Крымские татары - не коренной народ. Горцы - таты

Итак, крымские татары.

Разные источники представляют историю и современность этого народа со своими особенностями и своим видением данного вопроса.

Вот три ссылки:
1). Русский сайт rusmirzp.com/2012/09/05/categ… 2). Украинский сайт turlocman.ru/ukraine/1837 3). Татарский сайт mtss.ru/?page=kryims

Я напишу звой материал, используя наиболее политкорректную Википедию ru.wikipedia.org/wiki/Крымски… и собственные впечатления.

Кры́мские тата́ры или кры́мцы - народ, исторически сформировавшийся в Крыму.
Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.

Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

Традиционными напитками являются кофе, айран, язма, буза.

Национальные кондитерские изделия шекер къыйыкъ, курабье, пахлава.

Национальными блюдами крымских татар являются чебуреки (жареные пирожки с мясом), янтыкъ (печёные пирожки с мясом), сарыкъ бурма (слоёный пирог с мясом), сарма (фаршированные мясом и рисом листья винограда, капусты), долма (фаршированные мясом и рисом перцы), кобетэ - изначально греческое блюдо, о чём свидетельствует название (печеный пирог с мясом, луком и картофелем), бурма (слоёный пирог с тыквой и орехами), татар аш (пельмени), юфакъ аш (бульон с очень мелкими пельменями), шашлык, плов (рис с мясом и курагой в отличие от узбекского без моркови), бакъла шорбасы (мясной суп с стручками зеленой фасоли, заправленный кислым молоком), шурпа, къайнатма.

Я пробовал сарма, долма и шурпа. Очень вкусно.

Расселение.

Проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.), прилегающих районах континентальной России (2,4 тыс., в основном в Краснодарском крае) и в прилегающих районах Украины (2,9 тыс.), а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане (90 тыс., оценки от 10 тыс. до 150 тыс.), Болгарии (3 тыс.). По данным местных крымскотатарских организаций, диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 5-6 млн человек, однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения.

Этногенез.

Существует заблуждение, что крымские татары - преимущественно потомки монголов завоевателей 13-го века. Это не так.
Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII-XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма - составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков.

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье - тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, адыги (черкесы), малоазийские турки. На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде.

Важная роль в формировании крымскотатарского народа принадлежит западным кыпчакам, известным в русской историографии под именем половцев. Кыпчаки с XI-XII веков стали заселять приволжские, приазовские и причерноморские степи (которые с тех пор вплоть до XVIII века именовались Дешт-и Кыпчак - «Кыпчакская степь»). Со второй половины XI века они начали активно проникать в Крым. Значительная часть половцев укрылась в горах Крыма, спасаясь после поражения объединённых половецко-русских войск от монголов и последовавшего разгрома половецких протогосударственных образований в северном Причерноморье.

К середине XIII века Крым был завоёван монголами под предводительством хана Бату и включён в состав основанного ими государства - Золотой Орды. В ордынский период в Крыму появились представители родов Ширин, Аргын, Барын и др., составивших затем костяк крымскотатарской степной аристократии. К этому же времени относится распространение в Крыму этнонима «татары» - этим общим именем называли тюркоязычное население созданного монголами государства. Внутренняя смута и политическая нестабильность в Орде привели к тому, что в середине XV века Крым отпал от ордынских правителей, и образовалось независимое Крымское ханство.

Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до того Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи.

Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама. Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур. Однако активно распространяться в Крыму мусульманство стало только после принятия в XIV веке золотоордынским ханом Узбеком ислама в качестве государственной религии.

Исторически традиционным для крымских татар является ханафитское направление, которое является наиболее «либеральным» из всех четырех канонических толков в суннитском Исламе.
Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане-сунниты. Исторически исламизация крымских татар происходила параллельно с формированием самого этноса и была очень длительной. Первым шагом на этом пути был захват Судака и окрестностей сельджуками в XIII веке и начало распространения в регионе суфийских братств, а последним - массовое принятие ислама значительным количеством крымских христиан, желавших избежать выселения из Крыма в 1778 году. Основная же часть населения Крыма приняла ислам в эпоху Крымского ханства и предшествовавший ему золотоордынский период. Сейчас в Крыму насчитывается около трёхсот мусульманских общин, большая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Крыма (придерживается ханафитского мазхаба). Именно ханафитское направление является исторически традиционным для крымских татар.

Мечеть Тахталы Джам в Евпатории.

К концу XV века были созданы основные предпосылки, приведшие к формированию самостоятельного крымскотатарского этноса: в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи, тюркские языки (половецко-кыпчакский на территории ханства и османский в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрёл статус государственной религии на всей территории полуострова.

В результате преобладания получившего имя «татары» половецкоязычного населения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидации пёстрого этнического конгломерата, которые привели к появлению крымскотатарского народа. В течение нескольких столетий сложился крымскотатарский язык на основе половецкого языка с заметным огузским влиянием.

Важной составляющей этого процесса была языковая и религиозная ассимиляция весьма смешанного по своему этническому составу христианского населения (греки, аланы, готы, черкесы, половецкоязычные христиане, в том числе потомки ассимилированных перечисленными народами в более ранние эпохи скифов, сарматов и др.), составлявшего к концу XV века большинство в горных и южнобережных регионах Крыма.

Ассимиляция местного населения началась ещё в ордынский период, но особенно усилилась она в XVII веке.
Обитавшие в горной части Крыма готы и аланы, которые начали перенимать тюркские обычаи и культуру, что соответствует данным археологических и палеоэтнографических исследований. На подконтрольном османам Южном берегу ассимиляция шла заметно медленнее. Так, результаты переписи населения 1542 года показывают, что подавляющее большинство сельского населения османских владений в Крыму составляли христиане. Археологические исследования крымскотатарских кладбищ на Южном берегу также показывают, что мусульманские надгробия массово начинают появляться в XVII веке.

В результате к 1778 году, когда крымские греки (греками тогда называли всех местных православных) были по приказу российского правительства выселены из Крыма в Приазовье, их насчитывалось чуть более 18 тысяч (что составляло порядка 2 % от тогдашнего населения Крыма), причём больше половины этих греков составляли урумы, родным языком для которых является крымскотатарский, грекоязычные же румеи были меньшинством, а носителей аланского, готского и других языков к тому времени не осталось совсем.

Тогда же были зафиксированы случаи перехода крымских христиан в ислам с целью избежать выселения.

Субэтносы.

Крымскотатарский народ состоит из трёх субэтнических групп: степняков или ногаев (не путать с народом ногайцы) (çöllüler, noğaylar), горцев или татов (не путать с кавказскими татами) (tatlar) и южнобережцев или ялыбойских (yalıboylular).

Южнобережцы - ялыбойлу.

До депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крымскотат. Yalı boyu) - узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, малоазийские турки и черкесы, а в жителях восточной части Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев). У жителей многих деревень Южного берега вплоть до депортации сохранялись элементы христианских обрядов, унаследованных ими от греческих предков. Большая часть ялыбойцев приняла ислам в качестве религии достаточно поздно, по сравнению с двумя другими субэтносами, а именно в 1778. Поскольку Южный берег был под юрисдикцией Османской империи, южнобережцы никогда не жили в Крымском ханстве и могли перемещаться по всей территории империи, об этом свидетельствует большое количество браков южнобережцев с османами и другими гражданами империи. В расовом отношении большинство южнобережцев принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе (внешне похожи на турок, греков, итальянцев и т. д.). Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами североевропейской расы (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (Кипарисное) и Арпат (Зеленогорье) относились именно к этому типу. Южнобережные татары и по физическому типу заметно отличаются от тюркского: отмечались более высокий рост, отсутствие скул, «в общем, правильные черты лица; тип этот сложен весьма стройно, почему и может быть назван красивым. Женщины отличаются мягкими и правильными чертами лица, темными, с длинными ресницами, большими глазами, тонко очерченными бровями»(пишет Старовский). Описанный тип, однако, даже в пределах небольшого пространства Южного берега подвергается значительным колебаниям, в зависимости от преобладания тех или других живших здесь народностей. Так, например, в Симеизе, Лименах, Алупке нередко можно было встретить длинноголовых, с продолговатым лицом, длинным горбатым носом и русыми, иногда рыжими волосами. Обычаи южнобережных татар, свобода их женщин, почитание некоторых христианских праздников и памятников, их любовь к оседлым занятиям, сопоставленные с их наружным видом, не могут не убедить, что эти, так называемые «татары» близки к индоевропейскому племени. Диалект южнобережцев относится к огузской группе тюркских языков, очень близок к турецкому. В лексике этого диалекта имеется заметный пласт греческих и некоторое количество итальянских заимствований. Старый крымскотатарский литературный язык, созданный Исмаилом Гаспринским, был основан именно на этом диалекте.

Степняки - ногаи.

Ногаи проживали в степи (крымскотат. çöl) к северу от условной линии Николаевка-Гвардейское-Феодосия. Основное участие в этногенезе этой группы приняли западные кыпчаки (половцы), восточные кыпчаки и ногайцы (от этого и пошло название ногаи). В расовом отношении ногаи европеоиды с элементами монголоидности (~10 %). Диалект ногаев принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, сочетая в себе черты половецко-кыпчакских (карачаево-балкарский, кумыкский) и ногайско-кыпчакских (ногайский, татарский, башкирский и казахский) языков.
Одной из отправных точек этногенеза крымских татар следует считать возникновение Крымского юрта, а затем Крымского ханства. Кочевая знать Крыма воспользовалась ослаблением Золотой Орды для создания собственного государства. Длительная борьба между феодальными группировками завершилась в 1443 г. победой Хаджи-Гирея, основавшего фактически независимое Крымское ханство, территория которого включала в себя Крым, причерноморские степи и Таманский полуостров.
Основной силой крымского войска являлась конница - быстрая, маневренная, обладавшая многовековым опытом. В степи каждый мужчина был воином, отличным наездником и стрелком из лука. Это подтверждает и Боплан: «Татары знают степь так же хорошо, как лоцманы - морские гавани».
В ходе эмиграции крымских татар XVIII-XIX вв. значительная часть степного Крыма была практически лишена коренного населения.
Известный ученый, писатель и исследователь Крыма XIX века Е. В. Марков писал, что лишь татары «переносили этот сухой зной степи, владея тайнами извлечения и проведения воды, разводя скот и сады в таких местах, где до сего не уживется немец или болгарин. Сотни тысяч честных и терпеливых рук отняты у хозяйства. Стада верблюдов почти исчезли; где прежде ходило тридцать отар овец, там ходит одна, где были фонтаны, там теперь пустые бассейны, где была многолюдная промышленная деревня − там теперь пустырь… Проезжайте, например, Евпаторийский уезд и вы подумаете, что путешествуете по берегам Мертвого моря».

Горцы - таты.

Таты (не путать с одноимённым кавказским народом) жили до депортации в горах (крымскотат. dağlar) и предгорьях или средней полосе (крымскотат. orta yolaq), то есть к северу от южнобережцев и к югу от степняков. Этногенез татов - очень сложный и не до конца изученный процесс. В формировании этого субэтноса приняли участие практически все народы и племена, когда-либо жившие в Крыму. Это тавры, скифы, сарматы и аланы,авары, готы, греки, черкесы, булгары, хазары, печенеги и западные кыпчаки (известные в европейских источниках как куманы или команы, а в русских как половцы). Особо важной в этом процессе считается роль готов, греков и кыпчаков. От кыпчаков таты унаследовали язык, от греков и готов - материально-бытовую культуру. Готы в основном приняли участие в этногенезе населения западной части горного Крыма (Бахчисарайский район). Тип домов, которые строили крымские татары в горных деревнях этого региона до депортации, некоторыми исследователями считается готским. Нужно заметить, что приведённые данные об этногенезе татов до некоторой степени являются обобщением, так как население практически каждой деревни горного Крыма до депортации имело свои особенности, в которых угадывалось влияние того или иного народа. В расовом отношении таты относятся к среднеевропейской расе, то есть внешне похожи на представителей народов центральной и восточной Европы (часть на северокавказские народы, а часть на русских, украинцев, немцев и т. д.). Диалект татов имеет как кыпчакские, так и огузские черты и является до некоторой степени промежуточным между диалектами южнобережцев и степняков. На этом диалекте основан современный крымскотатарский литературный язык.

До 1944 года перечисленные субэтнические группы крымских татар практически не смешивались между собой, но депортация разрушила традиционные ареалы расселения, и за прошедшие 60 лет набрал силу процесс слияния этих групп в единую общность. Границы между ними заметно размыты уже сегодня, поскольку существенно число семей, где супруги принадлежат к разным субэтносам. Из-за того, что после возвращения в Крым крымские татары в силу ряда причин, и прежде всего из-за противодействия местных властей, не могут поселиться в местах своего прежнего традиционного проживания, процесс смешения продолжается. Накануне Великой Отечественной войны среди крымских татар, живших в Крыму, около 30 % составляли южнобережцы, около 20 % - ногаи и около 50 % - таты.

То, что в общепринятом названии крымских татар присутствует слово «татары», часто вызывает недоразумения и вопросы о том, не являются ли крымские татары субэтнической группой татар, а крымскотатарский язык диалектом татарского. Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времён, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами: карачаевцы (горские татары), азербайджанцы (закавказские или азербайджанские татары), кумыки (дагестанские татары), хакасы (абаканские татары) и т. д. Крымские татары имеют мало общего в этническом плане с историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных), и являются потомками тюркоязычных, кавказских и других племён, населявших восточную Европу до монгольского нашествия, когда на запад и пришёл этноним «татары».

