По прозвищу «Крокодил. Какое прозвище физик Эрнест Резерфорд получил благодаря тому что ученики издалека узнавали его по шагам и по голосу

Во время первой мировой войны Э. Резерфорд был привлечен к работам по созданию системы обнаружения вражеских подводных лодок. Для военных эта проблема была наиважнейшей, но для ученых и великих математиков () были и другие научные интересы, которые фактически составляли их жизнь.

Однажды, когда Резерфорду пришлось объяснять, почему он не присутствовал на ответственном совещании с военными в Адмиралтействе, он ответил: «Я не прибыл на заседание, так как был занят экспериментами, указывающими на то, что атом можно искусственно расщепить. Если выводы подтвердятся, то это окажется гораздо важнее, чем вся эта война».

Эрнест Резерфорд пользовался следующим критерием при выборе своих сотрудников. Когда к нему приходили в первый раз, он давал задание. Если после этого новый сотрудник спрашивал, что делать дальше, его увольняли.

К великому экспериментатору тянулись светлые умы со всего света. Он был окружен многочисленными учениками, многие из которых позднее стали Нобелевскими лауреатами. Среди них был и знаменитый советский физик Пётр Леонидович Капица, по воспоминаниям которого можно судить об их первой встрече. В 1921 году П. Л. Капица был направлен в научную командировку в Великобританию. Его громадным желанием было попасть в Кавендишскую лабораторию, директором которой с 1919 года и до конца жизни являлся Резерфорд. При встрече великий ученый заявил Петру Леонидовичу, что все 30 мест в лаборатории уже заняты, и он очень сожалеет, но взять его не сможет. «А какую неточность допускает профессор в научной работе при определении количественного результата?», - полюбопытствовал Капица. «В пределах 2- 3 %»,- последовал ответ. «Отлично! Один сотрудник в дополнение к 30 имеющимся как раз и укладывается в пределы требуемой точности». Такое толкование численности сотрудников лаборатории пришлось по душе великому ученому, и он зачислил сообразительного молодого физика в штат.

В 1931 году Резерфорд выхлопотал 15 ООО фунтов стерлингов на постройку и оснащение оборудованием специального здания для лаборатории Капицы, торжественное открытие которой состоялось в феврале 1933 года. Входную дверь в лабораторию двухэтажного здания открыли «золотым» ключом в форме крокодила. На торцевой стене лабораторного корпуса было высечено изображение огромного крокодила. По заказу Капицы эту работу выполнил известный скульптор Эрик Гилл.

Почему крокодил? Оказывается, крокодил - это кличка Резерфорда, данная ему Капицей. Об этом знали все сотрудники лаборатории, знал и сам Резерфорд. Об ее происхождении Капица говорил: «Это животное никогда не поворачивает назад и потому может символизировать резерфордов- скую проницательность и его стремление к продвижению вперед».

П. Л. Капица вспоминал: «Своеобразный характер мышления Резерфорда легко проявлялся в процессе общения. Чтобы он слушал с интересом, надо было говорить только об основных фактах и идеях, не вдаваясь в технические подробности, которые Резерфорда совершенно не интересовали. Зато основную идею эксперимента он схватывал очень быстро, с полуслова. Это меня поражало, особенно в первые годы моего пребывания в Кембридже, когда я говорил по-английски еще настолько плохо, что не мог ясно рассказать о своих идеях и опытах, и, несмотря на это, Резерфорд быстро схватывал идею и давал всегда очень интересную оценку».

Резерфорд всегда охотно рассказывал о своих опытах, любил показывать свои установки и эксперименты. Он любил сопровождать свой рассказ рисунками, для этого у него в жилетном кармане всегда было несколько маленьких огрызков карандашей. Если вы тоже хотите стать великим физиком - рекомендуем обратить внимание на курсы по физике в Юниум

Многие физики, особенно теоретики, любят научные споры; процесс спора для них - способ мышления. А вот Резерфорд никогда не спорил. Он высказывал свое мнение очень коротко и с предельной ясностью и конкретностью; если ему возражали, то он с интересом выслушивал возражения, но на этом дискуссия и кончалась.

Резерфорд Эрнест – физик, имеющий двойные корни. Его отец новозеландец, а мать англичанка. С детства ему прививали любовь к науке и Англии, куда впоследствии он и переехал.

Причина, по которой все знают это звучное имя – колоссальные изучения в области радиации и распада частиц, которые он проводил на протяжении всей своей жизни.

Эрнест родился и провел детство в Новой Зеландии, там он получил начальное образование, закончил университет и защищал докторскую диссертацию в 1900 году.

Детство. Учеба

30 августа 1871 году в семье фермера Джеймса и англичанки по происхождению, Марты Томпсон появился четвертый ребенок, которого назвали Эрнест. Позже в семье появилось еще восемь детей, воспитание и трудолюбие прививалось с детства.

По окончанию средней школы Эрнест поступает в колледж. На протяжении всего обучения он усердно учился и старался набирать максимальные баллы, чтобы поступить в колледж при новозеландском университете.

После поступления туда он начинает проявлять себя в студенческой и общественной жизни, возглавляет дискуссионный клуб. Окончил колледж будущий физик с двумя степенями – магистра и бакалавра. Магистра в области гуманитаристики и степень бакалавра естественных наук.

С этого времени он начинает интересоваться электротехникой. В 1895 году Эрнест переезжает в Англию и устраивается на работу в Кембриджский университет, где совершает первое открытие – расстояние, определяющее длину электромагнитной волны.

Научная деятельность

Через три года Эрнест переводится в университет МакГила, тут он становится профессором класса физики и начинает изучение радиоактивности. Альфа и бета частицы были открыты этим физиком в 1899 году, после чего начинается еще более углубленное теоретическое и практическое исследование явлений радиоактивности.

Примерно в это же время Резерфорд делает еще одно открытие, изучив и подробно описав, что радиация – это лишь следствие, вытекающее из спонтанного распада атомов. Он описывает, что для уменьшения радиоактивности материала в 2 раза, необходимо определенное время, названное им – «период полураспада».

В 1903 году Эрнест Резерфорд обнаруживает еще не открытый вид электромагнитных волн, который называет «гамма излучение». Через несколько лет его переводят в университет города Манчестер, где он разрабатывает, совместно с коллегами, камеру ионизационную и отражающий экран для последующих своих опытов.

В 1911 году он представил модель атома и предоставил теорию, согласно которой вокруг любого положительно заряженного атома имеются электроны. Через некоторое время в Кавендишской лаборатории он провел опыт по трансмутации, да него такого еще никто не делал, так что в какой-то степени это было открытие. Во время опыта он превратил азот в кислород.

Семья Резерфорда Эрнеста

После переезда в Англию Эрнест знакомится с Марией Георгиной Ньютон и делает ей предложение в 1895 году, а в 1900 году она становится его женой. У пары родился один ребенок, девочка – Эйлин Мария через год после свадьбы.

Смерть Резерфорда Эрнеста

Пупочная грыжа – болезнь, которой страдал известный физик. Операция была проведена позже запланированного времени из-за отсутствия квалифицированного хирурга, и через несколько дней после этого, 19 октября 1937 года знаменитый на весь мир физик скончался.

Вестминстерское аббатство стало последним домом известного физика. Его похоронили тут в аббатстве рядом с другими известными научными деятелями.

