Любопытные факты о египетских фараонах. Плохо пахнущая дипломатия царя Амасиса

Макияж глаз в Древнем Египте не наносил никакого вреда здоровью, в отличие от современных косметических средств

"Если женщина говорит - слушай ее глаза", писал французский поэт. А один из известных ценителей красоты говорил: "Есть глаза, на которые приятно смотреть, есть глаза, которые соблазняют, а есть глаза, которым ты должен подчиниться".

Красота глаз, а также магия взгляда и умение повелевать взором воспевались поэтами, писателями и историками всех эпох. Макияж глаз - это не только оружие женщин нашего времени, это тайная сила, которой с успехом и виртуозностью пользовались правители еще во времена великих фараонов Древнего Египта. Может быть, именно поэтому глаза египетских женщин всегда считались и до сегодняшнего дня остаются самыми прекрасными глазами в мире.

Кстати, секреты "глаз Фараона" до сих пор не разгаданы современными визажистами и косметологами.

Прежде чем слегка приоткрыть завесу над тайной макияжа глаз в Древнем Египте, который и сегодня приводит в полнейшее смятение европейских ученых, специалистов в области красоты и даже пластических хирургов, расскажем немного о той роли, которую играли глаза во времена наших предков. Во многих сказках и легендах народов мира в качестве одной из главных тем выступают глаза, отражающие душу и ум человека, и их магия. Глаза обладают беспрецедентной силой и поэтому они всегда вдохновляли не только мастеров слова, но также художников и скульпторов. Вы можете увидеть их на древних буддийских храмах, на христианских символах и даже на американских долларах, которые покорили современный мир.

С Востока и до Запада глаза и по сей день продолжают играть ключевую роль во многих областях жизни: в Японии, к примеру, прежде чем начать какое-либо сложное и серьезное дело, принято рисовать один глаз на статуэтке божества буддийского пантеона Дарумы. А в случае успешного завершения предприятия рисуется и второй глаз.

На Ближнем Востоке эмблемы с изображением большого глаза водители вешают на заднем стекле своих автомобилей. Они уверены, что этот символ убережет их от сглаза и от аварий.

С такой же целью моряки в Португалии и на Сицилии рисуют на своих судах символическое изображение "всевидящего ока".

Что же касается Древнего Египта, глаза здесь присутствуют во многих легендах, а фараоны очень любили украшать себя цепями с большим золотым глазом в качестве подвески. Вы можете найти изображение глаз и на царских саркофагах, что не только являлось оберегом от зла, но и символизировало, что правитель и после смерти будет видеть все, что происходит в мире живых. Глаза в Древнем Египте изображались на различных магических рисунках и на священных ладьях. Во времена фараонов глаза олицетворяли не только красоту, но силу и неизбежность кары за прегрешения: в легенде об истреблении богом Ра непокорного человечества, око было персонифицировано в божество с именем Сехмет, которое карало людей за грехи.

Значит глаза в те далекие времена, с одной стороны, олицетворяли красоту, здоровье и магическую притягательность, а с другой - символизировали силу и наказание.

Макияж фараонов... "научное чудо"

Восемь ученых из трех научно-исследовательских институтов Франции недавно провели исследование химического состава декоративно-косметических средств времен фараонов. Они получили необходимые образцы в Лувре и провели их полный химический анализ. К всеобщему удивлению, анализ выявил присутствие в древнеегипетской декоративной косметике искусственных химических веществ. Это означает, что египтяне уже четыре тысячи лет назад достигли в "косметической промышленности" невероятного успеха и производили в своих лабораториях различные химические соединения.

Исследование разных образцов косметики показало, что состав ее изменялся в зависимости от необходимости получить ту или иную консистенцию препарата или разные виды косметических средств.

В 1995 году еще один французский ученый опубликовал книгу, в которой изложил сто медицинских рекомендаций для ухода за глазами, взятыми им из древнеегипетских папирусов. Многие из этих рецептов до сих пор остаются неразгаданными и неподвластными современной науке.

Пожалуй, главное, что на сегодняшний день удалось понять ученым, это то, что макияж глаз в Древнем Египте не наносил никакого вреда здоровью, в отличие от современных косметических средств, которые вызывают аллергические реакции, способствуют старению кожи, а иногда негативно сказываются на зрении женщин. Ученые сходятся во мнении, что фараоны использовали макияж не только, чтобы быть красивыми, но и здоровыми.

Ремесленники красоты

Один французский специалист как-то назвал фараонов ремесленниками красоты за то, что они первыми в истории стали тщательно следить за собой, поддерживая и подчеркивая свою красоту и привлекательность.

Современные женщины обязаны своим древним предшественницам, жившим в Египте, например такой простой и привычной на первый взгляд вещью, как дамское зеркало. Фараоны первыми начали использовать зеркала, сделанные из чистой бронзы и обрамленные в слоновую кость. Такие зеркала изготавливались в форме солнечного диска, что должно было умножить красоту и здоровье их обладательниц. Со временем зеркала стали делать из золота и серебра, придавать им форму богинь красоты и любви Исиды и Хатхор, чтобы женщина, любуясь на себя в такое зеркало, получила вечную красоту и защиту от зависти.

