Происхождение кыргызов. Историографический обзор проблемы происхождения киргизов

КИРГИЗЫ - тюркский народ. Являются основным населением Киргизии, где их численность составляет 3,8 миллиона человек. Проживают также в других государствах Средней Азии и сопредельных с ними странах. Киргизское население имеется в Узбекистане (около 250 тысяч), Китае (160 тысяч), России (100 тысяч), Таджикистане, Казахстане, Турции, Украине.

Общее количество киргизов в мире может составлять до 4,5 миллионов. При этом цифра носит приблизительный характер, так как не всегда хватает точных данных, по некоторым странам имеются лишь приблизительные оценки. Киргизский язык входит в алтайскую языковую семью, тюркская группа. Для письма пользуются русским алфавитом. По религиозным взглядам большинство киргизов являются мусульманами суннитской ветви.

Предки киргизов происходят из двух регионов. Во-первых, это жители Центральной Азии и Южной Сибири. Во-вторых, среднеазиаты. Формирование киргизского этноса заняло примерно пятьсот лет. Оно началось на границе 1 и 2 тысячелетия нашей эры, закончилось в 15-16 веке. Немалую роль в этом процессе сыграли енисейские киргизы. Они переселились в тянь-шаньский регион в 9-10 веках.

Считается, что историческая прародина киргизов - северо-запад Монголии. В 9 веке енисейские киргизы покорили многие племена региона, распространив свою власть вплоть до Маньчжурии и Туркестана. Они занимались преследованиями уйгурского народа, что и привело киргизов в Тянь-Шань.

Позже ситуация изменилась. Многие захваченные земли были потеряны в результате столкновений с киданями. Были образованы два киргизских княжества, но они не просуществовали долго. Близился период монгольских завоеваний. Под напором Чингисхана эти государства утратили независимость в 1209 году. Много позднее, в 16 веке, русские впервые достигли Енисея и встретились с киргизами, которые к тому времени стали немногочисленной группой.

Тем временем в Притяньшанье возникла киргизская народность в ее современном виде. Под ее началом были объединены многие племена тюрков, монголов, казахов. Окончательно формирование народа завершилось в 18 веке. В следующем столетии упрочились отношения между киргизами и русскими. Первые начали принимать российское подданство, пока к 1870-м годам Киргизия не вошла в состав Российской империи. После Октябрьской революции была создана Киргизская ССР. Распад СССР в 1991 году привел к возникновению независимого государства - Республики Кыргызстан.

Традиционным занятием киргизов было скотоводство. Часть народа проводила в кочевьях почти всю жизнь, другие - лишь отдельные периоды годичного цикла, а в остальное время жили оседло. Изначально главными животными были лошади и верблюды. После присоединения к Российской империи произошел рост овцеводства, стало больше и крупного рогатого скота.

В силу климатических особенностей (жаркий и засушливый климат) земледелие играло у киргизов меньшую роль. Также киргизы издревле славились как хорошие охотники. Ремесленники народа изготавливали ковры, войлок, ткани, циновки, обрабатывали дерево и кожу, занимались производством ювелирных изделий, кузнечным делом. В районе Памира была распространена добыча золота и горного хрусталя. Продавали уголь.

В СССР наметился переход киргизов к оседлому образу жизни. Была осуществлена механизация сельского хозяйства, оседлости также способствовал промышленный рост. Сформировался класс интеллигенции. В настоящее время киргизы сочетают высокий уровень развития с преданностью традиционной культуре. Популярны спортивные состязания - скачки и борьба верхом, называемая энищ. Сохранился фольклор - песни, музыка, героическое эпическое произведение «Манас», импровизационная поэзия акынов.

История Кыргызстана

18:31 25.07.2012

Киргизы - этнос, известный в Центральной Азии уже в I тысячелетии до нашей эры, донесший сквозь века до наших дней свое самоназвание. Есть несколько этимологий слова «киргиз». Самые распространенные из них: кыргыз - «кырк кыз» - «сорок девушек» и кыргыз - «кырылгыс» - «неистребимые».

Киргизы - этнос, известный в Центральной Азии уже в I тысячелетии до нашей эры, донесший сквозь века до наших дней свое самоназвание. Есть несколько этимологий слова «киргиз». Самые распространенные из них: кыргыз - «кырк кыз» - «сорок девушек» и кыргыз - «кырылгыс» - «неистребимые». Вторая версия считается более правдоподобной: в древности количество киргизов, совершающих постоянные набеги на другие народы, было столь велико и неистребимо, что так и могло закрепиться название этноса. Предки киргизов представляли собой экспрессивный и воинствующий народ, в период достижений обладавший большим запасом земель, развитой рунической письменностью, многочисленным населением, самостоятельной политической структурой.

Время от времени они входили в мощный племенной союз центральноазиатских кочевников, в IV-III веках до нашей эры серьезно тревоживший Китай, что послужило основной причиной строительства Великой Китайской стены. Около 15 веков Кыргызстан был местом, соединяющим Запад и Восток: три ветки Великого Шелкового пути пролегали через территорию Кыргызстана. Богатство, колорит и разнообразие истории Кыргызстана тем самым наложили свой неповторимый отпечаток на образ жизни, характер, внешность, обычаи, традиции и культуру древнего народа.

Этнотип

Существуют различные мнения о формирования кыргызской народности, при этом три главных компонента, определяющие происхождение киргизов, считаются неоспоримыми:

Местное европеоидное, преимущественно тюркоязычное население Тянь-Шаня;

Монголоидные тюркоязычные племена Южной Сибири;

Часть монголоязычных племен Центральной Азии.

По расовому типу киргизы относятся к южносибирской монголоидной подрасе. Современный тип киргиза сложился не ранее XIII века. Основные физические предки - выходцы из Южной Сибири. Язык киргизов входит в кыпчакскую группу тюркоязычных народов, но существует версия, что он имеет отношение и к новейшим языкам: алтайским, казахским, нагайским, каракалпакским. По структуре известны три главных объединения киргизской народности, сложившейся в древности: сол канат (левое крыло), он канат (правое крыло) и группа ичкилик.

