Тема: Повторение изученного. Работа над ошибками

Новая встреча в штабе Юниорского союза «Дорога» началась с чтения писем. Первые параграфы нашего учебника не оставили читателей равнодушными, и они тоже решили высказаться.

Профессор Дорога: Ну-с, открываю первый конверт. Нам пишет учёный с характерной фамилией Умнов: «А не копнуть ли вам, господа, поглубже? В научном мире уже сформировалась новая точка зрения на обсуждаемую проблему. Она такова: ученическое самоуправление в школе просто невозможно! Ученики никогда не смогут самостоятельно управлять школой. Они ведь еще не взрослые и сознательные граждане - у них просто нет необходимого опыта! В школе может существовать только со -управление, но никак не само управление.»

Федя Пессимистов: Это что ж получается, наш учебник выкидывать надо? Оказывается, и не бывает самоуправления вовсе...

Вася Активистов: А «со-управление», значит, бывает? По-моему, его еще больше не бывает! По крайней мере, я нигде его не видел, а словцо это узнал только что из письма умного Ученого... ой, наоборот, ученого Умнова.

Профессор Дорога: Да, Вася, среди умного нашего брата учёного немало таких, которые всё время придумывают новые слова. Их и сами-то ученые не успевают выучить, не то что простые школьники.

Федя Пессимистов: Надеюсь, билет на экзамене по этому самому «со-управлению» я не вытащу?

Профессор Дорога: Думаю, вряд ли. Могу предположить, что словечко это появилось вот как. Прочитал кто-то, вроде господина Умнова, слова «ученическое самоуправление» и подумал: «Это означает, что ученики сами управляют всем и вся». И охватил ученого тихий ужас: бедная школа, что же с ней будет-то! Призадумался труженик науки и через минуту-другую воскликнул: «Эврика! Со-управление – вот спасение человечества!»

Федя Пессимистов: Ну и дела! Неужели этому ученому никто не мог объяснить, что к чему!? Он ведь думает, что самоуправление – это то же самое, что самоуправство!

Вася Активистов: Ага! Диктатура школьников! А потом после таких научных открытий много интересных дел творится! Например, приходят ребята к директору и говорят: «Хотим самоуправление наладить». А он и отвечает с хитрым прищуром: «В школе, дети, самоуправления не бывает. Бывает только со-управление. Последний, так сказать, писк науки. Так что, извините, не получится: надо идти в ногу со временем!»

Федя Пессимистов: А наша Мариванна прочитала первые параграфы и сказала, очень так выразительно: «Такого самоуправления нашей школе не надо!» Видите, без всякого со-управления обошлась!

Вася Активистов: Она, наверное, саму себя так называет - «Наша Школа». Нам на истории рассказывали про одного короля, который тоже так шутил. Проснётся, бывало, в хорошем настроении, соберет всех придворных, залезет на трон и объявит: «Государство – это я!»

Федя Пессимистов: Ага, - Людовик. Не помню только, который по номеру. Слушай, так мы что, - вроде придворных, получается?

Вася Активистов: А режим, при котором живут некоторые школы, называется «учительская монархия»! Давай, брат Фёдор, запатентуем!

Профессор Дорога: Что-то, коллеги, вы сегодня слишком много шутите!

Федя Пессимистов: Обождите, профессор, главные шутки еще впереди. Вот завуч наша сказала так: «Мы бы и рады, чтоб у нас самоуправление было, но только ученики-то у нас – все пассивные. Они на это не пойдут».

Вася Активистов: Классная отмазка, посильнее «со-управления» раз в десять!

Профессор Дорога: Между прочим, многие педагоги говорят это совершенно искренне. Для них это – серьезная проблема.

Федя Пессимистов: Даже две. Первая – как за первые пять лет учебы превратить нормального человека в «дисциплинированного ученика». А вторая – как за оставшиеся пять лет не дать ему превратиться обратно.

Вася Активистов: В одной из школ нашего города учится Маша, моя знакомая. Она тоже что-то подобное говорила, мол, никто у нас ничего не хочет, все пассивные… Ходила-ходила, жаловалась-жаловалась… А потом собрала такой школьный совет, что школа аж затрещала!

Профессор Дорога: Коллеги, хватит резвиться! Давайте вернёмся к письмам. Нам пишет школьник Николай Неформалов: «Как только ученики пролезут в школьный парламент, они сразу начнут «надувать щеки», и, в конце концов, превратятся в законченных бюрократов. А наша Родина и так стонет от засилья бюрократии. Зачем же создавать бюрократические структуры еще и в школе? Все вопросы нужно решать неформально. Хочешь провести в школе праздник – подойди к директору и обо всём договорись. Недоволен учителем – опять же иди к директору. И увидишь, что без самоуправления всё решается гораздо проще.»

Вася Активистов: А что делать, если директор не хочет идти тебе навстречу? Или ты – на встречу с директором?

Федя Пессимистов: Тогда утешай себя тем, что директор – тоже враг бюрократии! Не позволяет ученикам по парламентам рассиживать и щеки надувать!

Вася Активистов: Классная позиция у этого Николая Неформалова, между прочим! Видите ли, школьный парламент – это сплошной формализм! Почему-то как только ученики начинают заявлять свои права, на них сразу вешают ярлык формалистов и бюрократов.

Федя Пессимистов: Ага! И вдобавок «народные гуляния» устраивают! Мол, не нужны нам никакие права, будем вовеки холопами, а царь-батюшка нам – директор родной!

Профессор Дорога: У нас как раз есть письмо от директора. «Выражу мнение большинства моих коллег, – пишет твердым учительским почерком Анна Петровна Строгая. - Школа – это учебное заведение. Главное в ней – учебный процесс. Не случайно при входе в нашу школу детей встречают два больших плаката: «Учёба – наш главный труд» и «Дневник – лицо ученика». Учебным процессом должен руководить опытный взрослый человек - директор, и никакой самодеятельности здесь быть не может. Внеклассную же работу может и должно выполнять школьное самоуправление. Но только так, чтобы это ни в коем случае не мешало учебе.»

Федя Пессимистов: Так мы ведь, вроде бы, уже договорились, что школа должна не отметки выставлять, а к жизни готовить…

Вася Активистов: Просто Анна Петровна считает, что «готовить к жизни» и «давать знания» - это одно и то же. Нет, серьезно! Я встречал людей, которые рассуждают в таком духе: «Быть готовым к жизни – значит, уметь преодолевать трудности. Поэтому какая разница, чему учить! Главное, чтобы учиться было трудно .» Вот так!

Профессор Дорога: Так вот. Анна Петровна советует школьникам: не вмешивайтесь в учебный процесс, а внеклассная работа – ваша. Принимаем это предложение?

Федя Пессимистов: Сначала «со-управление», теперь «учебный процесс»… Вы сначала покажите нам этот «процесс»! Чтоб мы поняли, где он начинается, а где – заканчивается!

Вася Активистов: Начинается первым звонком, а заканчивается – последним. Пришёл в шесть лет, вышел в семнадцать – процесс закончен, результат на лице!

Федя Пессимистов: У-у-у…

Вася Активистов: А если серьезно, то недавно мы встречались с ребятами из Юниорского союза «Дорога», которые выпускают детскую правозащитную газету «Школа – территория закона». Они там много интересного про этот «учебный процесс» пишут. В одной из школ на уроке учительница ставит на стол бутылку пепси-колы и прямо «из горла» запивает сникерс. Весь класс слюнки пускает, но процесс идёт! В другой школе педагог учит детей сидеть прямо: кто над партой нагнулся - хрясть линейкой по спине! Еще была статья про трудовика: он уже три месяца ничего нового не объясняет. Даёт парням одно и то же задание, а сам вытачивает на станке резаки для резьбы по дереву. Выточит – и продаёт своим же ученикам. Они даже подсчитали, сколько он на этом зарабатывает. Ребят, которые обо всём этом написали, классная руководительница весь урок пропесочивала!

Федя Пессимистов: Интересно, а какую тему она в журнал записала?

Вася Активистов: Так и записала: «проработка»!.. Расслабься, Федя, это была шутка. Конечно же, что положено, то и записала. И добавила: «Параграф, который мы с вами не прошли из-за этих хулиганов, прочитаете дома. На следующем уроке напишем самостоятельную работу».

Профессор Дорога: Интересно, что сказала бы об этом Анна Петровна Строгая?

Вася Активистов: Она бы сказала примерно так: «Эти юнцы своей желтой прессой оскорбили тысячи учителей нашей страны, которые из последних сил, за нищенскую зарплату героически несут детям знания!»

Федя Пессимистов: Выходит, если зарплата маленькая, то можно делать с учениками, что тебе вздумается?

Вася Активистов: И при этом говорить, что самоуправление ни в коем случае не должно в это вмешиваться!

Профессор Дорога: Василий подсказал нам очень важную мысль. Давайте мы посоветуем Анне Петровне и другим директорам не бояться, что ученическое самоуправление помешает учебному процессу. Наоборот, учебный процесс можно сделать более качественным, если директор будет на самоуправление опираться. Ведь что происходит в школе, в которой ученического самоуправления нет? Директор в большинстве случаев не знает, что творится за закрытыми дверьми класса: учат там детей или занимаются чем-то другим. Многие учителя в такой школе не понимают, что они работают не для самих себя, а для детей и поэтому, извините, халтурят. А ученики вынуждены со всем смириться, потому что любые споры с учителями немедленно сказываются на их оценках. Ученическое самоуправление может эту ситуацию в корне изменить: качество учебного процесса будут контролировать сами школьники. Если директор действительно хочет дать детям хорошее образование, то он не может не прислушиваться к мнению школьного совета. Предположим, Совет говорит, что Марья Петровна не должна вместо объяснения новой темы устраивать детям проработку. Мудрый директор в ответ на это непременно скажет: «Совершенно верно!» - и сделает так, чтобы в следующий раз учитель не путал урок с «беседой по душам».

Федя Пессимистов: Мудрый директор? А что, директора бывают и не очень…

Вася Активистов: Фёдор! Как такое могло прийти тебе в голову! Ты чуть не обидел всех директоров Вселенной!

Федя Пессимистов: Хорошо, что наш директор сейчас меня не слышит!

Профессор Дорога: Нет, коллега, наоборот: это очень плохо, что директор тебя не слышит! Ученическое самоуправление еще и тем ценно, что оно помогает педагогам и школьникам наладить диалог, понять друг друга. Ведь и те, и другие часто друг другом недовольны. Они, действительно, порой друг друга не слышат, хотя встречаются каждый день. А площадки, на которой они могли бы договариваться, у них нет. Если и те, и другие будут иметь возможность выяснять отношения цивилизованно, то педагогам не придётся применять силу, а ученикам – писать на партах про учителей нехорошие слова.

Вася Активистов: Значит, ученическое самоуправление помогает создать такую площадку для переговоров?

Профессор Дорога: Если, конечно, это именно то самоуправление, которое позволяет ученикам влиять на решение реальных школьных проблем.

Домашнее задание:

1. Сталкивался ли ты с мнением, что ученическое самоуправление в школе развивать не нужно? Как это мнение обосновывалось? Что ты можешь возразить?

Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.

Объективными причинами о.о. являются:

Незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

Оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

Психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

Наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. Различ. три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы.

Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях. Данный вид работы над ошибками проводится попутно с изучением новой темы после каждой проверки тетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнения самостоятельного упражнения. Школьники озаглавливают свою работу: Работа над ошибками. Затем ошибки исправляются, слова в исправленном виде записываются столбиком на полях тетради; вставленные орфограммы подчеркиваются, а записанные слова заключаются в рамку. Далее учащиеся еще раз записывают эти слова в строку и обозначают в них условия выбора вставленных орфограмм на месте ошибок. В процессе закрепления новой темы используются слова, в которых были ошибки, для различных видов обучающих работ.

Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах. На спец.уроке. Учитель, сообщив результаты контрольного диктанта, раздает тетради, в которых учащиеся под руководством преподавателя исправляют допущенные ошибки, выписывают их в исправленном виде в тетради для контрольных работ, подчеркивая вставленную орфограмму и обозначая морфему, в которой она находится. Затем учащиеся приступают к учету исправленных слов для дальнейшей индивидуальной работы. Запись слов производится в рабочих тетрадях. Столбиком. в словах выделяются орфограммы и обозначаются части слов, в которых они находятся.

Остальная часть работы над ошибками проводится в тетради для контрольных диктантов. обязательно графически обозначать условия выбора орфограмм на месте допущенных ошибок.

Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях.

Учитель сообщает общие сведения об орфографической грамотности учащихся;

Учащиеся исправляют свои ошибки и выписывают их в исправленном виде, заключают их в рамку, подчеркивают орфограммы на месте ошибок и обозначают морфемы, в которых они находятся.

Объяснение и закрепление правильного написания слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике; на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм. Т.о., рассредоточенно учитель поработает над 5-6 видами орфограмм, наиболее затруднивших школьников. Слова с закрепляемыми орфограммами будут одновременно служить лексическим материалом для изучения новой темы.Дальнейшая работа над словами, затруднившими учащихся


Учащиеся могут неоднократно допускать ошибки в одних и тех же словах в течение длительного времени, поэтому следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках, используя при составлении поурочных планов слова из учетных листов общеклассных ошибок.

Из общеклассных словников, собранных учителем при проверке тетрадей, готовятся словарные диктанты - обучающие и контрольные. Регулярное обращение к трудным словам невольно заставляет учащихся систематически заглядывать в свои записи для заучивания написания этих слов.

На основе индивидуальных учетных листов выполняются такие, например, упражнения: письмо по памяти трудных слов; образование разных форм слов, словосочетаний и предложений на основе трудных слов; составление индивидуальных алфавитных списков трудных слов из ряда отдельных словников (на определенном этапе - в конце изучения темы, в конце четверти, полугодия, учебного года и т. д.).

Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над ней оч.важна.

Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.

Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях.

Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:

Исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;

Включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).

В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.

Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах.

Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.

Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных.

В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:

Записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;

Намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;

Включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.

Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях.

На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок. Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах.

Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:

Ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;

Предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.

Предмет: Русский язык

Тип урока: закрепление и обобщение знаний

Форма работы учащихся : групповая.

Оборудование: карточки, компьютер, проектор.

Тема: Работа над ошибками диктанта

Цель: выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте, повторить изученные орфограммы, обобщить знания о способах проверки различных орфограмм.

Планируемые результаты:

Предметные:

научится:

    применять правила правописания;

    проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

получит возможность научиться:

    осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

    подбирать примеры с определенной орфограммой

    предупреждать возможность появления орфографической ошибки;

    при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Метапредметные (УУД)

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Текст диктанта:

Летучая мышь.

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь спит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал. (74 слова)

    Выпишите три словосочетания с именами существительными, определите, род, число, падеж.

    Спишите предложение, заменяя слова в скобках на родительный падеж.

Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки).

    Найдите слова с орфограммой мягкий знак у существительных, оканчивающихся на шипяший.

Структура и ход урока

1 слайд.

Сегодня продолжаем работать в группах. Поднимите руки, ученики, сидящие под номером 1.

Вы будете руководителем своей группы.

5. В своей работе вы можете воспользоваться теми ресурсами, которые имеются в наличии (памятки, учебники). Работайте дружно, сообща, помогайте друг другу, слушайте друг друга.

2минуты

Целеполагание, планирование работы

Когда все возможные

ответы озвучены, на экране

появляется

2 слайд.

предложенные действия

представлены в виде

кластера.

Данный алгоритм

появляется на экране. В

кластере рядом с действие

мы видим порядковый номер

действия. Для сохранения

информации можно вывесить

данный линейный алгоритм

на доске.

Слайд 3

Ребята, мы написали диктант. В целом можно сказать, что многие с диктантом справились, но ошибки есть. Что можно сделать с ошибкой по русскому языку? Обсудите в группах.

Попробуйте расположить

выбранные нами действия

в том порядке, как следует работать над ошибкой.

- Думаю, что если следовать

этому алгоритму, то можно

будет справиться с ошибками.

Но, может быть, стоит забыть об ошибках. Диктант написан,

отметки уже есть?

Сегодня нам предстоит

разобраться, почему ученик

допустил ошибку, поработать

над своими ошибками,

исправить их. Это и будет

основной целью нашей

работы. Повторите цель урока

другу в группах, хором

Мозговой штурм: Что делать с ошибкой по русскому языку?

(найти, увидеть,

распознать, исправить,

запомнить)

Составление

алгоритма работы

над ошибкой:

Дети предлагают

порядок расположения

действий.

Алгоритм работы над

ошибкой:

1: увидеть, найти;

2: распознать;

3: исправить;

4: запомнить.

Дети высказывают свои мнения.

Повторение цели урока.

5 минут

Работа над ошибками (учащиеся выполняют 3 задания)

1 задание

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Карточка-таблица 1

Выписать из текста диктанта слова на указанные правила.

Внимание. Сейчас руководители группы поменяются карточками: 1отдаёт 2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-1.

Проверьте работу ваших соседей. Исправьте ошибки, если они есть. Поставьте

им отметку за выполнение работы.

Внимание, по моему сигналу

вы меняетесь карточками в обратном направлении.

Сейчас вы видите отметки своих соседей. У вас есть возможность сравнить свою карточку с образцом. Внимание на экран.

Что у вас получилось? Не получилось?

Руководители группы)

приглашаются к учителю.

Он тихо проговаривает

им задание. Дети

возвращаются в свои группы

и рассказывают задание.

По работе в группе сразу

становится видно, то, как

представитель объяснил

суть задания. По сигналу

учителя группа заканчивает

работу над заполнением

карточки.

Дети должны

проанализировать

как можно больше

слов и предложений

диктанта, с целью

нахождения в них

указанных орфограмм.

Время ограниченно.

Ученики должны

быстро договориться

о том, кто будет

вести запись, как они будут искать слова.

От этого зависит

результат работы

группы. Учитель в

эту деятельность

не вмешивается,

на вопросы по

выполнению задания

не отвечает.

задание 2

Слайд 7

Следующее задание: выберите из текста диктанта самое трудное по написанию слово. Свой выбор докажите. Слов может быть выбрано больше одного не более 3-х.

Прошу выступающих от каждой группы выйти к доске и прокомментировать свой выбор.