Именно женщины во времена фараонов заложили основы современного макияжа и открыли нам часть секретов косметического производства.

В Древнем Египте впервые стали использовать сурьму для окраски бровей, ресниц и век. Первую сурьму получали из голубого пепла, привезенного из шахт Синая. Удивительно, но древние принципы производства косметики для бровей и ресниц сохранились до сих пор и применяются в современной косметической промышленности.

Кроме того, древние египтянки впервые открыли секрет достижения гармонии лица через разные способы нанесения макияжа. Эти законы коррекции внешности и достижения красоты живы и актуальны и в наши дни.

Шарм сурьмы

Один древний историк так описал магию и красоту глаз египетской женщины: "Ее покрытые макияжем глаза излучали магию темной ночи и блеск рассвета".

Знавшие толк в обольщении и секретах привлекательности древние египтянки первыми открыли и стали активно использовать сурьму. Они поняли, что сурьма придает их глазам удивительный шарм и глубину, которой были лишены женщины других цивилизаций.

В макияже глаз использовалась сурьма трех различных видов, чтобы подчеркнуть, соответственно, веки, брови и ресницы. Контуры глаз обводились линией, которая шла по границам век от внутреннего угла к внешнему и придавала глазам форму полумесяца. С внешней стороны линия глаза искусственно приподнималась, чтобы придать выражению лица большую магическую привлекательность. Такая техника макияжа глаз хорошо видна на многочисленных изображениях Нефертити и Нефертари, а также любой благородной египтянки Древнего Египта, чье имя начиналось с "Нефер" - "красивая".

Кроме декоративных функций, сурьма также выполняла и медицинскую роль, защищая глаза от такой распространенной во все времена болезни как конъюнктивит.

Во времена фараонов макияж не наносил вред глазам, в отличие от современных косметических средств, ежедневное использование которых приводит к эффекту "уставших глаз".

Как древние египтянки изготавливали свою сурьму? Какие вещества использовали для изготовления "экологической" косметики? Эти вопросы до сих пор остаются без ответа и над решением косметических загадок древних фараонов сегодня бьются сотни ученых во всем мире под пристальным взглядом прекрасных и пленительных глаз, гордо взирающих на нас из эпохи Древнего Египта... глаз, которым невозможно не подчиниться.

Перевод: Маргарита Кислова, корреспондент РИА "Новости" в Каире

__________________________________

("The Washington Post", США)

("The Times", Великобритания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Есть глаза, на которые приятно смотреть,
Есть глаза, которые соблазняют,
Есть глаза, которым ты должен подчиниться.

Красота глаз, а также магия взгляда и умение повелевать глазами воспевались поэтами, писателями и историками всех эпох. Макияж глаз - это не только оружие женщин нашего времени, это тайная сила, которой с успехом и виртуозностью пользовались правители еще во времена великих фараонов Древнего Египта.

Может быть именно поэтому глаза египетских женщин всегда считались и до сегодняшнего дня остаются самыми прекрасными глазами в мире, глазами, о которых один поэт сказал: «они излучали темноту и бархат ночи и блеск солнечного рассвета».

Секреты «фараоновских» глаз до сих пор не разгаданы современными визажистами и косметологами, и остаются одной из самых прекрасных загадок прошлого.

Во времена фараонов глаза олицетворяли не только красоту, здоровье, но и силу и неизбежность кары за прегрешения.

Исследование химического состава древнеегипетской декоративной косметики выявило наличие в ней искусственно произведенных химических веществ. Это означает, что египтяне уже четыре тысячи лет назад достигли в «косметической промышленности» невероятного успеха. Они могли также изменять состав косметики в зависимости от необходимости получить ту или иную консистенцию препарата, разные виды косметических средств и их составов.

В 1995 году один французский ученый опубликовал книгу, в которой изложил сто медицинских рекомендаций для ухода за глазами, взятых им из древнеегипетских папирусов. Многие из этих рецептов до сих пор остаются неразгаданными и неподвластны современной науке.

Удивительно, но макияж глаз в Древнем Египте не наносил никакого вреда здоровью, в отличие от современных косметических средств, которые вызывают аллергические реакции, способствуют старению кожи, а иногда негативно сказываются и на зрении женщин.

Глаза древнеегипетских красавиц блестели здоровьем, а красавицы наших дней, зачастую, к сожалению, вынуждены медикаментозными средствами корректировать красные «уставшие» глаза, в полной мере ощутившие на себе негативный эффект воздействия компонентов, входящих в современные тени, туши и подводки.

Вместе с тем, именно женщины Древнего Египта ввели моду на макияж и различные средства красоты, дошедшие до наших дней. К примеру, мы обязаны нашим древнеегипетским предшественницам такой простой и привычной на первый взгляд вещью, как дамское зеркало. Фараоны первыми начали использовать зеркала, сделанные из чистой бронзы и обрамленные в слоновую кость. Такие зеркала изготавливались в форме солнечного диска, что должно было умножить красоту и здоровье их обладательниц.

