Советская единая трудовая школа. Основные принципы единой трудовой школы

Общеобразовательная школа, создаваемая в первые десятилетия Советской власти получила название единой трудовой школы (ЕТШ), а ʼʼПоложение об единой трудовой школе РСФСРʼʼ и ʼʼОсновные принципы единой трудовой школыʼʼ (1918) объявляли труд основой школьной жизни. Проблемы трудовой школы разрабатывали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.Г. Калашников, А.А. Фортунатов и др.
Размещено на реф.рф
Нарком просвещения А.В. Луначарский так пишет о цели советской трудовой школы: ʼʼ…Мы не только должны заботиться, чтобы учебные предметы воспринимались через труд, но нужно научить самому трудуʼʼ.

В 1920-е гᴦ. в научно-педагогической секции ГУСа (Государственного учёного совета) была разработана комплексная система обучения. Во 2-й половинœе 1920-х гᴦ. была частично возвращена предметная система преподавания при сохранении общего трудового характера школы .

В работе А.Г. Калашникова определяются ключевые понятия единой трудовой школы: Основополагающее значение в трудовой школе имеет производительный труд – ʼʼчеловеческая деятельность, превращающая данные предметы в предметы, полезные для человечестваʼʼ, т. е. ʼʼобладающие потребительной ценностьюʼʼ. Второе понятие, сущность которого должна быть ясна каждому педагогу - ϶ᴛᴏ трудовое воспитание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит в том, что ʼʼребенок планомерно и организованно упражняетсяʼʼ в производительной деятельности, овладевая умением пользоваться орудиями труда, включаясь в особую коллективную работу – трудовую кооперацию.

А.Г. Калашников выделяет существенное отличие трудовой общеобразовательной школы от ʼʼвысшего трудового образованияʼʼ: трудовая школа - ϶ᴛᴏ детская трудовая кооперация, в то время как ʼʼвысшее трудовое образование есть индустриальноеʼʼ, политехническое, ориентированное на подготовку специалиста-профессионала. В этом контексте ʼʼцентральный вопрос педагогики трудовой школы состоит в том, как, исходя из врожденных свойств ребенка, ввести его в обладание современной индустриальной культуройʼʼ. Характеризуя специфику базовых ступеней трудовой школы, А.Г. Калашников указывает, что для ребенка трудовое воспитание организуется как игра в ʼʼтрудовой обстановкеʼʼ, для подростка – как домашняя трудовая кооперация, для юноши – как участие в индустрии.

Среди идей единой трудовой школы выделяется идея взаимосвязи школьного и семейного воспитания. Трудовое воспитание в семье находится в органичной связи с трудовым воспитанием в школе. Разрыв между школьным и семейным воспитанием неизбежно разрушает целостность трудового становления личности, обостряет противоречие между трудовыми обязанностями и возможностью их качественно выполнять, между планами, намерениями в трудовых делах и результатами проделанной работы. Особое значение в трудовом воспитании приобретает дифференцированный подход к учащимся. Он является необходимым элементом подготовки к семейной жизни подростков в связи с развивающимся чувством взрослости и половым созреванием.

Трудовая школа требует осознания учащимися роли труда в развитии общества, выработки, трудовых умений и навыков, а также вооружение школьников политехническими знаниями.

Идеи, ставшие ключевыми в формировании единой трудовой школы первых десятилетий Советской власти.

1. Один из центральных вопросов педагогики трудовой школы состоял в том, как, исходя из ʼʼврожденных свойствʼʼ ученика, сформировать у него ʼʼсовременную индустриальную культуруʼʼ.

2. В перспективе своего развития единая трудовая школа предусматривала создание целостной разветвленной системы многоуровневого и многопрофильного обучения, учитывающего потребности народного хозяйства.

3. В работах теоретиков трудовой школы труд воспринимается как наиболее универсальный способ взаимодействия человека с природой, обществом и самим собой, самое эффективное средство воспитания коллективиста͵ гражданина социалистического общества.

4. Производительный характер трудовой деятельности реализовывался во взаимодействии школы и семьи, труда домашнего, школьного и индустриального.

5. Организация учебного процесса в единой трудовой школе основывалась на передовых для того времени методах зарубежной педагогики (метод проектов, дальтон-план). При этом при всœех своих достоинствах эти методы не обеспечивали в обучении прочной связи теоретических знаний и практического опыта͵ что привело к возвращению в общеобразовательную школу предметной системы преподавания.

