Приключения профессора скиннера и доктора уотсона. Страсть к писательству и приход в психологию

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма .

Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном , условно-рефлекторном и оперантном . Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Первые два вида вызываются стимулами (S) и называются респондентным , отвечающим поведением. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий организма на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Часть из таких реакций (R), не вызываемых стимулом, а выделяемых («испускаемых») организмом, оказывается правильными и подкрепляются. Их Скиннер и назвал оперантными. Это реакции типа R.

Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции - преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму - это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.

Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:

  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.)
  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления - ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро.)
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш - такой режим значимо воздействует на поведение человека.)
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом».)

Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий. Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.

Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание - это наиболее общий метод контроля над поведением. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания (табл. 5.2).

Таблица 5.2.

Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.

Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательных и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки и т. п.).

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке. Так, возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса. Вслед за установкой уотсоновского бихевиоризма Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики. Мышление, память, мотивы и тому подобные психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств.

Биологизация мира людей, характерная для бихевиоризма в целом, принципиально не проводящего различий между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Культурные явления оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями».

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения , которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, управление поведением не связано с сознанием. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Для наибольшей эффективности необходимо учитывать, какое подкрепление наиболее важно, значимо, ценно в данный момент (закон субъективной ценности подкрепления ), а затем предоставлять такое субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожать его лишением в случае неправильного поведения. Подобный механизм и позволит управлять поведением.

Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания:

«поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем».

Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным для него последствиям. Он субъективно оценивает вероятность их наступления: чем больше возможность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека (закон субъективной оценки вероятности последствий ). Эта субъективная оценка может не совпадать с объективной вероятностью последствий, но на поведение влияет именно она. Поэтому один из способов воздействовать на поведение человека - «нагнетание обстановки», «запугивание», «преувеличение вероятности негативных последствий». Если человеку кажется, что последняя, вытекающая из какой-либо его реакции, незначительна, он готов «рискнуть» и прибегнуть к данному действию.

(1904–1990)

В 1972 г. членов Американской Психологической Ассоциации (которых уже в то время насчитывалось около ста тысяч) попросили назвать самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым). Наверное, тут сыграл свою роль и великодержавный нарциссизм американцев. Однако, если в такой оценке и было допущено преувеличение, то небольшое. Скиннер – действительно выдающийся психолог, и если не первый, то один из первых. Его влияние на мировую психологию, на весь комплекс наук о человеке огромно. Можно по-разному относиться к его радикальным идеям (а в радикализме его упрекали постоянно), но в анализе мировой психологической мысли минувшего столетия их ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

Беррес Фредерик Скиннер родился в городке Саскуэханна, штат Пенсильвания, 20 марта 1904 г. Как он сам отмечал в автобиографии , воспитывался он в теплой и доброжелательной семейной атмосфере, которой, однако, была не чужда строгая дисциплина. Общий позитивный настрой достигался за счет того, что родители не злоупотребляли наказаниями, а напротив – поддерживали дисциплину и порядок, всякий раз поощряя и вознаграждая те поступки, которые того заслуживали. Вероятно, такой стиль отношений впоследствии повлиял на формирование психолого-педагогических воззрений Скиннера: так называемому позитивному подкреплению он всегда отводил решающую роль.

В детстве и юности интересы будущего психолога были крайне разнообразны и совершенно не систематичны. Как и многие мальчишки, он увлекался экспериментированием с механическими устройствами, пытался смастерить самодельное пневматическое ружье, даже сконструировал изощренную многоблочную конструкцию для… аккуратного развешивания собственной пижамы. В этих интересах его биографы усматривают (хоть это и кажется некоторой натяжкой) предвестие крайнего механицизма его будущих теорий. Дома он устроил целый террариум, где содержал нескольких жаб, ящериц, черепах и даже змей. (Впоследствии Скиннер явно отдавал предпочтение экспериментированию над животными, преимущественно голубями и крысами, считая, что отличие человека от животных слишком преувеличено, а на самом деле совсем не принципиально.) Успел он и поиграть в школьном оркестре, в юности считался неплохим саксофонистом. Но наибольшее внимание юный Скиннер уделял литературе. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он на основе скрупулезного анализа шекспировских пьес выдвинул собственную гипотезу об их авторстве, которое приписал Бэкону. Подобные гипотезы высказывались и раньше, и потом, но характерно, что американский школьник пришел к такому заключению своим умом, что само по себе характеризует этот ум как весьма незаурядный. Много вы знаете восьмиклассников, способных на такие умозаключения, да еще и читавших Бэкона? А Скиннер с особым вниманием вникал в бэконовскую философию науки, восхищаясь верой английского мыслителя в возможность научного решения практических жизненных проблем.


Высшее образование Скиннер получил в колледже Гамильтона, небольшом гуманитарном учебном заведении штата Нью-Йорк. Здесь он специализировался в области английского языка и литературы, намереваясь в будущем посвятить себя литературному творчеству. О студенческих годах он сохранил не самые приятные воспоминания. Многое в учебном распорядке его раздражало, особенно – обязательные ежедневные богослужения (на протяжении всей жизни религиозность была ему абсолютно чужда). Близко сойтись с однокашниками ему не удалось, поскольку он считал их (вероятно – небезосновательно) людьми ограниченными, с низкими духовными запросами. В то время, как они предавались незамысловатым юношеским увеселениям, он с упоением читал Джойса и Пруста. Такие интересы, действительно, нелегко было совместить. Впрочем, и в студенческих проказах Скиннер порой принимал активное участие, а в результате нескольких рискованных розыгрышей, организованных по его инициативе, едва не был исключен из колледжа. Окончить колледж ему все-таки удалось, в 1926 г. он получил степень бакалавра.

