Православие в России. Церковь и русская армия

Задание №1

Задания с рядами

(по 2 балла за каждый правильный ответ)

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

    Образование, церковь, трудовой коллектив, армия.

    Государство, армия, экономика, юстиция, здравоохранение

    Социализация, обеспечение экономической безопасности, воспроизводство, обеспечение рекреации, эмоциональная поддержка.

Ответ:

1. все это каналы социальной мобильности

2. все это формальные социальные институты

3. все это функции семьи

2. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните , почему вы так решили.

1. Получение образования, выгодный брак, смена политического режима, избрание в органы власти.

2. Насмешка, бойкот, порицание, конфискация имущества, исключение из группы

3. Поведение, мотивы, санкции, ожидания

Ответ:

1. Смена политического режима – пример групповой мобильности, тогда как все остальное – примеры восходящей индивидуальной мобильности

2. конфискация имущества – формальные негативные санкции, все остальное – неформальные негативные санкции

3. санкции – относятся к социальному контролю, все остальное – к системе социального взаимодействия

Задание №2 Соответствие элементов из двух перечней (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

    Приведите в соответствие название теорий, терминов и идей и имен мыслителей и ученых их создавших. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем теорий.

Теории, термины, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. социальный класс

2. общественный договор

3. латентные функции

4. социальный институт

5. культурный лаг

6. социальная мобильность

7. закат Европы

8. мультикультурализм

9. социальное действие

А) К. Маркс

Б) Э. Дюркгейм

В) Дж.Локк

Г) Р. Мертон

Д) П. Сорокин

Е) У. Огборн

Ж) О. Шпенглер

Задание №3 Задания по тексту (по 2 балла за каждый правильный ответ)

Вставьте в текст пропущенные слова и словосочетания.

Правительство намерено дополнительно стимулировать ____________________ автомобильной техники и создание профильных предприятий за рубежом. Поддержка экспортеров в виде _____________________ ставок по кредитам действует и сейчас, а на 2012 год на это заложено 3 млрд руб.

А вот глобальным автоконцернам помощь _______________________ пока не нужна. Такие меры будут необходимы лишь лет через пять - до этого альянс Renault-Nissan вместе с «АвтоВАЗом» будет работать в основном на удовлетворение растущего _____________­­­­__ _______________. У всех пришедших в Россию иностранцев главная задача - обеспечить автомобилями внутренний рынок. Поэтому им нужно резко увеличивать уровень локализации и повышение ______________________ автокомпонентов местного производства.

Ответ:

Правительство намерено дополнительно стимулировать экспорт автомобильной техники и создание профильных предприятий за рубежом. Поддержка экспортеров в виде субсидирования ставок по кредитам действует и сейчас, а на 2012 год на это заложено 3 млрд руб.

А вот глобальным автоконцернам помощь государства пока не нужна. Такие меры будут необходимы лишь лет через пять - до этого альянс Renault-Nissan вместе с «АвтоВАЗом» будет работать в основном на удовлетворение растущего внутреннего спроса . У всех пришедших в Россию иностранцев главная задача - обеспечить автомобилями внутренний рынок. Поэтому им нужно резко увеличивать уровень локализации и повышение качества автокомпонентов местного производства.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

УЧЕБНЫЙ ГОД ШКОЛЬНЫЙЙ ЭТАП. 11 КЛАСС. ЗАДАНИЯ.

Время выполнения 1 час 20 мин. Максимальное количество баллов - 100

Задание 1 . (Максимум за задание 12 баллов)

Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Какие из характеристик, присущи любому налогу?

а) обязательность уплаты б) безвозмездность в) пропорциональность доходу

г) возвратный характер д) законодательное установление

1.2. На какие из товаров спрос будет эластичным?