Дети выбирают из текста диктанта самые

трудные слова. В этот момент они

анализируют слова, учатся договариваться

между собой, ищут

доказательства

трудности

написания, выбирают

выступающего. Все

выбранные слова

записываются на

отдельных листках,

крупно, маркером или

фломастером.

Представители

групп комментируют

свой выбор. Если

слова повторяются,

то объяснять их

необходимо один раз,

чтобы не затягивать

время урока

3 минуты

3 минуты

1 минута

Задание 3

Слайд 8

Следующая ваша задача исправить

ошибки в тексте диктанта.

Будьте внимательны!

Внимание, проверка работы

будет осуществляться по экрану. Внимание на экран.

Проверьте свою работу. На экране вы видите, цветом

показаны слова и места в диктанте, где была допущена ошибка.

Все ли ошибки вы обнаружили? Объясните их.

Учащиеся получили

карточку с диктантом,

в котором есть

орфографические и пунктуационные ошибки. Данные

ошибки были самыми

распространенными

в диктанте. Они

должны обнаружить и

исправить все ошибки.

Учащиеся

осуществляют

действие

самоконтроля по экрану. В ходе проверки, допущенные

ошибки поясняются:

где допущена ошибка,

почему допущена

ошибка, как проверить

(по возможности).

3 минуты

3 минуты

Рефлексия. Подведение итогов работы

Слайд 9

Вы сегодня рассмотрели

диктант с точки зрения

правописания. Находили

слова с орфограммами,

исправляли ошибки.

Пришло время посмотреть

на свою работу.

раздаю тетради с выполненной работой.

Посмотрите на свою работу. Есть ли в ваших диктантах орфограммы, на

которые вам надо обратить

внимание? Что это за орфограммы, слова?

Я думаю, что после нашей работы на уроке дома вам будет легко выполнить

работу над ошибками.

Работу вы выполните,

используя памятку “Работа

над ошибками”.

Памятка раздается

ученикам вместе с

работой.

Работать вы будете в табличке. Как называются колонки? Понятно ли, что вы будете записывать в каждой колонке? Это и будет вашим домашним заданием.

Подведем итог нашему уроку.

Какие трудности встретились?

Учащиеся

просматривают свою

работу.

Анализ собственных

ошибок.

Разбор домашнего

задания.

Анализ собственной

деятельности.

Рефлексия.

5 минут

Приложения к данному уроку:

    Презентация «Работа над ошибками». Навигация – по щелчку.

    Таблица (1 задание).

    Текст диктанта (3 задание).

    Памятка для домашнего задания.

Приложения:

Таблица (к 1 заданию)

Номер группы________ Проверка __________ Самопроверка___________

Текст (к 3 заданию)

Веселая птичка*.

На ступила поздняя осень. Лес покрылся зелёной листвой. Над высоким обрывом весело засохшее дерево. Сколько лет этому старику. К нему подлетела весёлая птичка. Это чиж. Он поседел, огледелся. Вот он спорхнул сел на сук ближнего дерева и радосно зачерикал.

В хвойном лису у чижа есть маленькое уютное гнёздышко. Там пять крошечных чижат. Весной слышна весёлая песня чижыка. Он очень похож на воробья. Это защитник наших лесов.

Памятка (для домашнего задания)

"Советы" для удачной работы над ошибками.

Перед началом работы над ошибками, познакомься с "Советами".

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: "Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!"). Заполни таблицу.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь...

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:

А) Обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);

Б) Не можешь заполнить таблицу, объяснить допущенную ошибку - обратись к учителю или родителям!

Слово (предложение) с ошибкой

Если возможно, то подбери проверочное слово.

Название орфограммы

Другие примеры на это правило.

В школе сейчас нагрузки достаточно большие, много задают на дом и по русскому языку. Ученикам приходится активно работать как на уроках, так и после них. Безусловно, зачастую можно слышать, что освоить программу нелегко, а некоторые задания вызывают отрицательное отношение школьников. Работа над ошибками многим кажется ненужной: в таких случаях ученики считают, что в ней уже нет смысла. Действительно, вы будете разбираться в тексте, за который уже получили оценку, тратить на его изучение время, вместо того чтобы готовиться к следующим урокам. И видеть свои ошибки, подчёркнутые красным, тоже не очень приятно, даже с психологической точки зрения. Однако делать работу над ошибками необходимо – это поможет заметно улучшить ваши результаты, отлично закрепить материал, сократить возможность появления подобных ошибок в будущем. Именно так вы сумеете обучаться максимально эффективно, подходить к процессу индивидуально, буквально – учиться на собственных ошибках.

Превратите это занятие в увлекательное и динамичное, привыкните к нему, оцените его пользу и работайте над ошибками самостоятельно. Проводите анализ ваших ошибок даже тогда, когда от вас этого не требует педагог: вы очень быстро начнёте видеть реальные результаты. Воспользуйтесь полезными рекомендациями и повышайте вашу грамотность, работая над ошибками, это не будет лишним. На контрольных работах, диктантах, экзаменах вы окончательно убедитесь в необходимости ваших занятий.

Делаем работу над ошибками: регулярно, последовательно и эффективно. Полезные советы
Запомните ряд несложных советов, они вам очень помогут проводить работу над ошибками с пользой.

  1. В первую очередь обратите внимание на ваш настрой на работу. Наверняка вам известны ситуации, когда и задание выполнено, и время потрачено, но в памяти не остаётся необходимая информация. Ученики спешат, хотят скорее всё сделать, а в итоге никакого эффекта от работы нет, хотя она и занимает определённое время. Трудитесь для себя, а не для оценки учителя, формального выполнения задания. Самое главное – результат, качество вашей работы, а не заполненные листочки тетрадки. Сразу оцените, в чём конкретно заключается суть работы над ошибками:
    • вы тщательно изучите свой текст, который уже прошёл проверку учителя, – это поможет вам взглянуть на него по-новому, объективно;
    • вы будете точно знать, где допустили ошибки;
    • вы сможете проанализировать каждую ошибку, исправить её, самостоятельно вспомнить правила, найти соответствующую информацию в справочниках и учебниках;
    • вы аккуратно выпишете слова с ошибками, правила, примеры: таким образом вы прекрасно закрепите материал, он хорошо запомнится;
    • проведя такую работу, вы сумеете в дальнейшем стараться не допускать подобные ошибки.
    Обратите внимание на важный момент: делать работу над ошибками нужно всегда. Именно так вы узнаёте свои слабые стороны, постепенно избавляетесь от всех недочётов.
  2. Выполняйте работу над ошибками тщательно, ни на что не отвлекайтесь. Не следует «выхватывать» подчёркнутые места из текста, игнорируя его в целом. Читайте текст целиком, а разбирайте ошибки. Вполне возможно, что в некоторых случаях будет важен и контекст. Вдумывайтесь в каждое слово, никогда не делайте работу над ошибками механически. Старайтесь сразу запоминать правила, разъясняйте все непонятные моменты.
  3. Работайте над ошибками вне зависимости от полученной оценки. Если вы огорчены слишком низким баллом – это только дополнительный стимул сделать работу максимально качественно, разобрать каждую ошибку. Перед вами уже находится ваш текст с выделенными учителем недочётами, а вам остаётся над ним потрудиться, чтобы в будущем уже не допускать таких ошибок, обратить внимание на правила, которые оказались для вас наиболее сложными.
  4. Заведите специальную тетрадь для работ над ошибками. Даже если ваш учитель не давал таких рекомендаций – сделайте это для себя. Вам очень пригодятся записи, причём вы сможете следить за закономерностями появлений ошибок в ваших текстах, своими успехами, повторять именно те правила, с которыми возникают сложности. Когда ваша тетрадь закончится, не выбрасывайте её. Храните все записи и регулярно просматривайте их. Хотя бы раз в полугодие листайте все тетрадки с работами над ошибками, а последние просматривайте примерно раз в неделю.
  5. Изучая последние работы над ошибками, сразу намечайте план дальнейших действий:
    • какие правила вызывают наибольшие затруднения;
    • что именно нужно повторить в ближайшее время;
    • с чем уже удалось справиться, хорошо закрепить и запомнить.
    Отмечайте не только неудачи, но и ваши успехи. Со временем их станет больше: вы увидите, что ошибаетесь меньше, а основная масса правил вам уже хорошо знакомы.
  6. Чтобы правильно делать работу над ошибками по русскому языку, вам понадобится чётко систематизировать всю информацию в вашей тетрадке. Разделите листочек на четыре столбца. В первый вы будете заносить слово, словосочетание или предложение, в котором была допущена ошибка. Во втором нужно записать саму орфограмму, конкретный фрагмент текста и т.п. В третьем столбце запишите соответствующее правило. Обязательно придумайте несколько своих примеров и заполните ими четвёртый столбик. После этого можно провести горизонтальную черту, отделив данную ошибку от других, чтобы не возникло путаницы. Рисуйте чёткие линии, нумеруйте ошибки: так вам будет значительно легче просматривать материалы, повторять правила.
  7. Регулярно используйте ваши тетрадки с работами над ошибками для повторения русского языка. Так вы хорошо повысите ваш уровень грамотности.
Как делать работу над ошибками? Основные типы ошибок и методы их разбора
  1. Когда вы случайно заменили или пропустили букву в слове, его нужно переписать правильно и подчеркнуть пропущенную или искажённую букву.
  2. Ошибку в написании проверяемой безударной гласной нужно не только исправить, но и выписать правило, подчеркнуть орфограмму и найти проверочные слова, также записав их.
  3. Если гласная непроверяемая, слово вам понадобится записать хотя бы пять раз подряд. Это поможет его лучше запомнить, довести написание до автоматизма. Следите, чтобы ваше написание было правильным, не путайте буквы.
  4. Разбирая конкретные орфограммы, например, правописание гласных после шипящих, сочетание щн, чк, чн, обязательно придумывайте ещё два-три слова на соответствующую орфограмму.
  5. Нередко сложности возникают при написании двойных согласных в корне слова. В таком случае разделите слово для переноса, придумайте два-три однокоренных слова и запишите их. Не забывайте подчёркивать яркой ручкой двойную согласную.
  6. Орфограммы с мягкими и твёрдыми знаками анализируют следующим образом:
    • когда ошибка допущена при написании разделительного твёрдого знака, нужно выписать слово, выделить приставку и корень, обозначить орфограмму, придумать два подобных примера;
    • если пропущен разделительный мягкий знак, следует записать слово правильно, выделить корень, подчеркнуть гласную и мягкий знак, придумать два примера и записать их;
    • разбирая написание мягкого знака, обозначающего мягкость согласной, выпишите слово верно, подчеркните мягкий знак и согласную, запишите два примера;
    • чтобы проанализировать написание мягкого знака после шипящих в существительных, определите род существительного, запишите его в скобках, придумайте два примера.
  7. Парные звонкие и глухие согласные вам понадобится проверить, поставив слово в форму, в которой после согласной окажется гласная. Запишите проверочное слово и 2-3 подобных примера, подчёркивайте орфограммы.
  8. Чтобы делать работу над ошибками, всегда проверяйте непроизносимую согласную, а не просто подчёркивайте её. Подберите однокоренные слова, в которых она будет стоять перед гласной. Обозначьте корень слова, подчеркните орфограмму.
  9. Разбирая правописание не и ни, слитное и раздельное написание не со словами, ошибки, связанные с правописанием приставок, дефисных написаний, необходимо найти нужное правило, найти несколько примеров, разобрать их и записать.
  10. Анализируя написание окончаний глаголов, существительных, прилагательных, обязательно тщательно разбирайте слова, записывайте в скобках все нужные грамматические категории в соответствии с указанными в правилах в качестве определяющих. Например: на опушке (существительное 1 склонения – опушка).
  11. При разборе пунктуационных ошибок нужно не просто подчёркивать запятую или другой знак препинания. Разберите предложение, особо выделите те члены, которые влияют на постановку рассматриваемого знака препинания, нарисуйте схему предложения и яркой ручкой обозначьте нужный знак, определяющие его члены предложения. Записав правило, придумайте и напишите хотя бы одно предложение на него, выделите знак препинания.
Делать работу над ошибками по русскому языку нужно постоянно, не пропуская ничего. Пишите внимательно, старайтесь вникать в тексты, запоминать правила, не спешите, тогда ваши занятия дадут отличные результаты.

