Виннипух и его друзья с точки зрения психолога. Настроение у людей с разным типом характера

Если углубиться в историю о Винни Пухе и составить психологические портреты обитателей сказочного леса, можно заметить несколько интересных вещей. Кто такие на самом деле Винни Пух, Тигра, Иа, Пятачок? Почему они такие разные и неповторимые? Предлагаем неожиданный взгляд на популярную сказку.

О приключениях Винни Пуха и его друзей с детства знает каждый. Интересно взглянуть на колоритные типажи персонажей сказки А. А. Милна с точки зрения психологии. Винни Пух, несомненно, обладает темпераментом сангвиника. Он оптимист, не унывает и не отчаивается ни в каких ситуациях, топает по жизни с улыбкой и позитивным настроем. Он натура общительная, у него много друзей, обожает ходить к ним в гости и всегда готов поддержать и выручить. Винни имеет несколько слабостей (мёд – первая из них), кроме того, он неплохой поэт. Его образу также присуща легкая наивность, что, впрочем, безмерному обаянию персонажа только на пользу.

Пятачок – ближайший друг Винни Пуха, мелкий поросёнок, размеры которого вгоняют в тревогу даже его самого. Впрочем, при наличии друзей он обретает уверенность в себе, очень ценит их поддержку и внимание, за что платит той же монетой. Натура чувствительная и романтичная, не лишен тщеславия. Ярко выражает свои эстетические чувства то в манере приодеться (носит белый шарф), то в знаках внимания для друзей (букетики фиалок в подарок).

Ослик Иа, в противовес вечно позитивному Винни Пуху, является воплощением всемирной печали. По темпераменту он меланхолик, что проявляется в частых приступах депрессии. Натура он весьма язвительная и завистливая, не лишен сарказма. Все внутренние комплексы порождают в нем жалость к самому себе, это же чувство он пытается пробудить в остальных всем своим унылым видом.

Кролик – такой себе «начальник» леса. Репутацию лидера заслужил неспроста – он умен, начитан и грамотен. Все обитатели леса его уважают, признают его авторитет. У Кролика – натура сангвиника, деловитая и энергичная. Его активная жизненная позиция проявляется в том, что он никогда не сидит на месте, постоянно над чем-то размышляет, составляет различные проекты.

Сова в этой сказке наделена такими чертами, как мудрость, рассудительность, флегматичность. Она личность уважаемая и вроде как опытная. На самом же деле оснований так полагать не очень много – Сова абсолютно безграмотна, а умные слова и фразы, которые она употребляет в беседах, порою бесполезны.

Кенга – олицетворение материнства. Воплощает в себе такие качества, как заботливость и доброта. Она проявляет внимание ко всем, кто в этом нуждается, например, усыновила Тигру и не бросила в беде Пятачка.

Тигра – энергичное и подвижное создание. Его жизненные интересы ограничиваются детскими играми и приколами, а также рыбьим жиром. Добродушная и веселая натура, но часто не рассчитывает свои силы, чем и опасна для окружающих.

Крошка Ру – жуткий непоседа. Совершенно неугомонный ребенок, верный друг Тигры.

Кристофер Робин является связующим звеном между зверьем, обитающим в пределах Леса, и остальным миром. Воплощает в себе дух всемогущего Леса, к нему все обращаются тогда, когда необходима помощь существа, наделённого незаурядным умом. Лес, в котором обитают герои, производит впечатление настолько же непростого пространства, как и его обитатели. Это стоакровый лес, независимый во времени и пространстве от прочей реальности. Герои сказки живут в нем, решают массу проблем, их мало интересует, что находится за пределами.

Как было сказано ранее, именно Кристофер Робин является связующим звеном между Лесом и реальностью. В конце сказки он с грустью покидает Лес, оставляя там своих друзей, которые по-прежнему будут жить беззаботной жизнью, со своими незначительными и легко решаемыми проблемами. По сути, Лес символизирует беззаботное детство с легким отношением к жизни всех, кто в нем пребывает. Именно эта идея и была основной для Алана Милна, который удачно соединил таких разных персонажей, создав психологически точную модель дружбы и взаимопонимания совершенно разных существ.