Следует отметить, что в колледже Гамильтона психология преподавалась факультативно. Скиннер этих занятий не посещал, его интерес к психологии оформился позже. А в те годы он всерьез планировал свою литературную карьеру. Знакомство с известным поэтом Робертом Фростом еще более укрепило его в этом намерении. Фрост полагал, что юноша подает большие надежды, и тепло его напутствовал на писательском поприще. Этому прогнозу не суждено было оправдаться. По окончании колледжа Скиннер провел довольно продолжительное время в творческих исканиях, пока наконец не пришел к неутешительному выводу, что ему как писателю «решительно нечего сказать».

В этот момент произошла его решительная переориентация из области искусства в область науки, которая, как он осознал, и является «искусством ХХ века». В 1928 г. Скиннер поступил в Гарвардский университет на психологическое отделение. Он отдавал себе отчет, что упустил много времени и в плане психологической эрудиции далеко отстал от своих университетских товарищей. Поэтому он установил для себя строжайший, поистине спартанский режим учебных занятий, полностью отказав себе в досуге: на внеучебные занятия он отводил себе 15 минут в сутки. Такая самоотверженность дала свои плоды. В 1931 г. Скиннер получил докторскую степень и опубликовал свое первое серьезное научное исследование, сразу выдвинувшее его в первые ряды специалистов по поведенческой психологии.

С 1931 по 1936 г. Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал свои усилия на изучении поведения животных. В 1936 г. он занял должность преподавателя в Миннесотском университете и оставался там до 1945 г. В это время Скиннер много и творчески работал и приобрел известность как один из ведущих бихевиористов. Осенью 1945 г. он возглавил кафедру психологии в Университете штата Индиана и занимал этот пост до 1947 г., после чего вернулся в Гарвард в качестве лектора. Он работал там до ухода на пенсию в 1974 г.

Научная библиография Скиннера весьма обширна: за полвека им было написано 19 крупных монографий и множество статей. Но самая ранняя публикация, принесшая ему известность, обычно упоминается даже в самых кратких списках его трудов. Это небольшая статья «Понятие рефлекса в описаниях поведения». Здесь впервые условный рефлекс трактовался не как реальный акт жизнедеятельности, присущий ей самой по себе, а как производное от операций экспериментатора.

В одной из своих последующих работ Скиннер писал, что за всю свою жизнь он имел только одну идею и эту идею выражает термин «управление» («контроль»), имея в виду управление поведением. Справиться с этой задачей экспериментатор способен лишь в том случае, если контролирует все переменные, под влиянием которых складывается и изменяется поведение организма. Он утрачивает власть над своим объектом, когда допускает его зависимость от гипотетических, ускользающих от прямого наблюдения внутренних факторов. Поэтому интерес для науки представляют только непосредственно фиксируемые отношения между экспериментально контролируемыми стимулами и последующими реакциями.

По мнению Скиннера, к гипотезам и дедуктивным теориям наука вынуждена прибегать там, где ее объектами выступают явления, недоступные прямому восприятию. Психология же находится в более выгодном положении. Взаимодействие факторов, порождающих поведенческие реакции, можно непосредственно увидеть. Для этого, однако, требуются специальные экспериментальные установки и схемы. Они подобны оптическим приборам, позволяющим обнаружить события, скрытые от невооруженного глаза. Таким прибором Скиннер считал изобретенный им экспериментальный ящик (названный впоследствии, вопреки протестам самого изобретателя, скиннеровским ящиком), в котором крыса или голубь, нажимая на рычажок или кнопку, получает подкрепление. Рычаг соединяется с самописцем, регистрирующим движение. Нажим на рычаг рассматривается в качестве образца и самостоятельной единицы «оперантной реакции» – очень удобной для фиксации, поскольку всегда можно однозначно определить, произошла она или нет. Дополнительные устройства позволяют соединять подкрепление с различными сигналами (звуковыми, световыми и т. п.).

Схема опыта может быть усложнена. Например, вместо одного рычажка перед крысой находятся два, тем самым ставя ее в ситуацию выбора. Из этого довольно простого набора элементов составляются самые разнообразные планы управления поведением. Так, крыса нажимает на рычаг, но получает пищу только тогда, когда загорается лампочка. В результате в дальнейшем при свете лампочки скорость реакции заметно возрастает. Или пища выдается лишь при нажиме с определенной силой. В дальнейшем движения требуемой силы появляются все чаще и чаще. Можно соединить движения в цепи (скажем, реакция на зеленый цвет ведет к появлению нового раздражителя – красного цвета, двигательный ответ на который подкрепляется). Экспериментатор может также широко варьировать время и порядок положительного и отрицательного подкрепления, конструируя различные «планы подкрепления».

Б.Ф. Скиннер в лаборатории

Скиннер отрицательно относился к статистическим обобщениям, считая, что лишь тщательная фиксация реакций отдельного организма позволит решить главную задачу психологии – предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. Статистические данные, касающиеся группы (выборки), недостаточны для выводов. Имеющих предсказательную силу в отношении каждого из ее членов. Частоту реакций и их силу запечатлевают кривые, которыми, по Скиннеру, исчерпывается все, что позитивная наука способна сказать о поведении. В качестве образца такого типа исследований предлагалась работа Скиннера, выполненная им совместно с Ч. Ферстером, «Планы подкрепления» (1957), в которой были в 921 диаграмму данные о 250 миллионах реакций, непрерывно производившихся подопытными голубями в течение 70 000 часов.