а) престижный автомобиль б) хлеб в) баранина г) электрические лампочки д) фломастеры е) соль

а) профессиональные военные б) лица без определенного места жительства

в) лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда г) священнослужители

д) признанные судом недееспособными е) привлеченные к суду по административному делу

ж) проживающие за границей

Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных

в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования

г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение б) доступ к политической власти в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии д) национальность

Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет

г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же центру вопросы только культурного характера

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6

Задание 2 . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы в таблицу (всего – 10б.

1. Конституция РФ предусматривает право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

2. Владелец облигации является кредитором акционерного общества

3. Косвенные налоги выплачивают только физические лица.


4. Увеличение объема гуманитарных предметов в программе обучения школьников выражает тенденцию гуманизации образования.

5. Не все кооперативы являются коммерческими организациями

6. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

7. Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.

8. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом..

9. В "ноосферной" модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке.

10. Правом на альтернативную гражданскую службу обладают представители малочисленных коренных народов при условии занятия традиционными промыслами.

Задание 3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. (всего 12 бал.)

1. Правовой обычай, прецедент, нормативный правовой акт, правовая доктрина

2. Семья, религия, государство, производство, образование

__________________________________________________________________________

3. Образование, церковь, армия, политическая деятельность, собственность, брак

_________________________________________________________________________

4. Свободное ценообразование, экономическая свобода участников производственного процесса, свободная конкуренция, максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности

__________________________________________________________________________

5. право на жизнь и охрану здоровья; право на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; право на личную свободу и свободу передвижения; равенство всех перед законом и судом; право на свободу совести и веророисповедания

__________________________________________________________________________

6. Ж.-П. Сартр, А.Камю, М. Хайдеггер, К.Ясперс, М.Бубер

__________________________________________________________________________

Задание 4. В приведенном ниже тексте допущены ошибки. Найдите и исправьте их. (всего – 6 баллов)

«В системе ценностей и мировоззренческих образов техногенной (западной) культуры человек рассматривается как противостоящий обществу, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира. Западная традиционалистская система ценностей полагает человека включенным в организм природы; вектор человеческой активности ориентирован вовнутрь, на самовоспитание, включение в традицию.

В восточной культурной традиции долгое время доминировал идеал истинного знания как самоценности. Когда Сократа спрашивали, как жить добродетельно, он отвечал, что сначала надо понять, что такое добродетель. Иначе говоря, истинное знание о добродетели задает ориентиры нравственного поведения.

Иной подход характерен для западной культурной традиции. Там истина не отделялась от лжи. Один и тот же иероглиф «Дао» обозначал в древнеиндийской культуре закон, истину и нравственный жизненный путь. Когда ученики Платона спрашивали у него, как понимать «Дао», то он каждому давал разные ответы, поскольку каждый из его учеников прошел разный путь нравственного совершенствования».

(В.С. Степин, российский академик)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Установите соответствие. (Максимум за все задание 14 баллов)

Высказывания Авторы
  1. «Избежать состояния войны – главная причина того, что люди образуют общество и отказываются от естественного состояния».
  2. Управление обществом следует передать философам.
  3. Способом создания государства является «общественный договор», посредством которого из догосударственного «естественного состояния» «войны всех против всех» создается общество.
  4. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они не существуют, несуществующих, что они не существуют».
  5. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» - главный принцип рыночной экономики.
  6. «Самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает».
  7. «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается»
А. Т.Гоббс Б. Августин Блаженный В. Г.Гегель Г. Н. Макиавелли Д. Протагор Е. П.Буаст Ж. И. Кант З. Платон И. А. Смит К. Д. Локк

5.2. Соотнесите права и свободы человека и их проявление в современном обществе, проставив в незаполненной таблице букву (буквы), под которыми указаны их проявления (1 балл за каждое верное соответствие, всего – 7 баллов)

Тип общества Проявление
1.Аграрное общество 2. Индустриальное общество 3.Информационное общество А. «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт» Б. По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение». В. - Экономия времени и денежных средств. - Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля. Г. Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка. Е. А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. Ж. Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

Задание 6. Решите правовые задачи (всего 12 баллов)

6.1. «Алексей Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Людмилой М.. На момент вступления в брак Алексей находился на попечительстве своей тети Марии Ивановны».