Как порой шутят врачи: «Нет людей здоровых, есть недообследованные». Что-что а эта шутка не такая уж шутка, если говорить не столько о здоровье физическом, как о здоровье душевном, или же говоря научно – психологическом. Вот тут уж точно нет здоровых, есть недообследованные. Причем это касается не только обычных людей, но и …. героев наших сказок. Так, недавно писатель, переводчик и философ Вадим Руднев вооружился самым современным научным инструментом: структурализмом и постструктурализмом, классическим психоанализом и постфрейдовской аналитической психологией, аналитической философией, философской поэтикой Бахтина - и со всей этой тяжелой артиллерией обратился к любимой детьми и их родителями сказке Алана Милна о Винни Пухе (которую сам же и заново перевел). Оказалось, каждой науке есть чем поживиться в знаменитом лесу, в компании игрушечных героев. В том числе и психологии.

«Характеры в «Винни Пухе» удивительно выпукло и четко очерчены: Пух жизнерадостен, добродушен и находчив, Поросенок тревожен и труслив, И-Ё (в переводе Заходера - ИА-ИА) мрачен и агрессивен, Кролик авторитарен, Сыч оторван от действительности и погружен в себя, Тиггер добродушно агрессивен и хвастлив, Ру все время обращает на себя внимание», - пишет В. Руднев и далее описывает каждого героя сказки языком характерологии Э. Кречмера, П. Ганнушкина.

Сам Винни Пух тут же становится «выразительным примером циклоида-сангвиника, реалистического синтонного … и пикнического телосложения»: он приземистый, полный, с короткой толстой шеей (как и все на свете плюшевые медвежата). Человек такого склада любит жизнь и живет в гармонии с окружающим. Любит простые вещи: еду, вино, женщин, веселье; ему чужды понятия отвлеченные. Такие люди добродушны, но могут быть недалекими. Знаменитые циклоиды мировой литературы чем-то очень похожи на Винни Пуха, замечает В. Руднев: Санчо Панса, Фальстаф, мистер Пиквик.

Поросенок - «пример психастеника, реалистического интроверта, характер которого прежде всего определяется дефензивностью, чувством неполноценности». Отсюда его постоянная тревожность, трусливая неуверенность в себе, тоскливо-навязчивый страх перед будущим. Мысли психастеника тормозят его действия. Он обо всем думает наперед и склонен предсказывать самый ужасный исход событий. Но он очень совестлив, стыдится своей трусости и в трудную минуту вдруг способен на чудеса храбрости. Телосложение его, по Кречмеру, «лептосомное»: он маленький, худенький.

И-Ё: психиатр, по мнению В. Руднева, сказал бы, что он страдает «тяжелой эндогенной , которая всецело овладевает личностью и управляет его поведением». Характер его деформирован этой постоянной депрессией и внутренне противоречив. С одной стороны, он эпилептоид: агрессивен и казуистичен; с другой - он шизоид, оторванный от окружающего. Но все же он не настолько авторитарен, чтобы потерять всякую душевную тонкость и доброту, и не настолько замкнут на себя, чтобы совсем не видеть своих друзей и доброе в них. Он может изощренно издеваться над Поросенком, но в глубине души быть весьма к нему расположенным. В. Рудневу все это напоминает характеры героев .

Кролик зато - типичный эпилептоид: авторитарен, стремится подчинить себе окружающих. Психологически это связано с механизмом гиперкомпенсации, с помощью которого он преодолевает собственный комплекс неполноценности. Тип реалистический, но не тонкий; способный организатор, но неискренний и недалекий. Его внутренний мир пуст, потому он постоянно нуждается в окружающих, чтобы использовать их как инструмент для удовлетворения своих социально-психологических амбиций. Он все время пытается кем-то командовать, но часто попадает впросак, поскольку недооценивает партнеров.

