Отношение автора к григорию мелехову. Внешность и семья Григория

Создавая образ Григория Мелехова, главного героя романа «Тихий

Дон», М. А. Шолохов добивается художественной цельности в изображении его поступков, мыслей и чувств, насколько бы ни были они разными и противоречивыми. Основа личности Григория – это совершенная правдивость перед самим собой, непосредственность, бескомпромиссность. Он не умеет скрывать своих чувств. И эта черта характера неоднократно приводит его к столкновению с окружающими. Но при всей своей сложности и противоречивости Григорий Мелехов остается цельным, верным самому себе, своим мыслям, идеям, убеждениям.

Писатель не обосабливает своего героя, не отделяет от остальных казаков. Хорошо зная историю донского казачества, Михаил Александрович показывает читателю быт и нравы этих людей. Донские казаки, не знавшие крепостного права, были особым типом крестьянства. Казаки отличались от крестьян не только тем, что с малых лет их готовили к военной службе, с детства воспитывали смелость, лихость, находчивость. Царское правительство культивировало среди казаков чувство сословной обособленности, презирая к «мужику» и «городскому» - рабочему. Из них воспитывали верных «царю, престолу и отечеству» слуг.

Казачья семья строилась на патриархальных началах. Отец был старшим в ней и полновластным хозяином в доме. По его просьбе сход мог публично выпороть непослушного сына. С детства казак должен был впитать боязнь ослушания. Послушание, почтение к старшим воспитывались не только в детстве, но внушались и на военной службе. Так, казакам старших годов службы давалось право наказывать молодых казаков.

Среда, которая воспитала и взрастила Григория Мелехова, всесторонне показана в «Тихом Доне». Это, прежде всего, конечно же, семья Мелеховых – дед Григорий Мелехов, который привез из Турции пленную турчанку. «С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато – красивые Мелеховы, а по-уличному – Турки.»

«…младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хотя на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулиться Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.»

Как жила семья середняков Мелеховых, видно из слов её главы Пантелея Прокофьевича: «…у нас и без нынешнего урожая года на два хлеба хватит. У нас, слава богу, и в закромах его по ноздри, да ишо кое – где есть». Но Мелеховы – прежде всего трудовая семья. Изображая ее, М. А. Шолохов не умалчивает ни о крутом нраве Пантелея Прокофьевича, ни о тяжкой доле женщины, ни о собственнических повадках под крышей мелеховского куреня. Но, несмотря на то, что своенравный хозяин утверждал свою власть с помощью костыля, в семье царила атмосфера дружбы, взаимной заботливости, любви. В доме обитали фактически три семьи, но между ними не возникало столкновений, не вспыхивало ссор, которые разрушали бы семейные отношения.

Не только верностью патриархальному укладу, но и духом вольнолюбия, гордой непокорности были известны Мелеховы. У истоков повествования о них – овеянная романтикой трагическая история Прокофия, который не пожелал подчиняться хуторским порядкам и стал жертвой предрассудков. И Пантелей Прокофьевич, и его дети, и даже внуки изображаются как люди высокой человеческой полноценности.

Изображение трагической судьбы семьи Мелеховых – одно из

наибольших художественных достижений в романе Шолохова. История семьи Мелеховых - это, в сущности, история того, как разрушались устои социальной несправедливости в старой деревне. На тихом Дону пробудились и встретились непримиримые течения. Могучие удары сотрясают мелеховский дом. Чувствует Пантелей Прокофьевич, как неведомые и пугающие своей новизной силы рвут корни, навечно, казалось, соединившие казачество с монаршей, с атаманской властью. Бьется, не в силах вырваться из круга обступивших его противоречий, Григорий.

Во всей современной мировой литературе не найти фигуры столь же выразительной, сколь и противоречивой. Столь же приковывающей к себе взоры читателей и побуждающей их, оглядываясь вокруг, искать Григория Мелехова среди людей невымышленных, живущих.1

Григорий Мелехов рос в обстановке преклонения перед казачьими воинскими доблестями. В церковь, на станичный сход шли казаки в мундирах с погонами, при всех знаках отличия. Георгиевские кресты, медали вызывали почтение, глубокое уважение, и это почтительное отношение к званиям, царским наградам внушалось с детства.

«Ты служи, как полагается, - внушал отец Григорию, призванному перед империалистической войной в армию. За царем служба не пропадет». И подписывал письмо: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов». Отец был не просто отцом, но и старшим урядником. Это воинское звание, по глубокому убеждению Пантелея Прокофьевича, обязывало к дополнительному уважению.

Труд был потребностью Григория, он не мыслил свою жизнь вне работы. И не раз во время войны с глухой, хватающей за сердце тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».

В Григории с детства воспитывались человечность, любовь к земле, природе, животному миру. На покосе Григорий случайно перерезал надвое птенца, поднял его, «с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони».

Григорий Мелехов до войны и революции, всколыхнувшей всю страну, не задумывался над социальными вопросами. Он любит свою семью, свой курень, привязан к родному хутору. У него никогда не возникало чувства неприятия того жизненного порядка, в котором он вырос. Даже разрыв с семьей и уход в батраки не отдалили Григория от хуторской жизни. А когда Аксинья предложила бросить все и уйти на рудники, на шахты, «далеко», Григорий

В тяжелой семейной драме, в мелочах обыденной жизни, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости, сознание достоинства своей человеческой личности, сильная, страстная любовь по всем неисчислимым проявлениям жизни. И естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко, мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру. У Григория рождается чувство неприятия империалистической войны, смутное сознание ее бесцельности, губительности…

Григорий, как и все казаки, человек земледельческого труда, наделен чувством нерасторжимо крепкой связи с окружающим миром жизни, он чутко восприимчив ко всему прекрасному. Свойственное Григорию чувство понимания человека раскрывается и в истории его отношений с Аксиньей и Натальей. Любовь к гордой Аксинье, огневая, губительная красота которой не блекнет с годами, жизни С Натальей – прекрасной женщиной другого склада, верной и любящей женой – матерью – помогают нам многое уловить, понять в Григории.