Со временем зеркала стали делать из золота и серебра и придавать им форму богинь красоты и любви Исиды и Хатхор, чтобы женщина, любовавшаяся на себя в такое зеркало, получила вечную красоту и защиту от зависти.

В Древнем Египте впервые стали использовать сурьму для макияжа бровей, ресниц и век. Первую сурьму получали из голубого пепла, привезенного из шахт Синая.

Удивительно, но древние принципы производства косметики для бровей и ресниц сохранились до сих пор и применяются в современной косметической промышленности.

Кроме того, древние египтянки впервые открыли секрет достижения гармонии лица через разные способы нанесения макияжа. Эти законы коррекции внешности и достижения красоты живы и актуальны и в наши дни.

Но далеко не все секреты древнеегипетского макияжа и рецепты красоты сегодня раскрыты. Как древние египтянки изготавливали свою сурьму? Какие вещества использовали для изготовления «экологической»косметики? Какой была техника нанесения макияжа на глаза? Как женщины добивались эффекта «роковых» глаз? Эти и многие другие вопросы до сих пор остаются без ответа и над решением косметических загадок древних фараонов бьются сотни ученых во всем мире под пристальным взглядом прекрасных и пленительных глаз, гордо взирающих на нас из эпохи Древнего Египта... глаз, которым невозможно не подчиниться.

Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин «фараон» появился из словосочетания двух египетских слов пер — аа, что означало дом великий. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра . За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплошением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц — богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось «устойчивое явление Ра». Третьей частью имени было имя фараона как «золотого Хора. В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен — Хепер — Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами «сын Ра», а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос — Нефер — Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.

Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким — либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии.

Правили не только мужчины — фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. Во всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор, согласно которому боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам.

Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта.

Фараон - это сын бога. Его главная обязанность - приносить дары богам и строить им храмы. Рамсес III так обращался к богам: «Я ваш сын, сотворенный вашими руками… Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполню свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что нужно сделать для ваших святилищ». Далее Рамсес III рассказывает, какие храмы он построил, а какие восстановил. Каждый фараон строил себе гробницу - пирамиду. Фараон также назначал наместников номов (номархов), главных чиновников, главного жреца Амона. Во время войны фараон возглавлял войско. По традиции из дальних походов фараоны привозили неизвестные египтянам деревья и кустарники. Огромное внимание фараоны уделяли сооружению оросительных систем и лично следили за строительством каналов.

Награды лучшим

Фараоны ценили и всячески поощряли своих военачальников и чиновников, служивших главной опорой их власти и могущества и добывавших им богатства. После похода отличившимся раздавались награды. Иногда вознаграждение получал один человек. В честь победы устраивалось большое празднество. Роскошные подарки раскладывались на столах. На торжество допускалась только высшая знать.

Коронация

Ритуал коронации фараонов был подчинен установленным правилам. Но вместе с тем существовали некоторые различия в зависимости от дня проведения ритуала. Это зависело от того, какому богу был посвящен день коронации.

Например, коронация Рамсеса III проходила в праздник бога Мина - владыки пустыни и плодородия. Сам фараон возглавлял торжественную процессию. Он появился в кресле, которое несли на носилках царские сыновья и высшие чиновники, что считалось великой честью. Перед носилками шел старший сын, наследник. Жрецы несли курильницу с благовониями. Свиток в руках одного из жрецов представлял программу праздника. Подойдя к жилищу Мина, фараон совершил обряд воскурения и возлияния. Затем появилась царица. Рядом с нею шел белый бык с солнечным диском между рогами - символическое олицетворение бога. Его также окуривали благовониями. Процессия исполняла гимны. Жрецы несли деревянные статуи различных фараонов. Запрещено было «появляться» на празднике только одному из них - вероотступнику Эхнатону. Фараон направил четыре стрелы в каждую из сторон света: тем самым он символически поразил всех своих врагов. Под пение гимнов церемония подходит к заключительной стадии: правитель благодарит Мина и приносит ему дары. Затем процессия удалилась во дворец фараона.

Личная жизнь фараона

Отношение к женам и семьям у фараонов было разным. Например, Эхнатон почти не покидал свой дворец. Он нежно любил свою жену, мать и дочерей. До нас дошли рельефы, запечатлевшие его семью во время прогулок. Они вместе ходили в храм, вся семья принимала участие даже в приемах иноземных послов. Если у Эхнатона была одна жена, то у Рамзеса II их было пять, и все они носили титул «великой царской супруги». Учитывая, что этот фараон правил 67 лет, это не так уж и много. Однако, кроме официальных жен, он имел еще немало наложниц. От тех и других у него осталось 162 отпрыска.

