Немецкая символика второй мировой войны. Символы третьего рейха

Людям, которые смотрят на Адольфа Гитлера, как на воплощение всего самого плохого, что может быть и на нацистскую Германию как на воплощение Мирового Зла и Армию Тьмы (прошу простить мне лишний пафос) советую не читать нижеприведенные размышления. И вообще задуматься о том, чей ЖЖ они читают.
Несмотря на неприветливое вступление размышления будут совсем не о деяниях нацистах, а о сопровождении их, если можно так выразиться.
У каждой страны есть сейчас практически обязательный набор атрибутов: Флаг, Герб, Гимн для государства в целом и множество более мелких атрибутов (чтобы далеко не ходить за примерами - флаг Российского Морского Флота). Сейчас время гораздо спокойнее, чем первая половина прошлого века (по крайней мере на первый взгляд), способы влияния на человеческую массу поменялись на более совершенные и гос.символика напоминает сейчас больше дань традиции, чем что-то еще. Может я не прав, но из Российской символики мне с ходу вспоминается наш трехцветный флаг (1. ненавижу гибрид "триколор". 2. у меня не проходит ощущение, что значение флага упорно забывается) и орел-мутант, который глазеет по сторонам, в место того чтобы хотя бы изредка смотреть прямо перед собой. Да, есть, как я говорил, более "мелкие" атрибуты, но я сейчас веду речь все же об общегосударственной символике и мотивах в ней.
СССР в этом плане будет побогаче, хотя и не на много: серп и молот (рабочий и колхозница), пентаграммка. Куча агит-плакатов, но есть какие-то общие мотивы (красный цвет, пролетариат и т.д). Каюсь: как связанны социализм и красный цвет я не помню. Кажется все несколько глубже, чем "пламя..." не то упомянутого "..социализма", не то "...борьбы" с кем-то там или за что-то там (ну не всплывают сейчас цитаты из речей Ленина).
В плане государственной символики мне нравится Третий Рейх. Да, я понимаю почему так: Гитлеру, который выводил страну из кризиса и укреплял свою власть были нужны рычаги давления на людскую массу, а продуманная символика в этом ой как помогает. Может быть, если покопать, в том же СССР все окажется не менее интересно, но в этом плане у меня есть определенные сомнения.

Флаг Рейха все помнят?

С самым "страшным" символом при виде которого на лицах прохожих обычно отражается неудовольствие и неприязнь. То, что свастика символизирует собой арийскую расу я утверждать не собираюсь. Но с тем, что свастика на редкость древний символ, обозначающий по меньшей мере солнце, встречающийся во множестве (если не в каждой) культур, среди которых и предки-славяне, я надеюсь никто спорить не станет. На редкость положительный символ со множеством производных. И если бы не предубеждение, то, скорее всего, сам бы носил в том или ином виде. Проблема в том, что этот символ под моральным запретом, а там, где этот запрет нарушается обычно напоказ выставляется нацистская составляющая. Ничего особенного против такой составляющей я не имею, просто она отвлекает внимание от сути, что не есть хорошо.

С гербом все не менее любопытно.

Орла и в нашей сегодняшней стране почитают. Правда опять же как дань традиции, поскольку птица эта больше имперская. помимо нее та же свастика, дубовые листья. Если порыться в интернете и книгах этот набор символов разбирают в буквальном смысле по перышку. Дубовые листья - один из мотивов. Который встречается помимо герба на наградах, плакатах и используется столь же широко, сколько и орел со свастикой. К сожалению определенного толкования не вспоминаю и не могу найти.

Ко всему прочему в Рейхе была большая любовь к рунам, как показатель связи с прошлым. За примером далеко ходить не надо - всеми виденная эмблема:

Да, пример уже уходит в область частностей, но мотив рун был, все-таки, общим для Германии тех лет.

В общем-то я буду даже рад, если окажусь не прав на тему символики Рейха и в современном обществе или в том же СССР кто-нибудь найдет что-нибудь не мнение любопытное. Но пока порядок вещей остается таким, что в плане атрибутики Рейх мне более чем просто приятен.
PS. вся информация в посте в основном подчерпнута из памяти. с другой стороны практически то же самое можно без труда найти в гугле на первых страницах.

После окончания второй мировой войны прошло полвека, но до сих пор две буквы СС (точнее, конечно, SS), для большинства являются синонимом ужаса и террора. Благодаря массовой продукции Голливуда и старавшихся не отставать от него советских кинофабрик, почти всем из нас известны формы эсэсовцев и их эмблема с мертвой головой. Но действительная история СС значительно сложнее и многограннее. В ней можно найти героизм и жестокость, благородство и подлость, самоотверженность и интриганство, глубокие научные интересы и страстную тягу к древнему знанию далеких предков.