Остается ли Алексей на попечительстве Марии Ивановны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.(6 баллов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

6.2. «После публикации статьи, содержащей негативную информацию о деятельности предприятия и его руководителя Р., тот скоропостижно скончался. Его вдова обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства гражданина».

Будет ли суд рассматривать этот иск? Как данная ситуация регулируется законодательством? На основании какого нормативного документа будет приниматься решение? (6 баллов)

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Заполните таблицу. (5 баллов)

Перед Вами характеристики определенных типов партий, основанные на разных подходах к их выделению. Определите их типы. Свой ответ занесите в таблицу.

1. Активисты слишком малочисленны в этих партиях, чтобы стать их основой, они слишком зависимы от избираемых депутатов, раздатчиков благ и привилегий, они преисполнены почтения к парламентским и министерским функциям.

2. Эти партии стремятся выражать общенациональные интересы, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Неидеологизированная программа позволяет им привлекать в партию граждан различной социальной, профессиональной и этнической ориентации. Основная деятельность данных партий приходится на время выборов. Логика их развития заставляет искать голоса где угодно, отказываясь от какого бы то ни было специализированного подхода (классового, религиозного и т. д.).

3. Представляя интересы меньшинства, эти партии не имеют возможности реально влиять на формирование правительства. Основа их политической деятельности - критика политики действующего правительства и правящих партий.

4. Это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран до регистрации их партийная деятельность не разрешается.

5. Групповая сплоченность и высокая результативность, которые достигаются благодаря принципам организации первичных звеньев, отличает партии этого типа. Для них характерно фиксированное членство, жесткая партийная дисциплина, предполагающая уплату членских взносов и оказание партии личного содействия.

Задание 8. Прочитайте текст. Выполните задание к нему. (15 баллов)

«Юридическая ответственность является одним из средств борьбы с правонарушениями (1). Юридическая ответственность возникает только на основе норм права (2) . Юридическая ответственность возникает лишь за совершенное правонарушение. Необходимо, чтобы были все элементы состава правонарушения. Правонарушение выступает в качестве юридического факта, оно предусмотрено гипотезой (3) правоохранительных норм. В санкциях(4) содержатся меры юридической ответственности». (В.В.Лазарев)

В рамках социальной структуры происходит постоянное перемещение как индивидов, так и групп - из одной страты в другую, а также и в пределах той же казни. Социальная мобильность проявляется при движении инд индивида и групп от одного социального статуса к другому. В социологии различають:

вертикальную социальную мобильность - перемещение из одной страты в другую. Различают восходящую социальную мобильность (например, доцент стал профессором или заведующим кафедрой) и нисходящую (доцент стал так ксистом или мусорщиком);

горизонтальную социальную мобильность - переход из одной социальной группы в другую, но в пределах одной страты (например, переход из одной семьи в другую, такую??же по своему социальному статусу, или переиз зд с одного места жительства в другое без изменения своего социального статуса, как: доцент. Львовского университета становится доцентом. Днепропетровского университета.

Также различают индивидуальную социальную мобильность и групповую (групповая, как правило, является следствием серьезных социальных сдвигов, таких как революции или экономические преобразования, иностранные интервенции или смены политических режимов и др.). Примером групповой социальной мобильности может быть падение социального статуса профессиональной группы учителей, которые в свое времясу

занимали очень высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, которая из-за поражения на выборах или в результате революции потеряла реальную власть. Согласно образному выражению. С. Сорокина, случай нисходящей индивидуальной социальной мобильности напоминает падение человека с корабля, а групповой - корабль, затонувший со всеми людьми, которые были на борту.