Верования киргизов

Религиозные воззрения киргизов, под стать своей древней, сложной и многостадийной этнической истории, имеют своеобразную, многослойную историю формирования и становления. Характеризуя нынешнее состояние и степень укоренённой ислама в общественном сознании киргизов, исследователи называют его народным или бытовым исламом. Такое состояние или характеристика ислама, прежде всего, объясняется его синкретизмом - в киргизском исламе наряду с положениями ортодоксального суннитского ислама, органически переплетаясь, сосуществуют отдельные элементы таких до мусульманских форм верований, как тотемизм, анимизм, фетишизм, культ природы и умерших предков, тенгрианство, шаманизм и др.

До мусульманские верования киргизов проявляются и в настоящее время, хотя постепенно оттесняются на задний план, испытывая постоянное влияние и воздействие ислама и прогресса.

Культ природы также являлся обязательным элементом религиозных представлений древних киргизов. Среди них был широко распространён культ Земли и Воды. Почитание Земли и Воды, вероятно, основывались на том, что они выступали как носители жизненного начала.

Религиозные верования древних киргизов были бы неполными без указания их поклонения горам, скалам, водным источникам, рощам, отдельным деревьям и их духам-покровителям. Необходимо отметить, что у киргизов существовало представление о том, что у каждого элемента природы имеются свои духи-покровители (хозяева). Например, дух-покровитель священного места, дух-покровитель родника, дух-покровитель целебного источника и т.д. У человека тоже есть дух-покровитель, например, когда человек умирает говорят: его взял дух-покровитель. В данном случае необходимо иметь ввиду одно из значений слова «ээ» («хозяин») - бог, дух-покровитель. Среди «хозяев», которые имелись у различных элементов природы, были особенно сильные и могущественные. К ним относились духи горных вершин и перевалов. В честь таких духов святых мест киргизы на перевалах, на горных тропах и горных урочищах сооружали обоо, т.е. холм из камней или груду камней - жертву духу горы. На перевалах нередко приносили жертвы их «хозяевам». Эти почитаемые места теперь называются не обоо, а мазар. Они превратились в один из элементов культа мусульманских святых и считаются местами паломничества и в наши дни.

Древность

Наиболее древние следы обитания человека на территории Кыргызстана, обнаруженные в Центральном Тянь-Шане (близ озера Иссык -Куль) и в Ферганской долине, восходят к палеолиту. Палеолитические орудия были найдены также на юге, в районе Капчигая. В окрестностях Бишкека и Нарына были обнаружены неолитические поселения. В пещерах в долине реки Сары-Джаз найдены наскальные изображения животных. Племена, жившие здесь в V-III тысячелетиях до нашей эры, изготавливали каменные орудия, глиняную посуду, пользовались луком и стрелами. К этому времени относится начало скотоводства и земледелия. Позднее, в бронзовый век, все чаще использовались орудия из бронзы, а затем из меди. В разных районах Кыргызстана обитали обособленные группы земледельцев и скотоводов. Хозяйственный уклад и социальная структура населения претерпели существенные изменения в VII-VI веках до нашей эры. Широко распространяется использование железных орудий и оружия, кочевники объединяются и образуют племенные союзы, земледельческие общины используют рабский труд. Первое из известных объединений племен (саки) образовалось на севере рассматриваемой территории и существовало с VII по III век до нашей эры. Позднее, во II веке до нашей эры, часть сакских и массагетских племен вошла в племенной союз во главе с племенем усуней, просуществовавший до V века нашей эры. Во II веке до нашей эры южные области вошли в состав государства Паркан, а с I по IV век нашей эры они находились под властью Кушанского царства.

В начале VIII века нашей эры политическая власть находилась в руках тюргешской конфедерации тюркских племен, а в середине века эти земли захватил племенной союз карлуков. В этот период увеличилось количество городов и других поселений в долинах рек Чу и Талас. Земледельцы стали вести активную торговлю не только с кочевыми племенами, но и с большими караванами, следовавшими через долину реки Чу по Шелковому пути из Восточной Европы в Юго-Восточную Азию.

Великий Шелковый путь

Особую роль в древности Кыргызстан сыграл и в формировании величайшего экономического и культурного феномена мировой истории Великого Шелкового пути. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях и впитывая в себя культурные достижения Востока и Запада, Кыргызстан стал тем мостиком, который соединял Запад и Восток. По территории Кыргызстана проходило три ветки древнего караванного пути: памиро-алайская, южная и северная, пролегавшие через высокогорные перевалы Тянь-Шаня и Памира. На протяжении 15 веков связывали эти дороги Восток и Запад. Характерно, что направления Великого Шелкового пути в течение тысячелетий постоянно изменялись, но маршруты следования караванных путей, пролегающих через эту красивую горную страну, всегда оставались неизменными, то есть Кыргызстан являлся своеобразным хранителем горных ворот этой древней караванной дороги. Великий Шелковый путь дал толчок не только развитию торговли, но и способствовал на протяжении столетий активному обмену духовными ценностями между кыргызским народом и народами других стран.

Эпоха кыргызского великодержавия

В V веке до нашей эры вынужденно переселившиеся на новые земли Енисея киргизы очень быстро оформляются здесь в самостоятельное политическое объединение. Исторические источники свидетельствуют о том, что уже к середине VI века киргизы создают свою собственную независимую кочевую державу. К 552-му году этого периода в Центральной Азии набирает силу Великий Тюркский каганат, который становится серьезной угрозой для независимости киргизского каганата. Известно также, что в последующие годы посол киргизского каганата был участником траурной церемонии по умершему Бумыну-кагану, основателю Великого Тюркского каганата. Однако союзнические взаимоотношения между двумя крупнейшими кочевыми патриархально-родовыми державами были очень кратковременны, и уже в 555 году новый каган тюрков Мухан совершает грабительский набег, закончившийся подавлением киргизов. Тем не менее киргизы не признавали полностью над собой власти Тюркского каганата и выжидали удобного случая для возвращения своей самостоятельности. В начале VII века, после распада Великого Тюркского каганата на два самостоятельных кочевых государства, киргизы незамедлительно воспользовались сложившейся для них благоприятной обстановкой, чтобы восстановить и утвердить собственную самостоятельность. К концу VII-началу VIII века д н.э. киргизы становятся влиятельной силой, заставившей считаться с собой могущественные державы Центральной Азии.

