Статуя невы у подножия ростральной колонны. Ростральные колонны интересные факты и загадки

Адрес: СПб, стрелка Васильевского острова

Как добраться от метро: от станции метро «Невский проспект» на автобусе № 7 или троллейбусе № 10, 11 в сторону Невы, выйти на первой остановке после Дворцового моста, 15 минут
От метро "Адмиралтейская" - до Невского проспекта, затем налево через Дворцовый мост. 10 минут пешком


Сегодня этот факт воспринимается с некоторым затруднением, но стоит напомнить, что величественный ансамбль Стрелки Васильевского острова это прежде всего порт. Да, здесь нет кранов, доков и других привычных нам портовых атрибутов, но именно сюда, под окна Зимнего дворца, на протяжение более чем 150 лет прибывали торговые и пассажирские суда. А все грандиозные здания, составляющие вместе ансамбль Стрелки, имеют сугубо утилитарное предназначение: Биржа , пакгаузы (там сейчас расположены Зоологический музей и музей почвоведения), таможня (Пушкинский дом) . Даже знаменитый гранитный пандус, спускающийся к воде, был устроен для быстрой и удобной разгрузки товаров. И конечно, трудно представить себе порт без маяков, которые архитектор Тома де Томон стилизовал под Ростральные колонны.

Впервые, такие колонны появились в Древнем Риме. Они служили символом морского триумфа и декорировались рострами (носовыми украшениями) вражеских кораблей. Появление Ростральных колонн в Петербурге подчеркивало величие русского флота того времени и морскую славу страны (в дальнейшем, ростральные колонны были установлены и в других городах России от Томск до Владивостока). Это было особенно актуально, после крайне неудачной для русских военно-морских сил, англо-русской войны 1808 года.

Строителем колонны был французский архитектор Тома де Томон, но в проекте кроме него участвовала, как бы мы сказали сегодня, большая команда мастеров.

Изначально Тома де Томон набросал несколько вариантов колонн. Они различались масштабом и декоративным оформлением. По поводу одного из этих вариантов весьма критически отозвался известный русский скульптор Андрей Захаров: «Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу…»

В своем окончательном виде, ствол каждой башни был декорирован накладными якорями и четырьмя парами металлических ростр. Высота колонн достигал 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, вели расположенные внутри винтовые лестницы.

У подножия колонн находятся сидящие монументальные статуи: по две мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре русские реки - Днепр, Волгу, Неву, и Волхов (у южной колонны - «Волхов» и «Нева», у северной - «Днепр» и «Волга»). Фигура Днепра выполнена архитектором из Антверпена И. Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо. Кстати, общепринятая «речная» трактовка этих образов появилось относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

Первоначально, Тома де Томон предполагал отлить все скульптуры в бронзе или чугуне, однако из-за сложности работ от этой идеи пришлось отказаться. Был выбран известковый туф из-под села Пудость (вблизи Гатчины), известный также как пудосткий камень. В свежем, только добытом виде камень обладаем красивым ярко-желтым цветом. Благодаря пористой структуре он легко подавался обработке, за что приобрел особенное расположение скульпторов. Однако противостоять петербургскому климату и загрязненному воздуху пудосткий камень, увы, неспособен. Сегодня скульптуры на Ростральных колоннах уже утратили свой первоначальный цвет.

Сами колонны были сложены из кирпича артелью С.К. Суханова. Якоря и Ростры были выполнены кузнецами Васильевым, Шаповым и Корольковым.

До сих пор среди историков и краеведов ведутся споры, использовались ли Ростральные колонны как маяки, или с самого начала они имели только декоративное предназначение. Но огонь на вершине колонн, можно было зажечь всегда. Первоначально в жаровнях жгли конопляное масло, но в 1896 году колонны были электрифицированы. После Революции маяки на колоннах долгое время не функционировали, пока в 1957 году, к 250-летию города, к колоннам не подвели газ. С тех пор по праздникам и торжественным дням, на вершинах Ростральных колонн вспыхивают семиметровые языки пламени.


Жан-Франсуа Тома де Томон

О месте и дате рождения этого французского архитектора существуют разночтения. Одни утверждают, что он родился в 1759 году в Нанси, в других источниках говориться, что Жан Франсуа де Томон появился на свет в 1760-ом году в Берне.

Тома де Томон окончил Парижскую Академию архитектуры, и как лучший ученик получил право на стажировку в Италии. Затем, молодой зодчий был принят ко двору графа д’Артуа в качестве рисовальщика и архитектора, но начавшаяся Великая Французская революция круто изменило его судьбу.

Спасаясь от ужасов либерализма, Томон решил бежать в нормальную феодальную страну, и после несколько лет скитаний по Польше и Венгрии приехал в Россию.
Первоначально француз работал на князя Дмитрия Михайловича Голицина.

Главным творением Тома де Томона в России, разумеется, является ансамбль Стрелки Васильевского острова, но французский архитектор строил и другие объекта. Он перестраивал интерьеры Зимнего дворца , возводил новую императорскую резиденцию на Каменном острове, работал в Павловске, Одессе и в Царском Селе.

Завершилась жизнь мастера трагически. 1 января 1811 года Тома де Томон обследовал здание пострадавшего после пожара Большого театра, сорвался с лесов и серьезно разбился. Оправиться от травм он уже не смог и 23 августа 1813 года Тома де Томон скончался. Первоначально архитектор был похоронен на Смоленском кладбище, но в 1940 году, его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре .


В 1928 год была проведена первая капитальная реставрация Ростральных колон. Скульптор И.В. Крестовский писал: «Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок».

В годы Отечественной войны Ростральные колонны сильно пострадали от бомб и осколков. Это повлекло за собой новые реставрационные работы в 1948-1949 года. Последний раз творение Тома де Томона реставрировалось в 1998-1999 годах.

Разумеется, в истории Ростральных колонн были и забавные моменты. В 1990-хх годах на них снимался один из эпизодов легендарного фильма «Белые ночи Санкт-Петербурга». А в 2011 году Ростральные колонны стали объектом нашествия любителей экстремальных развлечений. 7 июня 2011 года на южную Ростральную колонну взобрались любители руфинга. А спустя два месяца, 23 августа, неизвестный, проник внутрь одной из ростральный колонн где и зажег газовый факел. Жертв и разрушений все эти инциденты не повлекли.

Многочисленные турфирмы и экскурсионные маршруты привозят сотни туристов каждый день к одной из самых популярных достопримечательностей города - на Васильевский остров, Стрелку которого с Ростральными колоннами и зданием Биржи мы видим на тысячах открыток. Независимо от дня недели, в любое время дня, здесь можно встретить молодоженов, которые отмечают начало новой жизни в центре любимого города.

Историческая справка

С момента основания города важную часть в его жизни играл Васильевский остров. Стрелка (так называется его восточная оконечность) изначально по проекту архитекторов должна была быть застроена домами. Однако план был изменен, так как Петр Великий решил сделать из этого участка один из центров деловой и культурной жизни города. По его велению архитектор спроектировал новый ансамбль, в который были включены здания Кунсткамеры, Биржи, Ростральные колонны.

По задумке Петра Первого город начался с застройки который должен был стать центром торговли. Но так как у него было достаточно мелко, площадка основных действий была перенесена на Васильевский остров. Стрелка играла большую роль не только в торговых делах, но и в дальнейшем развитии города. Сюда были перенесены здание Биржи, таможня, склады, здесь был возведен Гостиный двор.

Биржа

Здание Биржи красуется во главе всего Именно оно является одной из визитных карточек, по которым во всем мире известен Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова - одна из самых важных и красивых достопримечательностей города. Здесь приятно находиться в любое время года, отсюда открывается прекрасный вид на Петропавловскую крепость, и дельту Невы.

Архитектурный стиль, в котором построено здание Биржи, - классицизм. Архитектором был Ж. Ф. Тома де Томон. Пространство перед зданием было разбито на две площади - Коллежскую и Биржевую. После строительства здания Биржи по замыслу архитекторов пространство перед ней было увеличено на 100 метров. Таким образом, был создан контраст между архитектурными составляющими и оборудовано пространство для подхода судов. К воде ведут пологие спуски, украшенные гранитными шарами.

Ростральные колонны

Еще один символ отличает Васильевский остров. Стрелка украшена двумя которые были возведены в качестве маяков для кораблей. На их свет они ориентировались при заходе в порт. Высота колонн составляет 32 метра. Они являлись символами величия морской силы державы. Украшениями их служат носовые части кораблей, а фигуры, которые расположены у подножия, символизируют великие реки - Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

В настоящее время один из самых интересных объектов для посещения в городе - это Васильевский остров. Стрелка его предлагает для посещения такие интересные музеи, как Зоологический, Почвоведения, Литературный, Кунсткамеру и Центральный военно-морской. Увидеть их экспонаты, а также насладиться великолепным видом приглашает Стрелка Васильевского острова. Адрес этих музеев известен многим, поэтому не забудьте их посетить.

Где встречаются четыре великие русские реки? Наверное, каждый российский школьник знает ответ на этот вопрос - на Стрелке Васильевского острова. Именно здесь находятся Ростральные колонны, у основания которых располагаются четыре скульптуры, олицетворяющие реки Волгу, Волхов, Неву и Днепр.

При переносе в 1730-хх годах Петербургского порта на Васильевский остров, в восточной части его начинают формировать площадь. Одновременно со строительством нового здания Биржи архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон проектирует две колонны, которые эффектно вписываются в общий архитектурный ансамбль Стрелки. Ростральные колонны устанавливают в 1810 году, и первое время они выполняют функцию фонарей. Их зажигают по ночам или в сильный туман, чтобы облегчить путь судам. Южная колонна показывает направление к Большой Неве, а северная - к Малой. Внутри колонны, в свободном пространстве, располагается крутая винтовая лестница. Она ведет на площадку, на которой установлена огромная чаша. Всю конструкцию удерживает металлическая тренога. В старину в чаши наливали конопляное масло и поджигали: во время горения образовывался огромный столб пламени, при этом горящие брызги летели на головы прохожих. В 1896 году в целях безопасности и для простоты обслуживания к колоннам подводят электричество, но такое освещение оказывается очень дорогим. После событий Октябрьской революции фонари длительное время бездействуют. И только в 1957 году, к празднованию 250-летия города, маяки газифицировали. И 23 июня 1957 года первый раз над Ростральными колоннами вспыхнули огненные столбы высотой семь метров. В наше время полюбоваться горящими маяками можно по праздничным дням.

По замыслу Тома де Томона на колоннах разместили ростры, выполненные из металла, полые внутри и украшенные фигурами различных речных богов. В Древнем Риме торжественные колонны украшали носами побежденных вражеских кораблей. Именно эти части судов носят название “ростр”. Украшая колонны рострами, архитектор стремился подчеркнуть мощь и величие Российского морского флота. История сохранила для нас фамилии кузнецов, выполнивших ростры и якоря: Васильев, Шапов, Корольков. Долго работая над проектом, архитектор в итоге выбрал идеальные пропорции - высота Ростральных колонн составляет тридцать два метра.

Над созданием Ростральных колонн трудился известный каменотес-самородок Самсон Суханов, работавший также над колоннадой Казанского собора, Александровской колонной. Именно он, не пользуясь никакими измерительными инструментами, вытесал огромные шары из гранита, установленные на спуске Стрелки Васильевского острова. Сами колонны выложены из красного кирпича артелью под его управлением.

Высятся сооружения на фундаментах, выполненных из гранита, которые одновременно являются постаментами для четырех скульптур. Модели фигур были изготовлены архитекторами Жозефом Камберленом и Жаном Тибо. У северной колонны расположены скульптуры Днепра и Волги, а у южной - Невы и Волхова. Мужскую фигуру, символизирующую Днепр, выполнил Камберлен, остальные - Тибо. Изначально предполагалось отлить статуи из металла, чугуна или бронзы, но это оказалось дорого и трудоемко. Тогда было принято решение изготовить фигуры из камня. Но где взять достойный материал? Выбор пал на камень, обладающий интересным свойством. В селе Пудость Гатчинского района добывали известковый туф, имеющий приятный желтый цвет и мягкую пористую структуру. Только что добытый камень – достаточно мягкий и легко поддается обработке. На воздухе же он затвердевает, создавая прочные изваяния. Высекать фигуры из пудостского известняка доверили все тому же Самсону Суханову. И мастер не подвел: вот уже более 200-х лет статуи вызывают восхищение у петербуржцев и гостей города. Увы, туф не способен противостоять питерскому климату и загрязненной атмосфере, поэтому сейчас фигуры утратили первоначальный светло-желтый цвет.

Первая реставрация Ростральных колонн проводилась в начале XX века, в 1928 году. При этом были восстановлены утраченные металлические детали и очищены от постороннего материала скульптуры. По словам очевидцев, с каждой из фигур сняли две-три телеги гипса, цемента, штукатурки, а сами колонны оказались выкрашены масляными красками.

Следующие реставрационные работы проходили после Великой Отечественной войны. Памятник сильно пострадал от обстрелов, часть украшений была разрушена осколками, и их пришлось заменить. И, наконец, последняя реставрация проходила в 1998-1999 годах.

Сейчас памятник доступен к осмотру в любое время. Ростральные колонны выглядят неизменно эффектно: как во время белых ночей, так и при ярком солнечном освещении, как в темное время суток при искусственной подсветке, так и в привычный хмурый питерский дождь.

Фото -

Ростральные колонны

Стрелка ВО. Биржевая пл., 4х

1805-1810 - арх. Тома де Томон Ж.-Ф.

1926-1928, 1947-1949, 1997-1998 - реставрация

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга - являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Возведены по проекту арх. Ж.-Ф. Тома де Томона одновременно с центральным зданием Биржи в 1805-1810 гг. (торжественное открытие Биржи состоялось в 1816). Две монументальные колонны дорического ордера установлены у спуска к Неве, по сторонам полукруглой площади перед зданием Биржы. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение Биржевого здания как центра Петербургского порта. Ростральные колонны являются и памятником военно-морской славы России.

Для составления проекта нового облика Стрелки ВО Тома де Томону потребоваось несколько лет поисков. При работе над архитектурным ансамблем он создал несколько разных вариантов её образа. Композиционная идея центрально расположенного здания Биржи и фланкирующих его Ростральных колонн возникла уже в 1801 г. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций Ростральных колонн. В первоначальном проекте колонны носили декоративный характер, были небольшими по размерам. В дальнейшем Ростральные колонны были отодвинуты от здания Биржи, увеличен их размер, введен скульптурный декор. Окончательный проект был утвержден 26 февраля 1804 г. После утверждения проекта была создана "Комиссия по построению биржевого здания и обложеню невского берега камнем" во главе с Н. П. Румянцевым. Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились под руководством Совета Академии художеств, возглавляемым А. Д. Захаровым.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) - монументальные памятники, символизирующие морские победы, морское могущество страны. Традиция установки Ростральных колонн восходит к Древнему Риму. Ростральные колонны в России получили распространение в период классицизма.

Ростральные колонны появились на Стрелке Васильевского острова в 1810 г. Считается, что одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 г., когда торговый порт был переведен на Гутуевский остров.

Высота каждой колонны 32 м. Колонны украшены металлическими скульптурными изображениями ростр - носовых частей кораблей и изображениями якорей. У подножий Ростральных колонн 4 скульптуры. Скульптура выполнена из пудостского камня. На вершинах на квадратных площадках установлены металлические треножники с чашами-светильниками. Доступ к чашам - по винтовым лестницам, устроенным внутри колонн. Колонны покоятся на ступенчатых гранитных основаниях, которые одновременно служат постаментами каменных изваяний.

В определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн отсутствует единство мнений. Утверждение, что здесь представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек. Лишь тематическое согласование со скульптурным оформлением Биржи и некоторые атрибуты говорят в пользу этой точки зрения - одна из мужских фигур правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Мужчина у второй колонны левой рукой опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами.

Томон предполагал отлить все украшения Ростральных колонн к из чугуна, но никто не взялся за такую сложную работу. Поэтому в 1809 г. было решено сделать скульптуры из пудостского камня, а трофеи из железа. Пудостский камень добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость. Структура этого камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности.

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия..." обратилась в Академию художеств. Совет АХ решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Но запрошенная ими цена показались академии высокой, и был объявлен конкурс. Желающие выполнить скульптурные группы за меньшую цену нашлись. Позднее удалось установить авторов скульптур. Аллегорические статуи изготовлены по моделям скульптора из Антверпена И. Камберленом (Днепр) и француза Ж. Тибо (Нева, Волхов и Волга), с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Мужская фигура на северной колонне - работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта. ? Выполнение в 1809-1811 гг.

Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн. Примечательна композиция и пластика фигур, рассчитанная на обзор издалека. Все фигуры сидят в почеркнуто застывшей позе, угадывается лишь сдержанная внутренняя динамика. Формы выявленны обощенно. В композиции фигур сохранено ощущение каменного блока, что почеркивает монументальность фигур.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы при строительстве Ростральных колонн были выполнены артелью мастера С. К. Суханова. Производство якорей и ростов было поручено кузнецам Шапову, Васильеву и Королькову.

Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. С античных времен якори и ростры служили трофеями, добытыми в морских сражениях. На стволе каждой колонны симметрично в 4 яруса укреплены по 8 корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая - к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. (тритон, волк)

Колонны также украшены рельефными якорями.

На вершинах колонн установлены металлические треножники с чашами: в XIX в. в них заливалось масло, которое зажигали с наступлением сумерек, и Ростральные колонны служили в качестве маяков при подходе к Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществлялся по винтовым лестницам, находящимся внутри колонн. Маяки служили до 1885 г., их зажигали в туман и ночью. Внутри колонны имеют винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где помещены треножники с жаровнями, предназначенные для сигнальных огней. Вначале в жаровнях жгли конопляное масло, но раскаленные брызги падали вниз на головы прохожих. Потом заливали смолу. В 1896 г. к светильникам подвели электрические лампы, но в связи с большими расходами на электричество этот способ освещения был отвергнут.

Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 г.

В годы Великой Отечественной войны декоративное убранство Ростральных колонн пострадало от осколков артиллерийских снарядов и авиабомб. Послевоенным восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский. В 1947-1949 все детали заменены дубликатами, изготовленными из листов патинированной меди.

В 1957 г. к чашам светильников был проведён газ. В этом году (с опозданием) отмечали 250-летний юбилей Петербурга. В дни празднования были впервые зажжены газовые факелы. По традиции они зажигаются ежегодно в дни празднеств и торжеств.

Реставрационные работы проводились в 1926-1928 и 1947-1949 гг. Последние проходили в 1998-1999 гг.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, осадков, промышленных выбросов. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Во второй половине 1920-х гг. власти г. Ленинграда были вынуждены срочно начать восстановление городских памятников (в том числе и Ростральных колонн), т.к. к этому времени многие из них находились в катастрофическом состоянии. Для проведения восстановительных работ были приглашены известные профессиональные скульпторы. Руководил работами ск. И. В. Крестовский. О состоянии памятника Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставрации, проводившейся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, и каждый раз новым цветом. Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок". И в дальнейшем возобновление утраченных деталей осуществлялось по сложившимися традициями - из цементных растворов с применением железных крепежных стержней и скоб, что становилось причиной новых разрушений природного камня. При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

В 1996 г. встал вопрос об очередной реставрации. При реставрации скульптуры Ростральных колонн использовалась методика, разработанная НИИ "Спецпроектреставрация" и опробованная сотрудниками Эрмитажа при реставратии Адмиралтейства. В первую очередь скульптура была промыта, удалены сажистые загрязнения, а затем нейтрализованы биопоражения. Поздние доделки, выполненные из чужеродных материалом, способствовавших разрушению скульптуры, были удалены. Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей, выполнив их в пудостском известняке. Крепление недостающих деталей, устранение сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технология изготовления стержней разработана в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику в реставрационной практике. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк.

(О. Мозговая. Ростральные колонны - символ морских побед. журн. Наука и жизнь. N 2. 2000.)

Сейчас по ночам Ростральные колонны и другие сооружения Стрелки Васильевского острова подсвечиваются прожекторами. На молодежном сленге Ростральные колонны называют "Факела".

([*] - Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957.)

(Шуйский В. К. Тома де Томон. (Зодчие нашего города). Лениздат. 1981. С. 26-149.)

(Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Искусство. Ленинградское отделение. 1991. С. 35, Mary)

(Энциклопедический справочник. Санкт-Петербург. М. Большая Российская энциклопедия. Белова Л. Н.)

(И. Лисаевич. И. Бетхер-Остренко. Скульптура Ленинграда. Изд. Искуство. Ленингра. Москва. 1965. С. 37-44., Mary)

(Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004.

Пукинский Б..Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов.Норинт.,СПб. 2007.)

(Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб, 2010)

(по материала СМИ, Mary)

(Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. М., 2008.)

Тома-де-Томон Ж., Суханов С.

Ростральные колонны являются неотъемлемой частью ансамбля стрелки Васильевского острова . Построены они по проекту архитектора Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 годах.

На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей. Отсюда и их название, так как нос корабля моряки называли латинским словом "рострум", что переводится как "клюв". Такой обитый металлом "клюв" во время морских битв использовался для тарана противника. Впоследствии, ещё в древнем Риме, рострами украшались триумфальные колонны в честь морских побед.

При работе над архитектурным ансамблем стрелки Тома де Томон создал несколько разных вариантов её образа. От проекта к проекту менялись масштаб и декоративное оформление Ростральных колонн. В поиске лучшего решения французу помогал русский зодчий А. Д. Захаров . Он советовал: "Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу ". [Цит. по: 3, с. 22, 23]

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем" обратилась в Академию художеств. Её совет решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Однако, Комиссия посчитала запрошенную ими цену слишком большой. Заказ был выставлен на торги. Желающие исполнить работу за меньшие деньги нашлись. Согласно финансовым отчётам Комиссии авторами аллегорических фигур у Ростральных колонн стали И. Камберлен и Ж. Тибо. Производством якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы были выполнены артелью мастера С. К. Суханова.

Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня. Первоначально Тома де Томоном предполагалось разместить здесь скульптуры из чугуна, но для такой сложной работы не нашлось исполнителей. В 1809 году было принято решение о создании скульптур из камня, что было сделано в 1809-1813 годах. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга и Днепр у северной Ростральной колонны, Волхов и Нева у южной. Однако, у двух статуй отсутствуют атрибуты рек (сосуды с льющейся водой), что позволяет спорить о действительной интерпретации скульптур. Фигура Днепра выполнена мастером из Антверпена Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо.

Считается, что изначально Ростральные колонны, высотой в 32 метра, служили маяками для кораблей, идущих в находящийся когда-то рядом торговый порт. В чашу на вершине наливали смолу и поджигали её. Некоторые историки подвергают это сомнению. Ведь маяки обычно ставят на берегу моря, океана. У реки - весьма редко. И уж тем более не очевидна необходимость маяков в центре большого города. Возможно, Ростральные колонны, как и сейчас, всегда являлись лишь триумфальными колоннами, а факел их горел только по праздникам.

Украшения Ростральных колонн значительно пострадали во время Великой Отечественной войны. Они были пробиты осколками бомб и снарядов и сплошь проржавели. В 1947-1948 годах их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырёхугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники. Восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский.

В 1957 году к горелкам Ростральных колонн был проведён газ.