Почему немецкая слобода называлась кукуй.

Немецкими слободами в XVI-XVII веках называли места поселения иностранцев в Москве и других городах России. В Москве немецкая слобода находилась в северо-восточной части Москвы, на правом берегу р. Яузы, близ ручья Кукуй. В простонародье получила название - слобода Кукуй. Первая Немецкая слобода в Москве появилась при Василии III, который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу Наливки в Москве, между Полянкой и Якиманкой. Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его нападения на Москву в 1571 году.

Походы царя Ивана IV в Ливонию доставили в Москву очень большое количество пленных немцев. Часть их была разослана по городам. Другая часть поселилась в Москве и для постройки отвели им новое место, близ устья Яузы, на её правом берегу. В 1578 году эта Немецкая слобода была подвергнута Иваном IV погрому.

Покровителем иностранцев был Борис Годунов. В его правление в Москве появилось много иностранцев. Однако Смута принесла с собой новое разорение: Немецкая слобода была выжжена дотла. Её население разбежалось по городам, а те, кто остались в Москве, стали селиться в местности у Чистых прудов, но дома их были на Арбате, на Тверской улице и на Сивцевом Вражке.

Живя в России, иноземцы ассимилировались с русскими, вступали с ними в родство, принимали православие, прислуживали русским царям. Русские люди, со своей стороны, тоже многое заимствовали у «немцев». В доме зажиточного русского человека XVII века было уже не редкостью встретить рядом с простыми липовыми или дубовыми столами или скамьями, столы и кресла из эбенового или индийского дерева. На стенах стали появляться зеркала, часы.

Иностранцы, селившиеся в Москве оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Это вызывало немалую зависть среди русского населения, влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства, домовладельцы жаловались, что «немцы» подымают цены на землю. Правительству пришлось удовлетворить эти жалобы. Около 1652 года было приказано немцам продать свои дома русским; иностранные церкви были снесены и всем иноземцам было предложено переселиться в местность нынешней Немецкой улицы, где и образовалась новая Немецкая слобода.

К концу XVII века это был уже настоящий немецкий (иностранный) городок с чистыми прямыми улицами, уютными и опрятными домиками. Отношение к Немецкой стороне было не одинаково. Одни благоволили это место, другие смотрели на иностранцев как еретиков.

Пётр I был частым посетителем этой слободы, здесь он познакомился с Лефортом и Гордоном, будущими сподвижниками царя, завёл роман с Анной Монс. При Петре Немецкие слободы потеряли свою автономию и стали подчиняться Бурмистерской палате.

Немецкая слобода находилась в северо-восточной части Москвы, на правом берегу Яузы , близ ручья Кукуй . Собственно, в народе это место так и называлась- слобода Кукуй . Ну а немцами в то время именовали любых иностранцев, не знавших русского языка («немых»).


Во время походов Ивана IV в Ливонию в Москве появляется большое количество пленных немцев. Часть их была разослана по городам. Другая часть селится в Москве, где им выделяется место близ устья Яузы , на её правом берегу. В 1578г. эта Немецкая слобода была подвергнута Иваном IV погрому.

При Борисе Годунове в Москве появляется много иностранцев, но во времена Смуты Немецкую слободу сжигают дотла, а ее население разбегается по городам. Оставшиеся в Москве обосновываются у в районе Поганых прудов, на Арбате, Тверской улице и на Сивцевом Вражке.

Постепенно численность иностранцев в Москве увеличивается, что послужило поводом для отделения их от православных москвичей. В 1652г. по царскому указу их переселили за пределы города в так называемую Новую Немецкую слободу, которая располагалась на том же месте, что и прежняя Немецкая слобода. Сюда же были перевезены из Москвы две лютеранские кирхи, и отведены особые места для них, а также место для кальвинистской (голландской) церкви.

Немецкая слобода и немецкое кладбище на плане Москвы 1630-1640гг. Гравюра из "Путешествия" А. Олеария

Иностранцы, которые селились в Москве, оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Это вызывало немалую зависть среди русского населения, влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства, домовладельцы жаловались, что «немцы» поднимают цены на землю. Правительству пришлось удовлетворить эти жалобы и примерно в 1652г. было приказано немцам продать свои дома русским-иностранные церкви были снесены и самим иноземцам было предложено переселиться в местность Немецкой улицы (Бауманская улица), где и образовалась новая Немецкая слобода.