Сами крымские татары на сегодняшний день используют два самоназвания: qırımtatarlar (дословно «крымтатары») и qırımlar (дословно «крымцы»). В обиходной разговорной речи (но не в официальном контексте) может употребляться в качестве самоназвания и слово tatarlar («татары»).

Крымскотатарский и татарский языки являются родственными, поскольку оба относятся к кыпчакской группе тюркских языков, однако не являются внутри этой группы ближайшими родственниками. Из-за достаточно сильно отличающейся фонетики (в первую очередь вокализма: т. н. «поволжский перебой гласных») крымские татары понимают на слух лишь отдельные слова и словосочетания в татарской речи и наоборот. Наиболее близкими к крымскотатарскому являются из кыпчакских кумыкский и карачаевский языки, а из огузских турецкий и азербайджанский языки.

В конце XIX века Исмаилом Гаспринским была предпринята попытка создания на основе крымскотатарского южнобережного диалекта единого литературного языка для всех тюркских народов Российской империи (в том числе и татар Поволжья), однако серьёзного успеха это начинание не имело.

Крымское ханство.

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.
Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником.


Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы.
Классик крымскотатарской поэзии той эпохи - Ашик Умер.
Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени - ханский дворец в Бахчисарае.

С начала XVI века Крымское ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до XVIII века преимущественно наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского, украинского и польского населения. Захваченные в рабство продавались на крымских невольничьих рынках, среди которых наиболее крупным являлся рынок в городе Кефе (современная Феодосия), в Турцию, Аравию, на Ближний Восток. Горные и прибрежные татары Южного побережья Крыма, с неохотой участвовали в набегах, предпочитая откупаться платежами от ханов. В 1571 году 40-тысячное крымское войско под командованием хана Девлета I Герая, пройдя московские укрепления, дошло до Москвы и в отместку за взятие Казани, подожгло её пригороды, после чего весь город, за исключением лишь Кремля, сгорел дотла. Однако уже в следующем году повторно шедшая 40-тысячная орда, надеявшаяся совместно с турками, ногайцами, черкесами (всего более 120-130 тыс), окончательно покончить с независимостью Московского Царства, потерпела сокрушительное поражение в битве при Молодях, что заставило ханство умерить свои политические притязания. Тем не менее, формально находившиеся в подчинении у крымского хана, а фактически полунезависимые ногайские орды, кочевавшие в Северном Причерноморье, регулярно совершали крайне опустошительные набеги на московские, украинские, польские земли, доходя до Литвы и Словакии. Целью этих походов-набегов был захват добычи и многочисленных рабов, преимущественно с целью продажи на рынки рабов Османской империи, жестокой их эксплуатации в самом ханстве, и получение выкупа. Для этого, как правило, использовался Муравский шлях, проходивший от Перекопа до Тулы. Эти набеги обескровливали все южные, окраинные и центральные области страны, которые были практически безлюдными ещё долгое время. Постоянная угроза с юга и востока, способствовала формированию казачества, выполнявшего сторожевые и дозорные функции на всех пограничных территориях Московского Государства и Речи Посполитой, с Диким Полем.

В составе Российской империи.

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией.

В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымско-татарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По данным исследователей конца XIX века Ф. Лашкова и К Германа население полуостровной части Крымского ханства к 1770-м годам составляло примерно 500 тыс. человек, 92 % из которых были крымские татары. Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму 127,8 тыс. человек населения, в том числе 87,8 % крымских татар. Таким образом, из Крыма эмигрировала большая часть татар, по разным данным составляющая до половины населения (из турецких данных известно о 250 тыс. крымских татар, поселившихся в конце XVIII в. в Турции, в основном в Румелии). После окончания Крымской войны, в 1850-60-е годы из Крыма эмигрировало около 200 тыс. крымских татар. Именно их потомки сейчас составляют крымскотатарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии. Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма.

Наряду с этим интенсивно происходило освоение Крыма, в основном территории степей и крупных городов (Симферополь, Севастополь, Феодосия и др.), за счёт привлечения российским правительством переселенцев с территории Центральной России и Малороссии. Изменился этнический состав населения полуострова - увеличилась доля православных.
В середине XIX века крымские татары, преодолевая разобщенность, начали переходить от мятежей к новому этапу общенациональной борьбы.


Необходима была мобилизация всего народа для коллективной защиты от гнёта царских законов и русских помещиков.

Исмаил Гаспринский явился выдающимся просветителем тюркских и других мусульманских народов. Одна из главных его заслуг - создание и распространение среди крымских татар системы светского (нерелигиозного) школьного образования, которое также радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. Он стал фактическим создателем нового литературного крымскотатарского языка. Гаспринский начал издавать первую крымскотатарскую газету «Терджиман» («Переводчик») с 1883 года, которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма, в том числе в Турции и в Средней Азии. Его просветительская и издательская деятельность привела, в конечном счёте, к появлению новой крымскотатарской интеллигенции. Гаспринский также считается одним из основателей идеологии пантюркизма.

В начале ХХ века Исмаил Гаспринский понял, что его просветительская задача выполнена и необходимо выходить на новый этап национальной борьбы. Этот этап совпал с революционными событиями в России 1905-1907 годов. Гаспринский писал: «Первый долгий период мой и моего „Переводчика“ закончен, и начинается второй, краткий, но, вероятно, более бурный период, когда старый педагог и популяризатор должен явиться политиком».

Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. В революцию 1905 года в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания политических прав, создания современных учебных заведений. Наиболее активные крымскотатарские революционеры сгруппировались вокруг Али Боданинского, эта группа находилась под пристальным вниманием жандармского управления. После смерти Исмаила Гаспринского в 1914 году в качестве старейшего национального лидера остался Али Боданинский. Авторитет Али Боданинского в национально-освободительном движении крымских татар в начале XX века был непререкаем.

Революция 1917 года.

В феврале 1917 года крымскотатарские революционеры с большой подготовленностью наблюдали за политической обстановкой. Как только стало известно о серьёзных волнениях в Петрограде, уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком.
Руководство Мусульманского Ревкома предложило Симферопольскому Совету совместную работу, однако исполком Совета отклонил это предложение.
После проведенной Мусисполкомом всекрымской избирательной кампании 26 ноября 1917 года (9 декабря по новому стилю) в Бахчисарае в Ханском дворце был открыт Курултай - Генеральная Ассамблея, главный совещательный, директивный и представительный орган.
Таким образом, в 1917 году в Крыму начали существовать крымскотатарский Парламент (Курултай) - законодательный орган, и крымскотатарское Правительство (Директория) - исполнительный орган.

