Основные данные шлюпов «Восток» и «Мирный. Линейный Корабль «Св.Павел» Шлюп восток чертежи

В этом году исполняется 197 лет со дня отправления первой русской антарктической экспедиции в составе двух военных кораблей: шлюпа «Восток» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и шлюпа «Мирный» под командованием лейтенанта М. П. Лазарева.

Не раз мореплаватели пытались проникнуть в неизведанные земли в водах Антарктики. История отметила рейсы мужественных английских мореплавателей Кука и Фюрно. В 1772 – 1775 годах на двух кораблях – «Резолюшен» и «Адвенчур» они совершили плавание вокруг предполагаемого материка, открыли остров Южная Георгия, трижды пересекли Южный полярный круг и… Кук наотрез отверг существование Южной Земли, вернее, считал, что если она и есть, то недостижима. Авторитет выдающегося английского мореплавателя был настолько велик, что почти полвека никто не делал новых попыток отправиться на поиски Антарктиды.

Ответить на вопрос – существует ли, в конце концов, Большая Южная Земля – взялись отважные русские моряки.

16 июля (4-го по старому стилю) 1819 года антарктическая экспедиция в составе двух кораблей вышла из Кронштадта. Началось одно из замечательных плаваний в истории Великих географических открытий.

Плавание проходило в невероятно тяжелых условиях, особенно в водах Антарктики, когда штормы, снегопады, обледенения и туман при жестоких морозах сопровождали корабли более ста дней.

Несмотря на невероятные лишения и всевозможные опасности, грозившие кораблям и их экипажам, экспедиция увенчалась исключительным успехом. Проведенные исследования позволили с полной очевидностью установить существование огромного материка и, сверх того, открыть двадцать девять ранее неизвестных островов, назвав их русскими именами.

1 – киль; 2 – форштевень; 3 – галс-боканцы; 4 – гальюн; 5 – крамбол; 6 – подъякорная подушка; 7 – кофель-нагельные планки и кнехты: 8 – утки; 9 – роульсы; 10 – люки; 11 – боканцы-шлюпбалки; 12 – бархоут; 13 – руслени: 14 – 8-весельный баркас на киль-блоках; 15 – шлюпка правого борта; 16 – шлюпка левого борта; 17 – кормовая шлюпка; 18 – бортовой трап; 19 – офицерский туалет

Более двух лет шлюпы находились в плавании, было пройдено под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора. 5 августа 1821 года корабли встали на Кронштадтском рейде.

Командир шлюпа «Мирный», знаменитый впоследствии флотоводец М.П. Лазарев, в одном из своих писем другу A.A. Шестакову, описывая плавание в антарктических водах, с гордостью резюмировал: «Каково ныне русачки наши ходят!»

Первая русская экспедиция вошла в анналы великих географических открытий, и ее значение особенно ощутимо в наше время, когда Антарктида превратилась в международную научную лабораторию, в которой исследуются возможности шестого континента. Ведущая роль в этом деле принадлежит станциям Советского Союза – и среди них двум: «Восток» и «Мирный», названным в честь славных шлюпов.

КАКИМ ОН БЫЛ?

На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга в 1818 году строилось для флота вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду, решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу». При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название – «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил командир «Мирного» М.П. Лазарев. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления – на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.

Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным двадцатью пушками: шестью – 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.

Размеры шлюпа «Мирный» согласно чертежу № 21, хранящемуся в Центральном государственном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: длина – 120 футов (36,6 м), ширина – 30 футов (9,15 м), осадка – 15 футов (4,6 м). Эти размеры после перестройки судна несколько увеличились, то же относится и к водоизмещению «Мирного».

20 – бом-утлсгарь; 21 утлегарь; 22 – блинда-рей; 23 бушприт; 24 – вагер-вулинги; 25 – фока-реи; 26 фор-марса-рей; 27 – фор-брам-рей; 28 – фор-трисель-гафель; 29 – грота-рей; 30 – грот-марса-рей; 31 – грот-брам-рей; 32 грот-трисель-гафель; 33 – бегин-рей; 34 – крюйс-марса-рей; 35 – крюйс-брам-рей; 36 – бизань-гафель; 37 – бизань-гик: 38 – ватер-штаги; 39 – ватер-бакштаги; 40 – штаги; 41 – нижние ванты; 42 – стень-ванты; 43 – фортуны; 44 – путенс-ванты; 45 – топенанты; 46 – брасы; 47 гитовы; 48 – булини; 49 – риф-сезии: 50 шкоты; 51 – галсы; 52 – лирик-фалы

