Нит ро со еди не ни ям. Ароматические нитросоединения

Обнаружив ошибку на странице, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Лирическое отступление

Школьный метод получения гидроксида хрома знают даже самые юные химики, да и не только химики. Элементарная реакция получения нерастворимого основания - взаимодействие любой растворимой соли хрома со щелочью. В результате выпадает желеобразный осадок искомого гидроксида, который не то что промыть, отфильтровать-то сложно.

Изучая статьи и патенты в интернете, я наткнулся на промышленный метод получения оксида хрома из соединений шестивалентного хрома (хроматов), в качестве восстановителя в котором используется сера. Имея банку "реактивного" оксида и прекрасно помня о его "консистенции", я решил применить данный метод на практике в своей "домашней лаборатории", вдруг получится? Реактивный оксид представляет собой довольно плотный порошок зеленого цвета, который ни в какое сравнение не идет с теми "соплями", которые выпадают при действии щелочей на соли хрома. С этими мыслями я и решил провести эксперимент.

Теоретические основы и некоторые замечания

Для получения оксида хрома в промышленности используется метод восстановления хроматов в щелочной среде элементарной серой. Реакция протекает по суммарному уравнению:

4Na 2 CrO 4 + 6S +7H 2 O = 4Cr(OH) 3 + 3Na 2 S 2 O 3 + 2NaOH (1)

Образующийся гидроксид промывают и прокаливают.

Полученный таким образом оксид хрома используют в качестве пигмента, причем для технологичности осадок должен легко отделяться от раствора, т.е. быть не в виде геля. Так же реакция довольно просто осуществима, не выделяются ядовитые и вонючие газы, реактивы доступны и т.д., поэтому выбор пал именно на этот вариант.

Естественно, что прокаливать образующийся гидроксид я не собирался, инертность и "тугоухость" реактивного оксида широко известна, например на него не действуют конц. соляная и азотная кислоты, а конц. серная растворяет только при высокой температуре - почти при кипении. С гидроксидом всё по-другому. Он активен и должен растворяться в разбавленных кислотах, поэтому есть простор для его применения (с целью получить другие соединения хрома - и не только).

Для эксперимента я решил использовать дихромат калия. Отвесил 20 грамм.

Для дальнейших наблюдений решено было провести некоторые простейшие расчеты. Итак:

Имеем 20 грамм дихромата калия, количество вещества = 0,068 моль.

Для такого количества дихромата потребуется в 3 раза больше серы, т.е. 0,204 моль, по массе это составит 6,53 грамма.

Из 20 грамм дихромата (т.е. из 0,068 моль) получится 0,136 моль гидроксида хрома или 14 грамм по массе.

Так как выбран дихромат, а реакция идет в щелочной среде и с хроматом, то я решил добавить большой избыток щелочи и взял 25 грамм твердого гидроксида натрия. Зачем это нужно, если в процессе выделяется щелочь?

Реакция идет через несколько стадий. Первая - реакция серы и щелочи в водном растворе:

3S + 6NaOH = Na 2 SO 3 + 2Na 2 S + 3H 2 O (2)

Вторая - реакция серы с сульфитом и сульфидом. С сульфитом образуется тиосульфат, а с сульфидом - полисульфиды.

Na 2 SO 3 + S = Na 2 S 2 O 3 (3)
Na 2 S + S = Na 2 (S 2) (4)

3Na 2 S + 2Na 2 CrO 4 + 8H 2 O = 2Cr(OH) 3 + 3S + 10NaOH (5)
Na 2 S + 2Na 2 CrO 4 + 5H 2 O = 2Cr(OH) 3 + Na 2 SO 3 + 4NaOH (6)

Аналогично реагируют и полисульфиды.

Образующаяся сера реагирует по уравнению (2-4) и переходит в раствор, не загрязняя собой продукт. Для первоначального процесса (уравнение 2) нужна сильнощелочная среда, поэтому я взял такой избыток щелочи. Можно не добавлять твердую щелочь, а использовать довольно крепкие её растворы, например 20-40%. Такой раствор можно достать по знакомству (он применяется в качестве щелочного электролита для аккумуляторов, преимущественно используется 40% раствор гидроксида калия с добавкой 3-5% гидроксида лития) или сделать своими руками по известковому методу (с последующим упариванием). Естественно, наиболее удачный вариант - взять щелочь из банки в виде реактива.

Описание

Гидроксид хрома (III) - амфотерный гидроксид . Серо-зелёного цвета, разлагается при нагревании, теряя воду и образуя зелёный метагидроксид CrO(OH). Не растворяется в воде. Из раствора осаждается в виде серо-голубого и голубовато-зелёного гидрата. При стоянии под раствором теряет реакционную способность («стареет»). Реагирует с кислотами и щелочами, не взаимодействует с гидратом аммиака. Применяется для синтеза соединений хрома(III).