Жилище вечности

Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом. Гранитные или алебастровые блоки, пригодные для этого, были только в двух местах - на плато Гиза и Саккара. Позже для упокоения фараонов в фиванских горах стали вырубать целые залы, соединявшиеся переходами. Главным в погребальной церемонии считался саркофаг. Фараон лично посещал мастерскую, где для него изготавливали саркофаг, и придирчиво наблюдал за работой. Он заботился не только о месте захоронения, но и о предметах, которые будут сопровождать его в загробном царстве. Богатство и разнообразие утвари поражает. Ведь и в мире Осириса фараон должен был продолжать привычную жизнь.

Похороны фараона

Похороны фараона представляли особенное зрелище. Родственники рыдали и горестно заламывали руки. Несомненно, они искренне скорбели по ушедшему. Но считалось, что этого мало. Специально приглашались профессиональные плакальщики и плакальщицы, которые были прекрасными актерами. Вымазав лицо илом и обнажившись до пояса, они разрывали на себе одежды, рыдали, стонали и били себя по голове.

Погребальная процессия символизировала переселение из одного дома в другой. В мире ином фараон не должен был ни в чем нуждаться. Впереди процессии несли пирожки, цветы и кувшины с вином. Дальше следовали погребальная мебель, кресла, кровати, а также личные вещи, утварь, ящики, трости и многое другое. Заключала процессию длинная череда драгоценностей. И вот мумия фараона в гробнице. Жена падает на колени и обнимает его руками. А в это время жрецы выполняют важную миссию: они расставляют на столах «тризмы» - хлебцы и кружки с пивом. Затем кладут тесло, тесак в форме страусового пера, муляж бычьей ноги, палитру с двумя завитками на краях: эти предметы нужны, чтобы устранить последствия бальзамирования и дать усопшему возможность двигаться. После исполнения всех обрядов мумия погружается в каменную «могилу», чтобы перейти в лучший мир и вести новую жизнь.

Туристам, посещающим Египет, очень интересна история фараонов. Факты об их мумифицировании и захоронении в пирамидах вместе со своими слугами и несметными богатствами кажутся современным людям просто невероятными.

Древний Египет - одна из изумительнейших цивилизаций на Земле. Всесильной владыкой в Древнем Египте был фараон . Он играл особенную роль: был правителем и верховным жрецом. Жители Египта были уверены, что он является живым богом на Земле и продолжает свою божественную жизнь после смерти. Египтяне считали, что фараон является главнейшей личностью в государстве - без него жизнь у берегов Нила прекратилась бы.

Как верили сами египтяне, первым фараоном был Бог Солнца. Именно он привёл свой народ в долину Нила. Позже престол египетских царей занял сын двух главных богов египтян Бог Гор, поэтому каждый из фараонов считался потомком богов.

Как жил фараон в Древнем Египте?

Всем известно, что правителей Египта хоронили в гробницах, но где жили фараоны в Древнем Египте, знает не каждый. На самом деле у каждого фараона был свой прекрасный дворец.

Все дворцы были построены из кирпича-сырца, поэтому до настоящего времени от древних городов почти ничего не осталось, кроме черепков глиняной посуды и пыльных холмов. Однако на месте таких городов ученым всё же удалось обнаружить полуразрушенные остатки домов, дворцов и городских стен. Известно, что египтянам очень нравились сады, поэтому на территориях древних городов их находилось большое количество. Города были разделены на части: в одних из них жили бедные горожане, а в других - знатные вельможи.

Дворец фараона в Древнем Египте не занимал особенно большой площади. Как правило, это были сооружения квадратной формы со стороной не более сорока метров. Но следует отметить, что некоторые фараоны имели по несколько таких дворцов, каждый из которых отличался своей красотой и роскошью. Так, во дворце Эхнатона полы были украшены красочной мозаикой, а стены, колонны и потолки - росписью. Жилище его было уставлено богатой мебелью и наполнено роскошными украшениями. Стены, как правило, расписывались сценами из жизни царских семейств: например, царь в окружении детей и царицы, или царь в окружении очаровательных наложниц.

Жилище фараона в Древнем Египте обязательно окружалось роскошными садами с аллеями и бассейнами. Все дворцовые территории скрывались за прочными заборами и укреплёнными воротами.

Для предотвращения смешения божественной крови с кровью простого человека у фараонов был обычай сначала жениться на своих сестрах, а после - на других женщинах. Право наследования престолом было только у детей, рождённых от брака фараона и его сестры. Поэтому семья фараона в Древнем Египте представляла собой царя с несколькими женами и множеством детей. При этом всеми привилегиями располагала царица, а право наследования престола передавалось старшему сыну.

Как выглядел фараон?

