Коррупция в образовании меры рф. Как победить коррупцию в образовании

Коррупция в высшем образовании : причины,
последствия, механизмы противодействия

Две вещи наполняют душу

сильным удивлением и благого-

вением: звездное небо надо мной

и нравственный закон во мне.

Иммануил Кант

В статье раскрывается сущность явления коррупции в высшем образовании: дается понятие этого явления в категориях экономической и правовой оценки. Проведен причинно-следственный анализ проблемы. Разработаны подходы к снижению масштабов коррупционных явлений в вузах.

Специфика коррупции в образовании в том, что данное определение не подходит под деятельность некоторых коррупционных схем. Например, при поступлении в вузы деньги нередко берут посредники, которые вообще не имеют полномочий по содействию в приеме. Часто методисты кафедр выступают посредниками при передаче финансовых средств за экзамен или за зачет.

Рассмотрим основные формы коррупции в высшем образовании:

Дача взятки проверяющему органу при аккредитации университета;

Нецелевое использование федеральных средств;

Покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника;

Вымогательство педагогов во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов, зачетов);

Навязывание платных консультаций, покупки собственных книг, методических пособий студентам;

Давление студентов, не желающих учить предмет, на педагогов (навязывание взятки);

Давление на педагогов со стороны коллег или руководства с целью получения экзамена или зачета .

Отличительными чертами коррупции в образовании является то, что задействованными являются практически все уровни распространения коррупционных отношений (от методистов и лаборантов до старшего руководящего состава министерств и ведомств).

1. Отсутствие академического вознаграждения у педагогов.

В западной экономической традиции принято полагать, что вознаграждение преподавателя складывается из финансового вознаграждения и академического вознаграждения (удовольствия от преподавания, свободного графика, возможности работать в нескольких местах, заниматься творческим трудом и т. д.). В России академическое вознаграждение значительно уменьшено, так как преподаватель вынужден нести огромное бремя бюрократической нагрузки. На Западе академичекое вознаграждение компенсирует разрыв в зарплатах. У нас в стране – нет.

2. Низкий уровень оплаты труда педагогов .

Из данных официальной статистики по Калининградской области :

В 2008 году осуществлено повышение заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы на 10% . В то же время по данным официальной статистики, уровень инфляции в 2008 году – более 13%. А по товарам первой необходимости – около 18% .

3. Подорвана система академических статусов .

Академическая иерархизация в настоящий момент перестала выстраиваться по академическим принципам. Большинство академических статусов присваивается теми, у кого имеются административные и финансовые ресурсы. Ценность академических же ресурсов значительно занижена.

4. Снижен статус педагога в обществе .

Труд педагога и его социальный статус давно уже не имеют никакого уважения в обществе. Более того, существует мнение, что преподавателями становятся те, кому «не нашлось места» в коммерческих структурах или в сфере государственного управления .

5. Высокая степень специфичности активов преподавателя .

Рынок образовательных услуг специфичен в том, что покупатель (студент) абсолютно бесправен, а продавец (педагог) имеет абсолютную власть. Усугубляется эта ситуация нейтральным отношением к коррупции со стороны руководства вузов и самих учащихся.

6. Сложившийся порядок, согласно которому сформированы определенные схемы получения зачета или экзамена по тому или иному предмету .

Нежелание педагога потворствовать этим схемам может вызвать негативное отношение коллег. Эту закономерность можно назвать «коррупционной спиралью»: информация о сложившемся порядке передается из уст в уста студентами старших курсов – младшим. Таким образом, раз установившийся порядок постоянно поддерживается.

7. Общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах .

К сожалению, взяткополучателей и тем более – взяткодателей общество не порицает. Более того, умение дать взятку в некоторых случаях поощряется и ставится в заслугу человеку.

8. Появление большого количества псевдо-студентов .

В последнее время из-за различных факторов в массовой среде студенчества сложился значительный слой псведо-студентов. Во-первых, этому благоприятствует безработица . Не имея возможности найти приемлемую работу, молодежь устремилась в высшие учебные заведения. Во-вторых, в вузы приходит большое количество юношей, не желающих служить в армии.

9. Низкая заинтересованность российского общества в качественном образовании .

Во многих слоях общества существует фундаментальное непонимание важности и действенности образованности, глубоких и разносторонних знаний. Это, в частности, выражается в формальности требований учреждений, организаций и даже частных фирм к уровню образования своих служащих и работников. Даже губернаторов и мэров ловят на покупке фальшивых дипломов.

10. Усиление экономического давления на вузы .

Государства во всем мире сокращают финансовую поддержку высшей школы . Даже самые престижные университеты заняты увеличением экономической эффективности своей деятельности. Коммерческие соображения становятся ведущими в академических делах. И поскольку лишь немногим учреждениям удается обеспечить адекватный доход в новых условиях, большинство оказывается в сетях коррупции.

11. Снижение квалификации профессорско-педагогического состава вузов.

Снижение заработной платы педагогов, низкий социальный статус приводят к тому, что в вузы приходят неквалифицированные кадры. Такие сотрудники не способны адаптировать базовые ценности традиционного университетского образования.

Распространение коррупционных явлений в образовании приводит к таким последствиям:

1. Подрыв конституционного принципа равных возможностей. Этот принцип обычно называют «бесплатным образованием». То есть, стартовые возможности оказываются изначально не равными для тех, кто может дать взятку, и для тех, кто не может этого сделать.

2. Духовная деградация общества.

3. Утрата вузами принципов объективности, неподкупности и высоких этических стандартов лишает институт высшего образования общественной поддержки. Рост коррупции дискредитирует саму сущность университетского образования.

4. Снижение уровня знаний, отсюда ухудшение качества человеческого капитала общества.

Серьезность рассмотренных негативных тенденций приводит к необходимости разработки мер противодействия. Ректор МГУ считает, что высокий уровень образования и реальная требовательность к студентам сами по себе снимают возможность коррупции . Очевидно, что это мнение не в полной мере отражает реальность. отмечает, что «нет непременной связи между обстоятельствами поступления абитуриента в вуз и уровнем последующего прилежания студента» .

Меры по противодействию коррупции в вузе, по мнению авторов, можно подразделить на две части:

Государственный уровень,

Уровень вуза.

