Расположение предметов по размеру. Сравнение предметов

На столе у меня 5-6 предметов, из которых 3-4 имеют одинаковую форму. В руках - жетон коричневого цвета и орех. Я предлагаю вам сравнить жетон и орех.

· - Есть ли что-нибудь общее у этих предметов? Чем отл ичаются?

· (Разный размер; орех съедобный, а жетон нет; оба круглые, но жетон плоский, а орех выпуклый.)

· Посмотрите,есть ли у белочки предметы,имеющие такую же форму, как орех?(Мяч, яблоко, шарик.)

· Говорят, что эти предметы имеют форму шара. (Дети повторяют хором.)Есть ли шарообразные предметы в нашем классе?

Итог урока.

Ребята теперь мы знаем, что такое геометрические фигуры. Наше занятие закончено. Вы все сегодня молодцы.

Тема: «Звуки в зоопарке» Игра «1,2,3,4.5 вышел зайчик погулять»

Цели:

  • Закреплять умения детей делить слова на слоги;
  • Закрепление слов на татарском языке по лексической теме: “Животные”;
  • Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, воображение, мелкую моторику;
  • Формировать умение понимать поставленную задачу;
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к животным;
  • Закреплять знания детей о домашних и диких животных, их детёнышей;

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

Есть хороший добрый дом,
Поселились звери в нём.
Волки, зебры и мартышки,
И большие и малышки. (Зоопарк)

Вот сегодня мы с вами мысленно отправимся на экскурсию в зоопарк.

Давайте возьмём с собой бинокли и всё необходимое. (Сбор в зоопарк имитируем). Готовы?

Раз, два, три, четыре, пять
В зоопарк идём гулять.

Идём, перепрыгиваем через ручеёк. Вот мы и в зоопарке.

Давайте посмотрим в бинокль и увидим, кто здесь есть.

Дети по очереди отвечают, кто что видит. (“ Обезьянки резвятся” и т.д.)

Давайте послушаем звуки зоопарка.

Дети по очереди отвечают, кто что слышит. (“Я слышу, как поют птички” и т.д.)

На доске выставлены иллюстрации нескольких животных.

Составление описательного рассказа.

Ребята, посмотрите, здесь не все животные. Видно животные решили с нами поиграть в прятки. Давайте мы будем составлять описательный рассказ по картинке, используя схему, и если животное будет угадано, то оно появится на мольберте. Выставляется схема.

Ребенок выбирает иллюстрацию с животным, но не показывает другим детям, и описывает по плану воспитателя. Дети составляют 5-6 рассказов.

Детям предлагается назвать животных на татарском языке.

Физминутка.

А теперь немного отдохнем.

Дети ходят по кругу и изображают, как передвигаются звери: лиса, заяц, волк, медведь, олень.

Игра: “Кто как разговаривает”.

А вы знаете, как животные разговаривают?

Игра с мячом.

  • Корова...мычит.
  • Лошадь...ржет.
  • Коза...блеет.
  • Свинья...хрюкает.
  • Собака...лает.
  • Кошка...мяукает.
  • Тигр...рычит.
  • Волк...воет.
  • Медведь...ревет.
  • Ёж...сопит.

Игра “Какой? Какая?”

Ребята, а давайте представим, что вы теперь не дети, а звери и каждый расскажет про себя. Раз, два, три вокруг себя покрутись и в зверя превратись.

  • (Каждый ребёнок называет по три слова определения)
  • Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;
  • Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;
  • Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый.
  • Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;
  • Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
  • Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
  • Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.
  • Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.
  • Я кошка – мягкая, ласковая, игривая, домашняя. Я коза – рогатая, бодатая, травоядная, резвая.

Обратно превращаются в детей.

Игра “ Раздели на слоги” (чудесный мешочек)

Дети давайте разделим названия животных на слоги и разместим их в домики.

Дети по очереди достают из мешочка фигурку животного. Название животного делят на слоги.

Ребята, вот наша экскурсия подходит к концу. Мы с вами непросто посмотрели животных, но и нашли им детёнышей. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три, четыре, пять
В детский сад идём опять.

Итог.

Вам понравилось в зоопарке?

А что вам больше всего понравилось?