Награды физика

Нобелевскую премию Резерфорд Эрнест получает за большой вклад в изучение химии в 1908 году, а именно – опыты проводимые с частицами, их распадом, и радиоактивными веществами, получаемыми из них. В 1914 году его посвятили в рыцари, и он стал именоваться «сэр Эрнст», а еще через два года награждают медалью имени сэра Джеймса Гектора.

Орден Великобритании «За заслуги» физик получает в 1925 году. А спустя шесть лет, в 1931 году, Эрнест удостаивается титула барона Резерфорда Нельсонского и Кембриджского.

  • Когда Эрнест родился, его имя сразу неправильно написали, сделав ошибку, в результате чего вышло Earnest – серьезный.
  • Благодаря открытию Резерфордом «периода полураспада», со временем ученые смогли точнее вычислить возраст Земли.
  • В 1935 году доказав теорию существования нейронов, предложенную Эрнестом Резерфордом, Джеймс Чедвик получил Нобелевскую премию. «Крокодил» - прозвище данное Резерфорду Капицей.
  • Резерерфорд считал, несмотря на собственные открытия, что из атома невозможно получить энергию.
  • В честь физика названы: кратер, химический элемент № 104, лаборатория, открытая в 1957 году, астероид.

«Космические сыщики» — новая книга писателя, доктора физико-математических наук Николая Николаевича Горькавого. Её герои знакомы читателям по научно-фантастической трилогии «Астровитянка» и научным сказкам, опубликованным в журнале в 2010—2014 гг. и в №№ 1, 4—7, 2015 г.

Вечером перед сном Дзинтара, как всегда, открыла книгу и прочитала детям первую фразу новой сказки:

— История атомной физики сложилась бы иначе, не будь в Шотландии так мало пахотных земель.

— Ты уверена, что в этой фразе нет ошибки? — осторожно спросила Галатея. — Может, в ней случайно сошлись два предложения из разных историй?

— Сейчас увидим, — проговорила озадаченная Дзинтара и продолжила чтение.

— Из-за нехватки сельскохозяйственной земли в Шотландии британское правительство стало раздавать безземельным фермерам бесплатные билеты на пароходы, отправлявшие-ся в отдалённые и малонаселённые английские колонии, где бедняки могли получить собственный участок. Семейству Резерфордов достался билет не в Канаду, как многим другим, более удачливым фермерам, а гораздо дальше — в Новую Зеландию. Там глава семейства Джеймс стал заниматься выращиванием льна. У него было 12 детей. Четвёртого ребёнка звали Эрнест. Мальчик отличался прекрасной памятью, богатырской силой и здоровьем. Живя, можно сказать, на краю света, он увлёкся наукой и захотел переехать в Англию, где фермерам приходилось туго, а учёным было полное раздолье.

Сильное желание — главная составляющая успеха. Эрнест прекрасно закончил школу и получил стипендию для обучения в лучшем в Новой Зеландии Кентербери-колледже в Крайстчёрче. В те времена в нём насчитывалось всего 150 студентов и 7 профессоров. Сейчас это новозеландский университет.

В 21 год Эрнест закончил колледж, защитив магистерскую работу по радиоволнам, открытым несколькими годами ранее немецким физиком Генрихом Рудольфом Герцем. Для регистрации волн новозеландский магистр придумал радиоприёмник нового типа, основанный на намагничивании железа при высокочастотном разряде. Но мечта об Англии пока оставалась мечтой.

— Эрнест подал заявку на стипендию, которая позволяла учиться в Англии. Такую стипендию — одну на всю Новую Зеландию — давали раз в два года. Ожидая ответа, Резерфорд устроился на работу учителем в среднюю школу. К сожалению, стипендию дали другому. Но случилось неожиданное — тот отказался от стипендии и остался в Новой Зеландии. А в Англию поехал Резерфорд. Он прибыл в Кембриджский университет, поступил на работу в Кавендишскую лабораторию и стал аспирантом знаменитого физика Джозефа Джона Томсона.

— Чем же он знаменит? — поинтересовалась Галатея.

— Томсон был директором прославленной Кавендишской лаборатории Кембриджского университета. Он исследовал катодные лучи и доказал, что вне зависимости от материала катода они состоят из одинаковых частиц с одним и тем же отношением заряда к массе. Это отношение Томсон измерил по отклонению траекторий частиц в электрическом и магнитном полях. Таким образом, Томсон стал открывателем электронов — мелких заряженных частиц материи. В 1906 году он получил за это Нобелевскую премию. Другой известный физик, нобелевский лауреат 1905 года Филипп Эдуард Антон фон Ленард тоже исследовал катодные лучи и был близок к доказательству того, что они состоят из частиц, но упустил право называться открывателем электронов.

— Он и с рентгеновскими лучами опоздал! — напомнил Андрей.

— Да, Ленарду хронически не везло, все самые яркие открытия, связанные с катодными лучами, уплыли из его рук.

Томсон не только открыл электроны, но и предположил, что они входят в состав любого вещества, то есть являются частичками атома. До него учёные рассматривали атомы как нечто целое и неделимое, а Томсон первым сделал попытку создать более детальную модель атома, которая включала бы отдельные частицы — электроны. Но электроны, заряженные отрицательно, отталкиваются друг от друга. Значит, их взаимное отталкивание должно компенсироваться присутствием материи с положительным зарядом, чтобы атом в целом был нейтральным. Томсон выдвинул следующую гипотезу: атом — это массивное облако положительно заряженной материи, в котором, как изюм в пудинге, находятся лёгкие отрицательные электроны. Эту модель стали называть «пудинговая модель атома».

Таково было состояние дел в атомной физике, в частности в Англии, когда туда приехал крепкий новозеландский парень, сын фермера Эрнест Резерфорд. Одной из первых его работ было открытие лучей нового типа. В 1898 году, используя естественный источник радиоактивного излучения, Резерфорд доказал, что в этом излучении присутствуют сразу два вида частиц: положительно заряженные массивные альфа-частицы и отрицательно заряженные лёгкие бета-частицы. Они по-разному реагируют на магнитное поле, отклоняясь в разных направлениях.

— Что это за частицы? — спросила Галатея.

— Бета-частицы — те самые электроны, которые открыл Томсон; альфа-частицы — ядра гелия, они в тысячи раз тяжелее электронов. Через год французский физик Поль Вийяр показал, что есть ещё и нейтрально заряженные частицы, не отклоняющиеся в магнитном поле, — их назвали гамма-лучами. Это электромагнитное излучение, только ещё более коротковолновое, чем рентгеновские лучи.

Работа молодого Резерфорда была очень успешной, но попасть в круг английских профессоров ему не удалось. Осенью 1898 года он получил предложение занять место профессора в Монреальском университете в Канаде. Там он познакомился с младшим лаборантом Фредериком Содди. За пять лет совместной работы они создали теорию радиоактивного распада. Молодые исследователи опровергли мнение о том, что атомы неделимы и неизменны. Они заявили: «В результате атомного превращения образуется вещество совершенно нового вида, полностью отличное по своим физическим и химическим свойствам от первоначального вещества».

В 1910 году, через несколько лет после этих открытий, младший лаборант Содди стал академиком и членом Королевского общества, а позже, в 1921-м, — нобелевским лауреатом.

