Откуда берутся тени.

ольга кочеткова
Конспект занятия «Как образуется тень?»

Конспект интегрированного занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема : «Как образуется тень .

Возрастная группа : подготовительная к школе группа.

Цель : создать условия для формирования у детей представлений о тени и ее свойствах.

Задачи :

Образовательные :

1. познакомить детей со свойствами тени через опытно – экспериментальную деятельность;

2. создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;

3. формировать у детей навык рисования предмета по начальным заготовкам;

4. формировать представления детей о теневом театре.

Развивающие :

1. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования и художественной деятельности;

2. развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать;

3. развивать умение увидеть в тени предмет или его часть;

4. стимулировать воображение ;

5. развивать умение владеть куклами теневого театра;

6. активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия ;

7. развивать связную речь, умение рассуждать;

Воспитательные :

1. формировать навыки сотрудничества;

2. воспитывать дружеские отношения при детско-взрослом взаимодействии.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Средства обучения и воспитания : фонарики, кусочек прозрачного тонкого пластика, деревянный брусок, настольная лампа, ширма-экран для теневого театра (3 штуки, куклы теневого театра, предметы для художественной деятельности (листы бумаги, карандаши, цветные ручки, фломастеры, предметы для создания тени к упражнению «Дорисуй предмет из тени!» (листья гербария, скомканные листы бумаги и пр., магнитофон, аудиозапись «Энергичная музыка» .

Планируемые результаты :

Дети узнают ответ на вопрос «Как образуется тень ;

Дети расширят представления о свойствах тени;

Дети проявят интерес к опытно – экспериментальной деятельности;

У детей проявится интерес к театральной деятельности;

У детей сформируются навыки сотрудничества, дружеского отношения при детско-взрослом взаимодействии;

У детей сформируются навыки рассуждения, делать выводы.

МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП :

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку!

Ей бродить ничуть не лень,

Рядом с вами каждый день.

Стоит солнышку зайти,

Как ее вам не найти.

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель : Что такое тень и откуда она взялась?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель : Я предлагаю провести несколько экспериментов и выяснить, какими свойствами обладает тень . Вы согласны?

Дети отвечают.

Воспитатель : Повертелись, покружились, в юных исследователей превратились!

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Опыт 1. «У всех ли предметов есть тень

Цель : Выяснить, все ли предметы имеют тень .

Ход : Предложить детям определить, одинакова ли тень от деревянного бруска и от тонкого прозрачного кусочка пластика?

Вывод : Не дают тень прозрачные предметы , так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее . Темные плотные предметы дают темную тень , так как от них меньше отражаются лучи света.

Воспитатель : Молодцы! С первым опытом справились. Предлагаю немного размяться!

Физминутка под энергичную музыку по замыслу детей.

Воспитатель : Отлично! Я чувствую прилив сил. А вы?

Дети отвечают.

Воспитатель : А где еще, кроме комнаты мы можем увидеть тень ?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель : Предлагаю, подойти к окну и рассмотреть уличные тени.

Наблюдение «Уличные тени» .

Цель : Рассмотреть тень от солнца на улице . Сделать вывод о том, что тень появляется , когда есть источник света. Лучи света не могут пройти через предмет и образуют тень . В тени прохладнее, чем на солнце.

Воспитатель : А давайте сейчас посмотрим на наши тени. Какие они?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель : А как вы думаете, от предмета всегда одна тень или может быть несколько?

Дети размышляют и отвечают.

Опыт 2. «Несколько теней от одного предмета» .

Цель : определить, что от предмета может быть несколько теней, если рядом не один источник света.

Ход опыта : около окна на столе поместить деревянный брусок, он будет отбрасывать одну тень . Добавить еще несколько источников света при помощи настольной лапы и фонарика и определить, что теней стало три, то есть столько же, сколько источников света.

Воспитатель : Сколько всего мы узнали! А как вы думаете, изменится ли тень от предмета , если источник света будет находиться то дальше от предмета, то ближе к нему?

Дети размышляют и отвечают.

Опыт 3. «Большие и маленькие тени» .

Цель : определить, что чем ближе источник света к предмету, тем тень меньше (короче, чем дальше - тем тень больше (длиннее) .

Ход : взять любой предмет и встать с ни около стены, подсветить фонариком. Мы увидим тень определенного размера, почти равную размеру предмета. Затем один ребенок берет фонарик и отходит с ним на пару шагов назад – тень становится больше (длиннее) .

Воспитатель : Ребята, а вы заметили, что тени имеют разные размеры и формы и что некоторые из них похожи на какие-то предметы?

Дети отвечают.