На уровне государства проблема коррупции в последнее время озвучивается и понимается, но должные меры пока только планируются. Контроль над качеством образования является лучшим способом борьбы с коррупцией, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его словам, правоохранительные органы не в состоянии в полной степени решить эту проблему. "Когда начинает всерьез контролироваться качество образования, когда человек может или не может получить образование, а преподаватель в зависимости от того, насколько он хорошо подготовил или не подготовил студента, может сохранить или потерять работу, то коррупция волей-неволей уйдет на второй план, а главным станет содержание образования", - сказал А. Фурсенко на пресс-конференции в Ереване 30 октября 2007 года. Он отметил, что качество образования должно быть требованием заинтересованных сторон, в первую очередь - работодателей. "Если мы сумеем наладить систему контроля над качеством образования, то коррупция в значительной степени перестанет быть проблемой системы образования".

На этой же конференции министр просвещения и молодежи республики отметил, что борьба с коррупцией должна быть системной: «В эту борьбу должно быть вовлечено все общество. Профилактика имеет большое значение. Нужно убедить всю страну, что проблема коррупции должна быть решена с их помощью. Кроме того, чем честнее мы будем говорить об этой проблеме, тем большая часть обществ поймет важность борьбы с ней».

Усиление контроля – это действенная мера, но, к сожалению, контрольные органы также задействованы во всеобщей коррупционной системе и также подвержены этому негативному явлению .

Помимо государственных мер по борьбе с коррупцией в вузе необходимы меры, принимаемые на уровне учебного заведения, причем, они должны, по мнению авторов, носить системный характер и иметь двойное направление: сверху вниз и снизу вверх. Противодействие коррупции должно исходить от четко заявленной и проводимой позиции ректора и распространяться на педагогов. С другой стороны, студенты должны быть нацелены в первую очередь на получение твердых академических знаний, на неприятие коррупции.

Противодействие коррупции в вузе должно носить программный характер. Основная цель программы должна быть направлена на устранение причин и условий, порождающих коррупцию. Необходимо разработать мероприятия по мониторингу уровня коррупции.

Гражданское общество студентов также должно стать участником процесса борьбы с коррупцией. Для этого необходимо сформировать независимые студенческие общества и выработать активную гражданскую позицию у учащихся, а также у их родителей.

Кроме того, по мнению авторов, немаловажным фактором в борьбе с коррупцией в вузе является наличие ценностного документа, отражающего базовые морально-нравственные принципы, на которых должна быть построена вся работа вуза. Такой документ, называемый «Кодекс корпоративной культуры» или «Кодекс корпоративного поведения», разработанный и применяемый в ряде крупных российских вузов, призван способствовать соблюдению основных этических принципов на всех уровнях вузовской структуры, начиная со студентов и заканчивая администрацией.

Важно продумать механизм доведения главных этических норм до всех категорий вузовских сотрудников и осуществление контроля исполнения этих норм. Грубое их нарушение должно осуждаться общественным мнением коллектива вуза. В случае особо серьезных нарушений могут применяться административные, дисциплинарные и иные меры наказаний в соответствии с решением руководства вуза.

Антикоррупционная программа на уровне университета может состоять из шести взаимосвязанных блоков (табл. 2).

Таблица 2. Программа по преодолению коррупции в вузе

Основная цель – устранение причин коррупции

Блок 1

Блок 3

Совершенствование нормативной базы

1.1 Принятие «Кодекса корпоративной культуры»

1.2 Внесение дополнительных условий в трудовые договоры

1.3 Регулярное проведение мониторинга коррупции в вузе (анкетирование студентов)

Усиление контрольных функций

руководства

2.1 Более тщательный контроль за деятельностью педагогов со стороны руководства

2.2 Проведение аттестации персонала на должном уровне

Научная

деятельность

3.1 Исследование коррупции внутри вуза и на межвузовском уровне

3.2 Включение специализированной дисциплины в учебный процесс

Кадровая

политика

4.1 Ознакомление педагогов с «Кодексом корпоративной культуры»

4.2 Более тщательный отбор кандидатов на должности преподавателей

4.3 Создание атмосферы неприятия коррупции

4.4 Активное реагирование на факты проявления коррупционных действий со стороны руководства вуза

Развитие гражданского общества студентов

5.1 Создание правовой основы деятельности независимых студенческих объединений

5.2 Обеспечение участия студентов в принятии важных решений деятельности вуза

5.3. Поощрение студентов, которые прилежны в учебе и активно занимаются научной работой

Антикоррупционная

работа со СМИ

6.1 Создание системы информационного противодействия коррупции

6.2 Налаживание системы обратной связи со студентами

Комплексная реализация антикоррупционной программы в российском образовании – важный шаг на пути развития цивилизованного, постиндустриального общества с высоким уровнем инновационных технологий . Игнорирование коррупционных процессов – это движение назад, к стагнации научно-технического развития, снижению человеческого и морально-нравственного потенциала страны.

Выступая 20 марта 2009 года на Совете ректоров России, Его Святейшество, Патриарх всея Руси Кирилл отметил, что «миссия вуза – стать основой морально-нравственного воспитания учащейся молодежи, основой духовного развития молодых людей» .

Считаем, что данный подход должен стать основополагающим, базовым при разработке стратегии развития высшего образования в нашей стране и деятельности каждого отдельно взятого вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 01.01.01 года.

2. Апресян в высшем образовании / // Ведомости Научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 26: Этика образования / под ред. и.- Тюмень: НИИПЭ, 2005.

3. Куликов В. Рейтинг взяточников / В. Куликов // Российская газета.- №13 (4837) от 01.01.2001. - С. 7.

4. «РБК Daily» от 01.01.2001.

5. Карташова Л. Приемная комиссия - $ 30.000. Размеры взяток за поступление в престижные вузы выросли / Л. Карташова, М. Шиц, М. Бровкина, М. Кларисс // Российская газета.- № 000 от 01.01.2001.

6. Комков С. Фальшивое образование / С. Комков // «Природа и человек / XXI век».- №1, 2008.

7. www. eduhelp. ru

8. www. gov.39.ru

10. Газета «Ведомости».- .

CORRUPTION IN HIGHER EDUCATION: THE CAUSES,
EFFECTS AND MECHANISMS OF COUNTERING

L. Senchukova, O. Gegechkori

This article analyzes corruption in education, identify the causes of this phenomenon. The authors propose a mechanism for anti-corruption policies.