— Вот как помогла ему дружба с сыном новозеландского фермера! — засмеялась Галатея.

— Эрнест Резерфорд тоже приобрёл широкую известность. В 1903 году его выбрали в академики. После восьми с лишним лет работы он покинул Канаду и вернулся в Англию. Весной 1907 года Резерфорд получил должность профессора в Манчестерском университете с окладом в два с половиной раза больше, чем в Канаде. В следующем году ему присудили Нобелевскую премию «за проведённые им исследования в области распада элементов в химии радиоактивных веществ». Узнав о награждении, новоиспечённый лауреат произнёс ставшие крылатыми слова: «Вся наука — или физика, или коллекционирование марок».

В Манчестерском университете Резерфорд создал новую лабораторию, которая затмила результатами своей работы Кавендишскую. Ученик Резерфорда, физик из России Пётр Леонидович Капица дал Резерфорду прозвище Крокодил. «Это животное никогда не поворачивает назад, — объяснил он, — и потому может символизировать резерфордовскую проницательность и его стремительное продвижение вперёд».

Главное открытие Резерфорд сделал вскоре после присуждения ему Нобелевской премии. По его предложению в 1908 году физики Ханс Вильгельм Гейгер и Эрнест Марсден стали изучать процессы рассеяния альфа-частиц на тонкой золотой фольге. Они получили загадочный результат: примерно десять тысяч альфа-частиц пролетали сквозь фольгу, лишь слегка отклоняясь от своего пути, зато одна из этих десяти тысяч частиц отклонялась очень сильно, а иногда даже летела назад.

— И как это объяснить? — спросила Галатея.

— Как вы помните, согласно Томсону, атом представлял собой рыхлое положительно заряженное облако с вкраплениями электронов. Электроны весили в семь тысяч раз меньше, чем альфа-частицы, и никак не могли отклонить их назад. Эрнест Резерфорд писал про отражение назад альфа-частиц: «Это было почти столь же невероятно, как если бы вы стреляли 15-дюймовым снарядом в кусок тонкой бумаги, а снаряд возвратился бы к вам и нанёс удар». Томсон не был обескуражен этим результатом, — он полагал, что большое количество мелких отклонений может, суммируясь, развернуть некоторые альфа-частицы назад. Но он не подкрепил свою догадку расчётами, и это не удовлетворило дотошного и упрямого Резерфорда.

В 1904 году японский физик Хантаро Нагаока предложил планетарную модель атома, в центре которой находилось массивное положительное ядро, а вокруг — как кольца Сатурна — кружились электроны.

Резерфорд долго размышлял над результатами Гейгера и Марсдена и в 1911 году создал собственную планетарную модель атома, в которой крошечное положительное ядро было в десять тысяч раз меньше самого атома, но благодаря своей массе и сильному электрическому полю могло развернуть назад быстро летящие альфа-частицы.

— Это верно и для чёрных дыр, и для атомных ядер! — просиял Андрей. — Ведь чем меньше радиус, тем сильнее поле. Только поля у них разные: у чёрных дыр — гравитационные, а у атомных ядер — электрические.

— Молодец, Андрей! — в свою очередь обрадовалась Дзинтара. — Быстро соображаешь!

Галатея недовольно покосилась на брата.

— Не перебивай!

— Ничего, — успокоила её Дзинтара, — это же интересно — по ходу сказки обсуждать самые важные моменты. Итак, Резерфорд предложил свою модель атома — и был ею очень доволен. «Теперь я знаю, как выглядит атом!» — говорил он. В то же время он рассматривал её как рабочую модель, которая помогает объяснить интересные эксперименты, но ещё далека до совершенства. И тут среди учеников Резерфорда появился человек, который принял эту модель всерьёз, но это уже новая история. А сегодня пора спать.

И Дзинтара закрыла книгу, несмотря на протестующие возгласы детей.

Хантаро Нагаока (1865—1950) — японский физик. В 1904 году предложил первую планетарную модель атома с массивным положительным ядром и кружащимися вокруг него отрицательными электронами.

Эрнест Резерфорд (1871—1937) — британский физик родом из Новой Зеландии. Лауреат Нобелевской премии по химии за 1908 год. Экспериментально доказал наличие крошечного плотного и тяжёлого ядра внутри сравнительно большого и почти пустого (в остальных областях) атома. Создатель известной школы физики: 12 учеников Резерфорда стали нобелевскими лауреатами.

Фредерик Содди (1877—1956) — английский радиохимик, член Лондонского королевского общества, лауреат Нобелевской премии по химии 1921 года. Вместе с Резерфордом работал над созданием теории радиоактивного распада.

Джозеф Джон Томсон (1856—1940) — английский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1906 года, президент Лондонского королевского общества и Лондонского общества физиков, директор Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, где под его руководством работал Эрнест Резерфорд.

Уточнение

(См. статью Ник. Горькавого «Сказка о философском камне и гувернантке, получившей две Нобелевские премии» в № 6, 2015 г.)

Первое предположение о существовании неизвестных радиоактивных элементов было опубликовано в «Докладах академии наук» по материалам заседания от 12 апреля 1898 года. Их поиском занимались супруги Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри. Исследовав радиоактивные свойства урана, Мария начала изучать радиоактивность различных руд. Она обнаружила, что некоторые из них излучают гораздо интенсивнее, чем другие, и сделала смелое предположение: в руде содержится вещество, радиоактивность которого во много раз превышает радиоактивность урана. Супруги разделили руду на несколько химических фракций и стали отдельно измерять их радиоактивность. Оказалось, что высокой активностью обладают не одна, а две фракции. Это означало, что радиоактивных элементов тоже два. Об открытии первого из них — полония — Пьер и Мария заявили в июле 1898 года. А 26 декабря того же года на очередном заседании Академии наук вместе с сотрудником их лаборатории химиком Ж. Бемоном они сообщили, что обнаружили второе из разыскиваемых веществ, содержащее новый радиоактивный элемент. Ему дали название «радий».

V

Памяти Эрнеста Резерфорда

Статья в газете "Известия"

В лице Эрнеста Резерфорда мировая наука потеряла самого крупного и смелого физика-экспериментатора наших дней. Я не сомневаюсь, что его имя в истории физики станет наравне с именем Фарадея.

Резерфорд, как и Фарадей,- в основном экспериментатор, наделенный исключительной интуицией. Она вела его к тем экспериментам, посредством которых он находил в самых трудных и основных проблемах науки простые и ясные решения. В физике, как и во всякой науке, существует ряд основных проблем, решение которых обозначает как бы вехами тот путь, по которому развивается научная мысль. Мало кому из ученых удается поставить больше одной такой вехи. Резерфорд, как и Фарадей, поставил их несколько.

В 1903 г., одиноко работая в маленьком провинциальном университете Монреаля (в Канаде), он доказал, что радиоактивность есть спонтанный распад элемента радия, открытого супругами Кюри. Он доказал это блестяще и неопровержимо убедительно, получив из радия эманацию и гелий. Смелая идея, руководившая его работой, шла вразрез с установившимся уже много десятилетий понятием о постоянстве атома. Эта работа подвела совсем новый фундамент под наши взгляды на материю и лежит теперь в основе наших космологических воззрений.