Воспитатель : Давайте попробуем поиграть в такую игру : «Дорисуй предмет из тени!» . Ваша задача : взять лист бумаги, положить на него любой понравившийся предмет, это может быть мятый лист бумаги, игрушка, листья гербария и пр., все то, что вам больше всего приглянется в группе. Этот предмет необходимо расположить так на листе, чтобы на него падала тень . Внимательно посмотрите, на что она будет похожа и попробуйте дорисовать предмет на ее полученной тени (рисунок 1) .

Рисунок 1 – примеры выполнения упражнения «Дорисуй предмет из тени!» .

Воспитатель и дети смотрят, что у кого получилось, делятся впечатлениями от проделанной работы.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.

Воспитатель : Ребята, как много интересного вокруг нас! Что мы сегодня с вами узнали о тенях?

Дети обобщают полученный на занятии материал .

Воспитатель : Вы знаете, существуют теневые театры со специальными куклами (показывает ширмы-экраны теневого театра, вы слышали о таких?

Дети отвечают.

Воспитатель : Знаете, как он работает?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель показывает технологию работы теневого театра (рисунок 2, показывает куклы данного театра (рисунок 3) и предлагает детям попробовать себя в роли актера такого театра. Дети самостоятельно делятся на подгруппы и пробуют поиграть в таком театре по замыслу.

Рисунок 2 – Организация теневого театра.

Рисунок 3 – Пример кукол теневого театра.

Публикации по теме:

Наверняка каждый из вас слышал о такой игре «Чья тень» или «Найди тень», в которой нужно соединить нужные картинки линиями или с помощью.

Составила воспитатель МКДОУ детский сад №1 города Пудож Республики Карелия Санькова Валентина Михайловна Цель: Формирование у детей чувства.

Конспект открытого занятия по вокалу «Введение в образовательную программу» для детей 6–7 лет Составитель: Танклаева Светлана Таймуразовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом творчества» г. о. г. Выкса Количество детей:.

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Деревья в лесу» Конспект занятия интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Деревья в лесу» Цель: - развивать творческие способности.

Тень, как известно,- это отсутствие света. Тень образуется от непрозрачного тела, а тела прозрачные - стекло, вода - тень отбросить не могут.

Однако мне пришлось столкнуться с нарушением этой очевидной истины. Дело было в деревне, где я проводил свой отпуск. Я набрал воду из Колонки в стеклянную банку и пошел было домой - гляжу, от банки (совершенно прозрачной!) на землю падает густая черная тень!

В чем тут дело?

Суть описанного явления поясняет рисунок.

Проследим за лучом солнечного света, который падает на банку с водой.

Если бы банка была непрозрачной, то свет не проходил бы сквозь нее, и от банки на землю упала бы тень. На рисунке тень была бы там, куда указывает пунктирная прямая. Однако из того, что банка прозрачная, совсем не следует, что солнечный луч пройдет сквозь нее строго по прямой, вдоль того же направления, по которому он достиг банки, - вдоль пунктирной прямой на рисунке. Полная прозрачность банки означает лишь то, что падающий на банку свет не отражается и не поглощается ею, Но нужно еще помнить, что и стекло и вода, налитая в банку, преломляют свет. Поэтому солнечный луч, пройдя сквозь банку, отклонится от своего прежнего направления и не упадет на землю там, куда мы мысленно его продолжим. А раз свет не попадет туда, там образуется тень. Вот и получается, что на земле появляется тень от прозрачного предмета - как раз там, где она возникла бы от непрозрачного.

Луч света проходит сквозь банку так, как на рисунке указывает сплошная ломаная линия. В том месте, куда на землю упадет свет, преломленный банкой, освещенность увеличится. Если в том месте землю покрывает тень от фигуры человека, тень посветлеет. Выпуклая банка собирает пучок света, подобно линзе, поэтому, в центре светлого пятна появится несколько более яркий блик.

Светлое пятно должно образоваться чуть выше тени от банки. Оно может оказаться не очень заметным. Возможно, в описанном случае оно искажало тень от руки, но автор письма, пораженный «непрозрачностью» банки, видимо, этого не заметил.

Солнечный луч пройдет сквозь стеклянную банку с водой по пути, прочерченному сплошной ломаной линией. В том месте, куда указывает пунктирная прямая, на земле образуется тень. Закон преломления света можно изложить так. Переходя из менее плотной в более плотную оптическую среду (например, из воздуха в стекло или в воду), луч света отклоняется, приближаясь к перпендикуляру, восставленному к границе раздела двух сред в точке падения луча. И наоборот: переходя из более плотной в менее плотную среду, луч света отдаляется от перпендикуляра, восставленного к границе раздела сред. Точную меру отклонения дает закон Снеллиуса-Декарта, формула которого выписана рядом со схемой. Латинской буквой и обозначены показатели преломления сред.

