Основные мотивы лирики А. В

Стихи Кольцова – это проникновенный и очень искренний рассказ о себе самом: о юности, о взаимоотношениях с родителями, о первой любви, о своем месте в этом мире. Это те жизненные впечатления, которые он получил дома и на службе. Это встречи и разлуки, радости и горести, пережитые им. Вся история его жизни – в его стихах.


Кольцов, в первую очередь, крестьянский поэт, поэт-самоучка. Он, как и позже Есенин, воспевал природу родной земли и нелегкий труд крестьян. Для него Родина и Россия – это степь, которую поэт любил страстно и восторженно. Во всех его стихах есть что-то степное, широкое и раздольное.

В 17 лет он влюбился в крепостную девушку Дуняшу, испытывал к ней глубокое и сильное чувство, она была для него идеалом женщины. Дуняша вскоре умирает, но навсегда остается в творчестве поэта: он посвящает ей большое количество красивых стихотворений. Много проникновенных стихов посвящено также русским девушкам и женщинам: они рисуют безрадостные картины жизни с нелюбимым мужем, в чужой семье. Он пишет то, о чем знает: неравный брак, нелюбовь мужа, нелегкая судьба замужней женщины.

Поэт-песенник, чьи песни стали проникать в народ еще при его жизни: их пели крестьяне в селах и деревнях. Они пели о свободе и воле, о жестокой судьбе, о Боге и вере, о силе русского человека.

Поэтическое наследие Кольцова невелико, но, бесспорно, ценно. Его стихи дают заряд правды и красоты, без которого трудно представить себе русскую литературу. Мы благодарны поэту за его песни, полные любви к женщине, человеку труда, природе, Родине.

Кольцовские песни – с их грустью и тоской, жаждой счастья, надеждой на лучшее – трогают умы и сердца и сегодня. Они волнуют нас, таких разных. Почему? Наверное, потому что это песни о земле, которая нас кормит, о душе русского народа. И обо всем, что так близко любому человеку: о разочаровании и одиночестве, об искусстве и поэзии, о жизни и смерти, о сне и пьянстве, об осени и весне, о сне и грусти.

Самые лучшие стихи входят в школьную программу, их учит наизусть уже не одно поколение школьников: ведь они такие красивые и легкие для запоминания.

