальная гипофункция гипоталамо-гипофизарной системы
  • Гиперфункция гипоталамо-аденогипофизарной системы
  • Гиперфункция гипоталамо - нейрогипофизарной системы
  • Гиперфункция системы гипоталамус-средняя доля гипофиза
  • 37.4.7. Патология надпочечников
  • Патология коркового вещества надпочечников Гиперфункция клубочковой зоны коры надпочечников
  • Гиперфункция пучковой зоны коры надпочечников
  • Гиперфункция сетчатой зоны коры надпочечников
  • Гиперфункция розничных зон коры надпочечников
  • Гипофункция коры надпочечников
  • Острая надпочечниковая недостаточность
  • Хроническая надпочечниковая недостаточность
  • Патология мозгового вещества надпочечников
  • Патогенез надпочечниковой недостаточности
  • 37.4.8. Патология щитовидной железы
  • Гипофункция щитовидной железы
  • Нарушения секреции тиреокальцитонина
  • Тиреоидиты
  • 37.4.10. Патология половых желез
  • 37.5. Принципы терапии эндокринных расстройств
  • Глава 38. Патология нервной системы
  • 38.2. Этиология
  • 38.4. Стадийность патологического процесса
  • 38.5. Следовые реакции в патологии нервной системы
  • Исходы патологических процессов в нервной Системе
  • 38.6. Типовые патологические процессы в нервной системе
  • 38.10. Принципы терапии нервных расстройств
  • Глава 39. Основные нарушения естественного сна
  • 39.1. Введение
  • 39.2. Инсомнии
  • Характеристика основных типов диссомний
  • Характеристика основных видов диссомний
  • 39.3. Гиперсомнии
  • 39.4. Парасомнии
  • 39.5. Расстройства сна, связанные
  • 39.6. Расстройства сна, вызванные приемом психоактивных веществ
  • 39.7. Расстройства сна, вызванные соматическими заболеваниями
  • 39.8. Основные принципы лечения нарушений сна
  • Глава 40. Основы боли и обезболивания
  • 40.1. Введение
  • 40. 2. Биологическое значение боли
  • 40.3. Защитно-приспособительные реакции организма
  • 40.4. Этиология боли
  • 40.5. Классификация боли
  • 40.6. Краткая характеристика основных видов боли
  • 40.7. Болевые синдромы. Виды. Патогенез
  • 40.7.1. Краткая характеристика основных болевых синдромов
  • 40.8. Основные теории возникновения боли
  • 40.9. Структурно-функциональная организация
  • Рецепторный аппарат ноцицептивной системы
  • Проводниковый аппарат ноцицептивной системы
  • 40.10. Структурно-функциональная организация
  • 40.11. Основные пути, методы и средства обезболивания
  • Глава 41. Стресс и его роль в адаптации и дезадаптации организма
  • 41.1. Введение
  • 41.2. Классификация адаптаций
  • 41.3. Стрессоры и стресс. Понятия. Виды
  • Характеристика проявлений и стадий стресса
  • Развитие специфической адаптации
  • 41.4. Структурно-функциональная организация
  • 41.4.1. Механизмы формирования стресс-реакции
  • 41.5. Структурно – функциональная организация
  • 41.6. Принципы профилактики и лечения дистресса
  • 41.3. Стрессоры и стресс. Понятия. Виды

    Естественной реакцией организма на действие различных естественных и патогенных стрессорных факторов (стрессоров) является стресс.

    Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременным условием свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, является постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону - способность организма поддерживать это постоянство (гомеостаз, гомеостазис, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учетом такого взгляда на жизнь, стресс - это состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры - это различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза, организма. Стрессоры - это любые новые и достаточно информативные и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать разной степени выраженности нарушения гомеостаза организма.

    Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными , т.е. формирующиеся в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими и биологическими, информационными, психогенными и эмоцигенными.

    Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа ) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и др., вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика - абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

    Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа ) характеризуется как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно, конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причем современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия данных стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

    Следует однако отметить, что граница между этими двумя группами стрессорных воздействий достаточно условная, ибо все достаточно интенсивные биологические мотивации человека социально опосредованы и всегда протекают с активизацией эмоционального компонента.

    Возникающие в организме в ответ на действие разнообразных стрессоров те или иные стресс-реакции обычно представляют адаптивные (полезные) для целостного организма реакции, способные восстановить нарушенный гомеостаз и обеспечить нормальную его жизнедеятельность.

    При первичном действии стрессора возникает срочная (аварийная ) адаптация , что позволяет организму жить у условиях действия этого стрессора. В этом заключается положительное значение стресс-реакции, хотя она энергетически расточительна и не может в течение длительного времени обеспечить эффективное и устойчивое приспособление организма к действию стрессора.

    При повторных неоднократных воздействиях на организм как одних и тех же, так и различных стрессорных факторов умеренной интенсивности развивается устойчивая долговременная адаптация . У организма возникает повышение резистентности к действию как данного, так и других стрессорных факторов.

    При чрезмерно сильных и длительных стрессорных воздействиях адаптация становится неэффективной . В организме формируются и усиливаются повреждения, способные привести к его заболевания и даже гибели.

    По Селье, стресс рассматривается как синдром, вызываемый разными повреждающими факторами (1936, журнал Nature), либо как общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма на любое предъявляемое ему требование (1960), либо как состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включает в себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе (1960, 1972).

    В ответ на слабые и умеренные стрессорные факторы по Селье, развивается эустресс - стресс без явлений повреждения или стресс с незначительными нарушениями. По мнению Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной и М.А. Уколовой (1977), на слабые, повторяющиеся и возрастающие по силе воздействия развиваются реакции тренировки , а на средние по силе раздражители - реакции активации . Эти научные исследования ростовских ученых признаны в виде открытия. Именно эустрессы имеют наиболее важное для жизни организма значение. В этой связи можно даже вывести такую зависимость: отсутствие стресса  отсутствие адаптации  отсутствие резервов  нарушение жизнедеятельности  смерть.

    В процессе онтогенеза (начиная с внутриутробного периода) организм постоянно подвергается действию разнообразных стрессорных факторов. В ответ на слабые и средние по силе, продолжительности и характеру стрессорные воздействия в организме формируются те или иные реакции тренировки и активации.

    На действие интенсивных (сильных или чрезмерных), безысходных, неопределенных и, особенно, личностно значимых раздражителей в организме развивается дистресс - резко выраженная адаптивная реакция, быстро переходящая в неспособность организма приспосабливаться из-за снижения адаптивных резервов и подавления механизмов антистрессорной защиты. Дистресс всегда сопровождается значительными явлениями полома, повреждения, деструкции, катаболизма, дистрофии, язвообразования, иммунодефицита и других дисрегуляторных расстройств, приводящих к развитию разнообразных патологических процессов, состояний, заболеваний и даже гибели организма.

    Таким образом, стресс может развиваться на действие как повреждающих факторов, так и многих других стимулов, не сопровождающихся явлениями повреждения (например, физические или умственные нагрузки, температурные воздействия, влажность, сухость, ветреность погоды и др.).

    При этом можно утверждать, что стрессогенность организма определяется не только интенсивностью действия этиологических факторов и условий, но и отношением к ним индивидуума, его качеств личности, воспитания и умения выходить из разнообразных конфликтных ситуаций.

    Стресс-реакция может быть кратковременной (острый стресс) и длительной (хронический стресс), системной, общей (системный стресс) и локальной, местной (местный стресс).

    Острый системный стресс характеризуется развитием общего адаптационного синдрома (ОАС), включающего преимущественно адаптивные неспецифические сдвиги в целостном организме. Местный стресс - возникновением преимущественно адаптивных неспецифических изменений в ограниченной части тела.

    Как местный, так и общий стресс имеют преимущественно защитно-приспособительное значение, так как они способны повышать устойчивость организма к действию разнообразных стрессоров.

