Сделай себя сам. Ошибки и поражения

Это автобиография Джошуа Вайцкина, выигравшего свой первый национальный чемпионат по шахматам в 9 лет и ставшего чемпионом мира по боевому искусству тайцзи в 28 лет.

Как ему удалось достичь такого результата в совершенно разных спортивных дисциплинах?

Сам Джошуа не считает, что он лучший в шахматах или лучший в тайцзи. Он говорит:"Я лучший в умении учиться". В этой книге он делится своей историей и принципами обучения, которые помогли ему взойти на вершину дважды. Это не только история выдающегося человека, но и доказательство того, что любые победы и достижения — вплоть до чемпионского уровня — достигаются благодаря правильному образу жизни, правильным привычкам и психологическим установкам, а не врожденным талантам.

Это книга для тех, кто хочет научиться чему-то новому или стать №1 в своем деле.

Перед вами автобиография Джоша Вайцкина — человека, который выиграл свой первый национальный чемпионат по шахматам в 9 лет и стал чемпионом мира по боевому искусству тайцзи в 28 лет. Но это не только история выдающейся личности, но и доказательство того, что любые победы и достижения, вплоть до чемпионского титула, достигаются благодаря правильному образу жизни, правильным привычкам и психологическим установкам, а не врожденным талантам.

Об авторе

Джошуа Вайцкин (Joshua Waitzkin) родился в Нью-Йорке, США. С юных лет он проявлял необычайные способности к шахматам, в шесть лет впервые сев за шахматную доску, а уже в 9 выиграв свой первый чемпионат. Восемь раз вундеркинд становился чемпионом Соединенных Штатов. В 1988 году сыграл вничью с самим Гарри Каспаровым, когда 59 американских подростков сразились с гроссмейстером в ходе сеанса одновременной игры (57 — проиграли).

Правда, статус международного мастера стал вершиной шахматной карьеры вундеркинда. В этом он обвиняет славу, свалившуюся на него после экранизации "В поисках Боба Фишера": "Мне пришлось вести светскую жизнь и раздавать автографы, вместо того чтобы изучать шахматные партии". Сегодня шахматист тренирует юные дарования он-лайн в "Академии Джоша Вайцкина" и редко принимает участия в рейтинговых играх.

Новым увлечением Вайцкина в конце 1990-х годов стали боевые искусства тайцзицюань и джиу-джитсу. Заниматься он начал, как говориться, для себя, но через некоторое время достиг квалификации, достойной публичной демонстрации. В итоге Джош одержал множество побед на национальных соревнованиях и завоевал медали мировых чемпионатов по тайцзицюань.

Интересно, что Вайцкин теперь утверждает: он не родился шахматным гением или особо талантливым в восточных единоборствах. "Но моим главным достоинством было умение учиться, что и позволило достичь хороших результатов", — уверяет чемпион в своей автобиографии "Искусство учиться" ("The Art of Learning"), которую издал в 2007 году.

Джош Вайцкин

Искусство учиться

Как стать лучшим в любом деле


Предисловие 4

I. Основы 10

Глава 1. Первые шаги 10

Глава 2. Проиграть, чтобы выиграть 16

Глава 3. Два подхода к обучению 24

Глава 4. Любовь к игре 30

Глава 5. Зона комфорта «забудьте о себе» 36

Глава 6. Нисходящая спираль 42

Глава 8. Укрощение мустанга 51

II. Мое второе искусство. 58

Глава 9. Мышление новичка 58

Глава 10. Инвестиции в проигрыш 63

Глава 11. Маленькие круги 70

Глава 12. Игра на противоречиях 76

Глава 13. Остановить время 81

Глава 14. Иллюзия тайны 90

III. Свести все воедино. 100

Глава 15. Сила самообладания 100

Глава 16. Поиск зоны комфорта 103

Глава 17. Механизм перехода в зону комфорта 111

Глава 18. Сделать сандалии 118

Глава 19. Свести все воедино 128


Предисловие

Некоторые люди способны понять принцип действия, досконально изучив всего один предмет или событие... Предметы и люди подчинены одному и тому же правилу. Если вы разбираетесь в чем-то одном, то разберетесь и в другом, по крайней мере в основных и общих чертах.

