Восток — дело тонкое: образование по-японски. Метод шичиды

ДУШАНБЕ, 9 фев - Sputnik, Фатима Яхяева. Более 60 лет назад огорченный двойкой своего сына известный математик из Японии Тору Кумон разработал уникальную методику логического решения арифметических задач. Благодаря ей в кратчайший срок ученому удалось не только подтянуть своего сына, но и открыть целую школу Кумон.

© Sputnik

Сегодня по его методике обучаются более 4 миллионов детей в 49 странах мира. Малышей из Таджикистана Кумон тоже не обошел стороной: экономист Парвина Турсунова стала первой, которой удалось внедрить эту редкую методику в Душанбе. Об успехах детей здесь и о важности вклада в "своих" она рассказала в интервью Sputnik Таджикистан.

От легкого к сложному

Математика, по словам девушки, зачастую становится первым и большим препятствием учеников на пути знаний и успехов в школе. Именно она является той самой дробной чертой, делящая детей в классе на способных и безнадежных, сильных и слабых.

"Это происходит в то время, когда ментальная и логическая арифметика уже давно доказала, что раскрыть гения в каждом ребенке так же легко, как сложить цифры 2 и 2. Но, как говорят, всему есть свое время - логической арифметикой тоже желательно начать заниматься уже в период раннего развития ребенка", — подчеркивает Парвина Турсунова.

Именно поэтому, по ее словам, она, открыв в Душанбе образовательный центр "Сёма" (франшиза российской сети детских образовательных клубов), решила сделать ставку на Кумон, ключевым принципом которой является последовательное усложнение - переход с легкого на сложное.

"Вы, наверное, тоже заметили, что, например, в тетради для подготовки руки к письму, первое задание - это обведение по пунктирной линии солнышка или цветочка. Вам кажется это очень легко, а вот для 2-3-летнего ребенка, который еще не умеет толком держать карандаш, это непосильная задача. Заставляя ребенка браться за такое, мы зарождаем в нем не только чувство неуверенности в себе, но и убиваем в нем всякое желание учиться дальше. Особенно остро этот вопрос стоит в период кризисного возраста, когда в 3 года ребенок только начинает познавать свое "я" и интересоваться чем-то новым вокруг", — делится девушка.

© Sputnik

Дети в образовательном центре "Сёма" в Душанбе

А по методике Кумон, как подчеркивает Парвина, аналогичная тетрадь началась бы с задания, где ребенок учится вести только короткую линию. Позже эта линия бы удлинилась, а к середине тетради добавился бы первый изгиб, и только в заключительном задании перед ребенком бы стоял вопрос обведения солнца или цветка.

"Этот метод приучает к самостоятельности и сводит к нулю участие родителя в выполнении заданий. Все показано настолько просто и понятно, что ребенок даже не обращается за помощью к старшим. Чтобы правильно запустить эту методику и у нас, мы сперва определенное время поработали с другими школами Кумон. В итоге за всего 5 месяцев работы нашего центра в Душанбе нам удалось добиться очень хороших результатов. Дети не только с большим желанием бегут к нам за новыми знаниями, но они еще и стали очень самостоятельными, что сильно удивляет их родителей", — с гордостью отмечает Паривна Турсунова.

Себе - на радость, людям - на пользу

Сама девушка, кстати, всего год назад не была столь близка к педагогике и уж тем более к такой уникальной методике. Но теперь со всей уверенностью твердит, что в душе она больше учитель, нежели экономист.

"Ранним развитием детей я заинтересовалась недавно: была подписана на один портал, где часто публиковались статьи о психологии детей, особенности их воспитания, методиках обучения и о проблемах развития. Меня все это так затянуло, что я уже начала болеть идеей открытия образовательного центра, где я могла бы внедрить мировой и современный опыт работы с детьми. Хотя на тот период я жила и работала в Москве, реализовать задуманное мне сразу захотелось у себя на родине, в Таджикистане", — улыбается девушка.

Свою любовь к Таджикистану она действительно скрыть не может - глаза сверкают, когда начинает рассказывать о своих планах на будущее, которые целиком и полностью связаны с ее родиной.

