Краткий отчет о производственной практике. Готовый отчет по производственной практике на предприятии


Завершающей стадией учебы студента является приобретение навыков и закрепление полученных знаний на преддипломной практике. Этот этап всегда проходит перед написанием диплома, ведь именно на практике можно получить эмпирические данные для практического раздела дипломного проекта.

Главное преимущество преддипломной практики – возможность получить реальный опыт работы. Если студент уже определился с будущим местом работы после окончания ВУЗа, он стремится попасть на практику именно на это предприятие или фирму. В таком случае это еще и стажировка, т.е. испытательный срок.

Крайне важно суметь правильно распределить свои силы и время, ведь для того, чтоб хорошо себя зарекомендовать перед потенциальным работодателем, придется хорошенько выложиться и показать все свои положительные стороны. При этом придется совмещать учебу и работу!

Если студент попал на практику в организацию, в которой он не планирует работать в дальнейшем, по крайней мере, он старается получить положительную оценку за практику.

Также некоторые студенты использую прохождение практики для написания практической главы своего дипломного проекта, что очень даже правильно.

Преддипломная практика – ее цели и задачи

У этого этапа учебного процесса имеется множество предназначений:

  • Проведение исследования для дипломной работы;
  • Сбор информации и документации для создания диплома;
  • Приобретение навыков работы в организации;
  • Участие в мероприятиях производственного характера.

В ходе практики обязательно необходимо выбрать тематику дипломного проекта, определиться с научным руководителем, поставить цели и задачи практики, составить ее план и начать собирать материалы для диплома.

Выполнение плана контролируется не только самим студентом, но и куратором от ВУЗа, и куратором непосредственно с места практики. Все это фиксируется в специальных бланках, которые выдает куратор от ВУЗа, а также в дневнике практики, который ведет сам студент. В конце практики пишется отчет.

Обратите внимание, что без утвержденной темы дипломной работы студент не допускается к сдаче преддипломной практики! Одной из основных задач куратора является всесторонняя помощь практиканту, предоставление ему необходимых сведений и материалов, которые могут пригодиться при написании диплома.

Поставленные перед практикой задачи и цели достигаются следующими способами:

  • Наблюдение за деятельностью организации;
  • Чтение и исследование документов предприятия, в т.ч. нормативно-правовых актов, под которые подпадает деятельность организации;
  • Слушание наставлений и посещение экскурсий ведущих специалистов предприятия;
  • Консультации у работников фирмы и кураторов практики;
  • Непосредственное участие в производственном процессе.

Отчет по практике должен содержать наблюдения студента в плане слабых сторон предприятия, а также рекомендации и способы их устранения.

Круг обязанностей практиканта зависит от его специализации и темы диплома.

Что входит в отчет по практике перед дипломом?

Получение допуска к защите дипломного проекта зависит от успешной сдачи отчета по практике, а хорошая оценка существенно влияет и на оценку за диплом. Но для этого важно правильно и грамотно оформить отчет по преддипломной практике.

В него должны входить:

  • Информация об организации;
  • Организационная структура фирмы и график работы;
  • Выводы и умозаключения студента по улучшению деятельности предприятия;
  • Таблицы, графики, чертежи, нормативно-правовые акты и прочие документы в качестве приложений.

При сдаче отчета свои подписи ставят оба куратора, а также должна присутствовать печать организации. Когда отчет принят студента допускают к защите.

Какова структура отчета по практике?

Главное отличие этого документа в том, что в нем недопустимы погрешности и недочеты, чтоб порой допускается в других студенческих работах. Важно соблюсти все правила его составления.

Структура отчета следующая:

1. Вступительная часть, где сжато описываются актуальность тематики, задачи и цели практического исследования, должность практиканта, название организации и ВУЗа, какие материалы использовались для написания отчета.

2. Основная часть, где указывается информация о виде деятельности фирмы, организационная структура, анализируются факторы, влияющие на работу предприятия (персонал, поставщики, клиенты, партнерские компании, экологическая ситуация). Необходимо предоставить личный анализ финансовой деятельности фирмы.

3. Заключительная часть, где студент подводит итоги практики и делает выводы. В этом разделе должна присутствовать информация о достигнутых целях, какие проблемы и как можно решить, какие навыки получил практикант, рекомендации по улучшению работы организации.

4. Перечень литературы, который должен быть оформлен по следующим требованиям: сначала нормативные документы, потом учебники, книги и интернет-сайты, которые использовались в ходе составления отчета.

5. Приложения – всевозможные расчеты и статистические сведения в виде таблиц и графиков, использованные в работе.

6. Аннотация (краткое описанные отчета), дневник по практике и отзыв куратора от производства – также идут в перечне обязательных документов прилагаемых к отчету.

Правила оформления отчета по практике, как правило, указаны в методичке, которую можно взять на вашей кафедре в ВУЗе.

Несмотря на то, что каждый ВУЗ имеет право самостоятельно определять эти требования, все же они практически не отличаются:

  • Отчет оформляется 14 шрифтом, полуторным межстрочным интервалом, на листах бумаги формата А4, выравнивание текста - по ширине;
  • Если делается абзац, не допускаются никакие дополнительные отступы и интервалы;
  • Нумерация начинается с первого листа, сквозная, арабскими цифрами. Титульный лист не нумеруется, но он по умолчанию первый;
  • Нумеруются разделы (главы), а вот приложения не нумеруются;
  • После заголовков точка не ставится;
  • Каждый раздел начинается с новой страницы, а между разделами должен быть один пустой лист;
  • Все списки в отчете должны быть маркированы или пронумерованы;
  • Допускаются только общепринятые сокращения в тексте, либо сокращения с обязательной расшифровкой;
  • Стиль написания – деловой или научный;
  • Одни и те же понятия и процессы необходимо называть одинаково на протяжении всего текста, т.е. не использовать синонимы;
  • На все таблицы нужны ссылки в тексте, заглавие таблицы размещают в правом верхнем углу или посередине, между таблицей и текстом должен быть интервал в одну строку;
  • На титульнике обязательно нужно указать Ф.И.О. студента-практиканта, название ВУЗа, кафедры, тематика, Ф.И.О. куратора, город, год написания.