    Системный стресс (системная стресс-реакция) , сопровождается развитием комплекса поведенческих и физиологических изменений в организме.

    Изменения в поведении в ответ на действие стрессоров характеризуются развитием ориентировочных реакций, боевой готовности (к нападению) или готовности к убеганию. Они включают возбуждение многих сенсорных систем, обостренное внимание, повышенную настороженность, активизацию мыслительной деятельности, усиление познавательной способности, активизацию регуляторных и исполнительных систем, кроме пищевой и сексуальной (думать так и делать все, чтобы сохранить прежде всего собственную жизнь, а если возможно, то и продолжить свой род и вид).

    Физиологические изменения при стрессе в организме включают мобилизацию функций органов и систем, ответственных за адаптацию, резистентность, сохранение жизни и получающих больше кислорода, питательных и регуляторных веществ.

    В целом стресс обладает положительным адаптивным эффектом, который позволяет организму встретить неблагоприятный фактор в состоянии готовности, мобилизации на борьбу с ним. Как неспецифическая защитная реакция стресс улучшает выживание и способствует преодолению отрицательный воздействий. Стресс-реакция повышает резистентность организма и тренирует его защитные механизмы. Г. Селье писал: «Стресс - это аромат и вкус жизни и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает».

    Однако стресс может нередко приводить и к развитию различной патологии. В основе стрессорной патологии лежит нарушение способности организма отвечать на действие стрессоров адекватной защитно-приспособительной реакцией. Вероятность возникновения стрессовых повреждений определяется не только интенсивностью и длительностью действия неблагоприятного фактора, но и зависит от состояния стресс-системы (стресс-реализующей системы)- ее базальной (исходной) активности и реактивности, определяемой эффективностью работы стресс-лимитирующей системы.

    Неадекватность стресс-реакции предъявляемым требованиям окружающей среды может протекать в следующих основных формах: гипоэргическая (недостаточная), гиперэргическая (избыточная) и дизэргическая (извращенная)форма ответа.

    В частности, при гипоэргической форме ответа сила стрессора превышает возможности стресс-системы организма и в развитии адаптации преобладает мобилизация за счет катаболических процессов с выраженным распадом структур. Полноценной системной реакции резистентности не происходит вследствие индивидуальной генетической недостаточности того или иного звена стресс-реализующей системы. Такое состояние организма Г. Селье характеризовал «низкой адаптивной силой». Вся совокупность сдвигов в стресс-системе (резкое увеличение гормонов, отрицательный азотистый баланс, снижение массы тела, гиперферментемия, деструкция митохондрий и лизосом клеток с развитием очагового некроза в адаптирующих системах) не сопоставима с увеличением расхода энергии и составляет основу перехода в болезнь, вплоть до гибели организма.

    Во гиперергическом варианте сильная или умеренная стресс-реакция становится длительной вследствие продолжающегося действия стрессора. Эта форма стрессовой патологии особенно характерна для состояния продолжительного эмоционального стресса - эмоционального напряжения. Учитывая многочисленные причины формирования сильных отрицательных эмоций, создаются предпосылки для суммации возбуждения и появления застойного очага в эмоциогенных структурах мозга (гипоталамус и др.), создающих и поддерживающих гиперактивацию стресс-реакции. Большое значение имеет индивидуальный опыт человека, определяющий значимость стрессора.

    При хронизации патологических процессов описанные выше адаптивные механизмы стресс-реакции могут превращаться в повреждающие. Например, перегрузка клеток Са 2+ и увеличение свободно-радикальных форм жирных кислот приводят к повреждению клеточных мембран и нарушению структуры и функции клеток. Таков один из механизмов стрессогенного повреждения миокарда. Длительная мобилизация энергетического и пластического материала при перераспределенном характере кровотока создает условия для ишемических повреждений «неработающих» органов. Это один из ведущих механизмов развития стрессогенных язв пищеварительного тракта. Длительный стресс ведет к развитию стрессогенного иммунодефицита (глюкокортикоиды обладают иммунодепрессивным эффектом), который в сочетании с экспрессией протоонкогенов, может являться одним из механизмов онкогенного эффекта стресса.

