Танковая колонна русской православной церкви имени димитрия донского. День Победы: Танки и самолеты от Русской Церкви

22 июня 1941 года началась война, уже через несколько дней получившая название “Отечественной”. Война была настоящая, большая, совсем не похожая на ту игрушечно-победоносную из популярного предвоенного фильма “Если завтра война”. Пролетариат Германии не восставал как один человек, узнав о нападении на СССР, немецкие солдаты не обращали свои штыки против клики Гитлера, а Красная армия не отбрасывала врага от наших рубежей в один миг “малой кровью, могучим ударом”, как должно было быть согласно схемам коминтерновско-советской пропаганды. Всё происходило, как и должно быть в реальной жизни.

Впрочем, в тылу это выяснилось не скоро, и пропаганда, сразу же мобилизовавшая образ народного героя и патриота Сусанина на военные нужды, мыслила ещё прежними шаблонами. Так, например, председатель домнинского колхоза им. НКВД И. Пухов писал в районную газету (его письмо было опубликовано в номере от 26 июня): “В ответ на зверское нападение фашистских шакалов потомки народного героя Ивана Сусанина, колхозники сельско-хозяйственной артели имени НКВД, Сусанинского сельсовета, с удвоенной энергией работают на полях. По примеру народного героя Ивана Сусанина, отдавшего свою жизнь за родину, мы отдадим всё, что нужно для Красной Армии, чтобы обеспечить быстрейшую победу над врагом”.1 Но обеспечить быстрейшую победу было не так легко. Немцы неотвратимо двигались вглубь СССР, Красная армия, терпя поражение, отступала, над страной нависла более чем реальная угроза военного поражения и оккупации. И в этих условиях произошло то, что было естественно для любой нации, которой угрожала смертельная опасность, – обращение к героическим образам предков, к попранным национальным традициям России. В пламени войны прежние кумиры – типа Ворошилова и Будённого – окончательно отошли на задний план, уступив место образам, словно вставшим из глубины русской истории – Александру Невскому и Дмитрию Донскому, Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, Суворову и Кутузову. В этой шеренге исторических героев России, помогавших потомкам защищать Родину, был и Иван Сусанин, героический и трагический образ которого из чисто книжного стал в то жестокое время живым и близким современным поколениям. а Характерно в этом отношении стихотворение “Сусанин”, написанное С.Н. Марковым (костромичом по происхождению) в 1941 году. Трагическое ощущение времени первого года войны придаёт образам Сусанина и иноземных врагов поразительную современность.


Трещат лучины ровные пучки,
Стучит о кровлю мёрзлая берёза.
Всю ночь звенят запечные сверчки
И лопаются брёвна от мороза.

А на полу под ворохом овчин
Кричат во сне похмельные гусары –
И ляхи, и оборванный немчин,
И чёрные усатые мадьяры.

Прощайте, избы, мёрзлые луга
И тёмный пруд в серебряной оправе…
Сколь радостно идти через снега
Навстречу смерти, подвигу и славе.

Сверкает ледяная бахрома.
Сусанин смотрит грустными глазами
На полдень, где укрылась Кострома
За древними брусничными лесами.

И верная союзница-метель
По соснам вдруг ударила с размаху.
“Метель, стели мне снежную постель,
Не зря надел я смертную рубаху…”

И почему-то вспомнил тут старик
Свой тёплый кров… “Оборони, владыко:
Вчера забыл на лавке кочедык
И золотое липовое лыко.

И кочедык для озорных затей
Утащат неразумные ребята.
Ленился, грешник, не доплёл лаптей,
Не сколотил дубового ушата…”

И вздрогнул лес, и засветился снег,
Далёким звоном огласились дали,
И завершился стариковский век
Причастьем крови и туманной стали.3


В войну о Сусанине писали немало, причём из двух предвоенных версий его подвига – с царём Михаилом Федоровичем и без него – в ту пору полностью господствовала “царская” версия. На время было как бы забыто, что Михаил Федорович был главой “феодально-крепостнической диктатуры”, и на передний план выступило соображение, что он – русский царь. Вот лишь один образец того, как писали о Сусанине в войну, – очерк “Ярославцы”, помещённый в сентябре 1942 года в газете наркомата обороны “Красная звезда”. В очерке, повествующем об участии ярославцев в защите русской земли, подробно рассказывалось о подвиге Сусанина в его “царской” версии и, в частности, говорилось: “Иван Сусанин согласился быть проводником, и шайка тронулась в путь. Но лесу не было конца, а зимней долгой ночи – рассвета. За такую ночь далеко можно в лес завести… Он и завёл – сын русского народа Иван Сусанин. Кругом дремучей стеной стояли мохнатые от снега, могучие русские ели. От звёздного морозного света синел снег. Перед Сусаниным стояла кучка тяжело дышавших, измотанных, пёстро одетых дураков, которые поверили ему, что он поможет, что он, старик, предаст Россию…

Спокойное мужество, мужество Сусанина принесли с собой ярославцы и в отечественную войну с фашизмом”.4

В военные годы немало писали о людях, в той или иной степени повторивших на оккупированной территории подвиг Сусанина. Наибольшую известность приобрёл подвиг “псковского Сусанина” – М.К. Кузьмина, приведшего под Великими Луками 14 февраля 1942 года отряд немцев под огонь наших солдат (посмертно в 1965 году М.К. Кузьмину было присвоено звание Героя Советского Союза).5 Весной 1942 года в журнале “Звезда” был напечатан рассказ-очерк В.Я. Шишкова “Советский Сусанин”, посвящённый, в частности, подвигу М.К. Кузьмина (в 1943 году под названием “Сусанины Советской земли” он был включён в книгу рассказов В.Я.Шишкова). Характерно начало этого рассказа-очерка: “Каждому советскому человеку дорог светлый образ Ивана Сусанина. Незабываемый облик мстителя за свой народ жив и поныне. Наша освободительная Отечественная война во множестве родит советских Сусаниных”.6

В целом образ Ивана Сусанина в войну, пожалуй как никогда, имел двойственный характер. С одной стороны, старый русский крестьянин-герой не мог не вызвать у людей живую “теплоту патриотизма” – патриотизма естественного, нормального, без которого нельзя одержать победу. С другой стороны, на официальном облике Сусанина в то время, как никогда, лежала печать патриотизма казённого (хотя использование пропагандой имени Сусанина в годы войны, конечно, носило несравненно более естественный и политически чистый характер – в отличие от периода 1938-1939 годов, когда этим именем прикрывали преступления сталинского режима). Пожалуй, нагляднее всего эта двойственность проявилась в конце 1942 года, во время сбора средств на строительство танковой колонны имени Ивана Сусанина.


