Размышления о спонтанности. Спонтанность как искусство быть

Александр Любимов


Когда на сцене нужно создать шум, статисты ходят и вразнобой говорят фразу: «О чём говорить, когда говорить не о чем?»

Когда общается профессиональный коммуникатор, ему необходимо делать множество вещей: помнить о том, о чем он хочет сказать, подбирать слова, следить за реакцией, калибровать состояние собеседника, отмечать характерные жесты и т.д. Ни один нормальный человек не сможет сделать это сознательно. Но как тогда они всё это делают? Хороший коммуникатор может распределять сознательное внимание так, что какие-то вещи он делает сознательно, а какие - бессознательно, спонтанно.

Спонтанность дает нам полет, течение, искру, но у нее есть один большой недостаток - обычно этот поток совершенно неуправляем. То есть поток есть - он может нестись, захватывать, растекаться… Но вот куда он вас занесет совершенно непонятно.

Это как кошка, которая гуляет сама по себе по своим собственным делам.

Сознательное управление дает четкость и понимание цели, но при этом невозможно контролировать большое количество информации и трудно пользоваться ассоциативно приходящей информацией (она просто не приходит). Здесь вылезает стандартная проблема сознания - ограниченность восприятия. Ну не резиновое сознание, не резиновое. Поэтому если вы пытаетесь на что-то обратить сознательное внимание, всё остальное из этого сознательного внимания уходит. Калибруешь жесты - пропускаешь мимо ушей предикаты, подстраиваешься под позу - забываешь содержание.

Есть люди, у которых хорошо с управлением, но плохо со спонтанностью, есть те, кто легко спонтанирует, и им бы хорошо научиться управлять этим процессом. А тем, кто хорошо управляет своей спонтанностью, этот текст скорее всего особо и не нужен.

Управляемая спонтанность - это умение контролировать свою спонтанность и направлять ее к цели. Баланс между структурой и спонтанностью.

Заявление красивое, но не попытка ли это «в одну телегу впрячь коня и трепетную лань» (как вы помните, по утверждению классика это сделать «не можно»). Ответ вполне НЛПерский - не знаю, как это в теории, но на практике это работает.

Я могу сознательно сосредоточиться на калибровке реакции группы, а из меня в это время будет литься содержание. Или наоборот, я могу сосредоточиться на содержании, отпустив свои жесты и голос на свободу. А может я сочту полезным более сосредоточиться на жестах, а всё остальное пусть контролирует бессознательное. Либо я могу вообще как бы отойти в сторону и наблюдать за тем, как «этот человек» говорит, размахивает руками и выделяет определенные слова интонацией.

Самое забавное - что научиться этому не так уж и сложно. Нужно просто немного поработать.

Что для этого нужно?

Первое, что нужно обычному человеку - это научиться быть спонтанным и отпускать себя. А следующее умение - направлять этот поток в нужную сторону.

Научись отпускать себя

Первое, что нужно - это научиться быть спонтанным и отпускать себя. Нас с детства тренируют контролю, управлению, умению сдерживать эмоции. Что крайне полезно в условиях современного общества. Да и вообще полезно - дисциплина штука нужная. Дети то обычно существа вполне спонтанные, что доставляет жуткое неудобство их родителям. И окружающим. А так же нарушает технику безопасности. Полез не туда - свалился, руку в плиту сунул - обжёгся. И вообще, хотелось бы чтобы ноги ходили куда надо, а не куда занесёт.

Но через какое-то время для большинства контроль становится слишком тотальным. В обычной нашей школе проявления спонтанности не слишком поддерживают, в первую очередь потому, что спонтанность эта возникает чаще всего не там, не по тому поводу и в совершенно неподходящей ситуации. Она же спонтанность - захотела пришла, захотела ушла. А тут учебный процесс…

В ещё более старшем возрасте спонтанное желание ущипнуть впереди идущую симпатичную девушку за пятую точку может кончиться не менее спонтанным ударом тяжёлой дамской сумочки (а то и ноги) по какому-нибудь чувствительному месту. Или дружескими тумаками сопровождающего девушку мужчины. А не дай бог спонтанно сказать начальнику все свои мысли относительно его способностей. А уж его ответная спонтанная реакция - это просто нечто!

И с водой выплескивают ребёнка. Уж лучше вообще не спонтанировать - это мол удел творческой интеллигенции.

А те ведь тоже хотят, чтобы это творческое состояние приходило «когда надо», а не когда придется. А то выйдешь на сцену - и пф! Только фонограмма и спасает. А что, спрашивается, делать представителям не разговорно-песенного жанра?