Подобно большинству бихевиористов, Скиннер полагал, что обращение к физиологии бесполезно для изучения механизмов поведения. Между тем его собственная концепция «оперантного обусловливания» сложилась под влиянием учения Павлова. Признавая это, Скиннер разграничил два типа условных рефлексов. Он предложил отнести условные рефлексы, изучавшиеся павловской школой, к типу S . Это обозначение указывало на то, что в классической павловской схеме реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула (S ), то есть раздражителя. Поведение же в «скиннеровском ящике» было отнесено к типу R и названо оперантным. Здесь животное сперва производит реакцию (R ), а затем реакция подкрепляется. В ходе экспериментов были установлены существенные различия между динамикой реакции типа R и выработкой слюноотделительного рефлекса по павловской методике.

По мнению Скиннера, ограниченность традиционной поведенческой формулы S – R состоит в том, что она не учитывает влияния результатов реакции на последующее поведение. Реакция рассматривается только как производное от стимула, только как следствие, но не как детерминанта, которая преобразует организм. Адекватная формула о взаимодействии организма со средой, писал Скиннер, всегда должна учитывать три фактора: 1) событие, по поводу которого происходит реакция, 2) саму реакцию, 3) подкрепляющие последствия. Эти взаимоотношения являются несравнимо более сложными, чем отношения между стимулом и реакцией.

Так наметился принципиальной важности переход от линейного представления о поведении к утверждению роли обратной связи в построении реакций. В этой роли выступало подкрепление, производящее отбор и модификацию реакций. Разработанная Скиннером и его последователями техника «оперантного обусловливания» получила в Соединенных Штатах широкое применение в различных областях практики. Установка на то, чтобы приложить принципы оперантного бихевиоризма к решению практических задач разного рода, придала этому направлению широкую популярность далеко за пределами психологии. Оперантную технику стали использовать при воспитании умственно отсталых детей, лечении невротиков и психически больных. Во всех случаях модификация поведения достигается за счет постепенного подкрепления. Например, больной вознаграждается за каждое действие, ведущее шаг за шагом к цели, предусмотренной схемой лечения.

В годы II мировой войны наблюдение за склевыванием пищи обученными голубями привело Скиннера к изобретению особых управляемых снарядов. Однако это изобретение не было применено на практике. (Эта идея Скиннера много лет назад была иронично спародирована датскими кинематографистами: в комедии «Бей первым, Фредди!» специально обученные голуби оказываются подменены в чреве ракеты обычными почтовыми голубями, которые приучены… возвращаться домой).

А вот в педагогике идеи Скиннера нашли чрезвычайно широкое применение. Сам он объяснял это явление случайностью, как, впрочем и все свои достижения (верный своей теории, все происходящее в жизни он оценивал как следствие складывающихся обстоятельств). 11 ноября 1953 г., посетив урок арифметики в школе, где училась его дочь, Скиннер, как он вспоминает в автобиографии, пришел в смятение. «Внезапно ситуация представилась мне совершенно абсурдной. Не ощущая своей вины, учитель нарушал почти все законы, открытые учеными относительно процесса научения». Под впечатлением этой картины Скиннер стал размышлять о факторах подкрепления, которые можно было бы использовать для улучшения преподавания школьных предметов, и спроектировал серию обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. Его быстрое развитие отвечало запросам эпохи научно-технической революции. Но сама по себе идея оптимизации обучения и использования в этих целях специальных машин не связана неразрывно с какой-либо определенной психологической концепцией. Что касается теории Скиннера, то она смогла (в отличие от других психологических систем) направить поисковые работы по программированному обучению в силу того, что вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

Уязвимость скиннеровской «технологии обучения» состояла в том, что она вносила в педагогическую теорию и практику присущую всему бихевиоризму идею об идентичности механизмов модификации поведения у всех живых существ. Спорность этого положения особенно резко обнажилась в скиннеровской трактовке тех высших форм психической деятельности, которые издревле принято считать чисто человеческим достоянием, а именно речевых актов.

В книге «Вербальное поведение» (1957) Скиннер развивает концепцию, согласно которой овладение речью происходит по общим законам образования оперантных условных рефлексов. Когда один организм производит речевые звуки, другой организм их подкрепляет (положительно или отрицательно), контролируя тем самым процесс приобретения этими звуками устойчивых значений. Последние, по мнению Скиннера, могут относиться к одному из двух разделов – указывать либо на предмет, в котором говорящий индивид испытывает потребность, либо на предмет, с которым этот индивид соприкасается. С острой критикой этой концепции выступил известный американский лингвист Ноэм Хомский, показавший, что попытки объяснить порождение речи по типу оперантных реакций крысы, нажимающей на рычаг, не только несовместимы с лингвистической трактовкой языка как особой системы, но и обессмысливают ключевые для бихевиоризма понятия о стимуле, реакции, подкреплении. И хотя большинство специалистов в области теории языка в этой полемике тяготеют скорее к позиции Хомского, сам Скиннер до конца своих дней считал «Вербальное поведение» наиболее удачной и убедительной работой.

Не меньшую, а пожалуй, еще более острую полемику вызвала другая работа Скиннера – социальная утопия «Уолден 2». В этой книге, совместив свои литературные задатки и психологические находки, Скиннер изобразил в беллетристической форме перспективы создания с помощью техники опреантного обусловливания нового справедливого социального устройства. Несмотря на гуманистический замысел, аналогия с «Прекрасным новым миром» Олдоса Хаксли просматривалась в «Уолдене 2» так явно, что наиболее экзальтированные публицисты записали Скиннера чуть ли не в фашисты. Впрочем, жизнь сама все расставила на свои места. Созданные по предложенной Скиннером модели коммуны просуществовали недолго: не очень-то уютно оказалось в них жить. Впрочем, как и в коммунах детей-цветов, исповедовавших диаметрально противоположные принципы. Наверное, такова судьба всех социальных утопий.