Алп-Сол , Табу Хэцзу, Тапу - один из основателей кыргызского великодержавия IX в., военачальник и посол киргизов. Во время похода кагана киргизов на государство уйгуров в 840г. возглавлял левое крыло войска. Внес большой вклад в дело образования Великого киргизского каганата на Енисее. В марте I 843 г. ездил послом к императору Китая из династии I Тан. В китайских летописях повествуется, что взошедший на трон в 841 г. император Вуцзун был очень доволен прибывшим от далекого кыргызского кагана послом, которого посадил выше посланника из Бо-Хай, на почетное место. Военный предводитель киргизского кагана и доверенный посол был в Китае не только с политической миссией, чтобы узнать о судьбе побежденных уйгуров, но и с целью оживить торгово-экономические отношения. В ответ китайский император несколько раз посылал к кыргызам своих представителей. Посвященная Алп-Солу эпитафия была обнаружена в Монголии.

Барсбек, Ынанчу Алп Бильге - правитель киргизского государства на Енисее конец VII - начало VIII вв.). Он был выходцем из древней киргизской правящей династии, рано остался без отца, всего их было четыре брата. У него были старшие и младшие братья. Он смог возглавить киргизское государство в сложных внешнеполитических условиях только благодаря своим личным незаурядным качествам. Чтобы привлечь на свою сторону союзников для борьбы против захватнической политики второго Восточно-Тюркского каганата, отправил во главе с Эрен-Улуком посольство в Тибет. В 711 г. совместно с предводителем тюргешей каганом Сакалом активно готовился к походу на Восточно-Тюркским каганат. Однако каган восточных тюрок Капаган опередил действия своих противников: преодолев хребет Когмен, он напал на ставку киргизов. В 711 г. Барсбек погиб в бою.

С VIII века политическое господство в Центральной Азии переходит в руки уйгурского кагана и киргизы становятся подданными властителей Уйгурской державы. В дальнейшем, по прошествии почти ста лет, киргизы вновь набирают силы, разбивают Уйгурскую державу к 40-м годам IX века и основывают невиданную по военной мощи крупную кочевую державу. Восточное пространство Центральной Азии, начиная от Манчжурии и доходя до Восточного Туркестана, до 20-х годов Х века полностью находится под политической властью киргизов. Именно этот период истории древних киргизов академик В. В. Бартольд назвал «эпохой кыргызского великодержавия». В эту эпоху слава и могущество Кыргызского каганата распространились далеко за пределы Центральной Азии. Система правления армии Кыргызского каганата в 840 году по иерархии описывается следующим образом:

каган - высший титул суверена; совет военного управления (главнокомандующий) - три правителя, семь министров, 10 полководцев во главе тюменов-десятитысячников, 30 тысяч конников, семь тюменов-«кыштымов» (армия из покоренных народов в количестве 70 000 человек).

Внутри каганата стали развиваться хозяйство и культура, различные ремесла и искусства, усложнилась система государственного управления, увеличилось количество воинов и государственных чиновников, в целом способствовавших укреплению власти верховного кагана. Такое состояние могущества и расцвета киргизской державы длилось 80 лет. С середины до начала X века Великокиргизское ханство охватило Южную Сибирь, Монголию, Байкал, верховья Иртыша, часть Кашгарии, Иссык-Куль и Талас. Период расцвета киргизского государства был периодом не только завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период киргизы впервые после победы над Уйгурским каганатом вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в X веке под властью киргизов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В 20-30-е годы Х века на политическую арену Центральной Азии выходят кидани. К этому времени внутреннее единство киргизов начинает ослабевать, и их держава все больше распадается на мелкие раздробленные владения. Постоянные набеги киданей привели к окончательному ослаблению киргизов и разрушению Кыргызской державы. Надпись Бегре в Енисее гласит о верховном властителе (метиг) киргизов по имени Тёр-Апа, отправленного в пятнадцатилетнем возрасте на воспитание в страну табгачского (китайского) хана. Образованные киргизы из аристократических родов регулярно отправлялись послами в Тюргёшскую, Карлукскую, Тибетскую и Китайскую страны.

Арабский географ Абу Дулаф отмечает, что «у киргизов есть ручки для писания», в китайском труде «СиньТаншу» - «Новая история Таньской династии» (11 в.) говорится о схожести языка и письменности киргизов с уйгурскими. В связи с тем, что с конца 8 в. уйгуры приняли религию манихеизма, перешли на новую тюркскую письменность («уйгурскую письменность»), а киргизы в течение трёх следующих веков - в 9-12 вв. продолжали пользоваться руноподобной письменностью. Эта письменность является совершенной алфавитной системой, способной передать все гласные и согласные звуки и буквы. Общее применение этого алфавита в Енисейской долине привело к ускорению интеграции тюркских родов в Южной Сибири и граничащих с ней регионах, возникновению культурно-этнических прочных отношений.

Кризис каганата. Киргизы в подчинении у монголов

В XI-XII веках владения киргизов сократились до Алтая и Саян. Между тем рассеянные по огромному пространству части кыргызских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история Центральной Азии. Они сумели сохранить свою этническую самостоятельность и стать ядром притяжения других этносов. Заключительный этап этногенеза связан с монгольским, ойротским (калмакским), найманским и другими центральноазиатскими народами. Начиная с XIII века киргизам пришлось вести кровопролитные войны за независимость от различных завоевателей. Борьба монгольских племен и их нойонов за единство и централизованную верховную власть завершается победой Темучина и созданием монгольского государства. В 1207-1211 годах Чингисхан организовывает набеги на народы, проживающие в Южной Сибири, в том числе на киргизов. Киргизы посчитали наиболее целесообразным вступить в добровольное подданство к монголам, нежели подвергать себя уничтожению со стороны отлично вооруженных монгольских войск. С этим намерением они отправляют послов из видных представителей своего народа к Чингисхану. Таким образом, киргизы попадают в подчинение к монголам.