К концу XVIIв. это был уже настоящий немецкий (иностранный) городок с чистыми прямыми улицами, уютными и опрятными домиками.

Во второй половине XVII в. на берегу Яузы была открыта одна из первых в Москве мануфактур — мануфактура Альберта Паульсена, а в 1701 Я. Г. Грегори открыл в Немецкой слободе частную аптеку. Переулок, на котором стояла аптека, получил название Аптекарского переулка.

Дом Лефорта

Частым гостем в Немецкой слободе был Пётр I. Тут он познакомился с Лефортом и Гордоном , будущими сподвижниками царя и завёл роман с Анной Монс . Также при Петре I Немецкие слободы потеряли свою автономию и стали подчиняться Бурмистерской палате .

Франц Яковлевич Лефорт Патрик Леопольд Гордон

С началом XVIII в. привычный слободской уклад почти исчез, территория стала застраиваться дворцами знати. На берегу Яузы появились Шёлковая фабрика русского предприимателя П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и разного рода другие производства.

После 1812 г. бывшая Немецкая слобода была заселена главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая улица (с 1918 — Бауманская улица). А с середины XIX в. название Немецкая слобода и вовсе исчезает из московской лексики и на её территории частично распространяется название Лефортово.

Пройдемся немного по улицам бывшей Немецкой слободы и посмотрим что же тут интересного...

Главный дом усадьбы Карабановых VXIIIв.

Усадьба была построена по проекту М. Ф. Казакова. Главный дом усадьбы построен не позднее 1770-х гг. В конце XVIIIв. усадьба принадлежала бригадиру Ф.Л. Карабанову, а с 1799г. его сыну, П. Ф. Карабанову, коллекционеру отечественных древ-ностей.

Вдоль Бауманской улицы попадается историческая застройка XVIII—XIX веков

Лефортовская полицейская часть. Старокирочный пер. д. 13
В середине XVIIIв. участком, на котором стоит это здание владел генерал-поручик Мартынов, а в конуе XVIII-начале XIXв.-генерал А.М. Нестеров

В 1832г. этот участок был приобретен казной, и до установления советской власти тут помещался Лефортовский частный дом, в котором располагались казармы полицейских, пожарная часть и канцелярия. Над домом была надстроена деревянная каланча, разобранная в советское время

Жилой дом XVIII-XIX вв. В этом доме жил живописец Франц Гильфердинг, который приехал в Россию в конце XVIIIв. из Вены и писал декорации для театральных постановок в Петербурге и Москве

Лефортовский дворец XVII-XVIIIвв. Вторая Бауманская ул., д. 3
Дворец строился в 1697—1699гг. зодчим Д. Аксамитовым и по окончании строительства был подарен Петром I генералу Лефорту. Планировка дворца говорит о новых принципах русской архитектуры: план симметричен по композиции, на углах и в центре расположены выступы, где помещались залы дворца. В центральном зале находилась огромная изразцовая печь, на стенах висели портреты, называвшиеся тогда «парсунами». Здесь Петр I устраивал свои знаменитые пиры-ассамблеи.


В 1706—1708гг. новый владелец дворца А.Д. Меншиков окружает парадный дворцовый двор замкнутым прямоугольником корпусов с торжественным, тяжелым по пропорциям въездом. Со стороны двора эти корпуса имели аркады, столь типичные для итальянских двориков. В XIX веке аркады в основном были заложены. Автором этих корпусов считают итальянца Дж.М. Фонтана.

Именно тут Петр I резал боярский бороды


В 1729-30 гг. дворец был местом пребывания несовершеннолетнего императора Петра II, смерть которого тоже произошла в этом здании.

План Лефортовского дворца

Лефортовский дворец на переднем плане на фотографии XIXв.

Слободской дворец графа А.П. Бестужева-Рюмина (МГТУ им. Н.Э. Баумана) 1749г. Вторая Бауманская улица, д. 5
После А.П. Бестужева-Рюмина принадлежал А.А. Безбородко, который подарил его Павлу I в 1797 году. В 1797-1812 гг. служил московской резиденцией императоров. В 1812 г. сгорел и отстроен заново в 1826 для мастерских Императорского Воспитательного Дома для мальчиков-сирот.