Египетский фараон ни в коем случае не должен был показывать посторонним свои волосы, поэтому на его голове всегда находился парик с подвесками и диадемой, обвитой золотой коброй, голова которой была поднята над серединой лба фараона. В качестве парадного головного убора ему служила корона в виде высокого кеглеобразного колпака или удлинённой ступки, позади которой находилась прямая стрелка с металлической лентой, закруглённой на конце. Если внимательно рассмотреть на росписях, как выглядел фараон в Древнем Египте, то можно обнаружить, что все фараоны носили бороды. На самом деле непременной принадлежностью церемониального наряда была накладная бородка. Её заплетали в косичку и соединяли с париком двумя подвязками. Собственная борода фараона, как правило, была коротко брита или выстрижена в виде короткой квадратной бородки. Так как фараон в Древнем Египте жил с постоянно сопровождавшей его прислугой, в число которой входили и цирюльники, мастера педикюра и маникюра, в его ухоженном внешнем виде всегда можно было узнать царскую особу.

Завершали образ фараона набедренная повязка, прозрачная туника и немалое количество дорогих украшений: ожерелий, золотых пластинок, бусин, шариков, а также браслетов на предплечьях, запястьях и щиколотках.

Чем занимался фараон?

Чем же занимался фараон в Древнем Египте? Его жизнь не была такой беззаботной, как, возможно, думают многие современные люди. У фараонов практически не было возможности заниматься личными делами, поскольку самой важной обязанностью фараонов было исполнение ритуалов и участие в церемониях.

Видео о жизни фараонов в Древнем Египте

Во всех египетских храмах царствующий фараон воспевался как бог, люди молились за его здоровье и благополучие. Но самую важную молитву в государстве читал сам фараон. Принято было считать, что между фараонами и богами и существовал определённый договор: по этому договору боги дарили фараону здоровье, долголетие и процветание государства. За это фараоны благодарили богов: восстанавливали пришедшие в упадок святилища, сооружали новые, укрепляли стены храмов, устанавливали статуи, украшали жертвенные столы, дарили рабов храму. При этом каждый из фараонов стремился превзойти по щедрости всех своих царей-предшественников.

Отдельно взятыми областями управляли номархи. Номарх - наместник фараона в Древнем Египте. Звание номарха могло быть как передано по наследству, так и получено непосредственно от фараона.

Функции фараона

Если описать кратко функции фараона в Древнем Египте, то среди таковых можно выделить следующие:

  • Целыми днями фараоны читали отчеты чиновников.
  • Занимались приношением жертв богам, приёмом молитв и наставлением жрецов.
  • Также в обязанности фараона в Древнем Египте входило исполнение множества мелких ритуалов и принятие решений на судах.

Военные походы являлись неотъемлемой частью политической жизни этого государства. Именно завоевательные войны фараонов в Древнем Египте являются основной причиной того, что страна обрела свою государственность, политическую и экономическую мощь, культуру, приток значительных материальных богатств. Армия фараона являлась основой могущества Египта, в ней воевали пехотинцы, лучники и копейщики. В качестве оружия воинам служили копья, луки и стрелы, топоры, дротики, для защиты использовались деревянные щиты.

Во время военных действий египетская армия возглавлялась самим фараоном. На его голове была надета голубая боевая корона, за ним шли выстроенные в ряды колесницы с самыми опытными воинами. Позади колесниц следовали пешие войска.

Приблизительно в 1500 г. до н. э. Египет был завоёван кочевниками, благодаря которым местные жители узнали о существовании лошадей. Позже, когда страна была освобождена от власти кочевников, Северный и Южный Египет объединились между собой, и с тех пор у фараонов появился обычай носить двойную корону, символизирующую объединённые короны Северного и Южного Египта.

Что интересного Вы знаете о жизни фараонов? Расскажите об этом в

Роль фараона в египетском обществе, т. е. в реальной, земной жизни, неразрывно связана с его ролью в египетской религии. Эти два аспекта власти фараона не могут быть рассмотрены в отрыве друг от друга. В научной литературе высказано немало разных точек зрения по этой проблеме. Однако нас прежде всего интересует взгляд самих древних египтян на фараона, на его место в обществе и в религии. Основная и наиболее распространенная в науке до недавнего времени точка зрения почерпнута из египетских текстов и состоит в следующем: египтяне якобы верили, что фараон - это божество и, следовательно, народ Египта - находится под началом не человека, а бога. По этому поводу акад. Б. А. Тураев писал: "В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что царь - бог"; "Царь - бог при жизни и по смерти... Его божественное достоинство не возбуждало сомнений и требовало этикета, приближающегося к храмовому культу... Имя его не произносилось всуе...". Однако в последнее время эта точка зрения подверглась пересмотру не без серьезных к тому оснований. В данной главе приводится максимально адекватное изложение египетской концепции о природе власти фараона с привлечением результатов новейших исследований и прежде всего замечательной работы крупного французского египтолога Ж. Позенера. Но прежде чем приступить к этому изложению, необходимо сказать буквально несколько слов о происхождении термина "фараон". Помимо египетских текстов этот термин встречается в Библии как видоизмененная форма устойчивого словосочетания двух египетских слов "пер-аа", что значит "дом великий", служившего, начиная с XVIII династии, для метафорического обозначения того, кто живет в "доме великом", т. е. во дворце. Из Библии "пер-аа" проникло и в европейские языки.