Глава СС Гиммлер, искренне веривший, что в нем духовно реинкарнировался саксонский король Генрих I "Птицелов" - основатель Первого рейха, избранный в 919 году королем всех германцев. В одном из своих выступлений 1943 г. сказал:

"Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу. Он даст миру руководителей промышленности, сельского хозяйства, а также политических и духовных вождей. Мы всегда будем подчиняться закону элитарности, выбирая высших и отбрасывая низших. Если мы прекратим следовать этому основополагающему правилу, то мы тем самым приговорим себя к и исчезнем с лица земли подобно всякой другой человеческой организации".

Его мечтам, как известно, не суждено было сбыться совсем по иным причинам. С юных лет Гиммлер проявлял повышенный интерес к "древнему наследию наших предков". Связанный с Обществом Туле, он был увлечен языческой культурой германцев и мечтал о ее возрождении - о том времени, когда она сменит "дурнопахнущее христианство". В интеллектуальных недрах СС шла разработка новой "моральной ", базирующейся на языческих представлениях.

Гиммлер считал себя основателем нового языческого ордена, которому "суждено изменить ход истории", провести "очищение от хлама, накопившегося за тысячелетия" и вернуть человечество на "путь, уготованный Провидением". В связи с такими грандиозными планами "возвращения", неудивительно, что на эсэсовском ордене широко использовался древний . На формах эсэсовцев выделялись их , свидетельствовавшие об элитарности и чувстве товарищества, царящем в организации. С 1939 г. они шли на войну, распевая гимн, включавший следующую строку: "Мы все готовы к битве, нас вдохновляют руны и мертвая голова".

По замыслу рейхсфюрера СС, рунам предстояло сыграть особую роль в символике СС: по его личной инициативе в рамках программы "Аненербе" - "Общества по изучению и распространению культурного наследия предков" - был учрежден Институт рунического письма. До 1940 г. все новобранцы эсэсовского ордена проходили обязательный инструктаж касающийся рунического символизма. К 1945 г. в СС использовались 14 основных рунических символов. Слово "руна" означает "тайный шрифт". Руны представляют собой основу алфавитов, высекавшихся на камне, металле и кости, и получившие распространение преимущественно в дохристианской Северной Европе среди древних германских племен.

"...Великие боги - Один, Ве и Вилли вырезали мужчину из ясеня, а женщину из ивы. Старший из детей Бора, Один, вдохнул в людей душу и дал жизнь. Чтобы одарить их новыми знаниями, Один отправился в Утгард, Страну Зла, к Мировому Древу. Там он вырвал глаз и принес его в , но этого показалось мало Стражам Древа. Тогда он отдал свою жизнь - решил умереть, чтобы воскреснуть. Девять дней он висел на суку пронзенный копьем. Каждая из восьми ночей Посвящения открывала ему новые тайны бытия. На девятое утро Один увидел под собой начертанные на камне руны-буквы. Отец его матери, великан Бельторн, научил его вырезать и окрашивать руны, и Мировое Древо стало называться с тех пор - Иггдрасиль..."

Так рассказывает об обретении рун древними германцами "Снорриева Эдда" (1222-1225), возможно, единственный полный обзор героического эпоса древних германцев, основанный на сказаниях, прорицаниях, заклинаниях, изречениях, культовых и обрядах германских племен. В "Эдде" Один почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он считался и некромантом.

Знаменитый римский историк Тацит в своей книге "Германия" (98г. до н.э.) детально описал как германцы занимались предсказанием будущего с помощью рун.

Каждая руна имела имя и магическое значение, выходившие за сугубо лингвистические рамки. Начертание и состав менялся в течении времени и приобрели магическое значение в тевтонской астрологии. В конце 19 - начале 2О вв. о рунах вспомнили различные "фолькише" (народные) группы распространившиеся в Северной Европе. Среди них было и Общество Туле, сыгравшее значительную роль на заре нацистского движения.

Hakenkreutz

СВАСТИКА - санскритское наименование знака, изображающего крюковой крест (у древних греков этот знак, ставший им известным от народов Малой Азии, назывался “тетраскеле” - “четвероногое”, “паук”). Знак этот был связан с культом Солнца у многих народов и встречается уже в эпоху верхнего палеолита и еще чаще - в эпоху неолита, ранее всего в Азии (по другим данным, самое древне изображение свастики обнаружено на территории Трансильвании, оно датируется поздним каменным веком; свастику нашли и в развалинах легендарной Трои, это бронзовый век). Уже с VII-VI веков до н. э. он входит в символику, где означает тайную доктрину Будды. Свастика воспроизводится на древнейших монетах Индии и Ирана (до нашей эры проникает оттуда в ); в Центральной Америке также известна у народов как знак, указывающий на круговорот Солнца.В Европе распространение этого знака относится к сравнительно позднему времени - к бронзовому и железному векам. В эпоху переселения народов он проникает через финно-угорские племена на север Европы, в Скандинавию и на Балтику, и становится одним из верховного скандинавского бога Одина (Вотана в германской мифологии), подавившего и вобравшего в себя предшествующие солярные (солнечные) культы. Таким образом, свастика как одна из разновидностей изображения солнечного круга практически встречалась во всех частях света, как солнечный знак служила указанием на направление вращения Солнца (слева направо) и использовалась также как знак благополучия, “отворачивающийся от левой стороны”.