Поэтому первая тренировка - это как раз научиться себя отпускать. Сначала совершенно безумно и неуправляемо. Просто вспомнить это состояние - когда несет. А вот дальше мы поработаем с управлением - благо это вы все умеете хорошо.

«Рыба»

Это достаточно забавное упражнение поможет вам развить умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове. Просто «правополушарное» мышление именно так и работает.

-- В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов. Даже 36 и 6 десятых. Кстати, есть такая аптека - 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем и магазинов. И товаров стало больше. Например раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять. И видов молока тоже десяток. Хотя часть - это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше. А женщины для того, чтобы выглядеть лучше пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции. Там еще и одежду красивую шьют. В этом году опят модно мини…

Это можно продолжать бесконечно. Здесь одна ассоциация вызывает другую. Получается цепочка. И если не вспомнить как это происходило, совершенно не понятно как температура человека связана с молоком, а молоко с тушью для ресниц. Но люди чаще всего беседуют именно так: одна тема цепляет другую…

Если вы прислушаетесь, то вы обнаружите что большинство разговоров строится приблизительно по этой схеме. Просто между точками перехода предложений побольше.

Скелет рыбы

Скелет - это точки перехода, где происходит ассоциативный переход с одной темы на другую. Обычно помня только скелет можно легко восстановить всю рыбу. В это тексте это было: «Жара 30-35градусов - температура человека 36.6 - аптека - много - сорта сыра - виды молока - обезжиренное молоко - похудеть - внешний вид - косметика - тушь - Франция - одежда - мини…»

Отслеживать скелет нужно для контроля, то есть это тренировка управления. Когда в дальнейшем надо будет восстановить весь процесс общения - достаточно вспомнить контрольные точки, а «мясо» на этот «скелет» будет само выплывать из бессознательного.

«Остапа несло».

И. Ильф. Е. Петров. «Двенадцать стульев».

Тренируем спонтанность. Возьмите любой факт и простраивайте от него ассоциативные связи. Желательно, чтобы на одну мысль (на одну кость скелета) было не более 2-3 предложений. Здесь от вас требуется просто быть спонтанным - чем рыба больше, тем она лучше. Отпустите себя - как несет, так несет.

Но! Большая просьба - то должна быть рыба, когда вы как бы нанизываете бусинки. А не звезда:

- В Москве сейчас жарко. В Лондоне тоже очень жарко. А в Лос-Анжелесе просто невыносимая жара. Даже в Якутии жарко.

Здесь только одна косточка скелета: «жара» и к ней происходит постоянный возврат. Это не то! Здесь должна быть цепочка:

- В Москве сейчас жарко. Даже асфальт плавится. Как масло сливочное, когда на сковороду бросишь. Оно ещё так потрескивает на сковороде. Но жарить лучше всё-таки на растительном. Мне больше нравится. Вкуснее как-то получается. Но это на мой вкус. А вот у меня приятель есть - он вообще ничего не жарит, только варит. Здоровье бережёт. Сейчас многие пытаются вести здоровый образ жизни. При нашей то экологии…

Если по количеству - нормально, когда вы сможете легко и спонтанно простроить рыбу как минимум на 20 - 25 переходов.

«Скелет своей «Рыбы»

А теперь, после того, как вы сделаете «Рыбу» восстановите ее скелет. Лучше напишите, как минимум - четко проговорите (про себя).

Строить скелет можно как сначала (с головы «Рыбы»), так и с конца (с хвоста «Рыбы»). В вышеприведенном примере был вариант построения скелета с головы:

- жара 30-35градусов - температура человека 36.6 - аптека - много - сорта сыра - виды молока - обезжиренное молоко - похудеть - внешний вид - косметика - тушь - Франция - одежда - мини

С хвоста это будет выглядеть задом наперед:

- мини - одежда - Франция жара - тушь - косметика - похудеть…

Желательно уметь восстанавливать скелет с не только с головы или хвоста, но и с любой точки «рыбы». При тренировке вы начинаете с наиболее для вас удобного варианта (например с «головы»), после того, как это у вас это начинает получаться достаточно хорошо - тренируетесь восстанавливать с другой стороны. После того, как и это начнет получаться достаточно хорошо - тренируйтесь строить «скелет» с любой «кости» в середине: сначала в сторону головы, потом в сторону хвоста. И так далее.