В 1911 г. Резерфорд создает модель атома. Экспериментально он показывает, что атом всякого вещества как бы подобен Солнечной системе. В центре положительно заряженное весомое ядро окружено отрицательными электронами. Эта модель в 1913 г. легла в основу Розданной Нильсом Бором теории атома и спектров. Теперь эти взгляды являются ведущими как в физике, так и в химии.

В 1919 г. Резерфорд экспериментально доказал возможность искусственного разложения материи. Он разложил ядро элемента азота и, таким образом, указал путь и положил основание современной физике ядра.

Для всех, близко его знавших, его смерть была полной неожиданностью. Он все время энергично руководил своими учениками в Кавендишской лаборатории, где он создал самую крупную школу физиков Англии. Его творческая мысль неистощимо работала, и он принимал живое участие в совместной работе ученых всех стран.

Резерфорд был не только гениальным ученым, но и большим учителем. Он оставляет после себя значительное количество учеников, рассеянных по всему свету.

Работы Резерфорда получили мировое признание. Еще в 1908 г. он получил Нобелевскую премию, имел все научные международные отличия. Он был почетным членом всех академий мира, в том числе и нашей всесоюзной..

Из доклада, прочитанного в Университете физико-химии им. Н. Д. Зелинского

Эрнест Резерфорд, известный всему миру как величайший ученый наших дней, родился в 1871 г. в деревне Брайтуотер, около городка Нельсон в Новой Зеландии. Ученый, имевший все международные отличия, какие только может иметь человек науки, Резерфорд начал свою жизнь очень скромно. Он был четвертым ребенком мелкого фермера, у которого после него было еще восемь детей. Его отцу, культивировавшему лен, было не под силу дать образование 12 детям, и Резерфорд, начиная с детского возраста и до получения высшего образования, все время учился на стипендии.

Это был очень живой, активный, веселый ребенок, любивший охоту, спорт. В школе и в университете он играл форвардом в футбольной команде. Но также он любил читать, мастерить модели, разбирать механизмы. Еще мальчиком он сделал себе фотографический аппарат, что по тем временам было довольно трудно. Окончив школу в 1890 г., он поступает в университет Кентербери-колледж в г. Крайстчерч. Это маленький провинциальный университет, там было всего 150 студентов и семь профессоров. С первого дня он увлекается наукой и начинает исследовательскую работу.

В студенческие годы Резерфорд очень заинтересовался радиоволнами, открытыми Герцем. Его увлекла идея беспроволочного телеграфа, но вопрос тогда упирался в то, чтобы найти детектор для электрических колебаний, возбужденных приходящими волнами. Резерфорд обнаружил, что высокочастотные колебания размагничивают железо. Практически это очень легко обнаружить, если рядом с намагниченным пучком железных проволок, помещенным в колебательный контур, поставим магнитную иглу. Тогда игла заметно отклонится при приеме радиоволн. Это открытие он опубликовал, и в маленьком университете это произвело впечатление и сразу создало Резерфорду репутацию.

В 1891 г. студенты организовали маленькое научное общество, в котором Резерфорд еще совсем молодым человеком делает доклад "Об эволюции материи". В этой работе он высказал для того времени совершенно революционные мысли: он утверждал тогда, что все атомы состоят из одних и тех же составных частей. Этот доклад был встречен очень неодобрительно, и ему пришлось извиниться перед обществом.

Надо сказать, что тогда, в 1891 г., у Резерфорда не было никаких данных для такого утверждения. Радиоактивность была открыта лишь в 1896 г., и со времени Дальтона атом рассматривался как нечто незыблемое. Но смелость Резерфорда, высказавшего такую мысль, правильность которой он экспериментально доказал через 12 лет, очень показательна.

В 1894 г. он кончает университет и, получив так называемую стипендию 1851 года, уезжает в Англию - в Кембридж. "Стипендия 1851 года"-это самая крупная стипендия, которую можно получить в Англии молодому ученому, и она полностью обеспечила научную работу Резерфорда на 2-3 года.

1895 год был годом реформ в Кембриджском университете. До этого года в исследовательских лабораториях Кембриджа не могли работать студенты, окончившие другие университеты. Но по инициативе Дж. Дж. Томсона было решено этот порядок изменить и дать возможность студентам, окончившим другие университеты, продолжать научную работу в кембриджских лабораториях.

Резерфорд был одним из первых молодых ученых, которые воспользовались этим изменением. Он записался в Кавендишскую лабораторию, руководимую Дж. Дж. Томсоном. Вместе с ним туда также поступили Мак-Леннан, Таунсенд и Ланжевен. Резерфорд в продолжение своего пребывания в Кавендишской лаборатории работал в одной комнате с Ланжевеном и очень с ним подружился. Дружба двух ученых, начавших вместе свою научную деятельность, была самой тесной и неразрывной до самой смерти Резерфорда.

В Кембридже Резерфорд начал с того, что продолжал свои работы по радиопередаче. Он устанавливает радиосвязь между лабораторией и обсерваторией, т. е. на расстоянии больше двух километров. Он первый в те времена передавал радиосигналы на такое большое расстояние. Надо думать, что, продолжай он эти работы, он ушел бы очень далеко, но его не привлекало практическое решение этого вопроса. В то время его начинает интересовать другой вопрос - об ионизации газов рентгеновскими лучами, природа которых в то время еще не была известна. Он начал работать вместе с Дж. Дж. Томсоном; ими было установлено такое явление, как ток насыщения при ионизации. Эту работу, опубликованную в 1896 г., можно считать основной по этому вопросу.

Как раз во время этой работы, в 1896 г., Беккерель открыл радиоактивность. Резерфорд увлекся этим явлением и стал его изучать. Он первый показал, что радий испускает два рода лучей (он назвал их а-лучи и b-лучи), которые разнятся по своей способности проникать через материю. Он показал, что эти лучи отличаются от обычного лучеиспускания.

В 1897 г. Резерфорд - уже молодой ученый с известной репутацией. В том же году он получает приглашение занять кафедру физики в университете города Монреаля в Канаде, уезжает туда и в продолжение 10 лет (с 1897 по 1907 г.) работает в Канаде. Эти годы, проведенные в маленьком провинциальном университете, были годами его плодотворнейшей работы. Мне кажется, это особенно поучительно для молодых ученых. Часто приходится слышать от молодых, начинающих ученых жалобы на то, что они не могут работать потому, что нет подходящих условий, нет подходящей лаборатории, нет того, нет другого. А теперь представьте себе молодого ученого, попадающего на другой конец света от своей родины, совершенно изолированного от всего научного мира, куда в те времена и журналы приходили с опозданием больше месяца. Но этот человек полон идей, полон энтузиазма и в этом далеком уголке мира он создает самые передовые, самые революционные, самые ведущие взгляды в науке того времени. Он привлекает этим молодых ученых всего мира, и к нему начинают уже съезжаться ученики.