Гражданская война и Крымская АССР.

Тяжёлым испытанием для крымских татар стала Гражданская война в России. В 1917 году после Февральской революции был созван первый Курултай (съезд) крымскотатарского народа, провозгласивший курс на создание независимого многонационального Крыма. Известен лозунг председателя первого Курултая, одного из наиболее чтимых крымскими татарами лидеров, Номана Челебиджихана - «Крым - для крымчан» (подразумевалось всё население полуострова независимо от национальности. «Наша задача, - говорил он, - создание такого государства, как Швейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку». Однако Челебиджихан был пленён и расстрелян большевиками в 1918 году, а интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми, так и красными.
В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип: в 1930 г. были созданы национальные сельсоветы: русских 106, татарских 145, немецких 27, еврейских 14, болгарских 8, греческих 6, украинских 3, армянских и эстонских - по 2. Кроме того, были организованы национальные районы. В 1930 г. было 7 таких районов: 5 татарских (Судакский, Алуштинский, Бахчисарайский, Ялтинский и Балаклавский), 1 немецкий (Биюк-Онларский, позже Тельманский) и 1 еврейский (Фрайдорфский).
Во всех школах дети нацменьшинств обучались на своем родном языке. Но вслед за коротким подъёмом национальной жизни после создания республики (открытие национальных школ, театра, выпуск газет) последовали сталинские репрессии 1937 года.

Репрессирована была большая часть крымскотатарской интеллигенции, в том числе государственный деятель Вели Ибраимов и учёный Бекир Чобанзаде. Согласно данным переписи 1939 года крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек, то есть 19,4 % от всего населения полуострова. Тем не менее, татарское меньшинство ничуть не было ущемлено в своих правах по отношению к «русскоязычному» населению. Скорее наоборот, высшее руководство состояло в основном из крымских татар.

Крым под немецкой оккупацией.

С середины ноября 1941 по 12 мая 1944 года Крым был оккупирован немецкими войсками.
В декабре 1941 года в Крыму немецкой оккупационной администрацией были созданы мусульманские татарские комитеты. В Симферополе начал работу центральный «Крымский мусульманский комитет». Их организация и деятельность проходила под непосредственным руководством СС. Впоследствии руководство комитетами перешло к штабу СД. В сентябре 1942 немецкая оккупационная администрация запретила использовать в названии слово «крымский», и комитет начал именоваться «Симферопольским мусульманским комитетом», а с 1943 - «Симферопольским татарским комитетом». Комитет состоял из 6 отделов: по борьбе с советскими партизанами; по комплектованию добровольческих формирований; по предоставлению помощи семьям добровольцев; по культуре и пропаганде; по религии; административно-хозяйственный отдел и канцелярия. Местные комитеты по своей структуре дублировали центральный. Их деятельность была прекращена в конце 1943 года.

Первоначальная программа комитета предусматривала создание в Крыму государства крымских татар под протекторатом Германии, создание собственного парламента и армии, возобновление деятельности запрещённой в 1920 году большевиками партии Милли Фирка (крымскотат. Milliy Fırqa - национальная партия). Однако уже зимой 1941-42 годов немецкое командование дало понять, что не намерено допускать создания какого бы то ни было государственного образования в Крыму. В декабре 1941 года представители крымскотатарской общины Турции Мустафа Эдиге Кырымал и Мюстеджип Улькюсал посетили Берлин в надежде убедить Гитлера в необходимости создания крымскотатарского государства, но им было отказано. Долгосрочные планы нацистов предусматривали присоединение Крыма непосредственно к Рейху в качестве имперской земли Готенланд и заселение территории немецкими колонистами.

С октября 1941 года было начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар - рот самообороны, главной задачей которых была борьба с партизанами. До января 1942 года этот процесс шёл стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатцгруппы «D». В течение января 1942 года было завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны (было сформировано 14 рот). В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а ещё 5 тыс. человек находились в составе резерва. В дальнейшем на основе созданных рот были развернуты батальоны вспомогательной полиции, число которых к ноябрю 1942 года достигло восьми (с 147-го по 154-й).

Крымскотатарские формирования использовались при охране военных и гражданских объектов, принимали активное участие в борьбе с партизанами, в 1944 году оказали активное сопротивление освобождавшим Крым соединениям Красной Армии. Остатки крымскотатарских частей вместе с германскими и румынскими войсками были эвакуированы из Крыма морем. Летом 1944 года из остатков крымскотатарских частей в Венгрии был сформирован Татарский горно-егерский полк СС, который вскоре был переформирован в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС, которая была расформирована 31 декабря 1944 и преобразована в боевую группу «Крым», влившуюся в Восточно-тюркское соединение СС. Крымскотатарские добровольцы, не вошедшие в состав Татарского горно-егерского полка СС, были переброшены во Францию и включены в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона или (в основном необученная молодёжь) были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны.

С началом Великой Отечественной войны многие крымские татары были призваны в Красную Армию. Многие из них потом дезертировали в 1941 году.
Однако, есть и другие примеры.
В рядах Красной Армии, с 1941 по 1945 год проходили службу более 35 тысяч крымских татар. Большая часть (около 80 %) мирного населения оказывало активную поддержку крымским партизанским отрядам. В связи с плохой организацией партизанской борьбы и постоянной нехваткой продовольствия, медикаментов и оружия, командование приняло решение об эвакуации большей части партизан из Крыма осенью 1942 года. По данным партийного архива Крымского обкома Компартии Украины, на 1 июня 1943 г. в партизанских отрядах Крыма было 262 человека. Из них 145 русских, 67 украинцев, 6 татар. На 15 января 1944 г. в Крыму насчитывалось 3733 партизана, из них русских - 1944, украинцев - 348, татар - 598. Наконец, согласно справке о партийном, национальном и возрастном составе партизан Крыма на апрель 1944 года, среди партизан было: русских - 2075, татар - 391, украинцев - 356, белорусов - 71, прочих - 754.

Депортация.

Обвинение в сотрудничестве крымских татар, а также других народов, с оккупантами стало поводом для выселения этих народов из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года. Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область.

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.

Официально основанием для высылки было объявлено также массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей. При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымскотатарских коллаборационистов, так как основная масса их была эвакуирована немцами в Германию. Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было выявлено около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар - участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах.

Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших.

Борьба за возвращение.

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в «оттепель», крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка»), несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС, ЦК КПУ и непосредственно к руководителям СССР и при том, что 9 января 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан».

С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым.
Деятельность общественных активистов, настаивавших на возвращении крымских татар на историческую родину, преследовалась административными органами советского государства.

Возвращение в Крым.