Эр Ченг Иши, XI век


За сорок секунд до начала второго раунда я лежу на спине, тщетно пытаясь отдышаться. Боль волнами перекатывается по телу. Главное - дышать глубже. Это пройдет. Завтра я не смогу пошевелить плечом, которое будет заживать больше года.

Но сегодня кровь пульсирует в венах, и я чувствую вибрацию воздуха вокруг - стадион скандирует речовки на мандаринском диалекте, а значит, вряд ли в мою честь. Товарищи по команде столпились вокруг и с тревогой смотрят на меня. Они ощупывают мои руки, плечи, икры. Звучит гонг. С трибуны доносится голос отца: «Давай, Джош!» Надо вставать. Мой соперник бежит к центру ринга. Он что-то кричит и кулаками бьет себя в грудь. Фаны взрываются восторгом. Они зовут его Буйволом. Он крупнее меня по габаритам, сильный и быстрый, как кот. Но я могу его победить - если доберусь до середины ринга и при этом устою на ногах. Придется отдать все силы до последней капли, причем нужно взять их откуда-то прямо сейчас. Наши запястья соприкасаются, опять звучит гонг, и соперник врезается в меня не хуже грузовика компании Mack.

Кто бы мог подумать, что до такого дойдет? Всего лишь несколько лет назад я колесил по миру, участвуя в престижных шахматных турнирах. С восьмилетнего возраста я постоянно занимал первую строку в рейтинге игроков своей возрастной группы в США, и главное место в моей жизни принадлежало соревнованиям и графикам подготовки, нацеленным на то, чтобы вывести на пик формы к моменту начала очередного национального или мирового чемпионата. С пятнадцати до восемнадцати лет я кружился в водовороте американских медиа, рекламируя фильм «В поисках Бобби Фишера», снятый по книге отца и рассказывавший о начале моей шахматной карьеры.

Меня знали как самого талантливого юного шахматиста США, и казалось, единственно возможная карьера для меня - идти по стопам великих шахматистов, таких как Бобби Фишер и Гарри Каспаров, и в конце концов стать чемпионом мира.

Однако возникли некоторые проблемы. После выхода фильма я не мог появиться на людях без того, чтобы не попасть в окружение фанатов, просивших автограф. Вместо того чтобы изучать шахматные партии, мне приходилось вести светский образ жизни. С детства мне больше всего нравилось углубленное изучение шахматных партий с постепенным погружением в сложнейшие замыслы игроков. Я проводил часы за шахматной доской и приходил в восторг от внезапных озарений, касающихся сути шахмат, баскетбола, океана, психологии, любви, искусства. Игра невероятно волновала и одновременно успокаивала. Она давала опору в жизни. Шахматы стали моими друзьями. Но в какой-то момент превратились во врагов.

Помню один турнир в Лас-Вегасе: я тогда был молодым мастером спорта международного класса, причем в этом виде спорта конкуренция всегда была особенно острой - тысячи мастеров во всем мире, не говоря уже о двадцати шести гроссмейстерах. Как подающий надежды шахматист я был исполнен почтения к окружавшим меня гуру шахмат. Сотни часов я провел за шахматной доской, изучая маленькие шедевры и поражаясь их величайшему мастерству. Перед началом первого тура я сидел в своей комнате, размышляя о предстоящих партиях, как вдруг диктор объявил по громкой связи о присутствии в числе участников главного героя фильма «В поисках Бобби Фишера». Распорядитель турнира повесил афишу фильма рядом с моим столом, и вокруг ограждения, отделявшего столы шахматистов от остального зала, немедленно собралась целая толпа фанатов. Стоило мне по ходу игры встать, чтобы слегка пройтись и отвлечься, как юные девушки уже вручали свои телефоны и просили дать автограф, расписавшись прямо на их бедрах или животах.

Семнадцатилетнему парню это могло показаться осуществлением всех его тайных мечтаний, и не буду отрицать: всеобщее внимание доставляло мне удовольствие. Однако с профессиональной точки зрения это было самым настоящим кошмаром.