Красным полымем
Заря всколыхнула:
По лицу земли
Туман стелется;
Разгорается день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор…
Эти простые и задушевные строки покоряют своей поэтичностью, светлостью, глубоко волнуют, невольно западают в душу. Так вошел в литературу новый большой талант – Алексей Васильевич Кольцов. Лирика Кольцова казалась современникам своего рода открытием: впервые героем произведения стал простой русский мужик. Пахари, жнецы и косари в его стихах напоминают сказочных богатырей. В лирике Кольцова перед нами предстает простая, будничная жизнь русского крестьянина с ее повседневным трудом, заботами о хлебе, думами об урожае. В жизни русского крестьянина поэт видел не одни только светлые стороны. В его песнях нередко слышится неподдельное, искреннее горе обездоленного труженика. Но покоряются своей горькой участи лишь немногие из героев кольцовских песен. Гораздо чаще они отправляются на поиски счастья, мстят своим обидчикам, уходят в леса, чтобы не смириться со своею злою долей.
Иль у сокола Крылья связаны?
Иль пути ему Все заказаны?
(“Дума Сокола”)
Сокол, рвущий свои путы, стремящийся на волю – вот каков русский человек! Образ сокола – гордой, свободолюбивой птицы – один из самых излюбленных в устной народной поэзии. Недаром называл он песнями многие свои стихотворения. Ведь именно в песнях русский народ чаще изливает свою душу. Выразить чувства и помыслы русского крестьянина Кольцов смог потому, что не понаслышке и не из книг знал его быт, горе и радость. Хотя он был сыном торговца скотом, жизнь его почти не отличалась от крестьянской. Поэт получил скудное образование, гонял скот, рубил дрова. Тяжелую жизнь Кольцова скрашивала рано пробудившаяся в нем страсть к поэзии. Песни Кольцова “Соловьем залетным”, “Хуторок”, “На заре туманной юности” стали подлинно народными. Их поют “на всем пространстве беспредельной Руси”, – говорил Белинский.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Есть в стихах Кольцова и беды, и бедность. Но и они носят обычно характер обобщенный. Социальные мотивы есть, но они не подчеркнуты специально, не выделены. Бедность может сопровождать несчастье в любви или даже быть причиной такого несчастья, как в “Деревенской Read More ......
  2. Поэзия А. В. Кольцова как будто бы неожиданна для 30-х годов XIX в., но вместе с тем и закономерна, так как свидетельствует о процессе демократизации русской культуры. Кольцов воспитывался в провинциальной (воронежской) мещанской среде, образования не получил и был самоучкой Read More ......
  3. Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в Воронеже, в зажиточной мещанской семье Василия Петровича Кольцова. С девяти лет Кольцов учился грамоте на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в уездное училище, минуя Read More ......
  4. В 1835 г. вышел сборник стихотворений, необычных по содержанию и манере. Их автором был А. В. Кольцов – поэт сравнительно ограниченного круга тем и одного жанра. Это мотивы крестьянского труда и жанр народной песни. Но и то и другое явилось Read More ......
  5. Песни Кольцова. Сейчас мы, говоря о кольцовском творчестве, обычно называем самую характерную его литературную форму просто песней. Сам же Кольцов почти неизменно подчеркивает: “Глаза” (Русская песня), “Измена суженой” (Русская песня), или, чаще: “Русская песня” (“Ах, зачем меня…”), “Русская песня” (“В Read More ......
  6. Природа творящая, единая, человек как ее часть, человек, в котором природа осознает себя и который чувствует эту неразрывную связь с природой,- эти начала должны были отвечать всему строю души и ума Кольцова. Но, очевидно, важно было для Кольцова и то, Read More ......
  7. Г. Р. Державин творил свои произведения в эпоху расцвета классицизма. Это искусство выделяло “высокое”, “среднее” и “низкое” направления. “Высокое” было связано с героическим и патриотическим началом в человеке: гражданское, патриотическое чувство делало человека личностью. Темами “среднего” и “низкого” жанров были Read More ......
  8. Нежный и бесповоротный Никто не глядел вам вслед Целую вас – через сотни Разъединяющих лет. Марина Цветаева – одна из неугасаемых звезд поэзии XX века. В своем стихотворении 1913 г. она просила: “Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь”. Read More ......
Особенности поэзии А. В. Кольцова

«Русские звуки поэзии Кольцова должны
породить много новых мотивов русской
национальной музыки. И придет время,
когда песни Кольцова пройдут в народ и
будут петься на всем пространстве
беспредельной Руси».

