Причины создания нато и его состав. Смотреть что такое "нато" в других словарях

Часто задаваемые вопросы о НАТО

О б этом документе

Этот материал не является отражением официальной позиции какого-либо государственного учреждения Украины. Эго цель - систематизировать ответы на часто задаваемые вопросы, возникающие в связи с углублением сотрудничества Украины и НАТО. Материал не является агитационным, хотя его авторы - приверженцы идеи членства Украины в НАТО. Он рассчитан на людей, готовых приложить усилия для непредубежденного исследования данного вопроса. Выбор в качестве языка изложения русского связан с тем обстоятельством, что наиболее сложные вопросы о сотрудничестве Украины с НАТО задаются именно на этом языке.

Предложения, замечания и новые вопросы просьба направлять по адресу: .

Алексей Ижак

Татьяна Брежнева

Как возникла НАТО и какие цели преследует эта организация?

Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны. Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов,Норвегии, Португалии, США и Франции.

В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора – НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году.

В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Как устроена НАТО?

НАТО - это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала - примерно 12 тис человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО - очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тис человек.

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало - всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах - они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов.

Как и любой клуб, НАТО не имеет политики, а только лишь правила членства. То, что воспринимается как политика НАТО, - не более, чем равнодействующая политик стран-членов. Анализировать и предсказывать эту условную политику без анализа и прогноза политики отдельных членов Альянса не имеет никакого практического смысла.

Ниже приведена информация об основных структурных элементах НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.

Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.

Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО

Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях.

Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения.

Работа Совета готовится подчиненными комитетами, отвечающими за конкретные направления политики.

Комитет военного планирования (КВП) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО. В пределах сферы своей ответственности он выполняет те же функции и обладает такими же правами и полномочиями, что и Североатлантический совет. Работа Комитета военного планирования готовится рядом подчиненных комитетов, имеющих конкретную сферу ответственности.

Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в сфере ядерного оружия, в том числе вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания ядерных сил, а также более широких вопросов, вызывающих общую озабоченность, таких как контроль над ядерным оружием и распространение ядерного оружия. Работа Группы ядерного планирования поддерживается штабной группой ГЯП.

Работа указанных комитетов поддерживается множеством вспомогательных структур.

Постоянные представители и национальные делегации. Каждая страна НАТО представлена в Североатлантическом совете послом или постоянным представителем, который опирается в своей работе на национальную делегацию, состоящую из советников и должностных лиц, представляющих свою страну в различных комитетах НАТО. Эти делегации во многом напоминают небольшие посольства. То обстоятельство, что они находятся в одном и том же здании штаб-квартиры, позволяет им легко и быстро контактировать на официальном и неофициальном уровне друг с другом, а также с сотрудниками международных секретариатов НАТО и представителями государств-партнеров.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат. Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет отвечает за планирование коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения.

Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов (НГШ) обычно собирается на заседания три раза в год. Два из таких заседаний Военного комитета проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО.

Международный военный штаб (МВШ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Командная структура. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Первое - Объединенное оперативное командование - Allied Command Operation (ACO), которому подчинены все оперативные командования - располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе возле г. Монс и отвечает за оперативную деятельность. Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. На оперативном уровне действуют два постоянныхОбъединенных командования сил (JFCs) в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил (МООТС). Существует также менее численный, однако высокоэффективныйпостоянно действующий объединенный штаб в Португалии (JHQ), на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями.

Второе - командования ОВС НАТО по вопросам трансформации - Combined Joint Task Force (АСТ), созданное вместо штабаВерховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике отвечает за функциональную реорганизацию Альянса. Оно сосредоточит свое внимание на долгосрочном формировании сил. Основное внимание будет отводиться повышению взаимодействия сил НАТО и постепенному сокращению трансатлантического разрыва в потенциалах за счет обмена последними разработками и результатами исследований в сфере новых концепций ведения Военных действий. Командования НАТО по вопросам трансформации будет заниматься разработками концепций и доктрин, подготовкой и проведением экспериментов, определением требований для вооруженных сил в будущему, осуществлением контроля за военным образованием и боевой подготовкой, а также разработкой и оценкой требований относительно взаимодействия подразделов и их реорганизации. Командования по вопросам трансформации станет средством синхронизации в рамках национальных программ и развития вооруженных сил относительно создания более эффективных объединенных боевых структур и будет оказывать содействие повышению взаимодействия, которое в конечном счете может обеспечить надежное и гибкое выполнения новых задач припроведении коалиционных действий относительно противостояния новым угрозам.

Каковы формы участия европейских стран в деятельности НАТО?

Участие стран Европы в деятельности НАТО принимает ряд форм: совместное планирование обороны; участие в интегрированной структуре военного командования; предоставление вооруженных сил в командование НАТО; поддержание инфрастуктуры; совладение системами обороны; участие в ядерном планировании НАТО; оборонно-промышленная кооперация.

Совместное планирование обороны является основой деятельности НАТО и является фундаментом для всех других форм интеграции обороны. Совместное планирование обороны циклично: составляются планы на шесть, пять и два года (основной цикл планирования) с ежегодной корректировкой. Целью совместного планирования обороны является выработка согласованных оптимальных планов развития национальных сил. Критерием оптимальности является эффективность коллективной обороны. Составленный для каждой страны план далее выполняется самой этой страной и не предполагает какого-либо централизованного управления.

В совместном планировании обороны принимают участие все страны НАТО, кроме Франции и Исландии. Причиной их неучастия является то, что Франция вышла из военной структуры НАТО в 1966 году, оставаясь участницей Североатлантического договора, а Исландия не имеет вооруженных сил.

Совместное планирование обороны - это отдельный от планирования операций процесс. Планирование операций, таких как операции по поддержанию мира, осуществляется для каждого случая отдельно и обеспечивается отдельными структурами НАТО. Если коллективное планирование обороны осуществляется, в основном, под руководством Комитета военного планирования, объединяющего министров обороны и из представителей, то планирование операций является компетенцией Военного комитета, который объединяет начальников генеральных штабов и их представителей. Франция, например, не участвует в коллективном планировании обороны (хотя и согласовывает свои планы) и ее министр обороны не участвует в работе Комитета военного планирования. Однако Франция участвует в планировании совместных операций и, соответственно, представлена в Военном комитете.

На основе совместного планирования обороны в рамках НАТО страны-члены создали ряд интегрированных структур. Масштаб вовлеченности в них отдельных стран имеет корреляцию с так называемой "справедливой долей" участия. Для вооруженных сил она определяется долей населения страны в общем населении стран НАТО.

В интегрированной структуре военного командования (многонациональных и национальных штабах, подчиненных единому командованию НАТО) участвуют все европейские члены НАТО, кроме Франции и Исландии. Тем не менее, расположенный во Франции штаб Еврокорпуса входит в интегрированную структуру. По существующим правилам, главнокомандующий сил НАТО является представитель США, а его заместителем - европеец, который отвечает за операции, проводимые с помощью сил и средств НАТО в интересах ЕС.