Я стал играть гораздо хуже, поскольку ловил себя на мыслях о том, как выгляжу со стороны, вместо того чтобы сосредоточиться на партии. Мои старшие коллеги гроссмейстеры, не пользовавшиеся таким вниманием, бросали на меня сердитые взгляды. Некоторые вообще считали меня парией. Я выиграл восемь национальных чемпионатов и получил больше внимания фанов, общественной поддержки и признания, чем когда-либо мог бы надеяться. Но эти победы никак не помогали стремлению к совершенству и не приносили счастья.

Уже в юном возрасте мне пришлось понять, что по самой своей сути слава глубоко обманчива. Я посвятил свою жизнь неустанному стремлению к творческому росту и не раз переживал чувство глубокого удовлетворения, знакомое тем, кто привык проводить много часов в напряженных размышлениях. Но это успокаивающее чувство не имеет ничего общего с грубой лестью посторонних, и мне очень хотелось бы вернуться в прежние невинные времена. Очень не хватало восторга открытий времен моего ученичества, но возвратиться к ним уже было нельзя. Шахматы начали пугать меня, как и всевозможные шахматные турниры. Игра утратила вдохновение, зато меня часто приглашали на различные телевизионные шоу, что вызывало лишь улыбку.

В восемнадцать лет небольшая книга под названием «Дао дэ цзин» глубоко поразила меня и совершила переворот в моей жизни. Ее естественная мудрость побудила заняться изучением буддистской и даосской философской литературы. Я понял, что прикованное к человеку всеобщее внимание никак не связано с качеством его жизни, что важнее всего достичь внутреннего спокойствия.

В 1998 году, 5 октября, я вошел в студию тайцзицюань Вильяма Чена, располагавшуюся в центре Манхэттена. Вокруг мужчины и женщины старались достичь внутренней концентрации, выполняя четкую последовательность плавных движений. Как и большинству шахматистов, мне приходилось развивать «туннельное зрение», необходимое для выигрыша крупного турнира. Но здесь упор делался на движение тела, а не мысли; создавалось впечатление, что присутствующие ощущали некое внутреннее блаженство, внешне выражавшееся в странных медленных движениях.

Я приступил к занятиям и через несколько недель уже часами тренировал медитативные движения дома. Учитывая сложности, возникшие в моей шахматной жизни, было очень приятно чувствовать себя всего лишь одним из начинающих учеников - кроме того, в этом искусстве крылось что-то глубоко истинное. Восхитительно было чувствовать пульсацию жизненных сил в своем теле при выполнении древних упражнений: как будто организм наконец-то пришел в некоторое базовое равновесие.

Мой учитель, всемирно известный магистр Вильям Чен, в течение многих месяцев занимался со мной основами искусства, терпеливо корректируя мои движения. В комнате с пятнадцатью другими новичками Чен мог с расстояния более шести метров заглянуть мне в глаза, молча оценить мою позу и слегка сдвинуть локоть в ту или иную сторону. Выполнив эту безмолвную инструкцию, я вдруг ощущал, как по руке начинала струиться бурлящая энергия, как будто он подключил меня к электрической розетке. Его понимание механики человеческого тела казалось магическим и по силе производимого впечатления равнялось лишь его невероятной скромности. Многие считали его самым выдающимся из ныне живущих мастером тайцзицюань, а он терпеливо обучал новичков с тем же вниманием и любовью, что и старших воспитанников.

Учеба шла быстро, и через некоторое время я сам удивлялся достигнутым результатам. С двенадцатилетнего возраста я вел дневник своих занятий шахматами, записывая в том числе и наблюдения относительно своего психологического состояния - полезно делать то же самое, обучаясь тайцзицюань.


Эту книгу хорошо дополняют:

Номер 1

Игорь Манн

Жизнь без границ

Крисси Веллингтон

Я здесь, чтобы победить!

Крис Маккормак и Тим Вандехи

Преврати себя в бренд!

Том Питерс

Прокачай себя!

Джон Норкросс и Кристин Лоберг

Сделай себя сам

Тина Силиг

JOSH WAITZKIN THE ART OF LEARNING: AN INNER JOURNEY TO OPTIMAL PERFORMANCE

FREE PRESS

ДЖОШ ВАЙЦКИН ИСКУССТВО УЧИТЬСЯ КАК СТАТЬ ЛУЧШИМ В ЛЮБОМ ДЕЛЕ

« МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР »

Информация от издательства

Издано с разрешения Free Press, a division of SIMON & SCHUSTER Inc. и литературного агентства Andrew Nurnberg

На русском языке публикуется впервые

Вайцкин, Джош

Искусство учиться: Как стать лучшим в любом деле / Джош Вайцкин; пер. с англ. Э. Кондуковой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.