В. Г. Белинский

Имя Алексея Васильевича Кольцова по праву считается одним из значимых в музыкальной поэзии. Неподдельность народного колорита, искренность поэтического высказывания и яркая фольклорная основа способствовали необычайному успеху «песен Кольцова» у композиторов во все времена.
Поэзия Кольцова привлекла внимание многих русских композиторов еще при жизни поэта; первые музыкальные произведения на стихи Кольцова вышли в свет в 1837 и 1838 годах, когда он только начинал приобретать известность в широких читательских кругах. Некоторые стихотворения были положены на музыку раньше, чем они были опубликованы в печати. Всего на стихи Алексея Кольцова было сочинено и опубликовано еще при его жизни свыше двадцати песен, романсов и хоров. Среди них: романс М. И. Глинки «Если встречусь с тобой», популярные песни-романсы А. Е. Варламова (1801-1848) «Ты не пой, соловей», «Оседлаю коня», «Перстенечек золотой» и А. Л. Гурилева (1802-1857) «Грусть девушки», «Жарко в небе солнце летнее», сочинения мастера русской хоровой музыки Г. Я. Ломакина (1812-1885), собирателя народных песен И. А. Рупина (1792-1850) и целого ряда других.
Важнейшей чертой поэзии Кольцова, привлекательной для композиторов, была необычайная напевность речи и музыкальность стиха. П. И. Чайковский высоко ценил музыкальность песен Кольцова, его поэзия вдохновила композитора на создание двух пьес для фортепьяно из знаменитого цикла «Времена года».
Наиболее благотворное влияние поэзия Алексея Кольцова оказала на развитие старинного русского бытового романса. Целый ряд таких романсов на стихи Кольцова сделался в полном смысле русскими народными песнями. Яркими примерами этого могут служить: «Соловьем залетным» В. Т. Соколова, «Грусть девушки», «Не шуми ты рожь», «Разлука» А. Л. Гурилева; «Ты не пой, соловей», «Оседлаю коня», «Перстенечек золотой», созданные А. Е. Варламовым; «Хуторок», «Ночь» («Не смотря в лицо, она пела мне») и другие.
Первым русским композитором, создавшим крупный вокальный цикл на стихи Кольцова, был Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894), который в 1849 году написал сразу восемь романсов. Им также написан дуэт «Светит солнышко, да осенью» и хор «Из лесов дремучих». Лучший романс А. Г. Рубинштейна на стихи Кольцова - «Дуют ветры», с очень выразительной, полной настоящего драматизма мелодией.
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) обращался в своем романсовом творчестве к лирике А. В. Кольцова на протяжении многих лет. Первые сочинения Даргомыжского на стихи Кольцова - дуэт «Если встречусь с тобой» (1849) и вокальное трио «Приди ко мне». За ними последовали пять романсов, написанных в период с 1851 по 1856 год.
М. А. Балакирев (1835-1910) в течение долгих лет вынашивал план создания большого вокального цикла, широко отображающего различные стороны русской народной жизни. Первыми изданными сочинениями Балакирева были «12 пьес для голоса и фортепьяно», напечатанные в 1858 и 1859 годах. Среди них пять романсов на стихи Кольцова; наиболее широкую известность из них получил романс «Обойми, поцелуй». Но лучшими из этого цикла являются «Приди ко мне», и «Мне ли, молодому-разудалому». Другие романсы Балакирева на стихи А. Кольцова были созданы в 1867 и 1893-1896 годах. Среди них - «Песня старика» в русском народном стиле и лирический романс «Я любила его».
Увлекаясь поэзией Кольцова, М. А. Балакирев обращал на нее внимание остальных композиторов, членов своего кружка. Уже в 1858 году были сочинены Модестом Петровичем Мусоргским (1839-1881) романс «Веселый час» и Ц. А. Кюи - дуэт «Так и рвется душа». В 1865 году Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) создал завоевавший мировую известность романс «Пленившись розой, соловей», который художественный критик В. В. Стасов называл «поразительным по красоте и поэтичности». Тонким изяществом и выразительностью отмечены романсы и вокальные ансамбли на стихи Кольцова Цезаря Антоновича Кюи (1835-1918) и романс «Пленившись розой, соловей» Александра Константиновича Глазунова (1865-1936). Замечательным вкладом в сокровищницу русского классического романса являются произведения на стихи Кольцова, созданные в 1903-1906 годах Сергеем Васильевичем Рахманиновым (1873-1943): романсы «Кольцо», «Я был у ней» и дуэт «Два прощания».
На слова Кольцова также писали романсы такие композиторы как А. Н. Корещенко (1870-1921), Н. Н. Черепнин (1873-1945) и С. М. Ляпунов (1859-1924).