Современный вид в стиле позднего московского ампира зданию придал архитектор Д.И. Жилярди. В центральной части украшено скульптором И.П. Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника

Фото начала 1930-х гг.

Деталь ограды Слободского дворца с загадочной надписью

Общежитие для неимущих студентов Императорского технического училища, начало XXв. Бригадирский пер., д. 14
Построено в 1903 году по проекту архитектора Л. Н. Кекушева на средства, собранные В.А. Морозовой как председателя Общества вспомоществования нуждающимся студентам Императорского Московского технического училища

Фото начала XXв.

А это деталь ограды в виде фасции Сенатского дома или так называемых Фанагорийских казарм, XVIIIв.

Когда-то это место выглядело вот так

Бригадирский пер., д. 11

Бауманская ул., д. 70

Ул. Радио, д. 14

Вид в сторону дома 14. Справа на снимке аэросани, разработанные в ЦАГИ под Руководством А.Н. Туполева


Елизаветинский институт благородных девиц, XIXв. ул. Радио, д. 10
Основан в 1825г. Назван в честь императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I), размещался в усадьбе с ныне несуществующим регулярным парком и системой прудов, которая в начале XVIII в. принадлежала Ф.Ю. Ромодановскому, затем М.Г. Головкину, а в середине XVIII в. при Н.А. Демидове была увеличена вдвое и получила новый одноэтажный барочный дом.

В конце XVIII в. были возведены каменная оранжерея, а также комплекс одноэтажных зданий (дом и театр) в стиле раннего классицизма. После основания Елизаветинского института были выстроены парковое здание, церковь (вторая половина XIX в.); на рубеже XIX—XX вв. главный дом был частично перестроен в упрощенных неоклассицистических формах. После 1917г. Елизаветинский институт упразднён, а с 1931г. здание занимает Московский областной педагогический университет.

Елизаветинский институт благородных девиц, фото начала XXв.

Корпус механического завода А. К. Дангауэра и В. В. Кайзера, 1889г., ул. Радио, д. 13

Аэродинамическая вышка на корпусе экспериментального отдела ЦАГИ

Городская усадьба XIXв. Ул. Радио, д. 11

Комплекс усадьбы перестроен архитектором П.А. Дриттенпрейсом в 1885—1896 гг.

Храм вознесения на Гороховом поле, XVIIIв., ул. Радио, д.2с1. Архитектор М.Ф.Казаков. Гороховое поле известно с 1718г. Здесь в XVII в. жил иноземец Давыд Бахерат. В 1718г. был загородный двор канцлера Г.И.Головкина, который в 1731 г. просил разрешения построить, а в сентябре1733г. освятил при своем доме каменную церковь Вознесения. В 1741г. все имения Головкина были конфискованы, а около 1742г. двор его перешел к графу А.Г.Разумовскому.

В 1773г. церковь из домовой стала приходской. Нынешняя каменная построена тщанием священника Петра Андреева при особом вспомоществовании прихожанина Николая Никитича Демидова и других прихожан. Закладка состоялась 25 мая 1788г., освящение 2 мая 1793г. Храм является редким памятником архитектуры раннего классицизма. Обновление церкви было в 1872г.

Храм вознесения на Гороховом поле, фото конца XIXв.


В начале XX в. при храме была церковно-приходская школа. После закрытия в 1935 г. в нем находилось общежитие. В 1980г. здание занимала типография производственного объединения «Упаковка» Министерства легкой промышленности. В 1960-е гг. церковь была внешне отреставрирована, а в 1990-м отреставрирована вновь. В 1990-м г. согласно письму Патриарха Алексия II от 31 августа исполком Моссовета передал храм Православной Церкви. Богослужения возобновлены в 1993 г.

Усадьба Струйских-Белавиных-Варенцовых, XVIII-XIXвв., Токмаков пер., д. 21/2-23
Первым известным владельцем местности, в которой стоит эта усадьба, был памятный в истории русской культуры XVIII в. издатель и поэт Николай Струйский. В 1771 г. усадьба перешла секунд-майору П. Б. Белавину, устроившему на территории усадьбы, на ее восточной половине, шелковую фабрику.