Скиннер, в самом деле, дал много поводов для критики. Однако имена его критиков (за исключением Хомского и еще, пожалуй, Роджерса) вряд ли сохранятся в истории психологии, а Скиннер по сей день остается одним из самых часто цитируемых авторов. На Золотой медали, врученной ему в 1971 г. Американской Психологической Ассоциацией, едва уместился панегирик: «Б.Ф. Скиннеру – пионеру психологических исследований, лидеру теории, мастеру технологии, который произвел революцию в изучении поведения».

На русский язык ни одна из его работ до сих пор не переведена.

29.08.2017 14:33

В основе многих методов психотерапии лежат принципы научения. В начале развития поведенческой психотерапии в ее основу закладывали концепцию условных рефлексов Павлова. По мнению бихевиористов, поведение человека — это набор условных рефлексов и лучше не вмешиваться в “закрытую работу” головного мозга. При неверном обучении больного, его сформировавшиеся условные рефлексы будут приводить к малоадаптивному поведению, что, в свою очередь, будет вести к неврозам. Основная цель поведенческой терапии — постепенное угасание малоадаптивных рефлексов, формирующих некорректное поведение, и образование рефлексов, способствующих корректному поведению и избавлению от невротизма.

Бихевиористы полагают, что большая часть жизнедеятельности человека — это итог его научения. Человек пытается всяческими уловками обходить те ситуации, которых он боится и из-за этого не получает необходимого опыта. Страха становится меньше и такое поведение подкрепляется. Но в результате этого не реализуются основные потребности организма. К примеру, юный парень нервничает, когда зовет девушку на свидание. Чтобы не испытывать стресс, он прекращает общаться с девушками. Страх его не беспокоит, но теперь у него появляются проблемы с удовлетворением необходимых потребностей. Такая ситуация в любом случае заканчивается плохо — появляются нервные тики, потливость, навязчивые мысли, волнение — всё это проявление психопатологии. В бихевиоризме это является вариантом поведения.

Первый в истории метод бихевиорального лечения, реализованный в 1973 году Д. Вольпе, был систематической десенсибилизацией. Его суть состоит в том, что пациента учат постепенно расслаблять мышцы. В беседах и работе с больным выявляются те моменты и ситуации, которые могут вызвать стресс и страх. Если у пациента начинает получаться расслабляться, его просят в расслабленный момент представлять ситуацию, порождающую неприятные и волнительные эмоции. Когда человек преодолевает эту ситуацию, ему предлагают представить более сложную ситуацию. Если есть возможность, то лучше устраивать такие процедуры в местах, приближенных по атмосфере к ситуации, вызывающей страх. Если у человека агрофобия, то после проработки ситуации в мыслях, можно выходить с ним на улицы и переходить дороги, аккуратно, начиная с небольших, со спокойным движением.

Несмотря на то, что у поведенческой терапии есть ясные параметры выздоровления, она не развилась должным образом в нашей стране.

Сегодня психология не представляется нам без психометрических методик, которые были созданы и разработаны бихевиористами. На базе теорий об оперантном обусловливании Скиннера и Торндайка были разработаны психологические методы, которые сильно повлияли на развитие педагогики.

Оперантное обусловливание — это процесс передачи стимулов в общении. Один человек при общении передает стимул другому, в ответ на который у оппонента возникает реакция, выражающаяся в поведении. При этом, такая реакция будет причиной, приводящей к ответу первого человека. Если между людьми происходит неэффективное взаимодействие, то образуются неправильные формы поведения, что в итоге может закончиться болезнью.

Примерная схема общения отражается в следующем.

Стимул — реакция

Рассмотрим простой пример - ребенок хочет, чтобы ему купили игрушку, но родители отказывают. Он начинает взахлеб плакать, падать, истерить, родители не могут его успокоить, сдаются и покупают желаемое. Такая реакция родителей будет служить положительным стимулом к дальнейшим действиям, ребенок теперь будет устраивать истерики по менее значимым поводам, что, в свою очередь, приведет к психологическим и физическим проблемам. Такие выводы впервые озвучил Б. Скиннер — признанный американский психолог. На сегодня поведенческая терапия применяется не только в терапевтической практике, но и в учебных заведениях, лечебных заведениях соматической направленности, спортивных организациях и производственных коллективах. Там не меняют состояние, а меняют поведение, что в итоге приводит к изменению состояния.

В молодости Скиннер мечтал о карьере писателя, но с прозой отношения совсем не сложились. Он пошел учиться в Гарвардскую школу на факультет психологии, где абсолютно всё время было занято учебой, никаких развлечений и вечеринок. После окончания учебы он поступил на работу психолога в медицинскую школу Гарварда, немного позже начал преподавать.

Крупная работа Скиннера «Поведение организмов» была опубликована в 1938 году, после чего стал ведущим теоретиком. С его именем связывают направление необихевиоризма. В конце жизни он занимался писательской деятельностью. Одними из интересных его трудов являются - «О бихевиоризме», «Наука и человеческое поведение» и «Технология обучения».

Скиннер предполагал, что человек достаточно близок к животным, больше, чем полагает. А изучение философии, натолкнуло его на мысль о том, что бихевиоризм — это не только наука о поведении человека, это ее философия. Он считал, что личность — это совокупность форм поведения. В зависимости от ситуации будет проявлена та или иная реакция. Любая отдельная реакция содержит в себе прошлый пережитый опыт. Скиннер изучал именно поведение человека, не касаясь его мотивов и причин.

Основы поведенческой терапии

Рассмотрим понятия, используемые в поведенческой терапии

Реактивное обусловливание — или иначе — условный рефлекс. Вспомним простой опыт — у собак в процессе обучения на созданный условный раздражитель начинает выделяться слюна. У человека тоже такое возможно, когда он видит вкусную еду. Но все же человек не настолько похож на животных, как полагал Скиннер. Если у животного исчезнет подкрепление, то вместе с ним сразу исчезнет и реактивное обусловливание. С человеком все сложнее, он, несмотря на отсутствие подкрепления, может продолжать по привычке делать тоже самое — например, искать деньги там, где он когда-то однажды их нашел. Такой процесс называется оперантным обусловливанием — то есть образование и поддержание конкретного поведения с помощью его последствий.

