В школьной столовой обедают 125. Школьный обед: почему ребенок не ест в столовой? 

«В небольших школах, как и по всей нашей необъятной стране, происходит много «интересного». Оказывается, в некоторых школах Верхнеуральского района учителям категорически запрещено питаться, несмотря на то, что у них нет обеденного перерыва. Возьмём, к примеру, Форштадтскую сельскую школу. Учителям этой школы нельзя сдавать деньги на питание. Почему? Да потому, что бухгалтер этой школы, выступая перед педагогическим коллективом в прошлом учебном году, заявила, что учителя не могут питаться в школе по ряду причин. Во-первых, они не имеют права пользоваться той посудой, из которой едят ученики. А для покупки отдельной посуды для педагогов нет средств. Во-вторых, для того чтобы принимать деньги от преподавателей, необходимо приобрести кассовый аппарат, а это очень дорогое удовольствие. В-третьих, само питание будет очень дорогим, так как с этой деятельности, то есть с питания учителей, должна быть прибыль. И бухгалтер наложила вето, то есть запрет, на питание педагогов с молчаливого согласия директора.

Интересно, а в других школах нашей Челябинской области можно педагогам питаться или тоже категорически запрещено?

Иван Иванович Иванов»

Нам показалось, что в этих строках проблема освещена очень односторонне. Поэтому данную ситуацию «Верхнеуральский Извозчик» решил рассмотреть глазами всех участников этой непростой истории. «Можно ли учителям питаться в школьной столовой?» - так звучал наш главный вопрос.

Сергей Михайлович Васковский, главный санитарный врач Верхнеуральского района:

Учителя имеют право питаться в общей столовой, если там будут соблюдаться все санитарно-эпидемиологические нормы. А раз дети обедают в этой столовой - значит, все условия есть для этого. Так почему же учителям нельзя?! Другое дело, что окончательное решение по организации питания учителей в школьной столовой принимает директор данного общеобразовательного учреждения.

Директор ООШ п.Форштадт перенаправил нас с этим вопросом к бухгалтеру.

Елена Николаевана Колмакова, бухгалтер основной общеобразовательной форштадтской школы:

У нас в школе есть отдельное место, где учителя сами готовят себе обед, можно сказать, что оборудована специальная столовая для преподавательского коллектива, где есть плита и духовка. Так вот в этой столовой есть вся необходимая посуда. Общеобразовательные учреждения сейчас находятся на нормативном финансировании, поэтому у нас просто нет возможности оплачивать поварскому составу и обслуживающему персоналу отдельную организацию питания учителей, для этих целей не заложен бюджет.

Фаина Александровна Павлова, директор МОУ «СОШ №1» города Верхнеуральска:

Раньше, когда в школе разрешено было вести внебюджетный счёт, наши учителя могли питаться в столовой. Сегодня общеобразовательные учреждения находятся на бюджетном финансировании, дети получают совершенно бесплатно, на мой взгляд, полноценное горячее питание. Поэтому сегодня открывать специальный отдельный счёт для питания преподавательского коллектива не совсем разумно и оправданно. Однако, насколько мне известно, учителя нашей школы не делают из этого большой проблемы. Все уже привыкли перекусывать на работе домашней едой. Есть большая перемена между сменами, когда педагоги могут спокойно пообедать в специальном кабинете, где даже есть микроволновая печь. Так что наши учителя не жалуются.

Людмила Валентиновна Валеева, директор «МОУ СОШ» №2 города Верхнеуральска:

У нас в школе действует только система бесплатного питания для детей, учителя, конечно же, в этот список не входят. Поэтому преподавателям приходится в прямом смысле - перекусывать. В основном удаётся только на перемене попить чай в учительской. Уже полноценно поесть, лично мне, удаётся только дома, в восемь вечера.

Юлия Филиппова, преподаватель математики и геометрии в МОУ «СОШ № 64» города Магнитогорска:

Я первый год работаю в этой школе. Не знаю, как раньше было, но сейчас в школьной столовой есть отдельный стол для учителей. Мы покупаем горячий обед и рассчитываемся за него на общей кассе.

Анастасия Маметьева, учитель сельской школы Фершампенуаза (Нагайбакский район):

В нашей школе учителя могут обедать в школьной столовой. Только у нас безналичный расчёт действует: в столовой мы едим, так скажем, под запись, а в конце каждого месяца у нас с зарплаты снимают деньги за питание. Если честно, я удивлена, что есть такие школы, где у учителей нет возможности полноценно обедать. Потому что, сейчас, как правило, в сельских школах педагоги пропадают на работе с утра до вечера, а «сухпойки» - прямой путь к гастриту и прочим проблемам со здоровьем.

От редакции:

Надеемся, на вопрос автора письма: «Интересно, а в других школах нашей Челябинской области можно педагогам питаться или тоже категорически запрещен?» мы частично ответили. Проблему питания учителей в Верхнеуральских школах мы рассмотрели. Полагаем, что в других поселениях Верхнеуральского района ситуация аналогичная. Однако если вы, уважаемые читатели, обладаете иной информацией на этот счёт, то сообщите, пожалуйста, нам об этом в комментариях к данной статье.

Проблема здоровья школьников остается актуальной на сегодняшний день. Врачи по-прежнему отмечают высокий процент хронических заболеваний, приобретаемых в школьном возрасте. И среди них ведущее место занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Основную причину этого специалисты видят не только в недостатке знаний у детей и взрослых о здоровом питании, но и в низком уровне квалификации персонала школьных пищеблоков, плохой обеспеченности столовых технологическим и холодильным оборудованием. Продолжая тему о школьном питании и комбинатах школьного питания, предлагаю очередную статью об отравлении школьников в мае и о том, как организовано школьное питание в московских школах.



Автор Светлана Михайлова
11 мая 2012г.

Майские праздники для некоторых оказались совсем не праздничными. Например, для школьников из Тулы, оказавшихся в больнице с диагнозом «острая кишечная инфекция». Как показала проверка, проведенная прокуратурой, причиной заболевания стала вопиющая антисанитария в школьной столовой. И эта ситуация типична - в большинстве случаев массовые отравления учащихся случаются из-за пренебрежения сотрудниками пищеблоков санитарными и технологическими нормами. Московские школьники, правда, пока еще «держатся» - но неизвестно, надолго ли хватит здоровья детей если учесть, что творится с питанием во многих школах столицы.

Наиболее проблемными можно назвать два округа - ЗАО и СЗАО. Именно отсюда чаще всего поступают жалобы на отвратительное питание в школьных столовых. Вот, например, школа № 64. Родители учеников отзываются о детском меню так: «Это действительно отвратительно! Склизкие макароны с каменной котлетой, в которой панировки в 2 раза больше чем мяса. А мясо, видимо, забрала та бомжеватого вида тетка, которая называется сотрудником пищеблока». В школе № 811 ситуация не лучше: «Даже мои неизбалованные дети отказываются есть то, что в меню 811 школы гордо называют творожным пудингом! А суп из цветной капусты похож на похлебку для собак-вегетарианцев! Может быть, это и полезно, но в исполнении наших поваров несъедобно!».



Подобные комментарии можно цитировать бесконечно - родители выражают свое недовольство давно и, к сожалению, безрезультатно. Свои претензии они адресуют КШП «Коникс-Школьник», ГУП комбинат питания «Школьник» и КШП «Логарифм» - компаниям, которые весьма плотно «оккупировали» учебные заведения этих двух округов. Причем по слухам все эти компании подконтрольны одному и тому же человеку. И, если копнуть чуть глубже, выясняется, что низкое качество питания вполне объяснимо. Судя по отзывам людей, работавших на этих предприятиях, обстановка там невыносимая - зарплаты минимальные (да и те задерживают), в итоге персонал - крайне неквалифицированный.

«Ну вот и разогнали грамотных шефов и поваров. На мойках таджики и узбеки. Посуда не промывается. По-русски не говорят и не понимают. О каком качестве может идти речь? Потому что не умеют, не знакомы с СанПиНом», - так отзываются о работе в «Коникс-Школьник» не вынесшие таких условий труда сотрудники бывшего ШБС Кунцево.

Единственный навык, которым все же в совершенстве удалось овладеть руководству комбинатов, - искусство завышения цены. То есть купить подешевле, а продать подороже, комбинаты питания ГУП «Школьник», «Коникс-Школьник» и «Логарифм» с этим прекрасно справляются. Ведь главное в этом деле - знать среди поставщиков продуктов для школьного стола тех, с кем можно хорошо договориться. И лучше всего, конечно же, покупать самим у себя.