Тема: Счет от 1 до 10. Упражнение «Сравнение предметов»

Цели:

Упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах 10.
Закрепить умение узнавать и называть цифры от 1 до 10.
Уточнить название геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Продолжать формировать у детей представление о сложении, вычитании, знаках “+”, “-”, “=”.
Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход занятия

Сейчас у нас с вами занятие по основам счета. Сегодня мы с вами вспомним, чем мы с вами занимались в этом учебном году, и заодно совершим путешествие в сказку. Но сначала мы с вами посчитаем. Считать мы будем вот эти елочки на доске (на доске 10 елочек) (дети хором считают от 1 до 10).

А теперь посчитаем елочки от 10 до 1. А теперь на нашей доске вы увидите цифры. Мы будем считать также обратно, но не от 10 до 1, а от того числа, какую цифру вы увидите на доске (дети считают обратно от числа 6, 8, 4, 9).

На доске появляется картинка с героями сказки “Колобок”. Педагог: “Из какой сказки к нам пришли эти животные (ответ). Сколько всего животных на доске? Кого Колобок встретил первым в лесу? Кого вторым? Какая по счету была лиса (волк)? Назови героя, который стоит слева от лисы (ответ), справа от зайца (ответ).

Герои приготовили для вас математические задания. Давайте мы их выполним. Если мы выполним их правильно, то в конце вас ждет сюрприз.

1-ое задание для вас приготовил зайчик.

На доске появляется картинка, на которой изображены 9 коров и 8 поросят. “Зайчик просит вас посчитать животных и обвести внизу ту цифру, которая показывает количество животных на доске” (педагог вызывает к доске 2-х детей для выполнения задания).

2-ое задание от медведя

(на доске в 3ряда расположены цифры от 1 до 10. В каждом ряду одна цифра пропущена). “Медведь хочет проверить, какие вы внимательные. Нужно внимательно посмотреть на цифры и сказать, какая цифра пропущена (дети называют пропущенную цифру и называют между какими цифрами она должна стоять. Педагог пишет цифры на доске).

Е задание – волк.

На доске появляются прямоугольники, над каждым из которых написана цифра. Педагог вызывает к доске детей и просит нарисовать в каждом прямоугольнике столько кружков, сколько показывает цифра сверху.

Ое задание– лиса.

Лиса предлагает вам решить примеры. На доске геометрическими фигурами (кругами) записаны примеры на сложение и вычитание. Педагог вызывает к доске детей и предлагает им решить эти примеры (рисуют нужное количество кружков). “А еще лиса хочет узнать, знаете ли вы названия геометрических фигур. На доске появляется изображение кота из геометрических фигур. Педагог просит назвать фигуры, из которых составлен кот, и ответить на вопросы: Сколько у кота лап? Сколько глаз? Сколько ушей? Голов? И т.д.


Физкультминутка.

Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай,

и друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
На математику пора!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

Итог урока.

Вот и закончилось наше занятие.

Какое задание вам понравилось больше всего?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Создание коллаборативной среды .

Звонкий прозвенел звонок, начинается урок.

Встаньте прямо, не шумите, всё ль на парте, посмотрите.

Все ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка.

Знает каждый ученик, будет нужен и дневник.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Математика у нас!

Устный счёт

Счет от 1 до 10 (прямой и обратный)

Называть число

Соседи чисел;

Назвать последующее, предыдущее число;

Состав чисел (на доске)

Работа по карточкам

Новая тема

Объем - это количественная характеристика пространства, занимае-мого телом или веществом.

Напри­мер, взять два сосуда: стакан и «непроливашку».

В какой из сосудов можно налить больше воды?

Как это можно сделать? (провести сравнение парами)

Решение: на­полнить один из сосудов и перелить воду во второй сосуд. Если во втором сосуде еще осталось свобод­ное место, значит, первый сосуд меньше по объему, чем второй, и наоборот.

Вы сравнива­ли предметы по объему. Объем сосуда - это про­странство внутри сосуда, которое можно наполнить жидкостью. Сравнить объемы сосудов по количе­ству израсходованной жидкости.

Всегда ли для сравнения по объему необходимо переливать жидкость? -Иногда можно сравнить объемы сосудов визуально. Например, объем ведра меньше объема бочки.

