Веселая грамматика существительное школа просыпается. Существительное — школа Просыпается — глагол С прилагательным


Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У тёплой печи Повторяем Повторяем…








Самостоятельные части речи Особая часть Междометие Служебные части речи Имя существительное: человек, птица. Имя прилагательное: любимый, добрый смелый. Имя числительное: пять, семеро, три. Глагол: улыбаться, бежать, думать. Местоимение: ты, я, его, они, мне. Наречие: дружно, весело, сегодня, вчера. Ой! Эх! У! Предлог: от, к, до. Союз: а, но, и, да. Частица: не, ни. Проверьте себя!












1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера 8. Из данных слов выберите служебные части речи: а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать Тест

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с разделом лингвистики "Морфология".
  2. Учить распознавать самостоятельные и служебные части речи.
  3. Прививать любовь к слову, к творчеству.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска
  2. Тексты сказки, стихотворений О.Высотской, Ю. Привалова, А.Бояркина, И. Бунина
  3. Развивающие технологии

Ход урока

1. Приветствие.

Доброе утро! Я Вам говорю!
Доброе утро я людям дарю.
И улыбаются добрые люди,
Видно, слова они добрые любят!

2. Знакомство с грамматической сказкой. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

Род, число, падеж.

А что вы умеете делать?

Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.

А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

Беседа. (Вопросы выведены на экран)

  1. О каком разделе языкознания вы узнали?
  2. Что изучает морфология?
  3. Какие части речи вы знаете? Много ли их?
  4. Приведите примеры слов разных частей речи из стихотворения О.Высотской "Весёлая грамматика". Упр. 68 в учебнике "Русский язык. 5 класс". Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.М., 2007

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

Термин "морфология" ввёл русский лингвист Филипп Федорович Фортунатов. Сообщение ученика.

3. Практическая работа.

Распределите данные слова в таблице . Красноярск, пою, планета, растворюсь, близкий, звёзды, надежда, цветы, красивый, осень, счастье, дорогой, (не) найти, судьба, кружит, сильный.

Что помогло записать данные слова в столбики? (задавали вопрос, определяли значения слов)

ВЫВОД. Почему все слова можно распределить по частям речи?

  1. Вопрос.
  2. Значение.
  3. Грамматические признаки.
  4. Синтаксическая роль.

Составьте из данных слов предложения.(Учащиеся зачитываю предложения)

Красноярский поэт Юрий Привалов соединил эти слова так, что у него получилось музыкальное произведение, которое нет так давно исполнила наша красноярская музыкальная группа

« Яхонт». Запишем в тетрадь. (Повторение пунктограмм "Знаки препинания при обращении", "Тире между подлежащим и сказуемым").

СКОЛЬКО СПЕТО ПЕСЕН
СЛОЖЕНО СТИХОВ
СКОЛЬКО ЕСТЬ НА СВЕТЕ
СТРАН И ГОРОДОВ
НО НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ
Я ЖИВУ ЛИШЬ ЭТИМ
ГОРОДОМ НАДЕЖДЫ И ЦВЕТОВ

В ЖИЗНИ ПОБЫВАЛ Я
ВСЮДУ И ВЕЗДЕ
В ПИТЕРЕ, НАХОДКЕ
И КАРАГАНДЕ
НО СКАЖУ ВАМ ВСЕ ЖЕ
БЛИЖЕ И ДОРОЖЕ
НЕ ВСТРЕЧАЛ Я ГОРОДА НИГДЕ

МОЙ КРАСНОЯРСК, С ТОБОЮ Я И ДЕНЬ И НОЧЬ
МОЙ КРАСНОЯРСК - СУДЬБА МОЯ, СОМНЕНЬЯ ПРОЧЬ

МОЙ КРАСНОЯРСК, СЕГОДНЯ Я ПОЮ ТЕБЕ
Я РАСТВОРЮСЬ В КОТОРЫЙ РАЗ В ЛЮДСКОЙ ТОЛПЕ
ЗЕМЛЯ МОЯ, СЕГОДНЯ Я ПОЮ ТЕБЕ

ВСЕ БЫВАЕТ ПРОСТО
ЛИШЬ В НЕМОМ КИНО
ЕСЛИ ГАСНУТ ЗВЕЗДЫ -
ЗНАЧИТ СУЖДЕНО
ВЕТЕР ТУЧИ НОСИТ
ЭТО ЗНАЧИТ ОСЕНЬ
ЗДЕСЬ МЫ,
ЗНАЧИТ СЧАСТЬЕ НАМ ДАНО