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года), из них в Симферополе - свыше 25 тыс., в Симферопольском районе - свыше 33 тыс., или свыше 22 % населения района.
Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.
В 1991 году был созван второй Курултай и создана система национального самоуправления крымских татар. Каждые пять лет происходят выборы Курултая (подобие национального парламента), в которых участвуют все крымские татары. Курултай формирует исполнительный орган - Меджлис крымскотатарского народа (подобие национального правительства). Данная организация не была зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины. С 1991 года по октябрь 2013 года председателем Меджлиса являлся Мустафа Джемилев. Новым главой Меджлиса был избран Рефат Чубаров на первой сессии 6-го Курултая (общенационального съезда) крымскотатарского народа, прошедшего 26-27 октября в Симферополе

В августе 2006 года Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН выразил обеспокоенность по поводу сообщений о антимусульманских и антитатарских высказываниях со стороны православных священников в Крыму.

В начале Меджлис крымко-татарского народа отрицательно отнесся к проведению референдума по присоединению Крыма к России в начале марта 2014 года.
Однако перед самым референдумом ситуацию удалось переломить с помощью Кадырова и государственного советника Татарстана Минтимера Шаймиева и Владимира Путина.

Владимир Путин подписал указ о мерах реабилитации армянского, болгарского, греческого, немецкого и крымскотатарского народов, проживавших на территории Крымской АССР. Президент поручил правительству при разработке целевой программы развития Крыма и Севастополя до 2020 г. предусмотреть меры по национально-культурному и духовному возрождению этих народов, обустройству территорий их проживания (с финансированием), содействовать крымским и севастопольским властям в проведении памятных мероприятий к 70-летию депортации народов в мае нынешнего года, а также содействовать в создании национально-культурных автономий.

Судя по результатам референдума, почти половина всех крымских татар приняла участие в голосовании - несмотря на весьма жесткое давление на них со стороны радикалов из своей же среды. При этом настроения татар и отношение к возвращению Крыма в Россию, скорее, настороженные, а не враждебные. Так что все зависит от властей и от того, как российские мусульмане примут новых братьев.

В настоящее время общественная жизнь крымских татар переживает раскол.
С одной стороны председатель Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров, которому не позволила въехать в Крым прокурор Наталья Поклонская.

С другой стороны крымско - татарская партия "Милли Фирка".
Председатель Кенеша (Совета) крымско-татарской партии “Милли Фирка” Васви Абдураимов считает, что:
"крымские татары – плоть от плоти наследники и часть Великого Тюркского Эля – Евразии.
Нам в Европе точно делать нечего. Большая часть Тюркского Эля сегодня – это тоже Россия. В России проживает более 20 миллионов тюрко-мусульман. Поэтому Россия также близка нам, как и славянам. Все крымские татары добротно владеют русским языком, получили образование на русском языке, выросли на русской культуре, живут среди русских."gumilev-center.ru/krymskie-ta…
Это так называемые "самозахваты" земли крымскими татарами.
Просто строили несколько таких строений рядом стоящих на землях, принадлежащих на тот момент Украинскому Государству.
Как незаконно репрессированные, татары считают, что вправе захватить понравившуюся землю бесплатно.

Конечно самозахваты происходят не в глухой степи, а по Симферопольской трассе и по ЮБК.
Построенных капитальных домов на месте этих самозахватов немного.
Просто застолбили за собой место с помощью таких сарайчиков.
Впоследствии (после узаконения) здесь можно будет построить кафе, дом детям или выгодно продать.
А о том, что самозахваты узаконят уже готовится указ Госсовета. vesti.ua/krym/63334-v-krymu-h…

Вот так.
В том числе и с помощью узаконения самозахватов Путин решил обеспечить лояльность крымских татар в отношении присутствия РФ в Крыму.

Впрочем украинские власти тоже не очень активно боролось с этим явлением.
Поскольку рассматривало Меджлис как противовес влияния русскоязычного населения Крыма на политику на полуострове.

Государственный Совет Крыма принял в первом чтении проект закона «О некоторых гарантиях прав народов, депортированных во внесудебном порядке по национальному признаку в 1941-1944 годах из Автономной Крымской Советской Социалистической Республики», в котором в числе прочего предусматриваются размеры и порядок выплаты репатриантам различных единовременных компенсаций. kianews.com.ua/news/v-krymu-d… Принятый законопроект является реализацией указа Президента РФ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Он направлен на социальную защиту депортированных, а также их детей, родившихся после выселения в 1941–1944 годах в местах лишения свободы или в ссылке и вернувшихся на постоянное проживание в Крым, и тех, кто в момент депортации находился за пределами Крыма (воинская служба, эвакуация, принудительные работы), но был направлен в спецпоселения. ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Мавы кок-байрак – небесно-голубое полотно и золотого цвета герб – тарак-тамга – трезубец в верхнем левом углу сегодня узнаваемые символы крымских татар. Они прекрасно сочетаются на национальном флаге коренного народа Крыма. Однако тамга не всегда располагалась на знамени. Ранее 1917 года вы не увидите ее на голубом полотне. Но об этом факте иногда забывают в литературе, кино и даже исторической науке, допуская анахронизм, не имеющий к реальности никого отношения. И тем не менее и голубое полотно, и золотая тарак-тамга имеют давнюю историю. Но у каждого символа она своя.

Кок-байрак и тарак-тамга были государственными символами Крымского ханства. Однако они никогда не совмещались. Голубое полотно служило личным персональным знаменем. А вот тарак-тамгу имели право использовать только представители одной династии и это были Гираи – бессменные правители Крымского ханства.

Что же собой представляет голубое знамя и гербовая эмблема тарак-тамга крымских татар? Всегда ли эти два символы принадлежали крымцам, были ли заимствованы или перешли по наследству? Это одновременно и простые и сложные ответы. Трудность заключатся в том, что нет единого мнения и официальной теории. К примеру, почему крымские татары использовали голубое знамя? Какое значение оно имело для них?

Сегодня флаг – символ государственной независимости, который отражает национальные особенности страны и важнейшие вехи ее истории. Но когда-то флаг возник как знак отличия рода. Со временем знамена стали атрибутом власти и достоинства правителей, полководцев и отдельных воинов. Флаги, знамена, хоругви и даже бунчуки – это своеобразные шифры, которые оставляет история в качестве знаков, рассказывающих о жизни народов и важных событиях, ключ к которым, к сожалению, во многих случаях утерян безвозвратно. С момента своего зарождения и до настоящего времени они играют огромную роль в жизни общества, особенно в военные периоды. И, конечно же, исключением не была могущественная держава крымских татар.

Крымское ханство на карте Восточной Европы как государственное образование появилось в XV веке. Оно стало наследником Великой Орды. Его возглавил прямой потомок самого Чингисхана Хаджи Гирай. Вместе с ханским титулом к нему перешел санджак-шериф, или хоругвь великого хакана, который символически обозначал национальный, государственный и административный статус ханства, имел почетное происхождение и подчеркивал высокий статус хана.