Начинайте с 5-7 точек перехода (костей) и достигайте длины «рыбы» как минимум в 15 - 20 переходов. Для каждого типа восстановления скелета:

С хвоста.

Из середины.

«Скелет» разговора

Точно так же, как вы можете отслеживать скелет собственной «рыбы», вы можете отмечать точки перехода в любом разговоре или выступлении. Правда там уже не будет столь строгой последовательности, но принцип сохранится - будут точки ассоциативного перехода, которые можно выделить. Это может быть просто треп с приятелями или выступление известного политического лидера по телевизору.

Хорошо отслеживать Жириновского - у него обычно хорошо простроена ассоциативная последовательность речь.

Восстанови «рыбу» по «скелету».

Запишите скелет рыбы, и через какое-то время (через час, на следующий день) по скелету восстановите все содержание.

Можно сделать диктофонную запись и сравнить результаты.

Это так же весьма полезно для того, чтобы вспомнить разговор: вам не надо держать в голове всё что было сказано - достаточно там держать только скелет. А всё остальное просто всплывет из бессознательного.

Как рассказывал один человек, который часто участвует в переговорах - потом можно восстановить весь процесс по шагам.

Как я уже говорил, обычный разговор обычно представляет из себя сильно растянутую рыбу - там на каждый переход просто предложений больше.

Выступление по плану

Управляемую спонтанность удобно использовать для выступлений, презентаций и т.п. - вы определяете темы, а содержание всплывает по мере надобности. А ассоциативные переходы позволяют связать одну тему с другой.

Правда, подготовка к выступлению отличается от общепринятой. Вам нужно не столько структурировать информацию - это неплохо может сделать и бессознательное, - сколько «загрузить» побольше этой самой информации. Раз в десять больше, чем собираетесь говорить.

И ещё большой плюс управляемой спонтанности в выступлениях - вас трудно сбить. В линейном «логическом» представлении есть определённый порядок, и если он нарушен (сбили, забылось о чём говорить, задали каверзный вопрос на другую тему) - оставшаяся часть выступления идёт на смарку. При управляемой спонтанности вы можете выстраивать темы в произвольном порядке (в разумных пределах) и вам достаточно просто помнить об этих темах.

Для начала тренировка. Пишите 5-6 тем, желательно не связанных друг с другом и разного уровня обобщения: от колбасы до свободы. Вам нужно сделать рассказ про эти темы и ассоциативно связать их друг с другом.

Обратите внимание, что темы - это не скелет . Темы - это про что рассказываем, а скелет - точки ассоциативного перехода.

Итак, темы: арбузы, равенство, самолёты, птицы, добыча нефти.

- Я очень люблю арбузы. Это такая вкусная ягода - а вы знали, что арбуз - ягода?. Они таки большие, с крепкой коркой, полосатые. А внутри красные и сладкие. С чёрными семечками. Если спелые. Если не спелый - розовый, с белыми семечками и кислый. У спелого арбуза есть несколько признаков: жёлтое пятно на боку, сухой хвостик, потрескивает, когда его сжимаешь и звук гулкий, когда по нему стукнешь.

- Арбузы любят все - взрослые, дети, мужчины, женщины, богатые, бедные. В каком-то смысле он такой образец равенства.

- А равенство - это такое важное понятие в математике. У него есть даже свой специальный знак «=«. Оно обозначает, что значение двух выражений одно и то же: 2+2=4; a+b=c.

- А математика очень важна в современной технике. Например, в строении самолётов. Сейчас самолёт - очень сложная техника, которая должна работать долго и надёжно. Он должен тратить на перелёт мало горючего, быть удобным и управляемым. Это всё нужно рассчитать, проверить, построить модели.

- Моделью для самолётов были птицы.

- Люди смотрели, как летают птицы и тоже хотели летать. В этом смысле, птицы довольно сильно от нас отличаются: вместо рук или передних лап - крылья, вместо шерсти - перья, вместо пасти - клюв.

- И произошли птицы от динозавров. А д инозавры жили давным-давно, много миллионов лет назад. Ходили среди древних лесов, которые сгнивали, заболачивились и превращались в уголь и нефть.

- И нефть сейчас - один из основных источников энергии. И сырьё для химии. Поэтому её сейчас добывают в огромных количествах. А добыча нефти - штука сложная. Нужно пробурить достаточно герметичную скважину, в неё начать закачивать воду, а нефть - как более лёгкая, - будет выталкиваться наружу. Эту нефть нужно откачать и как-то доставить на завод по переработке. Если нефть добывается в море - то строят специальные платформы, глубина этих скважин может быть несколько километров, требуются танкеры, чтобы забирать нефть с этих платформ и специальные терминалы, в которых эта нефть из танкеров откачивается.