Что такое дневник по практике?

Дневник по преддипломной практике представляет собой описание ежедневной деятельности студента при прохождении практики, что он достиг и узнал, в каких мероприятиях участвовал. Как правило, дневник представляет собой особый бланк, который необходимо заполнять от руки и который выдает куратор от ВУЗа.

Ежедневно фиксируется дата, цель, ход достижения этой цели, и выводы.

Дневник по практике – официальный документ, на котором ставится печать фирмы и подпить куратора. Дневник вместе с характеристикой студента прилагается к отчету.

Если студент по каким-либо причинам пропустил практику или несколько ее дней, придется что-то придумывать и договариваться с кураторами.

Что такое характеристика студента-практиканта?

Характеристика представляет собой оценку практиканта с различных сторон, в частности в качестве работника предприятия, старательности и ответственности при прохождении практики. Она заверяется печатью и подписью куратора с места прохождения практики.

На характеристику практиканта влияют следующие факторы:

  • Посещаемость (отсутствие или наличие прогулов);
  • Вовлеченность студента в тему исследования;
  • Участие в различных мероприятиях организации;
  • Степень выполнения своих прямых обязанностей, как работника фирмы;
  • Обучаемость и умение приобретать навыки.

Проблемы и нюансы написания отчета по практике

Помимо сложностей, с которыми сталкивается студент при прохождении практики и написании отчета, ему приходится соблюдать дополнительный ряд требований, без которых он не получит допуск к защите отчета по преддипломной практике, а значит и самого диплома. К этим требованиям относится:

  • Высокая уникальность текста в отчете по практике, т.е. должны быть сформулированы и отображены собственные мысли практиканта;
  • Поиск необходимой документации, которую может быть довольно сложно найти;
  • Регулярная посещаемость практики и отсутствие только по уважительной причине. Дело в том, что если куратор составит хорошую характеристику студенту, а дипломная работа окажется провальной – это плохо скажется на репутации руководителя и всего предприятия;
  • Отсутствие каких-либо даже самых мелких отклонений от правил по написанию и оформлению отчета. В противном случае отчет не примут, а значит, к защите дипломной работы студент не будет допущен.

Итак, старайтесь проявить себя наилучшим образом при прохождении практики на предприятии и покажите, что вы достойны того, чтоб работать там. Написать же отчет – тоже не простая задача, но если вы думаете, что не справитесь с этой задачей – обратитесь к профессионалам за помощью!

Учебная практика для студента – дело привычное. Многие воспринимают ее как очередное приключение. Некоторые относятся вполне серьезно и надеются получить бесценный опыт. И вот сюрприз: чаще всего ожидания не оправдываются. Но это не отменяет того, что учащимся придется как-то решить вопрос, как написать отчет по практике.

О написании и грамотном оформлении других типов работ много рассказано в нашем телеграм-канале . А здесь мы расскажем, как студенту правильно написать и оформить отчет по учебной практике, и предоставим образец.

Как правильно оформить отчет по учебной практике

Сам отчет редко вызывает вопросы. Достаточно просто описать, как у кого проходила практика, какие цели ставились и каких результатов удалось достигнуть. Большинство студентов начинают волноваться, приступая к оформлению. Их интересуют следующие вопросы:

  • Как правильно составить, написать и оформить отчет по производственной практике по ГОСТу?
  • Как написать дневник, характеристику и доклад к защите?

Есть и другие проблемы у молодых специалистов, которые стремятся пройти практику. Нередко более опытные сотрудники не допускают студента к производственным процессам. Собрать полезную информацию на такой практике крайне сложно.

Или представьте: оказались вы на учебной практике, а на вас пытаются навесить все возможные обязанности. Тогда материала собирается столько, что просто его привести в нормалный вид является чем-то из разряда фантастики. Что же делать, когда правильно написать и оформить работу очень сложно или нереально вовсе?

Начинать нужно с самого начала. Читаем и запоминаем, как написать отчет по производственной практике на предприятии, смотрим образец и узнаем практические рекомендации.

Общие правила и требования к оформлению отчета по практике

Несмотря на наличие собственных требований в каждом университете, ознакомиться с которыми можно в методической литературе вашего вуза, существуют стандарты оформления отчета по практике:

  1. Общий объем работы не превышает 40 листов стандартного формата А4 .
  2. Отчет по практике пронумерован на всех страницах (кроме титульного листа и приложения к практической работе).
  3. Текст работы печатают черным шрифтом формата Times New Roman 12-14 кеглем . Между строчками задают двойной или полуторный интервал .
  4. Отступ с новой строки равен 1,25 пт .
  5. У каждого раздела свое название . Новый раздел начинают с новой строки .
  6. До начала создания документа устанавливают приемлемые отступы страницы: по левому полю 30 мм , по правому полю 20 мм , сверху и снизу отступ 20 мм .
  7. При оформлении отчета по практике по ГОСТ недопустимо переносить слова . Однако многие кафедры вузов допускают перенос слов, поэтому уточните этот момент на своей кафедре.

Если учитесь в техническом вузе, может понадобится рамка для отчета.