Григорий – человек сильных страстей, решительных поступков и действий. Его любовь к Аксинье, полная драматических превратностей, потрясает своей силой и глубиной. Вернувшись после ранения в отпуск из госпиталя, Григорий узнает, что Аксинья «спуталась» с молодым Лисницким… Страшно и жестоко избил Григорий, простой казак, пухлогрудого сотника, бросил Аксинью, вернулся на хутор, в родной курень. Но ни измена Аксиньи, ни жизнь с Натальей, ни дети не угасили сильного, страстного чувства. В долгие фронтовые ночи вспоминал он, тосковал об Аксинье.

Григория отличает развитое чувство собственного достоинства, сознание себя полноправным человеком. В классовом обществе, построенном на подчинении и угнетении одних другими, оно неизбежно должно было приводить и приводило к резким столкновениям.

Во время призыва группа офицеров осматривала снаряжение казаков – новобранцев. Офицеры – белоручки вызывают враждебное чувство у Григория. Пальцы его, «шероховатые и смуглые», прикоснулись к «белым, сахарным пальцам» одного из офицеров. Тот отдернул руку и, брезгливо морщась, вытер о подкладку шинели. Со злой улыбкой смотрит Григорий на офицера, и тот, столкнувшись взглядом, не выдержал, закричал: «Как смотришь? Как смотришь, казак?» Этот же Григорий, когда возле колодца налетел на него с кулаками вахмистр, со страшной силой ненависти говорит: «Вот что… ежели когда ты вдаришь меня – все одно убью! Понял?» И вахмистр поспешно отошел от Григория.

В серых буднях армейской службы Григорий остро чувствует «неперелазную немую стену» между собой и нарядными офицерами – бездельниками. Это чувство человека – труженика, который кормиться трудом рук своих и, не сознавая классового деления общества, тем не менее отчетливо понимает, что помещики, офицеры – люди другого мира, и презирает этот стоящий над ними мир тунеядцев и бездельников. Эти чувства будут расти в Григории и в годы гражданской войны не раз прорвутся тяжелой, опаляющей ненавистью к угнетателям и дармоедам.

Григорий всегда готов вступиться за попираемое достоинство человека. Он бросается на казаков, насиловавших горничную Франю, те связали его, пригрозили убить. И когда офицер на осмотре спросил, почему оторвана пуговица на его шинели, Григорий, вспомнив, что произошло в конюшне, впервые за долгий период времени едва не заплакал от стыда и сознания своего бессилия. Таким застает Григория Мелехова империалистическая война.

Кажется, многое мы узнали о Григории из той бытовой обстановки, В которой жили он и его семья, из тех сложных и запутанных отношений, которые сложились у него с Натальей и Аксиньей. Как живой стоит перед нами смуглый казак с угрюмым, звероватым взглядом, вспыльчивый до безрассудства, гордо оберегающий свое человеческое достоинство, решительный, резкий, нежный и грубый… Недюжинная сила ощущается в его сутуловатой фигуре, в быстром взгляде, а ловкой трудовой ухватке, в лихой казачьей посадке. И все же известная неполнота будет в наших представлениях о Григории Мелехове до тех пор, пока мы не уясним, что думал он о войне, с какими представлениями о характере ее смысле был ввергнут он в кровавую пучину боев.

В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат – большевик Гаранжа. Под пламенной силой и правдой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория. «Подгнили эти устои, ржавью подточила их чудовищная нелепица войны, и нужен был только толчок. Толчок был дан, проснулась мысль, она изнуряла, придавливала простой, бесхитростный ум Григория». Страшной показалась Григорию правда о ненужности войны, открытая ему Гаранжой. Сон уходит от него, Будит Григорий ночью Гаранжу, гневно и тревожно спрашивает: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Григорий бьется над вопросом: как же прекратить войну? «… Все вверх ногами надо поставить?.. А при новой власти куда денешь?.. Войне чем укорот дашь?..» На все отвечал Гаранжа. И Григорий, расставаясь с ним, взволнованно благодарил: «Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл. Теперь я зрячий и … злой!»

Нельзя недооценивать значение первой политической школы Григория. В полной мере сказалась она в первые месяцы после Октябрьской революции, когда Григорий, став на сторону большевиков, повел за собой казаков против белогвардейцев.

Пусть недолго владела им правда, открытая Гаранжой, все же дала она сильнейший толчок небывалым размышлениям, чувствам…

Григорий едет на побывку домой. Недовольство войной, ярость против тех, кто гнал людей на убой, соединившись с оскорбленным личным чувством, прорвались в сцене жестокого избиения Листницкого. Семья, хутор, замаслили его растревоженное сердце, заласкали почетом, неприкрытой лестью. Как же, первый в хуторе георгиевский кавалер приехал на побывку! Старики беседовали с ним как с равным. Григорий ловил на себе почтительно – изумленные взгляды, на его поклон снимали шапки, не скрывали восхищения бабы и девушки. Внимательно, почти заискивая ухаживали за ним в семье. Гордо по дороге на майдан или в церковь вышагивал рядом с ним Пантелей Прокофьевич. Ну как было не закружиться бедной голове! Такой почет выпадал не каждому. В туманной дали воспоминаний меркла большая правда, открытая Гаранжой, забывалась суровая горечь его слов. Нерушимым казался порядок, установленный извечно, понятия о казачьей чести, воинской доблести, воспитанные всей жизнью, приобретали вновь свою волнующую первозданную ценность. «Пришел с фронта Григорий одним человеком, а ушел другим. Не мирясь в душе с бессмыслицей войны, он честно берег свою казачью славу…» И этот Григорий «ловил случай высказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны».