К основным принципам трудовой школы стоит отнести:

принцип лёгкости обучения;

принцип ʼʼсоответствия обучения естественным наклонностям детейʼʼ;

энциклопедический принцип содержания образования на I ступени обучения (в возрасте от 8 до13 лет);

трудовое, физическое и эстетическое воспитание;

принцип природосообразности: ʼʼАнализ со стороны преподавателœей склонностей и особенностей характера каждого ученика и возможно более полное приспособление к его личным потребностям того, что даёт ему и что спрашивает от него школаʼʼ;

ʼʼзабота об отстающих - это первая забота демократической школыʼʼ;

ʼʼинститут особых классов для малоуспевающих обязателœен в каждой мало-мальски правильно поставленной школеʼʼ;

ʼʼмеры в пользу особо преуспевающихʼʼ;

принцип совместного обучения.

Расстановка ударений: ЕДИ`НАЯ ТРУДОВАЯ` ШКО`ЛА

ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА - школа, доступная для всего населения, дающая всем детям определённого возраста, независимо от общественного и имущественного положения их родителей, общеобразовательные и трудовые знания, умения и навыки. С понятием Е. т. ш. неразрывно связаны преемственность различных ступеней школы, т. е. беспрепятственный переход от одной (низшей) ступени обучения к следующей (высшей), единство целей воспитания и образования, а также основных пед. принципов, на к-рых строится учебно-воспитательная работа школы. Е. т. ш. может быть создана только в условиях, социалистич. общества.

В основе Е. т. ш. лежат две неразрывно связанные идеи: идея единства и идея трудового обучения и воспитания. Идея трудового обучения возникла в связи с развитием ремесла и мануфактурного производства. Её высказывали ещё ранние социалисты-утописты: англ. мыслитель-гуманист Т. Мор и итал. мыслитель Т. Кампанелла, англ, экономисты У. Петти (1623 - 87) и Дж. Беллерс. Особенно широкое распространение эта идея получила в конце 19 и нач. 20 вв., когда стала остро ощущаться потребность в квалифицированных рабочих для капиталистич. промышленности.

Ещё в 17 в. Я. А. Коменский поставил вопрос о всеобщем образовании, доступном для всех, и выдвинул идею единой школы. Мысль о единой школе в отчётливой форме содержалась в "Плане университета для России", составленном в 1755 франц. просветителем Д. Дидро по просьбе Екатерины II. Сторонником единой школы был известный англ. деятель чартистского движения У. Ловетт (1800 - 77). В дореволюционной России преемственность между различными типами школ отсутствовала. Низшие школы были для народа, средние и высшие - гл. обр. для имущих классов. Имелись сословные уч. заведения - пережиток феода л ьно-крепостнич. строя (см. Бессословность школы). Демократич. общественность и передовые педагоги требовали создания школы, в к-рой обеспечивалось бы общее образование и трудовое обучение. Это нашло отражение в первой программе РСДРП (1903). Но только в результате победы Вел. Окт. социалистич. революции стало возможным приступить к созданию Е. т. ш. Положение "О единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики", декретированное ВЦИК 1 октября 1918 (декрет опубликован 16 октября), намечало пути строительства такой школы. Оно устанавливало социалистич. принципы построения системы нар. образования: связь школы с жизнью, последовательное проведение социалистич. демократизма, осуществление нац. и полового равноправия, обучение на родном яз., преемственность различных ступений обучения. Вводилась Е. т. ш. с девятилетним сроком обучения, разделённая на две ступени: первая - для детей от 8 до 13 лет (5-летний курс), вторая - от 13 до 17 лет (4-летний курс). На базе этой школы предусматривалось широкое развитие проф. образования для юношей и девушек с 17-летнего возраста.

Наиболее глубоко и всесторонне сущность Е. т. ш. была раскрыта в программе РКП(б) (принята на VIII съезде партии в марте 1919), наметившей в то же время и пути её строительства. Программа ставила ближайшей задачей полное осуществление принципов Е. т. ш. с преподаванием на родном яз., с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, проводящей тесную связь обучения с общественно-производительным трудом, подготавливающей всесторонне развитых членов коммунистич. общества. На основе этих программных положений происходило строительство Е. т. ш. на всех этапах её развития.