Рассмотрим пример

Уженщины, страдающей истерическим неврозом, постоянно случались обмороки. Чтобы ей помочь, обратились к врачу-психотерапевту. При очередном случае врач смог вывести ее из состояния обморока и какое-то время беседовал с больной, после чего она стала бодрой и даже жизнерадостной. Какое-то время врач не приходил, но позже обморок повторился вновь, и его вызвали. Ситуация повторилась — всё закончилось удачно — хорошей беседой. После чего обмороки стали случаться чаще обычного. Таким образом, приятные беседы с доктором послужили для больной подкреплением для учащения обморочных состояний. Поняв это, врач в следующий раз отказал в беседе, объяснив это тем, что считает бесполезным разговаривать сразу после обморока, так как в это время в мозгу нарушено кровообращение и поэтому заторможено понимание. Разговаривать возможно только по прошествии нескольких недель. Прекращение бесед стало отрицательным подкреплением для изменения некорректного поведения. У больной прошли обморочные состояния, по прошествии пары недель она обсудила с врачом свои проблемы, после чего они всегда беседовали раз в две недели.

Это поощрение является стимулом или подкреплением, влияющим на реакции и поведение. Но оно может быть не только положительным, но и отрицательным. Положительное подкрепление увеличивает нужную реакцию, а отрицательное — уменьшает ненужную.

Роль подкрепления велика в воспитании детей и педагогике. Важно правильно использовать подкрепление, так чтобы оно помогало развитию ребенка. Например, решением проблемы с грамотностью ребенка может стать денежное вознаграждение за перепечатку профессиональных (например - психологических) текстов без ошибок. При таком подходе ребенок повышает свою грамотность и параллельно усваивает новый материал, который сможет применить в дальнейшей жизни.

Бихевиористы не искали в поведении причин, необихевиористы говорили, что поведение — это объяснительные фикции. К последним относятся следующие понятия:

    Автономный человек — это фикция говорит о том, что человек обладает «внутренним существом», которое управляет энергией внутри личности.

    Свобода — фикция, которой люди могут объяснять поведение, если причины его точно не известны.

Например, после гипноза человек не может вспомнить как происходил сам процесс внушения, но при объяснении своих поступков говорит, что это было его свободное решение.

    Достоинство (оно же является репутацией) — фикция, благодаря которой люди делят поступки и деятельность на достойную и недостойную.

    Творчество — тоже объяснительная фикция. По мнению Скиннера, такая деятельность не отличается ничем от других видов деятельности человека. Пример - написание стихов поэтом и высиживание яиц курицой. Чувствуют они себя одинаково хорошо после выполненных действий.

Скиннер утверждал, что поведение поддается управлению. Стимулировать положительное поведение нужно с помощью наград, а пресекать неправильные действия посредством наказаний. Но большой минус наказаний в том, что они говорят только о том, что делать нельзя, но не объясняют как нужно себя вести. Поэтому наказание является помехой в процессе научения, ведь та форма поведения, за которой следовало наказание не уходит бесследно, она остается и проявляется уже в других поступках. При этом новые поступки позволяют увернуться от наказания и являются ответной реакцией на него.

Если часто прибегать к наказанию, то изначальный эффект от него пройдет, так как наказуемый, в начале показывающий хороший результат, может в дальнейшем взбунтоваться. Наказание приносит мало пользы и самому наказывающему, и наказываемому.

Скиннер считал, что поведение формируется на представлении необходимого результата. Стоит внимательно проследить за поведением людей, чтобы понять истинные причины поведения, в которых скрыты потребности и цели.

Бихевиористы сделали вывод, что обусловливание может проходить вне сознания. Скиннер предположил, что роль сознания в поведении, возможно, не столь велика, но всё же, чтобы обусловливание было максимально эффективно, оно должно осознаваться.

Скиннер разработал методы программированного обучения, в процессе которого каждый человек учится со своей личной скоростью, и только после полного усвоения материала и выполнения заданий переходит к более сложным. Такой метод позволяет обучающемуся в каждый момент обучения всё понимать и быть готовым к ответу или выполнению задания.

Что же мы поняли о бихевиоризме?

    цель терапии бихевиоризма — научить людей реагировать на ситуации в жизни так, как они хотят реагировать

    терапия не вмешивается в эмоциональную базу отношений личности

    все жалобы больного в бихевиоризме считаются важной информацией о нем, а вовсе не симптомами

    пациент и врач намечают определенные цели таким образом, что знают время когда они будут достигнуты

Скиннер часто высказывал мысли о том, что работать с внутренними причинами нужно меньше, что бихевиоральная терапия может быть основой управления бесконечной силы. Такие высказывания привели к тому, что многие стали обвинять бихевиоризм в попытке управления личностью, врачи отказались применять эти принципы в своей работе.

Н о для успешной практики можно применять не все принципы бихевиоризма, а только те, которые могут пойти на благо пациентам. При исследовании поведенческой терапии было установлено, что качественные улучшения у пациентов наблюдаются только при внутренних перестановках в структуре личности. Чтобы это произошло, вполне логично и оправдано использовать бихевиоральные методы. Сегодня разработаны техники, в которых эти методы применяются в комплексной системе лечения.

Также методы поведенческой терапии нашли свое применения в идеях НЛП. Бихевиористы действительно перепрограммировали поведение, но всегда только в целях исправления в лучшую сторону. Все люди при общении влияют друг на друга, и бихевиористы считали, что лучшее, что можно сделать — это научиться грамотно влиять на поведение человека.