В середине XIX века песни и стихи Алексея Кольцова завоевали такую огромную популярность, что к поэзии Кольцова начали обращаться зарубежные композиторы: польский композитор Станислав Монюшко (1819-1872) создал романс «Ты не пой, соловей»; французская певица Полина Виардо (1821-1910) сочинила романсы «Грусть девушки» и «Я любила его»; украинский композитор П. П. Сокальский (1832-1887) написал хор на текст думы Кольцова «Лес» («Что, дремучий лес, призадумался»). Свидетельством популярности песен на стихи Кольцова является концертная фантазия для скрипки с оркестром: «Воспоминание о Москве», польского скрипача и композитора Генриха Венявского (1835-1880).
Поэзия нашего земляка оказала благотворное влияние на развитие русской музыкальной литературы для камерных вокальных ансамблей и на развитие хоровой литературы XIX - начала XX века. Первыми авторами вокальных ансамблей на стихи Кольцова были А. Е. Варламов и А. Л. Гурилев, еще при жизни поэта создавшие песни, которые имели большой успех. Вокальные дуэты и трио на стихи Кольцова писали А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн, Ц. А. Кюи, В.С. Калинников (1866-1900), А.Т. Гречанинов (1864-1956) и другие.
Стихи Кольцова вызвали к жизни целый ряд замечательных произведений для хора: одни из них написаны еще авторами старинных бытовых романсов, другие - крупнейшими русскими композиторами (Даргомыжским, Римским-Корсаковым, Танеевым) и третьи - выдающимися русскими хоровыми дирижерами. Песня «Соловьем залетным» В. Г. Соколова приобрела известность и сделалась народной именно в переложении для хора. Большую художественную ценность представляют: мужской хор а капелла «Веселый час», сочиненный С. И. Танеевым (1857-1915), а также хоры Виктора Калинникова («Лес») и П. Г. Чеснокова («Крестьянская пирушка», «Лес», «Могила»). Интерес представляет «Старая песня» Н. Н. Черепнина для хора с оркестром (1899), как первое вокально-симфоническое произведение на стихи Кольцова.
Значительный вклад в воплощение поэзии Кольцова в музыке внесли советские композиторы. Особенно много сделали в этом направлении композиторы М. М. Ипполитов-Иванов (1859-1935), В. А. Золотарев (1872-1964), Р. М. Глиер (1875-1956), А. Б. Гольденвейзер (1875-1961), Н. Н. Чуркин (1868-1966) и А. Ф. Гедике (1877-1957). В последующие годы новые песни и романсы на стихи Кольцова создали В. Кирсанов, Н. Полянский, Н. С. Речменский (1897-1903) и А. Стырча, а хоры и вокальные ансамбли - П. Барчунов, А. А. Егоров (1887-1959), Н. П. Иванов-Радкевич (1904-1962), А. А. Николаев и другие.
Творчество Алексея Кольцова всегда было источником вдохновения для его земляков, создающих музыку. (1905-1979) написал несколько произведений на стихи Кольцова для русского народного хора. Среди них «Погубили меня твои черные глаза» (1960), «Не скажу никому» (1882), сюиты, кантаты, опера-песня «Край родной». В 1959 году, к 150-летию со дня рождения поэта, (1905-1982) сочинил «Кантату памяти Кольцова» в семи частях для двух солистов, смешанного хора и симфонического оркестра.
Большим событием в художественной жизни Воронежа была постановка в году коллективом государственного драмтеатра спектакля-песни «Жизнь Кольцова», который с громадным успехом был показан в Москве и позднее в других городах. Весь спектакль шел на фоне музыки (хора и оркестра), составленной из лучших классических произведений на стихи Кольцова.
Широко известен романс «Сяду я за стол» (1959) и хор «Затрубили трубы бранные», «Элегия памяти Кольцова» для гитары и струнного квинтета (1990).
Из десятков произведений членов Воронежского регионального отделения Союза композиторов России, связанных с кольцовским поэтическим наследием, значительную часть составляют отдельные хоры для разных составов или сочинения для вокала с инструментальным сопровождением. Типично также объединение нескольких вещей в хоровой (вокальный) цикл или сюиту. Нередко подобные циклы называются «Песни Кольцова» (такое название использовали Вячеслава Александровича Овчинникова «На заре туманной юности».
В 1981 году фирмой «Мелодия» была выпущена пластинка «Страницы русской поэзии (XVIII-XX вв.). А. В. Кольцов. И. С. Никитин» ФОТО 55 Эта пластинка с архивными записями появилась на свет благодаря настойчивости О. Г. Ласунского, который выступил составителем стихотворений. На одной стороне пластинки записаны стихи А. В. Кольцова в исполнении артистов В. Хохрякова, А. Покровского, П. Шальнова, Т. Заборовской и М. Ульянова.

