Школьная библиотека – это мозг школы. Школьная библиотека

Документация школьной библиотеки играет особое значение в общем документообороте учреждения. Важно знать и соблюдать принципы и стандарты ведения всех документов этого школьного подразделения.

Школьная библиотека — это часть школы, являющаяся ее полноправным структурным подразделением. В каждой школе в нашей стране есть обязательно библиотека, большая или маленькая.

Школьная библиотека должна:

Обеспечить процесс учебы и воспитания информацией для абсолютно всех педагогов и учащихся.

Сформировать у обучающихся способность быть абсолютно самостоятельным пользователем информации и библиотеки.

Постоянно совершенствовать уже имеющиеся и осваивать все новейшие технологии библиотеки.

Школьная библиотека состоит из:

Выдача книг – абонемент.

Небольшой зал для чтения – читальный зал.

Электронные и бумажные каталоги, где можно проверить наличие той или иной книги.

Какие же функции выполняет библиотека в школе?

Поддержать процесс учебы в плане информации – обеспечить всех учащихся и также учителей всей необходимой литературой.

Создание различных описаний, классификаций, правильная систематизация библиотечного фонда, создание и ведение тематических картотек.

Привлекать детей к тому, чтобы они больше читали, с помощью различных игр, вечеров, конференций.

Помочь развивать грамотность в плане информации через регулярные тематические уроки, посвященные самым разным датам и событиям.

Постоянное пополнение фонда путем его профессионального комплектования.

Обязательная документация, которую нужно вести для планирования работы и закупа литературы, а также составление периодических отчетов о проделанной работе.

Насколько сегодня актуальна школьная библиотека

Сегодня все общество в целом находится на совершенно новом витке своего поступательного развития, а вместе с ним и школа постоянно совершенствуется и развивается на новом этапе. Именно сейчас роль библиотеки в школе и библиотекаря становится очень важной и практически одной из главных в процессе образования и воспитания учащихся и взаимодействии учителей, школы и родителей. Именно библиотекарь – это тот главный специалист, который ежедневно постоянно работает с огромными пластами самой новой объемной и очень важной информации.

Именно сегодня роль библиотеки в школе совершенно другая, новая и очень значимая. Это не просто то место, где можно взять книгу для души или по программе, как это было раньше. Теперь библиотека должна обязательно научить детей культуре чтения и получения необходимой для самообразования и школьного образования информации. Она должна максимально правильно приобщить всех учащихся школы к тому, чтобы они сами захотели читать и узнавать нечто новое, помогает правильному воспитанию личности в плане лучшей грамотности, развитого интеллекта, индивидуальных способностей творчества и всевозможных нравственных аспектов. Этой личности должны быть созданы такие условия, чтобы она могла комфортно существовать в обществе информации и интеллекта. Немаловажная роль, практически основная, в этом процессе отводится именно библиотеке в школе и школьному библиотекарю. Сегодня он не просто библиотекарь, а педагог, участвующий полноценно в воспитательном и образовательном процессе всей школы в целом.

Сегодня есть три основных направления того, какова роль библиотеки в школе и как должен действовать библиотекарь:

Создать школьную медиатеку на базе имеющейся библиотеки.

Библиотека – главный центр информации всей школы.

Подразделение структурного типа в школе со своими собственными функциональными особенностями.

Школа и библиотека должны именно помогать тому, чтобы человек захотел развиваться сам, улучшать свои знания через самостоятельное образование. Этому должны помогать все те ресурсы информации, которые предоставляются библиотекой в школе, а главное то, что она должна быть полной и максимально открытой в плане этого доступа.

То есть, библиотека это целая среда, которая создает систематизацию всех ресурсов информации, направленных на нужды обучения, помогающую сделать этот доступ максимально широким, способствующую формированию культуры информации учащихся, учителей и родителей, и создающую максимальный комфорт для того, чтобы учащиеся захотели работать сами.

Сегодня библиотека в школе – это ее подразделение, которое участвует во всем учебном и воспитательном процессе, чтобы все участники этого процесса могли воспользоваться абсолютно бесплатно пользоваться всеми ресурсами информации и библиотеки.

Вся работа с документами в библиотеке школы ведется по ГОСТУ требований к правильному оформлению всех документов.

