Современные методы обучения учащихся, применяемые на уроках технологии. Некоторые методические приёмы, используемые на уроках литературного чтения

В последние десятилетия большое значение приобретает поиск новых или реконструкция старых, хорошо известных педагогической науке методов обучения, которые могли бы обеспечить взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Появляющиеся на свет новые методы обучения зачастую не имеют психолого-педагогического обоснования, их трудно классифицировать, однако их использование в образовательном процессе приносит учащимся несомненный успех.

В настоящее время широкое распространение получили деловые игры. Впервые игра в нашей стране была использована в 1932 г. для обучения производственной деятельности. Она называлась «Красный ткач» и имитировала процесс освоения новых изделий на Ленинградском комбинате технических сукон.

Деловая игра -- это создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным. В ней предполагаются такие роли участников, которые позволяют им осмыслить, пережить и освоить новые функции. В игре содержится конкретное событие или явление, подлежащее моделированию, и допускается отнесение игрового времени к любому периоду (настоящему, прошедшему, будущему). Как правило, деловая игра -- это модель отрезка будущей профессиональной деятельности обучающихся. Это имитация управленческой, исследовательской, педагогической реальной деятельности учителя, руководителя учебного заведения.

Отличительными признаками деловой игры можно назвать: имитацию в игре реального процесса с помощью модели; распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом; различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций; наличие общей игровой цели у всего коллектива, которая достигается в процессе взаимодействия игроков и объединяет всех ее участников; учет результатов деятельности; реализацию в игре цепочки решений, каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры.

Деловые игры можно сгруппировать следующим образом:

«Разминочные» игры типа «мозговой атаки», «клуба знатоков», тематические развлекательные игры. Их задача заключается в том, чтобы раскрепостить интересы и воображение участников, активизировать игровую и коллективистическую мотивацию, ориентировать на нестандартный подход к изучаемому материалу.

Ситуативно-ролевые игры. Включают в себя анализ конкретных ситуаций и их ролевое проигрывание.

Конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые, дискуссионные игры. Целью их использования является формирование навыков принятия и эффективного исполнения деловых ролей, обучение взаимодействию и сплоченности, продуктивному сотрудничеству, участие в выработке коллективных решений.

Творческие игры. Это коллективное творчество по созданию технических, художественных, изыскательских и т.п. проектов. Включение учащихся в эти игры способствует развитию творческого потенциала, воспитанию инициативности, смелости, настойчивости, ответственности.

Имеются и другие классификации деловых игр: управленческие, исследовательские, учебные и т.д.

Учебная игра определяется как модель взаимодействия ее участников в процессе достижения учебных целей, т.е. это игровая имитация конкретной проблемы управления (в частности, познавательной деятельности) с целью выработки наилучшего варианта решения.

В основу учебно-деловой игры положены следующие принципы:

принцип имитационного моделирования конкретных условий и содержания соответствующего вида деятельности;

принцип проблемности содержания учебной деловой игры и процесса его развертывания в познавательной деятельности;

принцип совместной деятельности участников;

принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров;

принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Деловую игру можно проводить перед изложением нового учебного материала; в этом случае она будет опираться только на личный опыт учащихся и обнаружит пробелы в их знаниях.

Если деловая игра проводится после изучения нового материала, то она будет опираться на полученные знания, которые в ходе игры приобретут качественно новую форму существования. И, наконец, весь учебный процесс может быть построен на основе сквозной деловой игры.

Дальнейшее развитие и прикладное использование деловые игры получили в так называемых методах интенсивного обучения.

Игра, используемая в учебном процессе, выполняет следующие функции:

обучающую (развитие памяти, внимания, общеучебных умений и навыков, восприятие учебной информации различной модальности);

развлекательную (создание благоприятной атмосферы на занятиях);

коммуникативную (объединение учащихся, установление между ними эмоциональных контактов);

релаксационную (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении);

психотехническую (формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройки психики для усвоения больших объемов информации).

Так, при обучении языку используется метод погружения, предложенный американскими учеными А. Эллисом и Д. Фоутсом. Этот метод своими корнями уходит в теорию познания, называемую конструктивизмом. Основная идея заключается в том, что все знание конструируется субъектом познания и поэтому представляет собой сугубо личное явление.