Действенность и эффективность методов бихевиористов была очевидна и несомненна, но возникли разногласия в вопросах о правах пациентов больниц, заключенных и юношей. Те врачи, которые все же решались в своей практике использовать бихевиоральные методы, подвергались осуждению и критике, коллеги ставили под сомнение их компетентность, трактуя даже успешные результаты лечения по-своему.

Исследования Скиннера и работы других необихевиористов очень сильно повлияли на развитие психологии и педагогики. На основе новых теорий возникали школы по психотерапии, техники и практики обучения. Наша страна была закрыта, к сожалению, от этих новых течений.

Но даже в западных странах теории Скиннера сильно критиковались в СМИ, причиной тому послужили его отрицания творчества, личности и свободы. Философы критиковали его за то, что он мало освещал и рассматривал проблемы внутреннего мира личности, психологи за то, что в принципе он не изучал множество иных проблем.

Несмотря на все это, Скиннер смог обосновать свое видение на человеческую природу, без учета интуитивных моментов и отсылок к божественному промыслу.

Свободны ли мы? Есть ли у нас выбор? Можно ли запрограммировать поведение человека полностью и что будет, если возможности психологии будут использованы в тоталитарных странах для создания системы всеобщего повиновения? В этой статье мы кратко изложим основные работы и идеи одного из известнейших ученых XX века — Фредерика Скиннера.

Беррес Фридерик Скиннер, вероятно, один из самых неоднозначных персонажей в психологии ХХ века. Для многих он гений, из-под руки которого вышло одно из самых продвинутых направлений в психологии, для других он синоним бесчеловечной идеологии, для которой методы психологии значили лишь одно — получение абсолютной власти над человеком.

Фредерик Скиннер — отец необихевиоризма.

Так или иначе, но однажды Скиннер произвел маленькую революцию в психологии поведения, введя в схему стимул-реакция, за долгие десятилетия ставшей в бихевиоризме классической, еще одно промежуточное звено, которое учитывало наконец, и то, что происходит в человеческом сознании. С тех пор объектом изучения в бихевиоризме становится не только поведение личности, но и сама личность.

Долгие годы последователи поведенческого направления в психологии свято верили, что их священная корова, цепочка стимул-реакция (поведение), избавит науку от любых претензий со стороны научного мира. Тех претензий, которые не раз высказывались в адрес психоанализа и гуманистической психологии, считавшимися многими учеными направлениями ненаучными, ведь их идеи были умозрительны и не подлежали экспериментальной проверке.

Бихевиористы считали, что любое живое создание обязательно отреагирует на стимул (воздействие), будь то слово или удар электрическим током, и эту реакцию всегда можно будет наблюдать и измерить опытным путем. Субъективные переживания личности, конечно же, не отрицались, но всякий раз выносились за скобки, а по причине того, что не могли быть объективно оценены, всегда относились на счет побочных факторов.

Но такое пренебрежение звеном, являвшимся, фактически, ключевым, не могло продолжаться долго. И Скиннер стал первым ученым, который, не отказываясь от базовых идеи и наработок классического бихевиоризма , ввел «промежуточный фактор» — человеческое сознание, которое было важнейшим ключевым звеном в изучении человеческого поведения.

Так появилось учение, которое впоследствии назвали необихевиоризм, или новая поведенческая психология.

Ф. Скиннер — самый известный психолог Америки.

В 1971 году Скиннер с легкой руки журналистов Таймс становится одним из самых влиятельных психологов на земле и уж точно самым известным в Америке. Но до сих пор его история окутана ореолом таинственности.

Так, например, покопавшись немного в интернете, можно найти удивительную историю о том, как маленькая Дебора Скиннер, дочь ученого, стала одним из первых объектов его исследований, при этом девочку помещали в закрытый ящик, и так продолжалось несколько лет. Отец на собственном ребенке проверял, к какому поведению приводят различные воздействия. Согласно этой же версии, уже будучи взрослой, Дебора инициировала судебное разбирательство против отца и, проиграв суд, якобы совершила суицид.

На примере этой истории мы можем наблюдать, насколько бессовестными фантазиями бывают одержимы журналисты в погоне за сенсацией. На самом деле дочь Скиннера до сих пор жива, здравствует и, судя по всему, любит своего отца, что подтверждает интервью, данное журналистке Лорин Слейтер.

Но, возможно, в этой истории нет дыма без огня, и плохая репутация ученого все же имеет под собой основания. Так, в своем собственном интервью журналисту Р. Эвансу Скиннер признается, что его методы иногда сродни нацистским и, помимо прочего, сообщил, что, стань они достоянием тоталитарных режимов, они вполне могут быть использованы ими для порабощения сознания людей. В том же интервью Скиннер высказывает свою знаменитую идею, принципиально ставя под сомнение свободу воли человеческой личности.

Несмотря на то, что Скиннер одним из первых стал учитывать фактор человеческого сознания, он же всегда исходил из предположения, что мышление не играет особой роли в деле поведения индивида, и в свое время приложил немало усилий для доказательства того, что у человека можно вызвать фактически любую поведенческую реакцию, применяя разные виды регулярного и нерегулярного подкрепления. Так Скиннер, по мнению некоторых ученых, примеривал свое новое направление на роль Господа Бога от психологии.

Масла в огонь подливал и тот факт, что свои опыты он проводил в знаменитых «ящиках Скиннера», которые на самом деле были просто большими деревянными коробками, не пропускающими звук и свет. В ящики помещались испытуемые животные, там же находились электрические датчики, регистрирующие поведение в ответ на стимул, и один единственный рычажок, который давал иногда пищу, а иногда лишь надежду на то, что она будет получена.

Психологические опыты Скиннера.