Первый результат тренировки - понимание, что любую тему можно связать с любой другой.

Усложняем

Сделаем это упражнение чуть более интересным.

Точно так же, выбираются шесть тем, но про каждую нужно рассказать в своих Вратах Сортировки :

  • Сибирь - ценности;
  • чайник - люди;
  • компас - время;
  • олово - процесс;
  • прибавленная стоимость - место;
  • дежурство - вещи.
  • орангутанги - не нравится;
  • кирпич - важно;
  • скрепка - сомнение;
  • строительство - согласие;
  • США - активность.

А что потом?

Сначала у некоторых начинает разбирать «словесный понос» - они наконец разрешают себе говорить и из них льётся. То есть спонтанность в жизнь пришла, а вот с управлением туговато. Приходится тренироваться.

Умение хорошо говорить - это умение говорить не только легко, но что надо и когда надо. А не что попало кому угодно.

Если этот рубеж преодолён - человек становится очень хорошим собеседником. Он легко может поддержать разговор, выглядеть естественным и непринужденным и при этом вести его к нужной цели. Так же они способны вспомнить весь разговор (или процесс переговоров, или собственное выступление), восстановив скелет и определив, кто что говорил. Как рассказывала одно девушка, которая регулярно участвует в переговорах: -«Я теперь легко восстанавливаю весь процесс и вспомнить, кто что говорил. А так же заметить, когда нас изящно пытаются увести в сторону. В голове просто появляется структура.»

Кстати, этот навык полезен не только в словесной коммуникации, но и в «эпистолярном жанре». Один молодой человек через некоторое время после занятия сказал: «Раньше я жутко не любил писать письма. Ну три предложение и всё. А сейчас пишу на пять - семь страниц и получаю колоссальное удовольствие…»

Мужья так же отмечают облегчение в общении с жёнами: «Если раньше я разговор старался закончить за минуту, что жутко раздражало жену, то сейчас я могу с ней поговорить и полчаса, и час. И это мне даже нравится.»

    Что такое спонтанность?

    Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат. sponte – свободная воля. Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека. Благодаря спонтанности человек способен гибко реагировать в новых, нестандартных ситуациях, думать и чувствовать в «кадре», не прятаться за различные «социальные маски», стереотипно опираясь на «костыли» заученных навыков, фраз, подражая авторитетам, концепциям успеха и счастья. Развитие в человеке спонтанности и креативности является, по мнению знаменитого психотерапевта, философа и социолога, создателя психодрамы – Якоба Леви Морено – целью психодрамы. Состояние спонтанности порождается не сознательной волей, часто выступающей наоборот, как преграда, а путем «освобождения», которое дает возможность человеку свободно проявлять спонтанность. Развитие спонтанности дает возможность человеку стать, в конечном счете, более ярким, уверенным, выразительным и легким. Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной и спонтанной.

    Зачем и кому она нужна?

    Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни, всем, кто хотел бы выйти за пределы привычных, устоявшихся паттернов поведения и попробовать себя в непривычных ролях, кто хотел бы развить способность ярко и выразительно проявлять себя, наслаждаться энергией импровизации, самовыражением. Спонтанность очень важна также для тех, кто хотел бы улучшить свои партнерские отношения. Часто женщины и мужчины недовольны своим поведением в отношениях с противоположным полом или не понимают, почему им отказал партнер, не осознавая, что их поведение стереотипно, независимо от того, держится ли человек внешне очень активно и говорливо, либо наоборот, закрыт и консервативен. Спонтанность, конечно же, нужна тем, кто хотел бы достичь каких-то высот в этой жизни. Достижение спонтанности всегда сопряжено с чувством огромного удовольствия, радостного ощущения жизни.

    Как спонтанность связана с самопрезентацией?