На рисунке 1 изображен самый главный из всех -теоретический, состоящий из корпуса, на котором показаны очертания шпангоутов (носовые пронумерованы буквами), бока, изображающего боковой вид шлюпа, и полушироты трех ватерлиний. Кроме теоретического чертежа, здесь показан план верхней палубы, фальшборт и разрез по диаметральной плоскости с показом бака -передней части палубы шлюпа до фок-мачты, шкафута -между фок- и грот-мачтами и, наконец, шканцев – между грот- и бизань-мачтами. Там же показаны некоторые детали, установленные на верхней палубе. На рисунке 2 показано парусное вооружение всех трех мачт: фок, грот, бизань. На рисунках в верхней части страницы показаны детали рангоута. И наконец, на рисунке 3 помещены боковой вид модели со всеми парусами, корма и нос с украшением, артиллерия, пушечные порты, схема сборки штульцев, накладка вант- и грот-штагов. На всех трех рисунках помещена масштабная линейка, которая позволит выполнить рабочие чертежи в том масштабе, в котором вы задумаете строить модель.

УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЙКИ, ОКРАСКИ И СБОРКИ МОДЕЛИ

Наиболее подходящим материалом для изготовления корпуса и всех его деталей будет сухая, мелкослойная, без сучков и других пороков древесина. Корпус можно делать наборным или из склеенного из досок бруса.

Следующим этапом работы является изготовление рангоутов, надстроек палубного корабельного оборудования, устройств, дельных вещей, артиллерии, размещенных на верхней палубе. Все это также рекомендуется делать из древесины.

Паруса шьются из тонкой белой материи, выкраивают их по чертежам (рис. 3). Для стоячего и бегучего такелажа используются нитки.

При постройке модели в масштабе 1:100 довольно трудно выдержать масштаб такелажа – соответствие толщин снастей. Надо руководствоваться правилом: чем выше, тем тоньше должны быть нитки, имитирующие тросы. Грот-штаги – 1,0 мм, грот-брамтопенанты – 0,1 -0,2 мм. Усугубляется эта задача еще и тем, что далеко не просто сделать блоки и юферсы.

В масштабе они получаются очень маленькими. Для их изготовления нужен ювелирный токарный станок. По этой причине приходится упрощать проводку снастей и имитировать блоки и юферсы.

А – бом-кливер; Б кливер; В – форстеньги-стаксель; Г – фор-стаксель, штормовой парус показан пунктиром; Д – фок; Е – фор-марсель; Ж – фор-брамссль; 3 – фор-трисель; И – грог; К – грот-марсель; Л – грот-брамсель; М – грот-трисель; 11 – крюйс-марсель или крюй-сель; О – крюйс-брамсель; П – бизань или контр-бизань; С, У – марса-лисель, Т; Ф – брам-лисель

Прежде чем приступить к сборке модели шлюпа «Мирный», надо покрасить корпус и все детали. Окрашивать следует с помощью пульверизатора, кисти для этой цели не подходят, особенно для деталей. Краски могут применяться любые, желательно быстросохнущие. После первой окраски и когда краска хорошо просохнет, рекомендуется отшлифовать поверхность наждачной бумагой, не оставляющей рисок – царапин, после этого – окрасить еще раз, что повысит качество покрытия. Черной краской окрашивают борта, включая и фальшборт, планширь, гакаборт, штульцы княвдигед, решетку гальюна, боканцы, руслени, шпоры стеньг, брам и бом-брам-стеньг, все реи с коками, марсы, салинги, все эзельгофты, шлюпки, коечные сетки, фонари, юферсы, боковые стенки пушечных полупортиков на верхней палубе, вант-путенсы, путенс-ванты, крышу колокола, обделку трубы камбуза, якорь, бугеля бушприта, ватер-булинг, кат-балку, бугеля лиселей, перты, крам-бол и кнехты, бугеля на топах мачт, бугеля якоря, петли пушечных портов и весь стоячий такелаж. В белый цвет окрашиваются мачты до марса, чиксы и шкалы, бугеля на мачтах, топы мачт, стеньг, брам-стеньг, бом-брам-стеньг (флагшток), бушприт до эзельгофта, бисы бушприта, полоса на борту, крышки пушечных портов, оконные переплеты. Темно-зеленым цветом покрывают внутреннюю часть фальшборта. В ярко-красный окрашиваются: щит на эмблеме – орле, боковые стенки пушечных портов и их крышки изнутри. Бронзируется под золото эмблема «Орел», кантики княвдигеда, кантики на штульца и кормовой раковине. Пушки покрываются темно-зеленой бронзой или черной краской. Подводная часть корпуса окрашивается желтой краской с добавлением бронзового порошка, чтобы имитировать медные листы, которыми был обшит шлюп «Мирный». Протравливаются бейцем кофель-нагельные планки, утки, кнехты, люки, решетки, штурвал, траны, станки пушек.