Работа Резерфорда в Канаде ознаменовалась целым рядом крупнейших открытий. Им была открыта эманация тория. Вместе с Резерфордом там же работал в то время молодой химик Содди, и с ним Резерфорд начал изучать химический характер элементов, получаемых при радиоактивном распаде, так как было очень важно установить наряду с физическими и химические особенности радиоактивного процесса. В то время радиоактивность еще не была понята, и Резерфорд вместе с Содди были первыми, кто доказал, что это есть спонтанный переход одних элементов в другие, называемый теперь радиоактивным распадом. При этом испускаются либо а-лучи, состоящие из быстро летящих атомов гелия с положительным зарядом, либо р-лучи - быстро летящие электроны. На основании этого Резерфорд предполагал, что эманация тория есть элемент, отличный от самого тория. Вместе с Содди он по диффузии определил атомный вес эманации и показал, что она соответствует благородному газу.

Теория радиоактивного распада, выдвинутая Резерфордом и Содди в 1903 г., произвела революцию. Когда Резерфорд говорил об эволюции материи еще студентом в 1891 г., в студенческом кружке, он не имел на это никаких оснований, но теперь, когда он это доказал на основе чисто опытных данных, это произвело колоссальное впечатление не только в узком кругу его университета, но и на ученых всего мира. Но все же этот взгляд был тогда настолько революционен, что многие, даже очень крупные, ученые его не разделяли. Кельвин так и умер, не согласившись с тем, что радиоактивность есть распад атомов элементов, которые он считал незыблемой основой строения материи.

В этом же году, 32 лет, Резерфорд был выбран в Королевское общество (научное общество, эквивалентное нашей Академии наук). Но это не исключительный случай в английской академии. Там обычно ученого выбирают сразу же после того, как он достиг крупного успеха в научной работе, и потому нередки случаи избрания молодых ученых 25-28 лет. В этом большая сила английской академии, делающая ее активным научным центром, и этим она выгодно отличается от академий других стран.

В 1907 г. освобождается кафедра физики в Манчестере- в одном из крупных университетов Англии. В XIX в. эту кафедру занимали такие ученые, как Дальтон, Джоуль и др. Резерфорд переезжает туда. И в период с 1907 по 1919 г., находясь в Манчестере, он делает целый ряд не менее крупных работ, чем в Монреале. Из его работ этого периода надо отметить работу по рассеянию α-частиц при прохождении через вещество. Она привела к тому, что Резерфорд установил новую модель атома, принятую до сих пор.

В 1908 г. за свои работы он получает Нобелевскую премию по химии. В 1919 г. он открывает искусственную дезинтеграцию вещества и показывает, что в природе существует не только спонтанный распад радиоактивных элементов, но можно вызвать и искусственное разложение ядра под влиянием бомбардировки α-лучами. Это было открыто на азоте, а потом проверено на ряде других легких элементов. Таким образом, он создает совершенно новую область ядерной физики - искусственный распад атома.

Так же, как и в Канаде, в Манчестере он привлекает к себе целую плеяду молодых ученых. С ним работают не только англичане, но и немец Гейгер, датчанин Бор и другие, и в его лаборатории его учениками делается ряд выдающихся работ.

В 1919 г. Резерфорд получает кафедру в Кембридже, едет туда и весь остаток своей жизни проводит в Кембридже директором Кавендишской лаборатории, оставленной Дж. Дж. Томсоном, который ушел в отставку. Здесь он продолжает работу по искусственному разложению элементов. Он руководит работами своих учеников, и в его лаборатории делаются два из самых крупных открытий ядерной физики за последнее десятилетие - открытие нейтрона Чадвиком и работа Кокрофта и Уолтона по искусственному разложению вещества под влиянием бомбардировки пучком протонов, ускоренных искусственным путем.

Мы видим, что, начав свои экспериментальные работы по радиоактивности в 1896 г., Резерфорд затем их неуклонно развивает, и к концу его жизни эта область знания принимает такие размеры, что представляется нам уже в виде отдельной науки - ядерной физики.

Для того чтобы понять значение каждого открытия резерфорда, надо представить себе тот исторический фон, на котором они происходили. Эта задача чересчур широкая для такого доклада, как мой. Но очень поучительно на отдельных примерах проследить те методы, которыми Резерфорд вел свою научную работу и которыми он достигал таких крупных результатов.

Резерфорд был экспериментатором и в этом отношении напоминает Фарадея. Он мало пользовался формулами и мало прибегал к математике. Иной раз, пытаясь вывести при своих докладах формулу, он путался и тогда просто писал результат, замечая:

Если все вывести правильно, то так и получится.

Но экспериментом он владел исключительно. Можно сказать, что он "видел" явление, над которым работал, хотя бы оно и происходило в неизмеримо малом ядре атома.

Если говорить очень схематично, то среди физиков существуют как бы два типа исследователей. Один - это тип скорее немецкой школы, когда экспериментатор исходит из известных теоретических предположений и старается их проверить на опыте. Другой же тип ученого, скорее английской школы, исходит не из теории, а из самого явления - изучает его и смотрит, может ли это явление быть объяснено существующими теориями. Тут изучение явления, его анализ являются основным мотивом для экспериментатора. И если такое деление возможно, Резерфорд был ярким представителем этого второго направления в экспериментальной физике. Главное для Резерфорда было - разобраться, понять явление. Эксперимент должен быть так построен, чтобы было ясно, в чем состоит явление. Для этого точность и сложность измерений должны быть как раз таковы, чтобы можно было разобраться и понять явление.

Как пример я приведу случай с изучением α-частиц. Радий испускает α-частицы. Резерфорд показал в самом начале своих опытов, что они не являются обычным лучеиспусканием. Но что же все-таки они собой представляют?

Резерфорд решил, что, если они вылетают из радия, они должны быть каким-то уже существующим элементом. Для того чтобы узнать - каким, надо только определить массу, а массу нужно определить лишь настолько точно, чтобы увидеть, какому из существующих элементов она соответствует.

Резерфорд ставит эксперимент, который очень характерен для него. Опишу этот эксперимент, хотя он имеет только историческое значение, так как теперь для определения массы α-частиц пользуются более точными и сложными методами. Но первоначальный метод Резерфорда поражает своей простотой и тем, как прямо он вел к цели.

На рисунке изображен прибор для этих опытов. Простой электроскоп 1, сделанный из листков золотой фольги, помещен над 20 параллельно поставленными металлическими пластинками 2. Зазор между пластинками только 1 мм, чтобы α-лучи, испускаемые радиоактивной солью 3 (положенной на дне), проходили в камеру электроскопа параллельным пучком. Чтобы удалять эманацию и увеличивать пробег α-лучей, через прибор пропускался водород.

Прикладывая сильное магнитное поле, направленное параллельно плоскостям пластинок 2, можно было почти полностью прекратить ионизацию в камере электроскопа. Таким простым способом Резерфорд показал, что α-лучи представляют собой быстро двигающиеся заряженные частицы. Прикрывая со стороны электроскопа половину зазоров между пластинками, можно было показать, что при одном направлении магнитного поля ионизация прекращается при меньших силах поля, чем при другом направлении. Так было установлено направление отклонения α-лучей магнитным полем и отсюда выведено, что знак заряда α-частиц положителен. Создавая между пластинками 2 электрическое поле, поочередно присоединяя их к противоположным полюсам батареи, Резерфорду удалось получить прекращение ионизации и отклонение α-лучей электрическим полем. Из этих данных он определил скорость α-частиц и показал также, что они представляют поток положительно заряженных атомов с большей массой, чем атомы водорода, и с точностью до 10% определил отношение их заряда к массе. Это отношение указывало на то, что α-частицы, по-видимому, соответствуют атомам гелия, дважды ионизованным.