    Спонтанность непосредственно связана с тем, как мы себя проявляем в окружающем мире, самопрезентируем, представляем другим людям, как выглядим в глазах других людей. Зачастую мы стремимся к «отшлифованности» навыка, доводя до совершенства свои манеры, пластику тела, голос, стремясь заучить правильные тексты, и всякий раз пребываем в страхе допустить ошибку или не понравиться кому-то. Однако, мы нередко забываем, что на самом деле, мы многое умеем, но не можем проявить сполна свои возможности, или можем проявлять себя безукоризненно только в очень узком диапазоне возможностей («танцевать от печки»). Мы не отрицаем необходимость развивать различные навыки самопрезентации (голос, пластика тела, улыбка, использование определенных слов и выражений, построение фраз, запрет на использование определенных слов и т.д.). Однако, перефразируя Я.Л.Морено, даже самые прекрасные «костыли», сколько бы мы их не обожествляли, не помогут летать «раненому и неспособному летать орлу», утратившему свою легкость благодаря сковывающим узам цивилизации. Развитие спонтанности – это не путь к совершенству в привычном понимании, это путь к естественности. Более того, стремление к достижению окончательного совершенства увеличивает препятствия к достижению свободной спонтанности.

    читайте также:

    Декабрь - месяц ревизии своей жизни за год Новый год манит своим волшебством, переменами и новизной. Хочется, чтобы вмиг всё переменилось в лучшую сторону. Но ведь для нового необходимо место, время и личное согласие. Поэтому завершение - такой же важный процесс, как и начинание. Част

    Пять самых опасных ошибок на пути к своей цели Самые опасные ошибки на пути к вашим целям. Чтобы реализовать ваши грандиозные замыслы, проверьте, нет ли в ваших формулировках этих ошибок.

    Важность самопрезентации: какие главные ошибки мы совершаем?

    1. Чрезмерное увлечение безупречностью в ущерб естественности и легкости. Нередко мы однобоко стремимся к развитию в себе самых разнообразных навыков, доводя их едва ли не до совершенства. Но жизнь непредсказуема и всякий раз дарит новые и неожиданные ситуации, где заученные правила и слова не действуют, необходимо в некотором смысле «забыть» все заученное и заново порождать смысл, движение, темы. Спонтанность позволяет найти в себе доселе неизвестный для человека ресурс и выразить себя нестереотипно, творчески, порождая нечто совершенно новое, наполненное смыслом, глубиной, идеей. Благодаря спонтанности «Я как женщина» становлюсь интереснее для мужчины, а мужчина становится интереснее для женщины. Можно считать себя очень воспитанным и культурным человеком, а можно «крутым неформалом», и при этом - проявлять себя стереотипно . Благодаря развитию спонтанности каждый человек сможет проявить свою индивидуальность не только благодаря внешним атрибутам, но и внутренним качествам. Способность соприкасаться со своею спонтанностью придает человеку большую харизматичность.

    2. Ошибкой также является стремление повторить то, что однажды спонтанно было достигнуто. Спонтанность повторить невозможно, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку.

    3. Чрезмерное увлечение легкими торопливыми фразами, позерством, шумовыми эффектами и пустотой – есть псевдоспонтанность . Спонтанность не есть импульсивность. Подлинная спонтанность всегда наполнена личностным смыслом и глубиной , в ней присутствует пауза: способность быть в контакте с самим собой, а также чувствовать других людей и ситуацию, способность думать и чувствовать.

Когда мы говорим о спонтанности, то имеем в виду свои яркие и неожиданные проявления. Что-то, что мы делаем «не думая». И вот тут есть очень большой подвох. Как только мы отпускаем себя и делаем что-то «спонтанно» - мы совершаем знакомое действие.

Да, именно так - мы воспроизводим свои автоматические реакции. У каждого человека есть свой привычный набор эмоций и оценок происходящего. И когда мы действуем неосознанно, то сразу обнаруживаются все наши шаблоны.

Нужно разделить понятие...

Спонтанность также важна в жизни, как и всё остальное. Без неё жизнь становиться скучной, пресной, неинтересной. Люди привыкли жить по плану. Нас так научили. Плановые пятилетки в СССР. Выполнил план, перевыполнил.

Но план жизни - это сфера ума, а спонтанность исходит из души.

И здесь так же важна золотая середина, как и во всём остальном. Равновесие должно присутствовать во всех сферах жизни человека, особенно между умом и душой.

Спонтанность – сфера души

Спонтанность исходит из...

Жизнь есть бесконечное движение. Любое движение есть жизнь. Жизнь есть творчество. Любая жизнь проявляет себя через творчество. Творчество есть движение. Движение мысли есть созидательное творчество...

Что такое сингулярность? Сингулярность - это когда энергия превращается в материю и обратный процесс.

Любое движение - жизнь! Жизнь - это творчество в существовании. Статика - энергия, стремящаяся к движению.

Рассмотрим Вселенский взрыв, когда энергия путём взрыва превращается в материю и...