24.10.2012
КОРРУПЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ?
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Считается, что коррупция в сфере образования начинается с детского сада, продолжается в школе и достигает апогея при приеме в вузы. Но в эпоху ЕГЭ, по оценкам российских экспертов, коррупция в школах выросла в 20-25 раз, частично переместившись из приемных вузов. А так как в сферу образования вовлечено все население, то и ситуация в каждом конкретном детском саду, школе или вузе волнует нас всех. Правительство Ставропольского края на основе федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приняло закон от 4 мая 2009 года № 25-КЗ «О противодействии коррупции в Ставропольском крае». У каждого краевого министерства есть свой план мероприятий по реализации этого закона. Работа ведется. А недавно в рамках такого плана в министерстве образования СК выпущена памятка для родителей «О противодействии коррупции», где дается информация по привлечению и расходованию средств образовательными учреждениями Ставропольского края. Но сначала о самом понятии коррупции в образовании, проблему которой во всем мире принято считать непобедимой.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию Виктор Шудегов привел в недавнем своем интервью такие цифры: «черные обороты» в высшем образовании нашей страны составляют около одного миллиарда (!) долларов в год, 25 процентов от этой цифры приходится на репетиторство в целях поступления в вуз. По данным зарубежных экспертов, эта сумма в России равна 520 миллионам долларов. И тем не менее при поступлении в высшее учебное заведение взятки платят только 5-7 процентов семей, а подавляющая масса студентов поступает в институты и университеты, не вступая в коррупционные отношения. Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, являются следующие: 1. Получение взятки за поступление в вуз, репетиторство преподавателей вуза в целях поступления в этот вуз (по некоторым оценкам, здесь кроется 80% преступлений). 2. Получение взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 3. Получение взятки за заключение договора аренды помещений в образовательном учреждении и превышение должностных полномочий путем незаконной сдачи в аренду государственного имущества. 4. Продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении. 5. Получение взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы.
Однако не надо думать, что коррупция расцвела пышным цветом в образовании только нашей страны. В недавнем докладе ЮНЕСКО говорится о том, что в 60 странах мира на незаконные цели используется до 80 процентов средств, предназначенных для школ, коррупция процветает также в области выделения грантов и стипендий, продаются оценки, дипломы, аттестаты и места в лицеях, колледжах и вузах. Наиболее широко все это распространено в США. Увеличилось и число фальшивых дипломов, предлагаемых через Интернет.
Коррупция - это улица с двухсторонним движением: если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях. Об этом в начале XXI века задумались представители стран, входящих в ООН. По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году на политической конференции в Мексике была открыта для подписания «Конвенция ООН против коррупции», принятая Генеральной Ассамблеей 1 ноября 2003 года.
Вернемся, однако, к сфере образования у нас, на Ставрополье. И конкретно к наиболее болезненным проблемам ставропольской школы. В ведомстве министерства образования Ставропольского края находится 628 школ. За последние два года, благодаря федеральному проекту модернизации образования, на новое оборудование в ставропольских школах выделено более двух миллиардов рублей. Теперь в школах оборудованы так называемые автоматизированные места, и наши современные дети уже с начальной школы получают навыки «добывать знания» (конечно, с помощью учителя) из огромного потока информации, обрушивающегося на них в повседневной жизни. Оборудование установлено и работает, школьники не только учатся, но и развивают свой творческий потенциал. А вот на обслуживание оборудования, да и на многое другое в школах средства из бюджета не выделяются. И получается, как сказала недавно в одном из интервью министр образования Ставропольского края Ирина Кувалдина, что без помощи родителей школа сейчас, к сожалению, не выживет.
Тут-то и начинается своеобразная вакханалия самых разнообразных сборов с родителей, в которой и раньше (лет 10-15 назад), и сейчас главную роль играли и играют активисты из родительских комитетов. Создаются «фонды поддержки», собираются «добровольные взносы на развитие», на ремонт и благоустройство, на охрану, дополнительные занятия и т.д., и т.п. Ну а если кто-то из родителей не в состоянии выделять деньги на все эти нужды, то ребенка начинают травить и унижать. А ведь средства родителей являются все-таки благотворительной помощью образовательному учреждению и должны жертвоваться добровольно, без всякого принуждения. К тому же родители (и другие благотворители) имеют право знать, куда направлены средства и использованы ли они по назначению. Чтобы исключить всякие негативные моменты, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», для упорядочения процедуры привлечения добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц образовательными учреждениями края, установления надлежащего контроля за их целевым использованием, исключения коррупционной составляющей в действиях руководителей образовательных учреждений, министерство образования Ставропольского края разработало «Памятку», в которой даются разъяснения по порядку привлечения благотворительных средств. Думается, этот документ поможет родителям ставропольских школьников разобраться в каждой конкретной ситуации с благотворительными взносами, избежать коррупционных отношений и знать, куда им можно обратиться в случае принуждения к «добровольному» пожертвованию.
Итак, в «Памятке» министерства образования Ставропольского края дается само понятие добровольных пожертвований образовательным учреждениям. Это - добровольные взносы родителей, спонсорская помощь организаций, учреждений, предприятий, любая добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Кроме того, добровольные пожертвования физических или юридических лиц привлекаются образовательными учреждениями края в целях восполнения недостающих учреждению бюджетных средств для выполнения уставной деятельности. Осуществляться благотворительная помощь, как от родителей учеников данной школы, так и от других граждан или организаций, должна в соответствии с заключенными на основании законодательства РФ договорами «О благотворительной деятельности».
Администрация образовательного учреждения в лице уполномоченных работников (директора, его заместителей, педагогических работников) вправе обратиться за оказанием спонсорской помощи образовательному учреждению как в устной форме (на родительском собрании, в частной беседе), так и в письменной (в виде объявления, письма). Но привлекаться пожертвования физических или юридических лиц могут только НА ДОБРОВОЛЬНОЙ ОСНОВЕ. Отказ в оказании спонсор-ской помощи или внесении добровольных пожертвований не может сопровождаться какими-либо последствиями для детей. Не допускается принуждение родителей в каких-либо формах, в частности путем: внесения записей в дневники, тетради учеников, воспитанников; принятия решений родительских собраний, обязывающих внесение денежных средств; занижения оценок обучающимся, воспитанникам в случае неоказания их родителями (законными представителями) помощи в виде денежных средств.
При обращении за оказанием помощи образовательное учреждение обязано проинформировать благотворителя о целях привлечения помощи (текущий ремонт, укрепление материальной базы, проведение мероприятий по укреплению здоровья детей и т.д.). В свою очередь, спонсорская или благотворительная помощь может выражаться в добровольном безвозмездном личном труде родителей по ремонту помещений образовательного учреждения, оказании помощи в проведении различных мероприятий.
Очень важный момент - целевое назначение благотворительного взноса. Использование привлеченных средств должно производиться образовательным учреждением в соответствии с целевым назначением взноса. Прием же средств производится на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательного учреждения и договора пожертвования, заключаемого в установленном порядке, в котором должны быть отражены сумма взноса, конкретная цель использования средств, реквизиты благотворителя, дата внесения средств. Добровольные пожертвования могут быть переданы учреждению в наличной форме, по безналичному расчету, в натуральном виде, в форме передачи объектов интеллектуальной собственности, с обязательным отражением в учетных регистрах. Передача денег в наличной форме осуществляется по письменному заявлению благотворителя. При передаче денежных взносов по безналичному расчету в платежном документе должно быть указано целевое назначение взноса. Добровольные пожертвования родителей и различных организаций вносятся через учреждения банков, бухгалтерию школы, централизованную бухгалтерию органа управления образованием и должны учитываться на текущем счете по специальным средствам с указанием целевого назначения взноса.
Большую роль во всей этой благотворительной деятельности играет контроль за переданными учебному заведению средствами. Этот контроль могут осуществлять, в соответствии с их компетенцией, общественные органы, органы школьного самоуправления. Как рассказала заместитель министра образования Ставропольского края Наталья Лаврова, во всех школах края сейчас есть органы государственно-общественного управления. В большинстве случаев это управляющие советы, в которые входят родители, спонсоры, старшеклассники. В других случаях это советы школ. Но все они имеют право утверждать образовательные программы школ, контролировать финансовые потоки, даже решать вопросы о стимулирующих выплатах учителям. На том же управляющем совете можно решить, кто из родителей может помочь школе материально, кто покрасит стену или преподаст школьникам навыки, предположим, какого-нибудь вида декоративно-прикладного творчества. По требованию органа общественного самоуправления, который существует для того, чтобы обеспечить открытость и публичность деятельности учебного заведения, администрация образовательного учреждения обязана представить отчет об использовании добровольных пожертвований. Ежегодно такой публичный отчет об использовании средств администрация школы дает на общешкольном родительском собрании, размещает на официальном сайте образовательного учреждения. Любой родитель должен полностью владеть информацией не только об использовании добровольных взносов, но и о профилях школы, о дополнительном образовании, которое в ней проводится. В соответствии с Положением, принятым образовательными учреждениями, ответственность за целевое использование добровольных пожертвований несет руководитель школы, контроль же за этой деятельностью осуществляет орган управления образованием.
Если же в какой-либо школе Ставрополья возникнет ситуация, когда родителей принуждают сдавать определенные суммы на самые различные цели, то можно подать заявление в отдел контроля в сфере исполнения законодательства министерства образования Ставропольского края. Единственное условие - заявление должно быть не анонимным. В любом случае в той школе, о которой пишет заявитель, его имени не узнают (если он этого не хочет). А сотрудники министерства проведут там проверку, выяснят все обстоятельства и сделают все, чтобы исключить коррупционную составляющую в действиях руководителей образовательных учреждений края.