Именно в силу этого древние греки, узнавшие об этом знаке от народов Малой Азии, изменили поворот своего “паука” влево и вместе с тем изменили и его значение, превратив его в знак зла, заката, гибели, поскольку для них он был “чужой”. С эпохи средневековья свастика была абсолютно забыта и лишь изредка встречалась как чисто орнаментальный мотив без всякого смысла и значения.

Только в самом конце XIX века, вероятно, на основании ошибочного и поспешного вывода некоторых немецких археологов и этнографов, что знак свастики может быть индикатором для определения арийских народов, так как встречается якобы только у них, в Германии в начале XX века стали применять свастику как антисемитский знак (впервые в 1910 г.), хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах.

Впервые как политический знак-символ свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой “бригады Эрхарда”, составившей ядро “Добровольческого корпуса” - монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч - контрреволюционный переворот, посадивший “премьером” в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне “пивного путча” Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской фашистской партии, а с сентября 1935 года - главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включенной в ее герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта - орла, держащего в когтях венок со свастикой.

Под определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика стоящая на ребре в 45°, с концами направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Желательно также называть его не «свастика», a Hakenkreuz, как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90° .

Поделись статьей с друзьями!

    Символика третьего рейха

    https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/ger-axn-150x150.png

    После окончания второй мировой войны прошло полвека, но до сих пор две буквы СС (точнее, конечно, SS), для большинства являются синонимом ужаса и террора. Благодаря массовой продукции Голливуда и старавшихся не отставать от него советских кинофабрик, почти всем из нас известны черные формы эсэсовцев и их эмблема с мертвой головой. Но действительная история СС значительно...

До сих пор, рассматривая фотографии и хронику времен Второй мировой войны, глядя на немецкую униформу, по спине пробегают мурашки. Воздействие внешнего вида военнослужащего на психику противоборствующей стороны имеет огромное значение. Ведущий передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы» Дмитрий Захаров подготовил подробный обзор формы одежды и символики солдат вермахта.

Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке .

Почему форма одежды? Ну, надо сказать, что в Третьем рейхе солдат должен был быть не только самым элегантным представителем нации, но и идеальным мужчиной. Соответственно, форма, которая разрабатывалась для этого идеального мужчины, должна была соответствовать герою нации. Над этим работало очень много людей и, наверное, сейчас уже достаточно много людей знают, что свою руку к разработке и пошиву немецкой формы приложил знаменитый кутюрье, Дом моды которого существует по сей день, Хуго Босс. Более того, в 1931 году Хуго Босс-старший вступил в Национал-социалистическую партию и начал разрабатывать костюмы для СС, СА, «Гитлерюгенда», высшего партийного руководства Германии и, естественно, для войсковых частей различных видов войск.

Основатель «Hugo Boss» приложил свою руку к пошиву немецкой формы


Особое внимание немцы стали уделять камуфляжным тканям, потому что новая война предполагала новые стандарты ведения боевых действий, большую скрытность. На первых порах это не проявилось, и первая основная ассоциация с германской армией, которая существует, наверное, у большинства людей и по сей день, — это серые мундиры с четырьмя карманами, очень элегантные (надо отдать им должное), очень удобные в носке, сделаны из прочных и качественных тканей.

Если вспомнить хронику войны, посмотреть на фотографии англичан, французов или нас, то ни английская, ни французская, ни советская форма не вызывала ощущения скрытой угрозы. А элемент скрытой угрозы был одним из основных компонентов ведения боевых действий германской армии. В своей книге офицер генштаба Германии Эйке Миддельдорф неоднократно обращается к вопросу скрытой угрозы. Скрытая угроза должна была создаваться всегда. Не обязательно окружать противника полностью — нужно создать видимость окружения и двигаться дальше; не обязательно предпринимать какие-то резкие немотивированные действия — достаточно намекнуть на то, что они произойдут. И эта идея пронизывала буквально все, в том числе и разработку униформы для германской армии.