Танковая колонна имени Ивана Сусанина

7 ноября 1942 года – в разгар Сталинградской битвы – Сталин выступил с докладом на торжественном заседании Моссовета, посвящённом 25-й годовщине Октябрьской революции. Несколько дней спустя члены колхоза “Красный доброволец” Избердеевского района Тамбовской области “в ответ на доклад” вождя выступили с почином о сборе средств на строительство танковой колонны “Тамбовский колхозник”. Почин этот был, естественно, организован “сверху”, но, как и всегда, изображалось, что он идёт “снизу” – от широких колхозных масс. Фактически это был очередной, возложенный на колхозное крестьянство, военный налог. Пример тамбовцев, как писала в те дни “Правда”, “воодушевил всех колхозников советской страны”, 7 и организованный обкомами партии сбор средств на строительство новых танковых колонн развернулся повсеместно. Вслед за “Тамбовским колхозником” в считанные дни были проявлены инициативы о строительстве “Московского колхозника”, “Рязанского колхозника”, “Ивановского колхозника”, “Красноярского колхозника”, “Челябинского колхозника” и т.д., и т.д. Не могла, конечно, остаться в стороне и Ярославская область, где в начале декабря члены колхоза “Восход” Ярославского района, поддержав почин тамбовцев, выступили с инициативой о сборе средств на танковую колонну своей области. Первоначально колонну предполагалось назвать по общему шаблону – “Ярославский колхозник”, б однако вскоре ей было решено дать другое имя. Во второй половине декабря группа колхозников из Сусанинского района обратилась в Ярославский обком ВКП(б) с письмом – скорее всего, в самом обкоме и написанном, – в котором говорилось: ”Великий патриот земли русской Иван Сусанин отдал свою жизнь за Родину. Следуя патриотическому почину тамбовских колхозников, мы, колхозники и колхозницы колхозов имени НКВД, имени Сталина, имени Фрунзе, имени Молотова, “Красное Знамя”, имени Калинина и другие, Сусанинского района, в собрав на строительство танковой колонны 900 тысяч, просим обком ВКП(б) присвоить ей имя народного героя нашего земляка Ивана Сусанина. Пусть танки с именем Ивана Сусанина беспощадно громят гитлеровских бандитов. Пусть имя Ивана Сусанина зовёт наших родных красных воинов вперёд, на разгром врага”.9

Одновременно с этим письмом в газетах были опубликованы две телеграммы: одна – 1-го секретаря обкома партии А.Н. Ларионова Сталину, гласившая: “Москва, ЦК ВКП(б), товарищу Сталину. Колхозники и колхозницы Ярославской области, по примеру тамбовских колхозников, в течении нескольких дней собрали 70 миллионов рублей на строительство танковой колонны и просят Вас, товарищ Сталин, присвоить танковой колонне Ярославских колхозников имя русского народного героя, ярославского земляка, Ивана Сусанина. Сбор средств продолжается”;10 и вторая – ответ Верховного Главнокомандующего: “Передайте колхозникам и колхозницам Ярославской области, собравшим 70 миллионов рублей на строительство танковой колонны имени Ивана Сусанина, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин”.11

Таким образом, присвоение танковой колонне имени Сусанина было санкционировано на самом высоком уровне. Разумеется, по поводу сталинской телеграммы по всей области прошли митинги трудящихся, а обком и облисполком выступили со специальным обращением “Ко всем колхозникам и колхозницам, ко всем трудящимся Ярославской области”, в котором говорилось: “Товарищи колхозники и колхозницы! В ответ на телеграмму товарища Сталина усилим сбор средств на строительство мощной танковой колонны ярославских колхозников имени Ивана Сусанина. Все колхозники и колхозницы нашей области должны стать активными участниками сбора средств на танковую колонну”.12

В те декабрьские дни имя Сусанина склонялось в прессе и на митингах непрерывно, а 25 декабря – в день, когда сбор средств на колонну в результате “широкой разъяснительной работы” должен был, согласно постановлению бюро обкома, успешно завершиться – в областной газете “Северный рабочий” появилась большая статья “Иван Сусанин”. После рассказа о подвиге Сусанина – разумеется, в его “царской” версии, с информацией о Михаиле Романове – шёл текст: “С тех пор прошло 330 лет. Но память о подвиге Ивана Сусанина не померкла. Свет этого подвига озаряет сейчас пути наших воинов, отстаивающих родную страну от нашествия немецко-фашистских бандитов. Когда потомки народного героя сходятся с врагом в неравной схватке, они не отступают. Бессмертный подвиг Ивана Сусанина вдохновляет воинов Красной Армии на смертный бой с фашистскими извергами, на борьбу за свободу, честь и независимость родной страны. Имя Сусанина стало символом беззаветного служения родине.

Нам, ярославцам, Сусанин особенно близок и дорог – это наш земляк. Родина Ивана Сусанина – бывший Молвитинский район. По требованию трудящихся район был назван Сусанинским. г

Сейчас, по патриотическому почину тамбовских колхозников, колхозники нашей области вносят свои трудовые сбережения на строительство танковой колонны. По просьбе трудящихся Сусанинского района этой колонне присвоено имя ярославского крестьянина Ивана Сусанина.”13 Процитировав затем строки из популярной предвоенной песни: “Гремя огнём, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход”, – автор кончил статью так: “На своём пути они будут расстреливать, сокрушать, давить живую силу и технику врага. Это будет продолжение легендарного пути Ивана Сусанина, славный путь победы.

Чем больше танков пойдёт в колонне имени великого патриота земли русской, тем быстрее будет очищена родная земля от фашистской нечисти. Кровь предка зовёт ярославских колхозников умножить свои усилия в борьбе с иноземными захватчиками”.14

После сбора средств на строительство танковой колонны 15 В том же апреле 1943 года старший зоотехник находящегося вблизи Костромы племсовхоза “Караваево” С.И. Штейман передал в фонд обороны полученную им Сталинскую премию в сумме 1000 тысяч рублей, попросив в письме на имя Сталина, опубликованном во всех газетах, построить на эти деньги самолёт, назвав его именем народного героя Ивана Сусанина. В ответной телеграмме Сталин, предав ему свой привет и благодарность Красной армии, сообщил, что его желание будет исполнено. ">д и высочайшего – самим Сталиным – освящения её названия, имя Сусанина окончательно стало культовым, священным, звучавшим с самых высоких трибун. Например, выступая в конце января 1943 года в Ярославле на совещании секретарей колхозных комсомольских организаций области, I-й секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов, в частности, сказал: “Вам, товарищи ярославцы, можно законно гордиться бессмертным подвигом вашего земляка Ивана Сусанина, вам, товарищи, можно гордиться тем, что в эту великую войну нашёлся не один представитель советской молодёжи из среды ярославской молодёжи, который оказался достойным преемником Сусанина”.18 А ведь с момента “реабилитации” Сусанина прошло всего лишь 4 года! Впрочем, неуклонное повышение статуса Сусанина имело и свои реальные положительные стороны. Именно по этой причине на завершающем этапе войны произошло возрождение Успенской церкви в Домнине.


Фото Г.П. Белякова. 1953 г.

Храм в Домнине снова действует.

Возрождение домнинского храма

К осени 1943 года война была в самом разгаре. Наши войска с боями шли на запад, в тылу на непосильной работе надрывались пресловутые “колхозники и колхозницы” – женщины, старики и подростки, пропаганда по-прежнему – в числе других имён наших великих предков – склоняла имя Сусанина, а Успенский храм в Домнине оставался в своём осквернённом виде, продолжая служить зернохранилищем колхоза имени НКВД; вытоптанное в предвоенные годы кладбище возле него зарастало травой. Верующие ходили молиться – а молиться в войну было о чём! – в дальние храмы, чудом уцелевшие от разгрома 30-х годов, в частности, – в Троицкую церковь села Исупова. Казалось, так будет всегда; и вдруг произошло настоящее чудо – храм был возрождён.