Молярная электропроводность при бесконечном разведении при 25 °C равна 795,9 см 2 /моль. Получают в виде студнеобразного зелёного осадка при обработке солей хрома (III) щелочами, при гидролизе солей хрома (III) с карбонатами щелочных металлов или сульфидом аммония.

Химические свойства

  • Образуется при действии щелочей или водного раствора аммиака на растворы солей хрома:
\mathsf{CrCl_3 + 3NH_3 +3H_2O \ \xrightarrow{}\ Cr(OH)_3 + 3NH_4Cl }
  • Также образуется при пропускании углекислого газа через щелочной раствор Гексагидроксохромата (III) натрия :
\mathsf{Na_3 + 3CO_2 \ \xrightarrow{}\ Cr(OH)_3 + 3NaHCO_3}
  • При нагревании до ~100^oC на воздухе разлагается с образованием CrO(OH) зелёного цвета. При более высоких температурах трёхвалентный гидроксид хрома разлагается с образованием оксида хрома(III) и выделением паров воды:
\mathsf{Cr(OH)_3 \ \xrightarrow{100^oC}\ CrO(OH) + H_2O} \mathsf{2Cr(OH)_3 \ \xrightarrow{430-1000^oC}\ Cr_2O_3 + 3H_2O}
  • Гидроксид хрома (III) обладает амфотерными свойствами, благодаря чему легко растворяется в кислотах с образованием солей хрома (III):
    • С разбавленными кислотами:
\mathsf{Cr(OH)_3 + 3HCl \ \xrightarrow{}\ CrCl_3 + 3H2O} \mathsf{2Cr(OH)_3 + 3H_2SO_4 \ \xrightarrow{}\ Cr_2(SO_4)_3 + 6H2O} \mathsf{Cr(OH)_3 + 3HNO_3 \ \xrightarrow{}\ Cr(NO_3)_3 + 3H_2O}
    • С концентрированными веществами:
\mathsf{Cr(OH)_3 + 3HF \ \xrightarrow{}\ CrF_3{\downarrow} + 3H_2O} \mathsf{Cr(OH)_3 + 3CH_3COOH \ \xrightarrow{}\ Cr(CH_3COO)_3 + 3H_2O} \mathsf{Cr(OH)_3 + 3HCN + 3KCN \ \xrightarrow{}\ K_3 + 2H_2O}
  • Также благодаря амфотерным свойствам легко происходят реакции и с щелочами:
\mathsf{Cr(OH)_3 + 3NaOH \ \xrightarrow{}\ Na_3} \mathsf2{Cr(OH)_3 + 4NaOH + 3H_2O_2 \ \xrightarrow{}\ 2Na_2CrO_4 + 8H_2O}
  • При взаимодействии с гидроксидами натрия или лития возможно получение хромитов данных металлов (M = Li, Na):
\mathsf{Cr(OH)_3 + MOH \ \xrightarrow{300-400^oC}\ MCrO_2 + 2H_2O}

Напишите отзыв о статье "Гидроксид хрома(III)"

Литература

  • Неорганическая химия в реакциях / Р.А.Лидин, В.А.Молочко, Л.Л.Андреева. - Москва: "Дрофа", 2007. - Т. 3. - 640 с. - ISBN 978-5-358-01303-2 .

Отрывок, характеризующий Гидроксид хрома(III)

Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней.
На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи.
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече.
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату.
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает.
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже.
Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками.
Княжна Марья поняла все.
Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила:
– Но как его рана? Вообще в каком он положении?
– Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа.
Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами.
– Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья.
Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.
– Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал.
– Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна.
– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что…

Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его.
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.
– Да, вот как странно судьба свела нас! – сказал он, прерывая молчание и указывая на Наташу. – Она все ходит за мной.
Княжна Марья слушала и не понимала того, что он говорил. Он, чуткий, нежный князь Андрей, как мог он говорить это при той, которую он любил и которая его любила! Ежели бы он думал жить, то не таким холодно оскорбительным тоном он сказал бы это. Ежели бы он не знал, что умрет, то как же ему не жалко было ее, как он мог при ней говорить это! Одно объяснение только могло быть этому, это то, что ему было все равно, и все равно оттого, что что то другое, важнейшее, было открыто ему.
Разговор был холодный, несвязный и прерывался беспрестанно.
– Мари проехала через Рязань, – сказала Наташа. Князь Андрей не заметил, что она называла его сестру Мари. А Наташа, при нем назвав ее так, в первый раз сама это заметила.