Но надо было точнее доказать, что это действительно гелий. Эта работа была предпринята позднее, в 1909 г., уже в Манчестере, когда он располагал большими запасами радия.

Прибор для этих опытов был тоже чрезвычайно прост. Он изображен на рисунке

В маленькую стеклянную тонкостенную трубочку 1 помещалась эманация радия. Толщина стенок этой трубки была всего лишь 0,01 мм, и быстрые α-частицы могли проходить через стекло, в то время как эманация была изолирована. Эта трубка помещалась в стеклянный сосуд 2, оканчивающийся капиллярной разрядной трубочкой с электродами 5 и 4. Посредством поднятия и опускания ртути в сосуде 2 в пространстве, окружающем трубочку 1, создавался вакуум. Трубочка с эманацией оставалась в приборе в продолжение двух дней, а потом газ, образованный проходящими α-частицами, сжимался поднятием ртути в разрядную трубку. При свечении газа в трубке были видны желтые гелиевые линии, которые доказывали присутствие гелия. Что этот гелий не продиффундировал из трубочки с эманацией, легко показывалось контрольным опытом, при котором эта трубка наполнялась гелием. Тогда гелиевые линии не появлялись в спектре. Так было показано, что α-лучи есть атомы гелия.

Эти два описанных мной опыта исключительно просты, их свободно может сделать любой студент. Но в то же время эти опыты, так правильно поставленные, так прямо ведущие к цели, решали в тот период вопрос первостепенной важности и произвели революцию во взглядах на материю.

Резерфорда не удовлетворяло изучение пучка α-лучей по наблюдению производимой ими ионизации, и он искал метод, каким он мог бы обнаружить отдельные α-частицы. Первое найденное им решение основывалось на методе сцинтилляций.

Еще Крукс заметил, что под влиянием бомбардировки положительными лучами некоторые вещества светятся - люминесцируют. Наиболее ярко светящимся веществом оказалась цинковая обманка. Когда Резерфорд вместе с Гейгером поместили цинковую обманку под микроскоп и направили на нее пучок α-лучей, то вместо того, чтобы видеть в поле зрения микроскопа ровный светящийся фон, они увидели отдельные вспыхивающие точки. Они заключили, что вспышки происходят в тех местах, где α-частицы ударяют о цинковую обманку. Так можно было определить число испускаемых α-частиц по счету вспышек, возникающих в цинковой Обманке.

Другой способ обнаружения α-частиц, открытый Резерфордом, благодаря изобретению усилительных ламп стал теперь еще более могущественным, чем счет сцинтилляций,- это метод счетчика. Этот метод основан на явлении, открытом Таунсендом. Если в газе при пониженном давлении находится острие, то можно подобрать такой потенциал, при котором еще не возникает разряд. Если теперь в окружающем газе произвести даже самую слабую ионизацию хотя бы одной α-частицей, то разряд сразу возникнет на некоторый промежуток времени. В 1908 г. Резерфорд и Гейгер построили первый счетчик, работающий на этом принципе. Он изображен на рисунке. Вместо острия они взяли тонкую проволочку 1, помещенную в цилиндрический сосуд 2. Между проволочкой и цилиндром создавался критический потенциал. Через отверстие 3, закрытое очень тонким слюдяным листком, могут проникать α-лучи, источник которых находится в сосуде 4. Разрядные токи от проволочки регистрируются струнным гальванометром, по отбросам которого можно считать α-частицы. Теперь в счетчике, изобретенном Резерфордом и Гейгером, струнный гальванометр заменяется ламповым усилителем, что делает счетчик чрезвычайно чувствительным. В современном своем виде он является одним из основных приборов, посредством которых только и стало возможным полное изучение космической радиации.

В 1910 г. к нему в лабораторию приехал работать молодой ученый по имени Марсден. Он попросил Резерфорда дать ему какую-нибудь очень простую задачу. Резерфорд поручил ему считать α-частицы, проходящие через вещество, и найти их рассеяние. При этом Резерфорд заметил, что, по его мнению, Марсден ничего особенного не обнаружит. Свои соображения Резерфорд основывал на принятой в то время модели атома Дж. Дж. Томсона. В соответствии с этой моделью атом представлялся сферой размером 10 -8 см с равнораспределенным положительным зарядом, в которую были вкраплены электроны. Гармонические колебания последних определяли спектры лучеиспускания. Нетрудно показать, что α-частицы должны были легко проходить через такую сферу, и особенного рассеяния их нельзя было ожидать. Всю энергию на своем пути α-частицы тратят на то, чтобы выбивать электроны, т. е. ионизовать окружающие атомы.

Марсден под руководством Гейгера стал делать свои наблюдения и скоро заметил, что большинство α-частиц проходит через вещество, но все же существует заметное рассеяние, а некоторые частицы как бы отскакивают назад. Когда это узнал Резерфорд, он сказал: "Это невозможно. Это так же невозможно, как для пули невозможно отскочить от бумаги".

Эта фраза показывает, как конкретно и образно он видел явление.

Изучая закон распределения отразившихся α-частиц, Резерфорд постарался определить, какое распределение поля внутри атома необходимо, чтобы объяснить закон рассеяния, при котором α-частицы могли бы даже возвращаться обратно. Он пришел к выводу, что это возможно тогда, когда весь заряд сосредоточен в центре, а не распределен по всему объему атома. Размер этого центра, названного им ядром, очень мал: 10 -12 -10 -13 см в диаметре. Но куда же тогда поместить электроны? Резерфорд решил, что отрицательно заряженные электроны надо распределить кругом - они могут удерживаться благодаря вращению, центробежная сила которого уравновешивает силу притяжения положительного заряда ядра. Следовательно, модель атома есть не что иное, как некая солнечная система, состоящая из ядра - солнца и электронов - планет. Так он создал свою модель атома.

Эта модель встретила полное недоумение, так как она противоречила некоторым тогдашним, казавшимся незыблемыми, основам физики. Резерфорд, конечно, понимал, что на основе максвелловской теории электроны, вращаясь вокруг центра, неминуемо должны испускать свет, терять свою кинетическую энергию и рано или поздно упасть на ядро. Идти вразрез с основами максвелловской теории в то время было чрезвычайно трудно. Поэтому модель атома Резерфорда вначале не была признана.

Так продолжалось два года. В это время к Резерфорду приехал работать молодой датский ученый Нильс Бор. Они часто обсуждали эту модель атома. Для Бора также было ясно, что принципы строения этой модели не находятся в соответствии с теми законами, которые было принято тогда считать основными. И Бор начал работать над этим парадоксом. Он верил в экспериментальную обоснованность модели Резерфорда, но надо было найти ей теоретическое обоснование. Ему пришла гениальная мысль применить для этого обоснования только тогда появившиеся идеи квантовой теории излучения. Они были выдвинуты сперва Планком и значительно обобщены Эйнштейном.

В 1913 г. Бор дает обоснование модели атома Резерфорда, которая теперь носит название модели Бора - Резерфорда и является той основой, на которой покоится вся современная атомная физика.