Оформление титульного листа отчета по практике

Титульный лист учебной практики практически ничем не отличается от титульных листов других работ. Шапка листа как обычно содержит информацию об учебном заведении и студенте. Далее следует название работы, то есть отчет о прохождении учебной практики, город и год выполнения.

Кстати! Если у вас есть дела поважнее отчета по практике, для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы .

Грамотное оформление отчета по практике: образец наполнения информационных блоков

Структура отчета по практике:

  • титульный лист;
  • содержание или план работы;
  • основная часть с описанием проделанной работы;
  • заключение;
  • библиографический список или список литературы;
  • приложения.

Четко понимая, из каких разделов состоит этот документ, можно без труда разобраться, что писать во введении отчета по практике, в заключении и других его частях.

Общие требования по содержанию учебного отчета по практике

Если уж вы собрались делать эту часть в отчете, делайте ее правильно. Содержание - это вторая по счету страница работы, поэтому преподаватели на нее обращают пристальное внимание. Даже основная часть не может похвастаться такими почестями.

Чтобы узнать, как грамотно составить содержание, следует обратиться к ГОСТу. В государственных стандартах четко прописаны нормы оформления любой научной работы и ее разделов.

Однако каждый вуз располагает собственными нормами и требованиями, поэтому не поленитесь и сходите в методический кабинет - это лучший способ избежать ошибок.

Чтобы сделать автооглавление в Ворде , в меню «Вставка» нужно выбрать пункт «Ссылка» , затем – «Оглавление и указатели» . Во вкладке «Оглавление» выберите «Панель структуры» и задайте параметры оглавления в открывшемся окне.

Введение отчета о прохождении практики

Если с титульным листом и содержанием с большего все понятно, то введение необходимо правильно не только оформить, но еще и знать, что можно и нужно там писать. В этой части работы ставят цели и задачи, обосновывают актуальность отчета по практике.

К слову, если это учебная практика юриста , то скорее всего вам необходимо будет предоставить образцы документов, которые были созданы вами.

Когда цели и задачи на учебную или даже преддипломную практику понятны, очень просто создать отчет и его основную часть.

Основная часть отчета по практике

Это и есть своеобразная практическая часть производственной практики, проекта. Здесь четко и ясно описывают структуру предприятия. Охарактеризовать принимающую сторону не так уж и просто, особенно если толком вас никуда не допускали. Но именно в этой части постарайтесь не допускать критической субъективной оценки .

После того как описана компания, в которую вас направили, нужно обобщить материал и детально осветить все процессы, в которых вы были задействованы. Также укажите, какую именно поддержку вам оказывали на протяжении срока практики.

Заключение отчета о прохождении практики

По завершении основной части следует заключение, в котором формулируют основные выводы и предложения отчета по практике. Как можно быстро и красиво написать заключение в отчете по практике, чтобы преподаватель не задавал дополнительных вопросов, а студент мог наконец вдохнуть полной грудью?

Достаточно помнить, что здесь кратко излагаются основные выводы по работе и итоги практики. Чтобы ничего не упустить, вспомните цели и задачи, поставленные во введении.

Когда отчет готов, пора нести его на подпись руководителю организации . Не надейтесь, что кто-то с предприятия перечитает ваши рукописи от корки до корки. Скорее это сделают ваши преподаватели. Так что дерзайте!

Список литературы и характеристика

Список литературы при оформлении отчета по практике делают в следующем порядке:

  • законодательные акты и прочие правовые документы;
  • методичка и учебные ресурсы, интернет-ресурсы.

Вот пошаговое руководство о том, как правильно составить библиографический список в отчете по практике:

  1. Открываете меню Ссылки , выбираете вкладку Список литературы. В выпадающем списке выбираете нужный вариант списка. Созданная вставка не покажет ничего, кроме заготовки, с которой мы и будем работать далее.
  2. Помещаете курсор в конце абзаца, где делаете ссылку на источник. Открываем снова меню Ссылки/Вставить ссылку/Добавить новый источник .
  3. У вас появится окошко, где вам остается только заполнить необходимые графы (автор, название источника, место, год, издательство и так далее). Обратите внимание, что в графе Тип источника может быть не только книга, но и электронный ресурс, статья и прочие типы источников.
  4. Как только добавите источник, на месте, куда вы помещали курсор, появятся скобки с отсылкой на список литературы. Если в самом списке литературы к этому моменту не отобразились изменения, зайдите в его настройки и нажмите кнопку Обновление ссылок и списка литературы .

Как оформлять приложения в отчете по практике

По возможности обязательно прикрепите приложения, так как они помогут лучше понять суть работы предприятия и вашей работы на нем в частности. Это могут быть ксерокопии каких-либо документов или справочные материалы, годовые отчеты, графики, диаграммы. Качество оформления приложений в отчете по практике играет огромную роль.

Зная, как правильно оформить приложения , вы сможете грамотно резюмировать вашу работу, сделать ее более понятной.

По какому принципу происходит формирование приложений к отчету? В приложение любой работы входят:

  • рисунки,
  • таблицы,
  • графические материалы.

Существуют определенные стандарты, которые необходимо соблюдать при создании приложений к отчету по практике . Вот основные из них:

  1. Каждое новое приложение начинают с чистой страницы. Сверху в центре пишется заголовок «ПРИЛОЖЕНИЕ» с причисленным ему порядковым номером, соответствующим ссылке в тексте работы. Под ним идет заголовок таблицы, рисунка или другого графического объекта (начинается с прописной буквы с отдельной строки по центру).
  2. Нумерация приложений можно использовать буквы русского (кроме о, ё, й, з, ь, ч, ъ, ы) или латинского алфавита (кроме букв I, O). Если количество приложений превышает количество букв одного из алфавитов, можно использовать арабские цифры. Если к диплому прилагается лишь одно приложение, оно обозначается заглавной буквой А.
  3. Нумерация страниц приложений должна быть сквозной. Нумерация начинается с первой цифры с первой страницы приложения.