Н. Струйский

Она впервые была заведена в 1743г. московским купцом Михаилом Савиным, у сына которого и приобрел ее Белавин. На фабрике находилось 22 стана, на которых работали 35 мужчин и 23 женщины, фабрика в 1775г. вырабатывала тканей на 16 620 рублей. Возможно, именно здесь, на белавинской фабрике, стал работать еще мальчиком его крепостной Федор Гучков, позднее заведший собственное дело и ставший одним из самых известных московских текстильных фабрикантов.

Фабрика действует еще и при следующих владельцах - купцах Четвериковых, но в конце XIXв. заводские корпуса сносят и на их месте разбивают сад. В 1890 г. усадьба был продана предпринимателю Николаю Александровичу Варенцову, торговавшему хлопком и шерстью, главе правления мануфактуры в Кинешме.

После революции здесь устроили коммунальные квартиры, а позже расположились различные советские конторы. С 1995г. в усадьбе поселилось Общество купцов и промышленников России. А в 2001г. началась полная реконструкция-фактически была создана обыкновенная бетонная копия усадьбы… Заодно изменилась и окраска главного дома - из жёлтого он стал голубым.

Церковь Второй общины старообрядцев-поморцев брачного согласия во имя Воскресения Христова и Покрова Богоматери, 1907-1908гг., архитектор И.Е. Бондаренко.
Богатые старообрядцы не жалели денег на возведение и украшение церквей, которые стали строиться после отмены запрета, наложенного в 1856г. И.В. Морозов говорил архитектору: "Что нужно - скажите, все будет... Никакой сметы не нужно, сколько нужно, столько и будет стоить, только чтобы было хорошо!" В Токмаковом переулке строительство началось 1 мая 1907г., а осенью здание уже стояло, готовое для отделочных работ, которые продолжались всю зиму и весну следующего года. Освящение во имя Воскресения Христова и Покрова Богородицы происходило 8 июня 1908г. Стоимость строительства и отделки составила около 150 тысяч рублей.

Фото 1909г.

Все в храме было сделано по проекту И. Е. Бондаренко: и иконостас темного мореного дуба, и бронзовая утварь, и украшения кованого железа, и майолика, выполненная в гончарной мамонтовской мастерской "Абрамцево" в Бутырках. В данный момент вроде как проводятся реставрационные работы

Деревянный жилой дом А. В. Крупенникова, 1912-1913гг., архитектор В. А. Рудановский, Денисовский пер., д. 24

Особняк 1903г., архитектор Л.Ф. Даукш, Денисовский пер., д. 30с1

Особняк начала XIXв., Денисовский пер. 23
В основе этого здания находятся палаты XII-XVIIIвв., полностью сохранившие в подклетном этаже систему сводов. В 1777г. его владельцем был И.И. Бутасов. Возможно, что к 1817г. его на значительно более старом основании выстроил подпоручик С.Г. Савин

А это самая первая постройка архитектора Ф.О. Шехтеля. Бауманская ул. д. 58
В 1878 году (по другим данным, в 1884 году) он выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова, выстроив для него на углу Немецкой современной Бауманской) и Денисовского переулка жилое здание.

Вот такая получилась прогулка. Надеюсь не очень вас утомил. Спасибо что прошлись вместе со мной

Годы 1689 - 1699

(начало)

Продолжение «потех»

С 1689 г. Петр стал самостоятельным правителем безо всякой видимой опеки над ним. Однако сам он не чувствует никакого вкуса к власти и отлает ее другим. С падением Софьи главными лицами в правительстве стали царица Наталья и патриарх Иоаким. Иностранные сношения (Посольский приказ) были поручены Льву Кирилловичу Нарышкину. Прежде влиятельный, Борис Голицын потерял теперь свое влияние, благодаря тому, что его заподозрили в желании смягчить участь кн. В. В. Голицына. Сам Петр, оставив дела на руки матери и родных, возвратился к потехам и кораблестроению. Если же иногда он и вмешивался в жизнь двора и государства, то при столкновениях со взглядами своей матери и патриарха должен был им уступать. Так, новое правительство обнаруживало резкое нерасположение к иноземцам (вероятно, под влиянием патриарха), несмотря на то, что Петр лично к ним благоволил. По смерти же патриарха Иоакима (1690 г.) на его место был избран Адриан положительно против воли Петра, предлагавшего другое лицо.