"Знаю, многие нынче, наоборот, покидают Таджикистан. Я, правда, не понимаю, зачем они это делают. Ведь тот, кто готов развиваться и развивать может сделать это и у себя дома. Необязательно для этого переезжать куда-то. Знаю, кто-то может задаться вопросом, а насколько атмосфера здесь благоприятна для таких начинаний и добрых порывов души, а вот мой опыт показывает, что наша страна очень хорошо поддерживает тех, кто готов вкладываться в развитие. Я чувствую сильную поддержку, как со стороны правительства, так и нашего Министерства образования и главы района Шохмансур, на территории которого я реализовала свою мечту. И, кстати, идею поддержать решил даже местный предприниматель Эрадж Бафаев. Помощь чувствовалась отовсюду", — подчеркивает девушка.

Сама Парвина до возвращения в Таджикистан жила и работала в Москве. В Россию, по ее словам, она перебралась еще в детстве. Тому была воля родителей, а сама девочка тогда проплакала все свои слезы в тоске по своему родному краю.

© Sputnik

Дети в образовательном центре "Сёма" в Душанбе

"Сами скажите, разве в других странах солнце светит так, как у нас? Нет ведь. Здесь все другое: солнце другое, люди другие, среда другая. Здесь живешь! В Москве, например, вечные пробки, расстояния безумные, холод. Говорят, в странах, где много солнца, люди чувствуют себя счастливее, — смеется девушка. — Вот и я вернулась за своим счастьем в ", — говорит Парвина, подчеркивая, что не перестает быть благодарной России, которая дала ей качественное образование и бесценный опыт работы.

"Но она ведь такая самодостаточная страна. Там есть все, а здесь - нет. Там у детей столько возможности, столько выбора, чего нет у наших. Мы говорим, что наша страна находится на стадии развития, но почему-то не все готовы стать частью этого развития. Я решила сыграть свою роль в этом, как говорится, себе на радость, людям на пользу", — подчеркивает девушка.

Так, по ее словам, на раннем развитии детей она не намерена останавливаться. В ближайшем будущем Парвина готовится внедрить новые и современные методики, благодаря которым такие предметы, как химия и биология, принесут местным школьникам одну радость, а кулинария и ремесло могут стать для молодых таджичек весьма прибыльным занятием.

"Я верю, вкладываться всегда нужно в "своих", ведь лучшего достоин только ближний", — уверяет девушка.

Сейчас в ее образовательном центре по самым передовым методам более 100 местных . Учатся они не только арифметике по методике Кумон, но изучают английский язык, ходят на балет, развивают в себе театральное мастерство, проходят курс песочной терапии, а также познают окружающий мир по методике Марии Монтессори.

Последнее, кстати, по словам Парвины, дает детям право на свободу выбора пути развития и формирует в них стремление к лучшему. Именно в этих качествах, уверена она, нуждается новое поколение , которое вскоре тоже поймет, что такое жить себе на радость, а людям на пользу.

Экология жизни. Дети: Всему миру известно, что японские дети умны, прилежны, ответственны и во многом опережают своих сверстников из других стран...

Всему миру известно, что японские дети умны, прилежны, ответственны и во многом опережают своих сверстников из других стран. Закономерный вопрос: почему? Чем система японского воспитания отличается от нашей?

Все дело в особом подходе к обучению. Японские дети занимаются по методике Kumon, разработанной учителем математики Тору Кумоном для своего сына. Сегодня по этой методике учатся дети от 2 до 17 лет в 47 странах мира. В Японии обучение в школе Kumon считается путевкой в жизнь и гарантирует успешную карьеру. В России же и странах СНГ эта методика появилась два года назад и уже завоевала любовь родителей и профессионального педагогического сообщества.

В таких школах детей учат по специальным тетрадям, которые помогают освоить самые разные навыки: чтение, счет, письмо, рисование, логику и так далее.

Простые принципы Kumon

Школа готовит к экзаменам, а Kumon готовит к жизни, - таков девиз знаменитой методики. В ее основе лежат несколько простых, но очень эффективных принципов.

От простого к сложному

Все задания в тетрадях Kumon усложняются постепенно - каждое задание немного сложнее предыдущего. Но секрет успеха в том, что ребенок не переходит к следующему типу заданий, пока не освоит текущую тему или навык.

Например, дошкольник при освоении навыка вырезания сначала вырезает по прямым, затем по изогнутым, волнистым, зигзагообразным и круговым линиям. К концу тетради он уже виртуозно владеет ножницами.

Индивидуальный подход

Тетради Kumon бывают разных уровней сложности. То есть каждая тетрадь подбирается индивидуально для каждого ребенка в зависимости от того, что он умеет на данный момент, а не от возраста. И с этой отправной точки следует начинать занятия. Только тогда малыш сможет освоить все темы, и у него не появится пробелов в знаниях.

Понять все от «а» до «я»

Занятия по методике Kumon предполагают однотипные повторяющиеся задания. Малыш должен выполнять то или иное задание до тех пор, пока стопроцентно не усвоит навык. На занятия уходит не больше 20 минут в день, поэтому малыш не устанет и не потеряет мотивацию к учебе.

Секрет совершенства – в практике

Тетради Kumon предполагают ежедневные занятия. Благодаря этому малыш не только учится считать и писать, но и становится дисциплинированным, усидчивым, самостоятельным и ответственным.

Награда как способ мотивации

По методике Тору Кумона детей принято хвалить и награждать за каждый, даже самый небольшой успех. Во всех тетрадях предусмотрены специальные сертификаты, которые вручаются ребенку, а также другие . Тору Кумон советовал родителям как можно чаще хвалить ребенка и никогда не ругать его за ошибки. Именно так формируется мотивация к учебе.

Математика — непростой предмет, который дается не всем детям. Очень часто бывает так, что ребенок из всех сил старается научиться решать примеры и задачи, но у него ничего не выходит. Иногда на помощь приходят родители или репетиторы, а иногда и они с трудом могут помочь.

Японцы еще 60 лет назад придумали, как решить эту проблему. Они авторы уникальной методики обучения Kumon goo.gl/ABTHNH, которая помогает миллионам детей во всем мире освоить этот непростой предмет.

Сегодня по тетрадям Kumon занимаются более 4 миллионов детей в 47 странах мира. Примерно 3 года назад они появились и в России, вышли в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». За это время тетради успели полюбить дети и родители, оценили педагоги. Несомненный плюс этих пособий в том, что они адаптированы к российскому восприятию. В них симпатичные иллюстрации, простые инструкции для детей и полезные советы для родителей.

Сегодня тетради обучают детей от 2 до 17 лет самым разным навыкам, не только математическим.

Сама же методика началась именно с тетрадей по математике. В 1954 году японский учитель математики Тору Кумон решил помочь сыну, у которого были двойки по арифметике. Он придумал для него серию постепенно усложняющихся заданий, которые нужно было выполнять каждый день. Мальчик усердно занимался и вскоре стал отличником. Когда родители одноклассников Такеши узнали о его успехах, они попросили Тору Кумона позаниматься и с их детьми.

Так родилась знаменитая методика. А вскоре центры Kumon стали открываться по всему миру.

Математическая серия тетрадей, вышедшая в России, включает в себя 6 уровней сложности. И помогает полностью освоить все математические навыки, которые дети изучают в начальной и первых классах средней школы.

Вот список этих навыков:

  • сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел (уровень 1);
  • сложение и вычитание двух- и трехзначных чисел в столбик (уровень 2);
  • сложение и вычитание многозначных чисел, умножение чисел в пределах 10 х 9, деление с остатком и без него (уровень 3);
  • умножение и деление многозначных чисел в столбик, сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей (уровень 4);
  • умножение и деление десятичных дробей в столбик, сложение и вычитание неправильных дробей (уровень 5);
  • сложение, вычитание, умножение и деление дробей с разными знаменателями (уровень 6).

Кроме того, японская методика способна творить чудеса: она помогает абсолютно всем детям в освоении математики. Секрет ее успеха в простых принципах, которые применял еще Тору Кумон:

  1. Обучение нужно выстраивать по принципу от простого к сложному.
  2. Во время занятий обязательно хвалите детей даже за самые маленькие достижения.
  3. Чтобы добиться результатов, достаточно заниматься по 20 минут в день.
  4. Занятия не должны быть тяжелыми и утомительными для ребенка. Их следует выстраивать по принципу игры.
  5. Позволяйте детям быть самостоятельными, не исправляйте их. Ошибки — путь к успеху.
  6. Основывайте занятия на индивидуальном подходе. Подбирайте задания по способностям ребенка, а не по возрасту или классу.

Все эти принципы помогают ребятам во всем мире успешно учиться и добивать результатов в освоении математики. Если вы хотите подарить вашим детям радость познания и желание учиться, познакомьте их с тетрадями Kumon goo.gl/uw4Eyz.

В Москве Елена Клещёва рассказала «Летидору», что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.

Ментальная арифметика - это программа комплексного развития интеллекта и мышления детей, основанная на формировании навыка быстрого устного счета

На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.

Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем - умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения - от простого к сложному.

iconmonstr-quote-5 (1)

Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.

Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет. Дети учатся считать на специальных счетах. Известно, что их использовали еще в Древнем Риме. В современном мире счет на абакусе распространен в Японии, Китае, Индии, Малайзии, а также других странах.

В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу

Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.

Ментальная арифметика развивает механическую и фотографическую память

Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.

Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.

iconmonstr-quote-5 (1)

У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции.

Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.

Взрослым ментальная арифметика дается сложнее, оптимальный возраст для начала занятий - 5-14 лет

Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.

Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.

Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы.

iconmonstr-quote-5 (1)

Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше.

Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.

Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия - 6 и 7 лет.

Лучших результатов добивается тот, кто регулярно занимается дома

Обязательное условие занятий - ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.



Ментальная арифметика - уникальная методика дошкольного развития, которая представляет собой обученин счету и помогает развить мышление ребенка. Занятия гармонично развивают оба полушария мозга, благодаря чему даже ярко выраженные гуманитарии в мгновение ока «щелкают» задачки и уравнения.

Основой метода считаются японские счеты под названием соробан. Это необычное устройство редко можно увидеть в наших краях. Оно представляет собой «калькулятор», на котором возможно только однозначное представление чисел. Это позволяет избежать путаницы, как в обычных счетах.

В этих счетах нечетное количество спиц, расположенных вертикально, которые обозначают одну цифру. На каждую спицу нанизано по пять костяшек. Четыре костяшки внизу - это единицы, а верхняя обозначает пятерку.

Преимущества ментальной арифметики

Малыши очень быстро осваивают японские механические счеты. Нужно отметить, что это устройство удивительным образом влияет на развитие мышления у детей.

1. Занятия по методике заставляют образное правое полушарие мозга решать математические задачки. Это позволяет одновременно задействовать два полушария, а значит, мозг работает вдвое эффективнее, практикуя ментальный устный счет.

2. Люди, которые учились считать на соробане, с легкостью могут проводить сложнейшие вычисления в уме за кратчайший отрезок времени. Мастера могут делать это легко, даже не имея соробана перед глазами. Даже ребенок может за пару секунд сложить трехзначные числа в начале обучения. А по мере практики научатся оперировать числами с пятью нулями.

3. Не только успехи в математике, но и в обучении в целом показывают дети, которые осваивают методику устного счета. Педагоги и психологи отмечают: ментальная арифметика улучшает концентрацию и внимание ребенка, тренирует наблюдательность, память и воображение, а также творческое, нестандартное мышление малыша. Ребенок буквально схватывает информацию на лету, с легкостью ее анализирует.

Обучение по методике устного счета

В учебную программу начальных школ Японии даже введен предмет - ментальная математика, заявляют на своем сайте специалисты детского центра развития AMAKids.. Благодаря этой методике, эрудированные дети ежегодно в числе призеров математических олимпиад. Также образовательные программы с применением сорбана предусмотрены в Китае и Малайзии.

У нас также открываются школы по изучению японского устного счета. Начинать обучение рекомендуется в возрасте 4-11 лет. Именно в этот период мозг ребенка активно «набирает обороты» и развивается. А значит, добиться активной работы обоих полушарий достаточно легко. Во взрослом возрасте ментальная арифметика служит методов для предотвращения атеросклероза и Альцгеймера. Но таких феноменальных результатов, какие демонстрируют малыши, добиться уже нельзя.

Многие родители переживают о том, что смешивание обычной и японской математики может запутать ребенка - и он отстанет от базовой программы в школе. На самом деле, практика показывает то, что дети, которые раньше в точных науках звезд не хватали, уже через пару месяцев обучения показывали хорошие результаты и шли на опережение сверстников.

Японская методика устного счета - оригинальный подход к обучению, который в нашей стране только начинает развиваться. Эта методика не только учит малышей мгновенному сложению и вычитанию чисел. Ее главный плюс в том, что она развивает умственные способности ребенка, открывая перед ним новые интеллектуальные возможности.

Подготовила Катерина Василенкова