Не окрашиваются палуба, лисель-спирты, стеньги, брам-стеньги, бом-мачта, шлюпки внутри, штоки якорей, утлегарь, бом-утлегарь.

Изготовление корпуса и рубок, румпеля шлюпок, дельных вещей, якорей, рангоута и его многочисленных деталей потребует много старания и времени. Так как деталей модели очень много, непременно проверьте, все ли вы сделали, все ли узлы, такие, например, как бушприт, грот-мачта, фок-мачта и т.п., имеют полный комплект деталей. Полезно для этих целей составить спецификацию – перечень деталей; сразу же выяснится, чего не хватает.

Примерный порядок сборки модели шлюпа «Мирный» рекомендуется такой: 1) собрать корпус, приклеить киль, форштевень, ахтерштевень, дейдвуд, зеркало кормы, руслени, поставить нижние юферсы, штульцы, княвдигед, установить бушприт и навесить руль; 2) провести ватерлинию, вбить все обуха для бакштагов, затем собрать гальюн с решеткой, установить эмблему, вклеить галсбоканцы; 3) вклеить все палубные детали лодки, решетки, установить штурвал, киль-блоки барказа и мачтовые кнехты; 4) установить палубу; 5) собрать утлегарь и бом-утлегарь, собрать мачты, приклеить чиксы, марсы, бугеля, на которых уже навешаны отмеренные по шаблону ванты с вант-юферсами на концах, установить стеньги, стень-ванты обтянуть еще до установки мачт; 6) затем установить собранные мачты, обтянуть стоячий такелаж мачт и бушприта; 7) вооружить реи, сель-спиртов, бейфуты; 8) поднять до места нижние реи фока, грота и бизани-бегинрея, навесить на гардели и борги топенанты, закрепить бейфуты; 9) провести брасы (бегучий такелаж рангоута), то же проделать с марса-реями, гиком и гафелем; 10) пришнуровать паруса, швы имитировать карандашными линиями, прямые паруса кроить только параллельно верхней кромке, поставить лисель-спирты и якоря; 11) установить шлюпки на боканцы, протянуть бегучий такелаж парусов; 12) поднять флаг и вымпел.

Модель можно оставить без парусов, что позволит лучше видеть рангоут, его детали и такелаж.

Кронштадт ровно 197 лет назад - 4 июля 1819 года - торжественно проводил в дальнее плавание в полярные моря экспедицию, которой было суждено найти неведомую Южную землю - Антарктиду. Этот обширный материк с суровым климатом был открыт последним, хотя в свое время привлекал внимание множества известнейших ученых и исследователей.

Ещё в XVI веке люди предполагали, что Антарктида существует. Догадки впервые возникли у участников португальской экспедиции, в которой также принял участие путешественник Америго Веспуччи. Холод был так силен, что никто из флотилии не мог перенести его.

«Я убежден, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов - все это доказывает, что земля на юге должна быть...», - писал Кук. Он даже подготовил специальный трактат «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса», отметив, что добраться до Антарктиды никому не удастся.

Советская марка посвящённая 150-летию экспедиции. 1970 год. Фото: Commons.wikimedia.org

На родине авторитет мореплавателя был очень велик. Его слова восприняли на веру, а англичане и ряд исследователей из других стран прекратили искать землю. Однако не все: русские моряки были непреклонны в своем желании увидеть материк. Офицеры и адмиралы, приняв во внимание гипотезы и исследования, неоднократно выступали за дальнейшие изучения южных полярных морей. К счастью, в России в то время прогрессивная общественность поддержала идею.

Ром от холода

Суровые моря предстояло бороздить двум трехмачтовым шлюпам. Этим судам удалось вписать свое имя в историю страны и даже дать наименования космическим кораблям.