Родовой санджак-шериф ханов не сохранился. Остались лишь его описания. Он представлял собой древнее, уже тогда частично изношенное временем полотнище, бережно хранимое и благоговейно почитаемое ханами и их поданными. Санджак некогда развивался над ставкой самого Чингисхана. Гираи брали санджак-шериф в военные походы, однако знамя поднимали лишь перед началом сражения. А после того, как имамы, сопровождавшие войска, завершали намаз, знамя великого хакана снова передавалось священнослужителям на хранение.

Помимо санджак-шерифа Чингисхана, у главы государства и двух его наследников на трон калги и нур-эд-дина были собственные знамена. Под родовыми санджаками выступали в поход представители ханской аристократии беи и мурзы. Кроме этого, у каждого военного подразделения были свои знамена, отличавшиеся по цвету, размеру и форме.

Судя по сохранившимся миниатюрам, знамена, или санджаки, были разной формы и фактуры. Знамя состояло из высокого древка, навершия – алема и цветного матерчатого полотнища, как правило, треугольной, реже прямоугольной формы, которое крепилось вертикально. Алемы были фигурные, простые или пикообразные. Делали ее из латуни, позолоченной меди или жести. Иногда к алему прикрепляли бунчук из хвостов лошади – знак храбрости и воинской доблести.

В эмблемах знамен была заключена определенная информационная символика. К примеру, на них обозначались родовые эмблемы – нишаны или тамги. О последних, мы поговорим чуть позже. А пока обратим внимание на цвет знамен, используемых крымцами ханского периода, к примеру, в военных кампаниях.

Наравне с санджаком-шерифом Чингисхана использовалось черно-красное полотнище, покрытое молитвами. В походе эти знамена несли перед крымским ханом и хранили в его личном шатре.

Польский дипломат Мартин Браневский, посетивший в 1578 году ханство отмечал, что символом гвардейского отряда крымского хана был белый бунчук, рядом с которым несли санджак красно-зеленого цвета. Дипломат писал, что: «При ханском отряде всегда есть знамя, состоящее из белого лошадиного хвоста, прикрепленного к длинной палке, и шелковое знамя зеленое с красным».

Кроме регулярной армии хана, полки, которые формировались на время похода и подчинялись непосредственно главе государства, имели три больших знамени: красно-желтое, белое, белое с зеленой окантовкой (или зелеными «языками») и черный бунчук, а также красное с золотым шаровидным навершием, покрытое арабскими надписями.

Другие же полки под предводительством родовой аристократии имели знамена и бунчуки, отличавшиеся по цветовой гамме, форме, качеству полотна и количеству туг – хвостов. Что касается ногайцев из ханских провинций Северного Причерноморья, то они, как правило, сражались под желтыми («сары туг») и белыми («ак туг») знаменами.

Османский путешественник Эвлия Челеби отмечал, что такая иерархия цветов была не принципиальна. Челеби писал во время боевых действий в середине XVII века: аскеры, то есть воины, применяли красные и зеленые знамена.

«На османской миниатюре из сочинения Локман бен Хусайна аль-Ашури (список 1579 г.) изображена переправа крымскотатарских и османских войск через Дунай в 1566 году. Над головами крымцев реют два больших знамени, увенчанные фигурными золотыми навершиями. Первый санджак имеет желтое полотнище треугольной формы с широкой красной полосой по краю. Второй санджак – это зеленый флаг треугольной формы, разрезанный на два длинных «языка», благодаря чему полотнище имеет характерную форму «ласточкиного хвоста».

На миниатюрах «Шахнаме-и Надири» (20-е гг. XVII в.) показаны знамена крымскотатарской армии хана Джанибека Гирая. Главные знамена ханских войск представляют собой длинные деревянные древка с фигурным золотым навершием и треугольным полотнищем красного цвета. Знамена военачальников снабжены короткими черными бунчуками, белыми и оранжевыми треугольными флагами.

И только на одной миниатюре к произведению «Шахнаме» работы Субхи-Челеби Талики-заде мы видим армию крымского хана Бора Гази Гирая II, где его военачальники наравне с треугольным красным флагом держат знамена голубого цвета.

События, изображенные на этой миниатюре, – это встреча глав двух держав: Крымского ханства и Османской империи. Год 1595. Крымский хан Гази Гирай согласился оказать военную помощь своему дальнему родственнику султану Мехмеду III в венгерских походах. Историк Ибраим Печеви так описывал эту встречу: «повелитель Крыма, Дешт-и-Кыпчака и ногайских татар, держатель меча Чингизова, обладатель знаний и адепт просвещения, хан Гази Гирай, перейдя через реку Озю и подойдя к берегу Турлы со стороны Польши, ожидаемый, но неожиданный, вдруг появился возле крепости Сунлук, чтобы помочь падишаху в его победоносном походе. На другой день, это было 19-го зу-ль-кааде (6 августа), главный визирь и главнокомандующий (падишах) вышли навстречу хану с войском, которое с трудом вмещали земля и небо. Верхом на лошадях они справились о здоровье и благополучии друг друга. Затем, спешившись и идя рядом со своими конями, они направились к золототканному шатру главнокомандующего. Обсудили с ним несколько главных вопросов и вместе отобедали. Печеви достаточно красочно описал события, которые после Субхи Челеби изобразит в миниатюре. И историк, и художник были не только современниками тех событий, но и участниками венгерских походов, поэтому можно с уверенностью говорить, что они изображали ровно то, что видели. И голубое знамя в рядах крымской армии не исключение. «Другими словами если мы не видели знамени или байрака голубого цвета на миниатюрах, изображающих крымскотатарских воинов других авторов, это не говорит о том, что его не использовали.

Наряду со знаменами в Крымском ханстве большое распространение имели бунчуки, или, как еще их называли, туг. Они представляли собой деревянное древко, увенчанное фигурным или шаровидным навершием, на которое подвешивалась кисть из одного или нескольких лошадиных хвостов. Своим подданным бунчук мог жаловать только крымский хан. По количеству бунчуков определяли военный ранг военачальника. Кроме бунчуков, военные чины имели почетные знаки отличия – туман-туг и чер-туг – особый род знамен, древко которых венчали фигурные наконечники – алемы, обозначающие чин военного.

Как видим, в письменных источниках и на миниатюрах, изображающих военные походы санджаки и флаги, голубой цвет представляет редкость. Подчеркнем еще раз в военных походах, так как это не говорит о том, что голубой цвет на флагах не использовался. Возможно, это объясняет тот факт, что для крымских татар как тюрков голубой считался священным цветом и не предназначался для военных кампаний.