В египетских религиозных текстах недвусмысленно подчеркнута божественная природа фараона. Как отметил Б. Тураев, "земной Египет переносил свои условия в мир богов. Эти условия предвечны - боги царствовали, подобно фараонам, имея в лице тоже богов своих визирей и чиновников. И потом бюрократические порядки господствуют в мире богов: эннеада имеет своим секретарем и докладчиком визиря бога Ра-Тота; сам Ра рисуется настоящим фараоном. Конечно, и это не могло не влиять на развитие генотеистических представлений". Иначе говоря, египтяне создали своих богов по собственному образу и подобию, или, точнее, по образу своих царей. Произошло это уже во времена объединенного Египта.

Воображаемые небесные порядки, которые были, в представлении людей, лишь отражением реальных земных порядков, легли в основу доказательства божественной природы фараона, правившего простыми смертными, являвшегося их неограниченным и всевластным повелителем. Фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гелиополя, верховным богом Ра. Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, Ра - первый фараон. После него правили другие боги, и вот на престоле мира (мир в данном случае тождествен Египту) появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор - прообраз всех египетских фараонов, а фараоны - его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора, а следовательно, был связан с ним и божественными и фамильными узами. Эти представления отражаются в официальной пятичленной титулатуре фараона, окончательно установившейся в конце эпохи Древнего царства и сохранившей свою силу и значение на протяжении всей истории Египта, включая и греко-римское время. Эта религиозно-политическая фикция сыграла огромную роль в египетской религии и политике, всемерно способствуя укреплению непререкаемой власти и авторитета фараона. Огромную роль в становлении этой фикции сыграло жречество Гелиополя во времена V династии.

Рассмотрим пятичленную титулатуру фараона в ее традиционной египтологической интерпретации. Первым членом титулатуры было имя фараона как воплощения бога Хора, включавшего в качестве обязательного компонента имя бога: например, Сенусерта I, фараона XII династии - "Хор, жизнь рождений", Тутмоса III - "Хор, бык могучий, воссиявший в Фивах" и т. д. Вторым членом титулатуры было имя фараона как воплощения "двух владычиц" - богини Верхнего Египта Нехбет (в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). У Сенусерта I это имя было тождественно имени Хора - "жизнь рождений", у Тутмоса III оно звучало: "Устойчивое явление Ра". Третий член титулатуры состоял из имени фараона как "золотого Хора". У Сенусерта I это было опять "жизнь рождений", у Тутмоса III - "могучий силой, святой коронами". Четвертый член титулатуры начинался словами: "Царь Верхнего и царь Нижнего Египта", затем в обязательном порядке в картуше следовало личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта (у Сенусерта I - Хепер-Ка-Ра, у Тутмоса III - Мен-Хепер-Ра). Пятым членом титулатуры служило, так сказать, "отчество", которое предварялось словами "сын Ра", затем следовало второе имя фараона, также обязательное в картуше, - Тутмос-Нефер-Хепер.

Из приведенных примеров двух пятичленных титулатур - фараонов Сенусерта I и Тутмоса III - нетрудно видеть, что титулатура фараона была теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Первый член титулатуры, представляющий фараона как воплощение бога Хора, - древнейший, он налицо в памятниках фараонов I и II династий. Второй член титулатуры отождествляет фараона с "двумя владычицами", т. е. утверждает единую власть фараона над обеими частями Египта: Верхним и Нижним. Причем имеется в виду не просто политическое единство страны, а религиозно-политическое, ибо фараон воплощал богинь. По поводу имени фараона как "золотого Хора" высказывались различные мнения. Не подлежит, однако, сомнению, что это имя какой-то ипостаси бога Хора. И наконец, пятый член титулатуры начинался словами "сын Ра", после которых следовало имя этого сына. Таким образом, из пяти членов титулатуры четыре содержат отождествление фараона с богами. Это означает, что фараон официально объявлялся богом.

В дополнение к фикции божественной природы фараона существовала другая фикция, имевшая целью "доказать" первую. Суть ее состояла в том, что фараон не просто объявлялся "сыном Ра", но и в самом деле был рожден царицей от самого бога Pa, представшего в образе фараона. Эта версия о теогамии возникла, несомненно, уже в эпоху Древнего царства. В знаменитом папирусе Весткар, содержащем сказку о происхождении царей V династии, рассказывается о жреце бога Ра по имени Раусера и его жене Реджедет, которая родила трех мальчиков, но не от своего мужа, жреца, а от самого бога Ра (папирус Весткар 9, 9-10). Возмужав, они положили начало V династии. От более поздних времен, точнее, от XVII династии до нас дошли храмовые тексты и изображения, четко выражающие эту концепцию. В храме царицы Хатшепсут в Дер-эль-Бахри сохранились весьма интересные и поучительные изображения и надписи, рассказывающие о рождении женщины-фараона. Как известно, подлинными, земными родителями царицы Хатшепсут были фараон Тутмос I и его жена, царица Яхмос. Изображения же и сопровождающие их надписи не оставляют ни малейшего сомнения в том, что знаменитая царица считалась официально дочерью царицы Яхмос и бога Амона (в те времена верховного бога Египта, отождествленного с богом Ра). Сопровождаемый богом Тотом, Амон направляется в покои царицы, приняв образ ее земного супруга, фараона Тутмоса I. Божественный аромат, исходящий от него, волнует царицу. Она воспламеняется страстью к богу и отдается ему. Рождается дитя божественного происхождения - Хатшепсут. Аналогичные изображения и подписи повествуют о рождении в Луксоре фараона Аменхотепа III, земными родителями которого были фараон Тутмос IV и царица Мутемуйя, а "подлинным" отцом - сам бог Амон. Таким образом, в отношении двух фараонов XVIII династии - Хатшепсут и Аменхотепа III - мы имеем совершенно неопровержимое доказательство концепции "двойного отцовства".