В экспедицию из Кронштадта направились построенные в Петербурге и в Лодейном Поле шлюпы «Восток» и «Мирный». Первый имел на борту экипаж из 117 человек и 28 орудий в вооружении. «Мирный», который ранее носил имя «Ладога», был меньше - в экипаж входило 73 человека. Кораблями командовали достойнейшие и опытные офицеры отечественного военного флота Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Под руководством этих людей судна должны были перейти Антарктику и пересечь южную полярную зону в наиболее высоких широтах. Это помогло бы выяснить, есть ли там неоткрытые земли и возможно ли пройти к полюсу.

Бюст Ф. Ф. Белинсгаузена в Николаеве. Фото: Commons.wikimedia.org

Особое внимание обратили на обеспечение кораблей лучшими к тому времени мореходными и астрономическими инструментами. Часть из них в дальнейшем докупили в Портсмуте, поскольку в России оборудования необходимого качества не изготовляли.

Экспедицию снабдили всевозможными противоцинготными продуктами питания: лимонами, консервированными овощами и квашеной капустой. В дальнейшем, при каждом удобном случае, на островах Океании у местных жителей покупали и выменивали фрукты впрок - впереди было длительное плавание в Антарктике. От холода спасались имевшимся на борту ромом. Весь личный состав должен был соблюдать строжайшую гигиену: почти ежедневно проветривалась одежда, мылись койки, затапливалась импровизированная баня. На судах также были высококвалифицированные врачи. Их работа и гигиена помогли без наличия серьезных заболеваний на шлюпах пройти испытания тяжелыми климатическими условиями.

Ледяное безмолвие

«Восток» и «Мирный», которые, к недовольству капитанов, сильно отличались по скорости, зашли в Копенгаген, Портсмут, на остров Тенерифе и в Рио-де-Жанейро. Далее экспедиция вошла в антарктические воды. Разделившиеся шлюпы сделали гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. На карты наносились мысы и заливы, получавший имена участников этой экспедиции. Судна открыли острова Анненкова, Лескова и Торсона. Гряде островов присвоили имя морского министра страны Ивана де Траверсе.

К шестому континенту русские мореплаватели добрались 16 января 1820 года. Этот день и стал датой открытия Антарктиды. Шторм, холод и тяжелые льды не остановили экспедицию, и её участники на деревянных судах ещё дважды подходили к впервые увиденным берегам.

Спутниковая фотография Антарктиды. Фото: Commons.wikimedia.org

Далее «Восток» и «Мирный» направились в Сидней на кратковременный отдых. Попутно, посетив тропическую часть Тихого океана, русские исследователи открыли группу островов. Беллинсгаузен назвал их островами Россиян. Каждый из них получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей: Кутузова, Ермолова, Барклая-де-Толли, Раевского, Волконского, Лазарева, Грейга, Чича-гова. В группе островов Кука был открыт остров Восток (в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи - острова Михайлова и Симонова.

Бюст М. П. Лазарева в Николаеве. Фото: Commons.wikimedia.org

После тщательной подготовки в Сиднее, шлюпы 13 декабря 1820 года пересекли Южный полярный круг. Позднее «Восток» и «Мирный» открыли большой остров, которому дали имя Петра I. Однако 30 января 1821 года из-за плохо состояния корпуса «Востока» отряд был вынужден покинуть Антарктику. В Рио-де-Жанейро экспедиция прибыла 27 февраля, а уже 24 июля судна отдали якоря в Кронштадте, завершив свое исторически значимое путешествие.

Экспедиция собрала богатые этнографические, зоологические и ботанические коллекции, привезенные в Россию и переданные в различные музеи, где они хранятся до сих пор. «Восток» и «Мирный» находились в плавании 751 день. 100 суток моряки и ученые провели среди льдов и айсбергов. Шлюпы открыли 29 островов, попутно собрав богатейшие материалы для изучения антарктических морей.

Вновь люди побывали на курсах «Востока» и «Мирного» только через 100 с лишним лет.

Мичман П. М. Новосильский, написавший анонимную книжку: «Южный полюс», вскоре после возвращения из кругосветного плавания был назначен преподавателем высшей математики, астрономии и навигации в Морском кадетском корпусе, и в 1825 г., выдержав в Петербургском университете экзамены, перешел на службу в Министерство народного просвещения.