Мухаммед Кыргыз (Тагай бий ) (год рождения неизвестен - 1533) - первый предводитель киргизов, объединивший два племенных объединения - племена "правого" и "левого" крыла киргизов, проживавших в ареале современного Кыргызстана. Осознавая, что будущее киргизов может быть связано только с дальнейшим объединением, усилением и укреплением киргизов, Мухаммед проводил соответствующую внешнюю политику, создавая условия и для развития связей с этнически родственным внешним окружением. В 1508 г. объявлен ханом киргизов. Когда могольские ханы попытались захватить Кыргызстан и южно-восточные области Казахстана, он заключил с казахскими султанами союзные договора, предусматривающие совместные действия в случае внешней угрозы. В 1517 г. войска моголов вторглись в их владения. Ставка Мухаммеда располагалась в Барсконе - на южном берегу Иссык-Куля. Киргизы потерпели поражение, а сам Мухаммед попал в плен и был увезен в Кашгар. Но уже через год, в 1518 г., Султан Сайд освободил его, так как при сложившейся политической ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда. В 1522 г. Султан Сайд отправил Мухаммеда вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину. Но возвратившийся в Ала-Тоо Мухаммед вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами. В 1524 г. в ставке киргизов (Кочкор) был заключен договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов. Узнав об этом, Султан Сайд приказывает тайно схватить Мухаммеда. В 1525 г. его отправили в Кашгар, где мятежный хан находился под надзором до самой своей смерти (1533 г.). По преданию Тагай бий считается родоначальником основных родов «правого» крыла киргизов, как солто, сарыбагыш, бугу, жедигер, карачоро, багыш, баарынь, саяк, черик, азык, конурат, чертики и т. д.

Кыргызы и Кокандское ханство

Во второй половине XVIII века образуется Кокандское ханство, которое расположилось в Ферганской долине. Расположившись на территории современного Кыргызстана, Южного Казахстана, Таджикистана, Синцзяне-Уйгурского автономного округа, это азиатское государство стремилось расширить свои владения за счет территорий, в том числе населяемых киргизами. Поначалу кокандцы осуществляют грабительские набеги на Ош и Узген, а уже к первым годам XIX века полностью подчиняют себе южную часть Кыргызстана. В 20-30-е годы в зависимое положение от Кокандского ханства попадает и Северная часть Кыргызстана. Местное население облагается налогами и податями, что приводит к мятежам. Нестабильная политическая обстановка в ханстве порождала частые мятежи в орде, что в конечном итоге способствовало ослаблению Кокандского ханства. Усугубляли критическую обстановку в ханстве и непрекращающиеся выступления кыргызских племен. Постепенно в результате внутренней борьбы за власть, а также частых народных волнений Кокандское ханство пришло в упадок и перешло в подчинение Российской империи к 70-м годам XIX века, которая упразднила это азиатское государство. Но российским властям потребовалось около 40 лет чтобы завоевать киргизов и киргизскую землю, ведя беспрерывные военные и политические действия,

Господство Российской империи в Кыргызстане . После завоевания всей территории Кыргызстана Российская империя ввела здесь свою систему управления. Территория Кыргызстана оказалась разделённой между областями Жети-Суу (Семиречье), Сырдарья и Фергана Туркестанского генерал-губернаторства. Кыргызы проживали в Пишпекском, Пржевальском уездах Жети-суйской области, в Олуя-Атинском уезде Сыр-дарьинской области, в Наманганском, Чустском, Андижанском, Ошском, Маргеланском, Чимионском, Кокандском и Исфанийском уездах Ферганской области. В начале 1880 уезды Ферганской области были укрупнены и преобразованы в пять новых уездов - Кокандский, Маргеланский, Наманганский, Андижанский и Ошский. Такое административное деление полностью соответствовало царскому колониальному принципу: «разделяй и властвуй». Для управления новыми колониями Российская империя разработала отдельный свод законов (Положение). Если северная часть Кыргызстана, вошедшая в состав империи раньше, управлялась до 1886 на основании «Временного положения», принятого 11 июля 1867, то южная часть управлялась в течение 10 лет на основании «Положения», разработанного в 1873 Кауфманом. В 1886 для управления колониальными народами Туркестанского генерал-губернаторства было разработано новое «Положение», согласно которому управление приняло военно-колониальный характер.

Против принятия российского подданства киргизами выступал ряд феодалов. Однако стало очевидным, что кочевой народ не способен был оказать действенное сопротивление хорошо вооруженной и обученной армии русского царя. На приобретенных новых землях царское самодержавие проводило колониальную политику. В соответствии с планами царского правительства земля коренного народа была объявлена частной собственностью русского государства. Усиливающийся колониальный гнет вызывал недовольство коренных народов и подталкивал их к освободительной борьбе. Наиболее мощными народными волнениями считаются Андижанское восстание 1898 года, а также восстание 1916 года.

Советский период

После Октябрьской революции 1917 г. в Кыргызстане за национальную независимость боролись некоторые политические организации. Среди них группа «Шура-и-ислам» и националистическая партия «Алашорда». Однако в 1918 году центральное правительство большевиков, эмиссары которого вели агитационную работу среди киргизского населения, объявило о вхождении Кыргызстана в состав Туркестанской АССР. Отряды вооруженных басмачей оказывали вооруженное сопротивление советской власти, но не сумели добиться значительных успехов. Окончательное подавление сопротивления произошло в конце 1920 года.

Советская власть внесла значительные изменения в жизнь киргизов. В 1917 году было провозглашено равноправие мужчин и женщин, в 1921-м запрещено многоженство и калым (выкуп за невесту). В 1924 году Кыргызстан был переименован в Кара-Киргизскую автономную область. В мае область была переименована в Киргизскую, а в феврале 1926-го получила статус Киргизской АССР.

С 1920 годов промышленность Кыргызстана получила широкое развитие: около 88% каменного угля, использовавшегося в Средней Азии, добывалось в киргизских шахтах. Развивалась цветная металлургия, производство ртути и сурьмы, пищевая и легкая промышленность. С 1929 года в республике началась массовая коллективизация сельского хозяйства. Противников жестоко преследовали, предавали казни и отнимали у них имущество.

В результате сталинских репрессий (пик - 1936-1938 годы) были почти полностью уничтожены научная и творческая интеллигенция и мусульманские священнослужители, а вместе с ними и рукописи, и книги-активы, которые были очень ценны и значимы для киргизской общественности.

При этом к 1939 году около 82% населения киргизов от 9 до 49 лет было признано грамотным в контексте советской системы образования.

Раззаков Исхак Раззакович (1910-1979)- советский, государственный и партийный деятель. Работал Первым секретарем ЦК Компартии Кыргызстана (1950-1961). Опираясь на союзные директивы, И. Раззаков проводил большую целенаправленную работу по определению путей самостоятельного развития Кыргызстана, расширению прав республики в решении региональных вопросов в экономической и политической сферах. В результате, расположенные на территории республики 225 крупных промышленных предприятий, высшие, средне-специальные и профессионально-технические учебные заведения из союзного управления были переведены в ведомство Киргизской ССР.