Мавы кок – небесно-голубой цвет у тюркских народов является символом чистоты и свободы, честности, верности и безупречности. Он ассоциируется с небом, реками и озерами. Голубой цвет один из символов древнего тюркского верования – тенгрианства. Вера в единого бога Тенгри. Сегодня на национальном флаге крымских татар цвет символизирует чистое небо, мир и благополучие, а одноцветие фона – единство народа. И, видимо, неслучайно именно эти небесные мотивы и были отражены при выборе основного цвета национального флага крымских татар.

Продолжение следует…

Гульнара АБДУЛАЕВА

Крым - это уникальный и неповторимый край, "орден на груди планеты Земля", как сказал один из его исследователей. Туристы, попадая сюда впервые, удивляются, как на такой маленькой по площади территории смогло уместиться всё разнообразие природы. Ведь здесь есть и горы, и скалы, и морское побережье с галечными пляжами, а также шумные водопады и десятки красивейших пещер.

Однако в этой статье речь пойдет не о природных красотах Крыма, а о его символике. Вы узнаете, что символизирует крымский флаг, а также какую семантику несет в себе герб Крыма. Картинки главных символов республики также представлены здесь. Надеемся, вам будет интересно!

Флаг и герб Крыма - основные символы полуострова

Любая страна, республика, область или город имеют свои официальные символы - флаг и герб. Они сложились исторически, и, чаще всего, отражают (показывают) идентичность того или иного населенного пункта или территории.

Флагом называют полотнище прямоугольной формы, которое имеет определенную раскраску. Как правило, это полосы разного цвета и направления (реже - узоры или рисунки). Существует даже целая наука, которая занимается их изучением - вексиллология .

Слово "герб" (herb) имеет немецкое происхождение и дословно означает "наследство". Дело в том, что первоначально герб служил отличием для конкретного рода, и этот символ передавался из поколения в поколение, по наследству. Позже его стали использовать и в качестве символов городов или стран. Наука, комплексно изучающая гербы, носит название геральдика .

Теперь стоит ознакомиться с тем, что представляет собой герб и флаг Республики Крым. Какова же их семантика?

Герб Крыма: фото и описание

Основой современного крымского герба является варяжский щит. На нем изображено мифическое существо - грифон, который смотрит в левую сторону и держит в лапе синюю жемчужину в серебряной ракушке. Над головой грифона изображено восходящее желтое солнце, а сам щит обрамлен двумя греческими колоннами с обеих сторон. Снизу щит окаймляет лента (в традиционных цветах крымского флага, о котором речь пойдет далее) с надписью: "Процветание - в единстве".

Стоит отметить, что герб Крыма, в своем современном виде, был оформлен в 1991 году, а утвержден на официальном уровне в 1992-м. В марте 1995 года он был легализирован украинской властью путём принятия закона "об Автономной Республике Крым".

Как известно, в марте 2014 года была присоединена к России. При этом местные власти республики решили не изменять уже существующую символику полуострова, приняв в июне того же года соответствующий закон.

Вот такую историю пережил современный герб Крыма. Фото этого символа вы можете увидеть ниже:

Значение герба

Известно, что грифон издавна использовался в геральдике региона Северного Причерноморья. Так, это мифическое существо присутствовало на эмблемах древнего Пантикапея (нынче Керчь), а также Херсонеса.

Герб Республики Крым имеет в своей основе щит красного цвета. И это не случайно, ведь червлёный окрас - это напоминание о героической и порой трагической судьбе крымского народа. Не случайно и присутствие жемчужины в лапе грифона. Это - прямой намек на уникальность и неповторимость крымской земли.

Связь Крыма с Древней Грецией тоже показана на гербе - с помощью двух колонн по краям. А вот Солнце над щитом символизирует рассвет и светлое будущее региона.

Исторические гербы Крыма

Как правило, символы стран и городов часто изменяются с течением времени. И герб Крыма здесь - не исключение.

Интересно проследить за тем, как он изменялся на протяжении истории полуострова. Ведь в разное время на его территории существовали различные государственные образования. И герб, соответственно, тоже менялся.

Герб во времена Крымского ханства

Это мощное государственное образование существовало более трех веков: с 1441 до 1783 года. При этом оно занимало не только полуостров Крым, но и Кубань, а также почти весь юго-восток современной Украины. Столицами этого государства в разное время были Старый Крым и Бахчисарай. Лишь в 1783 году территория Крымского ханства была аннексирована Российской Империей. Немного позже эту аннексию признала и

Гербом Крымского ханства можно считать родовую эмблему династии Гиреев - знак тарак-тамга. К слову, он и сегодня является национальным символом всех крымских татар и изображен на их флагах. Известно, что именно этот знак во времена Крымского ханства чеканился на монетах, а также наносился на некоторые общественные строения.

Любопытно, что на сегодняшний день нет единой интерпретации данного знака. Согласно одной из них, тарак-тамга символизирует уравновешенные весы.

Герб Таврической губернии

После аннексии Крыма Россией в 1783 году на его территории была образована административная единица Российской Империи - которая официально существовала в период с 1802 по 1921 год. Её центром (столицей) стал город Симферополь, который сразу же начал стремительно развиваться. Кстати, топоним "таврида, таврика" принесли на полуостров древние эллины, еще во времена колонизации крымского побережья.

Как же выглядел герб Крыма в те времена, в XIX - в начале XX столетия? На золотом щите в центре был изображен двуглавый орел черного цвета. На груди у орла находился еще один, маленького размера щит с изображением креста (именно того, который греческие императоры прислали в Древнюю Русь).

Сверху щит герба венчает императорская корона - символ царской власти. Окаймляют же его желтые дубовые ветви, в которые вплетена синяя лента. Как известно, этот герб был официально утвержден еще 8 марта 1784 года, когда самой губернии, по сути, еще не существовало. Изображение этого крымского герба показано ниже:

Герб Крымской АССР

Следующий этап в истории полуострова связан с приходом советской власти. В 1921 году на его территории была создана Крымская АССР, которая просуществовала до 1992 года. Столицей республики остался город Симферополь. До 1954 года Крым находился в составе РСФСР, а после был передан Украинской ССР.

Как же выглядел герб Крыма в то время? Стоит отметить, что он имел две редакции: первая - от 1921 года, а вторая - от 1938 года. Единственное отличие между ними - в надписях. Так, первоначально на крымском гербе присутствовали надписи на а в 1938 году их дополнили русскими.

Выглядел герб Крымской АССР следующим образом: в центре - красный щит, на котором был изображен серп и молот - центральный символ советской системы. При этом он озарялся лучами восходящего снизу солнца. Внизу, под щитом герба, был начертан главный девиз страны: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" С обеих сторон щит этого герба окаймляли золотые колосья пшеницы: по семь справа и слева.