    Заболевания, в патогенезе которых стресс играет определяющую, решающую роль Г. Селье назвал «болезнями адаптации ». В настоящее время они составляют большую группу психосоматических заболеваний - язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, артериальная гипертензия и атеросклероз, иммунодефицитные состояния, эндокринные заболевания, ожирение и др. Эмоциональный стресс является ведущей причиной развития психозов и неврозов.

    Хронический системный стресс в отличие от острого, включает преимущественно дизадаптивные неспецифические изменения в организме. Он, в частности, характеризуется развитием синдрома хронической усталости .

    Проявлениями последнего являются:

      физическое и психическое утомление организма;

      частая смена настроения, превалирования чувства усталости, разбитости, повышенной тревожности, раздражительности, рассеянности, нетерпимости и антипатии к окружающим людям;

      снижение полового влечения, импотенция, дисменорея, аменорея;

      иммунодефицит (клеточный, гуморальный, специфический и неспецифический);

      боли в животе, диарея;

      сердцебиения, аритмии, стенокардия, миокардиодистрофии, инфаркт;

      нарушения зрения, слуха, обоняния, вкуса;

      головные боли;

      развитие неврозов и их прогрессирование;

      развитие психозов и их прогрессирование и др.

    Таким образом, срочная неспецифическая адаптивная реакция, какой является стресс, может превращаться в причину развития повреждений организма и становиться механизмом развития многих заболеваний.

    Стрессоры в окружающей среде Последствия

    Самодиагностика соответствует пожеланиям персонала, и таким образом приносит ему большее удовлетворение, чем то, которое он ожидает. Менеджментом по результатам самодиагностики могут быть предприняты предупредительные меры и реорганизации, тем более что они будут определены заинтересованными лицами.

    Однако такое партисипативное мероприятие имеет некоторые ограничения, поскольку выводы персонала о вредности здоровью не всегда наиболее справедливы и объективны. Так вред от шума и даже серьезная опасность глухоты широко недооцениваются рабо­чими, главным образом с наибольшим стажем. Звуковая обстановка часть многих профессий. Приспосабливаться к ней - доказатель­ство профессионализма.

    Аналогичное явление имеет место в «огненных» профессиях: «жара - это характеристика работы, ты не настоящий литейщик, если не умеешь ее выдержать».

    Предприятия, опробовавшие метод самодиагностики рабочих мест, быстро оценили его достоинства и стали испытывать потребность пользоваться им для сбора и обсуждения полученной информации.

    Аудит может проводиться в пять этапов:

    1. Знакомство с предприятием (инвентаризация списка напря­женных мест и нарушений в работе).

    2. Анализ общей ситуации по отделам (сравнительное состояние секторов и выбор объектов для подробного исследования).

    3. Разработка и распространение анкет на местах, которая помо­жет определить подробное состояние сектора и дать оценку.

    4. Составление диагностического баланса сектора с целью вы­явить причины плохих рабочих условий.

    Руководство фирмы дает необходимые пояснения, советы по спо­собам сбора информации, таблицы ввода информации, таблицы об­работки и синтеза.

    Например, на фазе анкетирования руководству фирмы могут быть заказаны сведения по следующим направлениям:

    Рабочее место;

    Организационное окружение;

    Распределение работ;

    Выполнение задач;

    Оценка и продвижение персонала;

    Общественные отношения;

    Индивиды и группы;

    Стиль руководства.

    По каждому из них составляется анкета из десятка вопросов, адресованных работникам и их руководителям, в которых даны три варианта ответов. Ответы затем обобщаются в документе об оценке настоящего состояния.

    Метод самодиагностики позволяет составить справочник, некую базу, известную наибольшему количеству людей, что может стать основой для составления программы развития.

    КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Стрессоры Последствия В окружающей среде Личные стрессоры Производственные: перегрузки (недогрузки); необъяснимые перемены; изменения расписания; плохое оборудование Потребности Надежды и достижения Субъективные: расстройства; утомленность; чувство тревоги; чувство вины; Ролевые: ролевой конфликт; ролевая неясность; ответственность за людей; недостаток поддержки; недостаток статуса Эмоциональна я устойчивость Поведенческие: опасность инцидента "нехорошие" разговоры Структурные: слабая коммуникация; недостаток соучастия; неправильно построенная иерархия Гибкость Когнитивные: слабые решения; плохая сосредоточенность


    КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Стрессоры Последствия В окружающей среде Личные стрессоры Карьерные: замедленное (слишком быстрое) продвижение по службе; несправедливость; недостаток возможностей для продвижения; отсутствие необходимой подготовки Толетарность Физиологические: высокое содержание холестерина; растущее кровяное давление; язвенная болезнь; коронарные заболевания Отношенческие: отношения с руководством; отношения с подчиненными; отношения с коллегами; отношения с клиентами; Неясности Внеорганизационные: отношения в семье; состояние экономики; обстоятельства жизни; рост преступности; рост цен Самооценка Организационные: прогулы; текучесть кадров; низкая производительность труда; неудовлетворенность работой


    ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. п/п Жизненные события Оценка 1Смерть супруга 100 2Развод 73 3Разъезд супругов 65 4Заключение в тюрьму 63 5Смерть близкого родственника 63 6Серьезная травма или болезнь 53 7Брак 50 8Пожар на работе 47 9Примирение с супругом 45 10Увольнение с работы 45 11Серьезные изменение в здоровье или поведении члена семьи 44 12Беременность 40 13Сексуальные проблемы 39 14Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, приезд и т.д.)39


    ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. 15Серьезное деловое изменение (реорганизация, банкротство и т. д.)39 16Крупное изменение в финансовом отношении 38 17Смерть близкого друга 37 18Перевод на другое место работы 36 19Резкое изменение количества ссор с супругом 35 20Крупная закладная (на покупку дома и т. п.)31 21Лишение права пользования закладной или кредитом Крупное изменение в степени ответственности на работе (продвижение, перемещение, понижение) 29 23Сын или дочь покидают семью 29 24Юридические проблемы 29 25Крупные достижения на работе 28 26Жена начинает работать (оставляет работу)26 27Начало или окончание формального обучения 26 28Крупное изменение в условиях жизни 25


    29Изменение личных привычек 24 30Трудности с шефом 23 31Крупное изменение в условиях расписании работы 20 32Смена места жительства 20 33Смена школы 20 34Смена обычного типа отдыха 19 35Крупные изменения в социальной деятельности 18 36Небольшой заем или закладная 17 37Изменения в привычках, связанные со сном 16 38Изменения в количестве членов семьи, живущих вместе 15 39Крупные изменение в привычках, связанные с едой 15 40Отпуск 13 41Рождество 12 42Небольшие неприятности с законом 11 ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.


    Как пользоваться шкалой. Соответствующая инструкция гласит: подсчитайте очки по всем из перечисленных событий, если они имели у вас место за предыдущий год. Число 150 и ниже означает относительно низкое число изменений в жизни и низкую вероятность связанных со стрессами нарушений здоровья. Очки от 150 до 300 предупреждают о 50%-ном шансе значительных расстройств здоровья в течении предыдущих двух лет. Число очков свыше 300 повышает эту опасность до 80%.




    «ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ» Этот прием нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления). Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы: 1. Это действительно так важно? 2. Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя. 3. Будет ли это так же важно для меня через две недели, через месяц? 4. Стоит ли за это умереть? 5. Может ли что-то быть еще хуже? 6. Стоит ли из-за этого так сильно переживать?


    Подготовка к стрессогенному событию Стресс могут вызывать и личностные факторы. Необходимо соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм: 1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций. 2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения. 3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения. 4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций клиент способен решить сам, не прибегая к помощи психолога. 5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов. 6. Понять и принять, что серьезные перемены – это неотъемлемая часть жизни. 7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.