Великая отечественная война

В период Великой Отечественной войны из Киргизской ССР ушло на войну более 360 тыс. человек. 316-я стрелковая дивизия, сформированная в республике, насмерть стоявшая в обороне Москвы, вошла в историю как «панфиловская» и состояла из 28 человек. Под Москвой на прорыв обороны у разъезда Дубосеково гитлеровцы бросили 50 танков. Панфиловцы погибли, но врага не пропустили.

Киргизстанцы воевали не жалея себя, бросались с гранатами под танки (Дуйшенкул Шопоков), подбивали немецкие танки и бронемашины (Даир Асанов), горели в штурмовиках (Талгат Бегельдинов).

Во время одного из сражений, 6 августа 1942 г., бессмертный подвиг совершил киргизский юноша из Таласской долины Чолпонбай Тулебердиев . Он скрытно подобрался к дзоту, который вел шквальный пулеметный огонь, не давая возможности советским войскам переправиться через реку Дон. Чолпонбай бросил несколько гранат, но пулемет не умолкал. Тогда уже раненный, собрав последние силы, поднялся во весь рост и закрыл своим телом амбразуру дота. Пулемет захлебнулся, а товарищи Чолпонбая поднялись в атаку и выполнили приказ. Такой же подвиг через год 27 февраля 1943 года совершил Александр Матросов. Не вернулись полей битвы десятки тысячи киргизстанцев. 73 из них удостоены высшей награды за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, - Золотой Звезды и звания Героя Советского Союза. 21 стал кавалером ордена Славы трех степеней, более тысяч награждены орденами и медалями. В эти годы вся экономика Кыргызстана работала на нужды фронта - была увеличена сдача продовольствия - зерна, овощей, мяса, также шерсти. Люди работали молча- веря, что приближают этим разгром врага, а значит вернутся с войны братья, мужья и отцы. Было совершено множество подвигов за пределами боевых полей - республика была глубоким тыловым местом, куда переводилось множество госпиталей. Здесь пройдя лечение тысячи раненых, вновь возвращались в строй. Выхаживать защитников помогала вся республика, отдавая им из своего минимума лекарства, продовольствие и главное - человеческое тепло и заботу.

В целом республика советского периода отличилась высоким уровнем индустриализации, активным участием во всех процессах жизнедеятельности всего СССР.

В октябре 1990 года демократической коалиции удалось проведение выборов, на которых был избран первый президент Кыргызстана Аскар Акаев. 31 августа 1991-го, менее чем через две недели после путча в Москве, правительство провозгласило независимость Кыргызской Республики.

Аскар Акаев возглавлял республику на протяжении пятнадцати лет, (1990-2005) пока в 2005-м его не свергли в результате «тюльпановой революции». Он придал русскому языку статус официального в республике. Благодаря ему Кыргызстан первым из всех стран СНГ вступил во Всемирную Торговую Организацию. Главной заслугой Акаева в стране стало сохранение межнационального согласия. Одним из отягощающей сил в реализации экономических реформ, стало наличие групп влияния в окружении Акаева, в том числе его семьи. Страна занимала высокий уровень по коррумпированности в структурах власти, программы преодоления уровня бедности не были признаны эффективными, в результате чего оппозиция свергла власть.

Второй президент республики Курманбек Бакиев пришел к власти первой «тюльпановой» революции и (2005-2010 гг.) и свергнут благодаря второй. Не менее авторитарный режим Бакиева запомнился кыргызстанцам усиливающейся трудовой миграцией в ближнее и дальнее зарубежье, энергетическим кризисом, второй народной революцией и конфликтом на юге Кыргызстана.

Президентом переходного периода стала Роза Отунбаева, передавшая власть Алмазбеку Атамбаеву в результате выборов в октябре 2011 года.

Кыргызстан - одно из первых в СНГ государств, провозгласивших свою национальную валюту - сом. Население современного Кыргызстана - около 6 млн человек. Государственный язык - кыргызский, официальный - русский. Является унитарным государством, состоит из семи областей (Чуйской, Иссык-Кульской, Таласской, Нарынской, Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской), 22 городов и 40 административных районов. Столица - Бишкек.

ВВП на душу населения 1000 долларов США, 30% ВВП составляют переводы трудовых мигрантов из за рубежа.

Экспорт - золото, сурьма, хлопок, электроэнергия, шерсть, мясо, табак, уран, швейные изделия, обувь.

Основные покупатели экспорта - Швейцария 27,2 %, Россия 19,2 %, Узбекистан 14,3 %, Казахстан 11,4 %, Франция 6,7 %.

Импорт - 3,71 млрд долларов: нефть и газ, машины и оборудование, химикаты, продовольствие.

Основные поставщики импорта - Россия 36,6 %, Китай 17,9 %, Казахстан 9,2 %, Германия 8,2 %.

История киргизского народа.

В мире нет ни одного народа, который бы не имел своей истории, у каждого народа есть свои интересные страницы в истории, история киргизского народа также очень сложна и интересна.
Вот как описывается история киргизов в энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год.
Во взглядах на происхождение киргизов существуют разногласия, в частности спорна связь их этногенеза с древними енисейскими киргизами. В 6-10 веках нашей эры племена, вошедшие в дальнейшем в состав киргизов, формировались в тюркоязычной среде Саяно-Алтая, Прииртышья, Восточного Тянь-Шаня. В первой половине второго тысячелетия, особенности после завоевания монголами Средней Азии, часть этих тюркоязычных племен пришла на Центральный и Западный Тянь-Шань. Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье киргизской народности. Родоплеменное деление киргизов удержало наименование различных тюркоязычных и монголоязычных племен, частично вошедших в состав киргизской народности (телес, мунгуш, найман, кипчак, монголдор, кунграт, кытай). До 1860-70-х годов киргизские земли входили в состав Кокандского ханства. Переход в российское подданство помог установлению тесных экономических связей киргизов с другими народами России, ускорил разложение натурального хозяйства.
В 1926 году киргизы обрели свою национальную государственность - была образована Киргизская АССР в составе Российской Федерации. В 1936 году она получила статус союзной республики в составе СССР. В 1991 году провозглашена независимая Республика Киргизстан.
Вот и все о происхождении киргизского народа.
А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают. И начну эту историю очень с далеких времен.
17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров).
К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. На материке жил очень развитый (но до уровня развития цивилизация атлантов все таки не дошла) народ – атланты. Это западная ветвь асурского народа.
Асуры в это время продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии.
С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, это произошло на месте гор Памира и Тянь-Шаня, вокруг Памира и Тянь-Шаня появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Киргизии появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы.
К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны.
Немногочисленные племена, жившие в то время в Киргизии были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды).
С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии,
Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). И вряд ли кто либо из туранцев участвовал в заселении Киргизии. По прежнему там жили австралоидные племена и их было немного.
Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы стали передвигаться на территорию современного Казахстана и Киргизии. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших на территории современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами).
К 16500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного юга Казахстана и Киргизию.

Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей.
Примерно к 5700 году днэ на обширной территории Ср.Азии в том числе и в Киргизии сформировалась джейтунская археологическая культура. Племена этой культуры были тоже дравидоидами.
Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды.
Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство.
Примерно с 2100 года днэ с востока (со стороны Северо-Западного Китая и Монголии на территорию начинают проникать племена археологической культуры центрально-азиатского неолита. Эти племена принадлежали к потомкам древних туранцев (о них мы еще поговорим ниже), это были в основном тюркоязычные племена. И их основным занятием было скотоводство.
Примерно с 1600 года днэ с юга Урала и степей Казахстана начинается продвижение на юг арийских (древних индийцев и древних иранцев) племен. Но территорию Киргизии
Это переселение не затронуло. Древние индийцы и иранцы прошли прямо на юг – в сторону Индии и Ирана.
Но примерно около 1100 года днэ на территорию Киргизии начали проникать племена андроновской (с юга Казахстана) и кайраккумской (с территории Узбекистана) культуры.
Это были северные иранские племена, из которых сложились племена саков и массагетов.
Одновременно с этим на восточных окраинах Киргизии появились племена тохар
(китайцы их звали юечжами). Это были индоевропейцы, которые примерно с 1600-1500 года днэ жили на территории Северо-Западного Китая (Уйгурия), но по-видимому к этому времени их стали все больше теснить тюркские племена с Алтая и древние монгольские племена запада Монголии.
Примерно с 800 года днэ основным населением Киргизии стали саки. Это северо-иранские племена кочевников. И эта картина не менялась до 150 года днэ.
Примерно в 150 году днэ на территорию Киргизии пришли племена усуней. Усунями по видимому являлись племена более северных саков, смешавшиеся с племенами тохаров,
Но это были тоже кочевники-скотоводы и говорили они тоже на родственном северо-иранском (сакском) языке. Поэтому больших этнографических изменений на территории Киргизии не произошло.
Большие изменения произошли в примерно к 500 году нашей эры. В это время на территорию Киргизии массово вторгаются тюркские племена, которые входили в состав обширного Тюркского каганата. Жившие в Киргизии усуни и саки бежали на юг и осели в основном в на территории Ирана (страна Сеистан – Сакастан). С этого времени на территории Киргизии стали господствовать племена, говорившие на тюркских языках.
С 750 года господствующим население Киргизии стали тюркские племена карлуков.
С 850 года восточнее Киргизии поселились племена уйгуров, которых вытеснили с территории Монголии монгольские племена. Страна восточнее Киргизии с этого времени стала называться Уйгурией.
Примерно в 1150 году на территорию Киргизии вторглись кара-китаи, это монгольские племена киданей, которых вытеснили с Монголии другие монгольские племена, а существовавшее там киданьское государство разгромлено. На территории Киргизии и юге Казахстана кара-китаи создали новое государство. Карлуки были оттеснены в южную часть Киргизии.
Движение монголов на восток этнически мало повлияло на Киргизию, там по прежнему жили тюркоязычные племена, родственные карлукам.
Примерно в 1350 году на территории юга Казахстана на основе кипчакских племен начинается складываться узбекский народ. А в это время на территори Киргизии из долины Енисея начинают проникать (массово переселяться) енисейские киргизы. С этого времени в Киргизии начинается окончательное формирование киргизского народа.
Окончательное формирование киргизского народа завершилось примерно в 1550 году. К этому времени узбеки стали жить на территории Узбекистана, а в Казахстане завершилось формирование казахского народа.
А теперь вернемся на много лет назад и проследим историю енисейских киргизов.
Примерно 200 тысяч лет назад, в связи с тем, что материк Атлантида стал уходить под воды океана, с материка началось переселение потомков атлантов. Первая волна их поселилась на Ближнем Востоке и сложилась в новый народ – аккадийцев. Вторая волна переселенцев пошла дальше на восток и поселилась по берегам моря (море находилось на месте современной пустыни Гиби). Эти переселенцы стали основой нового многочисленного народа – туранцев. Туранцы явились предком всех монголоидных народов (индейцев Америки, прото-тунгусов, прото-чукчей, алтайцев (тюрков), китайцев, монголов, японцев, корейцев, аустронезийцев, аустроазиатов, тибетцев).
У исследователей этих народов до сих пор не решен вопрос, почему у этих народов появились монголоидные признаки? Официальной теорией до сих пор считается природный фактор – эти признаки появились потому, что они жили в степи и пустыни. Но тогда возникает вопрос, почему таких признаков нем у древних семитов (ливийцев, туарегов, арабов, евреев, арамеев, хананеев, берберов) ? Почему таких признаков не было у древних индоевропейцев (скифов, сарматов,саков, массагетов, тохаров)? Они тоже жили в степях и пустынях. Ответ дают некоторые исследователи истории, которые признают (я тоже) существование цивилизации атлантов. Атланты имели очень развитую науку и технику (высот которой современное человечество вряд ли достигнет). Примерно в 12500 году днэ атланты применили против туранцев атомное оружие, так как туранцы не признавали власть атлантов.
В итоге этой войны на месте моря, появилась пустыня Гоби. А у туранцев произошли генетические изменения и появились монголоидные признаки. Продолжим историю енисейских киргизов дальше.
Примерно в 22 тысячи лет днэ из туранцев выделились прото-алтайцы (прото-тюрки), в составе которых были и предки енисейских киргизов.
Примерно с 12 тысяч лет днэ по соседству с древними алтайцами жили племена восточных европеоидов, поэтому даже древних алтайцев часто встречаются европеоидные признаки (до настоящего времени даже среди уйгуров встречаются люди с европейской внешностью).
Примерно в 200 лет днэ из алтайских племен выделились племена таштыкской культуры (это будущие хакасы), а в веховьях Енисея сформировались племена енисейских киргизов. Киргизы жили там вплоть до переселения на территорию современной Киргизии. На севере от киргизов жили хакасы, южнее и восточнее их жили древние уйгуры, которые выделились из общей массы тюркских племен примерно в 400 году нашей эры.
Примерно к 600 году уйгуры ушли на территорию Монголии. К 850 году монголы их изгнали и они поселились на территории современной Уйгурии.
А примерно с 1350 года енисейские киргизы начинают переселяться на территорию современной Киргизии. Могу добавить еще, что примерно в 590 году енисейские киргизы создали свое сильное государство – Киргизский каганат, которое до 900 года, держало в своем подчинении племена Западной Монголии.
Но потом это государство было побеждено киданьской империей. А с 945 года о государстве енисейских киргизов уже сведения прекратились. Только в 1209 году сообщается, что Киргизский каганат (в долине Верхнего Енисея) подчинен Чингис-ханом.
На территории самой Киргизии существовали следующие государства:
Тюркский каганат – в 6 веке, Западно-тюркский каганат – в 6 – 7 веке,
государство карлуков – 8 – 10 веке, государство Караханидов – в 10 – 12 веках,
государство кара-китаев – в 12 – начале 13 века, империя Чингис-хана – начале 13 века.
С 13 века на территории Киргизии существовали разные ханства с монгольскими и тюркскими ханами. В 40-х годах 14 века появляются первые независимые киргизские объединения (племена) на территории современной Киргизии. Потом была власть Кокандского ханства, Кашгарского ханства, с середины 19 века некоторые племена киргизов стали принимать подданство России. Сложную историю киргизов я написал, но это еще не все, многое я не знаю.