Ученый со своими птицами

В одном из опытов голодные птицы помещались в ящик, куда через определенные промежутки времени вбрасывалась порция еды. Хотя выдача корма не была связана с поведением птиц, тем не менее они запоминали, какие движения они выполняли в этот момент. Через некоторое время они начинали пытаться выполнять похожие действия, поскольку надеялись, что определенное поведение вызовет появление корма. Эти действия для каждой птицы были разными и в некоторых случаях напоминали настоящий ритуальный танец.Так было показано, что живое существо вовсе не является неким абстрактным поведенческим «черным ящиком» — автоматом, но принимает непосредственное участие в выработке собственного и довольно сложного поведения.

Несколько позднее этот способ получил название оперантного научения, и с его помощью студенты Скиннера выделывали настоящие фокусы, обучая свинью пользоваться пылесосом, а кроликов складывать деньги в ящик.

В 1948 году Скиннер пишет роман «Уолден Два», являющийся поведенческой утопией, в котором мировое правительство в лице ученых-бихевиористов довольно успешно управляет всем миром, пользуясь методами социального программирования населения. При этом эта книга вовсе не является романом ужасов о зомбировании людей, в ней утверждается, по мнению автора, довольно прогрессивная идея о всеобщем счастье под управлением ученых — психологов. Вопреки возможным ожиданиям автора, его идеи вовсе не были приняты с распростертыми объятиями. Особенно негативной была общественная реакция после публикации книги «За пределы свободы и достоинства», когда один из журналистов заметил, что в ней фактически говорится о приручении человечества по законам собачьего воспитания.

Несмотря на такие отклики, Скиннер полон радужных надежд на будущее. Он мечтает получить инструмент для программирования поведения любого живого существа, включая и человека, для этого он пытается преобразовывать простые условные рефлексы в нечто более сложное, и эксперимент с птицами был только началом.

Работая с экспериментальной популяцией крыс, Скиннер открывает новые, ранее неизвестные законы поведения. Так, выработав у животных условный рефлекс, когда, нажимая на рычаг, они каждый раз получали еду, он несколько меняет правила игры, с некоторого момента крысы начинают получать корм не так регулярно — иногда рычаг срабатывает, а иногда и нет. При этом корм мог появляться как после 2-3 нажатий, так и после 10. И тем не менее крысы продолжали все время нажимать на рычаг, надеясь получить питание, ведь рано или поздно, но еда появлялась. Так он доказывает, что более редкое подкрепление вовсе не вызывает угасание рефлекса, но, напротив, активирует его с новой силой.

Некоторые психологи этим законом объясняют стойкость деструктивных браков, когда люди стойко переносят негативное и даже унизительное отношение, в надежде время от времени получать позитивное подкрепление от партнера.

Критика необихевиоризма.

Несмотря на успешные и революционные для своего времени находки, немало ученых скептически относятся к научному творчеству Скиннера, утверждая, что тот не открыл ничего нового и лишь немного развил идеи Ивана Павлова. Кроме того, его эксперименты касались лишь механизмов выработки условных рефлексов, пусть и более сложных, однако не объясняли появления у людей таких явлений, как творческое мышление, чувство вины и стыда, а также поведения, основанного на альтруизме.

Справедливой критике подвергаются и идеи Скиннера о возможностях обучения человека любому поведению. Современные эксперименты доказывают, что оперантное обучение применимо далеко не всегда, и это отчасти обесценивает миф о возможности тотального контроля за человечеством.

На сегодняшний день, несмотря на очевидную утопичность многих идей Скиннера, его методы активно используются в психиатрии и обучении. Так, уже начиная с середины ХХ века, они успешно применяются при коррекции поведения больных шизофренией, когда под воздействием стимула (сигареты) пациенты начинали выполнять требуемые действия — одеваться, принимать еду и т.п., а позднее эти методы стали применять и при коррекции различных фобий. Так идеи Скиннера проникли в область практической психологии, где известны в основном под брендом когнитивно-поведенческой психотерапии .

Можно ли манипулировать свободой воли человека с помощью психологии?

И в заключение немного о свободе воли. На сегодняшний день, несмотря на довольно широкое использование метода оперантного научения Скиннера, вопрос о свободе воли остается открытым. Очевидно, что никакие современные методики не позволяют программировать поведение человека полностью, и в каждом случае речь может идти лишь о фрагментарном научении, связанном с конкретной ситуаций. Можно отучить человека бояться высоты или замкнутого пространства, можно научить ребенка самостоятельно завязывать шнурки или помогать маме на кухне. Но во всех случаях процесс научения индивидуален, зависит от большого числа обстоятельств и, главное, от особенностей самой личности.

Мы не знаем, какое будущее таит в себе дальнейшее развитие психологии. Вполне возможно, что ученые научатся воздействовать на поведение людей и определять его в гораздо большей степени, чем сегодня, и, как и любые другие технологии, эти возможности можно будет использовать и во вред, и во благо.

К сожалению, в случае тоталитарных и авторитарных режимов сложно ожидать использования психологии во благо народа. И это вполне подтверждает современное положение вещей в нашей собственной стране, когда в полной мере задействованы механизмы манипулирования общественным мнением через средства массовой информации . Увы, когда речь идет о сохранении власти ее беспринципность не имеет границ.

Остается лишь надеяться, что на момент появления новых продвинутых поведенческих технологий мир изменится и станет более мирным и справедливым.

Статьи на похожие темы:

(17)

Фредерик Скиннер - американский психолог, один из влиятельных и выдающихся психологов ХХ столетия, по мнению Американской психологической ассоциации. Известен также как писатель, имеющий изданные художественные произведения, немалую известность получил и как изобретатель.

Родился Скиннер 20 марта 1904 года в штате Пенсильвания в небольшом городке Саскуэханна. Воспитывался в доброжелательной семье, в которой, тем не менее, поддерживалась дисциплина и порядок. В юности будущий психолог увлекался разными механическими устройствами, сам смастерил приспособление для развешивания своей пижамы. В детстве играл в школьном оркестре на саксофоне, очень увлекался литературой. Уже с четырнадцатилетнего возраста американский школьник показал, что обладает незаурядным умом.