Например, основным поставщиком «Коникс-Школьника» является практически одноименное предприятие - ООО «Коникс». В результате цены на самые ходовые продукты (яйца, хлеб, молоко, макароны) оказываются завышенными в два раза. В какой пропорции делят между собой навар поставщик продуктов и поставщик питания, остается только догадываться. Но еда от таких взаимозачетов лучше не становится.

Вызывает вопросы не только цена, но и качество продуктов, приобретаемых комбинатами школьного питания. Почему дети, например, не хотят есть даже котлеты или сосиски, ведь дома обычно они идут «на ура»? Впрочем, скорее всего, любящие родители, покупая колбасные изделия, не руководствуются принципами «что подешевле», и берут сосиски, сделанные не по ТУ, а по ГОСТу - в них мяса должно быть не менее 50%. А вот для комбинатов школьного питания «самым лучшим» становится самое дешевое, а не самое качественное. Тут сойдут и сосиски, изготовленные по ТУ - 10% мяса, 30% животного жира, кожи и мяса птиц, остальное - белково-жировые эмульсии, белковые стабилизаторы и т.д. И вы хотите, чтобы детям было вкусно? То же самое касается и мяса. Для питания учащихся можно использовать только охлажденное мясо, а не замороженное. Но на это обычно «плюют». А ведь заморозка позволяет скрыть признаки порчи продукта и поставлять к детскому столу залежалое мясо по цене свежего.

Качество продуктов, закупаемое комбинатами школьного питания, таково, что на него жалуются не только родители, но и сами сотрудники, причем не только вышеперечисленных комбинатов. Вот, например, что думает о продуктах, закупаемых комбинатом «ВИТО-1» один из его работников: «Я такое мясо даже своей собаке побоюсь дать, а этим она кормит детей».

После этого крайне резкие отзывы от родителей тех самых детей уже не удивляют: «Есть эту еду невозможно! Это отходы! Мороженые фрукты, хлеб с плесенью, рыбные палочки и прочие полуфабрикаты самого наихудшего качества. Дети ничего не едят, ходят голодными до 3 часов дня, кто и до вечера». Жалобы на некачественные продукты и использование полуфабрикатов для «питомцев» этого комбината - не редкость; «Кухня преотвартная. Еда невкусная, холодная, очень часто приготовлена из полуфабрикатов. Дети есть такое отказываются, из 20 порций на столе остается 10. Жаль денег, затраченных родителями на то, что и едой не всегда назвать хочется» - так оценивают «кулинарные изыски» от комбината «ВИТО-1» те, кому довелось их попробовать.

Неудивительно, что мало кто из поставщиков школьного питания готов открыть для посторонних глаз свою кухню - как в прямом, так и в переносном смысле. Цеха, где готовятся блюда, склады, холодильники - все это остается «за кадром». Перед глазами - только готовые блюда, которые привозятся в школьные столовые. И пойди докажи, из чего они сделаны.

Конечно, перечисленные компании - не единственные поставщики, нарушающие условия многомиллионных государственных контрактов. С января 2011 года организацию питания в образовательных учреждениях города Москвы осуществляет 23 предприятия, получивших это право на конкурсной основе. И проверки Департамента образования и Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, показывают, что их работа часто оказывается, мягко говоря, некачественной. Так, «типичными недостатками» считается отсутствие необходимого пакета документов на продукцию; наличие в столовых продуктов, не предназначенных для питания детей и продуктов с истекшим сроком годности; отступления от меню; недостаточный ассортимент буфетной продукции… Одно из самых часто встречаемых нарушений - это неравноценная замена блюд. Например, вместо сложных овощных гарниров дети получают картофельное пюре, а вместо картофеля - рис или макароны.

Среди «проштрафившихся» компаний - ООО «Московский школьник», ООО «Коникс-Школьник», ООО КШП «Логарифм», ООО «Комбинат дошкольного питания», ООО «ВИТО-1»…

Особо отличился ГУП «Перовский школьник», который умудрился оставить детей даже без хлеба - как показала проверка, в школе №478 ГУП не просто поставляет недостаточное количество порций готовых блюд (168 порций из 178), но еще и почти вдвое снизил нормы поставки хлеба - 4770 кг вместо положенных 7160 кг). Также в этой школе в меню не были представлены фрукты и закуски, ассортимент буфета оказался крайне ограниченным - только кондитерские изделия, сок и питьевая вода. Что и говорить, скудный рацион. При этом выяснилось, что у некоторых работников столовой в санитарных книжках отсутствовали сведения о наличии прививок - в том числе и от дизентерии.

Не лучше ситуация и в детских садах - питание в них поставляют те же предприятия, и, если у школьников хотя бы есть выбор (купить что-нибудь в буфете или перекусить после уроков дома), то детсадовцам приходится либо есть то, что приготовили из некачественных продуктов неквалифицированные повара, либо ходить голодными весь день. В итоге - желудочно-кишечные расстройства, аллергии и т.д.

Каждая прокурорская проверка выявляет на кухнях детских дошкольных учреждений многочисленные нарушения санитарно-гигиенических норм. Только в марте после проверок детских садов Москвы было возбуждено 17 дел. Например, в детских садах №№125 и 763 работниками пищеблока не соблюдается режим мытья кухонной посуды, контроль качества продукции производился с нарушениями, а в довершение всех дел повара использовали для приготовления пищи остатки - то есть по сути кормили детей вчерашними объедками. В детском саду №1960 выявлены нарушения при устройстве, оборудовании, содержании пищеблока, хранении продуктов, санитарном содержании помещений. Не везде соблюдаются и правила хранения продуктов питания для детей. Например, в детском саду №776 обнаружены гнилые овощи, а в садике №328 не соблюдался температурный режим хранения. А в детском саду №701 плюс к этому еще и персонал не имел обыкновения своевременно проходить медосмотры….

И этот список можно продолжать бесконечно. Никем не контролируемое качество как поступающих продуктов, так и блюд, идущих на стол детям; персонал с недействительными санитарными книжками; вчерашний обед в качестве сегодняшнего завтрака; плохо вымытая посуда; грязь в пищеблоке… К сожалению, для питания школьников и дошкольников, такая ситуация - не исключение, а скорее норма, хотя можно ли считать это нормальным? Впрочем, с точки зрения недобросовестного поставщика - наверное, да. Зачем что-то менять, если пока еще никто не умер? А на «мелочи» типа аллергии, хронических заболеваний ЖКТ или риска подхватить дизентерию можно не обращать внимания.



Подробнее:

Все цитировали «жительницу Екатеринбурга Марию, которая рассказала на своей странице в Facebook». Правда, ссылка была только на канале 360 ТВ, но найти там такой пост невозможно. По крайней мере, в открытом доступе.

Более того, сильнее всего публику возмутил даже не сам факт, якобы описанный Марией, а ее предложение представить ситуацию.

И тут же посыпались проклятия в адрес школы, директора, а так же призывы всё сжечь, раздать детям топоры и т.д. При этом мнение второй стороны и ее видение ситуации никто до сих пор не знает. Даже с подмосковным каналом 360 ТВ в Екатеринбургской школе никто говорить не стал.

Т.к. правила питания во всех школах страны должны быть едиными, позвонил директору Московской школы №1287 Инессе Бохонской, чтобы узнать, как решают подобные вопросы у них в столовой. Вот, как она это прокомментировала: «Любая школа действительно заинтересована в том, чтобы дети выбирали блюда из меню школьной столовой. Основная причина: все эти блюда, продукты, посуда и прочее проходят строгий контроль. А меню составлено на основе огромного списка требований СанПиНа (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) и Роспотребнадзора к детскому питанию. И строго сбалансировано по всем критериям. И если вдруг, не дай Бог, какой-то ребенок отравится в школе, мы всегда можем проверить эти продукты и найти причину. Но если ребенок принес продукты из дома и кого-то угощал ими, установить причину сложнее. Тем не менее, мы не запрещаем ученикам приносить из дома ланчбоксы, и они спокойно могут сидеть за столами с другими учениками. Просто предварительно мы общаемся с их родителями и договариваемся, что за качество этой еды полностью отвечают они. Никто ничьих прав не ущемляет, ни один ребенок морально не пострадал. Случаев отравления тоже не было. Если хотите, можете сами зайти к нам в столовую и убедиться.»

Мы приняли приглашение и обязательно сделаем репортаж о школьной столовой. Кроме того, мы решили проверить вопли о том, что директор школы якобы наживается на школьной еде и поэтому там озабочена тем, чтобы каждый школьник был постоянным клиентом. Ситуацию прояснила Регина Лукачевская, коммерческий директор компании Фудлайн , которая поставляет продукты питания в детские учреждения: «Директора школ вообще не имеют никакого отношения к этим деньгам. Проводятся тендеры для фирм, которые организуют питание в школах. А оплату проводят бухгалтерии управлений образования, директор этих денег не видит и доступа к ним не имеет. Школы только подают сведения о количестве деток и количестве льготников.»