Наверняка представители любого этноса на земле задаются вопросами: Кто мы? Откуда? Куда идем? «Азаттык» сделал подборку из интересных предположений и научных гипотез о происхождении кыргызов, их общих корнях с другими народами и известными историческими личностями.

С кыргызов начиналась жизнь на земле

Соратник известного своими эксцентричными высказываниями Арстана Алая Мирлан Асакеев на пресс-конференции в декабре 2011 года заявил, что с кыргызов начиналась жизнь на земле. По его словам, Y-хромосому первого на земле человека - Адама - носят кыргызы, они-то и сохранили первозданный ген человечества на земле.

В начале пресс-конференции Мирлан Асакеев заявил, что он имеет доказательства своих высказываний, но в конце сообщил о том, что Арстан Алай получил информацию через послание («аян»). Поэтому пока его слова трудно назвать даже гипотезой.

Кыргызы - первородные арийцы, прародители всех людей на Земле

В Интернете мы наткнулись на еще одну, научно не подтвержденную, гипотезу о том, что кыргызы - первородные арийцы, прародители всех людей на Земле. Опубликовавшие на своих страницах информацию сайты ссылаются на некоего историка Муртазалиева.

Муртазалиев заявил, что «Иисус, которого на самом деле звали Есен, был арийцем, именно поэтому евреи его и убили, жертвенное тело омыли в водах гималайского озера Манас». «После чего он воскрес. Поскольку описывающий всё это эпос «Манас» есть только у киргизов, то, значит, киргизы – и есть те самые первородные арийцы. Прародители всех людей на Земле», - cказал Муртазалиев.

Кыргызы – «потерянное» колено евреев?

Американский исследователь Ричард Хьюитт в 2006 году опубликовал статью (www.centrasia.ru), в которой выдвинул гипотезу о том, что эпос «Манас» и Библия имеют общие корни. Он сравнил кыргызского героя Манаса, сына Жакыпа, с библейским Манассием - сыном Иакова.

Хьюитт пишет, что «Манас, сын Жакыпа, почти не отличается от еврейского Манассии, сына Иакова». «Сейчас, спустя 2 700 лет после исчезновения из истории племени Манассии, мы находим то же самое имя, которое принадлежит центральному герою кыргызского эпоса. Этот отец кыргызов найден именно там, где и предполагали его найти антропологи по Библии. Все соответствует библейским записям. Значение этого открытия нельзя недооценивать. Это, несомненно, единственный и самый значительный антропологический ключ, помогающий кыргызам определить свое происхождение», - написал Хьюитт.

Ричард Хьюитт отмечает, что кыргызы не взяли это имя из Библии или религиозных бесед. «И маловероятно, что кыргызы получили это имя от несторианцев, миссионеров или еврейских купцов. Только члены самого племени Манассия могли сохранить это имя через 2700 лет после того, как были захвачены», - предполагает исследователь.

Аттила - предок кыргызов

Иллюстрация из книги "От Атиллы до Президента" Ф.Сибагатуллина

Профессор, декан гуманитарного факультета КРСУ Амангельды Бекбалаев 27 сентября 2011 года представил свою книгу «Аттила - предок кыргызов», в которой исследует и приводит доказательства о том, что кыргызы и гунны - это один народ .

Амангельды Бекбалаев рассказал, что предки современных немцев - это готы, которые в свою очередь делились на вестготов и остготов. В сказаниях остготов фигурирует имя Аттилы, известного предводителя гуннов.

Ученый привел культурологические аспекты для доказательства своей теории. Как он отметил, сведения о том, что гунны, то есть древние кыргызы, прошлись по Европе, имеются и в кыргызской Санжыре нескольких авторов. Бекбалаев рассказал об археологических находках, доказывающих связь двух народов, о принципе единственного наследника, применяемого как у кыргызов, так и у гуннов и, наконец, о ДНК-исследовании. По его словам, ученые провели тестирование генов 600 кыргызов, и у них было выявлено от 20 до 40 европейских генов.

Чингисхан кыргызских кровей?

В газете «Общественный рейтинг» опубликована статья историка Табылды Акерова о том, что родословная Чингисхана действительно имеет прямую связь со степными кыргызскими племенами древней Тувы, потомками которых являются тувинские рода куулар, монгуш и кыргызские племена саруу и мунгуш.