В связи с конкретными задачами строительства социалистич. общества видоизменялись типы и структуры школ, но сохранялось единство системы нар. образования, преемственность различных ступеней школы, единство общего и проф. образования. Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) открыл новый этап в строительстве Е. т. ш. Соединение обучения с производительным трудом создаёт прочную базу для развития подлинно Е. т. ш., на основе единства общего, политехнич. и проф. образования.

Принцип единства школы реализуется в различных типах школ. Помимо всеобщей обязательной восьмилетней школы, установлены следующие основные типы школ: школы рабочей и сельской молодёжи - вечерние (сменные) ср. общеобразовательные школы, в к-рых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей нар. хозяйства, получают ср. образование и повышают проф. квалификацию; ср. общеобразовательные трудовые политехнич. школы с производственным обучением, техникумы и другие ср. спец. уч. заведения, в к-рых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают ср. общее образование и проф. подготовку. В СССР также функционируют школы-интернаты, муз. и другие школы для детей, одарённых в той или иной области искусства, а также спец. школы для аномальных детей. В учебно-воспитательной работе всех этих школ отражается принцип единства, и все они обеспечивают подготовку к жизни, к общественно-полезному труду.

Статья № 812.

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение).

I. Общие положения об Единой Трудовой Школе.

Ст. 1-я. Всем школам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, состоящим в ведении Народного Комиссариата Просвещения, за исключением высших учебных заведений, присваивается наименование: «Единая Трудовая Школа».

Примечание 1-е . Отдельные школы обозначаются сокращенным названием: «Советская», с указанием местности, номера школы и ступени, - напр.: «3‑я Советская школа 1‑й ступени Нарвского района гор. Петрограда».

Примечание 2-е . Разделение школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища, ремесленные, технические, коммерческие училища и все другие виды низших и средних школ упраздняется.

Примечание 3-е. С 1 октября 1918 года все учебные заведения всех ведомств переходят в ведение Народного Комиссариата Просвещения (Собр. Узакон. и Расп. Раб. и Кр. Прав. 1918 г., № 39, ст. 607).

Ст. 2-я. Единая Школа разделяется на 2 ступени: 1‑я для детей от 8‑ми до 13‑ти лет (5‑летний курс) и 2‑я -от 13‑ти до 17‑ти лет (4‑летний курс).

Примечание 1-е. К Единой Школе присоединяется детский сад для детей от 6‑ти до 8‑летнего возраста.

Примечание 2‑е . Органы школьного самоуправления могут отступать на год в сторону понижения возрастной нормы с утверждения Губернского Отдела Народного Образования.

Примечание 3-е . Пребывания в школе учащихся дольше установленной нормы, а также прием детей возраста, превышающего нормальный, допускаются по постановлению Школьного Совета.

Статья 3-я. Обучение в школе 1‑й и 2‑й ступеней бесплатное.

Статья 4‑я. Посещение школы 1‑й и 2‑й ступеней обязательно для всех детей школьного возраста.

Примечание . Для практического проведения этой меры в жизнь Отделы Народного Образования должны немедленно приступить к разработке плана школьной сети, учету всех детей школьного возраста от 6‑ти до 17‑ти лет, а также к составлению смет на постройку и оборудование школ, содержание личного состава, смет по организации питания детей и снабжения их обувью, одеждой и учебными пособиями. Обязательное обучение вводится немедленно всюду, где количество школ достаточно для обслуживания всего детского населения и где условия общедоступности образования имеются налицо. Для детей неграмотных, но по своим годам, не могущих быть принятыми в школы общего типа, должны быть организованы или особые занятия при Единой Школе или особые внешкольные занятия.

Статья 5-я. В школе 1‑й и 2‑й ступеней вводится совместное обучение (Собр. Узакон. 1918 г., № 38, ст. 499).

Статья 6-я. Преподавание в стенах школы какого бы то ни было вероучения и исполнение в школе обрядов культа не допускается (Собр. Узакон. 1918 г. № 18, ст. 263).

Статья 7-я. Разделение преподавателей на категории уничтожается. Все школьные работники (ст. 8‑я) получают вознаграждение по ставкам 1‑й категории декрета Совета Народных Комиссаров «О нормах оплаты учительского труда» (Собр. Узакон. 1918 г., № 47, ст. 552).

Примечание 1-е . Оплата учительского труда производится не поурочно, а помесячно.