Какие предметы можно сравнивать по объему?

Свойством объема обладают не толь­ко сосуды, но и другие предметы, не предназначен­ные для жидкости.

У коробки тоже можно измерить объем, потому что она тоже имеет пространство внутри и вмещает в себя предметы.(Проде­монстрировать разные коробки. В качестве мерки можно взять кубики и сложить их в одну коробку, заполнив ее до краев. Затем переложить эти кубики во вторую коробку.)

В какую коробку кубиков вошло больше? В какую меньше? По какому признаку вы сравнива­ли?

Вывод: если предмет не предназначен для жидкости, то меркой могут являться маленькие кубики или другие предметы.

Физминутка - интерактивная

Работа по учебнику

Определить объемы кувшина и коробки.

ассмот­рите иллюстрацию в учебнике и ответьте на вопро­сы:

Чем можно заполнить пространство внутри кув­шина? (соком, водой и т. д.)

Сколько стаканов воды помещается в кувшин? (8 стаканов)

Сделайте вывод, каков объем кувшина? (8 стаканов)

Чем можно заполнить пространство внутри коробки? (кубиками)

Сколько кубиков нужно для заполнения коробки? (15 кубиков)

Каков объем коробки? (15 кубиков)

Чем являются стакан и кубик для данного измерения? (мерками)

8 стаканов; 15 кубиков.

Сравни объемы двух сосудов. (Выполнение зада­ния фронтально.) Беседа по иллюстрации в учебнике.

а) объем бутылки А больше объема бутылки Б, потому что в А помещается 6 пиал жидкости, а в Б - 5 пиал;

б) объем ведра В меньше объема ведра Г, потому что в В помещается 3 бутылки жидкости,

а в Г - 4 бутылки.

Реши. Выполнение задания парах.

Для определения объема фигуры учащимся нужно посчитать количество маленьких кубиков, из кото­рых состоит фигура. При возникновении затрудне­ний с выполнением можно спросить:

Сколько маленьких кубиков помещается в первой (во второй, третьей) фигуре?

7 кубиков; 6 кубиков; 8 кубиков.

Попробуй. Практической целью данного задания является развитие исследовательских навыков у де­тей. Выполнить задание в парах.

Ответ

Варианты: в пределах 25-30 ложек, в зависимости от размеров пиалы и ложки.

Работа в тетради

Выбери сосуд большего объема.

В изуально сравнить два сосуда. В кото­ром из них пространство внутри больше? Объясните свой выбор и закрасьте красным ка­рандашом этот сосуд.

Посчитай число маленьких кубиков в каждой фигуре.

О пределить объем каж­дой фигуры и записать результат числом. Затем они должны узнать, есть ли среди фигур равные по объему. Выполнив задание, ребята придут к выводу о том, что фигуры, разные по форме, могут иметь равные объемы.

а) 7 кубиков; б) 8 кубиков; в) 7 Кубиков. Фигуры а) и в) имеют равный объем.

В какой ковш поместится больше воды? Выпол­няя данное задание, первоклассники должны раскра­сить тот сосуд, объем которого больше.

Сравни объем сосудов.

Для заполнения какого из трех сосудов потребуется меньше воды, и обвести его.

учащихся с помощью «Лестницы успеха» в рабочей тетради.

Рефлексия

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Подумайте и ответьте на вопросы:

В чайник помещается 30 пиал воды. Каков объем чайника?

Объем коробки равен объему 20 кубиков. Сколько кубиков помещается в коробку?

Как вы думаете, нужна ли единая мерка для изме­рения объема?

Данный урок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру». Здесь вы узнаете, что значит сравнить предмет, по каким признакам сравнивают предметы, научитесь находить у предметов общие черты и различия. А также узнаете, как сравнивать предметы по размеру и располагать их в порядке возрастания или убывания.

Тема: Начальное знакомство с математикой

Урок: Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

На данном уроке мы будем сравнивать предметы и располагать их по размеру.

Сравнить предметы - это значит найти в них сходства и различия.

I. Отгадайте загадки:

1. В южных странах он растет,

Этот всем известный плод.

Выбирать нужно умело.

Если желтый - значит, спелый.

За деньгами лезь в карман,

Чтоб купить себе...