Что же касается школы в Екатеринбурге, то информацию, которую разнесли СМИ, не особо интересуясь ее достоверностью, сейчас проверяет прокуратура.

Надеемся, она прольет свет на эту запутанную историю и будет опубликован отчет. Если, конечно, вопиющие факты подтвердятся.

На родительском собрании учительница рассказала, что в школьной столовой могут обедать и родители. Пригласила приходить на обед тех, кто близко работает. Так что, если в школьную столовую приглашают родителей, значит, пропустят любого постороннего человека? А как же безопасность наших детей? - обратилась в редакцию читательница.

О безопасности школьников действительно немало разговоров. После нескольких ЧП в школах обещали ужесточить пропускной режим: поставить турникеты и пропускать учеников и учителей только по пластиковым карточкам. Поэтому «Комсомолка» отправилась в несколько столичных школ, чтобы проверить: может ли зайти на обед в школьную столовую посторонний человек. Мы обошли несколько учебных заведений в центре города недалеко от нашей редакции.

«Несколько раз остановили учителя, а дети проводили до столовой»

В гимназии на проспекте Независимости у входа встречает охранник.

А как у вас в столовую пройти? - спрашиваю.

А вы кто? - интересуется мужчина.

Просто хочу зайти пообедать.

А вас там ждет кто-то?

Нет. Пообедать хочу, - повторяю снова. - Можно зайти? Я ненадолго.

Охранник недоверчиво смотрит, но пропускает в школу. Столовая здесь расположена далеко от входа. Иду в ту сторону, куда показал охранник, но упираюсь в стену. Дети, замечая незнакомого человека, оборачиваются.

Девочки, а как в столовую пройти?

Две ученицы начинают рассказывать: подняться по лестнице - пройти налево - спуститься. Понимают, что я не запомнила, и тут же говорят:

Давайте мы проведем! - девочки идут со мной почти до самой столовой.

А вот здесь налево, - говорят ученицы и убегают на урок. Поворачиваю не туда и попадаю в спортзал.

А вы куда? - останавливает меня учительница в спортивной форме. Объясняю, что хочу попасть в столовую, и она показывает мне, куда надо повернуть.

В сегодняшнем меню пюре, рыба и грибной суп. Еда выглядит аппетитно и по-домашнему. В буфете можно купить салаты, свежие овощи, бутерброды и сладости. Да и цены не кусаются. Самый дорогой салат - с крабовыми палочками, стоит 82 копейки.

Итак, в гимназическую столовую мы попали. Правда, понадобилось несколько минут, чтобы объяснить вахтеру и учителям, кто я и что делаю в школе.

«Снимите верхнюю одежду и запишитесь в журнал»

В школе недалеко от проспекта пропускная система показалась серьезнее, чем в гимназии. Не успела я поздороваться, как меня попросили записаться в журнал посещений.

А в столовую можно попасть?

Да. Имя, фамилию напишите, - протягивает журнал вахтер.

Беру ручку, записываюсь.

А цель визита, - спрашиваю, - какую писать?

Так и пишите: в столовую.

Теперь под серьезным записями «к директору», «в приемную» красуется моя «в столовую».

Вы у нас были уже?

Нет, - отвечаю.

Мне подробно рассказывают, как пройти в столовую. В школе немноголюдно: у детей урок. По дороге встречаю пару учителей. Они внимания на незнакомого человека не обращают, куда иду, не интересуются. На двери в столовую - листок с надписью «В верхней одежде не входить». На этом запреты в школе заканчиваются. Ради приличия снимаю куртку и отправляюсь к стойке с едой. Буфет и столовая здесь находятся вместе. У стойки заказываешь еду, а расплачиваешься в кассе буфета.

За молочный суп отдаю 47 копеек.

Буду должна вам 1 копейку, приходите к нам еще, - говорит кассир.

В столовой обедают двое мужчин и мама школьницы.

Пропускная система в школе оказалась не такой суровой, как показалось сразу. Записался в журнал - и можешь спокойно заходить.