Одной из основных черт Резерфорда при его экспериментировании была исключительная наблюдательность, уменье обобщить явление, выяснить самое важное, самое нужное. Это можно проследить на ряде примеров. Когда он открыл эманацию тория, то он исходил из наблюдения разницы в ионизации, производимой торием при открытой и закрытой дверце электроскопа. Казалось, что поток воздуха, проходящий через препарат, изменяет радиоактивность самого тория. Резерфорд стал собирать этот воздух и сразу обнаружил, что он сам радиоактивен. Это и было открытием эманации. Большинство ученых, увидя разницу, начало было изучать явление либо при закрытой, либо при открытой дверце. Резерфорд же сразу ставит вопрос, почему это явление происходит так, а не иначе, и сейчас же старается уяснить себе, в чем тут дело. Вот этот неизменно возникающий вопрос "почему?" и таил в себе ключ к великим открытиям.

Вот другой случай. Его замечательная наблюдательность проявилась и при открытии искусственного разложения вещества. Дело в том, что когда наблюдали сцинтилляции, то часто оказывалось, что из бомбардируемого вещества вылетают лучи с очень длинным пробегом - гораздо более длинным, нежели пробег бомбардирующих α-частиц. Их наблюдали все, часто о них говорили, но никто не пытался их объяснить, никто не задавал себе вопроса "почему?". Резерфорд решил, что это явление надо проанализировать и попытаться выяснить, в чем дело. Вскоре объяснение было найдено. Оказалось, что под влиянием бомбардировки а-лучами атомы азота, всегда присутствующего в воздухе, распадаются. Этим и объяснялись длинные пробеги. Резерфорд поставил свои опыты исключительно просто. На рисунке

изображен его прибор. Герметическую камеру 1 через два крана можно заполнить газом при различных давлениях (2 - источник α-частиц, 3 - экран, на котором наблюдают сцинтилляции с помощью микроскопа 4). Экран со стороны источника α-частиц покрыт серебряной пластинкой, которая поглощает значительную часть энергии их пробега. Наполняя камеру 1 азотом, Резерфорд наблюдал, что при некотором давлении большинство сцинтилляций пропадает. Это происходит тогда, когда α-частицы, испускаемые радиоактивным источником, тратят всю энергию на ионизацию воздуха, и не доходят до экрана. Но остающиеся сцинтилляции указывали на присутствие очень малого количества α-частиц с пробегом в несколько раз больше пробега α-частиц, испускавшихся источником. Если вместо азота взять другой газ, например углекислоту или кислород, то таких остаточных сцинтилляций не появляется. Единственное объяснение в том, что они появляются из азота. Так как энергия остаточных α-частиц больше, чем первичных, то они могут появляться только за счет разложения ядра атома азота. Так было доказано разложение азота и принципиально решена задача алхимии.

Такая простота постановки вопроса, так просто экспериментально оформленная, не может не поразить любого исследователя, не только физика. Подобная простота является исключительно гениальной, в особенности когда она ведет к таким поразительным результатам.

Многие говорят, что Резерфорд обладал исключительной интуицией - он как бы чувствовал, как сделать опыт и что искать. Под интуицией обычно подразумевается какой-то бессознательный процесс, который идет внутри человека,- это то, чего нельзя объяснить, что подсознательно приводит к правильному решению. Я лично думаю, что, может быть, это отчасти и правда, но во всяком случае это сильно преувеличено. Для обычного читателя просто неизвестно то колоссальное количество работы, которое производит ученый. Он узнает только ту часть, которая ведет к определенным результатам. Наблюдая Резерфорда вблизи, можно было видеть, какое колоссальное количество работы он выполнял. Его энергия и энтузиазм были неисчерпаемы. Он все время работал и все время искал чего-то нового. Резерфорд публиковал и доводил до сведения своих товарищей ученых только работы с положительными результатами, и вряд ли они составляли больше нескольких процентов той громадной работы, которую он проводил; остальное не только не было опубликовано, но вообще оставалось неизвестным даже его ученикам. Иногда только по отдельным намекам, прорывавшимся в разговоре с ним, можно было уловить, что он нечто пробовал, но у него не вышло. Он не любил говорить о проектах своих работ и охотнее говорил только о том, что уже сделано и дало результаты.

Одним из блестящих примеров его исключительной проницательности является открытие нейтрона. Нейтрон- это материальная частица, по массе равная ядру водорода, но не несущая никакого заряда. Экспериментальное доказательство существования такой частицы было сделано Чадвиком - ближайшим учеником Резерфорда - в Кембридже в 1932 г. За это открытие Чадвик получил Нобелевскую премию. Он изучал одно явление, при котором в результате бомбардировки бериллия γ-лучами полония получились чрезвычайно проникающие лучи. Ему удалось показать, что это не были γ-лучи. Впервые эта радиация была обнаружена Боте и исследована затем супругами Жолио-Кюри, но объяснить ее удалось только Чадвику, который доказал, что в данном случае мы имеем дело с нейтронами. Открытие нейтрона играет огромную роль в современной ядерной физике, так как нейтрон является одной из основных элементарных частиц, из которых построены ядра всех элементов. Оказывается, что Резерфорд за 12 лет до открытия нейтрона чрезвычайно подробно предсказал возможность его существования. Вот выдержка из лекции Резерфорда в Королевском обществе, прочитанной в 1920 г.:

"Если мы правы в этом предположении,- говорил резерфорд,- то очень вероятно, что один электрон может связывать два ядра водорода или, что также возможно, одно ядро водорода. В первом случае это влечет за собой возможность существования атома с массой, равной почти 2, и с одним зарядом, который должен рассматриваться как изотоп водорода. В другом же случае это приводит к мысли о возможности существования атома, масса которого 1 и ядерный заряд 0.

Такое атомное образование не представляется невозможным. Современные взгляды таковы, что нейтральный атом водорода рассматривается как ядро с единичным зарядом, к которому на некотором расстоянии присоединен электрон, и спектр водорода объясняется движением этого удаленного электрона. При некоторых условиях, однако, электрон может быть связан с ядром водорода сильнее, образуя нечто вроде нейтрального дублета. Такой атом имел бы новые свойства. Его внешнее поле было бы практически равно нулю повсюду, за исключением области, прилегающей непосредственно к ядру. И по этой причине он мог бы свободно проходить через вещество. Его присутствие было бы трудно уловимо спектроскопом, и, вероятно, его было бы невозможно сохранить в закрытом сосуде. С другой стороны, он должен был бы свободно входить в структуру атомов и мог бы или соединяться с ядром, или быть разложенным его сильным полем, результатом чего возможен был бы вылет заряженного атома водорода или электрона или же их обоих".

Таким образом, Резерфорд задолго предсказал все те основные моменты, по которым стала развиваться вся ядерная физика после открытия Чадвика и Жолио-Кюри.

Я не назвал бы этот процесс интуицией. Это процесс глубокого мышления и глубокого экспериментирования. Мы все знали, что Резерфорд сам искал нейтрон - он искал его долго и настойчиво, но не нашел его там, где искал. В этой ситуации много зависело от случая. По, чему надо было выбрать бериллий и полоний, а не другие вещества - этого нельзя было предвидеть теорией. Тут надо было просто упорно искать...

Смерть Резерфорда - очень тяжелый удар для ученых всего мира. В нем наука потеряла величайшего со времен Фарадея пионера физических исследований. В продолжение всей своей жизни, столь плодотворной научными открытиями, он работал над самыми фундаментальными проблемами современной теории атома.