Особое внимание обратите на то, как следует оформлять таблицы . Этот графический элемент позволяет улучшить наглядность примеров и расчетов. Мы хотим рассказать вам как раз о том, как это правильно делать. Каждый рисунок, графический объект и таблица непременно нумеруются одним из следующих способов:

  1. Сквозная нумерация по ходу отчета по практике.
  2. Новая нумерация с началом каждой новой главы.

При создании приложений также пролистайте материалы о том, как правильно оформлять схемы , если ваша работа технической направленности. И если с остальными видами предоставления информации все понятно, то схемы вызывают у студентов больше всего вопросов.

Схема должна быть понятной и наглядной. Все надписи хорошо видны и выполнены в том же стиле, что и другие графические объекты в отчете по практике. Линии схемы четкие. У всех элементов хорошо различимые границы.

В правильно составленной схеме можно легко различить связи и последовательности. Надписи емко отражают суть схемы и всех происходящих процессов, которые вы хотите описать.

Образцы оформления отчета по практике

Вот образцы и шаблоны, которые помогут оформить отчет быстрее:

Как оформить отчет по учебной практике в один клик?

Надеемся, наши примеры и образцы учебной практики студента вам помогли и облегчили защиту практических работ. Нет способа, который позволит мгновенно сделать все правильно. Но если вы обратитесь помощью в студенческий сервис , то получите быструю и надежную помощь от опытных специалистов.

Объем отчета о прохождении ознакомительной практики составляет 15-20 страниц (без учета прилагаемых к отчету документов)

Отчет оформляется машинописным способом на белой бумаге формата А4 (210x297 мм).

Размеры полей: левое – 30 мм.; правое – 10 мм, нижнее – 20 мм; верхнее – 20 мм; на оной стороне листа.

Шрифт: TimesNewRoman, размером 14, пунктов (пт)

Межстрочный интервал: 18 пунктов (не отождествлять с полутор-ным или двойным интервалом.Межстрочный интервал в 18 пунктов устанавливается с использованием меню «формат» + подменю «абзац» + вкладка в меню «абзац» «отступы и интервалы» + в поле «междустрочный» устанавливается значение «точно», а в поле «значение» – «18 пт» );.

Отступ абзаца – 1,25.

Заголовки разделов: пишутся строчными буквами (первая – прописная) с абзаца полужирным шрифтом на 1-2 пункта (15-16 пт) больше, чем шрифт основного текста и без точки в конце.

Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов основной части: пишутся строчными буквами (первая – прописная) с абзаца полужирным шрифтом размером шрифта основного текста (14 пт) и без точки в конце.

Заголовки структурных частей отчета: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРИЛОЖЕНИЯ печатают прописными буквами с новой строки, с расположением «по центру», полужирным шрифтом, кегль 16 пунктов.

Каждую структурную часть отчета необходимо начинать с новой страницы. Заголовки глав располагаются с новой строки, следующей за номером главы, с расположением «по центру».

Приложения нумеруются буквами русского алфавита, по порядку, начиная с А.

Все страницы отчета (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц.

Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте научной работы. Слова «рисунок» и «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.

Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой, например:

«рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы);

«таблица 2.5» (пятая таблица второй главы).

Если в главах научной работы приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах научной работы в целом, например:

«рисунок 1»;

«таблица 3».

При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следующими правилами:

допускается применять в таблице шрифт кеглем 10 пунктов;

не следует включать в таблицу графу «Номер по порядку», даже если она продолжается на следующей странице. При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием;

таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующую страницу. При переносе части таблицы на другой лист ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение»;

Графические элементы и таблицы оформляются в соответствии с приведенными примерами.

Пример оформления таблиц

Таблица 1.1 - Исходные данные для проведения анализа эффективности ЧПУП «ИВА» за 2011 -2013 гг.

Наименование показателя

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.руб.

Источник: или Источник: собственная разработка на основе или Источник: собственная разработка на основе данных предприятия или Источник: собственная разработка (если таблица составлена самостоятельно).

Пример оформления графиков и диаграмм

Рисунок 1.1 - Товарная структура экспорта Республики Беларусь в 2010 г.

Источник: или Источник: собственная разработка на основе или Источник: собственная разработка на основе данных предприятия или Источник: собственная разработка (если таблица составлена самостоятельно).

Защита отчета осуществляется в течение первой недели после окончания практики. Непредставление отчета в указанный срок или получение на защите неудовлетворительной оценки влечет за собой повторное прохождение практики с дополнительной оплатой в сроки, установленные ректором университета

Права и обязанности субъектов практики.

Кафедра экономики и менеджмента осуществляет :

    знакомство студентов с целями, задачами и программой практики, информирует их о ее базах, готовит предложения о распределении студентов на практику;

    разрабатывает и по мере необходимости пересматривает, а также корректирует методические указания для студентов и преподавателей по прохождению практики, формы отчетной документации;

    по окончании ознакомительной практики или отдельного ее цикла обеспечивает организацию принятия зачета у студентов;

    выявляет и своевременно устраняет недостатки в организации и проведении практики, а при необходимости сообщает о них руководству высшего учебного заведения и принимающих организаций;

    обсуждают итоги и анализируют выполнение программы практики на заседании кафедры.