При анализе коррупции в вузах можно выделить такие последствия для общества как подрыв авторитета высшей школы, неэффективная деятельность образовательных учреждений, посягательство на права и свободы граждан (в случае принуждения к противозаконным деяниям), незаконное вознаграждение за подобные действия, неэффективное расходование государством бюджетных средств, срыв исполнения указов и поручений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и программных мероприятий разного уровня и т.д.

Коррупция в образовании генерирует разрушительные социальные последствия в виде деформации правосознания граждан, падения общественной морали и нравственности, влекущих общее снижение духовно-нравственного потенциала государства и развитие коррупционного мышления у молодого поколения. Система ценностей, где ключевым фактором успеха образовательного процесса является наличие диплома об образовании, а не знаний и квалификации, подтверждаемых этим документом, ведет к деградации населения и нарастанию дисбаланса на рынке труда.

За деньги сегодня можно поступить в любой вуз страны или просто купить диплом. Более того, этот рынок стал настолько стабильным, что на нем появились конкретные расцепки. Например, поддельный диплом о высшем образовании «стоит» около 20-50 тыс. руб., если же его «легализуют» в вузе, то стоимость увеличивается до 500- 600 тыс. руб. Также у каждого вуза своя ценовая категория на сдачу экзаменов, зачетов, написание курсовых и т.д.

Негативные последствия коррупционных деяний заключаются в том, что государство, проводя необходимые профилактические мероприятия, тратя на это достаточно много средств, осуществляя социальную поддержку образовательной системы, не получает конечный «интеллектуальный продукт», обеспечивающий эволюционное развитие общества. Так человек, получивший диплом об окончании вуза, объективно не является тем «интеллектуальным продуктом», который заказывало государство у конкретного «поставщика» - вуза.

Коррупция подрывает социальные, экономические и правовые устои общества, в частности статью 43 Конституции РФ. Согласно этой статье государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч.2), а также устанавливается право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и па предприятии (ч.З).

Коррупцию в высших учебных заведениях можно разделить на 3 условных последовательных этапа:

1) поступление (эта проблема была частично решена путем введения системы ЕГЭ). Однако основой для коррупционных действий может быть начисление дополнительных баллов будущим абитуриентам за портфолио).

По некоторым данным взятка за поступление в элитный московский вуз может достигать 1,5 млн. руб. Сумма взятки при поступлении в филиал московского технологического института около 250 тыс. руб., поступление на бюджетное место в филиал престижного вуза в Краснодарском крае стоит порядка 50 тыс. руб., в филиал известного московского университета в Сочи можно попасть за 10 тыс. руб. Далее из филиала можно безболезненно перевестись и в головной вуз.

Один и тот же вуз имеет платный и бюджетный набор, в первом случае родители или сам студент должны заплатить за 4 года обучения около 800 тыс. руб., а взятка за поступление на бюджет составит 250 тыс. руб. Очевидно, что будет выбран более дешевый вариант;

2) период учебного процесса (самый распространенный и наиболее неконтролируемый этап распространения и процветания коррупции и коррупционных схем). Основной проблемой распространения коррупции на этом этапе является равнодушие и выгодность этого явления для студенчества.

На уровне учебного процесса коррупцию вызывает некачественное преподавание, субъективное оценивание и незаинтересованность студентов в получении знаний.

Общественное противодействие коррупции в вузах, в свою очередь, остается неэффективным вследствие отсутствия какого-либо мониторипга поступления в вузы и составления экзаменационных сессий, а также незаинтересованности студентов и преподавателей в борьбе с коррупционными практиками;

3) период завершения учебного процесса, последипломная подготовка, получение ученых степеней и ученых званий. Отметим, что, например, в Московской области по некоторым данным поддельный диплом стоит около 17 тыс. руб., а в Воронежской области услуга обойдется в 13 тыс. руб.