Примечание 2-е . Особая оплата должностных лиц из числа школьных работников свыше установленной нормы не допускается.

Статья 8-я. Все школьные работники, т.-е. преподаватели, школьные врачи и инструктора физического труда избираются в "соответствии с постановлением о выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей от 27 февраля 1918 г. и инструкциями Народного Комиссариата Просвещения.

Примечание 1-е . Заместители школьных работников допускаются к работе в школе Отделами Народного Образования и во время исполнения своих, обязанностей пользуются всеми правами школьных работников.

Примечание 2-е . В случае невозможности удовлетворить хозяйственные нужды школы силами школьного коллектива (ст. 26) допускается приглашение технических служащих по найму, которые не участвуют в учебно-воспитательной работе, но могут быть привлекаемы к обсуждению хозяйственных вопросов.

Примечание 3-е . Участие школьных работников в работе других школ допускается с разрешения соответствующих местных Отделов Народного Образования.

Статья 9-я. При Народном Комиссариате Просвещения и Отделах «Народного Образования учреждаются должности инструкторов. На обязанности инструкторов лежит периодическое посещение школ для поддержания живой связи их с соответствующими Отделами Народного Образования и в целях оказания помощи преподавателям в их педагогической работе.

Статья 10-я. Число учащихся на одного школьного работника не должно превышать 25‑ти; таким образом, общее количество школьных работников в каждом учебном заведении следует определять, исходя из этой нормы.

Примечание . Отступления от указанных норм могут производиться по постановлению Отдела Народного Образования.

Статья 11-я. Настоящее Положение (ст. 1‑32) распространяется и на все школы, возникающие по частной инициативе. Этим последним может быть оказана государственная поддержка при условии признания ценности данной школы местными Отделами Народного Образования.

II. Основные начала школьной работы.

Статья 12-я. Основой школьной жизни должен служить производительный труд, не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только, как метод преподавания, но, именно, как производительный общественно-необходимый труд. Он должен быть тесно, органически связан с обучением, освещающие светом знания всю окружающую жизнь. Постоянно усложняясь и выходя за пределы непосредственной обстановки детской жизни, производительный труд должен знакомить детей с самыми разнообразными формами производства, вплоть до самых высших.

Примечание 1-е . Трудовое начало станет мощным педагогическим средством в том случае, если труд в школе будет творчески радостным свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным. В этом последнем смысле школа является школьной коммуной, тесно и органически связанной по своим трудовым процессам с окружающей жизнью.

Примечание 2-е . Старая форма дисциплины, сковывавшая всю жизнь школы и свободное развитие личности ребенка, не может иметь места в школе труда. Но сами трудовые процессы будут воспитывать в детях ту внутреннюю дисциплину, без которой немыслим рационально поставленный коллективный труд. Дети принимают живое участие во всех трудовых процессах школьной жизни, в числе которых организационные моменты, вытекающие из принципа разделения труда, должны сыграть весьма существенную воспитательную роль. При этом учащиеся научатся оценивать способы планомерного расходования трудовой человеческой энергии и воспитают в себе чувство ответственности, как за ту часть, работы, которая выпадает на долю каждого из них в данном рабочем коллективе, так и за успех всей работы в целом. Короче говоря, коллективный производительный труд и организация всей школьной жизни должны воспитывать будущих граждан Социалистической Республики.

Статья 13-я. Обучение в трудовой школе носит общеобразовательный политехнический характер на обеих ступенях, причем физическому и эстетическому образованию отводится видное место.

Примечание 1-е . Инструкции, примерные программы и объяснительные записки будут изданы дополнительно.

Примечание 2-е . Учебный план, как на 1‑й, так и на 2‑й ступени должен отличаться значительной гибкостью в применении к местным условиям. Кроме того, введение тех или иных предметов для отдельных групп учащихся является возможным при условии соблюдения целостности курса.

III. Порядок и условия шкальной работы.

Ст. 14-я. Школьные занятия в течение года распадаются на 3 категории: 1) обычные школьные занятия, примерно с 1‑го сентября по 1‑е июня; 2) школьные занятия под открытым небом, примерно с 1‑го июня по 1‑е июля: площадки, летние колонии, экскурсии для знакомства детей с природой и жизнью; 3) полные вакации, примерно с 1‑го июля по 1‑е сентября, с 23‑го декабря по 7‑е января и с 1‑го по 14‑е апреля. В школе празднуются установленные Рабоче-Крестьянским Правительством гражданские праздники.