Просто и лаконично выглядел и флаг Крымской АССР. В верхнем левом углу сплошного красного полотнища размещались всего две надписи: "РСФСР" и "КрАССР" (под первой надписью).

Флаг Республики Крым

Теперь стоит рассказать и о другом символе Республики Крым - о её флаге.

Флаг - это обязательный атрибут любого территориального образования. При этом, он должен отражать и точно показывать идентичность того или иного города, региона или государства. Что же означает современный крымский флаг и какова его история?

Датой рождения этого флага считается 24 сентября 1992 года. В 1999 году он был повторно утвержден, но уже в качестве официального флага Автономной Республики Крым в составе Украины. После в марте 2014 года власти республики приняли решение не изменять флаг Крыма.

Флаг Республики Крым представляет собой полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех горизонтальных полос неодинаковой толщины. Сверху флага находится синяя полоса (1/6 всей толщины полотна), в центре - белая (самая толстая, занимающая 2/3 толщины полотна), а снизу расположена красная полоса (1/6 всей толщины полотна). Именно такой вид крымского флага является эталонным. Авторами этого символа выступили А. Мальгин и В. Трусов.

Какую же семантику несет в себе флаг Крыма?

Считается, что красная полоса внизу символизирует героическое и драматическое прошлое полуострова, а синяя сверху - его радужное и перспективное будущее. При этом самая широкая полоса в центре - это настоящее Крыма. Авторы не случайно сделали эту полосу самой широкой, намекая на то, что все события, которые происходят в жизни полуострова, весьма значимы для его дальнейшей судьбы. А сам Крым ждет великое будущее.

Заключение

Таким образом, флаг и герб Крыма - это важнейшие символы республики. В них отражена вся суть непростой, но весьма яркой истории крымского народа.

КРЫМСКОЕ ХАНСТВО (крым. Qırım Hanlığı, Къырым Ханлыгъы, قريم خانلغى‎) - государство крымских татар. Самоназвание - Крымский юрт (крым. Qırım Yurtu, Къырым Юрту, قريم يورتى‎) -

феодальное государство в Крыму и землях на севере и востоке от него; но здесь оно не имело определенных границ, выделившееся в XV веке из Золотой Орды, и в 1783 присоединенное к России; вассал Турции (до 1774).

Его образовали монголо-татары, которые после 1223 вторглись в Крым и первоначально покорили его степную часть (1239), разрушив местное земледельческое хозяйство и подчинив население Крыма (алан, половцев, славян, армян, греков и др.). Основным занятием завоевателей было примитивное скотоводство, требовавшее постоянной перемены пастбищ.

С конца XIII века монголо-татарские феодалы сделали Крым постоянным местом своих кочевий, преимущественно для зимовки. Они стали захватывать и пашенные земли, закабаляя местное население. С оседанием в плодородных предгорьях Крыма монголо-татарских улусов (наиболее крупными были улусы семей Ширин, Барын, Аргын, Кипчак и др.) создавалась социальная база для обособления Крыма. На рубеже XIII-XIV вв. здесь образовалось особое наместничество, а его наместник, находившийся в Солхате (Старый Крым), получил большую самостоятельность (сносился с иностранными государствами, вел войны, чеканил монету и т. д.). В ходе междоусобной борьбы в Золотой Орде в 1426 году Крымом на короткое время овладел хан Давлет-Берди. В 30-х гг. борьбу за власть в Крыму начал Хаджи-Гирей; при поддержке Польско-Литовского государства она привела к созданию независимого от Золотой Орды Крымского ханства. (1443).

В состав Крымского ханства вошло также Нижнее Поднепровье, куда летом кочевали стада, принадлежавшие феодалам. После овладения Константинополем войска турецкого султана Мехмеда II вторглись в Крым (1475) и при поддержке местной феодальной знати превратили Крымское ханство в вассала Турции. Хан Менгли-Гирей (1468-1515) перенес столицу в Бахчисарай. Используя враждебные отношения Крымского ханства с Большой Ордой, великий князь Иван III Васильевич заключил союз с Менгли-Гиреем. Войска Менгли-Гирея совершили набег на владения польско-литовского короля Казимира IV, лишив его возможности оказать помощь хану Большой Орды Ахмату, двигавшемуся на Москву.

В дальнейшем отношения Крымского ханства с Россией приобрели враждебный характер. Низкий уровень производительных сил, слабое и медленное распространение земледелия, примитивные формы скотоводческого хозяйства обусловливали постоянный недостаток необходимых продуктов в Крымском ханстве. Феодально-скотоводческая знать предпочитала искать выход в организации грабительских вторжений в соседние страны. Не ставя целью приобретение территорий, феодалы Крымского ханства стремились к захвату богатой добычи, пленников для продажи в рабство, вынуждали противников к уплате дани. Нападениям со стороны Крымского ханства подвергались территории России и Украины. В 1521 крымское войско осаждало Москву, в 1552 - Тулу, особенно частыми были нападения в период Ливонской войны 1558-83. Используя трудное положение России после польско-шведской интервенции, правители Крымского ханства в 1-й половине XVII в. вынуждали русское правительство к уплате всякого рода "поминков" (подарков), огромные расходы шли на содержание крымских послов и гонцов. Только за период 1613-50 сумма расходов, связанных с предотвращением нападений Крымского ханства, составила около 1 млн. руб.

Но нападения продолжались, и за то же время было взято в плен и уведено в Крым около 200 тысяч русских людей. Вероломным было отношение Крымского ханства и к Украине. Согласившись поддерживать национально-освободительную войну украинского народа во главе с Богданом Хмельницким и заключив с ним военый союз, хан Ислам-Гирей неоднократно изменял ему, а в 1651 захватил огромный "полон" на Украине и поставил освободительное движение в трудное положение. Крымское ханство было обычно союзником Турции в войнах против России XVII-XVIII веков, но были случаи, когда крымские феодалы выходили из повиновения султану.

Крымское ханство было опасным очагом агрессии на Юге, отвлекавшим много сил русского и украинского народов. Мужественную борьбу с Крымским ханством вели донские и запорожские казаки. Лишь в XVIII веке Крымское ханство было ликвидировано в результате победы России в русско-турецкой войне 1768-74. Крымское ханство сначала было объявлено независимым от Турции, а в 1783 окончательно прекратило существование. Территория Крымского ханства вошла в состав Российской империи.

Крымские ханы в период с 1441 по 1783 гг.

Династия Гиреев

1441-1466
1475-1475
1515-1523
1523-1524
1532-1551
1551-1577
1577-1584
1584-1584
1596-1596
1607-1608
1608-.1610
1624-1627
1635-1637
1637-1641
1644-.1654
1666-1671
1678-1683
1683-1684
1691-1691
1691-1692
1704-1707
1716-1716
1716-1724
1736-1737