Петр зато совершенно самостоятельно устраивал свою личную жизнь. В эти годы он окончательно сблизился с иноземцами. Прежде они являлись около него как учителя и мастера, необходимые для устройства потех, и только. Теперь же мы видим около Петра иностранцев – друзей, сотрудников и наставников в деле, товарищей в пирушках и веселье. Заметнее прочих из таких иностранцев были шотландец Патрик Гордон, в то время уже генерал русской службы, и швейцарец Франц Лефорт, полковник русской службы. Первый был очень умным и образованным инженером и артиллеристом. Всегда серьезный, но любезный и остроумный, всегда следящий за наукой и политикой, Гордон был слишком стар, чтобы стать товарищем Петру (в 1689 г., когда с ним познакомился Петр, ему было 54 года); но Гордон привлек к себе Петра своим умением обходиться с людьми и по своим знаниям и уму стал его руководителем во всех серьезных начинаниях. Петр до самой смерти Гордона выказывал ему свое уважение и привязанность. Но ближе и сердечнее сошелся Петр около того же 1689 г. с Лефортом. Это был не совсем уже молодой человек (род. в 1653 г.), но живость характера и редкая веселость и общительность позволили Лефорту стать другом юноши-царя. Далекий от серьезной науки, Лефорт, однако же, имел некоторое образование и мог действовать на Петра развивающим образом. Ему именно приписывают некоторые исследователи наибольшую роль в развитии у Петра стремления к Западу. Думают, что Лефорт, доказывая царю превосходство западноевропейской культуры, развил в нем слишком пренебрежительное отношение ко всему родному. Но и без Лефорта, по своей страстности, Петр мог воспитать в себе это пренебрежение.

Франц Яковлевич Лефорт

Преимущественно через Гордона и Лефорта Петр ознакомился с бытом Немецкой слободы. Иноземцы в XVII в. были выселены из Москвы в подгородную слободу, которая и получила название Немецкой. Ко времени Петра слобода эта успела обстроиться и смотрела нарядным западноевропейским городком. Иноземцы жили в ней, конечно, на западный лад. В эту-то европейскую обстановку и попал Петр, ездя в гости к своим знакомым иностранцам. Лефорт, который пользовался в слободе большой известностью и любовью, ввел Петра запросто во многие дома, и Петр без церемонии гостил и веселился у "немцев".

Слобода оказала на него большое влияние, он увлекся новыми для него формами жизни и отношений, отбросил этикет, которым была окружена личность государя, щеголял в "немецком" платье, танцевал "немецкие" танцы, шумно пировал в "немецких" домах. Он даже присутствовал на католическом богослужении в слободе, что, по древнерусским понятиям, было для него вовсе неприлично. Сделавшись в слободе обычным гостем, Петр нашел там и предмет сердечного увлечения – дочь виноторговца Анну Монс. Мало-помалу Петр, не выезжая из России, в слободе ознакомился с бытом западноевропейцев и воспитал в себе привычку к западным формам жизни . Вот почему историки придают важное значение влиянию на Петра Немецкой слободы. Она явилась для Петра первым уголком Европы и завлекла его к дальнейшему знакомству с ней.

В Немецкой слободе. Картина А. Н. Бенуа, 1911

Но с увлечением слободой не прекратились прежние увлечения Петра – воинские потехи и кораблестроение. В 1690 г. мы видим большие маневры в селе Семеновском, в 1691 г. – большие маневры под Пресбургом, потешной крепостью на Яузе. Все лето 1692 г. Петр проводит в Переяславле, куда приезжает и весь московский двор на спуск корабля. В 1693 г. Петр с разрешения матери едет в Архангельск, с увлечением катается по морю и основывает в Архангельске верфь для постройки кораблей. Море, первый раз виденное Петром, влечет его к себе. Он возвращается и в следующем году в Архангельск.