Основные штабы, подчиненные единому командованию, расположены в следующих странах: Бельгии (1 штаб, главное командование операций НАТО), Великобритании (3 штаба), Германии (7 штабов), Греции (1 штаб), Испании (1 штаб), Италии (4 штаба), Люксембурге (1 штаб), Нидерландах (1 штаб), Португалии (1 штаб), Турции (2 штаба), Франции (1 штаб).

Предоставление сил в командование НАТО имеет три основных формы. Первая форма охватывает небольшое количество сил, которые передается в командование НАТО на постоянной основе как в военное, так и мирное время. Это морские подразделения и воздушные силы (AWACS), которые находятся в постоянной готовности. Их общая численность составляет несколько тысяч человек, около 10 кораблей и до 20 самолетов. Вторую форму можно считать основной для НАТО. Она состоит в том, что вооруженные силы остаются под национальным административным управлением, но проходят боевую подготовку по планам интегрированной командной структуры НАТО и передаются в управление НАТО в случае боевого применения. НАТО поощряет создание странами-членами многонациональных формирований, которые передаются в управление НАТО как единое целое. В этом случае, административное управление осуществляется коллективно несколькими странами по согласованным между ними процедурам. Основные на сегодняшний день многонациональные формирования НАТО - корпус быстрого развертывания, немецко-американский и немецко-датский корпуса, а также Еврокорпус. Третья форма - это "обозначение" национальных сил без их передачи. Такие силы могут быть использованы в интересах НАТО в случае необходимости, но они готовятся в рамках национальных программ.

Все страны НАТО кроме Франции и Исландии (по указанным выше причинам) в той или иной форме предоставляют вооруженные силы для НАТО. Степень участия колеблется от роты (для стран Балтии) до нескольких дивизий (для Германии). В целом, количество выделяемых определенной страной для НАТО сил коррелирует с количеством штабов НАТО, расположенных на территории этой страны.

Единая инфрастуктура командования, управления, контроля, компьютерной обработки, информации и разведки (C 5 I 2) НАТО финансируется из общего бюджета организации и включает такие подсистемы: ACCIS (интегрированная система командования), NADGE (наземная командная и информационная инфраструктура ПВО), RIS (интегрированная инфраструктура радаров), NIS (система идентификации), NICS (интегрированная система связи, в том числе, спутниковая). Финансирование из бюджетов НАТО предполагает общее владение и распределение финансовой нагрузки в соответствии со "справедливой долей" участия стран. Создателями этих систем являются, в основном, оборонные компании США (Motorola, Boeing), Великобритании (BAE Systems), Германии (Siemens), Италии (Finmeccanica), Нидерландов (Philips). Участие французских компаний и европейского концерна EADS ограничено ввиду позиции Франции относительно интегрированных структур НАТО. В последнее время, ситуация меняется в связи с развертыванием нового поколения системы спутниковой связи НАТО и единой системы наблюдения за театром военных действий AGS.

Система спутниковой связи под названием Satcom Post 2000 будет уже пятой за историю НАТО. Ее функционирование началось в 2005 году и будет длиться до 2019 года. В отличие от предыдущих систем Satcom Post 2000 будет эксплуатироваться по новой схеме, которая позволит значительно сократить ее стоимость.

Ранее НАТО имела два спутника развернутой в начале 90-х системы под названием NATO IV. Ее развертывание по заказу Альянса осуществила Великобритания. Фактически, спутники системы NATO IV идентичны британским SKYNET 4. Поскольку Великобритания не имеет собственных систем запуска, вывод этих спутников осуществляется американскими и французскими ракетами-носителями. Еще раньше, в собственности НАТО находилась система под названием NATO III, которая была созданная и развернута Соединенными Штатами.

Система Satcom Post 2000 будет стоить НАТО $ 457 млн. Такую маленькую цену за космическую группировку современных военных спутников связи удалось обеспечить благодаря совмещению планов развертывания Satcom Post 2000 с национальными космическими программами Великобритании, Франции и Италии. Предполагается, что Satcom Post 2000 будет состоять из взаимно совместимых спутников разного производства - французских SYRACUSE, итальянских SICRAL и британских SKYNET. Причем, все они будут одновременно использоваться в рамках национальных программ этих стран.

Кроме указанных единых структур, ряд стран выделяют часть своих национальных систем C 5 I 2 для совместной работы с системами НАТО. Это, прежде всего, Германия, Великобритания, Португалия, Нидерланды, Исландия.

Важной хотя и очень ограниченной формой участия в НАТО является совладение общими системами вооружений . Такие системы закупаются из бюджетов НАТО и управляются централизовано. На сегодня единственным действующим примером такой системы является воздушная система раннего обнаружения AWACS, состоящая из 18 самолетов ДРЛО Е-З американского производства. По юридическим соображениям (в современной международной системе основными видами вооружений, кроме стрелковых, имеют право владеть только национальные правительства ) эти самолеты приписаны к военно-воздушным силам Люксембурга. В общей закупке и, соответственно, коллективной эксплуатации учувствует 13 стран: Бельгия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Турция. Великобритания и Франция имеют собственный флот самолетов Е-З, которые могут использоваться в единой системе.

В настоящее время НАТО приступила к коллективному развертыванию еще одной системы - AGS. Эта система наблюения за театром военных действий известна также под названием "Око в небе". В соответствии с планами, AGS должна быть введена в эксплуатацию до 2010 года. С этой целью от имени НАТО с консорциумом производителей подписан контракт на сумму близко 4 млрд евро.

Планы создания системы, которая бы позволяла НАТО иметь интегральную информационную и целевую картину театра военных действий, разрабатывались с начала 90-х. Однако сложность системы и конкуренция европейских и американских оборонных компаний мешали приступить к реализации. Нового импульса эти планы приобрели после начала создания Альянсом новых сил быстрого реагирования, которые будут иметь глобальное применение. Система AGS, в первую очередь, должна обеспечивать проведение операций именно этих сил.

В тендере на разработку системы на последнем этапе принимали участие два трансатлантических консорциума - один во главе с европейской компанией EADS и американской Northrop Grumman (так называемом TIPS), другой - в составе американской Raytheon, немецкой Siemens и британско-итальянской Alenia Marconi. Победил консорциум TIPS, который предложил комбинацию модернизованных европейских самолетов A320 и американских беспилотных аппаратов Global Hawk. В случае реализации, AGS станет второй в мире системой такого класса после американской JSTARS, которая находится в монопольном владении Соединенных Штатов.