Метод погружения построен на следующих основных положениях:

  • 1. Учащиеся сами конструируют свое знание, следовательно, преподаватели должны постоянно открывать перед учениками возможность использования тех знаний, которыми они уже владеют, и при этом играть активную роль в процессе собственного обучения.
  • 2. Овладение грамотой должно быть естественным следствием заинтересованности самих учеников, поэтому учащиеся, как правило, сами выбирают себе материалы для чтения и пишут сочинения на темы, которые их интересуют.
  • 3. Чтение есть понимание, т.е. выявление смысла прочитанного текста. Его нельзя уподоблять набору расположенных в иерархи ческой последовательности частных навыков, которыми достаточно владеть, чтобы научиться читать.

Основная цель умения писать -- сообщение информации. Преподаватели позволяют учащимся самим выбирать темы для сочинений, положительно относятся к их попыткам самовыражения и организуют аудиторию, готовую выслушать произведение ученика.

Освоение грамоты -- процесс естественный. Обмен мнениями и взглядами является значительным вкладом в процесс формирования учащимися своего знания. Педагоги учат детей взаимодействовать между собой в процессе чтения и письма.

Готовность рисковать и делать ошибки -- необходимое условие совершенствования в чтении и письме. Проходя различные уровни «ошибочности», дети формируют собственные цельные системы письменного языка, а преподаватели поощряют в учащихся самостоятельность, умение самоорганизовываться и относиться к своим ошибкам как к необходимой части учебы.

Метод опережающего обучения, разработанный С.Н. Лысенковой, на протяжении многих лет дает положительные результаты в начальной школе. Одним из важнейших его компонентов является комментируемое управление, которое является важным моментом в организации труда учеников на уроке. «Учить детей мыслить вслух» -- один из принципов уроков С.Н. Лысенковой и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Комментируемое управление начинается с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Четкий ритм, краткая характеристика, аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения задания каждым учеником класса. Термин «веди» вошел в урок вместо традиционного и очень страшного для маленьких «отвечай».

Другим важным фактором метода опережающего обучения является использование учителем опорных схем. Схема -- опора мысли ученика, его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы -- это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. Опорные схемы отличаются от традиционной наглядности, являясь опорами мысли, действия.

Еще одним моментом метода опережающего обучения является осуществление принципа перспективного обучения. Материал для перспективной подготовки берется из учебника, используются при этом и дополнительные микроупражнения, которые конкретизируют и развивают тему.

Изучение трудных тем проводится в три этапа последовательно, от простого к сложному со всеми необходимыми переходами, и заканчивается выработкой навыка практического действия. Так, на первом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На основе опорных схем развивается доказательная речь, выполняются различные упражнения с использованием комментированного управления. На данном этапе активность проявляют, как правило, сильные ученики. На втором этапе уточняются понятия и обобщается материал по теме. Дети ориентируются в схеме-обобщении, овладевают доказательствами, успешно справляются с заданиями, которые впервые в это время предлагаются в качестве самостоятельных. Именно на этом этапе и происходит опережение. На третьем этапе используется сэкономленное время. В этот период опорные схемы убираются, формируется навык практического действия и появляется возможность для дальнейшей перспективы.

В основе метода микрооткрытий, разработанного Е.С. Синицыным, лежит сценарий эвристической беседы. Очередная микропроблема выдвигается перед классом или аудиторией, формулируется в виде вопроса, на который учащимся предлагается ответить. Трудность вопроса тщательно дозируется с соблюдением принципа волны -- легкие вопросы сменяются вопросами средней трудности, а последние -- очень трудными. Легкие вопросы содержат наводящей информации больше, чем вопросы средней трудности, в трудных вопросах ее еще меньше. Для того чтобы правильно ответить на трудный вопрос, ученик должен мобилизовать весь свой творческий потенциал. Главное условие -- соблюдение взаимосвязи соседних вопросов, т.е. каждый последующий вопрос должен учитывать не только содержание предшествующего, но и тех вопросов и ответов, которые составляли суть диалога намного раньше. При использовании такого метода обучения новое знание формируется как совокупность маленьких открытий, сделанных самим учеником, а технология преподавания заключается в режиссуре всех этих маленьких открытий. В методе микрооткрытий гармонично сочетаются все методы изобретательного творчества: мозговой штурм, коллективное обсуждение, синектика и индуцирование психоинтеллектуальной деятельности.

Метод синектики основан на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения. Метод интенсификации психо-интеллектуальной деятельности предназначен для эмоционального воздействия на группу с помощью определенных приемов ведущего: его обаяния, артистичности и «спортивной» формы его логики. Педагог, использующий в своей деятельности устную технологию метода микрооткрытий, выражает в себе две функции. С одной стороны, он выступает в качестве дирижера мозгового штурма, с другой -- в качестве импровизатора.

обучение метод современный игра

Международная олимпиада для учителей «Современные образовательные технологии»

1. Как расшифровывается аббревиатура ИКТ?

А) Информатико-компьютерные технологии

Б) Информационно-коммуникационные технологии

В) Информационно-компьютерная техника

Г) Информативно-креативная техника

2. Как называется стандартизированный документ, обеспечивающий качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС?

А) Календарный план Б) Технологическая карта

В) Журнал Г) Учительское портфолио

3. Назовите образовательную технологию, описанную ниже.

Учитель задает вопрос (предполагающий размышления, анализ, сравнение), предлагает продумать ответ, сказать соседу и после согласования с ним общее мнение предложить всему классу для обсуждения. Рассматриваются разные варианты, предлагаемые парами учеников.

А) «Снежный ком» Б) «Мозговой штурм»

В) «Послушать-сговориться-обсудить» Г) «Испорченный телефон»

4. О каком методе обучения идёт речь?

… ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, а его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести.

А) Эвристический Б) Программированный

В) Объяснительно-иллюстративный Г) Проблемный

5. Примерами уроков модельного метода обучения можно назвать … и ….

А) урок-суд Б) лабораторную работу

В) семинар-практикум Г) урок-путешествие

6. Классификация чего представлена ниже?

А) Классификация типов учебных проектов

Б) Классификация педагогических игр

В) Классификация типов кейс-технологий

Г) Классификация интеллектуальных разминок

7. Какой из фаз технологии развития критического мышления не существует?

А) Вызов Б) Рефлексия

В) Осмысление содержания Г) Оценка

8. Педагогические игры по характеру педагогического процесса могут быть:

А) контролирующие Б) психологические

В) познавательные Г) имитационные

9. Индукция - Деконструкция - Реконструкция - Социализация - Афиширование - Разрыв - Рефлексия - это этапы технологии:

А) проектного обучения Б) кейс-стади

В) педагогическая мастерская Г) метода моделей

10. Назовите метод обучения, дающий учащимся возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения и индивидуального развития каждого школьника.

А) Метод разноуровневого обучения Б) Исследовательский метод

В) Метод проблемного обучения Г) Проектный метод

11. Соотнесите образовательные технологии с их авторами:

А) А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4 Б) А - 4, Б - 2, В - 3, Г - 1

В) А - 1, Б - 3, В - 2, Г - 4 Г) А - 4, Б - 2, В - 1, Г - 3

12. Пример какого метода обучения представлен ниже?

Администратор кафе Матильда внимательно оценила себя и свою смену и решила, что она должна делегировать подчиненным больше своих обязанностей по следующим причинам:

1. Она работает 60 часов в неделю вместо 40.

2. Из-за большой нагрузки и попыток успеть все вовремя у нее сложились очень напряженные отношения с некоторыми подчиненными. Прошлой ночью она потратила три часа, пытаясь составить список обязанностей, которые она могла бы делегировать семерым своим подчиненным.

3. Еженедельный отчет, подготовка которого занимает пятьдесят минут, можно было бы легко поручить Изольде, но тогда Изольда познакомится с некоторыми цифрами выплат и взаиморасчетов с поставщиками, которые до этого времени не были известны сотрудникам.

Помогите Матильде принять решение, имея в виду следующие цели:

1) сэкономить Матильде как можно больше времени;

2) освободить ее от незначительных обязанностей;

3) улучшить производительность и работу кафе.

А) Метод проектов Б) Мастер-класс

В) Мозговой штурм Г) Кейс-стади

13. Соотнесите термины и их определения.

Практикум

Форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития.

Часть блока уроков, предназначенная для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения.

Модель обучения

Форма организации урока, в которой весь класс делится на группы, группы получают задания на определенное время, по истечении которого отчитываются о результатах, затем задания циклически меняются от группы к группе.

Тренинг-минимум

Комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде.

А) А - 3, Б - 1, В - 4, Г - 2 Б) А - 1, Б - 2, В - 4, Г - 3

В) А - 4, Б - 1, В - 3, Г - 2 Г) А - 2, Б - 3, В - 4, Г - 1

14. Соотнесите критерии технологичности педагогической технологии с их описаниями.

Концептуальность

Технология должна обладать логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Системность

Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную гипотезу (концепцию), включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Управляемость

Подразумевает возможность применения (повторения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Воспроизводимость

Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

А) А - 4, Б - 1, В - 3, Г - 2 Б) А - 2, Б - 1, В - 4, Г - 3

В) А - 2, Б - 3, В - 1, Г - 4 Г) А - 4, Б - 3, В - 1, Г - 2

15. Как называются технологии обеспечения школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни? Ответ на этот вопрос впишите в отдельное поле бланка ответа справа от номера вопроса.