С началом такого исторического события, как война, чреватого самыми серьезными и неожиданными последствиями, в обстановке назревания революционного кризиса важно было выяснить, вывести на первый план социально – политические чувства Григория. М. А. Шолохов сталкивает Мелехова с людьми резко выраженных противоположных социальных симпатий и антипатий. Казак Чубатый и солдат Гаранжа, словно лакмусовые бумажки, способствуют проявлению разных черт в образе Мелехова.

С Чубатым свела Григория на фронте империалистическая война. Чубатый исповедует отвратительную и убогую философию ненависти и презрения к человеку. Вот уж в ком полно выразился тот идеал казака – рубаки, верного слуги «царя, престола и отечества», который был так люб господствующим классам царской России! Григория, который с обостренной болезненностью вспоминал убитого им австрийца, Чубатый цинично поучал: «Человека руби смело… Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело – рубить не спрашивая… Животную без потребы нельзя губить – телка, скажем, или ишо что, - а человека уничтожай. Поганый он, человек… Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба – поганки». Григорий поначалу враждебно относился к Чубатому. Он стреляет в Чубатого, когда тот ни за что ни про что срубил взятого в плен мадьяра. «Убил бы тебя – одним грехом на душе меньше стало», - прямо и открыто говорит Григорий впоследствии, когда Чубатый напомнил о стычке.

Тот бессознательный гуманизм, который был впитан с молоком матери – труженицы, побеждал в душе Григория разрушительную философию Чубатого. Очевидная бессмыслица войны побуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство. Тем самым писатель как бы подводит Григория к встрече с Гаранжой, к восприятию большой человеческой правды. Демократизм, гуманизм одерживают в Григории на какое - то время победу над собственническими и сословными предрассудками.

Начинаются напряженные поиски Григорием великой правды, пригодной для всего народа. Создавая этот образ мятущегося искателя правды, писатель раскрыл в нём сложную тему трагедии человека, которого искалечили силы прошлого, опутавшие и ослепившие его на трудном пути.1 Впоследствии он откажется от этих поисков как от наивных детских мечтаний и будет думать, искать правду, пригодную лишь для казаков. Домой из госпиталя Григорий едет твердо уверенным в том, что он знает, где, на какой стороне живет в мире правда.

После возвращения из дома, отдохнувший, пропитанный вновь своим, «казачьим», Григорий близко сходиться с Чубатым. Между ними больше не возникает стычек и ссор. Влияние Чубатого сказалось на психике и характере Григория. «Пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце Григория. И мы вдруг совершенно отчетливо ощущаем ту ужасную связь, которая существует между устоявшимся веками казачьим бытом и античеловеческой, вырожденческой философией Чубатого. Семья Мелеховых, обстоятельства их жизни и Чубатый чем–то весьма существенным соприкоснулись в читательском восприятии…

Писатель сравнительно мало освещает фронтовую жизнь Григория после возвращения из дома. Об этом сказано или в общих словах, или в воспоминаниях Григория. М. А. Шолохов сосредотачивает внимание на внутренних превращениях героя. «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства». Это как бы итог того, с чем Григорий – человек пришел к революции.

Но Гаранжа заронил живое семя в его душу. Не забылись слова умного, злого соседа по больничной палате. Григорий однажды изложил Чубатому

Поиск смысла жизни, своего пути

Великая Октябрьская революция, Гражданская война поставили перед Григорием Мелеховым, как и перед всем казачеством, вопрос: с кем идти и куда идти?

Большевики несли мир исстрадавшейся стране. Большинство казаков – фронтовиков, истомленных войной, стало на сторону большевиков. В их числе оказался и Григорий Мелехов.

Григорий пришел к революции со слабыми, неразвившимися симпатиями к большевикам. Твердых политических убеждений у него не было, не будет их и на всем протяжении гражданской войны. Но события, связанные с восстанием, имели определяющее значение для всей дальнейшей судьбы Григория. Необходимо было показать Мелехова со всех сторон: отношение к нему казаков, мучительные сомнения в правильности выбранного пути, поведение в бою матросов, любовь к Аксинье, горе после смерти Натальи… Самохарактеристики, выступающие на первый план в психологическом анализе, психологическая значимость событий должны были передать напряженную внутреннюю жизнь Григория, поиски им правильного пути.

Соединение казаков – повстанцев с белыми обостряет в Григории понимание несовместимости интересов казачества с целями контрреволюционного движения. Следует целый ряд сцен: стычка с Фицхалауровым, возмущение англичанином – офицером. В этой цепи событий писатель раскрывает нарастающую антипатию Григория к белогвардейцам, показывает глубокую связь стихийного патриотического чувства с трудовой природой Мелехова. Враждебное отношение к «кадетам» проявляется в самой резкой форме: отказ выполнять приказы Фицхалаурова, отмена боевой задачи Ермакова.

Дальнейшее пребывания Мелехова в белой армии становится неинтересным. И не случайно Шолохов почти ничего не говорит об этом периоде жизни Григория. С ним не связано ни одного события. Больного тифом его привозят домой накануне контрреволюционного движения. Фактически он уже не принимает участие в борьбе. Он следует вместе с отступающими не в составе воинской части, а сам по себе. Он как бы со стороны наблюдает разложение, развал армии. Ночью, в степи, вслушиваясь в старинную казачью песню, которую пел проходивший мимо кавалерийский полк, повторяя про себя ее слова, Григорий со щемящей тоской, со слезами переживает весь позор бесславной борьбы против русского народа. Это одно из тех событий, которые подготовили Григория к переходу на службу в Красную Армию.