Совместное ядерное планирование имеет как чисто политический аспект, так и практический военный аспект. Семь европейских государств по специальным соглашениям со США предоставляют инфраструктуру и силы для планирования операций с использованием американского тактического ядерного оружия в Европе (бомб В-61) в интересах НАТО. Авиабомбы B‑61 предназначены для самолетов тактической авиации A‑7, F‑15E, F‑16 и Tornado. Согласно большинству источников их количество в настоящее время насчитывает не более двухсот, хотя есть сообщения о пятистах бомбах. Инфраструктура для базирования имеется на 13 базах в семи странах Европы. Четыре базы принадлежат ВВС США (по одной базе в Великобритании, Италии, Германии и Турции), три – Германии, две – Великобритании (одна на национальной территории и одна в Германии), две – Турции, по одной – Нидерландам, Бельгии, Италии и Греции. Кроме Великобритании, остальные шесть государств - Бельгия, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Турция - являются безъядерными. Эти страны в соответствии со специальными соглашениями с США выделяют из состава своих вооруженных сил подразделения тактической авиации, которые готовятся и сертифицируются для возможного выполнения миссий с американским ядерным оружием. Все французское оружие находится на национальной территории и в процедурах расширенного ядерного сдерживания не используется.

Остальные страны-члены участвуют в ядерном планировании на политическом уровне в рамках Группы ядерного планирования.

Важным аспектом деятельности НАТО (в первую очередь, совместного планирования обороны и единой системы защиты секретной информации), является стимуляция оборонно-промышленной интеграции , хотя сам этот процесс лежит вне компетенции НАТО. Бюджеты НАТО невелики (около 1,5 млрд долларов в год) и они не предназначены для совместных закупок оборонной продукции, кроме описанных ранее исключений. В то же время, НАТО содействует совместному заказу оборонной продукции странами-членами в случаях, когда того требует оптимальное планирование совместной обороны. Для этого в рамках НАТО создаются специальные комитеты, которые выступают от имени коллективного заказчика. Такая консолидация заказов способствует консолидации производства, поскольку выиграть тендеры наибольшие шансы имеют международные консорциумы оборонных компаний, представляющих страны-заказчики. В настоящее время о сновную роль играют такие комитеты: NAMEADSMA (США, Германия, Италия) для координации создания расширенной системы ПРО MEADS; NETMA (Великобритания, Германия, Испания, Италия) для координации производства боевых самолетов Eurofighter (ранее этот комитет занимался боевыми самолетами Tornado ) ; NAHEMA (Германия, Италия, Нидерланды, Франция) для координации производства вертолетов NH-90; NHMO (Италия, Франция) для координации эксплуатации системы ПВО HAWK . Заказчиком новой системы наблюдения театра военных действий AGS выступает Агентство NC3A, представляющее НАТО как организацию.

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политического союза
North Atlantic Treaty Organization, NATO ;
Organisation du traité de l"Atlantique Nord, OTAN .
Фильм про НАТО >>>

Причины возникновения НАТО

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".
В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.
Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

Развитие НАТО от возникновения до начала 90-х гг. XX в.

Достаточно сложно выделить основной критерий периодизации истории НАТО. Это могут быть особенности расширения НАТО, динамика внутренней структуры этой организации, смена приоритетных целей и задач, совершенствование совместных стандартов вооружений и управления. Нельзя не учитывать и такие факторы, как, к примеру, изменение международной конъюнктуры в целом. Традиционно история НАТО рассматривается в связи с присоединением новых членов к альянсу. Ее можно поделить на два больших хронологических периода: от основания в 1949 году и до распада СССР и окончания холодной войны.
НАТО на протяжении около сорока лет оставалось главной ударной силой холодной войны со стороны запада. Именно в это время была сформирована организационная структура альянса. Греция и Турция присоединились к Североатлантическому договору в 1952 году ("Первое расширение НАТО"). Западная Германия, получившая суверенитет, также стала членом НАТО без права обладать собственным ОМП, в 1955 году ("Второе расширение НАТО"). К концу 1950-х гг. в НАТО с инициативы Ш. де Голля начинаются интенсивные попытки реорганизации, в том числе и стратегических сил сдерживания. Постепенно нарастают и внутренние противоречия между членами альянса, основное из которых - скрытое соперничество между США и европейскими державами. Они были связаны прежде всего с тем, что Европа смогла окончательно оправиться после Второй мировой войны и заявить о своей политической субъектности.
Дискуссии велись в основном о размещении ядерного оружия и управлении им. Появляются две основные доктрины контроля за стратегическими вооружениями: многонациональности и многосторонности. Согласно концепции многонациональности основной силой НАТО должны были стать войска суверенных государств, переданные в подчинение командующему НАТО с правом отзыва последнего. В свете концепции многосторонности, армии НАТО, наоборот, необходимо быть смешанной с самого начала. В конечном итоге возобладала идея многосторонности (не последнюю роль в этом сыграла необходимость компромиссного во всех смыслах решения), хотя Франция, всегда отличавшаяся повышенной самостоятельностью в рамках альянса, до сих пор имеет ядерные силы, не подчиняющиеся объединенному командованию (выход из военного блока НАТО был осуществлен Ш. де Голлем, считавшим, что СССР уже не представляет угрозы). На решение США передать часть ядерных средств в совместное распоряжение огромную роль оказал Карибский кризис 1962 г. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО - Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, собирающийся два раза в год и состоящий из министров обороны стран членов блока. В НАТО существует также Постоянный комитет военного планирования, работающий в период между заседаниями Комитета. Кроме этого, действует Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-участниц альянса и Комитет ядерного планирования, собирающийся перед заседаниями Совета НАТО (основные органы НАТО собираются для совещаний два раза в год). В 1967 г. министр иностранных дел Бельгии П. Армель прочел свой доклад о состоянии организации, в котором наметил основные векторы динамики НАТО на будущее. Большая часть из спланированного была реализована на практике, смысл доклада сводился к "разрядке" напряженности как внутри НАТО - между США и Европой, так и между НАТО и СССР. Под влиянием этого доклада и политики В. Брандта в 1973 году в Вене были достигнуты первые практические результаты.
До сих пор основная доля ядерных ресурсов НАТО принадлежит США, но находится в совместном подчинении. Ракетные и авиабазы с возможностью нанесения ядерных ударов размещены в государствах-членах НАТО. Именно эта сила является главным козырем, на который могут рассчитывать неядерные члены Североатлантического договора, и определяет в нем ведущую роль США. В непосредственные военные действия были втянуты неядерные силы НАТО. До окончания холодной войны НАТО так или иначе участвовало более чем в 15 вооруженных конфликтах, некоторые из которых (войны в Корее, Африке, Ближнем Востоке) были крайне кровопролитными. Хотя в большинстве из них военные силы НАТО прямо не участвовали, НАТО осуществляло помощь "своим" сторонам конфликта другими доступными средствами. К числу конфликтов, поначалу поддержанных НАТО, относится и война во Вьетнаме, которая в конечном итоге серьезно сказалась на авторитете США в самой организации. НАТО так же участвовало в поддержке дружественных сил в Афганистане в борьбе против советских войск и Народной Армии.
В 1982 г. к НАТО присоединилась Испания ("Третье расширение НАТО"). После распада СССР, в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия ("Четвертое расширение НАТО"), в 2004 году - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония ("Пятое расширение НАТО"). На саммите НАТО в Бухаресте 2008 г. было принято решение о включении в НАТО Хорватии и Албании в 2009 г, которые 1 апреля 2009 года стали полноправными членами Организации Североатлантического договора ("Шестое расширение НАТО"). Также на саммите в Страсбурге благодаря политической слабости нынешнего президента Франции Н.Саркози и серьезного влияния США Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО. В настоящий момент в НАТО входит 28 государств и ведутся переговоры о вступлении Македонии, Грузии, Украины, Сербии, которые находятся в различной степени завершенности.
Необходимо отметить, что СССР в период своего существования два раза (в 1949 и в 1954 гг.) обращался с идеей о вступлении в НАТО, но оба раза она была отвергнута. В 1949 году для правых правительств стран-членов НАТО это было бы катастрофой, к 1954 году НАТО выросло в самостоятельную организационную структуру, полностью зависимую от идеи противодействия СССР, к тому же такое развитие скорее дестабилизировало ситуацию "взаимной неприязни", которая парадоксальным образом всех начала устраивать.