Эта концепция существовала и много позже - она отражена в коптском романе об Александре Македонском Псевдо-Каллисфена, где прямо говорится: "Царь Александр, сын бога Амона и Олимпиады..." (I, 21). Олимпиада была исторической, земной матерью македонского завоевателя. Г. Масперо, конечно, прав, утверждая, что все это - отголосок представлений египтян о рождении фараона, воплощенных в изображениях и надписях на стенах храмов.

Здесь нельзя обойти молчанием весьма интересный факт: концепция "двойного отцовства" проникла в мифологию раннего христианства. Она присутствует в одном из коптских апокрифов (история плотника Иосифа). В полном противоречии с каноническими евангелиями Христос говорит о двух своих отцах - о "любимом отце Иосифе", "отце по плоти", и о "благом отце в небесах". В подтверждение божественной природы фараона неоднократно приводился и тот несомненный факт, что в ряде египетских текстов сохранились гимны, в которых фараоны воспеваются как боги. Таковы, например, гимны фараону Сенусерту III (кахунские папирусы), гимн Рамсесу II (Кубанская стела), гимн Ме-ренпта (папирус Салье I), гимн Рамсесу IV (Туринский остракон № 2161).

В ряде случаев фараоны (в частности, Рамсес II) еще при жизни сооружали храмы с собственными скульптурными изображениями, которым поклонялись как изображениям богов.

В текстах, исходивших из официальных кругов - храмов, дворцов и т. п., всячески подчеркивалось божественное происхождение фараона в целях упрочения его авторитета. Слово "бог благой" (ntr nfr), "фараон" (рr с;), "царь" (nswt) имели один и тот же денотат - "живой царь", "фараон".

Совокупность этих фактов легла в основу традиционной египтологической концепции о роли фараонов в египетской религии как "подлинных богов". Однако, как показал Ж. Позенер, основываясь на тщательном анализе множества текстов, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме, разрешение ее в традиционном плане страдает безусловной односторонностью. Египтяне, конечно, не могли считать фараонов, реальных людей, подлинными богами, невидимыми сверхъестественными существами, - различие между теми и другими было слишком безусловным и неопровержимым. Божественная природа фараона не что иное, как результат религиозно-политических убеждений, в то время как его человеческое естество было дано в непосредственных ощущениях и в полной мере отражено в ряде текстов. Как повествуется в знаменитой поэме о Кадешской битве, Рамсес II, окруженный многочисленными врагами, обращается с молитвой о помощи к своему "отцу", богу Амону, и тот спасает возлюбленного "сына" от угрожающей ему смертельной опасности. Это только один из множества примеров, свидетельствующих о том, что фараон, как и прочие смертные, в трудную минуту жизни искал помощи у богов.

Воспевание фараона как подлинного бога не более чем литературная гипербола, к которой были склонны египтяне. В уже упомянутом гимне Сенусерту III, например, фараон воспевается как могущественное божество, а затем следует молитва, обращенная к богам, с просьбой проявить любовь к царю, даровать ему жизнь и власть на многие, многие годы. В знаменитой "Повести о Синухе" воспевается как бог фараон Сенусеот I и также содержится молитва за него богам. Подобных текстов сохранилось множество от самых различных периодов истории Египта. Из надписи фараона Харемхеба явствует, что моление богам за здравие и благополучие царя практиковалось в храмах ежедневно, иначе говоря, это была необходимая составная часть ежегодного богослужения. С молитвами к богам обращался и сам фараон - тому немало примеров, особенно в текстах XIX и XX династий. До сих пор исследователи не обращали на это внимания, подчеркивая лишь все то, что характеризовало фараона как бога. В результате создавалась неполная, тенденциозная, малоправдоподобная картина египетских представлений о фараоне. Фараон мыслился как "богочеловек", и заключенное в нем человеческое начало сближало его с простыми смертными. Как простые смертные, он зависел от богов и нуждался в их помощи. В своих молитвах фараоны постоянно подчеркивали, что они "послушны" воле богов. И еще один очень интересный факт: в провинциальных центрах "отцом" фараона считался местный верховный бог.