Примечание . Губернским Отделам Народного Образования предоставляется право, как сокращать время полных вакаций, так и видоизменять распределение занятий в течение года.

Статья 15-я. Школы открыты для учащихся в течение 7‑ми дней.

Примечание 1-е . Два дня в неделю, но не подряд, выделяются из общего, числа учебных дней, при этом один день является совершенно свободным от обычных занятий и должен быть попользован для чтения, экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы. Другой день является полурабочим днем с обычным педагогическим персоналом и используется для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний.

Примечание 2-е . Каждый школьный работник имеет один свободный день в неделю.

Статья 16-я. Какие бы то ни было программные учебные занятия для учащихся в школе 1‑й ступени не должны превышать в первые три года 4‑х часов и в остальные два года - 5‑ти часов, а на 2‑й ступени - 6‑ти часов.

Статья 17-я. Задавание обязательных уроков и работ на дом не допускается.

Статья 18-я. Никакие наказания в школе не допускаются. Статья 19-я. Все экзамены - вступительные, переходные и выпускные - отменяются.

Статья 20-я. Деление на классы по мере возможности должно быть заменено делением на группы по степени подготовленности учащегося к соответствующему роду занятий.

Примечание . Переход в несоответствующую возрасту высшую группу допускается лишь по выслушании заключения школьного врача.

Статья 21-я. Во всех школах всех типов вводятся обязательные горячие завтраки бесплатно, согласно раскладкам гигиенических норм для детей соответствующего возраста.

Статья 22-я. Все школы, как 1‑й, так и 2‑й ступени должны состоять под регулярным наблюдением врачей.

Статья 23-я. При поступлении ребенка в школу необходим тщательный медицинский осмотр для определения состояния его физического и психического здоровья.

Статья 24-я. При недостатке вакансий в Единой Школе порядок замещения свободных мест определяется соответственными Отделами Народного Образования.

Статья 25-я. Каждой школе должен быть отведен свободный от построек земельный участок, не менее одной десятины в сельских местностях, а в городах - по мере возможности, но не менее 500 кв. сажен.

Примечание . Земельный участок, отведенный вновь открывающимся школам, должен приближаться к нормам сельских местностей.

IV. Основные принципы самоуправления Единой Трудовой Школы.

Статья 26-я. Школьный Коллектив состоит из всех учащихся данной школы и всех школьных работников.

Статья 27-я. Ответственным органом школьного самоуправления является Школьный Совет, состоящий: а) из всех школьных работников, б) из представителей трудового населения данного школьного района в количестве числа школьных работников, в) в таком же соотношении от учащихся старших возрастных групп, с 12‑летнего возраста и г) одного представителя от Отдела Народного Образования.

Статья 28-я. Внутренняя жизнь Школьного Коллектива в рамках постановлений Центральных и местных.органов Народного Комиссариата Просвещения и Школьного Совета регулируется общими и групповыми собраниями Школьного Коллектива.

Статья 29-я. Исполнительным органом Школьного Совета является Президиум, который объединяет работу Исполнительных Комиссий, организуемых Школьным Советом и Школьным Коллективом.

Статья 30-я. Решения Школьного Совета, принимаемые им по всем вопросам школьной жизни, не должны нарушать общих положений об Единой Школе и постановлений Отдела Народного Образования Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов и могут быть опротестованы представителем Отдела.

Примечание . Протест не останавливает решения Школьного Совета, но вопрос вносится на рассмотрение Отдела Народного Образования.

Статья 31-я. В компетенцию Школьного Совета входят рассмотрения и решение следующих вопросов:

а) распределение учащихся по группам и выпуск из школы,

б) представление в местный Отдел Народного Образования об освобождении учащихся от занятий в данной школе,

в) утверждение планов и программ занятий групп в пределах директив Народного Комиссариата Просвещения и местных Отделов Народного Образования,

г) утверждение порядка и плана образовательных, производительных и хозяйственных работ школы,

д) составление годовых смет и отчетов о педагогической и административно-хозяйственной работе Школьного Коллектива,

е) рассмотрение и утверждение проекта школьной инструкции (о внутреннем строе жизни школьной коммуны).