Воронцов Ю. Песни Кольцова в русской классической музыке и советской музыке // Песни на стихи А. В. Кольцова. 1809-1969. - Воронеж, 1969. - С. 3-22.
. А. В. Кольцов и музыка: указ. лит. / Воронеж. обл. б-ка им. И. С. Никитина; сост. А. В. Хорошилова, под ред. Е. Д. Медведицыной. - Воронеж, 1969. - 40 с.
. Лютая Р. В. Нескучный Кольцовский сад (А. В. Кольцов в творчестве воронежских композиторов) // Университетская площадь: Худож.-публ. альманах. - Воронеж, 2009. - № 2. - С. 10-14.
. «И слово, в музыку вернись». Алексей Кольцов в музыке воронежских композиторов // Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края / Е. Трембовельский, А. Шалагина. - Воронеж, 2010. - С. 198-204.

1. Судьба поэта-самородка.
2. Быт и повседневный труд простого народа в лирике Кольцова.
3. Темы любви и одиночества в лирике Кольцова.

A. В. Кольцов родился в 1809 году в семье воронежского торговца скотом. Образование получил самое скудное — его отец Алексея полагал, что для успешной торговли вполне достаточно уметь читать и писать. В 16 лет Кольцов случайно познакомился со стихами поэта И. И. Дмитриева. С этого и началось его увлечение поэзией. Вскоре юноша сдружился с купцом Кашкиным, торговавшим книгами. Благодаря этому Кольцов познакомился с творчеством известных русских поэтов. В это время семинарист А. П. Серебрянский организовал в Воронеже литературный кружок. Членом этого кружка стал и Кольцов. В 1831 году молодой поэт познакомился с Н. В. Станкевичем, который высоко оценил его стихи и опубликовал одно стихотворение в «Литературной газете».

Станкевич познакомил начинающего поэта с В. Г. Белинским, ввел его в круг московских литераторов. В 1835 году вышел небольшой сборник стихов Кольцова. Не только Белинский, но и А. С. Пушкин,

B. А. Жуковский, А. И. Одоевский обратили внимание на самобытность поэтического дара Кольцова. Однако известность в литературных кругах России не принесла поэту счастья. Среди своих родных он не находил понимания, напротив, подвергался насмешкам и оскорблениям, о чем сам он с горечью сообщал в письмах к Белинскому. Кольцов скончался от чахотки в возрасте 33 лет. Однако его стихи не были забыты — некоторые из них стали песнями, которые звучат и до сих пор: «Хуторок», «Последний поцелуй».

Чем же так привлекают к себе внимание стихи Кольцова? В первую очередь, наверное, тем ощущением неохватного простора, которое так близко сердцу русского человека, которое роднит поэзию Кольцова с устным народным творчеством: Ах ты, степь моя, Степь привольная,

Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!

Стихи Кольцова искренни, безыскусны и всем понятны. Однако эта простота отнюдь не умаляет творческого мастерства поэта. И темы, и то, как поэт передает свои чувства и переживания — все это индивидуальное, ни на кого не похожее. Конечно, как и любой поэт, делающий первые творческие шаги, Кольцов не избежал в своей лирике распространенных речевых штампов и традиционных образов. Однако сама тематика произведений Кольцова требовала иного подхода. Труд пахарей, косарей, жнецов — оказывается и о таких повседневных вещах можно писать стихи! Поэт не стремится приукрасить тяжелую однообразную работу; он действительно видит красоту человеческого труда, описывает его правдиво и поэтично:

Весело на пашне.
Ну! тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.

«Мать-земля сыра», «красавица зорька», «вода ключевая» — все эти образы народной поэзии удивительно вписываются в повествование о жизни народа, о жизни реальной, а не сказочного житья-бытья. Но в поэзии Кольцова и обыденная реальность обретает волшебные, сказочные черты:

Выйдет в поле травка —
Вырастет и колос,
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани.

Нужно отметить и особую напевность стихов Кольцова. Неслучайно же некоторые из них были положены на музыку. Многие творения самим автором названы песнями. Песенное звучание также сближает лирику Кольцова с народной поэзией. Легко представить, как поют эти песни крестьяне, работая в поле или коротая зимние вечера в избе. Тема труда в творчестве Кольцова порой переплетается с любовной тематикой, как например в стихотворении «Молодая жница». Поэт убедительно передает ощущение палящего летнего зноя, обессиливающего девушку. Но не жара и тем более не ленность являются главной причиной ее недостаточного усердия в работе. «Душно, жарко ей» не только от зноя, но и от взгляда и песни молодца, заронивших «небывалое» в сердце «красной девицы»:

Разминется с ней,
Будто нехотя,
И стоит, глядит
Как-то жалобно.

Для любовной лирики Кольцова вообще характерно печальное и даже трагическое звучание, которое связано с реальными событиями и переживаниями, имевшими место в жизни поэта. В юности он был влюблен в крепостную девушку — служанку своих сестер. Молодые люди мечтали пожениться, но отец поэта узнал об этом и, отправив сына в деловую поездку, продал девушку. Вернувшись, Кольцов пытался найти свою любимую; долго он не мог ничего узнать о ее судьбе, но затем до него дошло известие о ее смерти. Вероятно, потому так сильны в лирике поэта мотивы одиночества, раз-луки, страдания:

Мне ль приветливым казаться,
С хладным сердцем вновь любить?
Мне ль надеждой обольщаться?
Беспробудно друг мой спит...

В своей любовной лирике Кольцов показывает всевозможные препятствия, с которыми сталкиваются влюбленные: это и упрямство родителей, не желающих отдавать дочь за бедняка, нередко выдающих ее за немилого, но богатого, и непонимание между самими молодыми людьми, приводящее к разрыву, и даже измена одного из них. Кольцов показывает, как больно бьет неискренность того, кому ты доверился:

Говорил так друг, прощаючись,
А з душе его был замысел:
Не к отцу идти — а в ином селе
Замуж взять вдову богатую...