На шлюпе «Мирный» в плавании находился также иеромонах Дионисий (не упомянутый в книге Беллинсгаузена).

По невыясненной причине (возможно, что по вине редакторов первого издания) в книге Беллинсгаузена были перечислены лишь фамилии офицеров, участвовавших в экспедиции, в то время как Крузенштерн и Лисянский помещали и списки матросов. Крузенштерн, объяснял это обстоятельство следующими словами: «Я поставляю обязанностью поместить здесь не только имена офицеров, но и служителей, которые все добровольно первое сие столь далекое путешествие предприняли»

Считаем необходимым исправить эту несправедливость и приводим полный список матросского состава экспедиции.

1. Шлюп «Восток»

1. Унтер-офицеры: подштурмана Андрей Шеркунов и Петр Крюков, шхиперский помощник Федор Васильев, фельдшер 1 класса Иван Степанов.

2. Квартирмейстеры: Сандаш Анеев, Алексей Алдыгин, Мартын Степанов, Алексей Степанов, флейщик Григорий Дианов, барабанщик Леонтий Чуркин.

3. Матросы 1 статьи: рулевой Семен Трофимов; марсовые Губей Абдулов, Степан Сазанов, Петр Максимов, Кондратий Петров, Олав Рангопль, Пауль Якобсон, Леон Дубовский, Семен Гуляев, Григорий Ананьин, Григорий Елсуков, Степан Филиппов, Сидор Лукин, Матвей Хандуков, Кондратий Борисов, Еремей Андреев, Данила Корнев, Сидор Васильев, Данила Лемантов, Федор Ефимов, Христиан Ленбекин, Ефим Гладкий, Мартын Любин, Гаврила Галкин, Юсуп Юсупов, Габит Немясов, Прокофий Касаткин, Иван Кривов, Матвей Лезов, Мафусаил Май-Избай, Никифор Аглоблин, Никита Алунин, Егор Киселев, Иван Салтыков, Иван Шолохов, Демид Антонов, Абросим Скукка, Федор Кудряхин, Иван Яренгин, Захар Попов, Филимон Быков, Василий Кузнецов, Алексей Коневалов, Семен Гурьянов, Иван Паклин, Иван Гребенников, Яков Бизанов, Михаил Точилов, Матвей Попов, Елизар Максимов, Петр Иванов, Григорий Васильев, Михаил Тахашиков, Петр Палицин, Денис Южаков, Василий Соболев, Семен Хмельников, Матвей Рожин, Севастьян Чигасов, Данила Степанов, Варфоломей Копылов, Спиридон Ефремов, Терентий Иванов, Ларион Нечаев, Федот Разгуляев, Василий Андреев, Кирилл Сапожников, Александр Барешков, Алексей Шиловский, Афанасий Кириллов.

4. Различные мастеровые: слесарь Матвей Губин, тиммерман Василий Краснопевов, кузнец Петр Курлыгин, плотник Петр Матвеев, конопатчик Родион Аверкиев, парусник Данила Мигалкин, купор Гаврила Данилов.

5. Канониры: артиллерии унтер-офицеры Илья Петухов и Иван Корнильев, бомбардир Леонтий Маркелов, канониры 1 статьи Захар Красницын, Ян Яцылевич, Якуб Белевич, Егор Васильев, Василий Капкин, Феклист Алексеев, Семен Гусаров, Степан Ядыновский, Никита Лебедев, Глеб Плысов и Иван Барабанов.

2. Шлюп «Мирный»

1. Боцмана и унтер-офицеры: боцман Иван Лосяков, баталер сержантского ранга Андрей Давыдов, фельдшер 1 класса Василий Пономарев, слесарь Василий Герасимов, шхиперский помощник Василий Трифанов, штурманский помощник Яков Харлав.

2. Квартирмейстеры: Василий Алексеев, Назар Рахматулов, барабанщик Иван Новинский.

3. Матросы 1 статьи: Абашир Якшин, Платон Семенов, Арсентий Филиппов, Спиридон Родионов, Назар Аталинов, Егор Берников, Габидулла Мамлинеев, Григорий Тюков, Павел Мохов, Петр Ершев, Федор Павлов, Иван Кириллов, Матвей Мурзин, Симон Таус, Иван Антонов, Демид Улышев, Василий Сидоров, Батарша Бадеев, Лаврентий Чупранов, Егор Барсуков, Яков Кириллов, Осип Колтаков, Маркел Естигнеев, Адам Кух, Николай Волков, Григорий Петунии, Иван Леонтьев, Анисим Гаврилов, Ларион Филиппов, Томас Вунганин. Данила Анохин, Федор Бартюков, Иван Козьминский, Фрол Шавырин, Архип Палмин, Захар Иванов, Василий Курчавый, Филипп Пашков, Федор Истомин, Демид Чирков, Дмитрий Горев, Илья Зашанов, Иван Козырев, Василий Семенов.