Военная деятельность НАТО в современный период, цели и задачи НАТО на сегодняшний день.

В настоящий момент активность структур НАТО разделена на "военную" и "невоенную" составляющие. К "невоенной" относится: сотрудничество в области экономики, обеспечения безопасности энергетики и окружающей среды, образования, обеспечения занятости. На исходе XX и в начале XXI вв. войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах: в войне против Ирака в Кувейте и на территории Ирака в 1991 г. (под эгидой ООН), войнах на территории бывшей Югославии: Боснии и Герцеговине (1995-2004), Сербии (1999), Македонии (2001-2003), в Афганистане (2001-по н.в.), Ираке (2003-по н. в.), во время миротворческой операции в Судане (2005-по н.в.). Самыми масштабными из них оказались обе операции в Ираке, война против движения Талибан в Афганистане и в Сербии.
Активность НАТО в конце XX-начале XXI вв. крайне неоднозначна. Противоборство с Сербией роковым образом сказалось на отношениях НАТО и России. Применив против Сербии практически весь спектр вооружений, войска НАТО добились победы одной из сторон этнического конфликта, хотя геноцид имел место, как со стороны сербов, так и со стороны мусульман. В результате военных действий погибло около 500 мирных граждан. Если первая война в Ираке вызвала в принципе поддержку у мирового сообщества, то вторая война была и остается крайне не популярной как в США, так и в мире. США прямо обвинили в захвате нефтяного потенциала Ирака, к тому же причины войны оказались во многом надуманными. В ходе второй войны в Ираке погибло более 1 млн. иракцев, менее 5 тыс. военнослужащих коалиции - это огромные потери в современной истории. Среди обвинений в адрес НАТО все чаще зазвучал упрек в том, оно отходит от принципов демократии, прикрывая традиционными западными ценностями чисто корыстные интересы. Стоит отметить, что вторая война в Ираке и война в Афганистане были начаты, в том числе, в рамках концепции противодействия терроризму с целью создания новой среды безопасности, а война в Сербии и операция в Дарфуре (Судан) относятся к т.н. "мерам по сохранению мира". Фундаментальным аспектом стратегии НАТО в эпоху после холодной войны провозглашена открытость для новых членов, развитие партнерства и "конструктивных отношений" с остальным миром.

Позиция России по отношению к НАТО

В 1991 году РФ вступила в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. - Совет евроатлантического партнерства). В 1994 в Брюсселе получила старт программа "Партнерство ради мира", в которой Россия активно участвует. В 1996 после подписания Дэйтоновского мирного договора Россия отправила свои войска в Боснию и Герцоговину. В 1999 г. российские войска приняли участие в операции в Сербии. В 1997 г. был учрежден Совместный постоянный совет "Россия-НАТО" (после принятия "Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора").
После своего избрания в 1999 г. В. Путин заявил о необходимости пересмотра отношений с НАТО в духе прагматизма. Катастрофа подводной лодки "Курск" выявила ряд проблем в отношениях между НАТО и Россией. Террористическая атака 11 сентября 2001 вновь сплотила Россию и НАТО, Россия официально открыла свое воздушное пространство для авиации НАТО с целью нанесения бомбового удара по Афганистану. Эти события привели к принятию в 2002 г. нового документа (Декларация "Отношения Россия-НАТО: Новое Kачество") и появлению Совета "Россия-НАТО", который имеет целый ряд вспомогательных подразделений. В 2001 г. в Москве было открыто Информационное бюро НАТО, в 2002 г. военное представительство. В 2004 г. в Бельгии было открыто представительство МО РФ. В настоящий момент обе стороны продолжают винить друг друга в живучести пережитков холодной войны, после выступления В. Путина в Мюнхене к ним добавились и обвинения, направленные против США, оживляющие застарелые противоречия между ними и европейскими членами альянса. Официальная позиция России направлена против расширения на восток, включение в НАТО бывших советских республик. Острейшие противоречия (в частности, непосредственно затрагивающие военные интересы России на Черном море и в Абхазии) сопровождают решения Грузии и Украины стать членами НАТО. В то же время, все же очевидно, что должен иметь будущее только дальнейший поиск вариантов диалога и компромиссных решений, чтобы оправдать те громкие заявления, которые делают обе стороны.

Стоит отметить двойственность пути развития НАТО, с одной стороны оно провозглашает ценности свободы, прав человека, демократии, но в то же время, поскольку эта организация позволяет осуществлять перераспределение военных ресурсов многих стран, альянс может быть использован в качестве инструмента давления на ту или иную страну в интересах "больших" стран, подписавших Североатлантический договор и, прежде всего, США. Необходимо отметить, что риски, связанные с этим, в конечном итоге могут сказаться и уже сказываются на будущем альянса и всего мира.


Доброго времени суток, меня зовут Олег Золоторев. Сегодня я смотрел на новостном канале очередное заседание НАТО и понял, что не до конца осознаю, о чем там говориться, так как не знаю двух вещей. Первое - почему страны НАТО примкнули к военному альянсу в мирное время, даже после развала СССР. И второе - что значит буква «Т» в аббревиатуре сокращенного названия Североатлантического военного блока.А вы знаете ответы на эти вопросы?

Если нет, тогда присоединяйтесь, и мы вместе разберемся в этом:
- что такое НАТО?
- зачем нужна данная организация?
- кто в нее входит и почему?

Что значит «Т» в аббревиатуре НАТО?

Если говорить формальным языком, то НАТО – это североатлантический блок, объединяющий 28 стан обязательствами о взаимопомощи в военно-политических вопросах. Официальное название альянса «North Atlantic Treaty Organization» или «Организация Северо-Атлантического Договора» на русском.

Treaty – это «договор», если перевести с английского.

Главная цель Североатлантического альянса – сделать все возможное, дабы гарантировать безопасность и свободу странам-участницам в рамках действующей стратегии НАТО, которая включает в себя:

1. Осуществление действий по сдерживанию и предотвращению любых военных угроз против стран-участниц НАТО.
2. Предоставление площадки для консультаций и переговоров.
3. Содействие всестороннему развитию партнерства между государствами-участниками.
4. Активное участие в переговорных процессах по урегулированию военных кризисов(конфликтов).
5. Также страны блока НАТО при нападении на одного из союзников обязаны предоставить ему всестороннюю помощь (военную, экономическую, политическую).