    Основные способы борьбы со стрессом Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. При психологическом консультировании страдающих от чрезмерного стресса на рабочем можно давать следующие советы: 1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. 2. Научитесь говорить нет, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. 3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником. 4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования. 5. Сообщите своему боссу и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны. 6. Найдите день время для отключения и отдыха. 7. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.


    СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА 1. Динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим числом разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен лучше от невроза, чем человек, однозначно ориентированный на достижение этого и только этого результата. 2. Умение переоценить то, чего не смог достичь. Ослабить невроз и потерю работоспособности помогает умение принизить значимость потери, снизив ценность того, к чему стремился.


    3. Объективация стрессов. Суть этого метода в умении отличить неудачи от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и т. д. Это способность объективно оценивать то, что в первом своем выражении чаще всего представляется катастрофическим или трагическим. Серьезным подспорьем в этом деле является составление того, что мы называем оценочными картами. Их структура довольно проста, а эффективность применения порой прямо-таки поразительна. Карта состоит из двух колонок. В левую в порядке убывания отрицательной значимости заносятся все мыслимые отрицательные события, которые могут коснуться данного человека; в правую, свободную от записей, после какой-либо неудачи либо вносится напоминание о реальном достижении, которое имело место недавно (еще свежо в памяти), либо делается запись об извлеченном из неудачи уроке (превратить вред в пользу). Человек, имеющий подобный масштаб для сравнения, сразу же ставит все на место. Если к тому же ему удается заполнить правую половину колонки, рациональное восприятие неудачи ему обеспечено, и невротические сбои в деятельности будут предотвращены. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


    4. Обучение на опыте. Здесь два главных момента: во-первых, надо научиться самому не становиться источником собственных стрессов, а, во-вторых, как говорят, не попадаться второй раз, т. е. уметь предвидеть возникновение от вас не зависящих стрессовых ситуаций и вовремя предотвращать или избегать их. Основные моменты: преодоление внутренних конфликте между высокой самооценкой и низкой оценкой окружающих (исторический конфликт); между потребностями и невозможностью их удовлетворения из-за чувства долга, морали (психастенический конфликт); между высоким уровнем притязаний или требований окружающих и недостаточно развитыми интеллектуально-психологическими возможностями (неврастенический конфликт). СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


    5. Возвращение «к себе». Жизнь заставляет нас играть самые различные психологические роли. Нередко вопреки тому, что заложено в нас природой. (Например, слабому меланхолику иногда приходится играть роль сильного сангвиника.) Естественно, с увеличением частоты подобных ролевых переключений возрастает внутреннее противоречие между темпераментными резервами личности и требованиями их деятельности. Сгладить остроту этого противоречия можно лишь одним путем находить время для возвращения себя к своему естественному состоянию (например, домашняя обстановка). СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


    6. Установка на принятие неудачи. Эта установка реализуется через превращение всего негативно влияющего на человека в объект изучения и через наработку системы способов поведения, предотвращающих подобное негативное влияние. 7. Позитивная акцентуация опыта. Практически это означает не игнорирование недостатков и неудач, а утверждение оптимистического подхода к возможностям их исправления на основе зафиксированных удач по преодолению трудностей. 8. Последовательное проведение в жизнь принципа взаимной каузальности. Его смысл в том, что во всех сложностях взаимоотношений партнеров почти не бывает случая, когда бы виновным в неудачах в каких-либо совместных делах был лишь один из партнеров. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


    9. Установка на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов прошлых стрессовых ситуаций после их рационализации» преодоления и фиксирования способов недопущения. Хранить в памяти негативные представления равнозначно медленному самоубийству. 10. Методическая установка на стандартизованную схему осмысления стрессирующих ситуаций. Эта схема непременно должна включать анализ сути ситуации, ее причины, меру личной ответственности «жертвы» стресса, «вытяжку» позитивных обучающих моментов, способы прогнозирования возникновения подобных ситуаций, пути и средства недопущения или смягчения ее последствий. Одним из итогов этой «работы над собой» должно стать такое состояние, при котором человек не создавал бы своими действиями (в том числе и словами) ситуации, которые непосредственно или через опосредующие события превращались бы в источники настороженности, тревожности, страха. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