Однажды вечером у нас дома отключили свет. Мама зажгла свечу. Мы с сестрёнкой стали подносить руки к свече и, глядя на стену, «строили» разные фигуры. И тут, у меня возник вопрос: «Откуда берутся тени?». Этот вопрос и лёг в основу моего исследования.

Цель исследования: Узнать откуда берутся тени?

Задачи:
Собрать необходимую информацию о понятии «тень»;
Провести опыт - понаблюдать за тенью;
Узнать, где применяют тени на практике.

Гипотеза: Я думаю, что тень есть у всех предметов, но увидеть мы её можем только при наличии света.

Теоретическая часть
Все мы знаем, что в солнечный день отчётливо видны тёмные пятна, которые «падают» от людей, деревьев, домов и других предметов. Что это за пятна и откуда они берутся? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала узнать, что такое свет. Ведь этих пятен мы не увидим в тёмной комнате или на улице в пасмурный день.
«Свет - это видимые лучи, которые излучаются разными источниками, например, электрической лампочкой или свечой. Свет распространяется волнами. Эти волны идут через воздух прямолинейно, то есть по прямой линии, и проходят только сквозь прозрачные предметы. Встретив на пути непрозрачный предмет, они не могут сквозь него пройти и обойти его не могут. За этими предметами образуется тёмное пятно - это и есть тень, та часть пространства за непрозрачным предметом, куда не проникает свет».
«Непрозрачные объекты образуют два вида тени. Если свет вообще не попадает в данную область, то образуется тёмная тень, называемая полной. Если какое-то количество света попадает в данную область, то образуется серая тень, называемая полутенью. Она образуется вокруг полной тени».
Находясь в тёмной комнате, мы не увидим теней, а если включим электрическую лампу, то увидим, что у каждого предмета в комнате есть своя тень. В природе мы можем наблюдать, как предметы отбрасывают тени при освещении их солнцем. В течение дня и наша тень меняет свои размеры. Это связано с расположением солнца. Если присмотреться, то можно увидеть, что тени особенно длинны на закате и восходе. Короткой тень становится, когда солнце поднимается высоко над горизонтом.
Тень нельзя почувствовать на ощупь, потрогать рукой, значит тень - это не предмет, а явление. Благодаря этому явлению, мы можем наблюдать солнечное затмение. «Затмение - явление, обусловленное тем, одно небесное тело загораживает другое. При солнечном затмении Луна, проходя между Солнцем и Землёй, частично или полностью закрывает Солнце. При лунном затмении Земля, оказавшись между Луной и Солнцем, отбрасывает тень, в которую попадает Луна».
Во все времена тень помогала людям. По тени, которая падала от предметов, находящихся на Солнце, люди могли определить время суток. Мореплаватели научились прокладывать курс по звёздам, луне и солнцу, наблюдая за тенью на поверхности Земли.
Сегодня люди научились использовать тень и в творчестве. «Теа́тр тене́й — это форма визуального искусства, которая зародилась в Азии более 1700 лет назад». Для театра теней использовали большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислонялись к экрану сзади и становились видны. В середине 2000-х годов зародилось новое течение театра теней, в котором вместо марионеток выступали танцоры, используя свою гибкость и пластику. Сегодня театр теней приобрёл большую популярность, во многих странах мира начали зарождаться целые театры теней.

Практическая часть
Я решил провести опыт и понаблюдать за тенью в домашних условиях. Для этого мне понадобился источник света - настольная лампа и предмет, от которого должна была появиться тень. Настольную лампу от предмета я установил на расстоянии 30 см. Затем я погасил свет в комнате, включил настольную лампу и увидел, как от предмета образовалась тень. Она была тёмного цвета, взяв линейку, я замерил её размер - 28 см. Изменится ли её размер, если взять игрушку другого размера? - решил проверить я. А что произойдёт с тенью, если переместить источник света (лампу)? А если рядом включить ещё одну лампу? Так опыт превратился в эксперимент: изменяя условия, я получал разные результаты.

Эксперимент состоял из 4 частей:
1 источник света (настольная лампа) и предмет, от которого падает тень, на расстоянии 30 см;
1 источник света (настольная лампа), поднятый на высоту 60 см, и предмет, от которого падает тень, на расстоянии 30 см;
1 источник света (настольная лампа), поднятый на высоту 60 см, и предмет другого размера (в 2 раза больше первого предмета), от которого падает тень, на расстоянии 30 см;
2 источника света (настольная лампа и фонарик) и предмет, от которого падает тень на расстоянии 30 см;
Результаты эксперимента я поместил в таблицу.