Страны НАТО список (2016 год)

На данный момент в Североатлантический блок входит 28 государств-членов, а также 5 государств подписавших договор о «расширенном партнерстве», 3 страны кандидата и 2 станы-участницы «Ускоренного диалога».

Страны НАТО список на 01.01.2016.

Державы-участники Плана действий по членству на 1.01.2016.


Державы-участницы Индивидуального партнерского плана на 01.01.2016.

Державы-участницы Ускоренного диалога на 01.01.2016г.

Что затолкало 28 государств в Североатлантический военный блок?

Если посмотреть в официальные исторические сводки, то там будет сказано, что история НАТО стартовала 4 апреля 1949 года.Но на самом деле все началось немногим ранее - 5 марта 1946 года, после знаменитой речи Черчилля, произнесенной в городке Фултон, где он объявил о начале «Холодной Войны». Экс-премьер Великобритании призвал к объединению «западного мира» для усиления давления на СССР, чтобы изменить его поведение как на внешней геополитической арене, так и внутри Страны Советов.

К чему привел страх перед СССР?

Практически сразу же после слов Черчилля пять государств западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия и Люксембург) начали переговоры, целью которых было создание альянса, способного противостоять СССР. Что привело к подписанию между ними Брюссельского пакта (март 1948) и созданию Западноевропейского союза (Western European Union).
Параллельно с этим в Америке начались схожие процессы. Так 12 марта 1947 года администрация президента США провозгласила доктрину Трумэна (Truman Doctrine), которая, по сути, являлась стратегией сдерживания СССР. Согласно ей США предлагало европейским государствам экономическую помощь для восстановления послевоенной экономики при условии, что те выведут из правительственных и законодательных органов всех коммунистов. А также позволят США размещать военные базы на их территории. В рамках доктрины Трумэна США профинансировали восстановление и реформирование Турции ($100 млн) и Греции ($300 млн).

Кроме того, согласно провозглашенному плану госдеп начал переговоры с Канадой и королевством Великобритании для создания военного альянса. Но так как королевство планировало вступить в схожий союз с западноевропейскими странами, то эти действия не увенчались успехом. Однако они привели к тому, что Британия уговорила США и Канаду примкнуть к ранее подписанному Западноевропейскому договору.

Подпишитесь и получайте аналитику на email!

Подписаться

Основатели: страны блока НАТО на момент создания альянса

Что в итоге привело к подписанию знаменитого Североатлантического военного договора в 04.04.1949г. между 12 державами, которые и стали учредителями НАТО. Пакт вступил в силу 24 августа 1949 г. после процедуры ратификации, после его ратификации всеми державами-основателями.

Страны входящие в НАТО на правах основателей.

6 этапов расширения НАТО!

Но так как противоречия между Западным миром и Страной Советов после создания Североатлантического альянса не исчезли, а напротив - начали увеличиваться практически экспоненциально, страны НАТО приняли принципиальное решение о расширении военного блока за счет новых стран-участниц.

Основанием для этого стали следующие события:
- послевоенная (коммунистическая) гражданская война в Греции (1946-1949);
- учреждение Коминформа (1947);
- начало Берлинского кризиса (1948);
- создание Совета Экономической Взаимопомощи для стран «Советского блока» (1949);
- Корейская война, приведшая к разделению страны на Северную и Южную Корею (1950-53).

Первое расширение: страны НАТО к окончанию 1952 года

Как писалось выше, страны входящие в НАТО, пришли к единому мнению о том, что нужно расширяться. Как результат данного решения, в 1952 году к блоку примкнули две новые страны-участницы: Греция и Турция.

Греция присоединись к Североатлантическому договору, поскольку боялась нового вмешательства СССР, которое ранее привело к началу гражданской войны между промонархическим правительством и партизанами-коммунистами. По схожим причинам к НАТО присоединилась Турция, а также потому, что ее президент Мустафа Кемаль Ататюрк являлся сторонником «вестернизации». В рамках которой он проводил политику «деисламизации» своей страны и одновременно с этим выстраивал демократию по образцу Западного мира.

Второе расширение: Западная Германия

Следующей страной, присоединившейся к НАТО, стала Федеральная Республика Германии (Западная Германия). И это было вполне логично, так как влияние СССР на ГДР (Восточную Германию) постоянно возрастало, и как следствие, коллективный Запад начинал опасаться того, что это влияние распространится на западную часть Германии.В итоге было принято решение о принятии ФРГ в НАТО, дабы защитить ее от советского блока. Что вызвало весьма много возражений со стороны Франции, поскольку та помнила о недавней войне и не хотела, дабы Германия имела хоть какую-то армию.
Однако, разногласие были недостаточно сильны, чтобы помешать расширению НАТО и вскоре они были урегулированы. После чего ФРГ примкнула к «Союзникам». Сначала к Западноевропейскому союзу в 1954 году, а потом к Североатлантическому в 1955 году. После чего ФРГ получила право на формирование собственной армии, но с двумя ограничениями:
1. Армия ФРГ не могла действовать вне своей государственной территории.
2. Также страны блока НАТО запретили ФРГ разрабатывать и/или использовать оружие массового поражения.

Третье расширение: Испания

После принятия ФРГ в НАТО планы по расширению альянса заморозили, так как было решено не провоцировать СССР и избегать возникновения очередного «Карибского кризиса». Что продолжалось до того момента, как советские войска вошли в Афганистан. Это в очередной раз напугало европейских политиков и как результат, Испания под руководством Леопольдо Кальво-Сотело продекламировала, что их новый приоритет во внешней политике – это присоединение к блоку НАТО.

И 30 мая 1982 года Испания добилась своего, став членом альянса. Правда, в этом же году к власти после выборов пришла Социалистическая партия, которая приостановила процесс интеграции в Организацию Северо-Атлантического Договораи провозгласила о начале «периода осмысление». Следствием этого стал плебисцит (12.03.1986), на котором испанцам предлагали решить: «Стоит ли продлевать членство в НАТО?»

Результаты референдума подтвердили необходимость интеграции в военные и политические структуры НАТО (52,53%).

Четвертое расширение: страны-члены НАТО на 1999 год

После Испании расширение альянса вновь заморозили до тех пор, пока не развалилась Организация Варшавского Договора. В результате чего многие страны освободились от влияния Москвы и начали движение в сторону Запада как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Содействием чего стал 4-й этап расширения альянса, во время которого к нему примкнули еще 3 страны.

Страны НАТО, список на 1999 год.

Республику Польшу в альянс привел Кшиштоф Ян Скубишевский, который еще в 1990 году побывал в штаб-квартире альянса и провел первые переговоры о вступлении его державы в Североатлантический военный блок. По итогам данной встречи участники переговоров создали план вступления Польши в НАТО, по которому новой кандидатке необходимо было реформировать свою армию под стандарты НАТО. А также провести масштабные экономические и политические преобразования, которые требуются для гарантирования прав и свобод населения стран-участниц НАТО.