Руководитель практики от кафедры осуществляет:

    методическое руководство и контроль за ходом прохождения ознакомительной практики;

    решение организационных вопросов, которые возникают в период практики;

    выдачу индивидуальных заданий в соответствии с профилем специальности и особенностями принимающей организации;

    консультацию студентов по вопросам выполнения индивидуального задания, сбор и обработку необходимых материалов для подготовки и написания отчета;

    осуществляет контроль за обеспечением организацией нормальных условий труда и быта студентам, контролирует проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности;

    представляет на кафедру информацию о ходе практики;

    проверяет отчет студентов по практике и решает вопрос о допуске к защите;

    всю работу проводит в тесном контакте с соответствующим руководителем практики от предприятия, учреждения, организации.

Руководитель практики от принимающей организации осуществляет:

    разработку графика прохождения ознакомительной практики каждым студентом;

    обеспечение студента-практиканта рабочим местом и необходимой документацией в соответствии с рабочей программой практики;

    оказание помощи в подборе материалов для отчета по практике;

    обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности;

    контроль за соблюдением студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в данном учреждении, организации;

    консультации студентов по вопросам, возникающим в ходе ознакомительной практики;

    проверку отчета о прохождении практики и написание характеристики-отзыва о результативности работы каждого студента-практиканта.

Студент-практикант при прохождении практики обязан:

    полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики и календарным графиком прохождения практики;

    явиться на организационное собрание по практике;

    подчиняться действующим на предприятии (в организации, учреждении) правилам внутреннего трудового распорядка;

    изучить и строго соблюдать правила охраны труда и производственной санитарии;

    нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными сотрудниками;

    вести дневник, куда записывают необходимые данные, содержание лекций и бесед;

    предоставить на утверждение руководителю практики от предприятия отчет в установленной данной программой практики форме;

    предоставить в установленный срок отчет на кафедру;

    защитить отчет в установленный кафедрой срок.

Приложение А

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

Кафедра экономики и менеджмента

Как правило, практика проходится трижды за все время обучения студента. Сначала проходят учебную практику, потом производственную. Конечным этапом, который показывает все знания студента и освоенные им навыки за все время обучения, является прохождение преддипломной практики.

Каждая из этих видов практики имеет свои особенности. Учебная практика проходится на втором или третьем курсе. Она не подразумевает непосредственное погружение в рабочую обстановку. Это, скорее, внешнее ознакомление с работой предприятия путем прослушивания лекций и посещения экскурсий.

Производственная практика – это более серьезный этап обучения. Во время прохождения производственной практики студент погружается в рабочий процесс и выполняет функции полноценного рабочего, но под руководством куратора.

Преддипломная практика – это решающий этап обучения. Кроме того, что студент полностью выполняет обязанности специалиста, он еще должен показать себя с наилучшей стороны. От этого зависит не только написание диплома, но и дальнейшее трудоустройство. Если вас заметят во время прохождения преддипломной практики, вам вполне могут предложить достойную профессию после окончания института.

Как бы все виды практики между собой не отличались, цели и задачи их прохождения, как правило, одинаковы:

  • Подведение итогов учебного курса;
  • Закрепление теоретических знаний;
  • Освоение практических навыков работы;
  • Осознание деятельности, с которой придется столкнуться после окончания учебного заведения;
  • Изучение работы предприятия изнутри.

По итогам каждого этапа студентом в обязательном порядке пишется отчет по практике. Это документ, который показывает, чему научился студент, какие навыки освоил и какие профессиональные качества приобрел за время прохождения практики. Это очень важная работа, поскольку именно на ее основе делается вывод о профессиональной подготовленности ученика.

Как правило, практика подразумевает помещение студента в условия, которые будут для него обычными после окончания института, во время непосредственного трудоустройства. Так вот, чтобы отчет по практике получился максимально грамотным, качественным и вмещал всю необходимую информацию, нужно с особой внимательностью изучить рабочий процесс предприятия, на котором студент проходит практику, всю его документацию и нормативные акты.

Также желательно полностью описать свою деятельность на данном предприятии, рассказать о своих достижениях, дать рекомендации относительно улучшения работы предприятия. Отчет должен быть составлен согласно всем нормам и общепринятым стандартам оформления документов.

Как написать отчет по практике: с чего начать

Написание любого отчета по практике начинается с получением в университете методического указания. Это своего рода инструкция по написанию отчета по практике.

Методичку необходимо получить на кафедре. Она содержит всю необходимую информацию по задачам практики, написанию и оформлению отчетов.

Пример методического указания

Основной для написания отчета по практике является план практики. Он отражает ключевые задачи студента во время практики. Как правило, план содержит 3-4 задачи.

Пример плана практики

Грамотный, структурированный отчет по практике подразумевает под собой тщательный сбор информации о предприятии, анализ этой информации, разработку плана по улучшению и усовершенствованию деятельности и рабочего процесса предприятия. Поэтому начинать писать отчет по практике нужно, в первую очередь, с частых посещений практических занятий.

Подойдите к вопросу прохождения практики серьезно, поскольку написать отчет не сложно, только если вы действительно понимаете, что делаете. Если вы не усвоили какой-либо материал или не поняли какой-либо процесс, не стесняясь, обращайтесь к кураторам отчета. Как правило, их двое: от предприятия и от учебного заведения.

После того, как вы собрали всю информацию, которую можно было собрать, о предприятии, приступайте к ее анализу. Внимательно изучите любые документы и правовые акты – они вам пригодятся.

Когда работа с информацией окончена, вы можете приступать к ее изложению. Внимательно структурируйте текст, сделайте его читабельным и понятным, чтобы преподавателю было легко его прочесть и так же легко выставить вам отличную оценку.

Структура отчета по практике всегда одинакова. Это общепринятые правила, на которые нужно ориентироваться при упорядочении вашей информации.

Структура отчета по практике

В целом, если учебное заведение не выдвинуло какие-либо свои требования, структура отчета по практике выглядит так:

  1. Титульный лист, который оформляется по всем правилам. Обычно на титульном листе указывается такая информация: название учебного заведения и специальности, тема и вид отчета по практике, фамилия и инициалы преподавателя, проверяющего отчет и студента, его выполняющего, название группы, в которой учится студент, название предприятия, на котором проходят практические занятия, город, в котором находится учебное заведение и год написания отчета по практике.
  2. Содержание с нумерацией разделов.
  3. Введение, в котором указываются цели и задачи прохождения практических занятий. Они, как правило, уже даны в методических рекомендациях к написанию отчета. Кроме того, во введении указывается предполагаемый результат прохождения практики.
  4. Основная часть. Этот раздел обязательно должен делиться на теоретическую и практическую часть. Кроме того, теоретическая часть должна разбиваться на разделы, а практическая – по мере усмотрения учебного заведения. В этой части делаются все расчеты, описывается деятельность предприятия, рассказывается вся нужная информация об организационной структуре, проводится анализ и сравнительная характеристика.
  5. Заключение – пожалуй, основной раздел отчета по практике. Заключение включает в себя все выводы, сделанные студентом во время прохождения практических занятий. Тут же дается оценка собственной работе, и адекватно оцениваются приложенные усилия. Кроме того, в заключении обязательно нужно дать свои рекомендации по поводу улучшения профессиональной деятельности предприятия.
  6. Приложения – это последний структурный раздел отчета. Это всевозможные данные, на которые можно сослаться из основной части отчета. Приложение не нумеруются. Это, в основном, разная документация, интервью, выписки из законодательства и другая полезная информация.

Конечно, отчеты по разным видам практики отличаются между собой, пусть и незначительно.

Виды отчетов по практике

Отчет по учебной практике

Поскольку учебная практика является самым легким видом практических занятий, структура отчета по ней тоже не представляет собой особых сложностей. От стандартной структуры отчета по практике она отличается тем, что практической части, как правило, не имеет.

Учебная практика проходит в групповых занятиях, поэтому нужно использовать возможность и собрать как можно больше теоретических знаний по поводу организационной структуры данного предприятия. Цели и задачи учебной практики исключают погружение студента в рабочую обстановку, об этом нужно не забывать при написании введения и выводов.

Отчет по производственной практике

Производственная практика – этап более серьезный, чем учебные практические занятия. Отчет по производственной практике оформляется в точности так, как указано в общепринятых стандартах, за исключением случаев, когда учебное заведение выдвигает собственные правила оформления отчета.

Помните, что производственная практика направлена на самостоятельную работу и собственные рассуждения студента, поэтому ваше мнение и ваши рекомендации очень важны в отчете.

Отчет по преддипломной практике

Преддипломная практика – это самый ответственный этап за весь период обучения. Структура отчета по преддипломной практике сохраняется, но в основной части отчета или в заключении – по выбору учебного заведения – должна упоминаться информация по поводу вашей дипломной работы.

Дело в том, что во время прохождения преддипломной практики и написания отчета вы должны выбрать тему дипломного проекта, которая обязательно должна перекликаться с вашей специальностью.

Не забудьте упомянуть эту информацию в отчете, поскольку от нее зависит ваш допуск к защите дипломной работы и ваша оценка про преддипломной практике, которая также влияет на итоговую оценку.

Чтобы правильно написать отчет по практике, советуем вам просмотреть примеры таких отчетов на сайте, чтобы им следовать создать грамотную работу.

К каждому виду отчета должны прилагаться определенные документы. Это обязательное правило для каждого учебного заведения. В роли документов обычно выступают дневник практики, характеристика с места прохождения практики и пояснительная записка.

Пояснительная записка к отчету по практике

Пояснительная записка – это краткое, написанное студентом, изложение отчета по практике. В ней должны быть расписаны все действия студента и информация о прохождении практики в целом.

Пояснительная записка к практике – пример

Пояснительная записка должна быть объемом в один лист формата А-4 и писаться в таком же стиле, что и отчет по практике, то есть в научном.

Характеристика к отчету по практике

Характеристика к отчету требуется не для всех видов практики. Обычно отчет по учебной практике сдается без этого документа.

Характеристика к отчету по практике – пример

Характеристика с места прохождения практики подразумевает краткий отзыв представителя предприятия о работе студента на данном предприятии. Как правило, в характеристике указана посещаемость студентом практических занятий, его участие в организационном процессе, польза от данного студента для предприятия, готовность учащегося вступить в ряды профессиональных сотрудников.

На характеристику, особенно по преддипломной практике, всегда обращают особое внимание.

Дневник практики

Дневник практики – это документ, заполненный самим студентом. Обычно учебное заведение выдает форму для заполнения дневника.

Дневник практики – пример

Дневник практики представляет собой записи студента о прохождении практических занятий каждый день. В дневнике указывается дата, выполнение работы за этот день и результат выполненной работы. Дневник практики заполнить легко, однако, если практические занятия вы не посещали, то проявите фантазию, и запишите в дневник практики придуманные действия.

Не забывайте, что этот документ должен быть закреплен подписью предприятия и росписью куратора от организации.

Пример дневника практики

Защита отчета по практике

Когда отчет по практике выполнен, наступает время для его защиты. Сразу говорим, что очень легко защитить отчет, если вы проходили практику и ответственно подходили к выполнению заданий. Вам даже учить ничего не придется, поскольку отработанные навыки наверняка останутся у вас в памяти.

Вы должны ориентироваться в своем отчете и знать, куда посмотреть в случае нехватки информации.