4. Различные мастеровые: слесарь Василий Герасимов, плотники Федор Петров и Петр Федоров, конопатчик Андрей Ермолаев, парусник Александр Темников, купор Потап Сорокин.

5. Канониры: артиллерии старший унтер-офицер Дмитрий Степанов; канониры 1 статьи Петр Афанасьев, Михаил Резвый, Василий Степанов, Василий Куклин, Ефим Воробьев, Иван Сарапов.

Снабжение экспедиции

Несмотря на большую спешку со снаряжением экспедиции, снабжена она была в общем хорошо. Однако снабжение это все же не вполне соответствовало основной ее цели – плаванию во льдах. По этому поводу известный впоследствии мореплаватель и географ Ф. П. Литке, видевший шлюпы «Восток» и «Мирный» на Портсмутском рейде во время своего плавания на шлюпе «Камчатка», писал в своем неопубликованном дневнике, что их снабжение и оборудование делалось «по примеру «Камчатки» и, если командный состав их с чем-нибудь не соглашался, то ему отвечали: «так сделано на Камчатке», хотя этот шлюп и был предназначен для обычного плавания, и, кроме того, не имелось еще и отзыва капитана Головнина об его качествах.

Особенно большое внимание было обращено на обеспечение кораблей лучшими по тому времени мореходными и астрономическими инструментами. Ввиду того, что в то время в царской России все эти инструменты не изготовлялись, за период стоянки в Портсмуте были закуплены в Лондоне хронометры и секстаны изготовления лучших английских мастеров. В этом отношении русские корабли были снабжены гораздо лучше английских: автор предисловия к первому переводу книги Беллинсгаузена на английский язык, Франк Дебенхем, особенно подчеркивает, что в то время как в английском флоте наблюдалось еще пренебрежительное отношение к хронометрам, и существовали английские адмиралы, которые форменным образом изгоняли хронометры с подчиненных им кораблей (а официально они были приняты в английском флоте лишь с 1825 г.), на русском военном флоте этот необходимейший для определения долгот прибор вошел уже в штатное снабжение кораблей.

Хорошо снабжена была экспедиция и всевозможными противоцынготными продуктами питания, к которым относились хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи; кроме того, при каждом подходящем случае командиры шлюпов покупали или выменивали (на островах Океании у местных жителей) большое количество свежих фруктов, которые частично заготовлялись впрок для предстоящего плавания в Антарктике, а частично предоставлялись для полного использования всем личным составом. Для обогревания матросов, замерзавших при работе на реях во время леденящих ветров и морозов в Антарктике, имелся запас рома; было закуплено также красное вино для добавления к питьевой воде при плавании в жарком климате. Весь личный состав на основании особой инструкции был обязан соблюдать строжайшую гигиену: жилые помещения постоянно проветривались и в нужных случаях протапливались, обеспечивалось частое мытье в импровизированной бане, предъявлялись требования к постоянному мытью белья и коек и к проветриванию одежды и т. п. Благодаря перечисленным мерам и высокой квалификации судовых врачей, никаких серьезных заболеваний на шлюпах не было, несмотря на тяжелые климатические условия плавания и частые переходы от жары к холоду и обратно.

Для связи между собою шлюпы имели телеграф, незадолго перед тем изобретенный русским морским офицером капитан-лейтенантом А. Бутаковым. Усовершенствованный им в 1815 г. телеграф этот «составлял ящик с 14-ю шхивами и планку с стольким же числом шхив, с основанными круглыми фалами, с привязанными к ним флагами, для поднимания на бизань-рею»; Бутаков издал и «Морской телеграфный словарь». Это русское изобретение принесло очень большую пользу экспедиции для переговоров шлюпов между собою на дальних расстояниях.

Шлюп «Восток»


Судно было спущено на воду со стапеля Охтинской верфи в Санкт-Петербурге в 1818 году. Его длина 40 м, ширина около 10 м, осадка 4,8 м, водоизмещение 900 т, скорость до 10 узлов. Вооружение составляли 28 пушек. Экипаж 117 человек.