Коррупция распространяется в конкретном контексте высшего образования, когда роли, интересы и возможности участников коррупционной сделки дополняют друг друга. Часто из-за низкой заработной платы преподаватели вынуждены искать дополнительный заработок, чтобы свести концы с концами. Студенты, в свою очередь, могут лавировать в сложной и чрезвычайно малопонятной системе организации учебного процесса. Например, чтобы гарантированно сдать необходимые экзамены и перейти на следующий учебный год, используется неформальная плата, благодаря формату устной договоренности «с глазу на глаз» в помещении, в котором проходят экзамены, почти отсутствует надзор за процессом оценки и его регулирования . Можно заплатить за пересдачу или повышение оценок, полученных на письменных экзаменах, или за то, чтобы во время экзамена преподаватели не обращали внимание на использование учебников или конспектов.

Другой пример, который часто фиксируется, - предложения студентам взять платные «частные уроки», которые являются обязательными для успешной учебы и получения диплома .

Некоторые признаки системы образования делают ее уязвимой к определенным проявлениям коррупции. Как правило, каждый год студентов разделяют па курсовые группы, в каждой из которых может входить до 20 человек. Старосты группы отвечает за поддержание отношений с куратором курса, от которого он получает важную информацию о сроках, времени занятий и экзаменов. По результатам опросов среди студентов, подарки от студенческих групп, которые координируются старостой, переросли в такую же обычную форму подкупа, как и покупка учебников или других публикаций преподавателей и профессоров.

Институциализация коррупции проявляется также в налаживании четкой системы обмена услугами. Взяточничество и вымогательство также стали чрезвычайно структурированными и имеют стандартные процедуры по установленным тарифам за различные услуги, в которых принимает участие многоуровневая сеть посредников.

В системе высшего образования различные категории работников оказывают различные специализированные услуги, за которые они берут деньги. Например, методисты заочных факультетов могут вести списки «виртуальных» студентов, которые за определенную плату никогда не появляются на занятиях.

Лица, занимающие высшие должности в учебных заведениях могут выступать как оказывающие коррупционные услуги при приеме в аспирантуру, сдаче кандидатских экзаменов, а также внеплановому освоению бюджетных и внебюджетных средств. Также существуют схемы для освоения региональных и муниципальных дотаций и субсидий на научно-исследовательские работы.

Среди более конкретных примеров коррупционных практик на разных ступенях учебных заведений, в частности, следующие :

  • 1) руководство приемных комиссий. Родители и их влиятельные знакомые обращаются к главам приемных комиссий, чтобы повлиять на решение о поступлении в вузы;
  • 2) руководство ректората. Коммерческая деятельность вузов позволяет для ряда коррупционных схем, как правило, связанных с закупкой товаров и услуг, например, строительство и ремонт академических помещений или закупка программного обеспечения;
  • 3) административный персонал деканатов и подобных подразделений. Административному персоналу деканатов и других подобных служб предлагают деньги, подарки и другие виды вознаграждения для получения фальшивых выписок, справок о прохождении обучения и дипломов о получении образования. Этот вид коррупции в административных органах академических учреждений особенно сложным и тайным;
  • 4) другие категории персонала. В условиях больших высших учебных заведений каналы связи более формализованы и изолированы. Как отмечалось, там возникает организованная сеть сотрудников из учебно-вспомогательного персонала, выполняющего посредническую функцию в коррупционных сделках за стабильную прибыль, что во многих случаях может достигать половины суммы взятки. Так формируется сложная система обмена «услугами» и отлаженная сеть посредников среди вспомогательного персонала (методисты, лаборанты, секретари, работники отделов кадров, деканатов, даже библиотекари). Благодаря такой системе преподавателям не нужно непосредственно контактировать со студентами, так как среди лаборантов распространена практика выступать посредниками при продаже хороших оценок за тесты, контрольные, лабораторные, курсовые и дипломные работы.

Другой пример, когда студенты обращаются к посредникам среди персонала, чтобы сдать сессию, не являясь на контрольные мероприятия, зачеты и экзамены. За определенные комиссионные посредник через свои личные каналы «договаривается» с каждым преподавателем. Количество студентов, пользующихся такой системой своеобразного абсентеизма, может доходить до десятков человек на методиста и нескольких сотен, когда речь идет о методиста заочного факультета 47 .

Однако практика посредничества свойственна не только учебно- вспомогательному персоналу. Оно распространено и среди преподавателей. В этом контексте преподаватель обращается «с просьбой» к другому преподавателю, причем договоренность имеет безденежную форму. Отказ в помощи считается «неэтичным», действует принцип «Manus manum lavat» (в современной интерпретации: «рука руку моет, вор вора кроет»). Подобные просьбы получают также декапы и их заместители, которые, злоупотребляя служебным положением, в свою очередь «воздействуют» на преподавателей;

5) профессорско-преподавательский состав. Чтобы успешно сдать экзаменационную сессию, применяется целый спектр тактик. Преподавателям дают взятки за субъективизм во время экзамена или зачета, или оценки студента в его отсутствие. Характер обмена может быть разным в зависимости от мотивов участников, того, кто заказывает услугу, формы взятки (деньги, подарки или просто «услуга» через личные связи) и количества участников (например, оптовые - от группы студентов, и индивидуальные).

Причины возникновения коррупционных процессов в высших учебных заведениях:

  • 1) низкий уровень оплаты труда при большом объеме нагрузки, недостаточные возможности для самореализации высокообразованных людей, что приводит к искушению пополнить свой бюджет путем академической коррупции;
  • 2) нежелание части студентов прилагать усилия для приобретения знаний и поиск путей незаконного получения положительной оценки за экзамен, курсовую работу, диплом и т.д., провоцируя своими дейст-

виями преподавателей. Поскольку потребность в получении такой услуги, поэтому возникает рынок: когда преподаватель предоставляет дополнительные платные консультации своим студентам, и открытое взяточничество, когда зачет или экзамен имеют свою стоимость;