В обществе, которое развивается стабильно, без потрясений, преобладают не групповые, а индивидуальные перемещения по вертикали, то есть поднимаются и опускаются ступеням социальной иерархии не политические, профессиональные, сословные или этнические группы, а отдельные индивиды. В современном обществе индивидуальная мобильность очень высока. Процессы индустриализации, затем - сокращение доли неквалифицированных ра ков, рост потребности в служащих менеджерах, бизнесменах, побудивших людей менять свой социальный статус. Однако даже в наиболее традиционном обществе не существовало непреодолимых барьеров между стр а тамами.

Питирим. Сорокин описал своеобразные каналы вертикальной мобильности, которые функционируют в каждом обществе, каким бы закрытым оно не было. Он считал, что между стратами всегда существуют своеобразные"лифты", как кими индивиды едут вверх-вниз, такие, например, какриклад, як:

Армия.

Питирим. Сорокин исследовал, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начиная с низших чинов, с 66 византийских императоров - 12. Кромвель,. Вашингтон,. Будьонниы - примеры выдающегося социально ого аванса благодаря военной карьері.

Церковь

Питирим. Сорокин изучив биографии 144 римских пап, обнаружил, что 28 из них вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Папа. Григорий VII был сыном столяра, а. Геббон, архиепископ. Рейнский, в прошлом был рабом. Вместе с тем, церковь была серьезным каналом нисходящей мобильности: еретики, язычники, враги церкви, среди которых были и обладатели и знать, - стали банкротами и были уничтоженияні.

Школа, образование.

Примером здесь могут стать хорошо известны биографии. Тараса. Шевченко,. Михаила. Ломоносова.

Собственность.

Сорокин установил, что не все, а только некоторые профессии способствуют накоплению богатств. В 29% случаев это позволяет сделать дело фабриканта, у 21% - банкира и биржевика, у 12% - торговцы что право удается, во времена. Сорокина еще не существовало многих новых профессий и видов деятельности, характерных для современного постиндустриального обществва.