Тиггер инфантилен и демонстративен: классические свойства истерика. Всегда хочет быть в центре внимания, невероятно хвастлив, совершенно не в состоянии отвечать за свои слова; всем этим напоминает Хлестакова и Ноздрева.

Как видим, в компании Винни Пуха можно найти классические характеры из учебника по психологии. Их появление там, где меньше всего ожидаешь их встретить,- в детской сказке, вызывает улыбку. Возможно, эта улыбка убережет кого-нибудь от того, чтобы относиться к любым научным классификациям со звериной серьезностью и искать в окружающих точное и полное соответствие теоретическим концептам, идеальным типам. Конечно, у Милна эти концепты бегают, говорят, смеются и ссорятся, но на то и сказка, особенно современная, в которой всегда велика доля научной игры. В реальной жизни люди всегда оказываются сложнее и противоречивее, чем характер И-Ё.

Но стоит задуматься и над другим. Лишенные психологических тонкостей и полутонов, сказки выволакивают на свет божий простейшие конструкции, лежащие в основе, в глубине нашей социальной и психологической природы. Специфическими методами они делают то же, что и наука, обнажая скелеты повторяющихся сюжетов (типов отношений) и характеров. Так что улыбка улыбкой, но научный анализ сказок оказывается весьма продуктивен.

Винни Пух

Циклоид-сангвиник, pеалистического синтонного хаpактеpа, находящийся в гаpмонии с окpужающей действительностью: смеющийся, когда смешно, и гpустящий, когда гpустно. Циклоиду чужды отвлеченные понятия. Он любит жизнь в ее пpостых пpоявлениях - еду, вино, женщин, веселье, он добpодушен, но может быть недалек.

Пятачок

Пpимеp психастеника, pеалистического интpовеpта, хаpактеp котоpого опpеделяется дефензивностью, чувством неполноценности, pеализующимся в виде тpевоги, тpусливо-напpяженной неувеpенности, тоскливо-навязчивого стpаха пеpед будущим и непpестанным пеpеживанием событий пpошлого. Он анализиpует возможный исход событий и всегда в качестве пpивелигиpованного pассматpивает самый ужасный. В то же вpемя чpезвычайно совестлив, стыдится своей тpусости и хочет быть значительным в глазах окpужающих, для чего пpибегает к гипеpкомпенсации.

Сова

Яpко выpаженная аутоистичность, замкнутость на себя и свой внутpенний миp, полный отpыв от pеальности, постpоение имманентной гаpмонии в своей душе. Это свойство шизоида, замкнуто-углубленной личности.

Ослик Иа

Иа пpежде всего обpащает на себя внимание своим постоянным мpачным настpоением. Психиатp бы сказал, что он стpадает тяжелой эндогенной депpессией, котоpая всецело овладевает личностью и упpавляет ее поведением. В таких случаях хаpактеp может дефоpмиpоваться и пpеобpетать пpотивоpечивое сочетание хаpактеpологических pадикалов. С одной стоpоны, Иа агpессивен и казуистичен, с дpугой - отоpван от окpужающих. Пеpвое составляет существенное свойство эпилептоида - напpяженно-автоpитаpного хаpактеpа, втоpое - шизоида. Иа убежден, что все безнадежно плохои все плохо к нему относятся, но в глубине души он достаточно тонок и, даже, скоpее добp. Он может изощpенно издеваться над собеседником, но пpи этом в глубине души чувствовать к нему pасположение. Иа напоминает хаpактеpом Ф.М. Достоевского. В психопатологии такой хаpактеp называется мозаичным.

Кpолик

Автоpитаpен, стpемится подчинить себе окpужающих, что сочетается в нем с комплексом неполноценности и механизмом гипеpкомпенсации в качестве способа ее пpеодаления. Деффинзивно-эпилептоидный. Самая его сильная стоpона - оpганизатоpские способности. Самая слабая - неискpенность и недалекость. Имманентный внутpенний миp его пpактически пуст, для удовлетвоpения социально-педагогических амбиций ему необходимы люди. Он стpемится что-то оpганизовывать, кем-то командовать. Иногда это ему удается, но чаще всего он попадает впpосак и в силу отсутствия глубины и тонкости недооценивает своих паpтнеpов.