Свои обязательства Польша выполнила к 1997 году, после чего она сразу начался завершающий этап переговоров о присоединении. Он закончился в 1999 году, когда страны НАТО одностадийным голосованием приняли в свои ряды три новые республики, включая Польшу.

Практически идентичный путь вступления прошла Венгрия. Она также после развала СССР огласила о намерении примкнуть в НАТО, и аналогично Польше получила свой план действия с теми же условиями. Выполнив их, Венгрия получила приглашение (1997), после чего был проведен плебисцит, на котором венгры подавляющим большинством высказались за вступление в Североатлантический блок (85,3%).

Относительно Чехии, то эта страна немножко замешкалась «на старте», так как стала независимой лишь в 1993 году. Но как только это случилось,чехи также огласили, что их главная задача во внешней политике – это вступление в Организацию Северо-Атлантического договора. После чего в 1994 году Чешская Республика стала участником программы интеграциив альянс - «Партнерство ради мира», а в 1997 году аналогично Венгрии и Польше получила официальное приглашение. И как итог в 1999 году страны блока НАТО проголосовали за принятие Чехии в свой альянс.

Пятое расширение: страны входящие в НАТО, список 2004 года

Следующая волна расширения Организации Северо-Атлантического договора прокатилась Европой в 2004 году, когда список стран-участниц блока пополнился еще семью государствами: Болгарией, Эстонией, Румынией, Литвой, Словенией, Словакией, Латвия.

Литва– это, пожалуй, тот случай, когда можно сказать: «быть иначе просто не могло». Поскольку коренные литовцы, мягко говоря, недолюбливают и боятся Россию. Особенно после конфликта 1991 года. После которого они приложили максимум усилий, дабы защитится от нее и обезопасить себя от очередного вторжения российской армии на свою территорию. Кроме того, они содействовали своим соседям в вопросах по вступлению в Организацию Северо-Атлантического договора, создав Вильнюсскую группу 9 государств.

Болгария, как и остальные державы пятого этапа расширения, начали движение в сторону альянса с присоединения к программе интеграции - «Партнерство ради мира» (1994). В рамках которой она обязались реорганизовать свои военные силы под стандарты Североатлантического блока. Что и было сделано к Мадридскому саммиту (1997), где страны НАТО включили Болгарию в список кандидатов на вступление в альянс. После чего Болгария проверяла еще несколько реформ и окончательно переформатировала свои войска под стандарты блока. А в 2004 ее официально приняли в НАТО.

В том что касается Латвии,то ее присоединение к военному блоку - это в большей мере итог лоббирования данного вопроса со стороны ЕС и США, а не результат усилий правительства данной страны.Это связано с тем, что в Латвии боялись негативной реакции русскоговорящей части населения страны и самой России и потому сами в альянс не сильно спешили попасть. Но ради интеграции в ЕС они пошли на этот шаг.

Об Эстонии много говорить не буду, так она практически полностью повторила путь Болгарии. За исключением того, что приглашение в НАТО было получено не в 1997, а в 1999 году.

Для Румынии путь в Североатлантический блок открыл Ион Илиеску (президент 1990-1996; 2000-2004), он в 1991 начал процесс консультаций о вступлении в альянс. Что через 3 года привело Румынию к подписанию договора интеграции в блок НАТО - «Партнерство ради мира», а в 1995 году к участию в договоре«Индивидуального партнерства». Еще спустя два года власти республики обратились к участникам Мадридского саммита с просьбой об оказании им всесторонней поддержки по присоединению их державы к блоку НАТО. В 2002 году они получили приглашение, а в 2004 стали членом Организацию Северо-Атлантического договора.

Далее, по списку идет Словакия. Для этой страны путь в альянс был весьма тернист и вполне мог привести к серьезному конфликту и вполне может быть к военному. А все потому что власти, руководившие этим государством в 1995 году, не хотели двигаться на запад и всячески препятствовали этому. Несмотря на то, что этого хотело население. Потому они устроили «псевдо» референдум, на котором электорату предлагалось проголосовать по трем вопросам:
1. О присоединении к блоку НАТО.
2. О размещении на территории Словакии иностранных военных баз.
3. О размещении в стране чужого ядерного оружия.

По всем вопросам был получен отрицательный ответ, при явке 9,2%. Но это не имело значения, так как ЦИК признала плебисцит недействительным из-за большого числа нарушений и фальсификаций. Тем не менее референдум все же привел к изменениям в стране, поскольку он вызвал волне негатива правительству, из-за чего спустя три года к власти пришли оппозиционные силы под руководством Микулашеме Дзуринды. После этого началось целенаправленное движение в сторону полной интеграции с западными странами и с НАТО в частности. Как итог, страны-члены НАТОв 2004 году предложили Словакии стать частью блока.

Относительно Словении, то ее путь в военный, наверное, был самым простым. Так как население и власть хотели интеграции с НАТО, да и участники блока были не против. Единственная сложность- это организация референдума, проводившегося в 2003 году, на котором словенцев спросили: «Хотят ли они вступать в Организацию Северо-Атлантического договора?» Результат голосования был положительным (66,02%) и в 2004 году страны НАТО приняли Словению в свой блок.

Шестое расширение: Албания и Хорватия

Последними кого страны-члены НАТО приняли – это две относительно небольшие балканские державы: Хорватия и Албания. Кроме них на этом этапе также планировали присоединить и Македонию, но против этого выступила Греция. Из-за споров, касающихся названия данного государства.

Путь этих выше упомянутых государств в НАТО был почти идентичен, так как они действовали сообща и даже создали для этого специальную структуру - «Адриатическую хартию» (2003).

НАТО (Организация Серевоатлантического Договора) – объединение стран Европы, США и Канады для отстаивания своих интересов на мировой арене. Первоначально задумывалось как средство противостояния возможным амбициям Советского Союза. Однако с распадом последнего, не кануло в Лету, но продолжило расширяться за счет вступления все новых стран-членов и находя свои незащищенные интересы в самых отдаленных точках мира.

Как возникло НАТО

История создания НАТО началась с пяти европейский государств, которые подписали Брюссельский договор. После оборонительные комплексы стран были ослаблены. Спастись от жадных соседей стало возможным только сообща. Великобритания, Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды разработали общую систему обороны. Потом решили пригласить к своим начинаниям США с Канадой. Вылилось это в создание 4 апреля 1949 года военно-политического блока из 12 стран.

С 1950 по 1952 годы шло становление организации. Формировались и тренировались общие войска, создавались всевозможные комитеты и управленческие образования, подписывались и ратифицировались внутренние договора, закладывалась правовая база Трансатлантического Альянса. Собственно, в 1952 году началось первое расширение членского состава: в союз попросились греки и их оппоненты турки.