Все главные документы должны постоянно храниться, так как это отчетность строгого типа.

Существует положение, по которому в каждой библиотеке в школе должно быть 17 форм учета, все акты о списании литературы, Положение о библиотеке школы по типовой форме, как правильно пользоваться библиотекой и паспорт.

В бухгалтерии ведется отдельный учет фондов учебников и отдельно основного фондов.

Но именно библиотекарь, как материально ответственное лицо, после директора, должен представлять все фонды своей библиотеки. Эта информация требуется и для правильного комплектования библиотеки новыми изданиями. Основной и учебный фонды учитываются отдельно друг от друга.

Все новые поступления сверяются, затем на них ставится печать и ведется их суммарный учет. Ведется обязательно Книга суммарного учета фонда. Это главный документ учета всех книг, журналов, дисков.

Все в книгу записывается вручную. В книгу входит три части:

Поступление.

Движение и его итоги.

В первой части ведется запись всех партий новых поступлений. Каждый год записи заново нумеруются. Указывается автор, название, дата накладной, место, из которого поступило издание, его стоимость и количество. Небольшим брошюрам инвентарные номера не присваиваются. В конце года нужно обязательно подвести итог всех поступлений за год.

В части книги о выбытии книг ведется запись всех выбывших из библиотеки изданий. Запись ведется с обязательным указанием номеров актов о списании. В конце года также нужно обязательно подвести итог о выбытии всех изданий за год.

Ежегодно нужно проводить итог движения фонда, учитывая его прибытие и выбытие.

Ведение документооборота очень важно, ведь в любой момент может понадобиться справка о работе школьной библиотекивышестоящему ведомству. Поэтому, нужно вести все правильно и грамотно, чтобы в любой момент можно было предоставить нужные сведения.

Другой важный документ – инвентарная книга. В ней ведется индивидуальный учет каждой книги с указанием инвентарного номера. Не допускается переписывание инвентарных книг. Она должна быть на постоянном хранении в библиотеке, пока существует образовательное учреждение в целом.

Акты прихода — это все документы, которые приходят с новыми поступлениями книг. Эти бумаги должны храниться отдельно в специальной папке.

На все новые книги ведется составление картотеки и каталога. Есть два каталога:

Алфавитный, где книги идут в алфавитном порядке.

Также ведется обязательная тетрадь, где учитываются все те книги, которые были приняты в качестве замены потерянных. Замена должна производиться совершенно равноценным изданием. Если книга очень ценная, то можно потребовать произвести замену такой же абсолютно или столь же ценной. Замены заносятся обязательно в инвентарную книгу с присвоением номера.

Поступление учебников записывается в книгу суммарного учета учебных изданий. Инвентарные номера каждому отдельному учебнику не присваиваются.

Также создается специальная картотека учебников, которую лучше классифицировать по предметному типу.

Если учебник потерян, он заменяется аналогичным. Их регистрация производится в специальной тетради.

Также хорошо вести в школьной библиотеке «Дневник работы». Он помогает упростить ведение отчетности и работы с читателями. С его помощью справка о школьной библиотеке готовится быстро и легко.

Документы школьной библиотеки — это довольно таки важные бумаги, которые должны оформляться, храниться и использоваться соответствующим образом. Отклонений от правил в данном случае быть не должно.

Я - школьный Библиотекарь!

Библиотеки -это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Я больше двадцати лет работаю школьным библиотекарем. В 1987 году я начала работать в данной школе учителем шестилеток , но мечтала о профессии библиотекаря. И моя мечта сбылась. Все вышло совершенно случайно. В августе 1993 годамне предложили работубиблиотекаря. Я согласилась, и работаю по сей день. Очень люблю свою работу. В век стремительно развивающегося технического прогресса жизнь человека ускоряет свой темп. Редко встречается человек, читающий книгу, или хотя бы с книгой в руках. Всё это как в зеркале отражается в школе. С каждым годом становится всё больше не читающих школьников, из не читающих семей. Буквально лет пятнадцать назад, школьная библиотека была центром чтения и неотъемлемой частью сложного и интересного образовательного процесса. На сегодняшний день сеть Интернет вытесняет посещение библиотеки, а иногда и полностью его заменяет. Так изо дня в день незаметно и неумолимо утрачивается культура чтения.