  • 3) бездействие студентов, имеющих свои основания для коррупционных действий:
    • - во время учебы родители так или иначе вынуждены «содержать» своих детей, а студенты, родители которых не в состоянии обеспечить, вынуждены зарабатывать деньги самостоятельно, вследствие чего часто не посещают лекции;
    • - причину коррупции связывают с формой обучения. Так, контрактную форму считают менее коррумпированной, а бюджетная форма образования дает поле для развития коррупции;
  • 4) деформация рыночных отношений, что приводит к перенасыщенности современного рынка труда выпускников вузов, низкой рыночной стоимости специалистов, которые получают высшее образование, неразвитости современного рынка труда с точки зрения низкого спроса на высококвалифицированных специалистов, низкой рыночной стоимости труда преподавателей;
  • 5) деформация нормативной системы - разрушение жесткой системы внешнего контроля (неэффективности антикоррупционного законодательства, безнаказанность взяточничества) разрушения внутреннего контроля и, как следствие, низкая действенность факторов, сдерживающих коррупционные практики (страха наказания, осуждения, стыда и т.п.);
  • 6) деформация ценностной системы - общее обесценение нравственности как необходимой составляющей, определяющей поведение; низкая ценность саморазвития; низкая ценность образования и знаний («высокий интеллект и упорный труд составляют лишь относительную ценность») и, как следствие, потеря мотивации: на уровне студентов к приобретению знаний; на уровне преподавательского состава - к добросовестному выполнению профессиональных обязанностей;
  • 7) особенность учебного процесса, где выделяются специфические факторы, способствующие распространению коррупционных практик, в частности: государственный заказ и борьба вузов за места государственного заказа, что блокирует возможность отчислений студентов; отсутствие внешнего оценивания на этапах обучения в вузе; субъективность оценки знаний студентов; устарела методология преподавания и обучения.

Как следствие, мы имеем низкий стартовый образовательный уровень студенчества, возможность манипулировать оценками, практическое обеспечение получения диплома каждому студенту независимо от качества подготовки (преподаватель, который не продает оценок, ставит их под давлением администрации или нужную оценку ставит более лояльный преподаватель) .

Попытки получить информацию через телефоны доверия и ящики анонимных сообщений, введение представителей студентов в состав ученых советов и приемной комиссии пока реальных результатов не дают.

Итак, характерными чертами коррупции в системе высшего образования являются:

  • 1) системность, институционализация и укорененность;
  • 2) различные формы;
  • 3) различные способы вознаграждения;
  • 4) деятельность посредников.

Причины коррупции обусловлены также несовершенной системой лицензирования и аккредитации высших учебных заведений. Так, оценка деятельности вуза осуществляется преимущественно по количественным показателям, которые учебное заведение стремится обеспечить любыми путями.

Другая проблема образования - это отсутствие прозрачности и открытости при распределении средств государственного бюджета среди учебных заведений. На официальном уровне коррупция в образовании фиксируется преимущественно на этапе проведения государственных закупок. Непрозрачные госзакупки привлекают наибольшее общественное внимание из-за требований по обнародования этих данных, одновременно другие коррупционные схемы в образовании разоблачить сложнее, учитывая закрытость информации. Однако периодически появляются сообщения о непонятных распределениях имущества после закрытия школ и слияния университетов, продажи земельных участков, непрозрачной аренды студенческих общежитий, начисления ставок для несуществующих кадров, взятки за трудоустройство и т.д.

  • Кравченко Л.Г., Прокопенко Л.И. Особенности форм коррупции в системе высшегообразования России // Философия права. 2016. - № 1 (74). - С.34.
  • Мухамедьярова Л.В., Газизова О.В. Коррупция как глобальное социальное явлениесовременности // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2015. -№ 3. - С. 99.
  • 7. Понятие и виды взяток. Взяткодатель и взяткополучатель (ст. 290, 291 ук рф)
  • 9. Откат как один из видов коррупции
  • 10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения
  • 11. Коррупция как категория нравственности
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.
  • 13. Бюрократия и коррупция
  • 14. Лоббизм и коррупция
  • 15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование р. Мертона
  • 16. Коррупция и инвестиции. Исследование п. Моро
  • 17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России
  • 18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание
  • 19. Понятие противодействия коррупции: правовые и организационные аспекты
  • 20. Мвд рф: цели, задачи, реформа, функции по противодействию и борьбе с коррупцией
  • 21. Совет при Президенте рф по противодействию коррупции. Его задачи и полномочия
  • 22. Национальный план противодействия коррупции: цели, структуры (разделы), основные задачи его реализации
  • 23. Национальная стратегия противодействия коррупции: цель, задачи, основные приоритеты и положения
  • 24. Участие Общественной палаты, общественных некоммерческих организаций, предпринимательских объединений, экспертных советов, фондов в работе по противодействию коррупции
  • 25. Перечень преступлений коррупционной направленности, определенный Генпрокуратурой и мвд России (апрель 2010 г.)
  • 26. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
  • 27. Пути противодействия коррупции
  • 28. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • 29. Правовые основы противодействия коррупции в России
  • 30. Основные принципы противодействия коррупции
  • 31. Профилактика коррупционных деяний и преступлений: основные направления этой деятельности, организационные и правовые основы
  • 32. Произведения классиков литературы о мздоимстве и взяточничестве (Гоголь, Булгаков, Салтыков-Щедрин)
  • 33. Что такое электронное правительство? Перечень государственных услуг, оказываемых с помощью сетевых (электронных) технологий
  • 34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
  • 35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
  • 36. Гражданское общество как инструмент противодействия коррупции
  • 37. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции
  • 38. Независимые сми как необходимый фактор противодействия коррупции
  • 39. Опыт противодействия коррупции в Великобритании
  • 40. Опыт противодействия коррупции в сша
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае
  • 42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре
  • 43. Генеральная прокуратура рф: задачи, функции и роль в противодействии коррупции
  • 44. Федеральный закон «о противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-фз. Его роль в антикоррупционной политике
  • 45. Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства
  • 46. Коррупциогенные факторы российского законодательства
  • 47. Коррупция в сфере образования
  • 48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах
  • 49. Коррупция в правоохранительных органах
  • 51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
  • 52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
  • 53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
  • 54. Коррупция в судебной системе
  • 55. Коррупция в бизнесе
  • 56. Российские показатели коррупционной ситуации
  • 57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
  • 47. Коррупция в сфере образования

    Коррупция на дошкольном уровне: связана с нехваткой мест, в основном проявляется в взятке за принятие в детский сад, и в разного рада вымогательстве денег из родителей.

    Коррупция в школе: взятка за принятие ребенка в классы с хорошими преподавателями, повышенная плата за обучение в гимназических гласах, деньги на нужды школы.

    Коррупция в высшем образовании: «помощь» в поступлении за деньги, взятки за экзамены, подделка дипломов.

    Коррупция в аспирантуре: «помощь» в поступлении за деньги; сдача кандидатских экзаменов за деньги, при публикации статей в журналах из списка ВАК (для защиты обязательно надо иметь публикации).

    В общем: Наиболее распространенными формами коррупционных преступлений в образовании являются: нецелевое использование и хищение бюджетных средств, злоупотребление и превышение должностных полномочий, получение и дача взятки, изготовление и сбыт поддельных дипломов, использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании, совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях.

