Звуковые повторы.

В поэзии используются разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Поэты стремятся к достижению звукового подобия лексики, отбирая слова, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки, целые созвучия. Однако было бы неверно думать, что звуковые повторы - обязательная принадлежность поэтической речи. В русской системе стихосложения звуковые повторы не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.

Не всегда повторение звуков в поэтической речи имеет эстетическое значение. Оно может быть случайным, так как при ограниченном количестве звуков повторение их в словах неизбежно. В повседневной речи мы не придаем этому значения (никто не обратит внимания, например, на повторение согласного с в сводке погоды: По сведениям синоптиков, в ближайшие сутки в Москве и области ожидается слабый снег…).

В поэтической речи звуковые повторы становятся ярким стилистическим средством звукописи. Например:

Бузина цельный сад залила!

Бузина зелена, зелена!

Зеленее, чем плесень на чане.

Зелена - значит, лето в начале!

Синева - до скончания дней!

Бузина моих глаз зеленей!

(М.И. Цветаева)

Здесь повторяются и гласные (а, е), и согласные (л, н, з, ч); многоголосая «перекличка» звуков словно отражает буйное торжество красок. Чем больше звуков вовлекается в такую «перекличку», чем заметнее их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит нам звучание текста. К тому же, как подчеркивают современные исследования фоники, «заметное отклонение количества звуков от нормы резко повышает их информативность, соответствующая символика как бы вспыхивает в сознании (подсознании) читателя, окрашивая фонетическое значение всего текста».

Звуковые повторы часто использовал при создании художественных образов А.С. Пушкин: Взгляни: под отдельным сводом гуляет полная луна; Взлелеяны в восточной неге, на северном, печальном снеге вы не оставили следов; Рвалась и плакала сначала, с супругом чуть не развелась; Чья благородная рука потреплет лавры старика!; Наследников сердитый хор заводит непристойный спор.

В зависимости от характера повторяющихся звуков различают два основных типа звуковых повторов: аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных (Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят… - Тютч.). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Мы замечаем повторение не только одинаковых согласных, но и сходных по какому-либо признаку (по месту образования, участию голоса и т.д.). Так, возможна аллитерация на д - т, з - с, и подобные, а также на губные, сонорные и т.д.:


Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

(С.А. Есенин)

верую: вовеки не придет

позорное благоразумие.

(В.В. Маяковский)

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных фонем в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласным, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: Држвн, Бтшкв, Нкрсв. Семантическая весомость согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций шире, чем ассонансов.

Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят… - П.).В основе ассонанса обычно оказываются толь ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» А.С. Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у, поскольку качество этого звука не меняется и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат (в последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а).

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Паст.) - здесь ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в; в первых двух строках повторяются губные; в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных мл, вс - св.

Известна и другая классификация звуковых повторов, в основе которой лежит распределение повторяющихся звуков в тексте. В зависимости от места повторяющихся звуков в словах и стихотворной строке повторы получили различные наименования.

Повторение начальных согласных в словах называется анафорой (Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона… - Ес.). При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведенном примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом (- Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. - Цв.).

Повторение конечных звуков в словах называется эпифорой (Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… - Бальм.). Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной. При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются (Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. - Ес.).

Особую музыкальность придает стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры (Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Голубая дымка за плечами, неизвестность, гибель впереди! - Бл.).

Не следует думать, что использование разнообразных звуковых повторов всегда свидетельствует о высоких стилистических достоинствах произведения. Злоупотребление аллитерациями, ассонансами приводит к навязчивому, а порой противоестественному усилению фонетической стороны речи, например, в стихотворении И. Северянина «Сонмы весенние»:

Сонные сонмы сомнамбул весны

Сонно манят в осиянные сны.

Четко ночами рокочут ручьи.

Звучные речи ручья горячи.

Плачут сирени под лунный рефрен.

Очи хохочут песчаных серен.

Лунные плены былинной волны.

Сонные сонмы весенней луны.

Увлечение звуковой стороной речи в таких случаях наносит ущерб содержанию: слова «притягиваются» по звучанию вопреки их смыслу.

Струнные

Скрипка

Балалайка

Электрогитара

Тремоло на электрогитаре производится быстрыми короткими движениями медиатора вниз-вверх. При этом плектр дёргает струну с одинаковой силой как при движении вниз, так и при движении вверх, а рука максимально расслаблена для достижения большой скорости. В большинстве случаев приём тремоло используется вместе с эффектом дисторшн или дилэй .

Наиболее активно применяется в тяжёлых направлениях музыки, например блэк-метале , панк-роке , альтернативном роке . Также очень часто используется в пост-роке , для достижения максимальной плотности звучания фонового инструмента.

На некоторых электрогитарах используется система тремоло, позволяющая изменять тон звука.

Классическая гитара

Тремоло на классической гитаре производится повторяющимися ударами по одной струне двумя (пальцы «i», «m») или тремя («i», «m», «a») пальцами. Так же существует новая техника: тремоло играется чередованием пальцев p-i-m.

Духовые

Духовые губные

Основная статья: Тремоло (губная гармоника)

Тремоло на губной гармонике производится путём смыкания и размыкания ладоней, образующих камеру вокруг гармоники.

Ударные

Малый барабан

Так называемая «барабанная дробь». На малом барабане тремоло играется за счет отскока палочек от поверхности барабана (пластика). Каждая рука совершает подряд по два или по несколько быстрых ударов на отскоке, при этом руки чередуются. Отскок играется путем «вдавливания» палочки в барабан после первого удара, при этом прижимание не должно быть слишком слабым или слишком сильным - отскок должен быть «контролируемый». Для правильного тремоло на малом барабане ударники тренируют упражнения на ритмичность отскока, количество ударов от каждой руки и т. п.

Перкуссия

На звуковысотных идиофонах (ксилофон, колокольчики, и т. п.) тремоло играется чередующимися единичными ударами каждой руки. При этом кисть должна быть максимально расслаблена для достижения большей плавности и «певучести» звука, а также - для легкости исполнителя.

Примечания

См. также

  • Тремоло на губной гармонике

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тремоло" в других словарях:

    В муз. дрожание звуков и сливание их в один протяжный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. тремоло (ит. tremolo букв. дрожащий) муз. многократное быстрое повторение одного звука; также быстрое… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [трэмоло], нескл., ср. (итал. tremolo) (муз.). Очень быстрое повторение, повторное чередование одного или нескольких (не соседних, срн. трель) звуков, производящее впечатление дрожания. Раздалось тремоло скрипок. «В голосе его слышалось глухое… … Толковый словарь Ушакова

    - (итальянское tremolo, буквально дрожащий), прием игры на музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука; быстрое чередование 2 несоседних звуков или 2 созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия … Современная энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 3 дрожание (21) повторение (73) тремоландо (1) … Словарь синонимов

    - (дрожание) быстрое повторение одной и той же ноты илибыстрое чередование двух нот, имеющих между собой расстояние болеесекунды. В Т. не выписываются все его ноты, а ставится одна нота целая, половинная или четверть, составляющая сумму мелких нот… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (дрожание) быстрое повторение одной и той же ноты или быстрое чередование двух нот, имеющих между собой расстояние более секунды. В Т. не выписываются все его ноты, а ставится одна нота целая, половинная или четверть, составляющая сумму мелких… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - [рэ], неизм.; ср. [итал. tremolo] Муз. Очень быстрое повторение одного звука или чередование нескольких не соседних звуков, производящее впечатление дрожания. Т. в высоких регистрах струны. Т. оркестра. * * * тремоло (итал. tremolo, буквально … … Энциклопедический словарь

    - (итал. tremolo, буквально дрожащий) (музыкальное), быстрое повторение одного звука, а также двух звуков, отстоящих друг от друга на интервал не менее терции, или двух аккордов, в каждом из которых хотя бы один звук находится в подобном же … Большая советская энциклопедия

    - (итал. tremolo, букв. дрожащий) многократное быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда, а также чередование двух звуков, расположенных на расстоянии не менее малой терции, или частей разложенного аккорда. Т. исполнимо на фп … Музыкальная энциклопедия

ТРЕМОЛО ТРЕМОЛО (итальянское tremolo, буквально - дрожащий), прием игры на музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука; быстрое чередование 2 несоседних звуков или 2 созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТРЕМОЛО" в других словарях:

    В муз. дрожание звуков и сливание их в один протяжный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. тремоло (ит. tremolo букв. дрожащий) муз. многократное быстрое повторение одного звука; также быстрое… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [трэмоло], нескл., ср. (итал. tremolo) (муз.). Очень быстрое повторение, повторное чередование одного или нескольких (не соседних, срн. трель) звуков, производящее впечатление дрожания. Раздалось тремоло скрипок. «В голосе его слышалось глухое… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 3 дрожание (21) повторение (73) тремоландо (1) … Словарь синонимов

    - (дрожание) быстрое повторение одной и той же ноты илибыстрое чередование двух нот, имеющих между собой расстояние болеесекунды. В Т. не выписываются все его ноты, а ставится одна нота целая, половинная или четверть, составляющая сумму мелких нот… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Обозначение тремоло на одной ноте. Тремоло (итал. tremolo, букв. дрожащий) разновидность мелизмов, приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо… … Википедия

    - (дрожание) быстрое повторение одной и той же ноты или быстрое чередование двух нот, имеющих между собой расстояние более секунды. В Т. не выписываются все его ноты, а ставится одна нота целая, половинная или четверть, составляющая сумму мелких… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - [рэ], неизм.; ср. [итал. tremolo] Муз. Очень быстрое повторение одного звука или чередование нескольких не соседних звуков, производящее впечатление дрожания. Т. в высоких регистрах струны. Т. оркестра. * * * тремоло (итал. tremolo, буквально … … Энциклопедический словарь

    - (итал. tremolo, буквально дрожащий) (музыкальное), быстрое повторение одного звука, а также двух звуков, отстоящих друг от друга на интервал не менее терции, или двух аккордов, в каждом из которых хотя бы один звук находится в подобном же … Большая советская энциклопедия

    - (итал. tremolo, букв. дрожащий) многократное быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда, а также чередование двух звуков, расположенных на расстоянии не менее малой терции, или частей разложенного аккорда. Т. исполнимо на фп … Музыкальная энциклопедия