3(15) июля 1819 года шлюп «Восток» под командованием капитана II ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена, начальника кругосветной Антарктической экспедиции, и шлюп «Мирный» под командованием лейтенанта М.П. Лазарева вышли из Кронштадта и 16(28) января следующего года достигли берегов Антарктиды. После ремонта в Сиднее (Австралия) корабли исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем 31 октября(12 ноября) 1820 года вновь взяли курс на Антарктиду. 10(22) января 1821 года шлюпы достигли самой южной точки: 69°53" южной широты и 92°19" западной долготы. 24 июля (5 августа) 1821 года, закончив труднейшее плавание, корабли прибыли в Кронштадт. 3а 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92300 км). Важнейшим итогом экспедиции стало открытие громадного шестого материка – Антарктиды. Помимо этого, на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные океанографические работы. В память об этом знаменательном плавании, в России была выбита медаль.

В 1828 году шлюп «Восток» был исключен из списков флота и разобран. В наше время имена шлюпов «Восток» и «Мирный» носят две советские научные антарктические станции. По установившейся традиции название «Восток» перешло к крупнейшему научно-исследовательскому судну.

- «ВОСТОК», парусный военный шлюп. Построен в 1818; водоизмещение 900 т. В 1819 21 под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена (см. БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич) на «Востоке» и шлюпе «Мирный» (см. МИРНЫЙ (парусный шлюп)) совершена 1 я русская… … Энциклопедический словарь

Восток: В Викисловаре есть статья «восток» Восток одна из сторон света. Восток (макрорегион) … Википедия

- «ВОСТОК», российская полярная станция в районе Южного геомагнитного полюса (см. ГЕОМАГНИТНЫЕ ПОЛЮСЫ) в Восточной Антарктиде, на высоте 3488 м, в 1250 км от берега. Работает с декабря 1957. Полюс холода (см. ПОЛЮСЫ ХОЛОДА) Земли (ок. 90 °С).… … Энциклопедический словарь

1) военное трёхмачтовое судно 18–19 вв. с прямыми парусами на передних мачтах и косыми – на задней (бизань) мачте. Выполняло разведывательную, дозорную или посыльную службу. В России в 1 й пол. 19 в. шлюпы часто использовали для кругосветных… … Энциклопедия техники

- «Восток», парусный шлюп, построенный на Охтенской верфи в Петербурге, водоизмещением 900 т. В 1819‒21 под командой Ф. Ф. Беллинсгаузена на «В.» и шлюпе «Мирный» совершена первая русская кругосветная антарктическая экспедиция и открыта Антарктида …

Парусный военный шлюп. Построен в 1818; водоизмещение 900 т. В 1819 21 под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена на Востоке и шлюпе Мирный совершена 1 я русская кругосветная антарктическая экспедиция и открыта Антарктида … Большой Энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Шлюп. «Бигль» (в центре) на акварели Оуэна Стенли 1841 г. во время своего третьего путешествия близ берегов Австралии. Шлюп (боевой … Википедия

- «Бигль» (в центре) на акварели Оуэна Стенли 1841 г. во время своего третьего путешествия близ берегов Австралии. Шлюп (боевой корабль парусный, класс) (англ. sloop) в Британском королевском флоте XVIII середины XIX в – корабль, не имеющий ранга,… … Википедия

I Восток точка востока, одна из четырёх главных точек горизонта (стран света (См. Страны света)), расположенная справа от наблюдателя, стоящего лицом к северу. Обозначается В, О (нем. Ost) или Е (англ. East). В дни равноденствий (См.… … Большая советская энциклопедия

А; м. 1. Одна из четырёх сторон света, противоположная западу; направление, противоположное западу; часть горизонта, где восходит солнце. Двигаться на в. Лежать к востоку от чего л. Ветер дует с востока, на в. Граница проходила с запада на в. *… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Плавание вокруг света на шлюпе Ладога в 1822, 1823 и 1824 годах
  • Плавание вокруг света на шлюпе «Ладога» в 1822, 1823 и 1824 годах , Андрей Петрович Лазарев. Заметки русского вице-адмирала и исследователя Арктики А. П. Лазарева (1787-1849) содержат подробный рассказ об одном из первых кругосветных путешествий, совершённых русскими военными…