На всем протяжении истории Египта между богами и фараонами как бы существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый "договор", основанный на принципе "do ut des" ("даю, чтобы ты дал"), - боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и т. п. Естественно, он делал это не единолично - происходил взаимный обмен услугами "между миром богов и Египтом в целом", однако осуществлять миссию посредника между богами и людьми был призван фараон - "богочеловек", приближенный к богам обстоятельствами своего появления на свет. Он единственный из смертных имел доступ к богам: бесчисленные рельефы храмов изображают его среди богов. Фараон, и только фараон, служит богам в интересах своего народа - многочисленное жречество отправляет культ лишь по его повелению, только от его имени приносятся во всей стране жертвы богам. Сам по себе фараон лишен способности творить чудеса; они происходят по воле богов, однако в отдельных случаях боги могли проявлять свою волю через фараона. Для единственного "богочеловека" был разработан специальный этикет, в соответствии с которым с ним сносились простые смертные, в том числе и крупнейшие сановники государства. Соотношение богов и царя четко определено в одном из текстов времен XVIII династии. В храме, построенном царицей Хатшепсут, имеется надпись, содержащая слова "царя богов", Амона, обращенные к царице Хатшепсут: "Мое имя - во главе всех богов, твое имя - во главе людей".

Представление о божественном происхождении царской власти, о "богочеловеке", о его близости к миру богов "впоследствии имело могущественное влияние (через Птоле-меев) на Рим и Византию".

В заключение следует упомянуть о празднике хеб-сед, который "справлялся в большинстве случаев через определенные промежутки времени - первый раз на 30-м году правления фараона, а затем через каждые три года. Однако имеются случаи празднования хеб-сед и в иные даты". Это один из древнейших праздников, связанных с фараоном, восходящих к первобытному доклассовому обществу. "Основной целью хеб-седа было обновление сил правителя Египта... Хеб-сед был пережитком, заменой некогда существовавшего в первобытном Египте ритуального убийства предводителя племен". С этим частным вопросом тесно связана и более общая проблема происхождения фараоновой власти. "Культ же египетского фараона и весь связанный с ним сложный ритуал останется непонятным без учета представлений, обусловивших на предыдущих этапах развития общества возникновение культа племенного вождя. Согласно представлениям, широко распространенным у многих племен, вождь считается магическим средоточием производительных сил природы. Он ответствен, таким образом, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени. Развивающийся с течением времени культ вождя, с одной стороны, сосредоточивает в себе пережитки древнейших тотемистических представлений, а с другой стороны, втягивает в свою орбиту родовые земледельческие культы духов зерна, хлеба, природы. Вождь и старейшины используют значение этих культов для закрепления своего ведущего положения в роде.

В свете этих представлений становится понятным тот факт, что и фараоны Египта также продолжают считаться, подобно древним племенным вождям, магическим средоточием плодородия страны. Так, фараон принимает обязательное активное участие в обрядах, связанных с основными моментами земледельческой жизни страны: при наступлении времени подъема Нила фараон бросает в реку свиток с приказом начать разлив, фараон первым торжественно начинает подготовку почвы для посева, он же срезает первый сноп на общегосударственном празднике жатвы, и он же приносит за всю страну благодарственную жертву богине урожая Рененут после окончания полевых работ года".

Обожествление фараона в Египте имело место на протяжении всей истории страны, распространилось на греко-македонских царей Египта - Лагидов (Птолемеев), оказало безусловное влияние на римских императоров, в империю которых Египет входил в качестве провинции. Обожествление же простых смертных было в Египте явлением исключительным. Обожествляться могли представители высшей египетской бюрократии. Был обожествлен, например, везир Иси (конец эпохи Древнего царства). Культ его отправлялся недалеко от Эдфу еще на исходе эпохи Среднего царства. Другой везир, по имени Имхотеп, также времени Древнего царства, помощник царя Джосера, строитель и врач, был обожествлен в качестве бога врачевания (гробница его не обнаружена). Греки отождествляли его со своим Асклепием. Культ его справлялся в Саккаре. Был обожествлен и некий Аменхотеп, сын Хапу, живший во времена XVIII династии, в правление фараона Аменхотепа III. В его честь был даже сооружен заупокойный; храм. Культы эти были очень устойчивы; их объекты упоминаются в разных текстах в связи со своими особыми качествами, раздутыми народной молвой.

К божествам этого типа были причислены и некоторые фараоны спустя много лет после смерти. Их чтили как богов определенной местности. Таковыми были Аменемхат III в Фаюме и Аменхотеп I и его мать Яхмос-Нефретере в некрополе Фив.

Обожествление было следствием впечатления, произведенного упомянутыми выше лицами в данной местности еще при жизни, или происходило в связи с бытованием на данной территории преданий и легенд, которые складывались о них после смерти. Процесс обожествления облегчался высоким общественным положением, приближенностью к божественной особе фараона.