Последовательность событий вскрывает внутреннюю логику поступков Мелехова, закономерность его судьбы. В соответствии с правдой бурной революционной эпохи писатель все время ставит своего героя перед необходимостью немедленного действия. Всякий раз Григорию приходиться выбирать из двух: жизнь не даст ему возможностей уклониться от решений. Выжидать, прятаться он и сам не умел, да и не хотел. Создается цепь поступков, крепко связанных, обуславливающих друг друга. Внешне он попал в какой–то заколдованный круг: на войне стал офицером; за это красноармейцы одного из полков, вошедших в Татарский, едва не убили его; он бежал; затем вновь ему пришлось скрываться от ареста; примкнул к восстанию.

Последовательность поступков, их характер вскрывают сочетание объективных и субъективных факторов в судьбе Григория Мелехова. М. А. Шолохов достигает здесь полного слияния правды истории и правды характера. Именно в этом слиянии величайшая художественная убедительность и достоверность образа Григория Мелехова. Колебания его, перелеты с одной стороны на другую в годы гражданской войны были неизбежны. Мучительные поиски пути, по которому следует идти далее, продолжаются. «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам – шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «… К кому же прислониться?»

Но жизнь не один раз давала Григорию возможность выбора. Перед казнью Подтёлкова он мог уйти в Красную Армию, не ушел и оказался в лагере белоказаков; в период восстания мог повиниться вовремя перед советской властью, не сделал этого и докатился с разбитой белой армией до моря; в Красной Армии мог дослужить до конца войны, но вернулся в хутор, в тяжелую обстановку назревшего антисоветского восстания, и оказался в банде Фомина. В критике была высказана мысль о том, что, приведя Григория Мелехова в банду Фомина, писатель казнил своего героя зрелищем кровавой пародии на идеалы, которые он некогда исповедовал и защищал с оружием в руках в дни вёшенского мятежа.1

Четвертый том «Тихого дона» - книга итогов. Каждая сцена, картина, деталь исполнены здесь глубокого смысла и значения. Они отобраны и оценены с той мерой художественного такта, целесообразности, которая не допускает ничего лишнего, ненужного. Шолохов держит читателя в предельном напряжении.

В восьмой части «Тихого дона» демобилизированный из Красной Армии Григорий возвращается домой. В бурной, поблекшей осенней степи вспоминает он далекое детство, мечтает о мирной жизни, о счастье с Аксиньей.

Мы его давно не видели. Простились мы с ним в Новороссийске, когда на встречу Григорию и его спутникам, тоже участникам Верхнедонского, выехал из–за угла разъезд красных конников. Со слов Прохора Зыкова мы узнали, что Григорий служил в Красной Армии, воевал с Врангелем с белополяками. Многие события совершились за это время в хуторе. Умерла мать Григория, так и не дождавшись своего «младшенького», «желанного».

Дуняша вышла замуж за Кошевого, который стал председателем Совета. Вернулась в свой курень Аксинья, выздоровевшая после тифа. Что же произошло с Григорием? Каким он стал теперь?

Как бы заново, после долгой разлуки, когда все перемены видятся резче, отчетливее, всматриваемся мы в Григория глазами его случайной спутницы–«зовутки». В таком выборе жизненной ситуации проявилось зрелое мастерство автора. Ведь Шолохов мог передать облик теперешнего Григория в самых различных обстоятельствах: при встрече с близкими людьми – Аксиньей,

Дуняшкой, Прохором, наконец, в объектевизированном авторском описании Шолохов дает облик Григория в восприятии случайной женщины–поводчицы. Авторскому портрету в этом месте не хватало бы непосредственности чувства; Аксинья, Дуняшка от волнения, радости встречи не смогли бы увидеть Григория так, как увидели его изучающие, любопытные, житейские опытные глаза «зовутки»: «Он не дюже старый, хоть и седой. И какой–то чудаковатый, - думала она. – Все глаза нахмуряет, чего их прижмуряет? Как, скажи, уж такой он уморенный, как, скажи, на нём воза возили… А он из себя ничего. Только седых волос много и усы вон почти седые. А так ничего из себя. Чего он все думает?»

Немудрая бабёнка как бы беседует сама с собой, тут даже разговорная интонация слышится. И этот увиденный ею «прижмуряющий глаза» Григорий, «уморенный, как, скажи, на нём воза возили», не только напоминает нам те семь лет войны, которые он «с коня не слазил». Этот Григорий будит жалость, щемящее – тоскливое предчувствие. Ох, не верится, что достиг он мирной семейной пристани! Много еще горя и утрат готовила ему жизнь…

Писатель нашел образ большой эмоциональной силы и выразительности, не только воссоздавший облик Григория, «уморенного» тяжкими заблуждениями, войной, напомнившей о его прошлом, но и образ, в котором звучит предчувствие трагического финала. Умение так видеть, чувствовать и волновать отличает совершенного мастера.

Критики о трагедии Григория Мелехова

Нелегко сложилась жизнь Григория Мелехова, трагически завершается его путь в «Тихом Доне» Кто же он: жертва ли заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем? В критической литературе о Шолохове и его романе до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова. На первых порах преобладало мнение, что это трагедия отщепенца. Этот взгляд наиболее резко выражен в работе Л. Якименко:

«...трагедия Григория Мелехова в конечном счете -- именно в отрыве от революционного народа, утверждающего в жизни высокие идеалы нового общества. Разрыв Григория Мелехова с трудовым казачеством и отщепенство явились следствием непреодоленных колебаний, анархического отрицания новой действительности. Отщепенство его становится трагическим, поскольку этот запутавшийся человек из народа пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам»1.