Русская Православная Церковь всегда стояла и стоит на патриотических позициях, радея за процветание земли русской, наполняя повседневную жизнь народа духовным смыслом. Многовековая история Отечества воистину творилась людьми святой веры. Идет ли речь о государственном устройстве, путеводительстве народов к сплочению и процветанию, ратной защите их интересов, или о трудовом, научном бремени познания событий по принципу: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую». Весьма символично, что своей гениальной поэзией воспели русское православие Александр Пушкин и Гавриил Державин, Михаил Ломоносов и Афанасий Фет, Марина Цветаева и Сергей Есенин и многие другие деятели науки, культуры и искусства. Высокое предназначение церкви было и остается проповедным словом утолять духовную жажду людей, прививать любовь к Родине, к своему Отечеству, наставляя их на совершение ратных и трудовых подвигов. Ведь мы прекрасно знаем, как на полях сражений вера и любовь к Святой Руси возвышали силы, неодолимость в борьбе с врагом и вели к победе. История взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной Церкви уходит своими корнями далеко в глубину веков. Достаточно вспомнить, что на Куликовскую битву Дмитрия Донского благословил Преподобный Сергий игумен Радонежский, а первым в схватку с монголо-татарами вступил схимонах Пересвет - бывший брянский воевода. С момента создания в России регулярной армии она и Православная Церковь были неразделимы. Церковь освящала боевые знамена и боевое оружие. С 1720 г. военное духовенство было выделено в отдельную структуру на флоте, а с началом XIX в. и в остальных родах войск. Департамент военного и морского духовенства просуществовал вплоть до октября 1917 г., и его представители вписали немало славных страниц в историю российской армии. Немеркнущей славой покрыли себя войсковые священники в годы первой мировой войны. Думаю, уместно было бы вспомнить подвиги некоторых из них. Протоиерей 7-го Финляндского полка, отец Сергий Соколовский, прозванный французами (вторую половину войны он провел на французском фронте) за свою храбрость "легендарным священником", дважды раненый, во второй раз с потерей кисти правой руки, поднял спрятавшихся солдат в атаку и под ураганным огнем неприятеля разрушил проволочные заграждения, мешавшие полку выполнять дальнейшую задачу. За этот подвиг он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. 9-й драгунский Казанский полк должен был двинуться в атаку на австрийцев. Раздалась команда командира, но полк не тронулся с места. Жуткая минута! Вдруг вылетел на своей лошаденке скромный и застенчивый полковой священник отец Василий Шпичек и с криком: "За мной, ребята!" понесся вперед. За ним бросилось несколько офицеров, а за ними весь полк. Атака была чрезвычайно стремительной, противник бежал. Полк одержал победу. Отец Василий был также награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. 16 октября 1914 г. геройски погиб священник линейного заградителя "Прут", иеромонах Бугульминского монастыря, 70-летний старец Антоний Смирнов. Когда "Прут" во время боя начал погружаться в воду, отец Антоний стоял на палубе и осенял Святым Крестом свою паству, в волнах боровшуюся со смертью. Ему предлагали сесть и шлюпку, но он, чтобы не отнять место у ближнего, отказался. После этого он спустился внутрь корабля, и, надев ризу, вышел на палубу со Святым Крестом и Евангелием в руках, и еще раз благословил своих духовных чад, осенил их святым крестом. А затем вновь спустился внутрь корабля. Скоро судно скрылось под водой. Священник Павел Иванович Смирнов своим мужеством и спокойствием в трудную минуту так поднял дух полка, что, увлеченный своим пастырем, полк не только преодолел опасность, но и одержал победу. Имя отца Павла после этого стало геройским для всей Кавказской армии, и он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Примеров подобного мужества можно было бы привести еще немало, и каждый из них занимает достойное место в нашей военной истории. За время существования Георгиевского Креста, от Императрицы Екатерины-II в мирное время этой награды было удостоено всего 4 священника. А во время первой мировой войны – 14. Каждый из этих 14 совершил какой-либо исключительный подвиг. Кроме того, более 100 священников были награждены наперсными крестами на Георгиевской ленте. Для получения этой награды также требовался подвиг. Одни получили такую награду за особо мужественное исполнение своих обязанностей под огнем неприятеля, другие - за вынос раненых с линии огня и тому подобное. Русская Православная Церковь внесла весомый вклад и в дело борьбы с фашизмом. К сожалению, многие факты участия священнослужителей в ратных делах до сих пор умалчиваются. Так, мало кто знает, что Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной войне, и о том, что митрополиту гор Ливанских Илье присуждена Сталинская премия за неоценимую услугу, которую он