Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» (восприятие, истолкование, оценка)

Пастернак – автор интересных работ, который написал много замечательных сочинений-размышлений на тему бытия, правды, времени, он писал о жизни и смерти, философствовал на иные темы. Вот, и тема изучаемого нами стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» также философская.

Стихотворение Пастернака Быть знаменитым некрасиво

Стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 году. Данная работа относится к циклу произведений «Когда разгуляется» и ее можно смело называть поучительной. Когда читаешь стихотворение, то в каждой строчке слышишь совет автора, который хочет, чтобы писатели создавали свои произведения не для того, чтобы становиться знаменитым, не ради шумихи и не для славы. Он призывает писать свои работы, придавая значение тому, что пишешь и о чем пишешь, и если признание и любовь читателей пришли, то чтобы это случилось естественным образом, благодаря «самоотдаче», своему труду, но никак не «самозванству».

Данное произведение, где не используются такие приемы, как эпитеты, сравнения, отсутствуют метафоры, но присутствуют глаголы, обороты, сложные предложения, можно назвать проповедью. Проповедью для тех, кто решил взять в руки перо. Стихотворение заставляет задуматься. Когда читаешь работу Пастернака, понимаешь, в чем должна быть суть работы писателей и это «не шумиха, не успех». Пастернак наставляет всех своих современников и будущих писателей, он призывает их так жить, так писать, чтобы «привлечь к себе любовь пространства».

Работая над анализом стиха Пастернака «Быть знаменитым некрасиво», можно сделать вывод, что настоящий писатель, истинный поэт никогда не будет в своих работах разграничивать «пораженья от победы», для него все произведения – это часть его души и если сегодня кем-то работа не признана, то через века она может стать шедевром. Главное, «быть живым» всегда, писать о настоящем и «ни единой долькой не отступаться от лица». Следовательно, если презираешь, пиши об этом, если любишь, пиши об этом, умей ненавидеть, умей радоваться, но не нужно изображать то, чего нет на самом деле, то, что угодно кому-то, лишь бы прославиться.

Быть знаменитым некрасиво слушать

На протяжении всей своей творческой жизни Борис Пастернак старался быть неординарным, необычным. Самые яркие работы этого автора были написаны в период раннего развития СССР. Тоталитарный режим, который царил вокруг, требовал от писателей и поэтов особой ловкости, своеобразного лицемерия и умения угождать правящей партии. Однако Пастернак не мог вести двойной образ жизни и в своих стихотворных работах напрямую высказывал мысли и чувства.

Конечно же, за такую откровенность, поэт был неоднократно осужден верхушками правления и его творческие работы попадали под строгую цензуру. Хотя за рубежом, романы и стихи Пастернака издавались, публиковались и получили свой круг поклонников.

У Бориса Леонидовича было не очень много друзей среди поэтов и литераторов того времени. Просто он совершенно не желал общаться с лицемерами и подлизами, которые старались угодить тоталитарным правителям.

Пастернак, обращаясь к своим товарищам, публикует стихотворение «Быть знаменитым некрасиво». В нем автор неоднократно убеждает своих коллег не складировать архивы написанного творчества, не трястись над рукописями. Ведь если изданные произведения действительно велики, о них читатель вспомнить и через сотню лет.

Борис Леонидович пишет о том, что любой поэт должен создавать свои творения лишь для самоотдачи, а не для успеха и шумихи.

Конечно, такие строки резко ударили по самооценке ровесников Пастернака. Многие поэты и писатели перестали здороваться с автором стихотворных строк, принимая работу «Быть знаменитым некрасиво» на свой счет. Хотя Борис Леонидович не ставил перед собой цель унизить кого-то из товарищей. Он лишь пытался сказать, что при любых обстоятельствах не следует превращаться в подлецов.

Нужно создавать достойный образ творческого человека, о котором наследники будут вспоминать с гордостью. Поэт уверен, что ход истории и прямое участие человека в ней будет меняться неоднократно. И те подвиги, которые творятся в одно время, могут считаться низкими поступками уже через пару десятилетий. По этим причинам, Пастернак старался оставаться «живым» - искренним и человечным в любых обстоятельствах.