ВРЕМЯ КРУЖИТ ГОДЫ
В КОЛЕСНИЦЕ ДНЕЙ
ВЕТРЫ И НЕЗГОДЫ
ДЕЛАЮТ СИЛЬНЕЙ
ВЕК ОТ ВЕКА КРАШЕ
ГОРОД ВЕРЫ НАШЕЙ
ГОРОД СОЛНЦА И СЕДЫХ ДОЖДЕЙ

4."Соберите стихотворение" (Строчки из стихотворения разрезаны)

Александр БОЯРКИН

ЯБЛОНЬКА ОСЕННЯЯ

За окошком листопад -

Рыжая метелица ,

Заметает старый сад ,

По бульвар у стелется.

Облетает рыжий лист ,

Яблонька качается,

Под осенний рыжий свист

С тополем прощается.

Тянет я блоньк а к нему

Руки-ветки спелые:

Дай тебя я обниму,

Вспомню ночи белые.

Как ласкались мы с тобой,

Юные, прекрасные.

До свиданья, дорогой,

Ночи мои ясные.

Не скрываю, не таю

Чувства свои нежные,

Сохраню любовь твою

Даже в стужи снежные.

До свиданья, милый мой,

Я была хорошею...

Замело любовь листвой -

Рыжею порошею.

До свиданья, милый мой.

Может быть, и свидимся.

Может, новою весной

Встретимся, обнимемся.

Улетел последний лист ,

Яблонька качается,

Под осенний рыжий свист

С тополем п рощается.

Посчитайте, сколько существительных, прилагательных, глаголов встретилось в этом стихотворении. Почему так много существительных?

Анализ высказываний о частях речи.

" Существительное - сердце языковой вселенной, оно является душой всех частей речи", - считает Е. Любичева.

"Глагол - ангел движения, без которого фраза мертва", - утверждает Ш. Бодлер.

По мнению В.Виноградова, "прилагательное - самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении".

В стихотворении нет прилагательных, которые "озаряют" предмет, расцвечивают его.

Используя эпитеты, расскажите об осени

Знакомство со "Словарём эпитетов".

А можно ли задать вопросы и определить значение у слов а, за, и, не, о, что, на?

Прочитайте теоретический материал в учебнике и скажите, как называются эти слова. Стр.186.

5. Подведение итогов.

  1. Что вы узнали сегодня на уроке?
  2. Какая часть речи вам больше всего понравилась?

Творческое задание.

1. Вставьте прилагательные.

Листопад

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой

Можно дать лексическое значение слов, которые нужно вставить.

2. Вставьте глаголы. Для справок: веет, скрылось, гаснет, краснее.

:::вечер, ::..солнце,

Лишь закат::::::..

Счастлив тот, кому зарёю

Тёплый ветер::::.. . (И.Бунин)

Домашнее задание.

  1. Подобрать стихи, в которых больше всего или существительных, или глаголов, или прилагательных.
  2. Выучить понравившееся стихотворение

Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У тёплой печи Повторяем … Части речи

МОРФОЛОГИЯ!!! Самостоятельные части речи Существительное Глагол Прилагательное Местоимение Числительное Наречие Служебные части речи Предлог Союз Частица

Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное)

Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про. . . (Глагол)

Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? С папой Существительным Живёт на редкость дружно: Изменит окончание, Когда ему так нужно. Она с ним не расстанется Никогда уже: Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже. (Имя прилагательное)

Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? (Имя числительное)

Признаки действий оно означает, Всем любопытным оно отвечает КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться. Как его имя, скорее ответьте! (Наречие)

Применяем все мы это (Местоимение) Вместо имени предмета, Вместо признака предмета Применяем тоже это, И количество предметов Заменяет часто это. Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись.

В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. Это? (Предлог)

Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. - Это? (Союз)

Распределите слова по трём корзинкам: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Богач(?), доч(?), кипуч(?), много задач(?), печ(?) пироги, прилеч(?), трескуч(?), меч(?), развлеч(?)ся, могуч(?), едеш(?), ряд неудач(?), липуч(?), замаж(?), русская печ(?). Имя существительное с ь Имя прилагательное без ь Глагол С ь

Тест 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера 8. Из данных слов выберите служебные части речи: а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать