Справедливость пример из. Примеры справедливости из жизни пророка мухаммада

Каждый день нам приходится контактировать с другими людьми, при этом испытывая множество эмоций и состояний, попадаем в ситуации, которым впоследствии даем оценку - адекватную или неосознанную. Справедливость также является оценочным критерием. Но, к сожалению, мало кому понятен этот термин. Сегодня мы будем говорить на очень интересную и важную тему: несправедливость - это что?

Рассмотрим значение термина «справедливость»

С латинского языка - "правильно вести". Это ценное, духовное, нравственное качество личности и ее поступков, которое характеризует ее как человека, живущего в соответствии с нравственными нормами, устоями и законом.

Справедливость дает нам понятие о правильном взаимоотношении между людьми, соотношении обязанностей и прав индивида, о заслуженном вознаграждении каждого и другое. Эта мысль врезается в подсознание и служит оценочной категорией всего происходящего. Теперь поговорим о противоположном значении слова.

Несправедливость - это…

Явление относительное. представление о нем складывается на основе духовных понятий добра и зла, из чего следует, что истинной справедливости не существует. То есть абсолютная справедливость в представлении одного человека другому покажется несправедливостью.

Несправедливость - это оценка какого-либо поступка или ситуации как действия или явления, противоречащего законам справедливости. Приведем пример, который можно взять за основу сочинения «Несправедливость».

Аргументируем утверждение

Итак, три взрослых брата жили в хорошем достатке. Двое устроились неплохо, обзавелись собственными семьями, а третий был одинок. Вскоре умирает отец, а за ним и мать. Она составила завещание, согласно которому половина ее имущества досталась младшему сыну, а вторая была разделена в равных долях между остальными сыновьями. Последние были возмущены такой несправедливостью: почему они получили по четвертой части, а не поровну?

Все зависит от видения ситуации. Три брата будут воспринимать решение матери как справедливое либо нет в силу своих внутренних переживаний и убеждений. Два женатых брата, получив по четверти наследства, посчитали это несправедливостью, потому что веровали в большее вознаграждение. А младший брат остался доволен и счел решение матери справедливым, потому что одинок и ему труднее приходится в жизни. Хотя если младший мысленно встанет на место старших братьев, то разглядит несправедливость в получении преимущества.

Старшие также могут оказаться мысленно на месте младшего брата и оценить трезво обстоятельства, признав то, что поступок матери справедливый, потому что их благосостояние лучше, и, следовательно, расценить ее волю как правильное решение.

Недопонимание и сложности в отношениях между людьми, которые появляются на почве иллюзионной несправедливости, объясняются тем, что мы выставляем другим людям слишком высокие требования и ожидания. При этом заботимся о том, чтобы они приняли нашу точку зрения, хотя сами никогда не будем брать во внимание их внутреннюю позицию и желание. Таким образом, несправедливость - это не что иное как восприятие события, действия и отторжение решения, принятого другим человеком.

Сделаем вывод

Мать, безусловно, любила одинаково трех сыновей и составила завещание, основываясь только на личных убеждениях и своем видении ситуации. И считала решение абсолютно справедливым. Хотя могла все завещать детям-сиротам, и это было бы ее волей. Никто не вправе распоряжаться ее имуществом. Вот почему порой бывает так сложно разобрать, что справедливо, а что нет.

Несправедливость определенно нельзя оставлять безнаказанной. Если в нашем примере трудно разглядеть несправедливость, то есть явные ее проявления, когда обижают слабого, хулиганят, оскорбляют, унижают и так далее. Тут нужно занять позицию угнетенного человека и вместе бороться с несправедливостью.

Приведем еще один пример. Допустим, у вас дружная семья, двое маленьких деток. А снизу живет соседка, которая вечно всем недовольна, ее раздражает шум, который издают малыши, нервируют ваши гости и так далее. При этом она постоянно жалуется в правоохранительные органы, строчит письма-жалобы, в которых наводит на вас клевету. Вам присвоили штраф, дети боятся грозной соседки. Его можно уплатить и согласиться с ее мнением, но это повторится снова. В этом случае необходимо бороться с несправедливостью, ведь маленьких детей нельзя приковать к батарее.