Но доктор филологических наук В. В. Агеносов опровергает эту точку зрения: «Отщепенец не вызывает сочувствия – над судьбой Григория плакали даже те, кто в рядах Красной Армии беспощадно расправлялся с реальными Мелеховыми. Не стал Григорий зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желания жить».

«Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения»,- данная точка зрения, восходя еще к статье Б. Емельянова «О «Тихом Доне» и его критиках», появившейся в 1940 году, в настоящее время наиболее остро и последовательно проводится А. Бритиковым и Н. Маслиным. Согласно этой теории, Григорий нёс в себе многие черты русского национального характера, русского крестьянства. «С этим нельзя не согласиться, но «блукает, как метель в степи» он не потому, что собственник, как всякий крестьянин, а потому, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом», - пишет В. В. Агеносов.

В. Гоффеншефер утверждал, что в восьмой части романа кончается история трагедии Григория как типичного представителя казачества и начинается повесть о несчастном, сломленном испытаниями человеке.2

Существует ещё и другой взгляд на этот вопрос. Г. А. Фролов, исследователь творчества М. А. Шолохова, пишет: «Истоки трагедии Григория Мелехова заключаются в том, что он типичнейший представитель донского казачества, ставшего жертвой революционного насилия. Судьба Григория в романе универсализируется, в ней актуализируется важная для XX века проблематика: человек - революция - власть - свобода. Через изломанную судьбу Григория, через крушение мелеховскои семьи Шолохов показал судьбу русского крестьян ства в переломную историческую эпоху, в его неприятии или противоречивом отношении к революции. И Григорий Мелехов, будучи одним из руководителей восстания, сражается не только за свой курень и надел земли. Это борьба против насилия, против бесчеловечного режима, против форм порабощения, борьба за свободный Дон, за идею свободы. И это истинно правильный "третий путь" шолоховского героя, выбранный в муках и сомнениях».

Много написано о романе Шолохова, о его героях спорят критики не один десяток лет, а характер Григория Мелехова, его трагическая судьба по-прежнему остаются загадочными, ибо ни одна из существующих концепций не охватывает образ в его целостности.

Трагедия Григория Мелехова – это трагедия донского да и всего русского казачества в целом. Вот что об этом говорил сам М. А. Шолохов корреспонденту «Советской России»: «Григорий, в моём мнении, является своеобразным символом середняцкого казачества. Те, кто знает историю гражданской войны на Дону, кто знает её ход, знают, что не один Григорий Мелехов и не десятки Григориев Мелеховых шатались до 1920года».1

А в беседе с В. Васильевым он заметил: «...в социальном облике Григория Мелехова воплощены черты, характерные не только для известного слоя казачества, но и для крестьянства вообще. Ведь то, что происходило в среде донского казачества в годы революции и гражданской войны, происходило в сходных формах и в среде уральского, кубанского, сибирского, семиреченского, забайкальского, терского казачества и среди русского крестьянства»2.

Давно уже стало бесспорным утверждение, что судьба Григория своеобразно преломляет путь исторических заблуждений казачества в годы гражданской войны. Если шаг за шагом пройти вслед за Григорием на всем его пути, от памятных встреч с Извариным и Подтёлковым до Новороссийска, до вступления в ряды конницы Буденного, то можно заметить удивительную общность его судьбы, созвучность настроений, родственность иллюзий с судьбой, настроениями и иллюзиями казачества.

Даже контур внешней судьбы Григория Мелехова во время вёшенского восстания своеобразно отражает приливы и отливы в настроениях казачьих масс

[Шолохову важнее показать, что не только внешняя судьба Григория совпадает с судьбами казачества в дни восстания, но и его мысли, настроения удивительно созвучны тем мыслям и настроениям, которыми были охвачены казаки. Писатель с поразительной последов Как будто и нехотя Григорий Мелехов втянулся в борьбу с красными, но постепенно и к нему пришло ожесточение. Но этими же настроениями были охвачены и казаки, которые тоже, поддавшись ожесточению, все реже брали в плен, все чаще занимались грабежами. Мысль об идеологической и нравственной общности Григория Мелехова с казацкой массой получает свое художественное претворение в композиционном строе, в логике развития сюжета.

Григорий Мелехов кровно связан с казацкой массой, олицетворяя ее разум и предрассудки, те черты казачества, которые складывались исторически и проявились в накаленной обстановке гражданской войны. Путь исторического заблуждения, выпавший казачеству, социальные корни, породившие «донскую Вандею», своеобразно определили и судьбу Григория Мелехова: он оказался участником движения реакционного, исторически обреченного. Но это было движение масс, разбуженных революцией, поэтому неизбежен был процесс преодоления предрассудков, разрушения иллюзий, которые толкнули людей на неправый путь борьбы с революцией. То были тяжкие уроки, ставшие поворотным пунктом в движении казачества к новой жизни.

Григорий Мелехов в полной мере познал и горечь крушения иллюзий и мучительное чувство позора. Однако тяжкие опыты поисков правды и для него не прошли бесследно. Стихийные порывы сменяются способностью к размышлению. Намечаются нравственно-психологические предпосылки эволюции характера в том направлении, которое нелегкой ценой было выстрадано массами казачества.

Казак Григорий Мелехов - один из центральных персонажей исторического романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». В основе сюжетной линии данного произведения лежит его жизненный путь, становление и формирование Мелехова как личности, его любовь, успехи и разочарования, а также поиск правды и справедливости.

Тяжелые жизненные испытания выпадают на долю этого простого донского казака, ведь он попадает в вихрь кровавых событий начала ХХ века: первая мировая война, революция, гражданская война в России. Жернова войны, в которые попадает главный герой, как бы «перемалывают» и калечат его душу, навсегда оставляя свой кровавый след.

Характеристика главного героя

(Петр Глебов в роли Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", СССР 1958 )

Григорий Пантелеевич Мелехов - самый обычный донской казак. Впервые мы знакомимся с ним в двадцатилетнем возрасте в его родном хуторе Татарском казачьей станицы Вешенской, расположенной на берегу реки Дон. Парень не из богатой, и не из бедной семьи, можно сказать середнячок, но живет в достатке, есть младшая сестра Дуня и старший брат Петр. На четверть турок по бабушке Мелехов имеет привлекательную и немного дикую внешность: смуглую кожу, нос с горбинкой, черные как смоль кудрявые волосы, выразительные миндалевидные глаза.

Сначала Григорий показан нам как обычный парень, живущий на хуторе. Он имеет определенные обязанности по хозяйству, погружен в свои заботы и повседневные занятия. Особо по поводу своей жизни он не заморачивается, живет как велят того традиции и нравы казачьей станицы. Даже бурная страсть, вспыхнувшая между молодым казаком и замужней соседкой Аксиньей, ничего в его жизни не меняет. По настоянию отца он женится на нелюбимой Наталье Коршуновой, и, как заведено у молодых казаков, начинает подготовку к военной службе. Получается, что в это период своей тихой и размеренной жизни он безвольно и механически выполняет ему предначертанное, и ничего особо в своей жизни не решает.

(Мелехов на войне )

Однако все меняется, когда Мелехов попадает на поля сражений Первой мировой войны. Здесь он показывает себя как храбрый и отважный воин, защитник Отечества, за что и получает заслуженный чин офицера. Однако в душе Мелехов самый обычный труженник, привыкший работать на земле, заботиться о своем хозяйстве, но приходит война и в его мозолистые от работы руки вкладывают не лопату, а ружье и приказывают уничтожить врага. Для Григория первый убитый австриец стал настоящим шоком, а его смерть трагедией, которую он переживал вновь и вновь. Его начинают мучить вопросы о смысле войны, зачем люди убивают друг друга и кому это нужно, какая его личная роль в этом кровавом хаосе? Так он начинает взрослеть и жить уже более осознанной жизнью. Понемногу его душа черствеет и закаляется тяжелыми испытаниями, но все равно в её глубине он сохраняет и совесть, и человечность.

Жизнь бросает его из крайности в крайность, в гражданской войне он воюет то на стороне белых, то вступает в буденновский отряд, то в бандитские формирования. Он уже не просто плывет по течению, а уверенно и осознанно ищет свою дорогу в жизни. Отличаясь острым умом и наблюдательностью «честный до донышка» Мелехов сразу видит обман и пустые обещания большевиков, звериную жестокость бандитов и не может никак понять «правды» офицер-дворян. Лишь одно для него имеет значение в этом безумном хаосе братоубийственной войны, это его отчий дом и привычный, мирный труд на родной земле.

(Евгений Ткачук играет Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", Россия 2015 )

В итоге он сбегает из опостылевшей банды Фомина и мечтает вернуться домой и зажить спокойной жизнью с Аксиньей, никого не убивая, а просто работая на своей земле. Вот как раз за неё он готов пролить последнюю каплю крови, убить любого, кто посягнет на неё. Вот как война изменила когда-то обычного трудягу, остро чувствовавшего красоту окружающей природы и от души жалеющего нечаянно зарубленного им утенка.

На пути домой его ждет огромное душевное потрясение, от пули умирает Аксинья, рушится его любовь, умирает надежда на счастливую и свободную жизнь. Раздавленный и несчастный добирается наконец до порога родного дома, где его встречает оставшийся в живых сын и земля, ждущая своего хозяина.

Образ героя в произведении

(Григорий с сыном )

Всю правду того страшного и кровавого времени в истории казачьего Дона показал выдающийся советский писатель Михаил Шолохов в образе простого казака Григория Мелехова. Все его противоречия, сложные духовные метания и переживания описаны автором с удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью.

Нельзя однозначно сказать, что Мелехов отрицательный, либо положительный герой. Иногда его поступки страшны, а иногда благородны и великодушны. Простой казак и трудяга, привычный с утра до ночи работать, он становится заложником тех кровавых исторических событий, которые переживал весь русский народ. Война ломала и калечила его, забирала самых родных и близких людей, заставляла совершать ужасные поступки, однако он не сломался и сумел сохранить в себе те частицы добра и света, которые были в нем когда-то. В конце концов он понимает, что самая главная ценность для человека это его семья, дом и родная земля, а оружие, убийства и смерть вызывают в нем только отвращение и ужас.

Образ Мелехова, простого «мужика-хлебороба в мундире» воплощает многострадальную судьбу всего простого русского народа, а его непростой жизненный путь это путь борьбы, исканий, трагических ошибок и горького опыта, и наконец познания истины и самого себя.

Вступление

Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя. Этот герой, попавший волею судьбы в гущу сложных исторических событий, на протяжении многих лет вынужден искать свой жизненный путь.

Описание Григория Мелехова

Уже с первых страниц романа Шолохов знакомит нас с необычной судьбой деда Григория, объясняя, почему Мелеховы внешне отличаются от остальных жителей хутора. Григорий, как и его отец, имел «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул». Памятуя о происхождении Пантелея Прокофьевича, все в хуторе звали Мелеховых «турками».
Жизнь меняет внутренний мир Григория. Меняется и его внешность. Из беззаботного жизнерадостного парня он превращается в сурового воина, сердце которого зачерствело. Григорий «знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы», а во взгляде его «всё чаще стал просвечивать огонёк бессмысленной жестокости».

В конце романа перед нами предстаёт совсем другой Григорий. Это уставший от жизни зрелый мужчина «с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками чёрных усов, с преждевременной сединой на висках и жёсткими морщинами на лбу».

Характеристика Григория

В начале произведения Григорий Мелехов – молодой казак, живущий по законам своих предков. Главное для него – хозяйство и семья. Он с увлечением помогает отцу на покосе и рыбной ловле. Не в силах перечить родителям, когда те женят его на нелюбимой Наталье Коршуновой.

Но, при всём том, Григорий – страстная, увлекающаяся натура. Вопреки запретам отца, он продолжает ходить на ночные игрища. Встречается с Аксиньей Астаховой, женой соседа, а затем уходит с ней из родного дома.

Григорию, как и большинству казаков, присуща храбрость, иногда доходящая до безрассудства. Он героически ведёт себя на фронте, участвует в самых опасных вылазках. В то же время герой не чужд человечности. Он переживает из-за случайно зарезанного им на покосе гусёнка. Долгое время мучается из-за убитого безоружного австрийца. «Подчиняясь сердцу», Григорий спасает от гибели своего заклятого врага Степана. Идёт против целого взвода казаков, защищая Франю.

В Григории одновременно уживаются страстность и послушание, безумство и мягкость, доброта и ненависть.

Судьба Григория Мелехова и его путь исканий

Судьба Мелехова в романе «Тихий Дон» складывается трагично. Он постоянно вынужден искать «выход», правильную дорогу. Нелегко ему приходится на войне. Сложна и его личная жизнь.

Подобно любимым героям Л.Н. Толстого, Григорий проходит сложный путь жизненных исканий. В начале для него всё, казалось бы, ясно. Как и другие казаки, он призван на войну. Для него нет сомнений в том, что он должен защищать Отечество. Но, попадая на фронт, герой понимает, что вся его натура противиться убийству.

От белых Григорий переходит к красным, но и здесь его ждёт разочарование. Видя, как Подтёлков расправляется с пленными молодыми офицерами, он утрачивает веру и в эту власть и в следующем году опять оказывается в белой армии.

Мечась между белыми и красными, герой и сам ожесточается. Он мародёрствует и убивает. Пытается забыться в пьянстве и блуде. В конце концов, спасаясь от преследования новой власти, он оказывается среди бандитов. Потом становится дезертиром.

Григорий измучен метаниями. Он хочет жить на своей земле, растить хлеб и детей. Хотя жизнь ожесточает героя, придаёт его чертам нечто «волчье», по сути, он не убийца. Потеряв всё, так и не найдя своего пути, Григорий возвращается в родной хутор, понимая, что, скорее всего, здесь его ожидает смерть. Но, сын и дом – это единственное, что держит героя на свете.

Отношения Григория с Аксиньей и Натальей

Судьба посылает герою двух страстно любящих женщин. Но, отношения с ними складываются у Григория непросто. Ещё будучи холостым, Григорий влюбляется в Аксинью, жену Степана Астахова, своего соседа. Со временем женщина отвечает ему взаимностью, и их отношения перерастают в безудержную страсть. «Так необычна и явна была сумасшедшая их связь, так исступлённо горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Несмотря на это, он не может противиться воле отца и женится на Наталье Коршуновой, давая себе обещание забыть Аксинью и остепениться. Но, сдержать данной самому себе клятвы Григорий не в силах. Хотя Наталья красива и беззаветно любит мужа, он вновь сходится с Аксиньей и покидает жену и родительский дом.

После измены Аксиньи Григорий вновь возвращается к жене. Она принимает его и прощает прошлые обиды. Но ему не была уготована спокойная семейная жизнь. Образ Аксиньи не даёт ему покоя. Вновь судьба сводит их вместе. Не выдерживая позора и измены, Наталья делает аборт и умирает. Григорий винит себя в смерти жены, жестоко переживает эту потерю.

Теперь, казалось бы, ничто не может помешать ему обрести счастье с любимой женщиной. Но, обстоятельства заставляют его сняться с места и вместе с Аксиньей вновь отправиться в дорогу, последнюю для его возлюбленной.

Со смертью Аксиньи жизнь Григория лишается всякого смысла. У героя больше нет даже призрачной надежды на счастье. «И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».

Заключение

В заключении своего сочинения на тему «Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»» я хочу в полной мере согласиться с критиками, считающими, что в «Тихом Доне» судьба Григория Мелехова является самой сложной и одной из самых трагичных. На примере Григория Шолохов показал, как водоворот политических событий ломает человеческую судьбу. И тот, кто видит своё предназначение в мирном труде, неожиданно становится жестоким убийцей с опустошённой душой.