Каждый родитель желает своему ребёнку счастья, беспокоится о его безопасности, и делает все для того, что бы разъяснить, что можно делать, а чего нельзя. И вроде уже тысячи раз было говорено, переговорено о многих вещах, но вот вновь ваш ребенок совершает одну и ту же ошибку.

Очень часто, мы говорим нашим малышам одно, а сами то делаем совершенно другое. И наши дети просто не понимают, как нужно поступать. Отговорка, что родителям можно, для их ума не подходит. Любой психолог скажет, что только в возрасте девяти лет дети начинают мыслить логически. А до этого времени только подражают. Давайте посмотрим, что же, в первую очередь, делаем не правильно мы сами, а уж потом станем спрашивать с наших детей.

Для начала, давайте определимся, какие бывают «Нельзя!» Есть такие вещи, которые вы запрещаете. И ребенок слушается вас. Вы точно знаете, что ничего страшного не случится, если вы запретите ребенку одно, но при вас он может делать некоторые вещи. Это и есть первая, и самая распространенная ошибка. Пусть примером будет многострадальная духовка. Наверное, нет ни одного родителя, который бы с отчаянием не оттаскивал свое чадо от горячей духовки. А затем возмущался: «Ну, сколько можно тебе повторять, она горячая, ее нельзя трогать.» Так вот, должны быть абсолютные запреты, которые действуют в любом случае. Вы будете не правы, если разрешите ребенку играться холодной духовкой. Мы же уже выяснили, что он просто не может понять разницу, почему в этом случае мама разрешает играть, а в другом нет. Это мы понимаем, что когда горячо, то можно обжечься, ребенок же этого не знает. И не узнает, пока не стукнет определенный возраст.