Часто многие преподаватели при защите отчета требуют предоставить презентацию, сделанную специально для защиты. В составлении презентации нет ничего сложного. Ее структура выглядит так:

  1. Первый слайд, который содержит всю информацию, которая написана на титульном листе. Это, своего рода, и есть титульный лист презентации.
  2. Второй слайд содержит название предприятия, на котором проходила практика и имя вашего научного руководителя от предприятия.
  3. Третий слайд – это, своего рода, введение. На нем должны быть указаны цели и задачи прохождения практики.
  4. Четвертый слайд играет роль заключения. На нем должны быть освещены все итоги и выводы, сделанные студентом.
  5. В следующих слайдах вы должны кратко расписать всю информацию, которую считаете нужным осветить, из основной части. Будь то актуальность, ваши советы или рекомендации, делайте это кратко и грамотно.
  6. Последний слайд показывает итоги составления презентации.

Примеры отчетов по практике

Как написать отчет по практике: правила и примеры обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Студенты обычно проходят практику три раза в течение всего курса обучения. Прохождение практики оканчивается написанием отчета согласно программе практики, выданной в ВУЗе. О том что должно войти в отчет расскажет эта статья.

  1. Ознакомительная практика. Часто она осуществляется на первом или втором курсе, когда студент получил общие сведения о своей специальности, и теперь должен собственным опытом дополнить теоретические знания. Отчёт здесь охватывает принцип деятельности предприятия, которое посещал студент, и выводы о том, соответствуют ли стандарты его работы изученным нормам.
  2. Производственная практика. Этот вид осуществляется на третьем или четвёртом курсе, когда студент не просто знакомится с работой того или иного предприятия, но становится стажёром, то есть полноправным сотрудником, который непосредственно участвует в его деятельности. Отчёт более глубоко анализирует работу фирмы, описывает действия и достижения студента, подтверждает их приложенными документами, расчётами и чертежами, выполненными им самостоятельно.
  3. Преддипломная практика . Это самый важный этап, за которым следуют государственные экзамены. В отчёте надлежит рассказать о применении полученных знаний и навыков. Преддипломная практика становится частью дипломной работы.

Порядок написания отчёта

Составление отчёта – это длительный процесс, который делится на три этапа.

  1. Сбор данных. Каждый день во время прохождения практики делайте пометки в блокноте или в специально созданном документе MS Word. Записывайте запомнившиеся моменты, делитесь наблюдениями, фиксируйте слова ваших наставников.
  2. Анализ собранной информации. По завершении практики просмотрите записи и отсейте менее важное. Разделите обрывки данных по пунктам отчёта, чтобы не упустить ни одну значительную мысль.
  3. Непосредственное составление отчёта. В зависимости от вашей занятости процесс займёт от одного до нескольких часов. Старайтесь не оставлять выполнение этой работы на потом, а перед распечаткой пробегитесь по отчёту свежим взглядом.

План отчёта

Часто вузы снабжают студентов планами и образцами отчётов, а иногда даже брошюркой, которую надо лишь заполнить. В иных случаях нужно оформлять всё самостоятельно. Стандартный отчёт состоит из следующих разделов:

Титульный лист

На обложке отчёта должны присутствовать следующие элементы:

  • Полное наименование учебного заведения;
  • Данные о кафедре и факультете;
  • Название отчета;
  • Полное имя студента, данные о его обучении (курс и группа);
  • наименование предприятия, обеспечившего стажировку;
  • Полное имя преподавателя, курирующего практику.

Пояснительная записка

В этом разделе вы рассказываете о том, что делали во время практики. Важно чётко и грамотно изложить свои обязанности и действия, вместив их на одну страницу. Используйте научный стиль, чтобы произвести положительное впечатление на куратора, ведь именно к пояснительной записке будет привлечено его пристальное внимание.

Образец :

Я, Старжинский Велимудр Ратиборович, студент 3-го курса отделения «Административное право» МГЮУ проходил учебно-ознакомительную практику в ООО «Косма» в должности помощника юриста.

При прохождении ознакомился со следующими материалами:

  • Устав предприятия;
  • История развития компании;
  • Характер её деятельности;
  • Должностная инструкция юриста;
  • Типовые формы принятых документов.

В круг моих обязанностей входили следующие действия:

  • Подготовка и оформление документации;
  • Ввод данных в базу;
  • Интерпретация нормативно-правовых документов;
  • Осуществление поиска необходимой информации.

В течение практики осуществлял сбор материалов к курсовой работе на тему: «Особенности функционирования российского семейного предприятия».

Мною были внесены следующие предложения:

  • Регулярное обновление сайта компании;
  • Оптимизация состава сотрудников;
  • Повышение юридической грамотности на предприятии.

Характеристика

В идеале характеристика должна быть написана вашим наставником на предприятии, однако он может быть слишком занят, поэтому максимум, на что он будет способен – это поставить подпись под подготовленным вами тексте. Оценивать себя – задача не из лёгких. Здесь важно проявить объективность и достоверность, не приписывать себе несуществующие заслуги и не преувеличивать ценность своих действий. Старайтесь среди моря положительных отзывов добавить небольшой недостаток, над которым вы будете работать в дальнейшем.

Предварительно расспросите наставника и узнайте его мнение о вашей работе, чтобы он хотя бы на словах высказал свою точку зрения. Пусть это ляжет в основу вашей характеристики.

Образец:

ХАРАКТЕРИСТИКА

Дана Старжинскому Велимудру Ратиборовичу, студенту 3-го курса отделения «Административное право» МГЮУ, по прохождению ознакомительной практики в ООО «Косма» в период с 14.01.2018 по 31.05.2018.