Как известно, после поистине исторической встречи Сталина 4 сентября 1943 года с иерархами Русской Православной Церкви произошёл довольно крутой, но, в принципе, логично вытекающий из всей практики военных лет поворот политики государства в отношении к церкви. Последней было разрешено вновь избрать патриарха, разрешено иметь духовные академии и семинарии, разрешён выпуск церковных изданий, и – главное – в результате этого поворота было возрождено довольно большое количество храмов. Причин для такой смены курса было довольно много, но одной из главных была та, что Сталин, готовясь к выходу Красной армии за пределы государственной границы СССР, срочно принимал меры для придания своему режиму большей респектабельности (в это же время был распущен и Коминтерн). Однако, не будь даже этой причины, церковь всё равно рано или поздно получила бы те права, что были ей даны в 1943 году. В 30-е годы уничтожив в ней почти всё, что представлялось опасным для его власти, Сталин мог, как ему казалось, – в соответствии с давними русскими традициями – вновь сделать церковнослужителей частью своего государственного аппарата.

В результате этой либерализации, плоды которой в силу целого ряда причин в костромском крае были очень и очень скромными, и произошло возрождение старого домнинского храма. По-видимому, или в конце 1943 года, или в начале 1944-го жившая в Домнине монахиня Троицкого Сумароковского монастыря е Ксения (Груздева), бывшая членом прежнего церковного совета, вместе с другими верующими стала писать в Москву, прося власти вернуть домнинцам храм. В прошениях она указывала на историческое значение Успенской церкви и на её связь с именем Сусанина. И произошло чудо: землякам русского народного героя не отказали – из Москвы пришло распоряжение передать храм религиозной общине. Вскоре – согласно материалам архива Костромской епархии, это произошло 15 августа 1944 года, на Успение Божией Матери19 – в Домнино был назначен священник о. Геннадий Горицкий. Совместно с прихожанами 67-летнему священнику, заступившему на место расстрелянного о.Константина Сокольского, довольно быстро удалось восстановить храм, тем более, что иконостас в нём пострадал сравнительно немного. В Успенскую церковь было снесено немало сбережённых икон из других закрытых храмов округи, и в том же 1944 году она вновь после освящения стала действовать.

Так тень Сусанина помогла домнинцам возродить свой храм, ибо либерализация либерализацией, но не будь они земляками высочайше признанного патриота земли русской – храм в Домнине и поныне, быть может, пребывал бы в мерзости запустения.

Тогда же, в августе 1944 года, произошло ещё одно важное событие: Указом Президиума Верховного Совета СССР из состава Ярославской области была выделена (а по сути, восстановлена) Костромская область. Для Сусанина этот факт имел то значение, что его наконец-то перестали именовать ярославцем, и к концу войны он снова стал тем, кем и был всегда, – костромским крестьянином.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

ТАНКИ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ

Когда говорят о роли Церкви в Победе, возникает много недоразумений.

Некоторым кажется, что наши солдаты, за малым исключением, были ревностными христианами. Рисуется такая радужная картина: Сталин встречается с митрополитом Сергием и православные красноармейцы вдвое охотнее начинают бросаться на дзоты. Что-то в этом духе. Но, конечно, не было ничего такого.

Просто борьба с верой раздирала страну по живому. Вспоминаю рассказ моей старой доброй знакомой, Людмилы Дмитриевны Петровой, отец которой был, что называется, пламенным чекистом. Однажды она услышала, как он громко произнёс: «Не знаю, кто всем правит – Бог, Всевышний, но верю, что над нами и над всем миром Кто-то есть». Так думали многие.

И когда началась война, кто-то сразу, а кто-то к осени, после гибели лучших наших армий, нутром понял, что и верующим, и неверующим надо теперь держаться вместе. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В тот же день закончилась война гражданская. Хотелось этого властям и воинствам или нет, только пришлось признать очевидное: Кто-то есть. Не с митрополитом Сергием (Страгородским), а с Богом заключил мир бывший семинарист Иосиф Сталин.

Он сделал это одним из последних. В блокадном Ленинграде ещё в голодную зиму 1941-1942-го православные приходы регулярно снабжались вином и мукой, необходимыми для причастия. Правда, вино сильно разводили, иногда заменяя свекольным соком, а просфоры выпекались размером с пятикопеечную монету. Но понимание, как много значат уцелевшие храмы для Победы, в городе было.

Окончательный перелом в отношениях Церкви и государства произошёл в 43-м. Сегодня мы расскажем о символе этого примирения – танковой колонне «Дмитрий Донской», построенной на деньги православных. Собрано было 8 миллионов рублей, не считая драгоценностей – обручальных колец, серёжек. Собирали по копейке.

Как вспоминал протоиерей церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлев, «в церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрёна Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ внёс свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход – деревни, хутора и посёлки, отстоящие в 5-20 километрах от села, и в результате – 10 тысяч рублей, сумма по нашим разорённым немецкими извергами местам значительная».

Важная деталь. Для сбора средств по личному указанию Сталина был открыт специальный счёт в Государственном банке СССР. Это было первое утверждение юридического статуса Русской Православной Церкви за годы советской власти.

Так появились на свет сорок лучших в мире танков Т-34-85. Это были не те «тридцатьчетвёрки», с которыми мы встретили войну, а совершенно новые машины, способные на равных биться с немецкими «тиграми». Новые танки имели более мощную пушку, их броня была куда сильнее прежней. Это не говоря о том, что больше половины машин в колонне – 21 из 40 – были огнемётными. Это было страшное оружие. Заряд огнесмеси объёмом до 10 литров выстреливался на расстояние 70–130 метров. Причём скорострельность достигала 30 огневыстрелов в минуту, что позволяло буквально поливать струёй огня вражеские укрепления.

Из огнемётных танков был сформирован 516-й отдельный танковый полк, 19 других машин передали 38-му отдельному танковому полку. Это произошло у деревни Горелки, что в пяти километрах северо-западнее Тулы. 8 марта 1944-го состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами выступил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Красной армии. На заснеженном поле стояли боевые машины с надписями: «Дмитрий Донской». Перед ними выстроились экипажи.

«Я чувствую себя глубоко счастливым быть среди вас», – сказал владыка и поведал, что Церковь в первый же день войны благословила всех православных на защиту Отечества. Вскоре с танкистами в Москве встретился и Патриарх Сергий, пожелав им вернуться живыми из огненной печи войны: «Чтобы вы здоровыми и невредимыми возвратились домой и радовались бы и с нами со всеми, и с вашими близкими людьми. Дай Бог вам... чтобы слава Димитрия Донского коснулась и вас, и всех представителей танковых войск».

Господь так устроил, что танки из колонны «Дмитрий Донской» продержались дольше других, несколько из них встретили Победу в Германии. Это при том что среднее время жизни танкового взвода в сражении на войне – минут десять.

Первым в бой вступил 38-й полк. Это случилось через две недели после того, как владыка Николай благословил танкистов честно драться за Родину.

Близ города Балта, что в Одесской области, завязался жестокий бой. Против полка были брошены «тигры», самоходки, авиация. Но танкисты освобождали одно село за другим. Вечером 27 марта танки колонны «Дмитрий Донской» с десантом на броне ворвались в город. Двое суток продолжались уличные бои. К исходу 29 марта противник полностью был выбит из Балты.

Развивая наступление, полк с флангов обошёл город Котовск, создав угрозу окружения для засевших в нём немцев. Те побежали, но танкисты настигли врага и полностью уничтожили его группировку.

К апрелю уцелело лишь девять машин. За форсирование Днестра полку было присвоено имя Днестровский, хотя полком это было назвать уже трудно. Скорее, это была теперь рота.

К концу апреля лишь четыре танка Днестровского полка продолжали драться с фашистами. У высоты 111,1 в районе молдавской деревни Устя оставшиеся боевые машины с десантом атаковали немцев, уничтожая их огнём и гусеницами. Но атака пехоты захлебнулась. Высота казалась ей неприступной. И тогда танкисты пошли на прорыв. Первым был экипаж под командованием младшего лейтенанта Румянцева. Танк сумел преодолеть две полосы траншей, прежде чем вспыхнули бензобаки. Как писал один из историков, «продолжать движение дальше было невозможно, но танкисты понимали истинную цену их каждого выстрела. Так и не покинул экипаж пылавшую боевую машину, до последнего дыхания посылая в цель снаряд за снарядом. Посмертно герои были награждены орденами Отечественной войны первой степени. В числе отважных – неразлучные земляки-ленинградцы: младший лейтенант Николай Михайлович Румянцев, проживавший до войны по улице Седова, 20, и его друг – старшина Константин Фёдорович Морозов из Парголово. Нет на земле их могил...»

Благодаря этому танку два других, увлекая за собой пехоту, взяли высоту, следом освободили деревню Жервень и форсировали реку Реут. Это был последний бой Днестровского полка. За месяц он уничтожил полторы тысячи фашистов, было подбито и захвачено 38 танков.

Другой полк, получивший боевые машины из колонны имени Дмитрия Донского, – 516-й отдельный огнемётный танковый – должен был выполнять специальные задачи. Вместе со Второй штурмовой инженерно-сапёрной бригадой он вскрывал, как ножом, наиболее укреплённые места обороны гитлеровцев.

Сохранилось письмо коммунистов и комсомольцев полка митрополиту Николаю. Они писали: «Вы говорили: “Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведёт нас на битву за священную Русскую землю. Вперёд, к победе, братья-воины!” Выполняя этот наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части на вручённых вами танках, полные любви к своей Матери-Родине, к своему народу, успешно громят заклятого врага, изгоняя его из нашей земли. На этих грозных боевых машинах танкисты прорвали сильно укреплённую долговременную оборону немцев и продолжают преследовать врага, освобождая от фашистской нечисти родную землю... Мы будем громить и преследовать немецких захватчиков, пока видят глаза, пока бьётся сердце в груди, не зная пощады к злейшим врагам человечества. Имя великого русского полководца Дмитрия Донского, как немеркнущую славу оружия, мы пронесём на броне наших танков вперёд на Запад, к полной и окончательной победе».

Из этого текста видно, что слова владыки произвели на танкистов очень сильное впечатление. Танки «Дмитрия Донского» дошли до Берлина. Не все. Девятнадцать человек сгорели в боевых машинах заживо.

Нужно понимать, что богоборцев в этих полках не было. Может, и имелись, пока не сели они в танки, на бортах которых было начертано имя князя Димитрия. А после этого как рукой сняло. И если мы, православные, хотим, чтобы нас уважали, к нам тянулись, мы должны не просить, а давать. Без этого не будет услышана никакая, даже самая хорошая, проповедь. Жертвовать на самое важное, самое нужное людям. Во время войны это были танки, самолёты – кроме танковой колонны, на средства верующих была создана эскадрилья имени св. Александра Невского. Церковь помогала детям-сиротам и раненым красноармейцам, собрав 300 миллионов рублей. Чтобы было понятней, этого хватило бы на две танковые армии. Так был прорван фронт безбожия.

Г. ДОНАРОВ

Поражение немецко-фашистских войск под Сталинградом означало начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Однако враг обладал к этому времени еще мощным военным потенциалом. Его разгром требовал большего напряжения сил. Для решительных боевых действий Красной Армии не хватало бронетанковой техники. Без устали трудились рабочие танковых заводов. По всей стране шли сборы средств на постройку танков. Только к декабрю 1942 г. на средства трудящихся было построено около 150 танковых колонн.


Всенародная забота о нуждах Красной Армии не обошла стороной и Церковь, которая стремилась внести посильный вклад для разрешения возникшей проблемы.

30 декабря 1942 г. глава Русской Православной Церкви Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Этот призыв был принят всей Церковью.

5 января 1943 г. состоялся обмен телеграммами между митрополитом Сергием и И.Сталиным, который передал благодарность русскому духовенству и верующим за заботу о бронетанковых силах Красной Армии, после чего было дано указание об открытии специального счета в Государственном банке СССР, что явилось первым утверждением юридического статуса Русской Православной Церкви за годы Советской власти.

Свыше 8 млн. рублей, большое количество золотых и серебряных предметов было собрано на строительство 40 танков. Около 2 млн. рублей внесли верующие Москвы и Московской области. От верующих Ленинграда поступил 1 млн. рублей. Поступление денежных средств от верующих других городов приводятся в таблице.

ГородаДенежный взнос

Москва2 млн. руб.

Ленинград

1 млн. руб.

Куйбышев650 тыс. руб.

Астрахань501,5 тыс. руб.

Пенза500 тыс. руб.

Вологда400 тыс. руб.

Казань400 тыс. руб.

Саратов400 тыс. руб.

Пермь305 тыс. руб.

Уфа230 тыс. руб.

Духовенство и верующие сельских церквей также вносили крупные суммы. Например, от Ивановской области было собрано свыше 146 тыс. рублей. Не было ни одного прихода, который бы не внес своего посильного вклада в сбор средств на строительство колонны. Не было ни одного даже сельского прихода на свободной от фашистских захватчиков земле, не внесшего своего посильного вклада в общенародное дело.

Свидетельством глубокого патриотизма наполнены воспоминания протоиерея церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлева: «В церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход - деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5-20 километрах от села и в результате - 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная». Вот так собирались те миллионы.

Эстафету от верующих приняли рабочие танкового завода Челябинска. В короткий срок было построено 40 танков Т-34. Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин «Димитрий Донской». Ее передача частям Красной Армии состоялась у д. Горелки, что в 5 км северо-западнее Тулы, по месту расположения комплектующих военных лагерей. Грозную технику получили 38-й и 516-й отд. тп. К тому времени оба прошли нелегкие боевые пути. Первый участвовал в боях на демянском плацдарме, под Вязьмой и Ржевом, освобождал города Невель и Великие Луки, бил врага под Ленинградом и Новгородом. Второй, что особенно примечательно, до получения «тридцатьчетверок» от Русской Православной Церкви с честью оправдывал доверие дальневосточной молодежи, пройдя дорогами войны на танках колонны «Хабаровский комсомолец».

Там, под Тулой, боевые пути полков разойдутся. 38-й уйдет в юго-западные области Украины, 516-й в Белоруссию. По-разному сложится военная судьба боевых машин «Димитрия Донского». Короткой и яркой будет она для 38-го полка, продолжительной и скрытной окажется у 516-го. Но 8 марта 1944 г., в день вручения общецерковной колонны они стояли на одном заснеженном поле. Каждому, согласно штату, полагалось по 21 танку. Такое количество получил только 516-й полк, 38-му досталось 19. Учитывая высокую значимость патриотического акта верующих, в день передачи колонны состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами по поручению Патриарха всея Руси выступил митрополит Крутицкий Николай.

Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Красной Армии. Вторая на более высоком уровне состоялась 30 марта 1944 г. в Москве. Нет, не по инициативе и без поддержки Сталина. Ее организовал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г. Г. Карпов, осуществлявший в то время связи между правительством и Патриархом. На приеме присутствовали: от военного совета бронетанковых и механизированных войск Красной Армии - ген.-лейтенант Н. И. Бирюков, от Русской Православной Церкви - Патриарх Московский и всея Руси Сергий, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и митрополит Крутицкий Николай. Долгие годы, в силу существовавшей внутренней политики государства, этот факт скрывался под грифом «секретно». Сегодня можно ознакомиться с краткой стенограммой речей на приеме. Они не содержат тайн, а всего лишь выражают единство чувств и стремление людей полярных мировоззрений, но скрепленных преданностью Родине в ее трудный час.

Генерал-лейтенант танковых войск Н. И. Бирюков: «Разрешите мне, Иван Николаевич (Страгородский Иван Николаевич - имя Патриарха Сергия до пострижения в монахи), прежде всего, поблагодарить Вас от имени военного совета бронетанковых и механизированных войск Красной Армии, как организатора большого благородного и патриотического дела, направленного на оказание помощи Красной Армии в разгроме врагов человечества - фашизма. Разрешите также, вместе с этим, заверить Вас, что те танки, которые мы построили на средства духовенства Русской Православной Церкви и всех верующих, вручены достойным людям, которые не остановятся перед тем, чтобы отдать жизнь свою за освобождение нашей Родины от врагов, от немецких фашистов.

Я должен также сказать, что один из полков, вооруженный вашими танками... уже участвует сейчас в боях на фронте и, я бы сказал, участвует с большим успехом. Мне, как танкисту, вдвойне, пожалуй, приятно сознавать то, что мы получили от вас солидную помощь... И еще раз заявляю здесь, что те взносы, которые сделали верующие и духовенство Русской Православной Церкви, они будут с честью использованы нашими офицерами и бойцами тех частей, в которых находятся ваши танки... Разрешите еще раз поблагодарить, Иван Николаевич, искренне, от всего сердца, за Ваше благородное, патриотическое дело».

Сергий - Патриарх Московской и всея Руси: «Очень рад, что маленькое начало сделано. Мы ни на минуту не сомневаемся и не сомневались, что все простые люди, любящие нашу Родину, конечно, не поколеблются жизнь свою отдать, чтобы исполнить свой воинский долг. Мы не сомневаемся и только можем радоваться, что и мы тут, хотя и ничтожную, но каплю своего участия прибавили к этому общему подвигу, общему труду, что и мы участвуем в этом деле.

Желаю вам, как представителю танковых войск, в том числе и нашей колонны, чтобы слава Димитрия Донского почила и на сегодняшних представителях «Димитрия Донского» и чтобы не только Вы и Ваши соратники наследовали эту славу, но (я попроще скажу), чтобы вы возвратились в целости назад из этой огненной печи, в какую вам приходится идти и где действовать приходится, чтобы вы здоровыми и невредимыми возвратились домой и радовались бы и с нами со всеми, и с вашими близкими людьми. Дай Бог Вам, чтобы Ваши слова исполнились на деле и чтобы слава Димитрия Донского коснулась и вас, и всех представителей танковых войск».

Первым боевое крещение получил 38-й отд. тп в Уманско-Ботошанской операции, участвуя в составе войск 2-го Украинского фронта в освобождении юго-западных областей Украины и части Бессарабии. Совершив двенадцатисуточный комбинированный марш в районе г. Умани, полк в ночь с 23 на 24 марта 1944 г. принял бой. Действуя совместно с пехотным десантом стрелковых частей 94-й гв. стрелковой дивизии 53-й армии, танкисты встретили упорное сопротивление противника на подступах к населенным пунктам Корытное, Казацкое и городу Балта.

Развернулось яростное противоборство с немецкими «Тиграми» и «Фердинандами». На шквал огня и неоднократные массированные налеты авиации (до 15 - 25 самолетов одновременно) личный состав 38-го полка ответил стойкостью и решительностью. К 25 марта совместно со стрелковыми подразделениями им были освобождены населенные пункты Казацкое, Корытное и Бендзари.

Наиболее ожесточенные бои вспыхнули за город Балту. В течение двух бессонных суток танкисты отражали контратаки противника. Измотав его, 27 марта в 19 часов танки колонны Дмитрия Донского с десантом на броне ворвались в город. Почти еще двое суток продолжались кровопролитные бои на его улицах. Преодолевая упорное сопротивление немцев, танкисты буквально дом за домом освобождали город. К исходу 29 марта противник полностью был выбит из Балты.

Развивая стремительное наступление, боевые машины обошли с флангов город Котовск, создав угрозу окружения в нем крупных сил немцев. Противник дрогнул и поспешно оставил Котовск. Однако, умело применив маневр танками, личный состав полка полностью уничтожил вражескую группировку. По докладу командира полка подполковника И. А. Горлача, в этих боях особой находчивостью и бесстрашием отличились: начальник штаба полка майор М. Ф. Аленькин, старший техник-лейтенант В. И. Кравцов, лейтенант В. П. Афанасьев, старшие сержанты В. В. Галкин, А. Ф. Кузнецов, И. Х. Абдубакиров и ленинградцы - командир танкового взвода младший лейтенант Н. М. Румянцев и механик-водитель старшина К. Ф. Морозов. Другой Морозов, Алексей Александрович, уроженец с. Ивантеевки Ленинградской области, стрелок-радист танка пал смертью храбрых в боях под Котовском. Его посмертной наградой стал орден Отечественной войны I степени.

Первые бои принесли и первые потери боевых машин. В начале апреля 1944 г. в составе полка оставалось только 9 танков. Но воля к победе и желание воинов с честью пронести на броне имя Дмитрия Донского не ослабевали.

Последующие боевые действия были не менее напряженными. В течение месяца, меняя направления ударов, полк прошел с боями более 60 км. Смело и решительно танкисты подавляли узлы сопротивления и огневые точки немцев, обеспечивая продвижение вперед стрелковых подразделений. За это время были успешно отражены четыре контратаки противника силою до полка пехоты при поддержке танков. К освобожденным 37 населенным пунктам прибавилось еще 10.

Неудержимым наступательным порывом отличился личный состав 38-го полка при форсировании реки Днестр с последующим выходом на государственную границу СССР. За успешное выполнение боевых задач приказом Верховного Главнокомандующего 8 апреля 1944 г. полку было присвоено почетное наименование «Днестровский».

Стремясь воспрепятствовать смелым и решительным действиям танкистов, враг обрушивал на них всю огневую мощь. В ход шли даже зенитные орудия. Принимая на себя удары противника, боевые экипажи сражались стойко, но численность их уменьшилась. К 25 апреля в полку оставалось только четыре танка.

В тот день у высоты 111,1 в районе молдавской деревни Устя оставшиеся боевые машины с десантом частей 25-й и 89-й гвардейских стрелковых дивизий ворвались на боевые позиции немцев, уничтожая огнем и гусеницами вражескую силу. Однако в последующем стремительная атака танкистов и пехоты была приостановлена ожесточенным сопротивлением противника. От прямого попадания замерла объятая дымом одна из боевых машин. Окопались десантники. Укрепления высоты 111,1 казались неприступными. Возобновить наступление подразделениям пехоты можно было только после прорыва танкистов и под прикрытием их огня. Первым в атаку пошел экипаж под командованием младшего лейтенанта Румянцева.

Шквал огня встретил машину, но, маневрируя, она сумела преодолеть две полосы траншей прежде, чем вспыхнули бензобаки. Продолжать движение дальше было невозможно, но танкисты понимали истинную цену их каждого выстрела. Так и не покинул экипаж пылавшую боевую машину, до последнего дыхания посылая в цель снаряд за снарядом. Посмертно герои были награждены орденами Отечественной войны I ст. В числе отважных неразлучные земляки-ленинградцы: младший лейтенант Румянцев Николай Михайлович, проживавший до войны по улице Седова, 20 и его друг старшина Морозов Константин Федорович из Парголово. Нет на земле их могил, и до сего времени подвиг героев был неизвестен ленинградцам.

Тем временем два танка полка продолжали выполнять боевую задачу. Высоту взяли. Развивая наступление, танкисты с десантом освободили деревню Жервень и форсировали реку Реут. К 21 часу 24 апреля 1944 г. 38-й отд. танковый Днестровский полк завершил свой последний бой. Однако и после него оставшиеся две боевые машины в составе стрелковых частей громили врага до 5 мая 1944 г.

Менее чем за два месяца полк прошел с боями свыше 130 километров, более 500 километров сумел преодолеть маршем по бездорожью на своих танках. За этот период танкисты уничтожили около 1 420 гитлеровцев, 40 различных орудий, 108 пулеметов, подбили и захватили 38 танков, 17 бронетранспортеров, 101 транспортную автомашину, захватили 3 склада горючего и взяли в плен 84 немецких солдат и офицеров.

21 солдат и 10 офицеров полка пали смертью храбрых на полях сражений. Для многих из них пророческими оказались слова Патриарха Сергия, сравнившего поле боя с огненной печью. За проявленные мужество, доблесть и героизм 49 танкистов были награждены орденами и медалями СССР. Но заметим, что только к награждению орденами командование полка представило 82 человека. К сожалению, судьба 33 представлений к настоящему времени остается неизвестной.

В последующем, находясь в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего, 38-й полк был переименован в 74-й отд. ттп, а затем переформирован в 364-й тсап. При этом, учитывая высокие боевые заслуги личного состава в ходе Уманско-Ботошанской операции, ему было присвоено звание «Гвардейский» и сохранено почетное наименование «Днестровский».

Другой полк, получивший боевые машины из колонны имени Дмитрия Донского - 516-й отд. огнеметный танковый, начал боевые действия с 16 июля 1944 г. совместно со 2-й штурмовой инженерно-саперной бригадой (впоследствии Краснознаменной, ордена Суворова II ст.) 1-го Белорусского фронта. Ввиду установленного на танках огнеметного вооружения (бывшего в то время секретным), подразделения этого полка привлекались к выполнению специальных боевых задач и на особо тяжелых участках фронта во взаимодействии со штурмовыми батальонами.

В благодарственном письме командования, партийной и комсомольской организаций полка на имя митрополита Николая говорилось: «Вручая нам от имени духовенства и верующих Православной Русской церкви танковую колонну «Димитрий Донской» ...Вы говорили: «Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе, братья-воины!» Выполняя этот наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части, на врученных Вами танках, полные любви к своей Матери-Родине, к своему народу, успешно громят заклятого врага, изгоняя его из нашей земли.

На этих грозных боевых машинах танкисты прорвали сильно укрепленную долговременную оборону немцев и продолжают преследовать врага, освобождая от фашистской нечисти родную землю. Уничтожая врага, личный состав нашей воинской части проявил подлинный героизм и самоотверженность, незнание страха в бою, доблесть и отвагу. Все боевые экипажи за мужество и умелое выполнение приказа Верховного Главнокомандующего награждены высокими правительственными наградами.

От имени личного состава мы благодарим Вас за врученную нам грозную боевую технику и заявляем, что она находится в верных и надежных руках. Освобождая нашу священную Родину, мы будем громить и преследовать немецких захватчиков, пока видят глаза, пока бьется сердце в груди, не зная пощады к злейшим врагам человечества. Имя великого русского полководца Дмитрия Донского, как немеркнущую славу оружия мы пронесем на броне наших танков вперед на Запад, к полной и окончательной победе». Танкисты сдержали слово. В январе 1945 г. они смело действовали при штурме сильных укреплений Познани, а весной воевали на Зееловских высотах. Танки «Дмитрия Донского» дошли до Берлина.

Боевые дела воинов 38-го отд. танкового Днестровского полка отражают их высокие государственные награды. Среди них кавалеры орденов: Боевого Красного Знамени - командир танковой роты старший лейтенант М. И. Кисляков; Отечественной войны I степени - командиры танков младшие лейтенанты П. В. Мишанин и И. П. Ятманов, механики-водители старшие сержанты А. И. Емельянов, А. М. Данилов и с. Г. Чаркин; Красной Звезды - командир танка лейтенант И. М. Мосин, командиры орудий сержант Г. И. Басов, старшие сержанты М. М. Виноградов, П. П. Баранов и И. И. Акимов, стрелки-радисты сержанты А. Я. Ленидчев, М. В. Марков, старший сержант В. Б. Сергеев и многие другие.

В числе павших награжденные посмертно орденами Отечественной войны I ст.: командир танковой роты ст/ лейтенант А. А. Бауков, командир танкового взвода лейтенант А. Н. Шумаков, командиры танков младшие лейтенанты В. Т. Кузьмин, Т. Н. Шакуло и лейтенант И. Н. Иванченко, механики-водители старший сержант И. Ф. Тышко и радист танка старший сержант А. А. Морозов.

О беспредельном мужестве и героизме танкистов свидетельствует тот факт, что 19 человек, сражаясь до последнего дыхания, сгорели в боевых машинах заживо. Среди них посмертно награжденные орденами Отечественной войны I ст. командир танкового взвода лейтенант А. К. Гогин и механик-водитель А. А. Соломко.

Так в борьбе за общие идеалы в годы Великой Отечественной войны патриотические чаяния русских верующих и духовенства воедино слились с героизмом и доблестью воинов Красной Армии. Как много лет назад над ними веяли знамена Дмитрия Донского, олицетворявшие победу над сильным врагом.

Т-34-76 с дарственной надписью. Москва, Парк победы на Поклонной горе, апрель 2009. (фото автора)

Война – не только дело молодых и лекарство против морщин. Война — дело дорогое, золото – нерв войны. И, очень часто, у государства на ведение войны просто нервов не хватает.

Как тогда поступить? Выпускать облигации госзайма, и вручать их вместо зарплаты? («А если не будут брать – отключим газ»). Собирать деньги на АТО, пардон, на войну с граждан по СМС? Брать в долг у одних акул капитализма и покупать оружие на эти деньги у других для борьбы с третьими?

Всё верно, всё правильно, всё опробовано на практике. Но есть и ещё один источник – официальные и открытые добровольные пожертвования граждан и коллективов. Действительно добровольные, действительно пожертвования. Как уж они, эти мятые, засаленные банкноты, вынутые из заначек, фактически сказывались на экономике государства, куда шли, на что влияли – неизвестно. Но факт есть факт.

Собственно, я веду речь о нашей стране, о нашей войне и о наших жертвователях. Были самолёты, построенные на деньги «колхозника такого-то», была техника «от студентов того-то ВУЗа» или «трудящихся такой-то области», много чего было. Люди совершенно искренне отрывали от себя последние сбережения и отдавали государству (для многих, если честно, нелюбимому) – лишь бы смогли отбиться, побороть завоевателей и захватчиков, освободить Родину. Современному поколению, наверное, не понять, но люди действительно отдавали последнее, лишь бы прогнать врага.


Общее построение колонны перед началом церемонии

Среди жертвователей и среди их идейных вдохновителей порой попадались весьма необычные общества и организации. Например – верующие и церковь. Об отношении советской власти к церкви, я думаю, напоминать не надо. (Впрочем, вопросы взаимоотношения РПЦ с советской и светской властью, сейчас и тогда – не предмет для данной заметки).

В 1944 году, ранней весной (для одних регионов нашей необъятной родины) иди поздней зимой (для других регионов) состоялась передача 40 танков Т-34, собранных на средства русской православной церкви (ныне известной скорее как ЗАО «РПЦ») в действующую армию.

Призыв к сбору денег был сделан церковью (лично «патриаршим местоблюстителем» митрополитом Сергием) в конце 1942 года. То ли из-за того, что митрополита звали Сергием, то ли просто так, название танковой колонне выдумали сразу – «Димитрий Донской» (ну, благословение Сергием Радонежским русских воинов и лично князя Дмитрия на битву с татарскими войсками темника Мамая все помнят?).

После личного сталинского «одобрямс» был открыт специальный счёт в Госбанке, куда, после опубликования в газетах, и пошли деньги. Через год, на восемь миллионов собранных верующими рублей было построено 19 линейных танков Т-34-85 и 21 огнемётный ОТ-34.


Т-34-85 с пушкой Д-5Т. Хорошо видна специфическая бронемаска орудия

Часто пишут, что танки колонны «Димитрий Донской» собирались в Нижнем Тагиле, на заводе №183. Это не так. Тагильские «тридцатьчетвёрки» начали выпускаться с 15 марта 1944 года, а колонну передали войскам уже 8 марта. Первые танки Т-34-85 собирались на заводе №112 «Красное Сормово», в Горьком (ныне – Нижний Новгород). Огнемётные же танки из состава колонны собирались на Челябинском Кировском заводе.

(Просто с весны 1944 года «головным» заводом по «тридцатьчетвёркам» считался завод №183 «Имени Коминтерна» в Нижнем Тагиле, вот и лепят его, не задумываясь).


Один из сохранившихся ОТ-34, Нижний Тагил, Музей Уралвагонзавода

Что собой представляет Т-34-85 широко известно, подробно на нём останавливаться особенного смысла нет. Но пару слов, всё же, скажу.

Глубокая модернизация «тридцатьчетвёрки» — Т-34-85 — был принят на вооружение в конце января 1944 года. Первый серийный вариант вооружался 85-мм пушкой Д-5Т. Но пушка была сложной и дорогой, к тому же её казенная часть была весьма габаритной и «съедала» огромную часть пространства в башне. Потому, после выпуска всего 255 таких танков (все собраны на заводе «Красное Сормово», с января по апрель 1944 года), с 15 марта 1944 года в Нижнем Тагиле начат выпуск Т-34-85 с пушкой С-53 (и небольшой «доводкой» башни под эту пушку). При том же калибре, С-53 была более дёшева и проста в массовом производстве. Чуть позже, летом 1944 года, в пушку внесли некоторые изменения (затронувшие и кое-какие узлы танка и бронемаску орудия). Индекс орудия изменили на ЗИС-С-53. Танков Т-34-85 с пушкой С-53 до конца войны выпустили на два порядка больше, чем с Д-5Т – двадцать с лишним тысяч. (Кстати, пушки Д-5Т успешно ставили на танки КВ-85 и ИС-1, а в варианте Д-5С – на самоходки СУ-85).

В колонну «Димитрий Донской» попали, как раз, «редкие» «тридцатьчетвёрки» первого малочисленного выпуска – производства завода «Красное Сормово» с пушкой Д-5Т.


Вид изнутри на установку огнемёта АТО-42 в нижнетагильском ОТ-34

Модификация «тридцатьчетвёрки» ОТ-34 подразумевала замену курсового пулемёта в корпусе танка Т-34-76 на огнемёт, при сохранении основного пушечного вооружения.

В куда более габаритном КВ тот же самый огнемёт устанавливали вместо спаренного пулемёта, в башне. При этом, пришлось заменить штатную пушку калибра 76,2 мм на другую, меньшего калибра (45-мм пушка 20К). Модификации КВ с огнемётом – КВ-8 (на базе КВ-1) и КВ-8С (корпус от КВ-1С и башня с огнемётом от КВ-8). В общей сложности выпущено было их чуть менее полутора сотен.

В башню Т-34 автоматический пороховой поршневой огнемёт АТО-41 не влезал никак (там, в башне, доставшейся в наследство от А-20, рассчитанной ещё на «сорокопятку», и «трёхдюймовке»-то было тесно с экипажем). Посему, башенное вооружение не тронули, но в корпусе сократили курсовой ДТ и стрелка-радиста, засунув вместо них огнемёт и баллоны с огнесмесью. Компоновка огнемётного Т-34-85 была аналогична. Таких танков, всех модификаций, выпустили почти тысячу двести.

Позднее, был разработан улучшенный вариант огнемёта – АТО-42. Поздние ОТ-34 и все ОТ-34-85 и КВ-8С были вооружены уже им.


ОТ-34 колонны «Димитрий Донской». Экипаж танка — всего три человека, стрелок-радист отсутствует

Итак, после торжественной передачи танков (8 марта 1944 года, деревня Горелки близ Тулы, где проходило формирование новых частей) танки распределили в 38-й отдельный танковый полк (19 Т-34-85) и в 516-й отдельный огнемётный танковый полк (21 ОТ-34). По штату, кстати, и тому и другому полагался 21 танк, но ещё на две «тридцатьчетвёрки» у верующих денег, видимо, не хватило.

Между прочим, интересный вопрос – как благословлял танки и бойцов Николай Ярушевич, митрополит Крутицкий, что участвовал в этом мероприятии как представитель Церкви? Крестным знаменьем да «во имя отца, и сына, и святаго духа»? Или, учитывая его всегдашнюю лояльность власти и преданность лично Иосифу Виссарионовичу, напутствовал именем Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина и махал Красным знаменем? Неизвестно.