«Если я на вахте и пропущу, в столовой все равно вас не обслужат»

Не пустили нас только в одну гимназию. Кстати, она же единственная из тех, в которых мы побывали, где есть турникеты.

Я вас даже если и пропущу здесь, в столовой все равно не обслужат, - добродушно объясняет вахтер через турникеты. - У нас система такая. В столовой не обслуживают посторонних. Сходите в столовую исполкома, здесь недалеко.

Поговорили с вахтером, разворачиваюсь и ухожу. В столовую не попала.

В начале пятого, когда мы пришли еще в одну гимназию, столовая уже была закрыта. Но все равно на будущее узнали: поесть постороннему здесь можно.

Конечно, детей же кормят. Поэтому и горячие обеды у нас есть, и буфет. Открыта столовая в будние дни до четырех. К нам постоянно ходят те, кто работает в соседних зданиях. А вы далеко работаете? - интересуется вахтер.

Прогулялись по школе, рассмотрели стенды. Можно было бы пройти и в столовую, но она уже закрылась.

В столовую очередной школы посторонним прийти можно, «если попадешь на доброго вахтера».

Это у нас как когда. Иногда пропускной режим строже, иногда слабее, - объясняет женщина на вахте.

Мы попали «на доброго» и прошли в столовую.

КОМПЕТЕНТНО

« Посторонн ие люди не должны ходить по школе»

Посторонние люди не должны ходить по школе, где учатся несовершеннолетние. В учреждениях образования питание организовано для учеников. В качестве исключения в школьных столовых могут поесть родители. Например, когда в школе проводятся какие-то мероприятия, в шестой школьный день. Это касается всех школ, - рассказали в комитете образования.

К сожалению, в этой сфере имеются ряд проблем. Не охвачены горячим питанием практически четверть или 24,4% учащихся школ региона по причине отсутствия соответствующих условий (приспособленности здания школы), а также по причине отказа родителей от питания детей в школьной столовой, которые вместо этого едят в буфете. Многие дети жалуются, что еда в школьных столовых невкусная, и потому предпочитают брать что–то на перекус из дома, в буфете или вовсе отказываются от еды.

Как сообщает пресс–служба Управления Роспотребнадзора по Курганской области, снижение количества учащихся, которые питаются в школе за счет родительских средств, связано с низкой платежеспособностью родителей, увеличением стоимости родительской платы в связи с ростом цен на продукты питания. Кроме этого, меню составляется исходя из имеющейся суммы денежных средств на организацию питания, а не физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии. Отмечаются надзорным ведомством и другие нелицеприятные факт:

  • поставка продуктов, не соответствующих требованиям нормативных документов по качеству и маркировке вследствие отсутствия должного контроля со стороны как поставщиков пищевых продуктов, так и ответственных должностных лиц за их приемом у заказчика (образовательного учреждения);
  • недостаточный уровень подготовки работников школьных пищеблоков в области современных технологий приготовления пищи;
  • отсутствие должного медицинского контроля за организацией питания вследствие отсутствия медицинского работника в каждой школе.
- Значимым фактором в профилактике заболеваний, связанных с организацией питания в школах, является качество готовых блюд по микробиологическим показателям. В 2017 году удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, составляет 3%, - отметила Светлана Хомко, пресс–секретарь Управления.

Большое значение в формировании гармоничного роста и развития ребёнка имеют такие составляющие организованного питания, как калорийность рациона и содержание витамина С в искусственно витаминизированных блюдах. В динамике за 2 года удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по калорийности, снизился на 3,4%. Показатель неудовлетворительных проб по вложению витамина С практически на уровне 2016 года - 4,5%.

Основные нарушения в организации питания - неверное ведение документации по контролю за питанием; нарушение правил закладки продуктов в процессе приготовления готовых блюд, а также уменьшение порции; нарушение правил проведения искусственной С-витаминизации напитков; отсутствие утвержденного меню, разработанного в установленном порядке; невыполнение норм питания (дефицит мяса птицы и творога, фруктов и соков), несвоевременная замена изношенной посуды, несоблюдение условий отбора и хранения суточных проб.

О ситуации со школьным питанием красноречиво говорят цифры: в отношении виновных лиц в 2017 году было возбуждено 913 дел об административном правонарушении, наложено штрафов на общую сумму более 3 млн. 800 тыс. рублей. Передано в суд 172 дела. В адрес глав муниципальных образований вынесено 282 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административног о правонарушения.