За время прохождения практики Старжинский В.Р. выполнил следующее:

  • Ознакомился с организационной структурой компании;
  • Изучил все уставные документы предприятия;
  • Подготовил анализ хозяйственной деятельности организации;

Выполнял должностные обязанности помощника юриста, включая следующие:

  • Работа помощником юриста;
  • Общение с клиентами;
  • Составление отчётов;
  • Поиск необходимой информации;
  • Трактовка надлежащих нормативно-правовых актов.

Все поручения, переданные Старжинскому В.Р., были выполнены им своевременно, качественно и в полном объёме. Помощник юриста проявил себя как компетентный и ценный специалист, готовый как прислушиваться к рекомендациям наставника, так и вносить собственные предложения.

Оценка за практику: «Отлично».

Дата: 31.05.2018.

Руководитель практики: Стевен-Штейнгель С.Ш.

Руководитель предприятия: Смирнов В.Д.

Дневник практики

В этом разделе в табличной форме вы перечисляете свои действия, дополняя их датой и кратким описанием. Объём этого раздела: 2-3 страницы.

Образец :

В третьем столбце должен расписываться ваш наставник, чьи поручения вы выполняете. В конце дневника обязательны итоговая подпись и печать организации.

Суровая реальность такова, что у студентов-практикантов не всегда есть возможность регулярно посещать предприятие, но в дневнике должен быть расписан каждый день. Заранее обговорите частоту визитов и примерный план ваших действий. Изложите эти данные в таблице, опираясь на фантазию и стараясь сохранить достоверность. Вписывайте одно-три действия в каждую строку, распределяйте их равномерно, выбирайте разноплановые обязанности и размещайте их в логическом и хронологическом порядке.

Как в курсовой и дипломной работе, содержание вы будете делать после того, как напишите все разделы отчёта. Обязательно вставьте в документ сквозную нумерацию и оформите все заголовки и подзаголовки соответствующим стилем. Затем на страницу после титульного листа наведите курсор, нажмите на «ССЫЛКИ», на «ОГЛАВЛЕНИЕ» и, наконец, на первую строчку всплывающего меню под названием «Автособираемое оглавление». Содержание тут же появится.

Введение

В данном разделе вы отражаете главную цель своей практики и перечисляете задачи, которые должны привести вас к намеченному результату.

Образец цели: закрепление полученных теоретических знаний и их дополнение практическими навыками в действующем предприятии.

Образец задач:

Изучение уставных документов организации;

Анализ организационной структуры предприятия;

Получение навыков офисной работы.

Основная часть

Основную часть отчета нужно писать в соответствии с методическими указаниями и программой практики. В зависимости от получаемой специальности отчеты по практике пишутся по-разному. Рассмотрим пример того, как пишется основная часть отчета по практике экономической специальности.

Основная часть делится на две главы, первая из которых отображает теоретические знания о предприятии, а вторая повествует о практике, то есть о ваших действиях и полученных навыках. Главы делятся на параграфы, первая, раскрывающая организационную структуру компании, в пункте 1.1 касается её правового положения, а в пункте 1.2 описывает её хозяйственную деятельность. Вторая глава отображает ваш личный анализ этой деятельности (п. 2.1) и ваши предложения по её улучшению (п. 2.2).

При подготовке основной части опирайтесь на изученные уставные документы фирмы, беседы с сотрудниками и собственные наблюдения. Старайтесь разбавить текст графиками, диаграммами и таблицами, преподаватели особенно это ценят.

Для написания второй, практической главы, воспользуйтесь правилом SWOT, описывая преимущества предприятия (strengths), недостатки (weaknesses), потенциальные возможности (opportunities) и вероятные угрозы (threats). Такой метод анализа продемонстрирует вашу компетентность и дальновидность.

Даже если вы студент, который на ограниченное время заглянул в механизм длительной работы крупного предприятия, вы способны свежим взглядом оценить проблемы, тормозящие его развитие и уменьшающие прибыль. Подумайте, как можно устранить эти сложности. Свои мысли изложите в соответствующей подглаве. Например, вам может показаться, что компания функционировала бы гораздо быстрее, если бы интенсивнее использовала новейшие компьютерные технологии или если бы улучшилась система мотивации сотрудников.

Заключение

Как и в курсовой, и в дипломной работе, заключение – это отражение введения. В этом разделе вы оцениваете, насколько вам удалось добраться до заявленной цели. Поделитесь выводами, полученными при прохождении практики. Пусть план заключения совпадает с задачами. Например, если задача звучит как «Изучение уставных документов компании», то в заключении вы пишете: «Была изучена и проанализирована уставная документация организации».

Не забудьте отразить своё отношение к пройденной практике, оцените, насколько она оказалась для вас полезной. Например, вы можете написать, что практика предоставила вам отличную возможность приобрести полезные навыки организации офисной работы, познакомиться с правилами документооборота. Далее нужно выразить уверенность, что в дальнейшем вы обязательно сможете реализовать полученные умения в профессиональной деятельности.

Приложения

Наличие нескольких приложений станет дополнительным плюсом вашего отчёта. Вы можете дополнить его нормативными документами, добытыми при прохождении практики, включая выдержки из устава, свой трудовой договор, должностную инструкцию, образцы некоторых документов.

Оформление отчёта

Внешний вид отчёта играет не меньшую роль, чем его содержание. Как правило, преподаватели чётко раскрывают каждый нюанс, включая размер и стиль шрифта, но некоторые пункты общие для всех вузов.

Распечатанный отчёт следует прошить или сброшюровать, страницы нужно пронумеровать сквозным методом, начиная со 2-го листа.

Разделы должны быть пронумерованы, а их составные части (подразделы) имеют номера в пределах основного раздела.

Июн 25, 2018 Mariya Zhukova