Т-34-85 с надписью «Дмитрий Донской» в Парке Победы, Нижний Новгород, июль 2016. Надпись сделана как-то подчёркнуто халтурно — странным шрифтом и с ошибкой. Должно быть «ДИмитрий». (фото автора)

516-й отдельный огнемётный танковый полк был сформирован в конце декабря 1943 года, на базе 516-го отдельного огнемётного танкового батальона. С 22 февраля по 30 мая 1944 года находился в Туле, на переформировании, тогда и получил материальную часть из колонны «Димитрий Донской».

Полк пошёл в бой 16 июля 1944 года, в составе 1-го Белорусского фронта. Действовал совместно с 2-й гвардейской штурмовой инженерно-сапёрной бригадой (помните фотографии бойцов в стальных нагрудниках? Это они самые). Брал Брест. К середине октября в полку осталось всего 2 танка, их отправили в тыл, а полк заново перевооружили.


Т-34-85 с надписью «Дмитрий Донской», Москва, Донской монастырь. Шрифт красивый, но ошибка в надписи та же самая. Что символизирует остальная боевая техника и зачем она установлена в монастыре — непонятно. К колонне «Димитрий Донской» она явно отношения не имеет

38-й отдельный танковый полк был сформирован в сентябре 1942 года, на базе 470-го отдельного танкового батальона. Танковый полк пошёл в бой ещё раньше и сгорел ещё быстрее. Уже 10 марта, через два дня после получения матчасти из колонны «Димитрий Донской», он убыл на фронт и вступил в бой 24 марта. Участвовал в Уманско-Ботошанской операции 2-го Украинского фронта, форсировал Днестр, и к началу апреля имел в наличии уже только девять танков. К концу апреля их осталось два. Полк вывели в резерв и переформировали в 364-й танкосамоходный артиллерийский полк.


Сохранившийся ОТ-34 в сквере Победы, Симферополь

Многочисленные красующиеся сейчас в музеях и парках белоснежные «тридцатьчетвёрки» с красной надписью «Димитрий Донской» на башне в число тех 19 линейных танков именной колонны никогда не входили. Зачем же их так раскрашивают? Полагаю, тут два фактора: память, дань уважения той колонне и своеобразная «эстетика» – красивый белый танк с символической яркой надписью. Причём, второй фактор однозначно превалирует над первым. Ну, и плюс условное изображение зимнего камуфляжа, если рядом стоят несколько танков.

Ни одного Т-34-85 с пушкой Д-5Т не сохранилось. Из всех ОТ-34 сохранилось всего два, поздних выпусков, таких же, какие были и в колонне «Димитрий Донской», но к ней не имеющие никакого отношения.

Не только на постаментах, но и в книжных иллюстрациях и в пластиковых моделях часто встречаются «белые танки с красной надписью». Иногда – даже оба сразу.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Об авторе

Когда говорят о роли Церкви в Победе, возникает много недоразумений.

Некоторым кажется, что наши солдаты, за малым исключением, были ревностными христианами. Рисуется такая радужная картина: Сталин встречается с митрополитом Сергием и православные красноармейцы вдвое охотнее начинают бросаться на дзоты. Что-то в этом духе. Но, конечно, не было ничего такого.

Просто борьба с верой раздирала страну по живому. Вспоминаю рассказ моей старой доброй знакомой, Людмилы Дмитриевны Петровой, отец которой был, что называется, пламенным чекистом. Однажды она услышала, как он громко произнёс: «Не знаю, кто всем правит - Бог, Всевышний, но верю, что над нами и над всем миром Кто-то есть». Так думали многие.

И когда началась война, кто-то сразу, а кто-то к осени, после гибели лучших наших армий, нутром понял, что и верующим, и неверующим надо теперь держаться вместе. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В тот же день закончилась война гражданская. Хотелось этого властям и воинствам или нет, только пришлось признать очевидное: Кто-то есть. Не с митрополитом Сергием (Страгородским), а с Богом заключил мир бывший семинарист Иосиф Сталин.

Он сделал это одним из последних. В блокадном Ленинграде ещё в голодную зиму 1941-1942-го православные приходы регулярно снабжались вином и мукой, необходимыми для причастия. Правда, вино сильно разводили, иногда заменяя свекольным соком, а просфоры выпекались размером с пятикопеечную монету. Но понимание, как много значат уцелевшие храмы для Победы, в городе было.

Окончательный перелом в отношениях Церкви и государства произошёл в 43-м. Сегодня мы расскажем о символе этого примирения - танковой колонне «Дмитрий Донской», построенной на деньги православных. Собрано было 8 миллионов рублей, не считая драгоценностей - обручальных колец, серёжек. Собирали по копейке.

Как вспоминал протоиерей церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлев, «в церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрёна Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ внёс свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход - деревни, хутора и посёлки, отстоящие в 5-20 километрах от села, и в результате - 10 тысяч рублей, сумма по нашим разорённым немецкими извергами местам значительная».

Важная деталь. Для сбора средств по личному указанию Сталина был открыт специальный счёт в Государственном банке СССР. Это было первое утверждение юридического статуса Русской Православной Церкви за годы советской власти.

Так появились на свет сорок лучших в мире танков Т-34-85. Это были не те «тридцатьчетвёрки», с которыми мы встретили войну, а совершенно новые машины, способные на равных биться с немецкими «тиграми». Новые танки имели более мощную пушку, их броня была куда сильнее прежней. Это не говоря о том, что больше половины машин в колонне - 21 из 40 - были огнемётными. Это было страшное оружие. Заряд огнесмеси объёмом до 10 литров выстреливался на расстояние 70-130 метров. Причём скорострельность достигала 30 огневыстрелов в минуту, что позволяло буквально поливать струёй огня вражеские укрепления.

Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведёт нас на битву за священную Русскую землю. Вперёд, к победе, братья-воины!" Выполняя этот наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части на вручённых вами танках, полные любви к своей Матери-Родине, к своему народу, успешно громят заклятого врага, изгоняя его из нашей земли. На этих грозных боевых машинах танкисты прорвали сильно укреплённую долговременную оборону немцев и продолжают преследовать врага, освобождая от фашистской нечисти родную землю... Мы будем громить и преследовать немецких захватчиков, пока видят глаза, пока бьётся сердце в груди, не зная пощады к злейшим врагам человечества. Имя великого русского полководца Дмитрия Донского, как немеркнущую славу оружия, мы пронесём на броне наших танков вперёд на Запад, к полной и окончательной победе».

Из этого текста видно, что слова владыки произвели на танкистов очень сильное впечатление. Танки «Дмитрия Донского» дошли до Берлина. Не все. Девятнадцать человек сгорели в боевых машинах заживо.

Нужно понимать, что богоборцев в этих полках не было. Может, и имелись, пока не сели они в танки, на бортах которых было начертано имя князя Димитрия. А после этого как рукой сняло. И если мы, православные, хотим, чтобы нас уважали, к нам тянулись, мы должны не просить, а давать. Без этого не будет услышана никакая, даже самая хорошая, проповедь. Жертвовать на самое важное, самое нужное людям. Во время войны это были танки, самолёты - кроме танковой колонны, на средства верующих была создана эскадрилья имени св. Александра Невского. Церковь помогала детям-сиротам и раненым красноармейцам, собрав 300 миллионов рублей. Чтобы было понятней, этого хватило бы на две танковые армии. Так был прорван фронт безбожия.