1954 год стал примечательным тем, что НАТО не взяло в свою песочницу Советский Союз, который тоже изъявил желание быть полноправным участником-защитником интересов альянса. Последнему пришлось в спешном порядке формировать свое оборонительное военное образование. Так в 1955 году появился ОВД, объединивший Союз с Восточной Европой. В это же время к НАТО подключили Западную Германию, после чего на долгие годы вопрос о расширении положительно не открывали.

В связи с изменение карты мира, когда Советский Союз распался на отдельные государства, НАТО возобновило интерес к возможным новым членам восточной части Европы. Ранее, в 1982 году, альянс принял Испанию. В 1999 году состав расширился еще на три государства: Венгрию, Чехию, Польшу. Самым «урожайным» стал 2004 год, когда в состав Североатлантического Альянса вошло аж 7 стран. В 2009 – еще две. На сегодняшний день НАТО состоят из 2 государств Северной Америки и 26 стран Европы. Ведутся консультационные работы по принятию новых стран в состав альянса.

Цели НАТО и их изменения

Страны входящие в НАТО основными целями ставят свои свободу и безопасность, которые должны достигаться методами, не противоречащими резолюциям ООН. Первоначально, альянс не был наступательным объединением. Среди задач выделяли недопущение появление нацизма, защиту свобод, демократии, целостность территориальных границ. В 1995 году впервые использовало свои объединённые войска на чужой территории. В 1999 году НАТО изменило политику. Военная сила превратилась не в оборонительный щит, а в доходчивый аргумент по любым вопросам, которые альянс посчитает для себя важными.

Задачи НАТО в наши дни

  • быть гарантом стабильности в своем регионе, в том числе в вопросах экономики и энергетической безопасности;
  • быть консультантом по вопросам безопасности для всех стран мира;
  • выявлять и сдерживать угрозу геополитических изменений;
  • решать кризисные ситуации;
  • развивать внешнеполитические отношения.

В 2010 году Североатлантический альянс замахнулось на должность судии, возжелало стать к 2020 году глобальным хранителем мира на всей земле. В рамках своих интересов, разумеется.

Военные базы НАТО Европы, Африки и Азии

Исторически сложилось, что любые военные объекты отдельных членов союза НАТО могут использоваться собственно натовскими войсками. Самое большое сосредоточение именно баз организации, а не государств-членов, размещено в Европе. Здесь и штаб-квартиры, и тренировочные полигоны, и авиабазы, и гарнизоны, и структуры, которые обеспечивают работу всей организации.

Лидерами-держателями военных объектов считаются:

  • Италия - размещается штаб-квартира, авиабаза ВМС, база передового развертывания, несколько обычных авиационных баз, исследовательский центр и несколько учебных баз-полигонов.
  • Германия - штаб-квартира, военные базы, авиабазы, гарнизон, командование и образование.
  • Франция - авиабазы.
  • Великобритания - штаб-квартира, авиабазы, компьютерный центр, система по защите боеприпасов.
  • Греция - порт, авиабазы, ракетный полигон, военно-морская база, учебный центр.

Есть государства-члены Европы, которые не имеют на своей территории военных объектов НАТО:

Дания, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, материковая часть Португалии, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия.

Однако, ввиду последних событий, рассматривается проект о размещении 5 баз на территории Восточной Европы. Отдельной когортой стоят страны, не входящие в альянс, но имеющие военные объекты НАТО:

  • Сербия
  • Македония
  • Босния и Герцеговина.

На территории Африканских стран непосредственно натовских баз немного – для ведения операций используются военные объекты бывших колоний Франции и Великобритании (Сенегал, Габон, ЮАР), базы США, либо военные центры южной части Европы. Война в Ливии и Египте создала предпосылки к установлению своих объектов на этой территории для содействия миру.

НАТО ведет активные переговоры со странами Африки на предмет включения их в партнерские отношения – это порядка 50-ти государств – что даст возможность проводить, в том числе, и совместные военные операции, открывать новые стратегические объекты подконтрольные альянсу на территории партнеров.

Североатлантический альянс известен своими интересами в Азиаткой части мира. Среди стран Средней Азии выделяют Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, на которых размещены военные объекты НАТО. Не стоят в стороне и все государства, ныне считающиеся «горячими точками» мира, либо в которых были бои – Иран, Ирак, Сирия, Афганистан.

В центральном регионе нет ни одной страны, в которой не проводили программ по реформированию войск по стандартам НАТО с участием ее инструкторов.

Итоги

В наши дни НАТО из-за своей изменившейся концепции все чаще ассоциируется с организацией-агрессором, которая регулярно нарушает резолюции ООН, развязывает войны на территориях других государств. Альянс не перестает расширяться, несмотря на испытуемые трудности во времена недавнего финансового кризиса.

Сдерживающим фактором, который не дает НАТО тотального контроля над мировым порядком, являются Россия, Китай и их многочисленные партнеры по внешней безопасности, которые так же отстаивают свои интересы в регионах. Продолжается борьба за влияние на африканские страны и Ближний Восток.

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1949 Г. И ОБРАЗОВАНИЕ НАТО

Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г.Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф.Д.Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций – плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. После принятия «резолюции Ванденберга» в 1948 г. реализовать такую идею было проще, так как резолюция создала правовую базу для отказа США от изоляционизма. Оставалось сломить колебания западноевропейских союзников.

Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле давно ставшую независимой во внешней политике. В мае 1948 г., как уже отмечалось, американские дипломаты стали обсуждать практические аспекты возможных американских гарантий безопасности для стран Европы с представителями Франции и Британии. США, Канада и страны Брюссельского пакта начали переговоры о создании нового военно-политического блока.

14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а уже 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.

Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 50-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингенты различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация. В дальнейшем, в 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (она не входила в военную организацию НАТО до 1997 г.), в 1998 г. после распада СССР и Варшавского договора – Чехия, Венгрия и Польша.

По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал весьма жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «...Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; ...и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон... окажет помощь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы...»

Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг другу военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами. Между тем, как правило, союзные договоры, которые заключали США, предусматривали в случае нападения на одну из сторон или угрозы такого нападения проведение странами-участницами консультаций о принятии совместных мер защиты в соответствии с конституционными процедурами. Это означало, что прежде чем начать оказание практической помощи какой-либо стране администрация США должны была получить разрешение сената, что не было гарантированно и могло потребовать много времени.

Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для защиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.

Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.

Вашингтонский договор было знаком победы атлантического начала в обеспечении европейской безопасности.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/i_obrazovanie_nato-a871.html

ОБРАЗ НАТО В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

Зайчишка получил от Волка приглашенье

Пожаловать к нему с супругой на банкет.

Другой бы отписал: «…Примите уверенья…

Я нездоров… Мерси… Пардон… Привет…»

Но данный Волк, хоть не был гуманистом,

На зайцев не рычал, когда встречал,

Их не травил в лесу, не трогал в поле чистом,

На их поклон поклоном отвечал…

Вот почему, польщённый приглашеньем,

Сказав Зайчихе: «Причешись! Пойдём!»,

Придумав громкий тост, предвидя угощенье,

И, преисполненный почтенья,

Явился Заяц к Волку на приём.