Групповое фото юношей из «Гитлерюгенда». Из собрания фотоснимков Ведомства по делам расовой политики НСДАП, 1933 год

За основу основного, скажем так, немецкого кителя, который носили и офицеры, и солдаты, была взята модель Первой мировой войны, которая была доработана: своим внешним видом она придавала большую статусность, большую подтянутость, в то же время была предельно функциональна.

Если посчитать, сколько разновидностей униформы имели немецкие солдаты и офицеры, то получится где-то десять разновидностей: это была форма парадная, выходная, форма для докладов, дополнительная выходная форма, повседневная, патрульная, полевая и рабочая. Соответственно, к форме предполагалось наличие всевозможных разгрузок, как это сейчас называют. Был специально разработан ранец, в который можно было поместить вся и все — это для пехоты, для солдат. И многочисленные просмотры немецких парадов и марширующих колонн действительно вызывают ощущение этой тревоги и фатальности, над которой, видимо, хорошо поработали не только Хуго Босс, но и идеологи, и модельеры.

Униформа солдат и офицеров вермахта имела около десяти разновидностей


Надо сказать, что к форме, естественно, прилагались всевозможные атрибуты: это петлицы, по которым определялась принадлежность к тем или иным родам войск; это канты на фуражках, которые тоже позволяли это сделать; ну и, соответственно, всевозможные элементы, которые отличали тех, кто чего-то добился.

Если говорить о немецких наградах, то все они имели свои жаргонные названия. И надо сказать, что здесь шла некая внутренняя конкуренция между вермахтом, то бишь германской армией, и НСДАП и СС соответственно, поскольку СС — это было как бы военное приложение НСДАП, личные войска Гитлера, партийные, потому что ни вермахт, ни люфтваффе, ни кригсмарине, ни одни другие войска в германской армии не являлись политическими. Ни один солдат и офицер германской армии в соответствии с немецким законодательством не мог быть членом никакой партии. Собственно говоря, вермахт особо НСДАП никогда не любил и активно организовывал покушения против Гитлера, последнее из которых было почти результативным.

На немецкой форме можно было носить не более шести наград. Награды были у немцев лаконичные, не цветные, за исключением немецкой звезды, которую в армии звали «яичницей» за присутствие желтого цвета. Обычно это был белый или черный металл. И, естественно, самыми престижными наградами были Железный крест и Рыцарский крест Железного креста, которые доставались очень и очень немногим.


Вручение Железного креста Ханне Райч, 1941 год

Что касается СС, то там разработкой стилистики формы и многого другого лично занимался рейхсфюрер Генрих Гиммлер, который был очень заинтересован в германском эпосе. И все, что имело к этому какое бы то ни было отношение, он стремился привнести в разработку и создание формы и символики войск СС.

Если говорить о войсках СС, то обычно ассоциативный ряд рисует людей в черной форме. Но на самом деле черная форма у них далеко не у всех была ежедневной, и полевые части СС носили точно такую же серую форму или камуфляжную как и все остальные войсковые части Германии.

Наверное, стандартный стереотип восприятия — это присутствие черепа с костями на форме эсэсовцев. На самом деле история черепа с костями ничего общего с запугиванием и устрашением противника не имеет. Это очень древний германский знак, который означал готовность к самопожертвованию, готовность принести себя в жертву во имя Родины. Этот символ существовал еще во времена Фридриха Прусского, и когда его хоронили, гроб накрыли черным полотном, по углам которого был вышит череп с двумя костями, причем у черепа не было нижней челюсти. Считалось, что это был тот самый череп, который был на Голгофе, череп Адама, который лежал в основании креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот символ был очень распространен в Германии и в Первую мировую войну. Солдаты и офицеры заказывали себе кольца с изображением этого черепа. Естественно, когда пошла борьба за политическую власть, все, что может работать на эту власть, адаптировалось ею, и Гитлер со своим окружением решил использовать этот символ также в свою пользу. Некоторые изменения во внешний вид черепа с костями внес Гиммлер. Поскольку он окончил все-таки сельскохозяйственное учебное заведение, то обратил внимание, что форма черепа не совсем правильная — нет нижней челюсти, и велел доработать символ в соответствии с анатомическими параметрами. Именно такой, анатомически правильный череп и появился как символ войск СС и, в первую очередь, дивизии «Мертвая голова», которая весьма и весьма активно действовала на всех фронтах в годы Второй мировой войны.

