Урок литературы "Художественный мир Ф.Тютчева" (10 класс). Урок-презентация по творчеству Ф.И.Тютчева

План - конспект открытого урока по литературе с использованием приемов смыслового чтения

Учитель: Власова Е.С.

Класс: 5

Тема урока: Ф. Тютчев Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»
Форма урока: проблемный урок с использованием технологии смыслового чтения

Учебник: В.Я. Коровина Литература 5 класс
Цели урока:

Образовательные:
- формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.

Развивающие:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);

Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование:

Аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

А. Смирнов "Есть в осени первоначальной..."- запись

Презентация

Ход урока:

Организационный момент

Создание атмосферы психологического комфорта

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, которое позволит вам настроиться на интересную и продуктивную работу.

1. Слово учителя

Несмотря на то, что за окном еще стоит зима, мне хотелось бы задать вам вот какой вопрос: какие ассоциации у вас возникают со словом «осень»? (ответы учеников)

Многие композиторы, поэты, писатели, художники обращались в своих произведениях к данному времени года (слайды с изображением осенних пейзажей ).

Сегодня на уроке я хочу вам предложить соприкоснуться с творчеством замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева (слайд с портретом Ф.И. Тютчева)

Ф.И Тютчев жил в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Орловской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать. Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение. И вот что получилось.

(прослушивание аудиозаписи).

2. Формулирование цели и задач.

Слово учителя: Ребята, конечно же, вы поняли, что сегодня мы будем говорить о стихотворении Тютчева «»Есть в осени первоначальной». А что конкретно нас будет интересовать? Какие цели мы поставим перед собой? (ответы ребят), слайд (цель и задачи урока)

Цель: проанализировать стихотворение «Есть в осени первоначальной…»

Задачи:

определить тему и идею стихотворения

понять настроение и чувства лирического героя

рассмотреть образные средства стихотворения

3. Анализ стихотворения. (Беседа, лингвистический анализ стихотворения.)

Слово учителя: Безусловно, очень важно название произведения. Почему?

А какое название у этого стихотворения? (ответы учеников).

Ребята, о таком названии по первой строчке говорят, что оно нулевое. Раз заглавия как такового нет, мы должны обратить пристальное внимание на первую строчку. О чем в ней говорится? Что такое «первоначальная осень»? (ответы учеников). Кто знает, как по-другому называют этот период времени? (бабье лето)

Давайте перечитаем первую строфу (один из учеников читает).

Какое настроение создается после прочтения? Какие образные средства использует поэт?

«Дивная пора» - эпитет. Какие слова-синонимы можно подобрать к слову «дивная»? Называя эту пору дивной, Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный и теплый привет уходящего лета.

«День как бы хрустальный» - сравнение. Что оно означает?

Обратите внимание, с использованием союза как бы сравнение получается мягким. Вроде бы поэт его никому не навязывает, просто ему так кажется.

И нам, читателям, это как бы словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать. День... как бы хрустальный - удивительное авторское сравнение.

Хрусталь - это «род, сорт стекла».

Что же у них общего?

День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее

Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и четко слышен.

День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер, и кончатся тишина, покой, безмятежность.

«Лучезарны вечера» - эпитет. Подумайте над его смыслом (светлые, ясные, теплые).

4. Релакс-пауза

Я предлагаю ненадолго отвлечься от работы, сделать небольшую паузу. Сегодня мы отвлечемся не на физминутку. Я предлагаю послушать музыкальную композицию Можно закрыть глаза, постараться представить что-то под музыку. Хочу сказать, что название произведения связано с осенью. Постарайтесь во время слушания догадаться, о каком месяце идет речь в произведении (звучит композиция П.И. Чайковского «Октябрь»)

Кто хочет предположить, о каком месяце это произведение и почему? (ответы учеников).

Продолжаем работу над анализом стихотворения.

Переходим ко второй строфе (один ученик читает). Какие непонятные слова встретились в этой строфе? (слайд со словами)

Серп - ручное орудие, служащее для срезания колосьев при уборке хлебов.

Борозда - длинная канавка на поверхности почвы, проведенная плугом, служащая для посадки в нее растений.

Праздный - пустой, ничем не занятый; чуждый забот и тревог, погруженный в покой.

Что вы представили, когда слушали эту строфу?

Почему серп назван «бодрым»? (он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья).

А почему борозда «праздная»? (урожай уже убран, она отдыхает).

«Бодрый серп» и «праздная борозда» - это эпитеты.

«Паутины тонкий волос» - олицетворение.

Прочтем к третьей строфе (один ученик читает).

Обратите внимание, какие однокоренные слова используются во второй и третьей строфах? (пусто, пустеет). Для чего автор это делает? (пусто на земле, пусто в воздухе - картина пространства расширяется: пустое необъятное поле, пустое бескрайнее небо…)

Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? «Но далеко еще до первых зимних бурь». Поэт как бы призывает наслаждаться данной порой, ведь она так быстротечна.

А что такое «лазурь»? (слайд со словом)

Лазурь - светло-синий цвет, синева (устар. и высок)

«Льется лазурь» - метафора

«Чистая и теплая лазурь» - эпитеты

«Отдыхающее поле» - олицетворение.

5. Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла.

Слово учителя: Ребята, мы разобрали стихотворение. Сейчас я попрошу вас выразительно его прочитать, учитывая все знаки препинания, соблюдая правильную интонацию (чтение двумя-тремя учениками)

6 . Рефлексия

Какие чувства вы испытали сегодня на уроке? Что вы ощутили? И хотели ли вы попробовать себя в роли поэта?

Я предлагаю вам окунуться в творческий процесс и попробовать написать синквейн (слайд с объяснением понятия синквейн, слайд с достоинствами синквейна )

7. Домашнее задание

Написать синквейн на тему урок литературы.

Здесь будет файл: /data/edu/files/v1460490848.pptx (Презентация к уроку)
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1460490897.docx (Правила написания синквейна)
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1460490955.mp3 (Аудиозапись стихотворения)

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1460491026.mp3 (Чайковский Времена года. Октябрь)

4. В старину: воин, богатырь. В презентации использовали материалы: МОУ «Кривошеинска СОШ» Томская область. Витязь. Урок литературного чтения 2 класс. Дядька. Какие сказки Пушкина вы прочитали самостоятельно? 3. Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». «У Лукоморья дуб зеленый». 1. Долина, ровное, вытянутое пространство вдоль реки или между горами. Лукоморье. Дол. Вступление к поэме А.С.Пушкина.

«Толстой Акула» - Дом. Ф.И Тютчев. Могила Л. Н. Толстого. А.С. Пушкин. Интеллектуальная минутка. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. С. Есенин Ф.И Тютчев А.С. Пушкин. Школа. Башни въезда. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. Парк. Башни въезда в Ясную Поляну. М. Горький. Смеялись и кричали веселее и громче прежнего.

«Жизнь Агнии Барто» - Е.Николаева. Не только весёлыми стихами известна Агния Львовна Барто. Подарите нам счастье!». Литература: В 1942 году была на Западном фронте как корреспондент газеты. Награды и премии. Результаты анкетирования. «Смех, который лечит». В классе 26 человек. Лишь 19% детей 2-3 классов знают некоторые подробности жизни и творчества А.Л.Барто. Начало творческой деятельности. Агния Барто.

«Творчество Успенского» - Однажды летним вечером Дядя Федор, Матроскин и Шарик отдыхали на полянке. Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. Одним из любимых произведений Э. Успенского для меня является «Трое из Простоквашино». Летом я читал «страшилки». Печатается с 1960 года. В стихотворении «Рыболов» говорится о незадачливом рыбаке. О поэзии. Когда мы смеёмся над героями произведений, то задумываемся и над своими поступками.

«Открытый урок чтения 2 класс» - Прочитай правильно. Открытый урок по чтению во 2 классе. Какая из фигур лучше отражает настроение рассказа? Проверь себя! Заактировать - составить акт (документ). Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972). Весёлый Добрый Справедливый Любознательный. Тема: «Читаем правильно.» В. Ю. Драгунский «Заколдованная буква». Найди ошибки в словах. 1. 2. 3. 4. 5.

«Осенние листья» - Клод Моне - Осенняя река. Сделайте подписи к каждой фотографии. Осенние листья глазами художников. Какое образное выражение используется для обозначения листопада? Обсыпается весь наш бедный сад»: Осенние мотивы. Литературное чтение. 2 класс УМК «Школа России». Зражевский Аркадий Осенние листья и хохлома. Изображение осенних листьев в стихотворениях русских поэтов. Вопросы к стихотворению В. Брюсова «Сухие листья».

КГУ «Афанасьевская средняя школа»

Литературное чтение 3-й класс

на тему: «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной» с применением технологии развития критического мышления

Учитель начальных классов: Жанбекова Ж.Б.

Актуальность: В своем послании «Стратегия «Казахстан- 2050» новый политический курс состоявшегося государства» наш Президент Н.А. Назарбаев говорит: «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования…» А лучшее усвоение знаний и навыков напрямую связано с более интересной формой подачи учебного материала в начальных классах. На таких занятиях у детей наблюдается интерес к повторению и познанию нового.

Цель: Подготовка нормальной внешней среды для работы на уроке чтения, психологически подготовить детей к общению и предстоящему занятию.

Задачи урока:

Обучающая (Образовательная):
- формировать представление об особенностях лирического стихотворения;
- формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.

Развивающая:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);

Воспитательная:
- воспитывать чувство любви к родной природе;

Прививать интерес к чтению;

Учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником;

Гипотеза : Если сформировать у учащихся интерес к чтению, то это поспособствует правильному чтению и умению самостоятельно работать с текстом и книгой.

Тип урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления.

Методы обучения: наглядный, проблемный, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Дидактическая задача: Формирование, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:
1. Репродукция картин художников:
И. Левитан «Золотая осень».
И. Шишкин «Осень».
Б. Щербаков «Осень».
2. Листы с печатным текстом о лирике, «бортовые журналы».
3. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, красного цвета.

4.Учебник, рабочая тетрадь.

Этапы проекта:

Первый этап - подготовительный

Подобрать методическую литературу, раздаточный материал;

Вызвать интерес у учащихся к предстоящей работе;

Второй этап – основной

Разработка хода урока;

Подготовка дидактического материала к уроку;

Организация работы с детьми;

Третий этап - заключительный

Рефлексия

Приёмы ТРКМ: бортовой журнал, инсерт, синквейн.

Ход урока:

I. Организация класса на работу (Создание психологического, положительного и эмоционального настроя на урок, концентрация внимания)

Долгожданный дан звонок

Начинаем наш урок,

Тут затеи и забавы, игры, шутки

Все для вас!

Пожелаю всем удачи! За работу в добрый час!

II .Этап актуализации знаний.
Учитель:
- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?
Учитель:
- Сейчас мы увидим, насколько вы внимательны. Прочитайте слова 1 и 2-го столбика:

величественный

благородный

возвышенный

памятный

искренний

сердечный

незабываемый

откровенный

душевный

царственный

Учитель:
- Из слов второго столбика найдите слово, близкое по значению слову величественный (таким же образом задаются вопросы на поиск слов, близких по значению).

III. Введение в тему урока.
Учитель:
- Предлагаю вашему вниманию четверостишия. Вы их прослушайте и подумайте над вопросом: Что объединяет эти стихотворения?

2-й ученик:

3-й ученик:

Учитель:
- Что объединяет эти стихотворения?
Ученики:
- Изображение осенней природы в творчестве знаменитых поэтов.
- Стихотворения на одну тему, с одинаковым настроением.
Учитель:
- Продолжая тему урока, мы познакомимся с лирическим стихотворением Федора Ивановича Тютчева.
(Портрет Ф.И. Тютчева).
Ученица:
(Рассказывает заранее подготовленный ученик).
- Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.
Учитель:
- Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной».
IV . Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.
1) Чтение стихотворения учителем. (На фоне музыки)
- Предлагаю вам задуматься над вопросом: Что такое лирическое стихотворение?
Свои предположения запомните, мы к ним ещё вернёмся.
V . Стадия вызова. (Бортовой журнал).
Бортовой журнал. Работа в парах.
- Ребята, возвращаюсь к моему вопросу, поставленному в начале урока. Я предлагаю вам исследовать понятие « лирическое стихотворение».
- Как называют поэтов, которые сочиняют такие стихотворения? (лирики)
- Как вы знаете, в ходе исследования учёные ведут журналы наблюдений. Давайте с вами подумаем, что подразумевается под понятием «лирика», и заполним левую колонку нашего журнала.
Учащиеся работают в парах. Свои предположения записывают в таблице.

Предположение

Новая информация

Поэт описывает картины природы.

Произнесено под звуки лиры.

Показывает свою любовь к природе

Берёт начало в устном народном творчестве.

Передаёт свои чувства и мысли.

Это вид поэзии.

Жанровое разнообразие.

Название поэтов средних веков

V I . Стадия осмысления.
1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу insert (инсерт).
Учитель:
- Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: V»- уже знал, «+» -новое, «?»-не понял.
(Учащиеся читают текст) .
Лирика (от греч. lyrikos-то, что произнесено под звуки лиры) - самый обобщённый и самый глубоко личный, задушевный род литературы.
Лирика -вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора.
Особенности лирики - сосредоточенное размышление, самосозерцание.
Связь лирики с музыкой обеспечила тяготение лирики к стихотворной форме речи.
- Запишите в своём журнале, что нового вы узнали о лирике.
2.Первичное закрепление.
(Учитель раздает листочки с текстом, в котором надо подчеркнуть особенности лирического произведения.)
(Особенности лирического произведения).
Учитель:
-Перед вами словосочетания. Выберите подходящие к нашему понятию.

Почему необходимо изучать этот вид поэзии?

VI I . Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения

а) Чтение первой строфы учениками
–Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.
1-й ученик:
(Левитан И. И. «Золотая осень»).
- Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.

Есть в осени первоначальной
Короткая , но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный , I
И лучезарны вечера.....II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).
- Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах?
Ученики:
(«Дивная пора», «лучезарны вечера»)
- Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»?
Ученица:
Автор употребляет прием сравнения .
6. Чтение второй строфы учениками.
- Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
2-й ученик:
- Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.. (Левитан. И. И. «Золотая осень. Слободка»).

Где бодрый серп гулял и падал колос, I
Теперь уж пусто все – простор везде, I
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
8. Чтение третьей строфы.
- Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?
- Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.
- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?
3.Физкультминутка (музыка для релаксации) .
Учитель:
- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
- Какие чувства вы испытали?
VII I . Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла. Работа в группах.
(Ребята заранее сформировали состав групп) (Задание для групп).
Задание.
1. Чтение стихотворения по строфам.
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником.
(Способ чтения выбирают дети.)
Учитель:
В каком темпе его следует читать?
Ученики:
- Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.
- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
IX . Стадия рефлексии.
1.Синквейн.
- Заканчивая разговор о лирике, я предлагаю каждой группе написать синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
СИНКВЕЙН - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение.
Правила составления синквейна:
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Пример синквейна:
Лирика.
Эмоциональная, личная.
Выражать, чувствовать, размышлять.
Лирика-это вид поэзии.
Переживание.
2. Физкультминутка.
Ходим кругом друг за другом.
Эй, ребята, не зевай!
Все, что Осень Вам прикажет,
Вместе с нею выполняй!
Дети выполняют разные движения, в конце Осень раздаёт разноцветные листики, дети выбирают тот цвет, который выражает их отношение к уроку.
Красный - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.
Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений.
X . Творческая работа.
- Давайте пофантазируем и представим себе: о чём мечтают листья осенью? Свои предположения запишите на листьях.
X I . Подведение итогов.
- Чему мы сегодня учились на уроке? Что такое лирика? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям? Запомните правую колонку «журнала наблюдения».
X II . Домашнее задание.

Выберите домашнее задание:
1. Выучить стихотворение наизусть.
2.Нарисовать рисунок к стихотворению

3. Написать синквейн на тему «Осень»

Учитель: Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Конспект урока. Любовь и правда Ф.И.Тютчева

, Учебно-производственный комплекс Петропавловского строительно-экономического колледжа, Казахстан, г.Петропавловск
Описание материала: Предлагаю урок изучения нового материала по творчеству Ф.И.Тютчева. Урок, был проведен в колледже, уровень подготовки студентов очень слабый, соответственно задания разработаны простые. На уроке применены средства эмоционального воздействия (видео); применение технологии развития критического мышления; метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; метод стимулирования интереса деятельности; метод стимулирования отвественности; репродуктивный метод.

Тема: Любовь и правда Ф.И. Тютчева.

Цель урока: вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчества Ф.И. Тютчева;
Задачи урока:
Образовательная: помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики Ф.И. Тютчева.
Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию и мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии; развивать умение учащихся выбирать нужный материал, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли; развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие способности учащихся; развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с преподавателем; развитие умения аргументировать собственную точку зрения; создать условия для развития личности учащихся, способной любить большую и малую родину, ее природу; формировать гуманистическое мировоззрение; развивать творческую активность учащихся; дать им возможность проявить интеллектуальную мобильность, способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость.
Воспитывающая: воспитание гуманного отношения к людям; воспитывать в подростках свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства; обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; воспитывать бережное отношение к слову, к его звучанию; интерес к прекрасному.

Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, фильмы, тексты стихов изучаемого поэта, презентация

Методы обучения:
По источникам знаний:
словесные;
практические;
наглядные.
По степени взаимодействия:
аналитическая беседа;
По характеру познавательной деятельности участия учителя и учащихся в учебном процессе:
частично-поисковый;
репродуктивный.
По принципу расчленения и соединения знаний:
сравнительный;
аналитический;
обобщающий.

Средства эмоционального воздействия (видео) ; применение технологии развития критического мышления; метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; метод стимулирования интереса деятельности; метод стимулирования отвественности; репродуктивный метод.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

…Для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков
Жизни блаженство в одной лишь любви …
Ф.И. Тютчев
I. Вводно-мотивационный этап.
Объявление цели, темы урока, озвучивание эпиграфа. (Запись в тетради). Слово учителя.
Итак, давайте мысленно перенесемся в далекий для нас 19 век. Осень. Ноябрь 1921. Тютчев только что окончил Московский университет со степенью кандидата словесных наук и был определен на службу в коллегию иностранных дел в Петербурге. На домашнем совете было решено, что с блестящими способностями Феденьки можно сделать карьеру дипломата. И в середине 1822 года Тютчев едет в Германию в Мюнхен, где получает место сверх читанного чиновника при русской миссии. Никто не знал, что его отъезд обернется разлукой.
Именно здесь, за границей, начинается его личная жизнь, полная страстей и горестей, здесь он начнет создавать изумительные стихи, посвященные своим возлюбленным. Здесь повстречает первую любовь, впервые женится, переживет смерть первой жены, женится вторично, испытывая пылкие чувства.
II. Просмотр фильма о Ф.И. Тютчеве (17 минут)
III. Изучение нового материала.
Просмотр фильма «Любовь и правда Ф.Тютчева» (1 часть)
Просмотр фильма «Любовь и правда Ф.Тютчева» (2 часть)
У Мюнхен. 1823. Молодой Тютчев приглашает на танец графиню Амалию Крюденер.
С Амалией Тютчев познакомился во второй половине 1823г. Она была пятью годами моложе его. Её отец был дипломатом. Часто совершали прогулки по прекрасному Дунаю. Тютчев был очарован и стал серьезно думать женитьбе. Однако родители Амалии были против и предпочли ему товарища. Тютчев был убит горем.
Но жизнь продолжалась. У Тютчева были свои заботы – увеличение семьи, служба. И все-таки судьба еще дважды подарила им дружеские свидания. Через 30 лет после их последней встречи (1870) они вновь увиделись в Карсбадене на лечении летом 1870г. В это время сюда съезжалась вся европейская и русская знать, многие знали Тютчева. Но самой радостной была встреча с Амалией. Прогулки с пожилой но все еще сохранявшей привлекательность графиней, вдохновили Тютчева на создание прекрасного стихотворения “Я встретил вас…
Последняя его встреча произошла 31 марта 1873г., разбитый параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на нее, не говоря ни слова. А на следующий день дрожащей рукой Тютчев написал несколько слов дочери Дарье: “Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с моей дорогой Амалией и т.п.(из письма поэта). Амалия пережила Тютчева на 15 лет. Ей он посвятил стихотворения: “Я помню время золотое…”, “Твой милый взор”, “Я встретил”, Я знал ее…”.
Элеонора Петерсон: Но вернемся теперь в далекие 1820-ые годы. Летом 1825 получив отказ от родителей Амалии, Тютчев уехал в отпуск, вернулся в 1826г. А 5 марта свадьба Тютчева. Элеонора Петерсон была на четыре года старше. О свадьбе никто не знал, даже родители поэта. Она была лютеранкой, а он православного вероисповедания. Возникли трудности не только с получением родительского благословения, но и разрешения церковного. Скрывали свой брак.
В 1838 году я пережила страшное потрясение: пожар на корабле, где Элеонора находилась с тремя детьми. Этот несчастный случай подорвал её здоровье.
Простуда и волнение сделали свое. Через 3 месяца после этого события Элеонора скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь.

Однолюбом Тютчев не был. Он мог страстно обожать двух женщин сразу. Женщины, которых он любил, отвечали ему еще более беззаветным и самоотверженным чувством. Он умел порой влюбить в себя женщин с первого взгляда.
В 1836 году он встретил и полюбил Эрнестину Дернберг, молодую вдову, на семь лет моложе поэта. Она была из первых красавиц Мюнхена, ее красота сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием (показать портрет). Эрнестине он посветил немало стихотворений, вот одно из них: “Люблю глаза твои”
Юноша читает стих: “Люблю глаза твои, мой друг…”.
Через год после смерти первой жены в 1839 году обвенчался с Эрнестиной. А осенью 1844 года вместе с женой и младшими детьми Марией и Дмитрием возвращается в Россию в Петербург. Дочери от первого брака временно остаются в Германии под присмотром теток. В 1845 он привезет дочерей в Россию. Дарья и Екатерина будут учиться в Смольном институте благородных девиц. Вместе с дочерьми воспитывалась в Смольном институте и Е.А. Денисьева.
Эта женщина стала последней любовью поэта. Она была для него и блаженством, и безнадежностью. Денисьевой он посветил целый цикл стихов о любви, который так и был назван “Денисьевский цикл”
Они познакомились с Тютчевым в 1846 году, но действительное начало любви относится к лету 1850 года и т.д.
Она принадлежала к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тетушки, инспектрисы Смольного института.
14 лет продолжалась эта радостная, но и мучительная любовь. Жили в гражданском браке. Трое детей. Все они носили фамилию Тютчева. Мучительная раздвоенность терзала его.
4 августа 1864 Е. Денисьева умирает от скоротечной чесотки. Тютчев себя винит в ее смерти, раскаяние не покидает.
На годовщину ее смерти он напишет стих, где вновь вспоминает о своей любви к
Денисьевский цикл стихов вошел в сокровищницу мировой поэзии, а Е.Денисьева, благодаря стихам, обрела бессмертие.
Вот что сегодня хотелось рассказать вам о возлюбленных поэта, которые стали его музами и вдохновили на создание замечательных стихов. Мы убедились, что любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий.
Итак, давайте сделаем выводы. Ответим на вопрос:
Что такое любовь в представлении Тютчева, чем она была для поэта?
(Это блаженство и безнадежность, это жизнь, это радость, это счастье, это нежность, это страдание, это слезы, скорбь, разлука, ревность, это средство духовного прозрения.)
Какой изображает Тютчев свою любимую?
Созвучны ли стихи Тютчева о любви нашему времени?
Чем поучительны истории взаимоотношений поэта с женщинами?
(Конечно, можно по разному относиться к роковым страданиям Тютчева к разным женщинам. Но поэт – вне осуждения. Оправданием для него служит любовь женщин, которые его боготворили. Думаю, надо иметь немало внутренних достоинств, чтобы быть любим такими женщинами. Тютчев был необыкновенно галантен, изысканно вежлив с женщинами, и это располагало, это притягивало женщин к поэту. Кроме того, он был блестящим собеседником и увлекательным рассказчиком.)
IV. Анализ стихотворения "Фонтан" (философская лирика)
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо – роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Чему уподобляет Тютчев фонтану?
(лучу, сверху вниз, от неба к земле)
Фонтан - это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения, вызов небу.
И именно за этот вызов, за это упрямство и гордыню он осуждён ниспасть на землю вновь.
Как вы понимаете образ «смертной мысли водомёт»?
«Водомёт» - это устаревший синоним слова «Фонтан».
(это человеческий разум)
Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?
(Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит)
V. Слово учителя.
Любовь, по мнению Тютчева, несёт ему и счастье, и страдание, это роковой поединок двух сердец, это борьба, в ней есть победитель и побеждённый. Главное, что увидел и оценил Тютчев в женщине это – силу чувства, её способность на подвиг, на самопожертвование, на самоотдачу.
- Конечно, можно по-разному относиться к роковым страданиям Тютчева к разным женщинам. Но поэт вне осуждения. Оправдание для него служит любовь женщин, которые его боготворили. Думаю, надо иметь немало внутренних достоинств, чтобы быть любимым такими женщинами.
- Созвучны ли мысли Тютчева с вашими мыслями?
- Могут быть разные точки зрения. Значение любовной и философской поэзии неоднозначно.
А.С. Пушкин остался равнодушен к стихотворениям Тютчева, но впоследствии напечатал их в «Современнике».
Белинский ставил произведения Тютчева в ряд третьеразрядных стихов.
Л.Н. Толстой сказал, что без Т. «нельзя жить». Кто, по-вашему, прав?
- Почему нельзя жить без Тютчева?
(Размышления ребят).
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Рефлексивно-оценочный этап (приём синквейна).
– Какое у вас сложилось мнение о поэзии Ф.Тютчева?
– Как вы себя чувствовали на уроке?
– Было ли мне комфортно?
– С каким настроением вы работали?
– Довольны ли вы собой?
– В чем вы затруднялись?
Представьте, что вы все поэты. Предлагаю написать стихотворение о поэзии Тютчева. Это особое стихотворение, без рифмы, а называется оно синквейн. Перед вами трудная задача: необходимо найти самые яркие и красивые слова, рисующие поэзию Ф.И.Тютчева.
Правила написания синквейна:
Первая строка – название темы.
Вторая строка – описание темы в двух словах признаках (прилагательных).
Третья строка – описание действия (3 глагола).
Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – синоним из одного слова, повторяющий суть темы.

Поэзия Ф.И. Тютчева.
Поражающая, вдохновляющая.
Живет, радует, запоминается.
Поэзия Тютчева- поэзия «чистого искусства».
Жизнь.
Молодцы, ребята! Вы все можете считать себя начинающими поэтами.
4 декабря 1872 года у Тютчева случился удар, повлекший за собой резкое ухудшение зрения и паралич левой руки. Начались непереносимые головные боли. Но и в таком тяжком состоянии он пытался работать, диктуя стихи жене. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошел на прогулку, намереваясь посетить кое-кого из знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину.
Далее свидетельствует И. С. Аксаков: Первым делом Тютчева по мере того, как он стал приходить в сознание, было - ощупать свой ум. Жить - значило для него мыслить, и с первым, еще слабым возвратом сил, его мысль задвигалась, заиграла и засверкала, как бы тешась своей живучестью. Прикованный к постели, с ноющею и сверлящею болью в мозгу, не имея возможности ни приподняться, ни перевернуться без чужой помощи, голосом едва внятным, он истинно дивил и врачей, и посетителей блеском своего остроумия и живостью участия к отвлеченным интересам. Он требовал, чтоб ему сообщались все политические и литературные новости.
Он прожил еще полгода в неподвижности, пытаясь работать, диктуя письма, стараясь писать стихи, но слова уже не были подвластны ему... Разбитый параличом, почти до последнего дня он был общителен, много читал наизусть из римской классики, требовал допускать к себе всех визитеров. Когда к постели больного привели его внучку, он, глядя на ребенка и памятуя о всех своих утратах, со слезами сказал: "C"est une fleur qui croit sur les tombes" (Это цветок, растущий на могилах). После последнего припадка в июне 1873-го его жизнь стала медленной агонией.
Все постепенно изнемогало в нем, никло и умирало, - не омрачалось только сознание, и не умирала мысль. Сделайте так, чтоб вокруг меня было немного жизни, - сказал он однажды дочери.
Учитель:
- Я хотела, чтобы каждый из вас встретил в своей жизни человека, которому, как и Тютчев вы могли бы сказать:
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло …
Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более возвышенно посмотреть на взаимоотношения с подругами, друзьями, задуматься об истинном значении любви в жизни человека.
Выставление оценок
Д/З: выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева (на выбор)
ЕХ: «Я встретил Вас», «…Ещё томлюсь тоской желаний».
Приложение
Амалия Лерхенфельд
Бал. Мюнхен. (1823 год). Тютчев увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюблённым…
Звали её Амалия. Тогда, в первую встречу с Тютчевым, Амалии было всего … 14 лет. Молодые люди понравились друг другу. «Я помню время золотое».
Шли годы… И вдруг новая встреча с Амалией, и снова – признание в стихах. Свою любовь к ней Тютчев пронёс через всю свою жизнь.
Поэт посвятил Амалии стихотворения: «Я знал её ещё тогда…», «Я помню время золотое …», «Я встретил Вас …».
Элеонора Петерсон
В 1826 году Фёдор Иванович встречает Элеонору Петерсон, покорившую его своей красотой, живостью ума и силой любви. И хотя она - вдова, у нее четверо детей, но их роман свеж и страстен. Сказать, что Элеонора любила Тютчева – ничего не сказать, она его боготворила.
На долю семьи Тютчева выпало жестокое испытание – Элеонора пережила пожар на корабле, где оказалась с 3 детьми. Стресс, пережитый во время катастрофы, подорвал здоровье Элеоноры, и вскоре она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь.
Эрнестина Дернберг
Причуды судьбы определили, что именно новое чувство и ответная любовь Эрнестины помогла Тютчеву пережить боль утраты. Она стала нежной матерью осиротевшим дочерям Фёдора Ивановича и вскоре, как он сказал, «моя коллекция барышень обогатилась ещё девочкой» - родилась дочь Мария. А затем и сыновья – Дмитрий и Иван.
Елена Александровна Денисьева
Елена Денисьева принадлежала к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тётушки.
Лёле Денисьевой было двадцать лет, Тютчеву – сорок семь, когда поэт впервые увидел её. Об их бурном романе вскоре заговорил весь Петербург. Елена Александровна прекрасно понимала, что её ждёт впереди. Она знала, что Фёдор Иванович никогда не оставит жену, а ей не сможет обеспечить достойное содержание. От неё отвернётся свет и их дети будут незаконнорождёнными. Но чувство оказалось сильнее доводов разума…

МКОУ Вознесенская СОШ

Коцарева Ж.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Урок литературы

Художественный мир Ф.И.Тютчева

(10 класс)

Цели урока: знакомство обучающихся с поэзией Ф И Тютчева;

знакомство обучающихся с биографией поэта;

Задачи: систематизация знаний по теме «Поэзия Ф.И.Тютчева».

Метод: по технологии критического мышления приёмы: «Зигзаг», составление

кластеров и синквейнов

Оборудование: репродукции портрета Тютчева, Э. Тютчевой, Э. Дёрнберг,

Е. Денисьевой, репродукции портретов родителей поэта, книжная

выставка по теме «Творчество ФИ Тютчева»

Ход урока

Вызов Чтение стихотворения ФИ Тютчева «Весенняя гроза» (учитель);

Анализ эпиграфа: «Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть»

(ИС Тургенев)

Обучающиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока, учитель корректирует.

Комментарии к изобразительному ряду (обучающиеся описывают репродукции портретов, рассказывая короткие биографические справки)

1 ФИ Тютчев в детстве (учитель обобщает и добавляет материал)

2 Родители Тютчева: Иван Николаевич и Елизавета Львовна

Осмысление 1. Класс делится на рабочие группы по литературоведческим понятиям: «Эпитет», «Метафора», «Гипербола», «Композиция», «Лейтмотив» (учитель раздаёт 25 карточек на класс).

2 Учитель раздаёт стихотворения определённого периода творчества каждой рабочей группе, обучающиеся анализируют произведение в течение 5 минут.

Первая группа анализирует стихотворение «Фонтан» с 40 (философская тема)

Вторая группа: «О, как убийственно мы любим…» с 62 (тема любви), при составлении кластера данной темы используются репродукции портретов Тютчевой, Дёрнберг, Денисьевой.

Третья: «Эти бедные селенья» с 74 (тема Родины)

Четвёртая: «Последняя любовь» с 72 (стихотворение из Денисьевского цикла)

Пятая: «О вещая душа моя» (тема поэта)

3 Создаются новые экспертные группы по тематике стихотворений:

Объединяются обучающиеся анализирующие стих –ие «Фонтан», анализирующие стих-ие «О, как убийственно мы любим» и т.д.

На работу в группах отводится не более 10 минут.

И снова создаются рабочие группы, обучающиеся, став экспертами по одному произведению, знакомят других членов группы со своей темой, готовится презентация или защита проектов (на эту работу 7 минут):

1 Выразительное чтение стихотворения (один обучающийся).

2 Составление кластера (каждая группа составляет свой) на доске.

Рефлексия Составление синквейнов (каждая творческая группа составляет синквейн по своей теме), представление синквейнов.

Д/З: одно стихотворение ФИ Тютчева по выбору наизусть.

Учебники и учебные пособия

1 Емельянова М.Л. Тютчев Ф.И. Жизнь и творчество. М.: Центр «Планетариум», 2005.

2 Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс 2 полугодие. 3-е издание, М.:

«ВАКО», 2007, 416 с.

3 Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2 ч.-М.:

Просвещение, 2008.

4 Тютчев ФИ Весенние воды: лирика/ Сост. и предисл. К Пигарева; примеч К Пигарева.-М.: Дет.

лит., 1983.-126 с.