Сочинение

«Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество…» - писал М.Горький.
И, действительно, как часто в трудных ситуациях мы обращаемся мысленно к своим любимым героям, к своим любимым книгам, и они подсказывают нам, как повести себя достойно.
Но за каждой книгой стоит судьба живого человека – ее автора, который не просто написал какие-то слова, но выстрадал их, оплатил их своей жизнью. То же самое можно сказать и о Борисе Леонидовиче Пастернаке.
Еще в тридцать втором году Пастернак понимал неразрывную связь стихов поэта и его судьбы. В стихотворении «О, знал бы я, что так бывает» он писал, что «…строчки с кровью убивают/ Нахлынут горлом и убьют!» и добавил, что там, где «кончается искусство/…дышат почва и судьба».
Так, например, стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» может показаться простым и незамысловатым. Написано оно классическим четырёхстопным ямбом, зарифмовано самым обычным способом (первая строчка с третьей вторая с четвертой). В нём не используется никакой специфической звукозаписи, игры слов. Но эти простые для понимания строки выстраданы их автором.
Борис Леонидович начинает стихотворение словами:
Быть знаменитым некрасиво,
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Кажется, всё понятно, но учтём, что сам Борис Леонидович к моменту написания стихотворения (1956г.) уже знаменит. Его знают на родине и за границей, где Борис Леонидович не стремится к признанию, запоем читают недавно вышедший роман писателя «Доктор Живаго». Но «шумиха и успех» для Пастернака противоречит творчеству, цель которого – самоотдача.
«Позорно, - пишет он,- ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех»
Несмотря на то, что Борис Леонидович не стремится к признанию, его роман приносит ему Нобелевскую премию. Это и становится началом трагических событий в его жизни.
Литературная газета назвала присуждение награды писателю «Враждебным актом, направленным против Советского государства…»
С этого момента в России начинается «травля» Пастернака. В газетах публикуются унижающие его статьи (печатается фраза, теперь ставшая крылатой: «Я не читал Пастернака, но знаю: в литературе без лягушек лучше»»), коллеги-писатели издеваются:
«Антисоветскую, заморскую отраву варил на кухне наш идейный враг.
По новому рецепту как приправа был поваром предложен Пастернак.
Весь наш народ плюёт на это блюдо, уже по запаху мы знаем, что откуда»
Сергей Михалков.

Мы не забудем этот смех
И эту скуку!
Мы поимённо вспомним всех,
Кто поднял руку!
Исключение из Союза писателей означало для уже пожилого человека, что он остается, практически, без средств к существованию. Но Союз писателей не остановился на этом и обратился к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства. Это было бы для писателя страшнее смерти. Ведь даже там, где уже кончается искусство, почва и судьба, неразрывно связанные между собой, продолжают дышать. И Пастернак отказывается от Нобелевской премии ради того, чтобы остаться в России. Такое решение может показаться странным (ведь его «травили» в этой стране), но ещё в пятьдесят шестом году в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво»он написал:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Поэтому в письме к Н.С.Хрущёву он пишет: «Я связан с Россией и рождением, жизнью и работой, и не мыслю своей судьбы отдельно и вне её. Выезд за пределы нашей Родины для меня равносилен смерти, поэтому прошу не применять ко мне высшей меры».
Можно сказать, что ещё в пятьдесят шестом году, в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», Пастернак предчувствовал будущие испытания и в нём же сформулировал тот принцип, который позволил ему выдержать все страдания.
Оставшись практически без поддержки, без средств к существованию, осмеянный и оплеванный, накануне смерти он пишет стихотворение «Нобелевская премия», которым в один миг зачёркивает свое унижение.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
В тысяча девятьсот шестидесятом году Борис Леонидович умирает. Лишь одна газета публикует сообщение о его смерти. И только через семнадцать лет Союз писателей признал его невиновность. Позже Александр Галич напишет:
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул.
А над гробом встали марадёры,
И несут почетный караул…Караул!
Я думаю, что каждый человек, который хочет связать свою жизнь с искусством, должен ответить на вопрос, готов ли он так же самоотверженно, как, например, Борис Леонидович Пастернак, жертвовать собой ради правды, ради самого искусства?
А для читателей творчество Пастернака потому так важно, что оно помогает человеку развить стремление к истине, возбуждает стыд, гнев и мужество.

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” является его программным произведением: в нем автор высказывает свои мысли о том, каким должен быть творческий человек, описывает свои взгляды на литературное творчество. Используя краткий анализ “Быть знаменитым некрасиво” по плану на уроке литературы в 9 классе, можно легко и доступно объяснить школьникам суть этих взглядов.

Краткий анализ

История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический сборник “Когда разгуляется”, вместе с другими произведениями, написанными Пастернаком за три плодотворных года.

Тема стихотворения – сущность творчества и кодекс жизни поэта.

Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества. Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части композиции Пастернак говорит о том, что следование кодексу жизни в итоге приведет творческого человека к литературному бессмертию.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – сложный, Борис Пастернак использует переходы от одного размера к другому по схеме спондей — пиррихий — пиррихий — ямб.

Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе “, “быть притчей на устах у всех “,

Эпитеты – “жизни целой “, “живому следу “, “единой долькой “.

Сравнения – “как прячется в тумане местность “.

Антитеза – “поражения – победа “.

История создания

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” было написано после целой череды событий в жизни поэта – его признали, он стал членом Союза писателей, умер “вождь народов”, но общая окололитературная суета волновала его все меньше, в основном Пастернак занимался переводами. В то же время он много размышлял о сути творчества, результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облеченная в поэтическую форму в 1956 году.

Существует относящаяся к истории создания гипотеза, что этим произведением, которое без преувеличения можно назвать программным, Борис Пастернак продемонстрировал неприятие творческого выбора Владимира Маяковского, который в то время считался лучшим поэтом современности и личностью чуть ли не неприкосновенной.

Стихотворение поэт включил в свой сборник “Когда разгуляется”, который наполнился более чем сорока стихотворениями в период с 1956 по 1958 годы.

Тема

Общая тема – это суть творчества и путь творческого человека, его предназначение, однако Пастернак также размышляет о смерти и жизни, о судьбе, о целях творчества в самом широком смысле.

Композиция

Композиционное строение стиха достаточно несложное – он трехчастный. В первой части поэт как будто выливает на читателя ушат ледяной воды, говоря о творцах, которые являются притчей у всех на устах, ничего при этом не знача.

Вторая часть представляет собой рразмышления о том, каким все-таки должно быть человеку. занимающемуся творчеством, – Пастернак видит его человеком, живущим без самозванства, но ради вечности. Он должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность.

И третья часть – это указания другим поэтам, что нужно сделать для того, чтобы остаться в вечности, а не приобрести только сиюминутную славу. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно быть живым до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в “Быть знаменитым некрасиво”.

Основной мотив произведения – познание и поиск себя.

Жанр

Это философское произведение, послание Пастернака к современникам и потомкам, его поучение, где сам поэт выступает в роли наставника. Он показывает другим тот путь, который сам считает истинным – не к признанию современниками, но к чему-то далекому и вечному. Пастернак использует сложные переходы от одного размера к другому, спондей сменяется пиррихием, а том, в свою очередь – ямбом. Это позволяет ему достаточно свободно выражать свои мысли, не ощущая скованности формой. Рифма же вежде одинаковая – перекрестная.

Средства выразительности

Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – все это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительные средств, таких как:

  • Метафоры – “ оставлять пробелы в судьбе “, “ быть притчей на устах у всех “,
  • Эпитеты – “ жизни целой “, “ живому следу “, “ единой долькой “.
  • Сравнения – “ как прячется в тумане местность “.
  • Антитеза – “ поражения – победа “.

Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.

Окружающая жизнь для художника - не только источник вдохновения и предмет эстетического интереса. Она просвечена его нравственным чувством, и она сама, в свою очередь, покоряя художника, это чувство в нем порождает и укрепляет. Художник у Пастернака всегда был «заложник», но и «должник», отданный до конца искусству. Осознание особости, избранности судьбы поэта отличает и позднего Пастернака. Оно помножено на жизненный опыт, углублено анализом и потому по-настоящему впечатляет. В нем подчеркнут и выдвинут нравственный аспект - идея ответственности художника перед целым миром, перед самим искусством и непосредственно людьми.

Глубокая органичность темы долга, служения подтверждена у Пастернака разнообразием вариантов ее выражения. Она выступает в логике культурно-исторических и евангельских уподоблений - в стихотворении «Гамлет». Или возникает вдруг, на гребне свободной и широкой лирической волны, в «Земле». Или - достаточно непривычно - приобрел тает характер почти что сентенции в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» было написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли, самой сущности своего бытия на земле.

Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство поэта, верного своему образу мира, отличному от того, что предлагала советская литература:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

В этом стихотворении Пастернак противопоставляет свой творческий путь пути Владимира Маяковского, неумеренно прославляемого после объявления его Сталиным «лучшим поэтом современности». Что ж, вождю был необходим «придворный» поэт, который бы нес идеологические установки современности в массы, и по воле рока выбор его пал на знаменитого футуриста. А Пастернака отвращала судьба «знаменитых», постигшая Маяковского, он не мыслил жизни вне тайны и незаметности, а истинную поэзию всегда отделял от окололитературной суеты.

Отметим пока что: поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, «заводить архивы», для его таланта губительны успех

и шумиха. Кроме того, любовь публики мимолетна, порой несправедлива, зачастую подвержена моде. Поэт, безусловно, творит для людей, в этом как раз и заключается насущный смысл любого творческого акта. Но именно, для и во имя людей, а не ради их восторженных оценок и тем более не в целях угоды вкусам власть предержащих. Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни милости небожителей, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Поэт испытывает радость от самого творчества. Оно - его стихия и способ существования. Он не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.

Поэт формулирует сентенцию: «Цель творчества - самоотдача». На первом месте для Пастернака - высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. Собственно, в поздних стихах Пастернака с их высоким, проповедническим утверждением долга видна решительная активизация «я», уже не столько очевидца мирового процесса, сколько его прямого соучастника. А в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» активизация эта доведена до предела. В подтексте стихотворения - все то же характерное для Пастернака стремление к единству, но, будучи осложнено чувством непонятости, - субъективный момент в стихотворении очевиден, - оно выражает себя не прямо, а от противного, через конфликт. Все это вносит в философско-эстетическую концепцию художника новые акценты, но не разрушает ее основы - утверждения единства с миром как принципа животворящего и нравственно-образующего.

Вообще, стихотворение требует вдумчивого прочтения в контексте всей лирики Пастернака, ее тематических признаков, философской направленности, специфических особенностей. О том, как опасно делать выводы в отношении произведений большого поэта, как нелегко проникнуть в художественный мир его, свидетельствует самонадеянно высказанное Мандельштамом мнение, согласно которому «Быть знаменитым некрасиво» «звучит, как официальный отчет». Мандельштам ошибался: чего в стихотворении нет, так это «официальности», скорее, оно создает впечатление учительного послания, но доверительного, искреннего, честного, словно задушевный разговор добрых друзей.

У Пастернака обращают на себя внимание приметы разговорной речи: «над рукописями трястись», «быть притчей на устах у всех», «в конце концов», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Поэт употребляет фразеологизмы и просторечные обороты, которые сообщают особую выразительность речи при малом объеме слов и передают разговорную интонацию.

Есть и еще один немаловажный аспект интерпретации стихотворения. Несмотря на то чточ#зключительные восемь стихов невозможно соотнести с каким-то определенным местом Священного Писания, нельзя не отметить, что они, как и весь текст, состоят из библеизмов. «Быть знаменитым некрасиво» по содержанию и поэтике ориентировано на евангельские апостольские послания. Пастернак, человек глубоко верующий, но попавший в ловушку атеистической русской литературы советского периода, тем не менее остается верен своим моральным принципам и религиозным убеждениям и формулирует те нравственные законы и этические догмы, без которых не мыслит жизни подлинного художника.

Борис Леонидович Пастернак - поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум стихотворца хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. По сути, поэт подводит итог своему творчеству стихотворением «Быть знаменитым некрасиво». Но подвести итоги - не значит поставить точку. Последняя книга лирики - не конец пастернаковской поэзии, всегда устремленной в будущее, настроенной на восприятие его зова:

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

Истинный художник - всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут. Но разве может это иметь какое-то значение для поэта, отдающегося творчеству целиком, без остатка, уподобляющегося в самоотдаче Иисусу Христу, совершающему крестный подвиг? Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Так завершается стихотворение Пастернака, такими же настроениями проникнута его заключительная книга лирики. Это его последнее -нет, постоянное, всегдашнее и навсегда живое - поэтическое слово.