Во 2МВ символ черепа активно использовался дивизией СС «Тотенкопф»


Надо сказать, что начало боевых действий на Восточном фронте внесло в жизнь германской армии свои суровые коррективы. Естественно, у немецких солдат и офицеров были шинели. Однако немцы изначально не собирались воевать зимой, и шинель у них была, скорее, демисезонная и на прохладную погоду, но никак не на 30-ти и 40-градусные морозы, с которыми им пришлось столкнуться во время боевых действий зимой 1941/42 года. Соответственно, это поставило перед немецкими разработчиками формы задачу сделать одежду теплой. И такая форма появилась в 1942 году. Это была двусторонняя куртка, с одной стороны белая, с другой — серая либо в защитном камуфляже (он был или в виде битого стекла, или в виде разводов на воде), у которой выворачивались карманы, которая была прилично утеплена и которую можно было надеть на все. Это была, наверное, первая бесформенная форма, которая абсолютно не сковывала движений и позволяла достаточно удобно работать при любых погодных условиях, в том числе даже на снегу.


Дивизия «Мертвая голова» продвигается вперед. Северные районы СССР, 1941 год

Отдельная разработка формы была проведена для Африки. Один из командиров в составе Африканского корпуса Роммеля в своих мемуарах пишет, что первые впечатления от формы, которую они получили для войны в пустыне, были достаточно ошеломляющими, потому что и шорты, и френч были толстые. В дневное время, когда температура доходила до сорока и более градусов, это казалось нелепым, было очень жарко. Но перепады температур в пустыне были столь велики, что к ночи эта форма оказывалась как нельзя более подходящей.

Получается, что форма не только определяет внешний вид, не только воздействует на психологию противника и психологию тех, кто носит эту форму, но еще и исполняет огромное количество функций.

В отличие от СС на пряжках солдат люфтваффе никаких девизов не было


Несколько слов о свастике как символе Третьего рейха. Итак, свастика — это очень древний символ. Когда шла разработка нацистской символики, у НСДАП все так или иначе крутилось вокруг креста той или иной формы: все-таки крест был стандартным германским символом на протяжении многих столетий, начиная с тех же тевтонских рыцарей.

Вообще-то, свастика — это тибетский, буддистский и индуистский символ, которому много-много тысяч лет, который символизировал собой движение солнца. И если вы побываете в Индии, то увидите свастики всех сортов и мастей, нарисованные на чем угодно: на жилищах, на машинах, на прилавках…

Соответственно, жесткая форма свастики, видимо, очень импонировала Гитлеру и Гиммлеру. Она была очень лаконична. А если вспомнить, что знамена нацистов были красные с белым кругом, где посередине размещалась свастика, и знамена немецких коммунистов — красные с белым кругом, где размещался черный серп и молот, то на большом расстоянии все это воспринималось единообразно, и в начале борьбы за влияние на общество все это выглядело как вариации на одну и ту же тему. Так или иначе, свастика в Германии прижилась, но она являлась не национальным символом, а политическим. Она не являлась символом вермахта. И, более того, если вспомнить конфликт командира ягдгешвадера-77 Гордона Голлоба с Герингом, который обвинил его в трусости и недостаточной эффективности действий, то Голлоб просто-напросто распорядился закрасить на «мессершмиттах» своей дивизии свастику. Так они всю войну без свастики на хвостах и пролетали. Ну, в общем, таких прецедентов было достаточно много.


Эрвин Роммель во время боевых действий в Африке

Пару слов о том, как выглядела немецкая пехота. Как упоминалось выше, у рядовых и офицеров было порядка десяти разновидностей формы, которую они носили. В основном эта форма была серого, как у нас принято говорить, мышиного цвета. Возникает вопрос: почему немцы избрали именно серый цвет? Но на самом деле в условиях боя, когда поднимается пыль, грязь и прочее, все становится серым. Можно почитать Ремарка или кого-то еще из тех, кто писал о войне: пыль, пыль и грязь. Соответственно, серый цвет наиболее адаптивен, наиболее незаметен.

Надо сказать, что на первом этапе войны немцы красили самолеты по схеме: светло-зеленый и темно-зеленый сверху, бледно-голубой снизу. Но, начиная с 1942 года, они стали красить самолеты и истребители в серый и темно-серый цвета, сизые такие, оттенок крыльев голубя. Почему? Потому что на небольшом удалении этот самолет уже скрадывался, размывался. Серый — он достаточно безлик, как писали Стругацкие, «серые начинают и выигрывают». И, действительно, как элемент камуфляжа он был эффективен. Наша авиация тоже, начиная с 1943 года, адаптировала серые цвета для большей скрытности.

Несмотря на то что Гитлеровская Германия принесла немалый вред экономике и культуре Европы, да и всего мира, наследие ее не ограничивается только этим. Архитектурные проекты, разработанные во времена правления Гитлера, поражали своей амбициозностью и масштабами, строительство многих длилось вплоть до поражения Германии в 1945 году. Сейчас Германия идет в другом направлении, однако сохранились еще разбросанные по всему миру постройки, напоминающие о темных страницах истории этой страны. Эта статья рассказывает о десяти примерах нацистской архитектуры, сохранившихся до наших дней.