Как ее победить?

  1. Всегда сохраняйте спокойствие. Воздержитесь от о которых потом можно сильно пожалеть. Нужно остыть и действовать только тогда, когда победит здравый смысл.
  2. Дайте себе время на обдумывание. Необходимо посмотреть на ситуацию со стороны, чтобы вырисовывалась полная картина действий. Проанализируйте, как можно было поступить, какой урок вы извлекли. Это послужит ценным опытом на будущее.
  3. Не стесняйтесь обращаться за помощью. Нет ничего зазорного в этом. Человек, которому вы доверяете, окажет поддержку, даст совет и поведает о своем видении сложившийся ситуации.

Всегда держите себя в руках, только тогда удастся разобраться в ситуации и принять верное решение. Теперь поговорим о социальной несправедливости.

Охарактеризуем ее

Социальная несправедливость - это существующие явные и скрытые бесчестные действия в рамках социума, порождающие неравенство, блокирующие развитие общественного прогресса.

Социальная несправедливость не может исчезнуть самостоятельно. Явление будет продолжать существование "благодаря" пассивности народа или же инстинктам. Сегодня наблюдается и то, и другое. Люди мало проявляют себя в осознанной гражданской активности и при этом отдают слишком много сил осуждению властей, что априори не улучшит ситуацию, а лишь усугубит ее.

Необходимо самосовершенствоваться, способствовать личностному росту других людей. Учиться распознавать достойных личностей, поддерживать их, проявлять гражданскую активность, и тогда справедливость обязательно восторжествует.

Какие качества необходимо развивать в себе?

  1. Уметь общаться и находить язык с оппонентом.
  2. Понимать собственные и чужие интересы.
  3. Отстаивать свою точку зрения и позицию другого человека.
  4. Обладать смелостью и мужественностью.
  5. Уметь разглядеть из массы достойных кандидатов и поддерживать их.
  6. Быть дружелюбным и благочестивым.

Таким образом, несправедливость людей, бездействие, страх, жадность, эгоизм, лень порождают социальную несправедливость. Мы все несем ответственность за это.

Справедливости не существует как в жизни, так и в спорте. Точнее, она у каждого своя. Вспомним некоторые случаи неоднозначного судейства в мировом спорте, которые считают вопиющей несправедливостью.

Гол Джеффа Херста


Матч Англия – Германия, 1966 год

Третий гол в ворота Германии Джеффа Херста – это, пожалуй, самый спорный гол в истории чемпионатов мира. Мяч попал в перекладину, пересек линию ворот и отскочил в поле. Боковой арбитр из СССР Тофик Бахрамов, засчитал гол, несмотря на все возмущение немецких болельщиков. Англичане вышли вперед. На 120-й минуте Херст забил четвёртый гол в ворота сборной Германии, установив окончательный счёт в матче. Это была первая и последняя победа Англии на чемпионатах мира.

Правда, разговоры о голе, «которого не было», не утихали. Видеоповтор показал, что мяч попал в линию ворот и пересек ее, но сделал ли он это полностью? На этот вопрос не могут ответить лучшие специалисты и умы футбола. Советского арбитра обвинили в неприязни к немцам. В 2010 году сам Джефф заявил, что гола не было и своей победой команда обязана только Тофику Бахрамову. Тем самым Херст окончательно переложил ответственность на покойного арбитра. Споры по поводу легендарного гола на стадионе «Уэмбли» не утихают до сих пор.

Гол Френка Лэмпарда

Матч Германия – Англия, 2010 год

Судьба предоставила Германии возможность взять реванш. Во время матча между Германией и Англией в 2010 году Фрэнк Лэмпард после дальнего удара попал в перекладину. От нее мяч отскочил за линию ворот, снова попал в перекладину и отскочил уже в поле. Пока Фрэнк радовался «удачному» удару, ни главный арбитр, ни боковой судья гол «не заметили». В результате дух британцев был надломлен, и в конце концов они проиграли матч со счетом 1:4 в пользу Германии.

Гол Яна Кулеманса

Матч СССР-Бельгия, 1986 год

По мнению советской стороны, первые два гола бельгийцев, которые позволили им вырваться вперед на чемпионате мира в Мексике, были забиты из офсайда. Говорили, например, что второй мяч бельгийский футболист Кулеманс забил из трехметрового положения «вне игры». Эксперты считают, что ситуацию нельзя растолковать однозначно, так как нет телекартинки, позволяющей судить о расположении бельгийцев и советских игроков в момент передачи. В частности, непонятно, что творилось в зоне нашего правого защитника.

Сам Кулеманс впоследствии вспоминал, что когда он получил мяч, то сам не был уверен, находился ли он на поле или вне игры. А вот форвард сборной СССР Игорь Беланов был более категоричен: «За неправильный гол Кулеманса, который в итоге перевел игру в овертайм, ручаюсь. У меня есть видеозапись матча, где очевидно, что в момент передачи, сделанной с бельгийской половины поля, Кулеманс находился в трехметровом офсайде».

Мяч Александра Белова


Баскетбольный матч СССР-США 1972 год

Финал баскетбольного турнира мюнхенской Олимпиады считается самым драматичным в истории спорта. Тогда сборная СССР впервые в истории обыграла непобедимых американцев. Интересно, что один из американских игроков завещал никогда не забирать серебряные медали за второе место, которые до сих пор хранятся в Олимпийском музее.

На последних минутах финала лидировали американцы со счетом 50:49. Затем тренер советской сборной запросил тайм-аут. Его требование было вначале проигнорировано, но в конце концов Владимир Кондрашин добился для своей сборной и тайм-аута, и трех лишних секунд игры. Потом вновь произошла задержка из-за неправильно запущенного счетчика времени. Когда игра возобновилась, Иван Едешко отдал мяч длинным пасом через всю площадку Белову, а тот забил решающий мяч. Это было первое олимпийское золото России по баскетболу.

«Незачет» Латвии

Хоккейный матч Латвия-Беларусь 2014 год

Не утихают споры по поводу не засчитанной шайбы, которую забили латыши в ворота белорусской сборной в Минске. В итоге Латвия проиграла матч, а белорусы вышли в четвертьфинал. Фантомным гол стал из-за того, что во время взятия ворот, во вратарской Белоруссии находился игрок сборной Латвии. Главный тренер латвийцев Тед Нолан на послематчевой пресс-конференции заявил, что «если рефери отменяет такие шайбы, то в Белоруссии стоит в честь его назвать улицу». Сама сборная направила протест в Международную федерацию хоккея. Правда, даже если гол засчитают, на результаты матча это уже никак не повлияет.

Бой Роя Джонса

Спорные моменты запоминаются не только в командной игре. Например, известен случай несправедливого решения судьи по отношению к боксеру Рою Джонсу младшему.

В финальном бое на Олимпиаде в Сеуле, он, по единодушному мнению специалистов, просто разгромил своего оппонента – корейского боксера Пака Сихуна. Но у судьи было другое мнение, несмотря на то что Джонс нанес противнику 86 ударов, а пропустил всего 32. Официальное расследование Международного олимпийского комитета, завершившееся в 1997 году, установило, что трое судей присутствовали на банкете, устроенном южнокорейскими официальными лицами. После этого инцидента на Олимпийских играх была введена компьютезированная система подсчета очков.

Афинское выступление Алексея Немова

Скандалом обернулось выступление русского гимнаста Алексея Немова на Олимпиаде в Афинах. Это была его последняя Олимпиада, он рассчитывал красиво уйти из большого спорта. Но судьба распорядилась иначе. Во время выступления он продемонстрировал сложнейшую программу: пять различных перелетов, которые венчало сальто, и сложный соскок. Немного подкачало приземление - оно оказалось недостаточно точным. Но за это должны были снять только 0,1 балла. Поэтому, когда на табло появилась оценка 9,725, зал взорвался возмущенными криками.

Десятиминутное скандирование зрителей: «Немов, Немов!» - и всеобщее недоумение заставило судей пойти на попятную – на табло появилась оценка 9,762, но она все же лишила Алексея медали. В итоге спортсмену пришлось самому успокаивать разгневанную публику. После дальнейших разбирательств, судьи были отстранены от судейства, спортсмену принесли извинения, а в правила, помимо оценки за технику, добавили оценку за сложность.

Классный час «Что такое справедливость?»

Задачи

1. Научить учащихся разбираться в понятии «справедливость» (к другим людям и к себе).

2. Способствовать формированию этого качества в ребенке.

Оборудование: ручки и бумага для игры «Добрый гном»; карточки с описанием определенных ситуаций.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Что такое справедливость и несправедливость? (Дети отвечают.)

Из словаря С.И. Ожегова: справедливый - действующий беспристрастно, соответствующий истине. Приведите примеры справедливости и несправедливости.

(Дети приводят примеры из своей жизни.) Есть моральные и правовые отношения. В моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых - законами, деловым этикетом и т. д. Соответственно, различают моральную и правовую справедливость.

Быть справедливым к одноклассникам в моральном отношении - значит проявлять свои достоинства, не мешая (не препятствуя) окружающим проявлять их достоинства. Совершая те или иные действия и поступки, нельзя наносить ущерб другим, ограничивать или принижать их достоинства. (Достоинства - это положительные моральные качества, привычки, увлечения, желания, планы и т. д.)

Приведу примеры моральной справедливости к одноклассникам, другим людям и к себе. На добрые слова следует отвечать словесной благодарностью, на добрые дела - услугой. За серьезную помощь (доброту) - платить добротой. Справедливо вознаграждать одноклассников за их хорошие поступки уважением и расположением (симпатией). Справедливо извиниться перед тем одноклассником, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Отсюда правило: «Не мешайте другим и не давайте без надобности мешать себе». Быть справедливым - значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.

Работа со стихотворением

Учитель. Прослушайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк.

* * *

Мама учит не прятать у сердца обид,

Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

Если слово ты дал - это слово навеки, гранит,

Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая.

С. Островой

(Дети в группах обсуждают стихотворение. Учитель выслушивает мнение каждой из групп.)

Беседа

Учитель. Что такое справедливость к одноклассникам, другим людям, к себе? Быть справедливым - значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.

Каждый учащийся имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе, имея закрепленное законом право на учебу, не выполнять свои учебные обязанности.

Первоклассник Максим, в качестве наказания поставленный дома в угол, говорит сам себе: «Можно из угла выходить? Нет, стой, Максим! Зачем ты бил девочку?»

Почему мальчик не вышел из угла, а продолжает стоять? (Мальчик считает справедливым наказание за хулиганский поступок, за нарушение права девочки на неприкосновенность ее личности.)

О каких справедливых или несправедливых поступках вы читали, слышали, какие видели или совершали сами? (Дети рассказывают свои истории.)

Осмысление отношений в классе

Учитель. Давайте попробуем ответить на вопросы.

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков?

2. Чему можно поучиться у окружающих вас одноклассников?

3. Чему можно поучиться у вас?

4. Мешают ли вам на уроке другие ученики?

5. Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? Как вы действуете в этих ситуациях?

(Эти вопросы можно обсудить в группах, а можно задавать их всему классу, слушая мнения учащихся по очереди.)

Игра «Добрый гном»

Каждый учащийся пишет на листочке бумаги свое имя и складывает листок.

Учитель перемешивает листочки и раздает их учащимся, причем нельзя, чтобы ребенку достался листок с его именем, также нельзя рассказывать, кому какой листок достался.

Правила игры: для того, кто вам достался, вы добрый гном. Это означает, что вы в течение определенного времени, например недели, должны сделать что-нибудь приятное, при этом не привлекая к себе внимания. Кто для кого был добрым гномом, каждый узнает позже. Одно из главных условий - на добрые дела не должны быть потрачены деньги. В этой игре очень важно, чтобы каждый ребенок получил приятный сюрприз. Но может возникнуть проблема, если кто-то активно не любит доставшегося ему товарища и откажется быть для него добрым гномом.

Игры-ситуации

Учитель. У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Разбейтесь на группы и попробуйте разыграть эти ситуации. Помните, вам надо поступить по справедливости.

Ситуации

1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).

4. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

5. Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.

Подведение итогов

Учитель. Что нового для себя вы почерпнули из этого классного часа?

(Дети высказывают свои мнения.)

Как на практике применяли пророк Мухаммад и его сподвижники
приказы Всевышнего создателя

Из книги “Умеренность Ахлю сунна среди общин”

Доктор Мухаммад Ба-Карим

Примеры справедливости из жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Справедливость и умеренность не были в исламской общине только лишь словом или образным примером. Однако, всегда находились примеры того, как мусульмане притворяли приказы Всевышнего Аллаха о умеренности и справедливости в жизни. Конечно претворение в жизни этих повелений различались от времени ко времени, и от одного места как другому. Однако, всегда в мусульманской общине было место для проявления умеренности и справедливости, в зависимости от силы богобоязненности сердцах мусульман. И в каждом времени были и есть люди, которые на практике применяют приказы Всевышнего Создателя и воплощаю их жизни.

Ярким примером справедливости является случай, который произошел с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и с одним из его сподвижников. Как об этом говорит Ибн Исхак: “Посланник Аллаха однажды ровнял ряды своих сподвижников перед боем. В его руках была кружка, которой он ровнял их. И вот проходя мимо Сауада ибн Газийи, который немного выступал вперед, он сказал: “Выровняйся!”, и при этом, толкнул кружкой его в живот. Тогда Сауад сказал: “О посланник Аллаха, ты причинил мне боль. А ведь Аллах послал тебя с истиной и справедливостью, поэтому я хочу возместить тебе”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открыл свой живот, и сказал: “Возмести”. В этот момент Сауад обнял его, и поцеловал его живот. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что заставило тебя сделать это, о Сауад? Он ответил: “О посланник Аллаха, уже приблизилось то, что ты видишь,(имея ввиду свою смерть) а я хотел бы, чтобы последнее, что будет между мной и тобой это так, чтобы моя кожа коснулось твоей. Тогда, посланник Аллаха обратился за него с мольбой к Всевышнему Создателю.”

В другом сообщении говорится о том, как один из иудеев пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со словами: “Поистине, этот (имея ввиду одного из сподвижников) должен мне четыре дирхама, и он не собирается мне их отдавать”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: “Отдай их ему”, этот сподвижник ответил: “Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я не могу этого сделать”. Тогда пророк опять сказал: “Отдай их ему”. Сподвижник ответил: “Клянусь Тем, в Чей руке находится моя душа, я не могу этого сделать. Ты сообщил нам о том, что мы собираемся выступать на Хайбар, и я надеюсь, что Аллах нам даст там добычу, из которой, я смогу рассчитаться с ним”. Но посланник Аллаха не уступал и говорил: “Отдай их ему”. А если посланник Аллаха повторял свои просьбу трижды, это говорило о том, что он от нее не отступит.

Задать вопрос психологу

    Любовь как эмоцио­нальное отношение и сексуальная связь находится на одной чаше весов, и чем дольше продолжается эта связь, тем больше накапливается на другой чаше:

  • ожиданий;
  • на­дежд;
  • моделей поведения;
  • оценок: «Я не могу понять, как я могла влюбиться в это чудовище! Свой настоящий характер он показал только теперь. Он скуп, эгоистичен, а уж что до чистоплотности — так он просто свинья! С тех пор как я узнала, что он мне изменяет, между нами все кончено… От одной только мысли, что он может прикоснуться ко мне, я прихожу в ярость».

Социальные отношения между людьми формируются, хотят они этого или нет, посредством одной или несколь­ких систем подчинения. Партнеры могут быть равно­правными, исполнять равноценные роли в пределах большой игры. Но отношения могут строиться сверху вниз, т.е. по принципу господства и подчинения. Эти от­ношения характеризуют такими понятиями, как автори­тет, послушание, дисциплина. Вопрос о том, насколько оправдано авторитарное по­ведение одного партнера по отношению к другому, к своим родителям и родителям супруга, к детям и како­вы его критерии, не менее важен, чем вопрос о том, как мы реагируем на это авторитарное поведение. Кроме беспрекословного повиновения и антиавторитарного бунта, есть большое количество иных реак­ций. Они различаются между собой по степени и виду авторитарного кризиса, и вопрос заключается в том, какая из полюсных реакций — подчинение или бунт - стоит на первом плане. Даже когда мы видим только результат, т.е. если один реагирует, проявляя послушание, или приспосабливается, а другой упрям и не признает никаких авторитетов, такое поведение, в том числе и в рамках партнерства, является ответом на серьезный или жизненно важный конфликт. В та­ких случаях нарушается равновесие между приспособ­лением и самоутверждением, вежливостью и чест­ностью, любовью и справедливостью, привязанностью и отделением.

Контакты психолога в скайпе

Этот дисбаланс может привести к четырем формам реакций:

1. «Я делаю то, что хочу!» Здесь главную роль играют самоутверждение, откровенность, справедливость и тенденция к отделению, к самостоятельности.

2. «Я делаю то, чего хочет мой партнер!» При такой реакции речь прежде всего идет о приспособлении, вежливости, любви и привязанности.

3. «Я делаю не то, чего сам хочу, не то, чего хочет мой партнер, а что-то совсем другое!» Здесь на первом плане механизмы оттеснения конфликта.

4. «Для меня всякий кризис — это шанс!» В таких случаях человек старается научиться понять данную ситуацию, просит партнера ясно изложить свои жела­ния, сам четко и недвусмысленно выражает свои ожидания и желания, а если необходимо, идет на уступки, ободряет партнера, с тем чтобы сообща найти новые возможности решения конфликта в духе «расширения системы целей».

Чтобы их обойти необходимо в любом партнерстве всегда найти равнове­сие между справедливостью и любовью. Придерживаясь принципа справедливости, мы взвешиваем и сопоставля­ем результаты поступков и деятельности; это один из принципов воспитания. Справедливость, однако, не учитывает индивиду­альных особенностей человека.

Пример справедливости:

  • «Я буду ходить на работу, если ты будешь заботиться обо мне и о детях дома».
  • «Я буду для тебя все де­лать по дому, если ты обеспечишь меня»
  • «У тебя сей­час нет для меня времени, что ж, у меня тоже не будет его для тебя».
  • «У тебя нет времени для меня, что ж, хорошо, я найду кого-нибудь, у кого будет для меня время».

Разъяснение примера:

Если в партнерских отношениях справедливость воз­водится в абсолют, то очень скоро возникает заколдован­ный круг, в котором одна несправедливость влечет за собой другую. Партнеры видят только результаты своей деятельности, только отдельные стороны целостной лич­ности друг друга.

Услуги психолога - получить консультация онлайн

Любовь — это чувство, которое захватывает целиком. Она возникает не потому, что у другого человека есть определенные свойства, способности, своеобразие, она видит только носителя этих качеств.

«Я люблю тебя, по­тому что ты — это ты».

Избыток любви делает человека слепым к недостат­кам и слабостям партнера и поэтому мешает наладить от­ношения, соответствующие реальности. Здесь всегда есть опасность, что один из партнеров долгое время будет терпеть конфликты, но в один прекрасный день чаша терпения переполнится и это приведет к сильному эмоциональному взрыву.

Выводы:

Вполне правильно предъявлять партнеру справедли­вые требования, он даже ожидает их. Если в какой-либо сфере партнерских отношений имеет место неисполни­тельность или неумение что-либо делать, то очень важно уметь различать эти неудачи и самого партнера.

Балансированию можно научиться только тогда, когда один говорит другому: я принимаю тебя таким, какой ты есть, даже если ты чего-то не умеешь делать.