С незапамятных времен Тибет притягивал умы ученых и мистиков со всех концов света. В этой статье вы узнаете о повседневной жизни тибетских монахов, а также об отшельниках, уходящих в пещеры для обретения духовной свободы.

Школа терпения

Среди мировых религий буддизм, по мнению многих богословов, является самой мирной религией. Действительно, последователи Будды, то есть Просветленного, никогда не навязывали своей веры другим, не обращали неверных в истинную веру, не устраивали...

Я больше не вижу смысла жить в городе, здесь все создано для заключения нашей свободы в бетонную тюрьму мегаполиса. Здесь нет возможности раскрыть свой изначальный потенциал души и реализовать свое истинное предназначение.

Профессия - это не предназначение, это направление для нашего развития, в рамках города мы не способны полноценно и целостно реализовать свой внутренний потенциал: слишком много факторов, ограничивающих наше сознание. Это осознает каждый человек, которому близко духовное...

Ты Есть Великая Душа! В Тебе полно Божественного Величия, Мудрости, Знания, Любви. В тебе все это есть. Ты просто забыл на какое-то мгновение своей жизни, своих жизней, когда опустился сюда на Землю. Мы погрузились в свои жизни на Земле - в эту Божественную игру, в эту иллюзию и играем...

Ты Есть Великая Душа! В Тебе полно Божественного Величия, Мудрости, Знания, Любви. В тебе все это есть. Ты просто забыл на какое-то мгновение своей жизни, своих жизней, когда опустился сюда на Землю...

Голубым светом полетели мысли в туман. Сверху идут волны незримые. Когда ты лежишь спокойно – рукам не надо подниматься. Но как только ты встанешь, твои движения приведут все вокруг в вибрирующую массу.

Когда ты врешь себе - ты пустой. Тебя нет, ничего хорошего в твою жизнь не придет. Пустота вокруг тебя будет расти. Ты попытаешься заполнить ее Другими. Они только пройдут сквозь, сделав тебе больно. И ты, в обиде на эту боль, останешься снова один.

Правда внутри тебя наполняет все светом...

Жизнь в монастыре дзен организована очень хорошо. В наше время традиция нисколько не изменилась с тех пор, как в восьмом веке мастер По Чанг разработал монастырский устав, который носит его имя. Монастырь, в котором он жил, располагался на горе Та Ньонг у города Хонг Чу в провинции Кьянг Хи. Позднее гору переименовали в По Чанг.

Правила По Чанга представляют собой синтез духа раннего буддизма и дисциплин Махаяны. В те времена монастырская традиция школы дзен начала отделяться от монастырской...

Зачем нужна спонтанность?

Спонтанность, в жизни каждого человека, имеет столь же важную роль, сколь сильно мы ее недооцениваем. Буквально слово «спонтанность» переводится с латыни как «свободная воля». Именно она позволяет нам чувствовать витальность, наслаждаться каждым жизненным проявлением, принимать активное участие в собственной судьбе, а не просто плыть по течению в непонятном направлении.

Это базовый ресурс, который дается человеку от рождения, но все меньше используется по мере взросления. В детстве мы руководствуемся внутренними импульсами, но, со временем, социальные рамки, мораль, правила и законы вносят свои коррективы. Существуют общепринятые нормы поведения, под влиянием которых многие теряют свою способность к спонтанности. Перед внутренними порывами нас останавливает страх быть непонятыми обществом и отвергнутыми. Экзистенциальная тревога одиночества вынуждает выбирать более конформные линии поведения, поддерживаемые обществом. Спонтанность так же предполагает раскрытие собственного я, без масок, игр и притворства, в следствие чего человек становится очень уязвим в своих проявлениях и побуждениях, может терять чувство безопасности.

Что такое спонтанность?

Когда вы думаете о том, кто такой «спонтанный человек», как он себя ведет, чем интересуется и занимается, - что первое приходит вам в голову? Скорее всего, это некий собирательный образ - веселый, легкий на подъем, яркий, общительный, неконформный, интересный человек, запросто налаживающий контакты с окружающими, не стесняющийся проявлять собственные эмоции и жить согласно интересам.