Мать его, царица Наталья, умерла в начале 1694 г., и Петр стал теперь вполне самостоятелен. Но он еще не принимается за дела, – все лето проводит на Белом море и чуть не гибнет во время бури по дороге в Соловки. В Архангельске с ним теперь значительная свита; Петр строит большой корабль, Гордон носит название контр-адмирала будущего флота; словом, затевается серьезный флот на Белом море. В том же 1694 году мы видим последние потешные маневры под деревней Кожуховом, которые нескольким участникам стоили жизни.

Так кончил Петр свои потехи. Постепенно охота к лодкам довела его до мысли о флоте на Белом море; постепенно игра в солдаты привела к сформированию регулярных полков и к серьезным военным маневрам. Потехи теряли потешный характер, царь уже не только тешился, но и работал. Мало-помалу складывались в нем и политические планы – борьба с турками и татарами.

В свои 20-22 года Петр многое знал и многое умел сравнительно с окружающими. Самоучкой или под случайным руководством он познакомился с военными и математическими науками, с кораблестроением и военным делом. Руки его были в мозолях от топора и пилы, физическая деятельность и подвижность укрепили и без того сильное тело. Напряженные физические и умственные работы вызывали, как реакцию, стремление отдохнуть и повеселиться. Нравы этой эпохи и особенности окружавшей Петра среды обусловили несколько грубоватый характер веселых отдохновений Петра. Не довольствуясь семейными вечеринками в Немецкой слободе, Петр любил кутнуть в холостой компании. Эта компания даже получила некоторую постоянную организацию и называлась "всешутейшим собором"; председателем ее был бывший учитель Петра Никита Зотов , носивший звание "Ианикита, всешутейшаго пресбургскаго, яузскаго и кокуйскаго патриарха". Служила эта компания, как сама выражалась, "Бахусу и Ивашке Хмельницкому". С этой компанией Петр устраивал иногда сумасбродные забавы (например, публично в 1694 г. отпраздновал свадьбу шута Тургенева с шутовским церемониалом). На святках с ней Петр ездил веселиться в дома своих придворных. Но жестокой ошибкой было бы думать, что эти забавы и компания отвлекали Петра отдела. И сам Петр, и его окружающие умели работать и "делу отдавали время, а потехе час".

Однако дружба Петра с иноземцами, эксцентричность его поведения и забав, равнодушие и презрение к старым обычаям и этикету дворца вызывали у многих москвичей осуждение – в Петре видели большого греховодника. И не только поведение Петра, но и самый его характер не всем мог понравиться. В природе Петра, богатой и страстной, события детства развили долю зла и жестокости. Воспитание не могло сдержать эти темные стороны характера, потому что воспитания у Петра не было. Вот отчего Петр был скор на слово и руку. Он страшно вспыхивал, иногда от пустяков, и давал волю гневу, причем иногда бывал жесток. Его современники оставили нам свидетельства, что Петр многих пугал одним своим видом, огнем своих глаз. Примеры его жестокости увидим на судьбе стрельцов. Петр вообще казался грозным царем уже в своей молодости.

Координаты 55°46′00″ с. ш. 37°40′55″ в. д. H G Я O L

Старая Немецкая слобода

Первая Немецкая слобода в Москве появилась при Василии III , который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу Наливки в Замоскворечье , между Полянкой и Якиманкой . Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его нападения на Москву в 1571 году .

Живя в России, иноземцы сохраняли своё вероисповедание, вступая в браки между собой независимо от национальности и религиозной принадлежности. Они приезжали в Россию ради торговли или для вступления в службу русским царям в качестве военных, медиков или мастеров разных специальностей. Увеличение их численности в Москве послужило поводом для отделения их от православных москвичей. Иностранцы, селившиеся в Москве, оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Это вызывало немалую зависть среди русского населения, влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства, домовладельцы жаловались, что «немцы» поднимают цены на землю. Правительству пришлось удовлетворить эти жалобы.

Новая Немецкая слобода

Согласно царскому указу от 4 (14 ) октября года, иностранцы, не принявшие православия, должны были разобрать и перенести свои дома на новое место и образовать иноверческое поселение за пределами города - в Новой Немецкой слободе. Под эти цели был выделен пустующий участок на правом берегу Яузы , западнее Басманных слобод и южнее дворцового села Покровского. Границами территории Новонемецкой слободы были: на севере - Покровская дорога, на востоке и юге - река Яуза, на западе - река Чечёра . Иностранцы застраивали Новонемецкую слободу преимущественно деревянными домами. Участки для постройки отводились каждому, в зависимости от его состояния, должности или промысла. Поселение было разделено правильными улицами, центральной из которых стала Большая улица (Немецкая, ныне - Бауманская).

Большую часть населения слободы составляли военные. По переписи 1665 года две трети от общего числа дворов принадлежало офицерам, которые были набраны на царскую службу из Германии , Батавии , Англии , Шотландии и других стран, которым регулярно платилось жалование даже в мирное время . До указа от 18 мая 1666 года Новая Немецкая слобода была в ведомстве Иноземского приказа .

Церкви Немецкой слободы

На территории Немецкой слободы к концу XVII века было четыре церкви, где неправославным европейцам разрешалось беспрепятственно проводить богослужения :

  • Лютеранская церковь Святого Михаила (совр. ул. Радио , 17) - «старая» или «купеческая» церковь (кирха), «старая обедня». Старейшая лютеранская церковь в Москве. Приход этой церкви существовал уже в 1576 году, до разорения опричниками Старой Немецкой слободы. В Новой Немецкой слободе построена в 1684-1685 годах - первая каменная церковь Немецкой слободы, затем построена заново в 1764 году. От церкви носит своё название располагавшийся рядом Новокирочный переулок (церковь «старая» - переулок «новокирочный»).
  • Лютеранская церковь Святых Петра и Павла - «новая» или «офицерская» церковь (кирха), «новая обедня». Изначально была деревянной, затем в 1694 году была построена каменная церковь, где в отличие от деревянной церкви был установлен орган . На закладке церкви присутствовал сам Пётр I, поэтому некоторые историки предполагают, что он выделил деньги на строительство церкви и заложил первый камень в её основание. Церковь была названа в честь святого покровителя царя - апостола Петра. От церкви носит название Старокирочный переулок (церковь «новая» - переулок «старокирочный»).
  • Реформатская церковь - в единую общину которой входили голландские кальвинисты и англичане англиканского вероисповедания, не имевшие своей церкви. Впервые церковь упоминается в 1616 году. Изначально была деревянной, в 1694 году - заменили на каменную; по размеру была меньше лютеранских церквей. Располагалась на углу Голландского переулка переулка и Немецкой улицы .
  • Католическая церковь Святых Апостолов Петра и Павла - была построена позже всех. Небольшая деревянная церковь была построена в конце XVII века (ок. 1698 г.), затем в 1706 году, когда Пётр I правил единовластно, а влияние православной церкви заметно ослабло, вместо деревянного был выстроен каменный храм, освященный в честь покровителей царя - святых апостолов Петра и Павла. Церковь по размеру была больше реформатской церкви и немного меньше церкви Св. Михаила. Располагалась на углу Немецкой улицы и Кирочного переулка. С начала XVIII века при церкви имелась

Вконтакте

Немецкая слобода - место поселения иностранцев в Москве в XVI-XVIII веках.

В простонародье получила название - слобода Кукуй.

Немцами тогда называли не только уроженцев Германии, но и вообще любых иностранцев, не знавших русского языка («немых»).

Генрих де Витта , Public Domain

История

Первая Немецкая слобода в Москве появилась при Василии III , который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу Наливки в Замоскворечье, между Полянкой и Якиманкой. Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его нападения на Москву в 1571 году.

Походы царя Ивана IV в Ливонию доставили в Москву очень большое количество пленных немцев. Часть их была разослана по городам. Другая часть поселилась в Москве и для постройки отвели им новое место, близ устья Яузы, на её правом берегу. В 1578 году эта Немецкая слобода была подвергнута Иваном IV погрому.

Покровителем иностранцев был Борис Годунов. В его правление в Москве появилось много иностранцев. Однако Смута принесла с собой новое разорение: Немецкая слобода была выжжена дотла. Её население разбежалось по городам, а те, кто остались в Москве, стали селиться в местности у Поганых прудов, но дома их были на , на и на Сивцевом Вражке.


Серге́й Васи́льевич Ивано́в (1864–1910) , Public Domain

Живя в России, иноземцы сохраняли своё вероисповедание, вступая в браки между собой независимо от национальности и религиозной принадлежности. С русскими вступали в брак очень редко и только те, кто принял православную (греческую) веру. Они приезжали в Россию ради торговли или для вступления в службу русским царям в качестве военных, медиков или мастеров разных специальностей.

Увеличение их численности в Москве послужило поводом для отделения их от православных москвичей. В 1652 г. по царскому указу их переселили за пределы города - в Новую Немецкую слободу, которая располагалась на том же месте, что и прежняя Немецкая слобода. Сюда же были перевезены из Москвы две лютеранские кирхи, и отведены особые места для них, а также для кальвинистской (голландской) церкви.

В XVII в. русские люди, главным образом из придворного дворянства, заимствовали у «немцев» предметы быта. В доме зажиточного русского человека XVII века было уже не редкостью встретить рядом с простыми липовыми или дубовыми столами или скамьями, столы и кресла из эбенового или индийского дерева. На стенах стали появляться зеркала, часы.

Иностранцы, селившиеся в Москве, оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Это вызывало немалую зависть среди русского населения, влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства, домовладельцы жаловались, что «немцы» подымают цены на землю. Правительству пришлось удовлетворить эти жалобы. Около 1652 года было приказано немцам продать свои дома русским; иностранные церкви были снесены и всем иноземцам было предложено переселиться в местность Немецкой улицы (ныне - Бауманская улица), где и образовалась новая Немецкая слобода.

К концу XVII века это был уже настоящий немецкий (иностранный) городок с чистыми прямыми улицами, уютными и опрятными домиками. Отношение к Немецкой стороне было не одинаково. Одни благоволили к ней, другие смотрели на иностранцев как на еретиков.

На берегу во второй половине XVII в. была открыта одна из первых в Москве мануфактур - мануфактура Альберта Паульсена. В 1701 Я. Г. Грегори открыл в Немецкой слободе частную аптеку. Переулок, на котором стояла аптека, получил название Аптекарского переулка. Пётр I был частым посетителем этой слободы, здесь он познакомился с Лефортом и Гордоном, будущими сподвижниками царя, завёл роман с Анной Монс. При Петре Немецкие слободы потеряли свою автономию и стали подчиняться Бурмистерской палате.

С начала XVIII в. слободской уклад почти исчез, территория стала застраиваться дворцами знати. На берегу Яузы появилась Шёлковая фабрика русского предпринимателя П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и др. После наполеоновского погрома 1812 г. бывшая Немецкая слобода заселена главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая улица (с 1918 - Бауманская улица). С середины XIX в. название Немецкая слобода исчезает в московской лексике и на её территории частично распространяется название Лефортово.

Фотогалерея


Основан: XVI–XVIII века

Полезная информация

Неме́цкая слобода́

Культурное наследие

На территории Немецкой слободы были выстроены церкви других христианских конфессий, отличных от православия.

Среди них католическая церковь Святых Апостолов Петра и Павла, которая была снесена, а взамен в 1845 году построена новая, ближе к центру Москвы, в Милютинском переулке.

Исторически на территории Немецкой слободы было две лютеранских церкви:

  • Церковь Святого Михаила (совр. ул. Радио, 17) - «старая церковь» (кирха) или «купеческая церковь». Снесена в 1928 году. От кирхи носит своё название, располагавшийся рядом, Новокирочный переулок (церковь «старая» - переулок «новокирочный»).
  • Церковь Святых Петра и Павла - «новая церковь» (кирха) или «офицерская церковь». Сгорела во время пожара 1812 года. От кирхи носит название Старокирочный переулок (церковь «новая» - переулок «старокирочный»).

Культурный слой Немецкой слободы (XVI в.-XVII в.) - памятник археологии с федеральной категорией охраны.

Из жилой застройки сохранился в сильно перестроенном виде дом голландских медиков Ван-дер-Гульст, именуемый в просторечии домом Анны Монс.