А-здоровьесберегающие технологии

Традиционные типы уроков:

  • изучение нового материала;
  • формирование и закрепление новых знаний;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • комплексное применение знаний;
  • проверка и оценка знаний;
  • комбинированный урок.

Нетрадиционные типы уроков:

  • урок-соревнование (марафон, КВН и т.д.);
  • урок-экскурсия;
  • урок-праздник (Рождество, Масленица и т.п.);
  • урок-диалог;
  • урок-игра;
  • урок-викторина;
  • киноурок;
  • урок-путешествие;
  • урок-спектакль;
  • урок-проект;
  • интегрированный урок;
  • урок-диспут, урок-лекция, урок-обсуждение, урок-конференция и т.п.

Метод в переводе с греческого - «путь к чему-то». Метод – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Универсальных методов обучения в педагогике не существует. Использовать только один метод в процессе обучения школьников на уроке невозможно. Как правило, на уроке в зависимости от его типа, цели и задач педагог комбинирует несколько методов обучения. На наш взгляд, в коррекционной школе педагогам может быть частично использована классификация методов обучения, составленная по характеру учебно-познавательной деятельности. Это связано с тем, что успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности школьников, от характера их деятельности. А в данную классификацию заложены степень самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Заметим, что на предметах гуманитарного цикла, характер деятельности, степень самостоятельности и творчества имеют особое значение и служат важным критерием при выборе методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания из рассказа педагога, учебной литературы, через пособия и технические средства обучения. Материал обсуждается и осмысливается с помощью репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Этот метод чаще всего используют при объяснении нового материала.

Репродуктивный метод обучения - применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Деятельность учащихся носит алгоритмический характер. Задания и упражнения выполняются по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Как правило, этот метод используется при формировании и закрепление изученного материала.

Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники становятся свидетелями и соучастниками учебного поиска. Метод используется при изучении нового материала.

Частично-поисковый или эвристический метод - заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога или на основе методических указаний на карточке, в учебнике и т.п. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися с учебными пособиями. Этот метод используется как на этапе знакомства с материалом, так и на этапе его закрепления и обобщения.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые максимально самостоятельно выполняют работу. Именно в исследовательской деятельности наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность и творческий поиск. Данный метод чаще всего используют на этапе обобщения и контроля.

Некоторые методические приёмы, используемые на уроках литературного чтения

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приёмами и средствами. Приём обучения выступает как элемент метода обучения, как его составная часть. Приём не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода. Одинаковые приёмы могут быть использованы в разных методах обучения и наоборот. Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. Например, приём работы с алгоритмом рассуждения может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследовательский методы. Набор приёмов на уроке зависит от цели и задач, типа урока, этапа урока, используемых методов, вида и способа деятельности учащихся. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.

Средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет учебный процесс: дидактические материалы; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и т.п.

«Проблемная ситуация». Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия или удивления. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает школьникам найти решение этой проблемы. Приём может быть использован как при обобщении изученного материала, так и при знакомстве с новой темой.

Всё ли в диалоге персонажей в порядке? Вас ничего не удивляет?

Почему мы не можем выполнить это задание (ответить на вопрос)? Чего нам не хватает?

Почему ты выбрал именно этот предмет (ответ)?

Почему ты считаешь, что нужно сделать именно это?

Почему ты думаешь, что я говорю именно об этом герое (произведении)?

А как бы ты поступил на месте героя?

Все ли предметы подойдут нам для …? Что лишнее (чего не хватает)?

«Лови ошибку». Данный приём активизирует внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую ошибку. Учащиеся ищут ошибку группой, парой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к опредёленному мнению, группа озвучивает свой ответ. Ошибка может быть в названии произведения, действиях героя, ответах на вопросы и т.п.

«Да-нетка». Приём формирует умение систематизировать материал, связывать разрозненные факты в единую картину, умение слушать и слышать друг друга. Данный приём используется при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание, понимание темы. В коррекционной школе используется облегчённый вариант этого приёма. Педагог задаёт детям вопросы, объединённые какой-то темой или из разных областей. Школьники, отвечая на вопросы, используют в своих ответах только два слова «да» и «нет».

«Послушай, обсудим». С помощью этого приёма школьникам даётся установка на внимательное прослушивание материала и его дальнейшее обсуждение. Это может быть рассказ учителя, чтение текста, доклад ученика. После прослушивания материала ученикам задаются вопросы с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника.

«Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Этот приёмов направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке и используется на этапе закрепления и обобщения материала. Прочитанное произведение предлагается проанализировать по пяти пунктам. Синквейн составляется в соответствии с определенными правилами, данный вариант несколько упрощён для использования в коррекционной школе:

1 строка – предмет, животное или человек понравившейся в произведении. Записывается одним существительным.

2 строка – признаки выбранного предмета, животного или человека - два прилагательных.

3 строка – действия, совершаемые выбранным предметом, животным, человеком - три глагола.

4 строка – предложение, фраза, несущая определенный смысл, выражающая отношение к персонажу.

5 строка – резюме, вывод, отношение к произведению персонажу или ко всему произведению - одно слово или словосочетание.

«Повтори моё и добавь своё». Приём развивает кратковременную оперативную память, помогает выявить знания школьников по изучаемой теме. Приём может быть проведён в виде игры-эстафеты. Учитель (или ученик) называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

«Хорошо или плохо». Приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в предмете, ситуации; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Учитель называет предмет или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Может быть и другой вариант, когда учитель предлагает предмет (ситуацию), а ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта ситуация и т.д. Третий вариант может проходить в виде игры «Продавец и покупатель» или «Купим или нет?». Ученики делятся на продавцов и покупателей. Одни пытаются продать этот предмет и описывают его плюсы, другие не уверены в нужности этой покупки и называют минусы. Роль продавца может быть исполнена каким-то известным персонажем. Он предлагает купить книгу, в которой является главным героем и рассказывает обо всех плюсах этой книги. А какой-то отрицательный персонаж, отговаривает всех покупать эту книгу.

«Коротко и по существу». Приём направлен на развитие умения кратко формулировать свою мысль, как в устной, так и в письменной форме. Этот приём предполагает составление кратких текстов – телеграмм, объявлений, записок, отзывов, аннотаций, рецензий. Возможны два варианты использования этого приёма: более сложный вариант этого приёма заключается в самостоятельном составлении текста; лёгкий вариант – когда школьники определяют вид текста, кому он адресован, кем написан и т.п. Например, учащимся предлагается самим составить текст телеграммы от себя лично или от какого-то персонажа. Кратко написать самое важное, что-то пожелать герою произведения, о чём-то просить, пригласить куда-то. Телеграмму можно адресовать и соседу по парте, например с рекомендацией прочитать какую-то сказку.

«Встреча с героем». Приём направлен на формирование умения самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Данный приём предполагает создание диалога с персонажем произведения. Учитель создаёт речевую ситуацию, в которой школьникам предлагается представить, что им предстоит встреча с героем изучаемого произведения. Учитель просит сформулировать и задать этому герою один-два вопроса. Можно попросить школьников предположить, что ответит на заданный вопрос герой.

«Шкатулка». Приём направлен на развитие мыслительных операций, умения обобщать и выделять главное, а также на развитие связной устной речи при доказывании правильности выбора предмета. Педагог предлагает заполнить шкатулку (корзинку), положив в неё, например, качества характера персонажа, пожелания герою, предметы, которые пригодятся ему в дальней дороге и т.д. Использование шкатулки или корзины не обязательно, карточки с изображением предметов, названиями предметов, пожеланиями могут прикрепляться на магнитную доску, раскладываться на парте и т.п. Свой выбор школьники обязательно объясняют.

«Без слов». Приём направлен на развитие невербальной коммуникации, творческой активности. Этот приём предполагает использование элементов драматизации. С помощью мимики и жеста учащимся предлагается продемонстрировать своё эмоциональное отношение к герою, ситуации, показать повадки и характер героя, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

«Диктант значений». Приём направлен на формирование активного словаря школьников, на умение определять предмет по его признакам, действиям и назначению. В этом приёме учитель диктует не слова, а их значение. Это может быть диктант, а может быть кроссворд. Например, футляр для стрел – колчан.

«Хочу спросить» или «Задай вопрос».

Вопросы могут задаваться не только к тексту, но и к иллюстрациям, конкретной ситуации. Ученик может начать со слов «Хочу спросить…» или сразу задавать интересующий вопрос. Для подготовки вопросов отводится некоторое количество времени, вопросы могут быть записан на листочке. Могут быть использованы опоры в виде карточек с первыми словами-вопросами (как, почему, что, где и т.д.). Также для этого приёма используют подстановочные таблицы.

«Согласен – не согласен». Приём способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение выражать свое мнение, грамматически правильно оформлять высказывание. Школьникам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений. Утверждение может быть как верным, так и нет. Ответ на утверждение необходимо начать словами: «Да я согласен с вами, что… или Нет, я не согласен с вам, что...».