Его можно рассматривать не только как создателя новой главы в науке, но и как создателя целой новой науки - физики ядра.

Уже с 1896 г., совсем молодым человеком, он начал изучать радиоактивность, которая только была открыта, и с тех пор его работа, продолжавшаяся 40 лет, каждый год давала человечеству новые открытия и новые идеи, которые были руководящими в атомной физике во всем мире.

Его влияние на международную науку значительно усилилось благодаря большому количеству учеников всех национальностей, в том числе ряда советских ученых, которые работали в лаборатории Резерфорда. Его самоотверженность и необычайная индивидуальность заслужили с их стороны не только уважение и восхищение, но также и глубокую любовь. Так была создана вокруг него самая крупная школа физиков, которая когда-либо существовала. И мы легко понимаем, почему его смерть ощущалась многими учеными как большая личная потеря.

Резерфорд Эрнест (1871-1937)
Выдающийся учёный-физик с мировым именем, лауреат Нобелевской премии (1908 год), один из создателей атомной физики, сочетавший в себе гений экспериментатора с глубокими теоретическими знаниями.
Он родился в Новой Зеландии в семье мелкого фермера, где был четвёртым из 12 детей, поэтому к труду приобщился с раннего возраста. Работоспособность позволила ему закончить школу с великолепными результатами (580 баллов из 600 возможных) и получить стипендию для дальнейшего обучения в Англии. Интересно, что известие об этом он получил во время уборки на картофельной плантации и пророчески заметил: «Это, очевидно, последняя картошка, которую я выкапываю».
Картошка, действительно, была последней, но «копать» Резерфорду пришлось всю оставшуюся жизнь, только теперь в науке. Его научная деятельность началась в известной физикам всего мира Кавендишской лаборатории, из стен которой вышло 17 Нобелевских лауреатов. Под руководством крупнейшего учёного того времени Дж.Дж. Томсона Резерфорд «копал» так глубоко, что его молодые коллеги присвоили ему кличку «Кролик». Его интересовал широкий круг вопросов. Это и электромагнитные волны, и прохождение тока через газы, и радиоактивность. Именно исследование радиоактивных излучений принесло ему мировую известность и славу. С помощью магнитного поля радиоактивное излучение им было разделено на α и β- лучи, им открыт закон радиоактивного распада, им обоснована возможность превращений одних элементов в другие при радиоактивном распаде.
В 1908 году Эрнест Резерфорд становится Нобелевским лауреатом по... химии (тогда радиоактивность относилась не к физике, а к химии). По этому поводу сам Резерфорд сказал: «Я имел дело с многими разнообразными превращениями, ... но самое замечательное превращение заключалось в том, что я в один миг превратился из физика в химика».
Однако и в физике достижения и открытия Резерфорда столь значительны, что их хватило бы на несколько подобных премий. Напомним лишь некоторые из них:

  1. Опыты по рассеянию α-частиц, приведшие к планетарной модели атома.
  2. Первая в мире ядерная реакция, осуществлённая бомбардировкой α-частицами атомов азота, результатом которой явилось превращение азота в кислород (точнее в озон - изотоп кислорода). Кстати, Резерфордом было осуществлено 17 различных ядерных реакций.
  3. Открытие протона, являющегося составной частью ядра любого атома (1919 год). Протон был открыт в ходе осуществления первой ядерной реакции.
7 N 14 + 2 α 4 = 8 O 17 + 1 р 1

Став маститым учёным, Резерфорд приобрёл новую кличку - «Крокодил». Крокодил - существо, не умеющее пятиться назад. Резерфорд всегда шёл только вперёд и, зная о своей кличке, не обижался на коллег.
Э. Резерфорд щедро делился своими идеями с учениками, которые приезжали к нему из разных стран. Это англичанин Д. Чедвиг, открывший в 1932 году нейтрон, предсказанный Резерфордом; это российский физик П.Л.Капица, лучший ученик Резерфорда; это немецкий физик Г.Гейгер, сконструировавший счётчик α и β-частиц; это датчанин Н.Бор, ставший в один ряд со своим учителем в развитии атомной физики и т. д. Кстати, все вышеперечисленные ученики Резерфорда являются Нобелевскими лауреатами.
Из воспоминаний Капицы о Резерфорде: «... к людям он относился исключительно заботливо, особенно к своим ученикам. ... Не позволял работать дольше 6 часов вечера в лаборатории, а по выходным дням не позволял работать совсем». Он утверждал, что «плохи те люди, которые слишком много работают и слишком мало думают». Своему заместителю он неоднократно напоминал: «Всякому, кто имеет собственные идеи, нужно помочь их осуществить, даже если они кажутся не особенно важными или вообще невыполнимыми, ибо ошибки учат не меньше, чем успехи. ... Не забывайте, что многие идеи ваших мальчиков могут быть лучше ваших собственных и никогда не следует завидовать успехам своих учеников. ... Ученики заставляют меня казаться молодым».
Чувствуя отеческую заботу, ученики платили ему взаимной любовью. П.Л. Капица отмечал, что к Резерфорду полностью применимо изречение: «Простота - вот самая большая мудрость». И, действительно, несмотря на мировую известность, Резерфорд всегда оставался всегда простым в общении, в работе и в жизни вообще.
Сейчас мало кому известно, что в 1932 году его возводят в сан лорда и называют лордом Нельсоном (подобно лорду Кельвину), но сам он практически этим именем не пользовался, оставаясь простым сыном фермера.
Педагогическая деятельность Резерфорда не была столь успешной. На занятиях он постоянно увлекался рассказами о новых научных идеях и перспективах, а в итоге учащиеся не успевали усваивать программный материал. Увлекательно излагая на лекциях физические аспекты изучаемого вопроса, он почти никогда не мог довести до конечного результата математические выводы, относящиеся к данному вопросу. Сделав ошибку в доказательстве, он смущённо клал мел и говорил: «Если сделать все выводы правильно, то получится так, как я сказал». Однажды Резерфорд демонстрировал распад радия. Экран то светился, то гас. Он комментировал опыт так: «Теперь вы видите, что ничего не видно, а почему ничего не видно, вы сейчас увидите». Скорее всего Резерфорд никогда не готовился к лекциям, считая ненужным тратить время на то, что можно прочитать в учебнике.
Интересно, что имя Резерфорда часто пересекается с именем Ньютона. Так, Резерфорд женился на девушке, которую звали Мэри Ньютон (однофамилица великого учёного); отмечен факт, что Резерфорду в саду упал на голову сук от яблони, подобно тому, как Ньютону упало яблоко; даже могила Резерфорда находится рядом с могилой Ньютона.
Что же касается смерти Резерфорда, то она для всех явилась полной неожиданностью. Осенью 1937 года у него случилось ущемление грыжи, и на четвертый день после операции он скончался. Резерфорд похоронен в Соборе Святого Павла, известном как Вестминстерское аббатство. Его саркофаг установлен в, так называемом, «уголке науки», где захоронены И.Ньютон, М.Фарадей, Ч.Дарвин. Простой памятник над прахом учёного подтверждает его скромность. Но немеркнущим памятником великому Резерфорду стала атомная физика, отцом которой он является и которая получила блестящее развитие в трудах его многочисленных учеников.