Хозяин гостю рад: «Как долго не видались!

Да вы поправились!» -

«На целый килограмм!»

Пока в прихожей зайчики топтались,

Хозяин подмигнул зубастым поварам…

Я тот банкет описывать не буду.

Для полной ясности я лишь сказать могу,

Что повара к столу подали блюдо,

И это было… заячье рагу!

Сравнение моё, быть может, грубовато,

Но я имел в виду зайчат в системе НАТО.

С.Михалков. Волк-дипломат

http://pritchi.net/pritchi/basni/volkdiplomat-sergeja-mihalkova.html

После смерти И.В.Сталина во внешней политике Советского Союза произошли серьезные изменения. Успешные разработки СССР в области создания атомной и водородной бомб ликвидировали монополию США на обладание оружием массового уничтожения. В международных отношениях острая конфронтация с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции - в Берлинском кризисе и Корейской войне - сменилась некоторым потеплением.

В марте 1954 года советское правительство обратилось к правительствам США, Великобритании и Франции с предложением о создании системы коллективной безопасности в Европе - заключении Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе и возможном вступлении СССР в НАТО. В мае Москва получила ноты западных держав, аналогичные по содержанию, с отрицательным ответом на свои предложения. В последующие месяцы 1954 года обмен мнениями продолжился: за нотой советской стороны от 24 июля последовали ноты трех держав от 10 сентября, на которые СССР, в свою очередь, откликнулся 23 октября.

Можно предположить, что, несмотря на публичные заявления с критикой угрожающих действий НАТО, отношение Москвы к этому блоку не было исключительно осуждающим. В статье Н.И.Егоровой приводится запись беседы И.В.Сталина с послом Франции Л.Жоксом 25 августа 1952 года. На свой вопрос о характере НАТО, с точки зрения Ш. де Го л ля, советский лидер услышал ответ о мирном характере союза и заключении его в рамках Устава ООН. "Сталин рассмеялся и спросил присутствовавшего на беседе Вышинского, не следует ли в таком случае СССР к нему присоединиться. Скорее всего, это была просто ирония, но не исключено, что... у Сталина имелись какие-то скрытые намерения", - пишет Егорова.

Вряд ли можно согласиться с этим тезисом об иронии Сталина; скорее, факты позволяют говорить о "скрытых намерениях" кремлевского лидера. На предварительном совещании в Париже заместителей министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции А.А.Громыко неоднократно (25 мая и 21 июня 1951 г.) заявлял: "Если бы этот пакт был направлен против возрождения немецкой агрессии, СССР сам бы присоединился "к НАТО. Примечательно, что основные положения вышеуказанных заявлений и директив содержались в записке Третьего Европейского отдела министру от 29 марта 1954 года. Кроме того, необходимо отметить, что вопрос о возможном присоединении СССР к НАТО поднимался даже до формального создания последнего. Например, в английском Парламенте с подачи представителей Компартии и независимых лейбористов в первые месяцы 1949 года велась дискуссия, направлять ли приглашение Советскому Союзу.

10 марта 1954 года А.А.Громыко направляет В.М.Молотову проект докладной записки в Президиум ЦК КПСС Г.М.Маленкову и Н.С.Хрущеву (подготовленный Г.М.Пушкиным, А.А.Соболевыми А.А.Солдатовым соответственно в Третьем Европейском отделе, Отделе стран Америки и Отделе по делам ООН). В нем в рамках работы по продвижению проекта основ Общеевропейского договора констатировалось: "В качестве главного аргумента против нашего предложения выдвигается тезис о том, что советский проект направлен на вытеснение США из Европы и на то, что СССР, заняв место США, стал бы доминирующей державой в Европе". В этой связи авторы документа считали целесообразным внести "изменения, предусматривающие равноправное участие США в Общеевропейском договоре".

Направляя записку в Инстанцию, МИД предложил не заявлять в ноте "прямо о готовности СССР присоединиться к Североатлантическому договору, а ограничиться выражением готовности рассмотреть совместно... вопрос об участии СССР" в договоре (в одном из рабочих проектов был заметно отличающийся вариант - "ограничиться лишь указанием на такую возможность, что не мешало бы Советскому Союзу в дальнейшем, в случае если вопрос о присоединении... не нашел бы положительного разрешения, продолжать борьбу против него, как агрессивного договора").

О значении, которое придавалось советским руководством данной инициативе, можно судить и по такому факту. При формировании подкомитета Комиссии ООН по разоружению в указаниях советскому представителю А.Я.Вышинскому в начале апреля 1954 года сообщалось: "Именно в данный момент мы не заинтересованы в развертывании работы Комиссии по разоружению... попытка оживления Комиссии... может быть использована для отвлечения внимания от нашей ноты 31 марта".

После получения ответных нот трех держав в МИД была развернута работа по подготовке новых дипломатических документов (были составлены План ответной ноты советского правительства на ноту правительства США от 7 мая 1954 года, Указания для печати и т.д.). Их содержание убедительно показывает, что главным направлением действий в условиях категорического неприятия Западом советских идей о системе коллективной безопасности в Европе становится пропаганда.

"Основной мыслью" новой ноты должно было стать обоснование "цели советских предложений - вместо создания противопоставленных друг другу военных группировок, что ведет к войне, создать систему коллективной безопасности в Европе, что ведет к упрочению мира". Предполагалось также "отвести довод трех держав об Атлантическом пакте как об организации "одинаково мыслящих стран", "показать возможность и необходимость сотрудничества в деле поддержания мира... государств с различным общественным строем". Один из пунктов проекта Указаний для печати определял, что "главный упор выступлений в печати и радио следует направлять на разоблачение расхождений между миролюбивыми словами и немиролюбивыми делами правящих кругов США". Вполне понятны и призывы, что "выступления в печати должны быть боевыми, наступательными". Пропагандистский уклон появился в положениях проекта ответной ноты СССР, где разъяснялся смысл "политики силы" США: "... во взаимоотношениях между государствами на первый план выдвигается не принцип сотрудничества между странами, а принцип диктата, причем переговоры между государствами все более и более пытаются заменить угрозами и ультиматумами".

В завершение уместно привести весьма красноречивое описание сложившейся ситуации, данное в одном из первых проектов ответа (от 16 мая 1954 г.) на ноту трех держав: "Можно было ожидать, что правительство США, а также правительства Англии и Франции, поскольку они заявляют о своем стремлении способствовать разрядке в международных отношениях и укреплению мира, положительно отнесутся к этой инициативе советского правительства. Однако на деле получилось иное".

Таким образом, сравнительный анализ архивных документов (в том числе проектов записок и прилагающихся к ним нот) позволяет сделать вывод о том, что во внешнеполитическом ведомстве, рассматривая перспективы реализации данной инициативы, не исключали категорически возможного вхождения в состав НАТО. В то же время при выработке дипломатических решений неизменным постулатом был агрессивный, наступательный характер блока.