    Причины: несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования, недостатки организационно-контрольных механизмов, ряд социально-экономических проблем, не находящих разрешения на протяжении долгого времени.

    Надо сделать: Управление системой образования необходимо привести в соответствие с требованиями современного демократического общества. (В центр образовательного процесса должны быть поставлены учащиеся, а не как сейчас Министерство образования и науки, региональные и территориальные органы управления образованием). Повысить зарплаты преподавателям, и одновременно предъявить к ним более жесткие профессиональные требования. Создать четкую и эффективную нормативную базу.

    48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах

    Таможенные органы - в РФ - правоохранительные органы РФ, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ. В единую систему таможенных органов РФ входят: Государственный Таможенный Комитет РФ, Региональные Таможенные Управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.

    Формы проявления коррупции на таможне:

    Пропуск груза за взятку, «уменьшение» веса груза за взятку (самые распространенные);

    Непосредственное участие должностных лиц таможенных органов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной выгоды;

    "перекачка" гос. средств в «свои» коммерческие структуры и обналичивание денег;

    Предоставление льгот для «своей» компании с отвлечением государственных ресурсов;

    Злоупотребление служебным положением в процессе лицензирования, квотирования экономической деятельности и при осуществлении других форм ведения рыночной экономики.

    Основные причины: Несовершенство законодательной базы. Неэффективность, непродуманность непосредственно самих показателей эффективности, задаваемых вышестоящим уровнем («неоправданно – высокий» показатель по количеству заведенных административных правонарушений).

    Особенности:

    Данный вид коррупции очень сложно выявить и доказать, из-за незаинтересованности взяткополучателя и взяткодателя в ликвидации сложившихся между ними связей.

    Огромные убытки для государства (в основном «не заплаченные» таможенные пошлины).

    Отрицательное влияние на темпы социального и экономического развития страны и перспективы национального развития.

    Надо сделать:

    1.Должностным лицам представлять сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.

    2. следить за соблюдением кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов.

    3.Формировать в таможенных органах нетерпимость к коррупционному поведению должностных лиц (индивидуальная и групповая работа с должностными лицами).

    КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Казарьян Тамара Сергеевна,

    Южный Федеральный Университет

    студентка юридического факультета,

    г. Ростов-на-Дону, Россия

    CORRUPTION IN THE EDUCATION SYSTEM

    Kazaryan Tamara Sergeevna,

    Southern Federal University

    student of the law faculty,

    АННОТАЦИЯ:

    В данной статье анализируется влияние коррупции на процесс высшего образования в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, способствующие её возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, которое приводит к понижению качества знаний выпускников вузов, способствует деградации деградации морали и росту преступности.

    ANNOTATION:

    This article analyzes the impact of corruption on the process of higher education in the Russian Federation and on the state as a whole, the causes and factors contributing to its emergence and dissemination are explored. Proposals are formulated on methods to combat this negative phenomenon, which leads to a decrease in the quality of knowledge of graduates of higher education institutions, contributes to the degradation of degradation of morality and the growth of crime.

    Ключевые слова: коррупция, злоупотребление, конфликт интересов, образование, просвещение, коррупция, взяточничество, хищение, мошенничество, социологический опрос.

    Key words: corruption, abuse, conflict of interests, education, education, corruption, bribery, theft, fraud, sociological survey.

    Одной из проблем, находящейся в последние годы в центре внимания государства и общества является борьбы с коррупцией. Как отметил Президент России В.В. Путин на заседании коллегии ФСБ России 26 марта 2015 года, «борьба с коррупцией продолжает оставаться одним из приоритетных направлений работы .

    Тема моего научного исследования — «Коррупция в системе образования». Я считаю, что актуальность данной проблемы очевидна, ведь можно бесконечно спорить о том, какая из сфер жизни государства является главной, неимоверно долго размышлять о степени важности экономики и политики, дискутировать о том, что политика, безопасность, экономика, здравоохранение являются основами общественной жизни, однако не стоит забывать о том, что врачами, политиками, экономистами, военными и т.д. люди не рождаются. Профессиональные навыки и нравственные начала приобретаются лишь в процессе просвещения, образования, воспитания, ведь именно в стенах школ, университетов, институтов и других образовательных учреждениях происходит формирование личности.

    Образовательный уровень молодежи и организацию просвещения следует рассматривать в качестве ключевого элемента системы противодействия распространению идеологии коррупции, терроризма и др. преступлений в молодежной среде .

    Иммануил Кант характеризовал просвещение как выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого .

    Мы можем с уверенностью утверждать, что именно просвещение и образование являются фундаментом для построения успешного государства, члены которого будут обладать достаточным пакетом знаний, основами морали и соответствующим времени уровнем интеллектуального развития.

    Следует отметить, что проблема коррупции в системе образования в достаточной степени разработана в научной литературе. Так, например, в поисковике «Яндекс» нашлось 118 миллионов сайтов, которые посвящены данной проблеме, множество научных статей, монографий и диссертаций. Тем не менее, в настоящей статье я постараюсь представить понимание коррупции в образовании с позиций обычной студентки, которая исследует данную проблему со своей точки зрения и предлагает свои подходы к борьбе с этим явлением.

    В настоящее время Российское государство имеет значительное число проблем, которые требуют незамедлительного решения. Среди них важное место занимает проблема противодействия коррупции в системе образования России. Актуальность данной проблемы определяется тем, что:

    — число выпускников вузов растет, а бизнес продолжает испытывать потребность в квалифицированных кадрах;

    — многие вузы продолжают готовить студентов по специальностям, не востребуемым рынком труда;

    — качество знаний многих выпускников вузов не соответствует предъявляемым требованиям, так как они получали аттестацию за деньги или «по звонкам свыше»;

    — продолжает иметь место заметный разрыв в качестве образования между различными вузами России;

    — во многих вузах образовательные технологий устарели;

    — в ряде вузов преподают люди, которые, в силу своего возраста и научного мировоззрения, которое сложилось в то время, когда человечество не знало о том, что такое нано-технологии и современное интернет-пространство, не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня.

    Особую опасность представляет проникновение коррупции в сферу образования, тем более юридического образования. Выпускник юридического факультета, сдававший в период обучения экзамены за деньги, или при поддержке высокопоставленных родственников, в сознании которого закрепились элементы коррупционного мышления, в последующем неминуемо будет использовать служебные возможности для компенсации понесенных затрат. Подобный выпускник по определению не сможет противостоять коррупционному давлению криминальной и социально-аномальной среды, не сможет работать с агентурой, тонко чувствующей продажную натуру, более того, подобный правоохранитель предаст интересы службы и своих коллег при первой возможности .