ISBN 978-5-00057-212-2

Перед вами автобиография Джоша Вайцкина - человека, который выиграл свой первый национальный чемпионат по шахматам в 9 лет и стал чемпионом мира по боевому искусству тайцзи в 28 лет. Но это не только история выдающейся личности, но и доказательство того, что любые победы и достижения, вплоть до чемпионского титула, достигаются благодаря правильному образу жизни, правильным привычкам и психологическим установкам, а не врожденным талантам.

Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения издателя.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© Josh Waitzkin LLC, 2007

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Моей героине - моей маме

Бонни Вайцкин

ПРЕДИСЛОВИЕ

Некоторые люди способны понять принцип действия, досконально изучив всего один предмет или событие… Предметы и люди подчинены одному и тому же правилу. Если вы разбираетесь в чем-то одном, то разберетесь и в другом, по крайней мере в основных и общих чертах.

Эр Ченг Иши, XI век

За сорок секунд до начала второго раунда я лежу на спине, тщетно пытаясь отдышаться. Боль волнами перекатывается по телу. Главное - дышать глубже. Это пройдет. Завтра я не смогу пошевелить плечом, которое будет заживать больше года. Но сегодня кровь пульсирует в венах, и я чувствую вибрацию воздуха вокруг - стадион скандирует речовки на мандаринском диалекте, а значит, вряд ли в мою честь. Товарищи по команде столпились вокруг и с тревогой смотрят на меня. Они ощупывают мои руки, плечи, икры. Звучит гонг. С трибуны доносится голос отца: «Давай, Джош!» Надо вставать. Мой соперник бежит к центру ринга. Он что-то кричит и кулаками бьет себя в грудь. Фаны взрываются восторгом. Они зовут его Буйволом. Он крупнее меня по габаритам, сильный и быстрый, как кот. Но я могу его победить - если доберусь до середины ринга и при этом устою на ногах. Придется отдать все силы до последней капли, причем нужно взять их откуда-то прямо сейчас. Наши запястья соприкасаются, опять звучит гонг, и соперник врезается в меня не хуже грузовика компании Mack.

Кто бы мог подумать, что до такого дойдет? Всего лишь несколько лет назад я колесил по миру, участвуя в престижных шахматных турнирах. С восьмилетнего возраста я постоянно занимал первую строку в рейтинге игроков своей возрастной группы в США, и главное место в моей жизни принадлежало соревнованиям и графикам подготовки, нацеленным на то, чтобы вывести на пик формы к моменту начала очередного национального или мирового чемпионата. С пятнадцати до восемнадцати лет я кружился в водовороте американских медиа, рекламируя фильм «В поисках Бобби Фишера», снятый по книге отца и рассказывавший о начале моей шахматной карьеры. Меня знали как самого талантливого юного шахматиста США, и казалось, единственно возможная карьера для меня - идти по стопам великих шахматистов, таких как Бобби Фишер и Гарри Каспаров, и в конце концов стать чемпионом мира.

Однако возникли некоторые проблемы. После выхода фильма я не мог появиться на людях без того, чтобы не попасть в окружение фанатов, просивших автограф. Вместо того чтобы изучать шахматные партии, мне приходилось вести светский образ жизни. С детства мне больше всего нравилось углубленное изучение шахматных партий с постепенным погружением в сложнейшие замыслы игроков. Я проводил часы за шахматной доской и приходил в восторг от внезапных озарений, касающихся сути шахмат, баскетбола, океана, психологии, любви, искусства. Игра невероятно волновала и одновременно успокаивала. Она давала опору в жизни. Шахматы стали моими друзьями. Но в какой-то момент превратились во врагов.