Если ребёнок растёт в читающей семье, то желание читать естественно. Именно так закладывается основа культуры чтения и потребность познавать удивительный и многогранный мир - мир книги. И в данном случае задачей школьного библиотекаря является расширение читательских интересов, системный подход при выборе книг. Такая индивидуальная работа с читателем доставляет огромное удовольствие библиотекарю, в живом диалоге происходит обмен мнениями, дискуссия, выявляется круг интересов. Для такого ребенка всегда найдется книга. Работая много лет в школе, я провожу библиотечные уроки, внеклассные мероприятия, занятия по внеурочной деятельности, используя инновационные методы работы. Важное место в работе принадлежит индивидуальному руководству чтением. При обмене книг стараюсь беседовать с каждым учеником, чтобы лучше узнать читателя, чем интересуется, какую литературу имеет дома, ищу удобный повод поговорить о книгах, о газетах, о журналах.Время, когда дети готовятся в библиотеке к выступлениям или написанию рефератов, для меня самое важное: я помогаю в подборе нужного материала им и учу работать с книгой. Для меня самая большая награда - это горящие увлеченные глаза ребёнка, желающего обсудить, проанализировать, посоветоваться. Как человек, любящий свою профессию, очень надеюсь, что, пусть и в масштабах одной школы, книга найдет своего читателя. Для меня профессия библиотекаря это больше, чем просто профессия, это особое состояние души. А если есть любовь к своей профессии, любовь к самой библиотеке, ко всему тому, что в ней происходит, то библиотека превращается в родной дом, где проходит вся жизнь, вырастают дети, где каждый день готовятся к приему дорогих гостей. Я считаю, что современный библиотекарь должен постоянно двигаться вперед, быть инициативным и энергичным, а также обладать большим творческим багажом, выдумкой, неуемной фантазией, высоким профессионализмом и мастерством, чтобы с энтузиазмом брать все новое и интересное, что может быть в библиотечной работе, и успешно притворять это в жизнь. В своей работе я стараюсь не стоять на месте и шагать в ногу со временем, применять современные технологии, использовать новые методы. Провожу литературные викторины, конкурсы чтецов, КВНы, книжные турниры, конкурсы рисунков, громкие чтения, литературные вечера, читательские конференции, книжные аукционы, защиты читательских формуляров, «Поле чудес», «Счастливый случай», «О, счастливчик!», литературные игры, конкурсы, игровые программы, библиотечные уроки, книжные выставки. Работаю по формированию библиотечного фонда, которая включает в себя множество различных операций. Я считаю, что главное для библиотекаря - это работа с каждым читателем. Мне очень нравится где-то слышанная или прочитанная мною фраза: «Душ человеческих добрые лекари»… Как это точно сказано, как емко, как масштабно! Настоящий библиотекарь никогда не упустит самое главное - душу маленького человека. И это просто необходимо - учить детей чувствовать, сопереживать, сострадать, учить чуткому отношению к окружающему миру. Только библиотекарь и книга могут научить ребят жить с открытой душой и всем своим сердцем воспринимать мир. А чтобы этому учить, библиотекарь должен любить детей, понимать их проблемы и их внутренний мир. Он должен быть и педагогом и психологом, найти подход к каждому ребенку. Очень важно отвлечь детей от всего негативного, опасного, помочь им умно и интересно проводить свободное время.Академик Д.С.Лихачев так написал о библиотекарях: «Вы главные лица в государстве, потому что от Вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, Вы - библиотекари». Ведь от того, как мы воспитаем наших детей сегодня, зависит будущее нашей страны. Поэтому одна из основных задач школьной библиотеки, а значит, и библиотекаря - помочь ребенку в его духовном и интеллектуальном развитии. Школьная библиотека - это место, где должно быть тепло и уютно, где поощряется детское творчество, где воспитывается человечность и доброе отношение к людям. Двадцать третий год по утрам открываю дверь школьной библиотеки и окунаюсь в мир книг. Ни разу я не пожалела о своём выборе. Наверное, потому,что меня окружали люди, влюбленные в свою профессию.И сегодня с гордостью можно сказать: «Да, я люблю свою профессию и с каждым годом все сильней». Она приносит мне удовлетворение и радость, она не дает останавливаться на месте, благодаря ей,я развиваюсь как личность.