оказал нашему народу. До сих пор остается в тени участие Церкви в приближении победы над врагом в Великой Отечественной войне. Православная Церковь благословила армию на отпор врага в первый же день войны 22 июня 1941 г. Начало контрнаступления под Москвой совпало с Введением во храм Пресвятой Богородицы, а закончилось к Рождеству Христову. Основные боевые действия Великой Отечественной войны были закончены 6 мая 1945 г., в день великомученика и Победоносца Георгия. Капитуляцию фашистской Германии принял маршал Георгий Константинович Жуков, возивший всю войну под крышей своего автомобиля образ Казанской Божией Матери. В целом во всех войнах и вооруженных конфликтах, в которых участвовали Вооруженные Силы России, Русская Православная Церковь оказывала им всяческое содействие и помощь. Священники делили с воинами все тяжести войны, возбуждали их дух, своим участием согревали уставшие души, будили совесть, предохраняли военнослужащих от ожесточения и озверения. Продолжается это и в наши дни. Сегодня при ведении боевых действий в локальных воинах и вооруженных конфликтах в рядах военнослужащих - немало священников. Поступают они по морали: воин есть личность, «живой очаг веры и мужества». На опасных участках рядом с бойцами пребывают и служители Церкви. Можно рассказать о многих из них, но, наверное, самым показательным является пример отца Филарета, который под Грозным, не страшась огня снайперов, поспевал с помощью к нашим воинам. По отчаянью поступков, высоте человеческого самосознания, личной храбрости он оказался превыше всех похвал. Отец Филарет после излечения ран получил боевой орден и имеет духовное дерзновение вернуться в «родной полк». С напутствием Святейшего Патриарха теперь несут послушание в воинских коллективах священнослужители из многих республик и областей Российской Федерации, внося посильную ленту в возрождение духовной крепости Вооруженных Сил. После вступления России на путь демократических преобразований меняется не только окружающая нас жизнь, но и мировоззрение нашего народа. Однако эти изменения не всегда носят положительный характер. Бездуховность, смещение нравственных ориентиров, другие социальные болезни, поразившие общество, в той или иной степени коснулись и Российской Армии, которая живет в идеологическом и духовно-нравственном вакууме, без сплачивающей общенациональной идеи. Молодежь, которая приходит служить, по большей части либо духовно не развита, либо преклоняется перед западноевропейскими или американскими кумирами. Проводить воспитательную работу в создавшихся условиях, основываясь на, казалось бы, вечных ценностях, патриотизме, любви к своей Родине, верности военной присяге, становится все труднее и труднее. И здесь нам на помощь, как всегда в тяжелые времена, приходит Русская Православная церковь. Возрождение государственно-патриотической идеи, традиций верного служения Отечеству в наше время невозможно без тесного взаимодействия армии и церкви. Такое взаимодействие на сегодняшнем этапе развития нашего общества просто необходимо потому, что, говоря словами великого русского полководца Александра Васильевича Суворова из его знаменитой "Капральской тетради": "Безверное войско учить - все равно, что железо перегорелое точить". Без Русской Православной Церкви, которая столетиями была вместе с армией и в мирное время и в военное лихолетье, невозможна повседневная жизнь и деятельность российских Вооруженных Сил. Духовная окаменелость современной жизни не изжила в военном человеке потребности в слове Господнем. Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1994 г. было принято решение об организации взаимодействия с Вооруженными Силами России и правоохранительными учреждениями. 4 апреля 1997 г. было подписано соглашение между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II и министром обороны Российской Федерации. В соответствии с этим соглашением и на основе федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в частях и соединениях Российской Армии было организовано взаимодействие с представителями Русской Православной Церкви по таким направлениям как: патриотическое воспитание военнослужащих, нравственное и духовное просвещение военнослужащих, социальная защита военнослужащих и членов их семей, реализация религиозных потребностей военнослужащих и восстановление культовых сооружений. Православное попечение армии вернулось на круги своя. Ощутимей становится тяга к религиозным корням. Проявляется это в желании многих военнослужащих участвовать в таинствах крещения, брака, рождения детей... Посредством душевного порыва следовать заповедям нравственного очищения, патриотизма и чести. Святая вера, образно выражаясь как плоть от плоти, вновь входит в армейские коллективы. Все больше становится возведенных храмов и церквей в военных гарнизонах, городках семей военнослужащих. И это не дань моде, а внутренняя потребность. В Боснии, где несут службу наши