Но и разделенное чувство, не замутненное расчетами и недомолвками, тоже нередко становится причиной страданий:

Жил один я, в одиночестве —
Холостая жизнь наскучила;
Полюбил тебя, безродную,
Полюбивши — весь измучился.

Тема одиночества в лирике Кольцова нередко соседствует не только с мотивами бедности и неприкаянности, но и с горестным осознанием утраты прежней «силы крепкой», которую «нужда горькая / По чужим людям / Всю истратила». Интересно преломляется мотив одиночества в стихотворении «Всякому свой талант», лирический герой которого сетует на разлуку с «красной девицей», а на то, что «волей своей доброю» женился по совету родни:

Ах, жена моя, боярыня!
Когда умной ты родилася,
Так зачем же мою голову
Ты сгубила, змея лютая?

Тема одиночества обретает в лирике Кольцова и другое, еще более мрачное, зловещее воплощение — предчувствие и даже желание смерти, которое прозвучало в стихотворении «Элегия» в 1830 году, за 12 лет до своей смерти:

В твои объятья, гроб холодный,
Как к другу милому, лечу,
В твоей обители укромной
Сокрыться от людей хочу.

  • 6. Творчество в.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов.
  • 7. Путь в.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».
  • 8. Особенности романтизма к.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
  • 9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).
  • 10. Творческий путь к.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
  • 11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).
  • 13. Басенное творчество и.А. Крылова: феномен Крылова.
  • 14. Система образов и принципы их изображения в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума».
  • 15. Драматургическое новаторство а.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
  • 17. Лирика а.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).
  • 18. Поэма а.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.
  • 19. Своеобразие романтизма а.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.
  • 20. Проблема героя и жанра в южных поэмах а.С. Пушкина.
  • 21. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции а.С. Пушкина.
  • 22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки. Путь к «поэзии действительности».
  • 23. Вопросы историзма в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов».
  • 24. Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».
  • 25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве а.С. Пушкина.
  • 26. Тема Петра I в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов.
  • 27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).
  • 28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе а.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • 29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».
  • 30. Лирика а.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.
  • 31. «Маленькие трагедии» а.С. Пушкина как художественное единство.
  • 33. «Медный всадник» а.С. Пушкина: проблематика и поэтика.
  • 34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» а.С. Пушкина.
  • 35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» а.С. Пушкина.
  • 36. Лирика а.С. Пушкина 1830-х годов.
  • 37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» а.С. Пушкина.
  • 38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» а.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.
  • 39. Поэзия а.И. Полежаева: жизнь и судьба.
  • 40. Русский исторический роман 1830-х годов.
  • 41. Поэзия а.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы.
  • 42. Лирика м.Ю. Лермонтова: основные мотивы, проблема эволюции.
  • 43. Ранние поэмы м.Ю. Лермонтова: от романтических поэм к сатирическим.
  • 44. Поэма «Демон» м.Ю. Лермонтова и ее общественно-философское содержание.
  • 45. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.
  • 46. Проблематика и поэтика драмы м.Ю. Лермонтова «Маскарад».
  • 47. Общественно-философская проблематика романа м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В.Г. Белинский о романе.
  • 48. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Герое нашего времени». Своеобразие психологизма м.Ю. Лермонтова.
  • 49. «Вечера на хуторе близ Диканьки» н.В. Гоголя как художественное единство.
  • 50. Проблема идеала и действительности в сборнике н.В. Гоголя «Миргород».
  • 52. Проблема искусства в цикле «Петербургских повестей» и повесть «Портрет» как эстетический манифест н.В. Гоголя.
  • 53. Повесть н.В. Гоголя «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».
  • 54. Проблема маленького человека в повестях н.В. Гоголя (принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели»).
  • 55. Драматургическое новаторство н.В. Гоголя в комедии «Ревизор».
  • 56. Жанровое своеобразие поэмы н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета и композиции.
  • 57. Философия русского мира и проблема героя в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».
  • 58. Поздний Гоголь. Путь от второго тома «Мертвых душ» к «Выбранным местам из переписки с друзьями».
  • 41. Поэзия а.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы.