Помню один турнир в Лас-Вегасе: я тогда был молодым мастером спорта международного класса, причем в этом виде спорта конкуренция всегда была особенно острой - тысячи мастеров во всем мире, не говоря уже о двадцати шести гроссмейстерах. Как подающий надежды шахматист я был исполнен почтения к окружавшим меня гуру шахмат. Сотни часов я провел за шахматной доской, изучая маленькие шедевры и поражаясь их величайшему мастерству. Перед началом первого тура я сидел в своей комнате, размышляя о предстоящих партиях, как вдруг диктор объявил по громкой связи о присутствии в числе участников главного героя фильма «В поисках Бобби Фишера». Распорядитель турнира повесил афишу фильма рядом с моим столом, и вокруг ограждения, отделявшего столы шахматистов от остального зала, немедленно собралась целая толпа фанатов. Стоило мне по ходу игры встать, чтобы слегка пройтись и отвлечься, как юные девушки уже вручали свои телефоны и просили дать автограф, расписавшись прямо на их бедрах или животах.

Семнадцатилетнему парню это могло показаться осуществлением всех его тайных мечтаний, и не буду отрицать: всеобщее внимание доставляло мне удовольствие. Однако с профессиональной точки зрения это было самым настоящим кошмаром. Я стал играть гораздо хуже, поскольку ловил себя на мыслях о том, как выгляжу со стороны, вместо того чтобы сосредоточиться на партии. Мои старшие коллеги гроссмейстеры, не пользовавшиеся таким вниманием, бросали на меня сердитые взгляды. Некоторые вообще считали меня парией. Я выиграл восемь национальных чемпионатов и получил больше внимания фанов, общественной поддержки и признания, чем когда-либо мог бы надеяться. Но эти победы никак не помогали стремлению к совершенству и не приносили счастья.

Уже в юном возрасте мне пришлось понять, что по самой своей сути слава глубоко обманчива. Я посвятил свою жизнь неустанному стремлению к творческому росту и не раз переживал чувство глубокого удовлетворения, знакомое тем, кто привык проводить много часов в напряженных размышлениях. Но это успокаивающее чувство не имеет ничего общего с грубой лестью посторонних, и мне очень хотелось бы вернуться в прежние невинные времена. Очень не хватало восторга открытий времен моего ученичества, но возвратиться к ним уже было нельзя. Шахматы начали пугать меня, как и всевозможные шахматные турниры. Игра утратила вдохновение, зато меня часто приглашали на различные телевизионные шоу, что вызывало лишь улыбку.

В восемнадцать лет небольшая книга под названием «Дао дэ цзин» глубоко поразила меня и совершила переворот в моей жизни. Ее естественная мудрость побудила заняться изучением буддистской и даосской философской литературы. Я понял, что прикованное к человеку всеобщее внимание никак не связано с качеством его жизни, что важнее всего достичь внутреннего спокойствия.

В 1998 году, 5 октября, я вошел в студию тайцзицюань Вильяма Чена, располагавшуюся в центре Манхэттена. Вокруг мужчины и женщины старались достичь внутренней концентрации, выполняя четкую последовательность плавных движений. Как и большинству шахматистов, мне приходилось развивать «туннельное зрение», необходимое для выигрыша крупного турнира. Но здесь упор делался на движение тела, а не мысли; создавалось впечатление, что присутствующие ощущали некое внутреннее блаженство, внешне выражавшееся в странных медленных движениях.

После выхода фильма я не мог появиться на людях без того, чтобы не попасть в окружение фанатов, просивших автограф. Вместо того чтобы изучать шахматные партии, мне приходилось вести светский образ жизни.

От шахмат к боевым искусствам

Стокилограммовый гигант мрачно взглянул на меня, и мы соприкоснулись тыльными сторонами запястий. Его потное, с тяжелыми чертами лицо дышало яростью. Этот парень, опытный боец, не отягощенный нравственными принципами, рвался разорвать меня на части.

Не бояться проигрывать

По-моему, очень важно выработать подход, допускающий периоды временного спада спортивных результатов. Мы должны нести за себя ответственность, а не ждать, что весь мир поймет, чего нам стоит вновь и вновь становиться первыми.

Практически после любого повреждения я возвращался в спортзал не позднее, чем на следующий день. Если я хочу быть лучшим, то должен рисковать тогда, когда другие избегают риска, извлекать уроки и учиться в любой ситуации использовать неблагоприятную ситуацию к своей выгоде.

Бабушка права

Моя бабушка Стелла Вайцкин, скульптор и невероятно креативная художница, часто говорила мне, что интуиция ― это рука Бога. Артисты часто говорят об интуиции как о своей музе. С моей точки зрения, интуиция ― наш самый ценный компас в этом мире.

Важная черта

Психологическая устойчивость - критическая важная черта для того, кто находится на чемпионском уровне. Ее нужно постоянно развивать. Рост начинается за зоной комфорта. Мы обучаемся, когда пытаемся зайти за границы своих возможностей.

Книгу «Искусство учиться» Джош Вайцкин написал для всех, кто желает обучаться чему-то новому в своей жизни. Также она посвящена успеху – как стать лучшим в своем деле, независимо от того, что это за дело.

В самой книге Джош Вайцкин доказал, что далеко не всегда талант определяет лучших. Гораздо важнее иметь правильные психологические установки, тягу к знаниям, воспитать в себе правильные привычки. Именно эти факторы определяют успех в жизни человека , именно благодаря ним он становится Победителем.

Книга Джоша Вайцкина «Искусство учиться» — это срез из его биографии. В 9 лет он стал национальным чемпионом по шахматам, а в 28 – чемпионом по такому боевому искусству, как тайцзи. Совершенно разные виды спорта и в обоих случаях – пьедестал Победителя. Как ему это удалось? Ответ вы найдете в книге Джоша.

Психологическая устойчивость

Ваш рост начинается за границей вашей «зоны комфорта» . Любой человек начинает практическое обучение только в том случае, когда выходит за пределы своих возможностей!

Будучи наверху пьедестала в своей области очень важно обладать психологической устойчивостью. Хорошая новость: ее можно (и нужно) тренировать.

Спортсмену, равно как и любому другому специалисту в своей области, важно выполнять упражнения по визуализации своих целей. Это один из ключевых аспектов в достижении успеха.

Сохраняйте ясность мысли

Важным моментом после поражения является ясность ваших мыслей , сохранение силы воли и духа. Конечно, проще вернуться в зону комфорта, но это не принесет положительных результатов в достижении успеха, победы. Оставаться с ясными мыслями в такой момент тяжело, но это того стоит.

Первые ошибки вряд ли окажут серьезное влияние на вас, но если они будут продолжаться, то, даже отказавшись от дальнейшей борьбы, у вас останется чувство смятения. Будет казаться, что жизнь стала хуже. Это мешает дальнейшему развитию , поэтому важно быть психологически устойчивым и мылить ясно, быть осознанным человеком.

Залог успеха

Для того, чтобы стать профессионалом своего дела, необходимо стать открытым к процессу долгосрочного обучения . Некоторые люди считают, что стать лучшим можно только в одной области, глубоко изучив все ее тонкости на практике.

Однако поняв принципы работы одной системы, вы намного проще сможете понять работу другой. Во всяком случае, ее основные черты.

Люди, вооруженные осознанным подходом к ситуации и способные извлекать практические уроки из любого жизненного опыта, положительного и отрицательного, чаще всего дальше других достигают успеха. Кроме того, они еще и счастливее других!

Неудачи – это тренажеры!

Если вы хотите быть профессионалом в своем деле, то должны идти на риск тогда, когда другие избегают этого. Вы должны извлекать уроки и учиться в любой ситуации использовать неблагоприятное положение вещей на свое благо .

Чтобы попасть на самый верх, требуются увлеченность и пытливый ум. Такие люди воспринимают препятствия как тренажеры и стимул к новым поискам, обучению чему-то новому. Неудачи только укрепляют их решимость. Любую травму или потерю легче пережить, если не сдаваться.

Одержав одну победу, вы можете насладиться ею, вдохнув в полную грудь. И далее – продолжать идти к следующей цели!

Порою болезненные ситуации в далеком прошлом, понятые и осмысленные, имеют больше ценности , чем результаты ваших побед. Ваш опыт – самое важное, что у вас есть. Надо только научиться «видеть» его и использовать в будущем на пути к успеху и совершенству.

Вы читали книгу Джоша Вайцкина «Искусство учиться»? Какие из правил автора вы уже используете в жизни?