Правильный ответ: Банан (рис. 1).

2. Растет на грядке и в теплице,

В салате очень пригодится.

Зеленый, длинненький бывает.

Кто догадался - молодец!

Растет на грядке...

Правильный ответ: Огурец (рис. 1).

II. Что общего у банана и огурца?

Правильный ответ: форма, размер, они съедобны.

III. Чем они отличаются?

Правильный ответ: цветом (банан - желтый, огурец - зеленый), вкусом и запахом; банан - фрукт, а огурец - овощ.

Мы сравнили банан и огурец по форме, размеру, цвету, вкусу, назначению - это все признаки, по которым можно сравнивать предметы.

1. Рассмотрите картинки (рис. 2- 4) и назовите общий признак группы.

Правильный ответ: цвет (все предметы красного цвета).

Правильный ответ: форма (все предметы круглой формы).

Правильный ответ: материал изготовления (все они сделаны из дерева).

2. Определите материал изготовления следующей группы предметов (рис. 5).

Правильный ответ: стекло.

3. Какой общий признак группы (рис. 6)?

Правильный ответ: вкус (это сладости).

4. Назовите общий признак следующей группы предметов (рис. 7).

Правильный ответ: назначение (это школьные принадлежности).

5. Рассмотрите предметы в таблице (рис. 8). По какому признаку расположены предметы в ряду?

Правильный ответ: по назначению (первый ряд: яблоко, лимон, груша, апельсин - это фрукты; второй ряд: шорты, футболка, куртка, платье - это одежда; третий ряд: тарелка, чайник, кружка, кастрюля - это посуда).

По какому признаку расположены предметы в столбиках?

Правильный ответ: по цвету (в первом столбике - предметы красного цвета, во втором - желтого, в третьем - зеленого, в четвертом - оранжевого).

Определите предмет из таблицы по его признакам:

- Желтый кислый фрукт.

Правильный ответ: лимон.

- Зеленая керамическая посуда.

Правильный ответ: кружка.

- Красная одежда из ткани.

Правильный ответ: шорты.

Поиграем в игру. Рассмотрите картинки и скажите, что изменилось (рис. 9- 10).

Правильный ответ:

1. Размер;

Усложним задание.

Правильный ответ:

4. Форма и размер;

Домашнее задание

1. Укажите, какие признаки изменяются.

Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 27”.
Предлагаю вам занимательные задания по математике на сравнение предметов по размерам и форме, которые я использую как на уроках математики, так и на занятиях внеурочной деятельности “Юный математик”, Логика” в первом классе.
Цель заданий - использование как дополнительный материал после изучения темы “Сравнение предметов”, при проведении устного счета на уроке, так же в конце урока в качестве рефлексии.
Занимательность способствует интенсификации умственной деятельности.
Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти, развитию логической операции - сравнение.
Задания предназначены для детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Учащиеся выполняют их с удовольствием.
С помощью этих заданий дети учатся сравнивать предметы по размерам (задания с 1-4)

Задания с 5-7 учат сравнивать предметы по форме.
Задание №1
Нарисуй воздушный шарик. Нарисуй синий мяч, который больше воздушного шарика. Нарисуй красный мяч, который меньше воздушного шарика.
Задание №2 (сравнение предметов по размерам)
Пусть к доске выйдет например Лена. Есть ли у нас в классе кто-нибудь из девочек такого же роста, как Лена? А из мальчиков?
Задание №3 (сравнение предметов по размерам)
У учителя на столе стоят предметы разной высоты. Среди них есть стакан. Подбери предмет такой же высоты, как стакан; ниже стакана; выше стакана.
Задание №4 (сравнение предметов по размерам)
Рассмотри модель циферблата часов. Какая стрелка длиннее: часовая или минутная? Какая стрелка короче?
Задание №5
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники). Разложи фигуры в разные группы по форме.
Задание №6 (сравнение предметов по форме)
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники) разных размеров. Отбери фигуры каждой формы и разложи их в ряд в порядке увеличения размеров-начиная с самой маленькой и кончая самой большой.
Задание №7 (сравнение предметов по форме)
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники). Раскрась фигуры разными цветами так, чтобы фигуры одной и той же формы было раскрашено карандашом одного цвета.