    Спектр средств и методов управления стрессорными реакциями, оказывающими на психику- и здоровье человека дезорганизующее влияние, довольно разнообразен. Перечислим основные из них. 1. Предварительная адаптация к коротким и относительно безвредным стрессам с целью стимулирования иммуногенеза. 2. Использование фармакологических средств и препаратов. 3. Объективная оценка человеком требований среды и собственных возможностей справиться с этими требованиями. 4. Перестройка среды в направлении исключения или уменьшения стрессогенных факторов. 5. Реконструкция уровня интеллектуальных или профессиональных спосбностей человека, для создания сгрессоустойчивости организма. 6. Сознательная модификация стресса,.его физиологической психологической силы воздействия. 7. Облегчение предъявляемых человеку требований. 8. Устранение стрессорных факторов в материально-предметном окружении. 9. Разработка и реализация социальных программ снижения негативных и расширения диапазона позитивных источников стрессовых состояний человека. 5. Об управлении стрессорными реакциями.


    10. Применение разнообразных средств индивидуальной защиты от стрессогенных факторов. 11. Перестройка человеческих межличностных отношений по вер тикали и горизонтали. 12.Семейно-групповая терапия, т. е. создание в семье щадящих психологически комфортных отношений в условиях стрессовых травм членов семьи. 13. Перемена места жительства или места работы. 14. Реконструкция поведения человека, подвергающегося враждебному стрессовому воздействию. 15. Снижение нагрузок в трудовой деятельности. 16. Повышение квалификации и обновление запаса профессиональных знаний с ощущением личностного прогресса. 17. Осознание дисбаланса между требованиями к деятельности, нагрузкам и возможностью их выполнения. Корректировка того и другого. 18. Модификация состояния с помощью лекарственных средств 19. Рациональное и обоснованное применение лекарств. 20. Помощь консультантов и психотерапевтов. 21. Религиозные средства освобождения от стресса. 22. Изменение значимости для человека стрессогенных факторов.


    7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 1. «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении». Это широко распространенное убеждение ложно, так как стресс оказывает влияние не только на психику, но и на весь организм Психосоматические заболевания, развивающиеся в результате стресса, являются реальными заболеваниями, которые могут представлять реальную опасность для здоровья человека. 2. «Только слабые люди страдают от стресса». Неверное утверждение. Истина заключается в том, что в наибольшей степени подвержены воздействию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди с очень высоким уровнем притязаний, своеобразного рода «наркоманы от работы». Следует не забывать, что все мы являемся потенциальными мишенями для стресса.


    7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 3. «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни. Стресс в наше время неизбежен - мы все его жертвы». В действительности мы сами ответственны за большую часть стрессов в нацией жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом того, что с нами происходит и как мы на это реагируем Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором. 4. «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс». Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам - пока стресс не достигнет такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.


    7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 5. «Распознать источники чрезмерного стресса легко». Это утверждение верно только наполовину. Многие люди могут легко распознать причину стресса путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех нор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического и физического истощения. 6. «Все люди реагируют на стресс одинаково». Это утверждение в высшей степени ошибочно. Все мы являемся индивидуальными существами. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развивающимся вследствие чрезмерного стресса, а также но эффективным формам его лечения.


    7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать,- это сесть и расслабиться». Хотя релаксация (расслабление) представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха -йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио или магнитофон.


    Возьми на заметку Найдите открытую дверь. Измените Ваше отношение к окружающему! Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающим Перепрограммируй те свое сознание! Представьте себя абсолютно беззаботным, свободным как птица человеком, который безумно счастлив. Верьте, самый мощный фонтан радости находится внутри Вас!