    Выходец из купеческой среды, не получивший сколько-нибудь серьезного образования, поэт- самоучка, он мог разделить участь забытых уже при жизни поэ- тов, выходцев из народной среды. Этого не произошло по одной простой причине: голос Кольцова-поэта стал голосом крестьянских масс, голосом земледельца. Именно Кольцов сумел передать в своей поэзии мироощущение и интонации того слоя русского общественного сознания, русской жизни вообще, который после Отечественной войны 1812 г. был объектом пристального внимания литерату- ры. уже в заглавиях этих стихотворений обозначился мир кольцов- ской поэзии и ее герои. Но важнее было другое: этот мир был озвучен голосами тех, кто был неразрывно связан с простыми материями жизни и прежде всего с национальной почвой в из- начальном смысле этого понятия. «Власть земли» нашла свое поэтическое выражение. Мать-земля сырая - этот фольклор- ный, мифологический, песенно-былинный образ получил со- временную прописку в песнях и размышлениях пахаря, посе- лянина, косаря, жницы. Эти герои безымянны. Только в двух «Песнях Лихача Кудрявича», кажется, герой обретает имя, но лихой, кудрявый молодец - обобщенный образ судьбы кре- стьянина от молодости до старости, от веселых песен до песен горьких. Это опыт воссоздания жизненной философии челове- ка из народа. Кольцов не стремится к индивидуализации своих героев. Он воссоздает образ коллективного героя и особенно- сти его сознания. сердце и ум, чувства и размышления самого поэта и его героев - в центре лирической рефлексии Кольцова. Жанр песни актуализировался в романтической поэзии 1810- 1820-х годов. Установка на изображение внутренней жизни чело- века, процесс «распространения» его души и решение проблем мелодики лирического стиха. Кольцов в своих «русских песнях» говорит от лица своих героев - представителей народной среды. Именно поэтому его «ролевая» лирика не стилизация под фольклор, а сам фоль- клор, ставший песенной поэзией. Вся лирическая атмосфера его «русских песен» соткана из бытовых и природных реалий кре- стьянского бытия. Именно они формируют своеобразный кос- мос народной жизни. Думы Кольцова - продолжение «русских песен». Сам этот жанр, имевший свою историю и в русской поэзии (вспомним «Думы» Рылеева»), и в славянском фолькоре (достаточно на- звать украинские «думки»), у Кольцова приобретает онто- логический смысл. Разумеется, многие «думы», в том числе и классическая дума «Лес» - отражение мыслительной деятель- ности самого поэта, его мучительных духовных поисков. Но в них - жизненная философия земледельца, мир его мыслей. И не случайно думы превращаются в «Раздумье селянина», в «Раз- мышления поселянина». Более того, думы поэта и раздумья, раз- мышления его героев столь неразрывно связаны, что обретают аллегорико-символический смысл.сопрягают мысли поэта и его героев - вольных землепашцев И «Песня пахаря», и «Урожай» - характерный образец коль- цовской натурфилософии. «У Кольцова нет пейзажей. У него сразу вся земля, весь мир. у Кольцова предстает не этот ландшафт, тем более не просто сельский вид, а глобальная жизнь всего колоссального земного организма...» Столь любимые Кольцовым многоприставоч- ные глаголы, характеризующие контакт косаря со степью: «по- раскинулась», «понадвинулась», многочисленные глаголы пове- лительного наклонения, воссоздающие поэзию труда и энергию освобождения от тяжких дум. Его природный космос естественен как сама жизнь землепашца. И солнце, и звезды, и ночь, и утро, и сы- рая земля, и пашня, и степь входят на него на правах жизненной субстанции. Характерно, что у Кольцова нет ни одного «зимне- го» стихотворения, так как земледельческий цикл исключает это время года из своего протекания. Кольцовская поэзия не просто дополняла картину развития русской словесной культуры 1830-х годов, внося в нее краски демократизма и мелодии крестьянской жизни. В ней - пролог к открытиям Некрасова и Есенина, к феномену деревенской прозы 1960-х годов. Кольцовские новации в области русского стихосложения, его пятисложники, дактилические окончания, полурифмы или их отсутствие, нетрадиционные размеры, со- вмещающие в себе свойства народного и литературного стиха - всё это требует особого разговора и до сих пор объект споров современных стиховедов246. Русская поэзия 1830-х годов - необходимое звено в общем процессе перехода от лирики пушкинской эпохи к поэзии Лер- монтова.