миротворцы, воины-десантники своими руками построили храм в честь Александра Невского. Сейчас в Косово, в специальной палатке воины участвуют в богослужении. В Таджикистане, в 201-й дивизии, тоже есть храм Божий, где постоянно находится священник. Только за последние пять лет в системе Министерства обороны построены и действуют 117 церквей практически во всех субъектах Российской Федерации. Здесь необходимо сказать и о взаимоотношениях священнослужителей и офицеров-воспитателей. У многих может сложиться впечатление, что священнослужитель, появляясь в воинском коллективе, подменяет органы воспитательной работы, и в дальнейшем, идя по такому пути, можно будет упростить воспитательные структуры, заменив их войсковыми священниками. Сразу же скажу, что тот, кто так думает, глубоко ошибается. На современном этапе развития российской армии при том многообразии задач, которые стоят перед офицерами-воспитателями в воинских коллективах, речь может идти лишь об оказании конкретной помощи в решении вопросов нравственного воспитания военнослужащих, в духовной эволюции воинства российского, его мироощущения, что и происходит сегодня на деле. Церковь с тысячелетним опытом бытия на своей земле может сослужить добрую службу по воспитанию воинов на истории нашего Отечества, героических традициях предков. Возвышенный слог доверительнее, проникновеннее звучит из уст священника. Жизнь сегодня обильна стрессами, экстремальными ситуациями. Когда разум молодого человека пленен ими, происходит переоценка ценностей. Да что ценности? Весь мир воспринимается по-иному. Потому, что не мгновения, как в известной песне, а пули смертоносные летят у виска солдата. Чечня это или Босния, Таджикистан или Косово... И такие, образно выражаясь, «узлы напряжения» офицерам-воспитателям гораздо легче «разряжать» с помощью священников, тогда что называется, «душа с душою говорит». Уместно повторить здесь и апостольские слова: в единстве духа, в союзе мира мы призваны делать общее благо нашей армии. На основе Соглашения между Министром обороны России и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и в соответствии с федеральным законом РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" по благословению Его Высокопреосвященства, Митрополита Воронежского и Липецкого, Высокопреосвященнейшего Мефодия началась работа по взаимодействию Военного института радиоэлектроники с Воронежско-Липецкой епархией с целью повышения духовного и нравственного уровня воспитания всех категорий военнослужащих и служащих института, оздоровления морально- психологического климата в воинских коллективах, развитию милосердия и веротерпимости. Несмотря на громкость фраз, импульс к такому взаимодействию был дан по сути дела снизу, от самих военнослужащих, у которых появилось тяготение к прежде отдаленной религии, и командованию института оставалось только поддержать их в этом стремлении и облечь его в более конкретные формы. За прошедшее время наше взаимное сотрудничество значительно окрепло и превратилось во множество осязаемых и вполне конкретных дел. Священнослужители стали полноправными участниками в праздновании знаменательных дат в истории России, Вооруженных Сил и нашего учебного заведения, практически всех воинских ритуалов, совершаемых военнослужащими института. Духовные напутствия выпускникам института, курсантам, принимающим присягу, оказывают неоценимое воздействие на военнослужащих, вдохновляя их на ратную службу. Традиционными стали освящение вооружения и военной техники, казармы, общежития, учебного корпуса, проведение совместных занятий и информирование военнослужащих по вопросам роли Православия в истории Российского государства и Вооруженных Сил, выступления священнослужителей с обобщением исторического опыта деятельности Русской Православной Церкви по оказанию помощи армии в период ведения войн и вооруженных конфликтов. Одной из граней сотрудничества армии и церкви стало довольно тесное взаимодействие Воронежской духовной семинарии с курсантами. Начиналось оно с отдельных выступлений священнослужителей перед военнослужащими института, а затем переросло в постоянно действующий факультатив у курсантов 1-2-х курсов "История Православия на Руси. Роль и место православного священнослужения в Российской армии". На этих занятиях курсанты получают необходимые знания по истории Православия, Русской Православной Церкви, Воронежско-Липецкой епархии. В простой и доступной форме преподаватели семинарии раскрывают военнослужащим значение Христианских праздников, таинств и обрядов. В Успенской церкви было совершено таинство крещения многих офицеров и курсантов института. Тесные и дружественные отношения у нас сложились и со священнослужителями храма во имя святых Кирилла и Мефодия. С большим желанием и любовью курсанты оказали посильную помощь в восстановлении и благоустройстве этой церкви. Используя довольно обширную видеотеку храма, в институте организован