И так, первый вывод, выбираем те запреты, которые категорически запрещаем. Сами же больше не создаем прецедентов. Было бы хорошо, если и вы сами в присутствии ребенка не делали то, что ему категорически запрещаете. Понимаю, что это тяжело, но если есть возможность, то лучше делайте такие вещи без детей.

Перейдем к следующим моментам. Мы обязательно приучаем ребенка, что ни в коем случае нельзя разговаривать, а уж тем более, подходить к незнакомым людям. Но вот вы видите, как вам малыш с удовольствием берет конфетку, или же разговаривает с бабушкой во дворе. «Опять!» - Думаете вы. Давайте посмотрим, что же вы, именно вы, делаете не правильно. Если вы говорите ребенку, что нельзя подходить к незнакомым людям, но при этом, встретив свою подругу, которую ребенок еще ни разу не видел, сразу же начинаете без умолку с ней разговаривать, то…. Вернемся к пункту первому. Малыш не понимает, вы же только что говорили, что нельзя, а эта тетя не знакомая, но вы с ней говорите. Сначала нужно сказать своему ребенку, что это тетя, мамина подруга, познакомить их, и сказать, что теперь они могут общаться. Вроде простое действие, но у вашего малыша не возникает чувство противоречия. Совет второй: даже если вы знаете этого человека, а ваш ребенок нет, то сначала представьте их друг другу.

Очень часто можно увидеть такую картину. Многие люди умиляются, когда видят маленьких, и не очень детей. И обязательно норовят угостить их чем - нибудь. Но вы же сами говорили, что ребенку нельзя брать у незнакомых людей. Опять непонятки для малыша. Тут уже вам нужно проявить твердость. Даже если очередная бабушка, или продавщица в магазине, или тетя на перекрестке, в маршрутке…. дает вашему малышу что - нибудь, и пусть вы знаете, что она не хочет ничего плохого, нельзя разрешать. Вы, если уж так сильно хочется не обидеть человека, можете сами взять, а затем отдать ребенку. Но ни в коем случае из рук в руки от незнакомого человека.

Совет: А лучше вообще откажитесь, ведь малыш может вновь не понять, почему маме можно, а ему нельзя. Да, люди обижаются, но тут нужно понять, что вам дороже. Взрослому человеку можно объяснить, почему вы отказались, если он вменяемый, но вот ребенку это намного тяжелее.

Четвертая ошибка. Часто родители говорят, что нельзя, но при этом забывают про то, что не только можно, но и нужно. Смотрите, достаточно часто бывает такая ситуация, что ребенок заблудился. Он растерян, не знает, что делать, ведь к чужим людям обращаться нельзя. Это ваше упущение. Совет номер четыре: обязательно скажите ребенку, к кому он может обратиться за помощью. Пусть это будет и не знакомый человек, но если он милиционер, охранник, врач, то именно эти люди могут ему помочь. Объясните, чем они занимаются, что это их профессия - помогать людям. И они обязательно скажут, что делать.

И последнее, так сказать на заметку. Учите ребенка на примерах. Дети лучше всего понимают, если им наглядно показать, рассказать в форме сказки. Не даром, именно сказки и являются нашими первыми учителями. Будет еще лучше, если ребенок сам поучаствует в такой игре. Придумайте какую - нибудь ситуацию, или возьмите сюжет знакомой сказки. И играйте в него, задействовав как можно больше взрослых и детей. Такое наглядное пособие и игра одновременно, и урок, и запоминается намного легче, и практически с первого раза. Не теряйте времени, если стоите в очереди, едете в общественном транспорте, или же стоите в пробке. Любой момент можно использовать. Увидев какую - то ситуацию, обратите на нее внимание вашего ребенка. Спросите, что в ней не правильно, как бы он поступил на месте того, или иного человека. Проиграйте этот вариант, когда окажетесь дома. Еще раз подчеркну, когда ребенок участвует в ситуации, он ее запоминает. Не нужно читать многочасовые нотации, они пользы не принесут не вам, не им.

Вот такие работы над ошибками нам нужно сделать самим. И что еще важно, это периодически делать мини экзамены. Можно заранее договориться с незнакомым для малыша человеком, и попросить вашего друга подойти к ребенку. Посмотрите, что будет делать ваше чадо в таком случае. Если вы в крупном магазине, то можно специально потеряться. И не считайте это жестокостью, ведь вы же сейчас контролируйте ситуацию. Вы видите ребенка, смотрите, как он себя ведет, к кому обращается. Это может показаться издевательством, но ведь вы точно будете знать, что ваш малыш усвоил, и как себя поведет в ситуации, когда вам не будет рядом. Наверно, это стоит того.