Главная ставка Гитлера, Wolfsschanze («Волчье логово»), на территории современной Польши

Этот комплекс был одной из самых важных штаб-квартир во Второй мировой войне. Базируясь на Восточном фронте, Wolfsschanze был построен в 1941 году в месте, которое идеально подходило с точки зрения его уединенности и возможностей для конспирации. Сохранились лишь жалкие остатки того, что некогда было огромным комплексом, где в разгар войны размещалось 2000 нацистов и служебный персонал.

Эта все еще огромная крепость в настоящее время поросла мхом, травой и другими представителями флоры, скрывающими руины одного из главных командных центров самой разрушительной войны, о которой помнят ныне живущие. И хотя многие из зданий были разрушены при отступлении немецких войск в 1945 году, до сих пор сохранились свидетельства грандиозности сооружения, в том числе руины кинотеатра.

Подземные заводы и тоннели

Чтобы защититься от ущерба, наносимого наступающими войсками, Третий рейх начал строить под землей заводы по производству вооружения и ряд других экономически важных сооружений. Эта передислокация привела к преобразованию нескольких шахт в Тюрингии в военные объекты. На центральном заводе заключенные концлагерей производили военную технику.

До недавнего времени разрушение построек препятствовало их исследованиям, но не так давно вход в тоннель А вновь был открыт. Ранее он закрывался из-за наводнений и обвалов, однако это не мешало некоторым авантюристам искать здесь приключений и уж, конечно, никоим образом не препятствовало вандалам в 1990-х разворовывать материалы.

Зенитные башни люфтваффе

Во время Второй мировой войны одним из основных средств защиты были огромные зенитные башни, известные как Flakturm. Три из них были построены в Берлине. Сооружения под номерами II и III сохранились до наших дней. Flakturm I был разрушен вскоре после войны. Flakturm III находится в парке Гумбольдтхайн, а его стены теперь испещрены граффити.

Массивная башня была частично разрушена во время войны, но до сих пор сильно выделяется на фоне парка. И хоть изначально в них были установлены мощные пушки, сейчас эти зенитные башни давно на пенсии. Flakturm II также находится в относительно хорошем состоянии.

Орденсбург Фогельзанг на границе Германии и Бельгии

Построенный в 1936 году как часть более масштабного проекта так называемых «школьных замков», он был предназначен для обучения нового поколения нацистских лидеров. Это огромный комплекс со сложной архитектурой и элементами скульптуры, который сейчас находится в состоянии упадка. Заброшенный на протяжении десятилетий, Орденсбург Фогельзанг сейчас открыт для посещений.

Это стало возможным после перехода права собственности на замок немецкому правительству в 2006 году. В настоящее время правительство столкнулось с непростой проблемой, потому что это сооружение является явным памятником нацистской идеологии. Сильные и темные образы, символы нацизма буквально врезаны в кладку.

Концентрационный лагерь Дахау

Не заброшенный, но уже определенно опустевший, Дахау теперь открыт для посетителей, желающих пройти сквозь его устрашающие коридоры и камеры. Одно из наиболее жутких свидетельств преступлений Третьего рейха, Дахау был первым нацистским концентрационным лагерем, который открылся в Германии в 1933 году. Первоначально он был основан как временное место заключения военнопленных, позже Дахау использовался как пересылочный пункт, через который заключенные отправлялись в другие концлагеря и лагеря смерти, такие как Освенцим.

Несмотря на то что официально он не был лагерем смерти, он унес жизни более 30000 жизней. Главное здание сегодня служит памятником павшим.

Бомбоубежище возле Анхальтского вокзала

Бомбоубежище у Анхальтской железнодорожной станции – одно из многих защитных сооружений времен Второй мировой войны. Первоначально комплекс состоял из пяти этажей и мог вместить в себя 12000 человек.

Три этажа этого огромного безвкусного на вид здания в настоящий момент принимают посетителей. На одном этаже работает комната ужасов с привидениями, на другом расположен музей пыток и истории медицинской практики, и, наконец, на самом нижнем этаже находится музей, посвященный истории самого бункера. Это странное сочетание делает подобное место притягательным атракционом для посетителей.

Заброшенный нацистский курорт Прора

Когда думаешь об архитектуре Третьего рейха, курорты не приходят на ум. Однако заброшенный курорт Прора на побережье Балтийского моря является одной из величайших развалин, оставшихся после Второй мировой войны.

Обширные руины простираются на пять километров вдоль пляжа. Сейчас часть строения спасена от разрушения и отремонтирована для туристов, и тем не менее есть еще немало заброшенных неисследованных уголков.

Этот призрак огромного рекреационного комплекса, разрушающийся изнутри и снаружи, возвышается над пляжем и напоминает о той роли, которую играла нацистская архитектура и идеология в жизни всех стран мира.