Э.Р. Сукиасян
кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры России, главный редактор «Библиотечно-библиографической классификации», г. Москва

Журнал «Школьная библиотека» – лучший в стране, так как он отвечает запросам своих читателей – работников школьных библиотек. Удивительно сочетаются в журнале два элемента – оформление и содержание. Каждый новый номер – праздник! Приятно взять в руки, читать, рассматривать. С помощью сформированного за годы читательского актива очень высоко поднята информационная составляющая. Журнал подарил нам «Ретроспективу» на CD-ROMе – этого пока не смогли сделать другие журналы.
Как автор всегда буду благодарен «Школьной библиотеке» за то, что на её страницах было опубликовано полтора десятка моих статей. Среди них – первая из моих статей о толерантности (2007. № 2. С. 35–37) и принципиальная для меня «Развитию человеческой личности нет предела» (2008. №4. С. 20–26). Именно в этом журнале я впервые рассказал «Как я стал библиотекарем» (2008. № 2. С. 44–47).

А.В. Соколов
доктор педагогических наук, профессор,
г. Санкт-Петербург

Новогодний номер получился праздничным, веселым и вместе с тем очень содержательным, интересным и для библиотекарей-педагогов, и для школьников, и для их родителей. Журнал "Школьная библиотека" - отличная визитная карточка РШБА, которой не могут похвастаться другие общественные организации.

На протяжении многих лет журнал «Школьная библиотека» воспринимают как друга, помощника, советчика десятки тысяч специалистов школ и библиотек, методических служб, ССУЗов, ВУЗов и организаций ДПО. Важной является роль журнала как трибуны и площадки для трансляции собственных достижений библиотечных специалистов, сегодня это особенно ценят педагоги-библиотекари, оформляющие портфолио для аттестации.

На мой взгляд, уникальность журнала заключается в трансляции широкого спектра теоретических и практических вопросов разного направления, что рождает постоянную востребованность журнала многоцелевой читательской аудиторией.

Светлана Гайфутдинова
заведующая библиотекой МАОУ СОШ № 71 г. Краснодара

В далеком 2000 году, увидев в каталоге "Роспечать" новый журнал "Школьная библиотека", я на свой страх и риск подписалась на него. Получив первый номер и прочитав его "залпом", поняла - не ошиблась! И вот уже семнадцатый год с нетерпением жду каждый номер. Можно долго говорить о значении журнала для профессионалов, как и о том, сколько интересного и полезного было напечатано на его страницах за это время. Но один факт, на мой взгляд - самый важный, делает выход в свет "Школьной библиотеки" историческим. Как правило, сначала создается ассоциация, а потом издается какое-нибудь периодическое издание. У нас же получилось наоборот - именно выход журнала стал первым шагом к созданию корпоративной среды школьных библиотек России. И от этого ассоциация только выиграла: в нее пришли люди уже объединенные "Школьной библиотекой" - идеями, планами, проблемами как уже опубликованными на страницах журнала, так и только обозначенными. Меняется жизнь и журнал не стоит на месте: он стал виртуальным, а значит, доступным большему кругу читателей!

Еговкина Надежда Васильевна
старший методист МБУ "МЦРО Сарапульского района" Удмуртской Республики

На мой взгляд, основное отличие журнала «Школьная библиотека» от других изданий, адресованных специалистам, организующим библиотечное обслуживание в школе, состоит в том, что наш журнал публикует не только уже имеющийся опыт работы, но и стимулирует формирование единого вектора развития школьных библиотек.

Являясь трибуной Ассоциации, журнал даёт возможность присоединиться к флагманским проектам РШБА, разъясняя их содержание, поддерживая методическими рекомендациями.

Журнал «Школьная библиотека» с приложениями из серии «В помощь педагогу-библиотекарю» незаменимы для профессионалов, которые стремятся соответствовать изменяющемуся миру, изменяющейся школе.

Школьная библиотека

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача - научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно - воспитательном процессе.

Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.

Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.