Статья 32-я. Внутренняя жизнь школьной коммуны должна строиться на началах полной свободы объединения всех членов коллектива в группы и кружки, преследующие образовательные и воспитательные цели, - например, союзы преподавателей, союзы молодежи и т. д.

V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь

Для проведения указанного плана в жизнь предлагается 3‑классные и 4‑классные начальные училища превратить в 5‑летние школы 1‑й ступени, для чего, с начала учебного года ко всем начальным училищам добавить дополнительный год обучения. В дополнительную старшую возрастную группу привлекаются дети, окончившие в текущем году начальные училища. Так называемые 2‑классные училища с 5‑летним курсом в полном составе относятся а школам 1‑й ступени.

Все средние учебные заведения, а также школы, приближающиеся к ним по типу, правительственные, общественные и частные, разделяются применительно к следующему плану разделения мужских гимназий: первые три нормальные класса с приготовительными превращаются в самостоятельные школы 1‑й ступени и перестраиваются на общих для указанной ступени основаниях. В текущем году к ним прибавляется первый год обучения, а если ветретится надобность, то и 2‑й (до 5‑летнето состава).

4, 5, 6 и 7‑й классы образуют школы 2‑й ступени; 8‑й класс упраздняется.

Высшие начальные училища и приближающиеся к ним по типу, - напр., торговые школы, - преобразуются в школы 2‑й ступени, для чего от них отсекается 1‑й год обучения и добавляется старшая возрастная группа для окончивших учебные заведения в текущем году.

Этот план преобразования бывших начальных и средних учебных заведений является примерным и может быть видоизменяем соответственными Отделами Народного Образования.

Подписали: Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Я. Свердлов .

Заместитель Народного Комиссара Просвещения М. Покровский .

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов В. Аванесов .

Распубликован в № 225 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 16 октября 1918 года.

Общеобразовательная школа, создаваемая в первые десятилетия Советской власти получила название единой трудовой школы (ЕТШ), а «Положение об единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918) объявляли труд основой школьной жизни. Проблемы трудовой школы разрабатывали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.Г. Калашников, А.А. Фортунатов и др. Нарком просвещения А.В. Луначарский так пишет о цели советской трудовой школы: «…Мы не только должны заботиться, чтобы учебные предметы воспринимались через труд, но надо научить самому труду».

В 1920-е гг. в научно-педагогической секции ГУСа (Государственного учёного совета) была разработана комплексная система обучения. Во 2-й половине 1920-х гг. была частично возвращена предметная система преподавания при сохранении общего трудового характера школы .

В работе А.Г. Калашникова определяются ключевые понятия единой трудовой школы: Основополагающее значение в трудовой школе имеет производительный труд – «человеческая деятельность, превращающая данные предметы в предметы, полезные для человечества», т. е. «обладающие потребительной ценностью». Второе понятие, сущность которого должна быть ясна каждому педагогу – это трудовое воспитание, которое состоит в том, что «ребенок планомерно и организованно упражняется» в производительной деятельности, овладевая умением пользоваться орудиями труда, включаясь в особую коллективную работу – трудовую кооперацию.

А.Г. Калашников выделяет существенное отличие трудовой общеобразовательной школы от «высшего трудового образования»: трудовая школа – это детская трудовая кооперация, в то время как «высшее трудовое образование есть индустриальное», политехническое, ориентированное на подготовку специалиста-профессионала. В этом контексте «центральный вопрос педагогики трудовой школы состоит в том, как, исходя из врожденных свойств ребенка, ввести его в обладание современной индустриальной культурой». Характеризуя специфику основных ступеней трудовой школы, А.Г. Калашников указывает, что для ребенка трудовое воспитание организуется как игра в «трудовой обстановке», для подростка – как домашняя трудовая кооперация, для юноши – как участие в индустрии.

Среди идей единой трудовой школы выделяется идея взаимосвязи школьного и семейного воспитания. Трудовое воспитание в семье находится в органичной связи с трудовым воспитанием в школе. Разрыв между школьным и семейным воспитанием неизбежно разрушает целостность трудового становления личности, обостряет противоречие между трудовыми обязанностями и возможностью их качественно выполнять, между планами, намерениями в трудовых делах и результатами проделанной работы. Особое значение в трудовом воспитании приобретает дифференцированный подход к учащимся. Он является необходимым элементом подготовки к семейной жизни подростков в связи с развивающимся чувством взрослости и половым созреванием.