    Коррупция является одной из основных причин социально-экономической нестабильности, может принимать разнообразные формы, в частности, может носить побочный (взятки государственных служащих), систематический (влияет на различные сферы жизнедеятельности общества) или системный (влияет на развитие государства) характер.

    Коррупция нарушает основные права человека на справедливое рассмотрение, непредвзятое отношение; в условиях коррупции невозможно обеспечить соблюдение гражданских и политических прав. Существует множество определений коррупции.

    Современное определение понятия «коррупция» дано в Федеральном законе N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , согласно которому под коррупцией понимаются:

    а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

    б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

    Анализируя приведенное выше определение, следует отметить, что отечественный подход квалификации коррупционных преступлений предполагает, что их целью может быть только выгода имущественного характера. Коррупцией считаются определенные действия, направленные на получение имущественной выгоды не только для себя, но и для третьих лиц. При этом круг третьих лиц не ограничен и не сводится, например, только к близким родственникам. Деяния, признаваемые коррупцией в соответствии с 273-ФЗ, могут быть совершены любым физическим лицом (в т.ч. и студентом – автор), а не только должностным лицом .

    В своей статье я определяю коррупцию как акт злоупотребления служебным положением для получения прибыли. Коррупция не дает возможности образованию эффективно выполнять свои функции, что приводит к тому, что на рынок труда выбрасывается все больше молодых людей, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование - это наиболее важный аспект, на который следует обратить внимание, совершенствуя механизм борьбы с коррупцией. Ведь пройдя так называемую «высшую школу коррупции» студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, разрушая те основы, которые обеспечивают правовое развитие современной России.

    Получение диплома о высшем образовании стало основным пунктом, который, по мнению взрослой части населения, обеспечит безбедное светлое будущее молодым специалистам. Мнение о том, что высшее образование является одним из главных трамплинов к прекрасной жизни закладывается в головы детей чуть ли не с пеленок. Многие школьные «двоечники» видят себя после школы не иначе как в стенах какой-либо академии или университета, но, увы, не ради знаний и хорошего образования, а лишь потому, что не иметь диплома о высшем образовании сегодня просто неприлично. И совсем не важно, каким путем этот диплом получен. В стране создан невероятный ажиотаж вокруг престижности высшего образования, и эта сфера уже превратилась в прибыльный бизнес. «Великими умами» придумано множество способов опустошения родительских кошельков ради светлого будущего их любимых чад. Подавляющее число родителей, за счастье увидеть фамилию своего ребенка в списках зачисленных на первый курс, платят неимоверно щедро, совсем забывая о том, что знания приобретаются лишь путем колоссального труда, который заключается в изучении различных дисциплин, чтении литературы и трудов научных деятелей, о том, что лишь реальные знания сегодня дают возможность выпускнику ВУЗа продвинуться по карьерной лестнице вверх.

    Так почему же сегодня столь остро стоит вопрос о существовании коррупции в сфере образования? Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что в деятельности молодого поколения сейчас совсем отсутствуют те причинно-следственные связи, которые и определяют её целесообразность: юноши не имеют четкой цели зачастую из-за того, что они не могут определиться со своим местом в этом мире, но чаще всего данный резонанс происходит из-за лени, которая «убивает» всякое желание развиваться, достигать новых вершин и именно поэтому люди прибегают к другим способам обеспечения своего, как им кажется, светлого будущего, один из которых именуется дачей взятки. Мнение, высказанное выше, подтверждается различными социологическими опросами: так, по данным рекрутингового сайта, 20% участников проведенного опроса не видят во взятках преподавателям ничего предосудительного, считая это частью учебного процесса. «Насколько мне известно могарыч берет все и везде! – пишет посетитель форума «Взятки в вузах Ростова» Андрей. – Вот только зачем ловить на этом? Ведь никто не ставит вопрос о том, чтобы платить, иначе учиться не будешь, большая часть платит, чтобы легче учиться было…» .

    Так или иначе, сегодня мы имеем огромную проблему, которая приводит к умалению российского образования как внутри страны, так и за ее пределами, ухудшению качества получаемого образования, увеличению числа неквалифицированных специалистов. Какие меры целесообразно предпринять государству и обществу в подобной ситуации:

    В первую очередь, стоит выработать в умах еще школьников негативное отношение к такому явлению, как коррупция: сделать это можно путем создания и проведения различных мероприятий, в процессе которых юношам бы объяснялось то, насколько опасно и губительно может сказаться коррупционная деятельность как на жизнь человека, так и на развитие всего государства. Таким образом на первый план выходит задача антикоррупционного просвещения .

    Вторым не менее важным аспектом является деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции. На мой взгляд, следует стимулировать работников правоохранительных органов бороться с коррупцией более интенсивно: сделать это можно при помощи денежных премий, которые были бы неким вознаграждением за раскрытое дело о получении взятки должностным лицом либо о её даче таковому .

    Третье. Необходимо активно внедрять в практику противодействия коррупции в России основные принципы зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность .

    Четвертое. Следует создать некий свободный источник общественного мнения в университетах, школах, академиях и других учебных заведениях: газету либо журнал, в котором граждане России могли бы указывать на те аспекты, на которые стоит обратить внимание правительства при процессе разоблачения коррупционной деятельности в сфере образования.

    Подводя свое размышление к логическому завершению, хотелось бы сказать о том, что коррупция есть явление, которое появилось не сегодня, процесс его существования и развития является невероятно долгим и трудным. Но решать эту проблему нужно именно сейчас, ведь чем раньше российское государство избавится (минимизирует) от явления, которое сегодня носит название коррупция, тем быстрее наше государство приобретет новые возможности для своего развития как в образовательной, правовой, так и в экономической сферах.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

    1. Сайт Президента Российской Федерации, Стенограмма заседания коллегии ФСБ России 26 марта 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49006/videos (дата обращения: 05.11.2017).

    2 Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 7 (74). С. 137-140.

    3. Иммануил Кант. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» нем. «Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?» (1784)

    4. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов-на-Дону, 2015. С. 39.

    5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». — 2008. — № 52 (ч. 1) — ст. 6228.

    6. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции //Вестник Поволжского института управления. 2015. № 1 (46). С. 4-11.

    7. Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия»: Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического анализа (О.А. Логунова, канд. филос. наук, доцент,
    Е.Г. Логунова, канд. филос. наук, доцент) http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1610

    8. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации //Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.

    9. Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. //Юрист, 1999, №10. с. 20-24.

    10. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность //Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.

    11. Большой юридический словарь / Под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крупских. М.: ИНФРА-М, 1999. –VI, 790 с.