Тест по произведению

Крушение векового уклада народной жизни запечатлел в сво­ем романе «Тихий Дон» М. Шолохов (первая книга была опублико­вана в 1928 г., заключительные главы четвертой книги — в 1940 г.). Подчеркнем: это не просто книга о революции и гражданской войне, но произведение о судьбе народа в переломные моменты исторического развития, повествование о коренных проблемах бытия «на стрежне века». В романе Шолохова проявилось стремле­ние «охватить все» и «дойти до сути», показать ситуацию «начала времен», начала новой истории. Для произведения характерна масштабность и глубина изображения жизни. Достаточно вспом­нить, что сюжет, начавшийся возле мелеховского куреня на бере­гу Дона, постепенно расширяясь, захватывает в орбиту авторско­го изображения хутор, станицу, степь, свои и чужие земли, раз­ные города, большое число героев, представляющих все социальные слои и важнейшие оттенки политических взглядов, картины мира и ожесточенные баталии первой мировой и граж­данской войн. Все это, как и «мысль народная», определяющая взгляд писателя на происходящее, позволяет говорить о произве­дении Шолохова как эпопее. Автор запечатлел конфликтное со­стояние мира, показал, как трагические события истории разру­шили мирную жизнь человека на земле, традиционные связи лю­дей по родству, братству, землячеству, совместному труду, противопоставив им непримиримость классового противоборства. Этот разлом особенно ярко виден в истории семьи Мелеховых. Исторические события Шолохов показывает через частные судь­бы конкретных людей, продолжая тем самым традиции Пушкина и Толстого. Но впервые центральным героем романа-эпопеи ста­новится простой казак, ищущий правды не только для себя, а для всего народа. Путь Григория полон мучительных сомнений, мета­ний, ошибок и потерь. Автор не скрывает, сколь многим отлича­ется поседевший и «уморившийся душой» Григорий в финале ро­мана от того зверовато-красивого и молодцеватого казака, каким мы встретили его в начале повествования. Но никогда и нигде ему не изменяет «очарование человека» искреннего, честного, страс­тно желающего разобраться в происходящем, нигде герой не про­тивопоставлен своему народу. Несмотря на откровенное давление и многочисленные кампании против Шолохова, автор не привел Григория к какому-либо однозначному политическому выбору, не завершил произведение эпизодами службы Мелехова,в Красной Армии. В финале произведения сюжетное кольцо замыкается: ус­тав от крови и боев, не дожидаясь амнистии, герой идет к родно­му дому, от которого ушел в большой и враждебный мир. Его, простого труженика, отвлеченного от любимого дела войной, вла­стно зовет к себе родная земля, несмотря ни на что ждущая по весне хозяина. Его ждут Дон-батюшка, олицетворяющий саму душу вольнолюбивого трудового казачества, и земля-матушка. Символично, что в воды родной реки, единой для всех, бросает Григорий оружие, выражая тем самым отношение к братоубий­ственной и бессмысленной войне. И, наконец, еще один образ, символизирующий то, что дает человеку опору: образ дома, раз­рушенного войной, но единственного, родного.

Григорий Мелехов — это подлинно эпический герой. В его индивидуальной судьбе воплотилась целая гамма противоречий народной жизни в переломную эпоху, тоска по правде, кровь, боль и любовь, «отменить» которые не в состоянии никакие ис­торические взрывы. В «Тихом Доне», вопреки традиции револю­ционных 20-х годов, классовые критерии оценки жизни отсту­пают перед эпической широтой и аналитической глубиной изображения времени и человека, перед многоголосием мне­ний и чувств, мудростью философского взгляда писателя, ут­верждающего вечные ценности жизни человека на земле.

Сочинение на тему «Образ Григория Мелехова» кратко: характеристика, история жизни и описание героя в поисках правды

В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов занимает центральное место. Он является самым сложным шолоховским героем. Это искатель правды. На его долю выпали такие жестокие испытания, какие человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Жизненный путь Григория Мелехова труден и извилист: сначала была Первая мировая война, потом гражданская, и, наконец, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

Трагедия Григория Мелехова — трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Отщепенство его становится трагическим, поскольку это запутавшийся человек. Он пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам.

От своего деда Прокофия Григорий он унаследовал вспыльчивый и независимый характер, а так же способность к нежной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась в его внешнем облике, в любви, на полях боев и в строю. А от отца он унаследовал крутой нрав, и именно из-за этого принципиальность и бунтарство уже с молодости Григорию не давали покоя. Он полюбил замужнюю женщину Аксинью (это переломный момент в его жизни) и вскоре решается уйти с ней, несмотря на все запреты своего отца и осуждение общества. Истоки трагедии Мелехова заложены в его бунтарском характере. Это и есть предопределенность трагической судьбы.

Григорий — добрый, смелый и мужественный герой, который всегда старается бороться за правду и справедливость. Но наступает война, и она рушит все его представления о правде и справедливости жизни. Война представляется писателю и его героям чередой потерь и ужасных смертей: калечит людей изнутри и уничтожает все самое родное и дорогое. Она заставляет всех героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном их враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость и жажду крови. Он не может понять, зачем все это? Ведь война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, она отнимает у людей последнее и убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не в силах уразуметь, почему происходит эта братоубийственная бойня? Ради кого и чего должны умирать люди, когда им предстоит еще долгая жизнь?

Судьба Григория Мелехова — это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев разворачиваются на фоне трагической истории страны. Григорий больше никогда не сможет забыть, как он убил первого врага, австрийского солдата. Он зарубил его саблей, для него это ужасно. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая и справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Но война идет, Мелехов понимает, что ему надо продолжать убивать. Вскоре его решение меняется: он осознает, что война убивает лучших людей своего времени, что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле и поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Путь исканий Мелехова оказался непроходимой чащей. Шолохов в своем произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Автор сочувствует своему герою Григорию Мелехову, жизнь которого уже изломана в такие молодые годы.

В результате своих поисков Мелехов остается один: Аксинью убивает его безрассудство, от детей он безнадежно далек хотя бы потому, что навлечет на них беду своей близостью. Пытаясь сохранить верность себе, он изменяет всем: и воюющим сторонам, и женщинам, и идеям. Значит, он изначально не там искал. Думая лишь о себе, о своей «правде», он недолюбил и недослужил. В час, когда от него потребовалось веское мужское слово, Григорий мог предоставить только сомнения и самокопание. Но войне не нужны были философы, а женщинам – любовь к мудрости. Таким образом, Мелехов – результат трансформации типа «лишнего человека» в условиях жесточайшего исторического конфликта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!