Трудовая школа требует осознания учащимися роли труда в развитии общества, выработки, трудовых умений и навыков, а также вооружение школьников политехническими знаниями.

Идеи, ставшие ключевыми в формировании единой трудовой школы первых десятилетий Советской власти.

1. Один из центральных вопросов педагогики трудовой школы состоял в том, как, исходя из «врожденных свойств» ученика, сформировать у него «современную индустриальную культуру».

2. В перспективе своего развития единая трудовая школа предусматривала создание целостной разветвленной системы многоуровневого и многопрофильного обучения, учитывающего потребности народного хозяйства.

3. В работах теоретиков трудовой школы труд рассматривается как наиболее универсальный способ взаимодействия человека с природой, обществом и самим собой, самое эффективное средство воспитания коллективиста, гражданина социалистического общества.

4. Производительный характер трудовой деятельности реализовывался во взаимодействии школы и семьи, труда домашнего, школьного и индустриального.

5. Организация учебного процесса в единой трудовой школе основывалась на передовых для того времени методах зарубежной педагогики (метод проектов, дальтон-план). Однако при всех своих достоинствах эти методы не обеспечивали в обучении прочной связи теоретических знаний и практического опыта, что привело к возвращению в общеобразовательную школу предметной системы преподавания.

К основным принципам трудовой школы стоит отнести:

принцип лёгкости обучения;

принцип «соответствия обучения естественным наклонностям детей»;

энциклопедический принцип содержания образования на I ступени обучения (в возрасте от 8 до13 лет);

трудовое, физическое и эстетическое воспитание;

принцип природосообразности: «Анализ со стороны преподавателей склонностей и особенностей характера каждого ученика и возможно более полное приспособление к его личным потребностям того, что даёт ему и что спрашивает от него школа»;

«забота об отстающих - это первая забота демократической школы»;

«институт особых классов для малоуспевающих обязателен в каждой мало-мальски правильно поставленной школе»;

«меры в пользу особо преуспевающих»;

принцип совместного обучения.

99 лет назад, 16 октября 1918 года, принята Декларация о единой трудовой школе: «Все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково, все они имеют право идти по этой лестнице до ее наивысших ступеней».

16 октября 1918 г. были опубликованы декреты Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Среди педагогической общественности декреты были известны под названием «Декларация о единой трудовой школе». Они провозгласили новые принципы и методы учебно-воспитательной деятельности советской школы и сформировали единую систему школьного обучения.

Разработка «Основных принципов единой трудовой школы» и «Положения об единой трудовой школе» проходила в течение 1918 г. в Государственной комиссии по просвещению под руководством общественных и партийных деятелей: А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, П. Н. Лепешинского. В августе 1918 г. проект «Положения» был единогласно одобрен I-м Всероссийским съездом по просвещению.

«Декларация о единой трудовой школе» подчёркивала связь школы с политикой, как главный принцип советской педагогики. Особое внимание в ней уделялось вопросам демократизации школы: устанавливалась общедоступность школы всех ступеней; ставилась задача введения всеобщего обязательного начального обучения; школа объявлялась светской. Создавалась единая школа с двумя ступенями: 1-я ступень — 5 лет, 2-я ступень — 4 года; вводилась политехнизация школы.

В построение новых программ предлагалось положить принцип организации учебного материала на основе общественно-трудовой деятельности. Содержание и методы учебной работы, провозглашённые «Декларацией», требовали учёта интересов учащихся, их активности и самодеятельности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью. В «Декларации» указывалось на большую воспитательную роль детского физического труда, рекомендовался производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе; назывались разнообразные виды ремесленного труда, которым должны были овладеть школьники 1-й ступени обучения. В старших классах школы рекомендовалось вводить производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве. Большое место отводилось всестороннему развитию личности учащихся, в частности, физическому и эстетическому воспитанию: гимнастике, играм, спорту, ритмике, рисованию, лепке, пению и музыке. В «Декларации» также провозглашалось уважительное отношение к детям. Учащимся предоставлялись широкие возможности для проявления инициативы, создавались ученические организации с широкими полномочиями.

Основной целью новой школы объявлялось обеспечение всех слоёв населения равным средним и высшим профессиональным образованием, необходимым в условиях ускоренной индустриализации страны. «Вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу. Это значит, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать своё образование одинаково, что все они имеют право идти по лестнице до её наивысших ступеней», — подчёркивалось в «Декларации».