В его статье говорится, что родословный список рода баржугинов возглавляли 9 праотцов Буданчир-Бука (Томо): Дутумин, Кайду, Байсангур, Тумен, Кабулхан, Бартан, Эсугей и Темучин (Чингисхан). Возможно, 9 колен праотцов косвенно указывают на принадлежность рода Чингисхана к потомкам Огуз-хана, одними из которых были кыргызы, кыпчаки, тогуз-гузы, усы и пр. Это также может указывать на значение имени героя Чынгыз (Чын Огуз, истинный, крепкий) хан, первую часть которого легко сопоставить со средневековыми именами Темучин (Темирчын, Чынтемир - каленое железо, булат), Буку Чин (Чин Буку) и т. д.

«По преданию, все трое сыновей Алангова имели европеоидные черты лица, голубые глаза, рыжие волосы, что отразилось на названии рода баржугин, что значит «бледно-желтый человек с голубыми глазами». И это повторилось в 9-м колене потомков. В результате, все дети Эсугей-хана родились с резко выраженными европеоидными антропологическими признаками. Отметим, что значение «барджигин» соответствует значению слова «алангова», которое восходит к тюркскому ала куба или ала куу (белый, бледно-желтый, бледнолицый или белая лебедь).

Следовательно, Алангова могла иметь непосредственное отношение к предкам тувинского рода куулар, которые, очевидно, в древности представляли один из осколков енисейских кыргызов в монгольских степях. Родословная детей Алангова отражала слияние двух этнических групп в один этнос, каковыми являлись ранние монголы, великаны и герои степей мангу, которые представляли смесь енисейских кыргызов с монголоязычным населением Степи. Согласно родословной, от 9 вышеназванных праотцов Чингисхана разошлись племена кият (кыян - селевой поток или ветер - желден), джалчут, манкыт, барлас, конурат, катаган, дулат и другие, которые составляли основной костяк вновь образованного монгольского этноса. И все эти племена играли важную роль в процессе формирования кыргызского народа на тяншаньском этапе его развития», - говорит историк.

Ни для кого не секрет, что киргизы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами.
И все же, это два разных народа. Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и киргизами?

Древний народ

Согласно историческим данным, киргизы – народ очень древний. Эти тюркоязычные кочевники-скотоводы испокон веков обитали в верховьях Енисея и на территории Южной Сибири, затем они перебрались в восточный Тянь-Шань. Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сым Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве киргизов.

История этого народа знает много побед и поражений, владения кочевников-скотоводов то разрастались до огромных размеров, то уменьшались под давлением не менее воинственных соседей. Так, в IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву. Но во времена походов Чингисхана киргизы, как и многие другие народы, были поглощены завоевателями. После распада Золотой и Белой Орды, основанных монголами, большинство киргизов мигрировали на Тянь-Шань и север Памира, где живут и сейчас.

Длительная история народа отразилась в устном творчестве. Киргизы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса, который объединил свой народ, согласно легенде. Эпос передавали из уст в уста. Одна из версий «Манаса», записанная в исполнении известного народного сказителя Джусупа Мамая, была опубликована в 18-ти томах, выходивших в г. Урумчи с 1984 по 1995 годы.

Молодой народ

Казахи – очень молодой народ, а по сравнению с киргизами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века. Керей и Жанибек – два султана из династии Чингизидов – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус (это государство возникло после распада Золотой Орды). Недовольные султаны увели свои племена в степи, расположенные на юго-востоке современного Казахстана.

Поскольку тюркское слово «казак» использовалось многими людьми для обозначения свободного, вольного человека, отказавшегося жить, подчиняясь властям, то племена Жанибека и Кирея стали называть себя именно так. Ведь они самовольно покинули Узбекский улус ради свободной жизни.

Официальные структуры Российской империи, в XVIII веке продвинувшей свои границы далеко на восток и активно заселявшей Урал и Южную Сибирь, столкнулись с проблемой. Нужно было как-то различать казаков, живущих на Дону и Кубани, от тюркоязычных кочевников-скотоводов, называвших себя тем же словом. Поэтому появился этноним «киргиз-кайсак». О народе киргизов русские хорошо знали, а «кайсак» – это исковерканное слово «казак».

Впоследствии дополнение «кайсак» исчезло из составного этнонима, и казахов в Российской империи стали именовать просто киргизами, не утруждаясь излишними разбирательствами. Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось.

Матриархат

Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.

Будучи древним народом, киргизы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который киргизы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.

Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у киргизов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.

В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.

У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.

Головные уборы

Национальная одежда двух народов во многом похожа, но есть и некоторые отличия. Например, киргизский мужчина носит ак колпак – головной убор конусообразной формы с полями, который шьется из четырех клиньев белого войлока, расширяющихся книзу. Ак колпак традиционно украшается этнической вышивкой.

А национальный головной убор казаха – айыр калпак представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Она изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, расшитым золотыми нитями у богатых людей.

Киргизские женщины носили элечек – сложный и объемный головной убор, стоящий из нижнего платка, шапочки, тюрбана и верхнего платка. На изготовление тюрбана состоятельных женщин уходило до 30 метров белой ткани, такой элечек украшали подвесками из драгоценных металлов.

Казахский традиционный женский головной убор называется кимешек. Он проще и состоит всего из двух частей: белого платка и тюрбана, который наматывается сверху. И ткани на изготовление кимешека тратилось гораздо меньше.

Как отмечают этнографы, различия в головных уборах двух народов обусловлены тем, что киргизы жили в горах. Ак колпак прекрасно спасал мужчин от летнего зноя и злых зимних ветров, а ткань элечека использовалась для перевязки раненных, ведь во время кочевок по горным ущельям травмы случались довольно часто.

Язык и произношение

Отличить представителей двух народов проще всего по произношению. Хотя киргизский и казахский языки похожи друг на друга больше, чем русский и белорусский, ученые все же относят их к разным подгруппам.

Изначально киргизский язык, на котором говорили жители верховий Енисея и Южной Сибири в III веке до н.э., относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к киргизско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки.

Казахский ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками.

То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а киргизам – алтайцы.

По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а киргизы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе. Если в слове есть слоги «чэ» или «чы», то киргиз так и скажет, тогда как в устах казаха это будут «че» и «чи» (заметно мягче).

А сдвоенные гласные киргизы произносят на одном выдохе, как в случае названия горного хребта Ала-Тоо. В отличие от них казах сделает чуть более длинную паузу между двумя звуками «о», чтобы отделить их друг от друга.