Территория съездов НСДАП в Нюрнберге

Довольно интересно, что Альберт Шпеер, создавший целый ряд архитектурных сооружений Третьего рейха, перед проектировкой представлял, как будет выглядеть сооружение в виде руин. Этот странный метод проектирования, ориентирующийся на то, как здания будут выглядеть для будущих поколений, не редкость сейчас, но в 1930-е годы «Закон развалин» был относительно новым понятием.

Теперь немецкое правительство стоит перед еще одним сложным выбором: позволить исторически значимому месту разрушиться или тратить огромные деньги на восстановление места, которое стало символом самых мрачных дней 20 века.

Орлы Третьего рейха на бывших нацистских территориях

Несмотря на все усилия со стороны союзных оккупационных войск в Германии и правительств бывших оккупированных немцами территорий, удалить отовсюду нацистскую символику (в том числе свастику и гербовых орлов) не удалось и по сей день. Изваяния представляют собой сидящего орла, который сжимает дубовый венок со свастикой. На многих орлах свастику удалили, но есть и со свастикой.

Эти забытые скульптуры можно увидеть над дверьми здания налоговой инспекции на Бисмаркштрассе и казарм в Мюнстере, а в аэропорте Темпельхоф сохранилось аж 6 орлов по углам исторических зданий.

Швербеластунгскёрпер, Берлин

Слишком большой и близко расположенный к жилым домам, чтобы его можно было уничтожить, этот странный эксперимент нацистской архитектуры был построен в 1940 году и кажется простым, хоть и огромным, бетонным цилиндром. Но в его интерьере с круглыми коридорами и комнатами четко прослеживается его историческая роль в то ужасное время. Сегодня массивный бетонный монолит постепенно погружается в землю, а пока он стал местом, которое очень полюбили вандалы и мастера уличной живописи.

Швербеластунгскёрпер был построен для проверки устойчивости почв к значительным нагрузкам. Если бы болотистые почвы Берлина выдержали эту постройку, недалеко от этого места была бы возведена грандиозных размеров триумфальная арка.

Материал подготовили Админчег сайт и Лидия Свеженцева

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Орел - одна из наиболее распространенных фигур, изображающихся на гербах. Эта гордая и сильная царь-птица символизирует не только власть и господство, но также мужество, храбрость и проницательность. В XX веке орла в качестве эмблемы избрала нацистская Германия. Подробнее об имперском орле 3 рейха читайте ниже в статье.

Орел в геральдике

Для символов в геральдике существует определенная, исторически сложившаяся классификация. Все символы подразделяются на геральдические и негеральдические фигуры. Если первые, скорее, показывают, как различные цветовые области делят само поле гербового щита и имеют абстрактное значение (крест, кайма или пояс), то вторые изображают образы предметов или существ, выдуманных или вполне реальных. Орел относится к естественным негеральдическим фигурам, считается, что он второй по распространенности в этой категории после льва.

Как символ верховной власти орел известен еще со времен Античности. Древние греки и римляне отождествляли его с верховными богами - Зевсом и Юпитером. Это олицетворение активной солярной энергии, мощи и нерушимости. Часто он становился персонификацией небесного бога: если уж небожитель перевоплощался в птицу, то только в такую величественную, как орел. Орел также символизирует победу духа над земной природой: воспарение к небесам - это ни что иное, как постоянное развитие и вознесение над собственными слабостями.

Орел в символике Германии

Для исторической Германии король птиц служил геральдическим символом довольно давно. Орел 3 рейха - лишь одно из его воплощений. Началом этой истории можно считать основание Священной Римской империи в 962 году. Двуглавый орел стал гербом этого государства в XV веке, а прежде принадлежал одному из его правителей - императору Генриху IV. С этого момента орел неизменно присутствует на гербе Германии.

В период монархии над орлом располагалась корона как символ имперской власти, в период республики - исчезала. Прототипом современного является геральдический орел Веймарской республики, принятый в качестве государственного символа в 1926 году, а затем восстановленный в послевоенное время - в 1950 году. Во времена же прихода к власти нацистов было создано новое изображение орла.

Орел 3 рейха

После прихода к власти нацисты использовали герб Веймарской республики до 1935 года. В 1935 году Адольф Гитлер сам учредил новый герб в виде черного орла с распростертыми крыльями. Этот орел держит в лапах венок из дубовых веток. В центр венка вписана свастика - символ, позаимствованный нацистами из восточной культуры. Орел, смотрящий вправо, использовался в качестве государственной символики и назывался государственным или имперским - Райхсадлер. Орел, смотрящий влево, остался в качестве символа партии под названием Партайадлер - партийный орел.

Отличительные черты нацистской символики - четкость, прямые линии, острые углы, что придает символам грозный, даже зловещий вид. Эта бескомпромиссная острота углов отразилась на любом творении культуры времен Третьего рейха. Подобная мрачная величественность присутствовала и в монументальных архитектурных строениях, и даже в музыкальных произведениях.

Символика свастики

Прошло уже больше 75 лет с момента разгрома нацистской Германии, а ее главный символ - свастика - до сих пор вызывает множество нареканий в обществе. Но свастика - это гораздо более древний символ, нацистами только позаимствованный. Он встречается в символике многих древних культур и символизирует солнцеворот - ход светила по небу. У самого слова «свастика» индийское происхождение: на санскрите оно означает «благополучие». В западной же культуре этот символ был известен под другими названиями - гаммадион, тетраскелион, филфот. Сами же нацисты называли этот символ «хакенкройц» - крест с крюками.

По словам Гитлера, свастика выбрана в качестве символа непрерывной борьбы арийской расы за господство. Знак был развернут на 45 градусов и помещен в белый круг на фоне красного полотнища - так выглядел флаг нацистской Германии. Выбор свастики был весьма удачным стратегическим решением. Этот символ очень эффектный и запоминающийся, а тот, кто первый раз знакомится с его необычной формой, неосознанно испытывает желание попытаться нарисовать этот знак.

С той поры для древнего знака свастики настала пора забвения. Если ранее весь мир не гнушался использовать прямоугольную спираль в качестве символа благополучия - от рекламы "Кока-Колы" до поздравительных открыток, то во второй половине ХХ века свастика была надолго изгнана из западной культуры. И только сейчас, с развитием межкультурной коммуникации, истинное значение свастики начинает возрождаться.

Символика дубового венка

Кроме свастики на гербе Вермахта присутствовал и другой символ. В лапах орел 3 рейха держит Этот образ значит для германского народа гораздо больше, чем свастика. Дуб издавна считался важным для немцев деревом: подобно лавровому венку в Риме, дубовые ветви стали знаком власти и победы.

Изображение дубовых веток было призвано наделять владельца герба мощью и стойкостью этого царственного дерева. Для Третьего рейха оно стало одним из символов верности и национального единства. Символика листьев использовалась в деталях униформы и орденов.

Татуировка с нацистским орлом

Представители радикальных меньшинств склонны доводить степень своей преданности группе до предела. Нацистская символика часто становится деталью татуировок, в том числе и орел 3 рейха. Обозначение наколки лежит на поверхности. Для того чтобы решиться увековечить фашистского орла на своем теле, нужно абсолютно разделять и соглашаться с взглядами национал-социалистов. Чаще всего орла наносят на спину, тогда контуры крыльев ложатся четко на плечи. Встречаются также подобные татуировки и на других частях тела, например на бицепсе или даже на сердце.

После войны: поверженный орел

В нескольких музеях мира поверженный бронзовый орел 3 рейха демонстрируется в качестве военного трофея. Во время взятия Берлина войска союзников активно уничтожали всяческую нацистскую символику. Скульптурные изображения орла, свастики и других значимых образов сбивали со зданий, особо не церемонясь. В Москве подобный орел демонстрируется в (бывшее название - Центральный музей Красной Армии) и в Музее Пограничной службы ФСБ. На фото ниже - подобный бронзовый орел в экспозиции Имперского военного музея в Лондоне.

Орел Вермахта без свастики

Сегодня орел Вермахта все еще ассоциируется с нацистской символикой. Характерный силуэт и контур позволяет опознать в любом, казалось бы, нейтральном изображении птицы орла Третьего рейха и без свастики. Например, в городе Орле в декабре 2016 года разразился скандал из-за того, что в декоре новых скамеек разглядели нацистский символ. Впрочем, местная пресса отмечает, что подобные дискуссии относительно похожести/непохожести и ассоциаций с фашистами возникают практически вокруг каждого нового изображения орла не только в одноименном городе, но и вообще во всей стране. Вспомните, например, символ Спецсвязи - орла с распростертыми крыльями утвердили еще в 1999 году. При сравнении его с предметом нашей статьи можно заметить, что логотип действительно напоминает орла 3 рейха на фото.

Кроме той части населения, что воспринимает любой намек на фашистскую символику в логотипе как личное оскорбление, существует также и категория людей, которая относится к этому с юмором. Частое развлечение дизайнеров - вырезать свастику из изображения герба с орлом для того, чтобы туда можно было вставить все, что угодно. Более того, встречаются даже карикатуры, где вместо орла может быть любой другой персонаж с крыльями. По той же причине популярен орел 3 рейха без фона, нарисованный в векторном формате. В таком случае его гораздо легче "вытянуть" из первоначального документа и добавить на любое другое изображение.