Но это описание далеко не всегда совпадает с реальностью. Часто оказывается, что такие, с виду независимые и спонтанные люди, ведут себя согласно определенному паттерну, являясь узниками собственного образа. Согласно аналитической психологии Юнга, психика человека содержит в себе нескольких составляющих - внутренних архетипов. К их числу принадлежат персона и самость. Если вкратце, то персона - это публичное лицо личности, образ, который человек предъявляет остальным, социальная маска. Самость же - это истинное, глубинное, настоящее Я человека, которое объединяет сознательное и бессознательное и является целостным проявлением личности. Важно понимать, что спонтанность не имеет ничего общего с персоной, а является продуктом самости, ведь она рождается под воздействием внутренних, социально не обусловленных, импульсов.

Спонтанность - это не эпатажность или импульсивность, она имеет мало общего с раскованностью, инфантильностью и незрелостью, слабоумием и отвагой. Это умение (талант!) быть собой, в гармонии с внутренним миром, быть здесь и сейчас, просто быть. В спонтанности мы раскрываемся, мы настоящие, мы существуем в моменте, именно так мы можем по-настоящему встретиться с собой и с другими людьми, она наполняет нас кучей личностных смыслов.

Как развить спонтанность?

Якоб Леви Морено, известный психолог и психиатр прошлого века, отец психодрамы, был первым, кто задался этим вопросом. Он рассматривал спонтанность и креативность как два главных понятия, определяющих человеческую сущность. Морено говорил о том, что спонтанность — это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление — к психозу. Психодраматический подход направлен на развитие спонтанности и корректное ее проявление через отыгрывание и импровизацию.

Развитие спонтанности - очень сложная задача. Сама эта фраза содержит парадокс, ведь «развить» предполагает какое-то внешнее влияние, что конфликтует с внутренним импульсом зарождения спонтанности. Но на помощь в этом нам может прийти гештальт психология, со своим главным принципом «здесь и сейчас». Научиться находиться в настоящем моменте очень важно для проявления внутренних побуждений. Ведь только когда мы погружаемся в настоящее с головой, мы можем находить на него отклик внутри себя, понимать свои истинные эмоции и желания, и действовать в соответствии с ними.

Постоянный контроль над собой и происходящим вокруг, расписание, многозадачность, графики и планы действительно облегчают нам жизнь, но если добавить в нее еще немного спонтанности, то она может оказаться куда интереснее!

Вдумайтесь в эти слова: спонтанность, лёгкость, непосредственность… Что сразу приходит на ум? Конечно, дети! Да, они именно такие! И в этом много естественности. По сути, это один из факторов проявления самой себя — себя истинной. Вы не задумывались, куда пропадают эти качества, когда мы вырастаем?

У меня две новости: первая в том, что они никуда не пропадают, вторая — мы заменяем их на другие, социально одобряемые, и они становятся частью нас. Точнее, они начинают преобладать в нашей жизни, мы же взрослые, а взрослые (по нашим детским наблюдениям) — люди серьёзные, нахмуренные и обстоятельные.

Да, отчасти это так, но зачем же лишать себя удовольствия быть разной? В чем сила Женщины? Правильно! В умении сочетать и использовать различные состояния. Спонтанность и непосредственность — это тоже состояния, и родом они из детства.

Давайте посмотрим, что нам даёт каждое из них…

Спонтанность — это… Как её развить?

Спонтанность наделяет нас умением видеть вещи не такими, какими они кажутся на первый взгляд. Видеть вещи под другим углом, с другой точки зрения, находить решения, которые не являются автоматическими или привычными. Именно спонтанность позволяет менять направление происходящих процессов и запускать совершенно новые. Искать, экспериментировать и находить лучшие варианты. Наверняка вы вспомните случаи, когда самыми лучшими покупками были именно те, что совершены спонтанно: шла мимо, увидела, купила.

Чтобы развить спонтанность, можно использовать нехитрую практику: измените ваши привычные действия хотя бы на чуточку. Можно поехать или пойти на работу другой дорогой, выпить утренний кофе из другой чашки, или заменить кофе водой, чаем.

Сделайте то, чего раньше не делали. Это очень просто и, вместе с тем, очень эффективно. Вы буквально переворачиваете свои представления о том «как принято» на 180 градусов, ваш мозг начинает выдавать новые программы и решения. Эта маленькая практика повлияет на вашу жизнь в целом.

Просто попробуйте и посмотрите, что получится.

Лёгкость — это… Тренируем ощущение лёгкости

Лёгкость …ах лёгкость…

Приходит образ мягко летящего пёрышка. Оно не сопротивляется потокам воздуха, а плавно опускается, меняя траекторию. Лёгкость — это принятие всего, что происходит без осуждения и паники. Это женская суть. Принимать — значит соглашаться с тем, что происходящее событие необходимо для развития, роста, опыта или удовольствия.

Когда мы живем в принятии, всё происходит мягко и благополучно. Даже самая, казалось бы, сложная ситуация приобретает другие оттенки. Женщина в состоянии лёгкости не спорит и не выясняет отношения, она улыбается и меняет траекторию в зависимости от ситуации.

Важно: это не подчинение и не «прогиб», это лёгкость. Наш женский природный дар.

Как можно развить в себе лёгкость: измените контекст ситуации, и она развернётся в вашу пользу.

Например: вы стоите в пробке, нервничаете и чувствуете беспомощность, а может и злость, но это никак не влияет на ситуацию, зато влияет на вас! Настроение портится, и вы невольно запускаете процесс «притягивания» негатива.

А вот принципиально новый вариант! Дело в том, что если изменить контекст, как я сказала выше, то для вас изменится и сама ситуация. Как только вы чувствуете, что ситуация вам не подвластна, вы тут же ВЫДЫХАЕТЕ и говорите себе вслух:

«Сейчас я ВЫБИРАЮ______. Это именно то, чего я хочу!». Н апример: «Сейчас я выбираю стоять в этой пробке. Это именно то, чего я хочу!». Вы удивитесь, но вам действительно станет легче и даже захочется улыбаться. Теперь вы не узник обстоятельств, а их создатель.

Это нехитрая, но эффективная техника позволит оставаться на позитиве и более того, она «научит» ваш мозг (если практиковать ее) тому, что вы ВСЕГДА получаете то, чего хотите. Да, вот так всё загадочно и просто.

Непосредственность — это… Становимся непосредственными

Непосредственность дает возможность проявлять искренность, способность действовать без раздумий и сомнений, по зову ДУШИ.

Самые непосредственные люди это конечно — дети. И этому можно у них поучиться. Они встают из-за стола, когда хотят, говорят то, что думают, смеются и плачут искренне. Мы же скованы правилами приличия и одобрением/неодобрением общества. Это делает нас не свободными, это ограничивает. Мы сдерживаем эмоции и чувства, накапливаем их. Будто пленники принятых правил. Но в наших силах это изменить. Мы всегда делаем выбор, так сделайте выбор в пользу себя!

Вот веселое упражнение для развития непосредственности. Для этого необходимо перевернуть или хотя бы пошатнуть свои представления о том «как правильно» и «как принято».

Для начала вам нужно уединение: побудьте наедине с собой и вспомните то, что в детстве приносило радость (велосипед, шитье одежды куклам, раскрашивание, вышивание, пение перед зеркалом или еще что-то). Дело в том, что ваше тело помнит всё, и химические процессы в организме тоже во многом зависят от наших воспоминаний.

Чтобы убедиться в этом, вспомните аромат ваших духов в подростковом возрасте. Вспомнили? Вы тут же превратились в девчонку, сразу вспомнились картинки из прошлого, воскресли чувства, образы, воспоминания… И химия организма изменилась: настроение поднялось.

Итак, чтобы вернуть детскую непосредственность, найдите то, что вас радовало, и сделайте это сейчас или в ближайшие 72 часа! Уверяю, вы останетесь довольны!

Когда жизнь в кайф!

Лёгкость, непосредственность и спонтанность — это проявление «внутреннего ребёнка», той девочки, которая скучает без вашего внимания. Дайте ей возможность выйти на первый план и насладитесь обществом друг друга. Сходите с ней на аттракционы, в «Баскин Робинс», скушайте мороженное, посмотрите мультфильм в кинотеатре, попрыгайте на батутах, покачайтесь на качелях…

Есть столько мест и занятий, где «внутренняя девочка» подарит вам безумное количество энергии, и вы снова посмотрите на мир её глазами — с интересом и восторгом, с предвкушением и удивлением, с новыми открытиями и успехами, с любовью и распахнутым сердцем….

Это неописуемое ощущение счастливой и наполненной жизни, когда ты не зависишь от мнения окружающих, настроения партнеров, погодных условий, места жительства и финансового статуса. Тебе просто жизнь в кайф, иначе и не скажешь. Во всех её проявлениях, со всеми её неожиданностями и сюрпризами, с дождем и солнцем, со взлётами и падениями, с добром и злом, с рождением и смертью...

Для вас всё это — ЧАСТЬ жизни, и вы смакуете её, не торопясь, но и не «залипая» на одном месте. Вы любите себя и даете себе право быть СОБОЙ!

Сложно себе представить что-то более ценное, чем это ощущение внутренней свободы.