еженедельный показ видеофильмов для личного состава института об истории Православия, библейских сказаниях, традициях, обрядах и таинствах священного богослужения в рамках воспитательной телепрограммы "Православный час". Кроме того, благодаря священнослужителям храма, мы еженедельно показываем курсантам лучшие образцы отечественного киноискусства. Проведенное в 1999 г. социологическое исследование показало, что благодаря тесному взаимодействию с представителями Русской Православной церкви более чем в 10 раз увеличилось количество военнослужащих, назвавших следование законам православия образом своей жизни, на 20% увеличилось количество курсантов, считающих себя верующими, и значительно сократилась категория людей, считающих религию историческим предрассудком. В целом около 51% опрошенных курсантов считает себя верующими, а 60% - православными. Но эта цифра может быть неточной, так как многие курсанты не считают обязательным отождествлять свою принадлежность к православию непосредственно с верой в Бога. Кроме того, опрос показал, что у курсантов несколько повысился интерес к литературе религиозного содержания по сравнению с аналогичным исследованием, проведенным в 1998 году. Тогда такую литературу читали 13% опрошенных, а в 1999 году потребность в чтении такой литературы испытывали 20,5%. Мероприятия, проводимые совместно с представителями Воронежско-Липецкой епархии значительно повысили уровень военно-патриотического и нравственного воспитания военнослужащих и служащих института, внесли весомый вклад в расширение духовного мировоззрения военнослужащих и гражданского персонала института. Благодаря совместно проводимой работе значительно сократилось количество нарушений воинской дисциплины, заметно повышается культурный уровень воспитанников института. Благодаря тому, что командование института и священнослужители проводят совместные мероприятия на добровольной основе, с каждым годом значительно увеличивается количество курсантов желающих участвовать в церковных обрядах. В первые годы сотрудничества лишь 50-60 % выпускников института желало получить духовное напутствие по окончанию института. В 2000 г. духовное напутствие пожелали получить практически все выпускники вуза, а все курсанты набора этого года во время проведения опроса высказали желание участвовать в обряде освящения оружия и получить напутствие на ратную службу. Лишь 6 человек из 183 опрошенных попросили разъяснить им духовный смысл этого обряда, и после разъяснения согласились в нем участвовать. Это еще и еще раз доказывает необходимость продолжения начатого струдничества и готовность курсантов института участвовать в нем. Проводимая работа по взаимодействию и сотрудничеству с Воронежско-Липецкой епархией была бы, наверное, менее качественной, если бы не священнослужители, благодаря усилиям и взаимопониманию которых проводимые мероприятия пользуются заслуженным успехом и популярностью среди личного состава института. Особые слова благодарности сегодня хочу выразить прежде всего Его Высокопреосвященству, митрополиту Воронежскому и Липецкому, Высокопреосвящейннейшему Мефодию за его неустанную заботу о духовном и нравственном воспитании военнослужащих и гражданского персонала нашего института. Хотелось бы отметить также ведущую роль отца Сергия Шалотонова, заведующего отделом Воронежско-Липецкой епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами, и отцу Андрею Изакару, заведующему отделом образования Воронежско-Липецкой епархии, благодаря энергии и предприимчивости которых совместные мероприятия проходят на достаточно высоком уровне. Слова глубокой признательности я хотел бы сказать также ректору Воронежской духовной семинарии протоиерею Василию Попову и преподавателю семинарии, заведующему миссионерским отделом Воронежско-Липецкой епархии, Николаю Макееву за значительный вклад в тесное и многогранное сотрудничество между нашими вузами. Сегодня на пороге третьего тысячелетия у командования института и представителей Воронежско-Липецкой епархии очень много совместных планов и проектов по расширению совместной деятельности. Среди таких проектов хотелось бы отметить, прежде всего, создание в институте молельной комнаты, а в перспективе, возможно, и церкви. Желание в создании такого храма выразили и 45,5% верующих нашего института. Благодаря воплощению этого проекта в жизнь верующие-военнослужащие нашего института получат возможность регулярного и полноценного соблюдения религиозных обрядов, постоянного общения со священнослужителями, чтения религиозной литературы. Мы находимся в начале нашего сотрудничества, для продолжения которого созданы все условия, а самое главное, есть желание его продолжать и наращивать. Ведь как правильно сказал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов в поучении христолюбивым воинам: "Молись Богу: от Него победа. Все начинай с благословения Божия и до издыхания будь верен Государю и Отечеству".