Тигра

Hезpел и демонстpативен - свойства истеpика. Он стpемится обpатить на себя внимание, неимовеpно хвастлив, совеpшенно не в состоянии отвечать за свои слова. Он напоминает Хлестакова. Главный pадикал - сангвинический с гипеpтимическим уклоном.

Все дети разные – это прописная истина. Каждая мама знает, что двух одинаковых детей нет, и быть не может. Тем не менее, психологи делят детей на группы по особенностям поведения – иначе говоря, типам темперамента.

Сегодня сайт расскажет вам и особенностях взаимодействия с детьми с разными типами темперамента.

Тип темперамента — что это такое?

Типы темперамента у детей представляют собой набор неких особенностей поведения, которые обусловлены свойствами таких фундаментальных нервных процессов , как возбуждение и торможение . Свойств этих три, их можно легко запомнить, составив из них аббревиатуру СУП: С – сила , У – уравновешенность , П – подвижность нервных процессов. Теперь подробнее.

  • Под силой нервных процессов подразумевается выносливость всех нервных клеток, их способность выдержать как длительное, так и кратковременное, но значительное возбуждение, не гася его торможением. Это проявляется в трудоспособности ребенка, а также в его восприимчивости к окружающему миру. Сила процессов возбуждения проявляется в том, что ребенок способен длительное время прикладывать усилия к решению определенной задачи. Сила процессов торможения – в том, то малыш способен сосредоточиться на своей деятельности, и не отвлекаться по пустякам. Силе тех или иных процессов противопоставляется их слабость – неспособность прикладывать усилия и сосредоточиться.
  • Признаком уравновешенности нервных процессов является одинаковая сила как процесса возбуждения, так и процесса торможения. Малыш с уравновешенной нервной системой обычно спокойно и без трудностей доводит до конца начатое дело. Когда ребенок неуравновешен , и у него преобладают то процессы возбуждения, то торможения, он ведет себя соответственно: то с легкостью преодолевает трудности, то «зависает» перед ними.
  • Подвижность нервных процессов – способность возбуждения и торможения незамедлительно сменять друг друга по мере необходимости. Благодаря подвижности ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой. Противоположность подвижности – инертность . При инертности нервных процессов ребенку стоит больших усилий переключиться с одного вида деятельности на другой, приспособиться к новым обстоятельствам.

Все эти три качества в различных комбинациях и создают типы темперамента у детей, его способ реакции на те или иные обстоятельства.

Необходимо отметить, что «чистые» типы темперамента у детей в жизни практически не встречаются , в большинстве случаев они искусно переплетены в каждом ребенке, хотя и можно выделить преобладающие черты .

Чаще всего ведущий тип темперамента у детей можно выделить после окончания , когда ребенок научается себя контролировать и более-менее понятно выражать свои эмоции.

Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха.

Позитивный, активный, легкий в общении . Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.

Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)

Пример этого типа темперамента у ребенка– Сова из того же «Винни-пуха».

Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами . Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.

Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным , но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.

Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения)

Пример этого типа темперамента у ребенка – поросенок Пятачок.

Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур» . Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Ребенок-Меланхолик (слабый)

Пример этого типа темперамента у ребенка – ослик Иа-иа.

Такие дети на редкость чувствительны и ранимы , хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.

Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

Воспитываем ребенка по типу темперамента

Как воспитывать Сангвиника:

  • Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
  • Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
  • Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
  • Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

Как воспитывать Флегматика:

  • Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
  • Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
  • Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
  • Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Как воспитывать Холерика:

  • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию
  • Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
  • Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
  • Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Как воспитывать Меланхолика:

  • Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
  • Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
  • Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
  • Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
  • Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

Общие правила воспитания

Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

  • Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом
  • Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка
  • Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент
  • Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает

Уверена — эта информация поможет многим посмотреть на своего ребенка другими глазами, оценить его достоинства и научиться получать еще больше удовольствия от общения с ним.