«Верно – неверно». Приём способствует формированию умения высказывать и отстаивать свою точку зрения. В данном приёме школьникам предлагаются утверждения. Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями. Ученик должен ответит это верно или неверно и обосновать свою точку зрения.

«Что было бы если бы…». Этот приём направлен на развитие речетворчества школьников, воображения, на умение прогнозировать и изменять ситуацию. Учащимся предлагается пофантазировать и предположить, как бы развивались события в произведении если бы ситуация или действия персонажа были несколько иными.

«Публичное выступление». Данный приём направлен на формирование умения уверенно и спокойно выступать с небольшим докладом перед классом. Учащимся предлагается подготовить дома выступление по теме. В зависимости от уровня школьников поиск материала к теме происходит самостоятельно, ученику может быть дан план доклада, вопросы или учитель даёт готовый текст доклада.

«Артисты и зрители». Данный приём направлен на развитие творческих способностей учащихся и предполагает использование драматизации разных форм. Постанову групповых и индивидуальных сценок, спектаклей. Работа проходит в основном во внеурочное время.

«Задай вопрос». Приём направлен на повышение интереса к учебному материалу и формирует умение содержательно формулировать вопросы. Педагог просит составить к тексту (абзац, отрывок, глава) как можно больше вопросов или указывает конкретное число вопросов.

Данная тема несколько сложна для восприятия потому, что во многих учебниках встречаются всевозможные варианты определений понятий «методы», «формы обучения», и даже в одном источнике наблюдается смешение понятий. Вот один пример: «Устное изложение материала учителем осуществляется в форме рассказа, объяснения и доказательства или, наконец, школьной лекции», но «Успех рассказа как метода обучения в сильнейшей степени зависит от умелого подбора фактического материала» [Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика / Под общ. ред. Б. П. Есипова. – М. : Изд-во Академии педагогических наук, 1957. – 518 с.] Существующее количество различных классификаций настолько велико, что границы понимания методов и форм размываются, сливаются и даже пересекаются. Собственно, и единого понимания самой категории «метод» тоже нет . В одних случаях имеются скорее некоторые описания, чем строгие определения; в других случаях нет и этого, потому что всякая попытка точно определить эти понятия в конечном итоге приводит к логическому «порочному кругу». Бывает, что метод определяется через способ, систему действий, приёмы, организационные меры, принципы, правила и т. д. Но попытка определить эти базовые понятия приводит к сложности, потому что опять придется использовать «метод». От дальнейшего обсуждения авторы просто уклоняются. Вслед за М. Е. Бершадским и В. В. Гузеевым, мы просто объявим «метод» понятием высшей общности, тем более что математикам к этому не привыкать. Вспомните систему аксиом геометрии. Они тоже опираются на неопределяемые понятия. В дальнейшем мы будем говорить только о свойствах методов, отношениях их между собой и формами обучения и т. д.

Первое, что нам предстоит сделать, – выбрать основания классификации. Для этого построим простейшую модель образовательного процесса. Зафиксируем некоторый учебный период, имеющий определенную дидактическую цель, которую можно представить операционально и диагностично. Таким образом, можно говорить о планируемых результатах учебного периода. При этом мы понимаем, что у школьника уже имеется некоторый начальный социальный опыт, который мы назовем начальными условиями обучения. Путь от начальных условий до планируемых результатов проходит ряд промежуточных стадий, этапов, целей. Поэтому корректно говорить о промежуточных задачах обучения. Для каждой из них имеется свой способ решения.

Рис. 3.1. Модель процесса обучения

Далее обсудим, какие из элементов этой модели ученик получит в готовом виде, а какие станут результатом его самостоятельных усилий. Ответ на этот вопрос и даст характеристику того или иного метода обучения. Рассмотрим всевозможные схемы.

1. Если ученик получает от учителя инструкцию, из какого знания следует исходить, через какие промежуточные задания надо пройти в изучении темы, каким образом их выполнить, то его функция в обучении сводится к тому, чтобы запомнить всё это. Мы описали объяснительно-иллюстративный метод. В таком обучении перед школьником ставится задача суметь воспроизвести все изученное, выполнить задания по образцу. В этом суть репродуктивного метода, который также описывается представленной выше моделью.

Рис. 3.2. Условная схема объяснительно-иллюстративного

метода обучения

2. Иногда до ученика не доводятся промежуточные задачи, но открыто всё остальное. Школьник знает, из чего исходить и что делать. Получив результаты в первой части программы действий, ученик переходит ко второй, и так далее до получения плановых результатов. Это программированное обучение . «Обучающая программа» – главное понятие программированного обучения. Она состоит из совокупности учебного материала и предписаний работы с ним. Процесс в этом случае практически полностью алгоритмизирован.

Рис.3.3. Условная схема программированного обучения

Можно добавить, что схема программированного обучения может быть разветвленной, иметь ветки обратной связи. На рисунке 3.3 представлена самая простая модель.

3. Пусть теперь открыты промежуточные задачи, но способ их решения ученику не сообщается. Тогда ему приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик (догадок). И так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результата.

Рис. 3.4. Условная схема частично-поискового метода

Мы описали модель эвристического метода обучения. Часто его называют частично-поисковым. Это название проще, но длиннее. Заметим, что эвристическое обучение исторически восходит к Сократу и состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. У Сократа это получалось мастерски, поэтому в педагогике прижился термин «сократовские беседы», который можно понимать как совокупность нестрогих предписаний. Сам автор называл это «маевтика» – родовспоможение. Его великий ученик и оппонент Платон описал знаменитые диалоги Сократа, в ходе которых через вопрошание, а также столкновение различных суждений по одному и тому же вопросу Сократу удавалось помочь Другому обрести истину, овладев подлинным знанием .

4. Можно скрыть и промежуточные задачи. Это последнее, что можно скрыть от ученика. Тогда он получает противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный и самостоятельный характер. Зато полученный результат доставляет массу положительных эмоций.

Рис. 3.5. Условная схема проблемного метода

Мы описали проблемный метод обучения. Противоречие является ядром проблемной ситуации и выражает потребность человека соотнести возможное и необходимое. Принципиальное отличие проблемы от задачи заключается в том, что проблема осознается учеником на основании явного несоответствия между ожидаемым предсказанием, складывающимся на базе жизненного опыта, и результатом наблюдения, анализа. Поиск решения проблемы «вблизи известного» ученику не разрешает противоречия, а даже усугубляет его. А это приводит ученика к необходимости поиска нового способа действий (Л. М. Фридман).

5. Все рассмотренные выше методы строились на том, что ученик знал исходные условия. Это достигалось домашним заданием, вводным повторением, специальными формами опроса и т. д.

Рис. 3.6. Условная схема модельного обучения

Однако в последнее время всё большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия учителем не выделяются, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При получении расхождений с целью, выходящих за пределы допустимой погрешности, ученик возвращается к началу, вносит изменения в свои начальные условия и вновь проходит весь путь. Если требуемая точность не достигнута и теперь, то процесс вновь повторяется. И так будет до тех пор, пока ученик не получит один из возможных исходов: требуемая точность достигнута или доказано, что это невозможно. Весь этот процесс напоминает исследовательский процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название модельного. Можно его назвать и исследовательским , но содержание метода не отражает всего многообразия методов научного исследования, накопленных научным сообществом. Придётся закрыть на это глаза .

Классификация по способам познавательной деятельности

Характеристика метода Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный метод. Основное назначение метода – организация усвоения информации путем сообщения учащимся учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Это экономный способ передачи обобщенного и систематизированного социального опыта. Сообщение учебной информации с использованием различных средств, разными способами, с помощью разнообразных носителей. Сочетается чувственно-образное и логически последовательное и строгое изложение. Воспринимают информацию, осмысливают, запоминают, фиксируют в свёрнутом виде, задают вопросы уточняющего характера.
Репродуктивный метод. Назначение – формирование умений и навыков действовать по образцу, используя полученные знания. Разработка и применение различных упражнений, задач, заданий, инструкций, алгоритмов, технологий программированного обучения. Овладение приёмами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, освоение алгоритмов практических действий.
Проблемный метод. Изучение учебного материала через раскрытие проблем, интригующее начало, влекущую перспективу поиска решения противоречий и показ способов разрешения возникающих сложностей. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед школьниками, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Описание проблемной ситуации, связанной с проведением опыта, наблюдением природного явления, логическим умозаключением. Учащиеся сначала воспринимают, потом осмысливают, запоминают готовые научные выводы. Затем послеживают логику доказательств, рассуждений, ход мыслей учителя. Таким образом, пути решения проблемы становятся понятными школьникам.
Частично-поисковый (эвристический) метод. Осуществляется постепенная подготовка школьников к самостоятельной постановке и решению учебных проблем. Подведение учеников к постановке проблемы. Объяснение правил и приёмов нахождения доказательства. Демонстрация способов формулирования выводов из имеющихся фактов. Применяется эвристическая беседа, в которой присутствуют взаимосвязанные вопросы, наводящие школьника на решение задачи. Правильная постановка вопроса – половина решения. Школьники активно участвуют в эвристической беседе, овладевают приёмами анализа материала с целью постановки проблемы и нахождения путей её решения. Учатся делать обобщенные выводы через синтез разнородной информации.
Исследовательский метод. Обеспечивает овладение школьниками методами научного познания, развивает и формирует мотивы творческой деятельности, способствует рождению «живого знания», т. е. гибкого и оперативного. С помощью этого метода школьники учатся осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности, что создает их образовательную компетентность. Представление учащимся новых проблем, разработка и постановка исследовательских заданий. Освоение приёмов самостоятельной постановки промежуточных проблем и задач, нахождение способов их решений. Проведение контролирующих мероприятий, позволяющих исключить артефакты. Проверка гипотез с целью их верификации или фальсификации.

Вопросы и задания

1. Разработайте план урока, в основе которого положен один из приведенных методов обучения. Опишите конкретные действия преподавателя и школьников на таком уроке.

2. Проанализируйте вашу деятельность на данном семинаре. Какой метод обучения, на ваш взгляд, сейчас доминирует и почему?

3. При определении метода обучения можно исходить из логического анализа деятельности школьников. Так, выводы делаются на основе индуктивного или дедуктивного умозаключения, строгой и нестрогой аналогии, классификации по признакам, описания экспериментальных данных. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие эти методы.

Список литературы

1. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Российское педагогическое агентство, 1995. – 637 с.

2. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.; ил.

3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М. : Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

4. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М. : Педагогический поиск, 2003. – 256 с.

5. Сенько, Ю. В. Педагогическая технология в герменевтическом круге Ю. В. Сенько // Педагогика. – 2005. – № 6. – С.15–23.

Дахин, А. Н. Педагогика для математиков: учебное пособие для студентов НГПУ – Новосибирск, 2006. – 147 с.

Гимранова Сания Мударисовна

Учитель английского языка высшей квалификационной категории

МБОУ «Актанышская СОШ №1»

Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Checking Grammar

After we have finished teaching a part of course, we may want to find out how well learners have learnt it. For this purpose we use a progress test at the end of the term or we assess our learners throughout the term giving small pieces of work (classroom-based assessment). We use the information from the test to decide if we need to do more work on this area or not, and perhaps to give learners feedback on their strengths and difficulties in this area. Feedback to learners on what they got right or wrong, their strengths and weakness, and what they can do to improve, is very important. Through feedback, assessment helps learning.

1. Divide into groups.

2. Give some grammar exercises with mistakes and correct answers.

3. Groups agree on answers.

4. Give each group 30 pounds.

5. Each group must bet on corrections.

6. If they are sure, they bet high – ALL IN. If they are unsure, they bet low – minimum 10 pounds.

7. If group is correct, they get the money. If not, they lose the money. Teacher decides quantity.

8. If group loses all their money, they have to “borrow” from the richest group. This team, lending money, decides on the price (a dance, a poem, say the alphabet backwards, press ups etc).

9. The final question (secret) – all teams ALL IN.

Example:

Word Formation

Complete the sentences with words derived from the words in brackets.’ – the task is done, but there are some mistakes. Correct mistakes and agree on answers.

Among the e-mails waiting for me at work one morning was one from a member of my staff. It was sent from his personal e-mail address and there was only his home phone number. Thinking something was wrong, I immediately called 1) him (he).

A sleepy female voice answered and told me he was at work and 2) will come (come) home late in the evening.

The 3) worse (bad) moment was when I remembered that I had recently asked staff members to give me their home numbers. I went right down to the employee’s office to apologize for my call.

4) Lately (late), however, he thanked me. I had awakened his daughter, who had an exam that morning but 5) forgot (forget) to set her alarm. Thanks to my call, she hadn’t missed her exam.

Chicago from above

Following a recent innovation, the new Hancock Observatory invites you to enjoy Chicago’s best views from the city’s highest open-air Skywalk. It has quickly gained 6)population (popular) with both Chicagoans and visitors of the city.

Skywalk is Chicago’s 7)higher (high) open-air viewing area. It is 1,000 feet in the air! Everyone here can feel the strong wind and hear the dynamic buzz of the city below. The friendly staff will 8)certainly (certain) tell the real story behind Chicago’s “Windy City” nickname.

For those who feel 9)comfortable (comfort) about such a great height there are more relaxing indoor audio Sky Tours.

As a tour guide I have been to the Skywalk 10) discount (count) times and still I can’t help admiring it.

Sources:

1. “The TKT Course. Teaching Knowledge Test. Modules 1, 2 and 3”, Mary Spratt, Alan Pulverness, Melanie Williams, Cambridge University Press, 2012