В молодости Скиннер большую часть времени проводил в лаборатории, имел необыкновенную работоспособность. Окончил колледж в Гамильтоне штата Нью-Йорк. Намеревался в будущем заняться литературой.

Психология в колледже преподавалась факультативно, поэтому Скиннер эти занятия не посещал, интерес к психологии появился у него позднее.

В тридцатые годы ХХ века после продолжительных творческих исканий, он переориентировался в научную область. На психологическое отделение Гарвардского университета он поступил в 1928 году. Понимая, что упущено много времени, он установил для себя спартанский режим и практически отказался от досуга, однако такая самоотдача дала свои результаты. Уже в 1931 году Скиннер получил докторскую степень и опубликовал свое первое научное исследование по поведенческой психологии.

Пять лет в Гарвардском университете Скиннер занимался научной работой, изучая поведение животных. В 1936 году он переезжает в Миннеаполис и работает на протяжении 9 лет преподавателем Миннесотского университета. Затем более двух лет возглавляет кафедру психологии в университете штата Индиана.

В 1948 году Скиннер вернулся и стал профессором Гарвардского университета, проработав там более 25 лет, до самого ухода на пенсию.

За полвека Скиннер написал 19 больших монографий и много статей. Самой ранней считается статья «Понятие рефлекса в описаниях поведения», где условный рефлекс трактовался как производное от действий экспериментатора. Скиннер экспериментировал, как правило, над крысами и голубями.

В 1938 году Скиннер издал свой основной труд «Поведение организмов», в котором изложил основные принципы «оперантного обусловливания». Их можно понять, проведя типичный эксперимент. Крыса помещается в «скиннеровский ящик», представляющий собой клетку, где действия крысы можно наблюдать. Ящик имеет отверстие для подачи пищи и рычаг. Крыса должна нажать несколько раз на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Такое нажимание носом, лапой или хвостом называется оперантной реакцией, так как вызывает одно следствие - появление пищи. Выдавая пищу за какое-то число нажиманий или за нажимание с интервалом, можно получить способы реагирования.

Оперантные реакции как целенаправленные действие отличаются от рефлекторных реакций. Скиннер считал, что наблюдаемое поведение связано еще и с воздействиями среды.

Скиннер и его сотрудники создали специальные машины, с помощью которых осуществлялось обучение. Предлагались вопросы, а ответы учащегося уже оценивают обучающие машины.

По учению Скиннера оперантное обусловливание применяется не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Только создав условия, чтобы желательное поведение получало подкрепление, можно добиться самоконтроля.

Скиннер отрицательно относился к обобщениям, справедливо считая, что фиксация реакций отдельного механизма решит основную задачу психологии - контролировать поведение. В 1957 году вышла работа Скиннера совместно с Ферстером «Планы подкрепления», где собранны данные по 250 миллионам реакций над подопытными голубями в течении 70 тысяч часов.

Изучая механизмы поведения, большинство бихевиористов того времени считали - обращение к физиологии не имеет смысла. Концепция «оперантного обусловливания» Скиннера, образовавшаяся под влиянием учения Павлова, разрушила это представление.

Знаменитый скиннеровский ящик был неотделим от его создателя всю его творческую жизнь. Он предложил разграничение условных рефлексов на 2 типа: изучавшиеся павловской школой - это когда реакция возникает в ответ на раздражитель, и к типу R - поведение в «скиннеровском ящике», названное оперантным, когда животное осуществляет реакцию (R), а лишь потом реакция покрепляется.

Таким образом, наметился переход от линейного представления о поведении к обратной связи в построении реакций.

Техника «оперантного обусловливания» получила в США широкое применение и на практике. Принципы оперантного бихевиоризма были приложены к решению разного рода задач. Оперантную технику начали использовать при лечении невротиков и психически больных, а также воспитании умственно отсталых детей. Модификация поведения здесь достигается за счет постепенного подкрепления. Например, больной награждается за каждое действие, ведущее к цели, согласно схемы лечения.

Идеи Скиннера нашли широкое применение и в педагогике. Сам он объяснял это случайностью (так как оценивал все происходящее в жизни как следствие складывающихся обстоятельств). В ноябре 1953 года он посетил школу, где училась его дочь, от урока арифметики пришел в смятение: учитель нарушал законы процесса обучения, не ощущая своей вины. Пол впечатлением посещения школы Скиннер размышлял о том, что можно было бы использовать для улучшения преподавания, и спроектировал ряд обучающих машин. Так возникло программированное обучение, отвечавшее эпохе научно-технической революции.

Сама по себе идея оптимизации обучения не связана с какой-либо психологической концепцией, но она стала основой поисковых работ по программированному обучению.

Острую полемику вызвали две работ Скиннера: «Вербальное поведение» и социальная утопия «Уолден 2». В первой книге по его концепции овладение речью осуществляется по законам образования оперативных условных рефлексов. Подверг критике эту концепцию американский лингвист Хомский и, надо сказать, что большинство специалистов языка поддерживают позицию Хомского. Во второй книге Скиннер пытался изобразить с помощью оперантного обусловливания создание нового справедливого социального общества типа моделей коммуны.

Поводов для критики Скиннеровских трудов действительно было много, что не помешало стать ему в истории психологии одним из самых цитируемых авторов. Еще при жизни он был первым в почетном списке «отличившихся» за выдающийся вклад в психологию (кстати, вторым был З.Фрейд).

Б.Ф.Скиннер скончался 18 августа 1990 года от лейкемии. К сожалению, ни одна из его работ на русский язык до сих пор не переведена.