Задачи библиотеки:
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору, активной гражданской позиции.
2. Совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы.
3. Способствовать привитию навыков здорового образа жизни.
4. Прививать любовь к книге, чтению: «Человек читающий - человек успешный».
5. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.
6. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, периодических изданий).
7. Совершенствование новых информационных технологий с использованием ИКТ.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

Библиотека открыта в 1957 году. Расположена на втором этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.

Учебный фонд расположен в отдельном помещении.


Моя профессия - школьный библиотекарь

Да кто же он такой библиотекарь?

Чудак, Фанатик? Странный человек?

Всегда серьезный и дотошный лекарь

Старинных книг и пухлых картотек!

Вы так решили, опуская лица

В тяжелый, надоевший полке тем,

А мне, скажу во век не надивиться

Его святым, бесхитростным трудом!

Заведует школьной библиотекой Присичева Галина Алексеевна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.

Режим работы библиотеки:

с 8.00 ч. до 16.00 ч.

Выходной день - воскресенье

Последний день месяца - санитарный день

Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки:

Положение о библиотеке ОУ;

Правила пользования библиотекой ОУ;

Должностные инструкции работников библиотеки;

Паспорт библиотеки.

Документы учета и контроля:

Книга суммарного учета основного фонда;

Инвентарные книги;

Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;

Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;

Книга суммарного учета учебников;

Журнал выдачи учебников по классам;

Дневник работы школьной библиотеки;

Папка с копиями накладных и счетов;

Акты списания.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

В школе работает информационный центр, руководит которым педагог-библиотекарь Букша Елена Евгеньевна

Для кого и зачем создана эта страница?

Страница «Школьная библиотека»на сайте нашей школы-это не просто "дань моде", это необходимость, и без неё библиотеке уже сложно дальше существовать. Онасоздана для читателей школьной библиотеки – учащихся, педагогов и родителей.

Читатели нашей библиотеки остро ощущают нехватку времени.Они не могутчасами просиживать в читальном зале и работать с энциклопедиями, справочниками, словарями. Где же они находят информацию, когда готовятся к урокам? Конечно, в Интернет. Но чтобы читатели не забыли, что в школьной библиотеке есть очень много ценного материала, полезных и интересных книг, журналов, для этого и была созданастраница «Школьная библиотека».
Чтобы привлечь читателей из Интернетв библиотеку, к её ресурсам,мы постараемся раскрывать фонд школьной библиотеки с разных сторон. Но это не единственная цель страницы. Если школьная библиотека вошла в виртуальную среду, то мы будем пополнять свои информационные ресурсы за счёт всего того ценного, что в этой среде создано трудами многих людей.
Попадая на страницу«Школьная библиотека», вы установитесь её гостем – это значит, что вы зашли в нашу библиотеку, в нашу школу. Постараемся, чтобы вам было здесь уютно, чтобы вы с пользой провели своё время.

Цель создания страницы «Школьная библиотека»:

    формировать и повышать информационную культуру учащихся школы;

    формировать и развивать у учащихся интерес к чтению;

    развивать творческие способности;

    формировать и повышать коммуникативную компетентность.

Задачи страницы «Школьная библиотека»:

    расширение информационного пространства школьной библиотеки;

    оказание информационной поддержки образовательному процессу в школе;

    привлечение читателей школьной библиотеки к активному участию в жизни библиотеки;

    применение ИКТ в работе школьной библиотеки;

    обмен опытом работы с коллегами.

Школьная библиотека – место, которое любят и посещают все школьники и педагоги. Наша библиотека открыта в 1962 году. Расположена на третьемэтаже и занимает изолированное помещение. В библиотеке естьабонемент и читальный зал, которыйсовмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками, организован отдел «Краеведение». Библиотека оснащена компьютером для педагога-библиотекаря икомпьютером для учащихся, есть принтер, сканер, ксерокс, установлены проектор и экран.Фонд библиотеки пополняется электронными цифровыми ресурсами, учебниками. Учебный фонд расположен в отдельном помещении Мы можем предложить вам любой учебник или книгу, вы сможете полистать журналы и пообщаться с друзьями. В тишине библиотеки можно выполнить домашнее задание, написать реферат, выйти в Интернет.

Мы очень надеемся на сотрудничество с вами, дорогие педагоги и учащиеся, в новом учебном году!

Педагог-библиотекарь Букша Елена Евгеньевна