А яшин биография для детей. А

В этой статье мы расскажем вам о романе, написанном М.Е. Салтыковым-Щедриным, опишем краткое содержание. "История одного города" - это произведение, представляющее собой летопись, якобы "подлинную", города Глупова в период с 1731 по 1825 годы, которую слагали преемственно четыре архивариуса. Автор настаивает на подлинности "Глуповского Летописца" в главе "От издателя", предлагая читателю проследить, как в истории Глупова отражались последовательно различные перемены, происходившие во власти. Такова основная тема "Истории одного города". Это произведение описывает ряд правлений.

Итак, начинаем наш рассказ о романе "История одного города" (Салтыков-Щедрин М. Е.).

Обращение к читателю

Открывается "Летописец" обращением к читателю, якобы составленным последним архивариусом, который видит свою задачу в том, чтобы изобразить соответствие, "трогательное", по его мнению, "в меру дерзающей" власти и "в меру благодарящего" ее народа. Таким образом, история эта представляет собой по сути историю правления градоначальников.

Доисторические времена

В доисторической главе рассказывается о том, откуда произошли глуповцы, каковы их корни. Повествуется, как народ головотяпов победил кособрюхих, лукоедов, моржеедов и другие соседние племена. Но, не представляя, что дальше делать, чтобы установить порядок, люди пошли искать князя. Они обращались не к одному потенциальному правителю, но даже самые глупые из них не хотели владеть этим народом и отпускали его, поучив жезлом. Тогда головотяпы призвали вора-новотора, который помог им в этом деле. Князь согласился "володеть" ими, но жить на их земли не пошел, вместо себя послав вора-новотора. Головотяпов же самих князь назвал "глуповцами", так и появилось название города.

Покорным народом были глуповцы, но новотору необходимы были бунты для того, чтобы усмирять их. Однако вскоре он проворовался до того, что князь "послал петлю" своему неверному рабу. Но и тут увернулся новотор. Он зарезался огурцом, не дождавшись петли.

Начало исторических времен

Опишем дальнейшие события, их краткое содержание. "История одного города" продолжается следующим образом.

И других градоначальников присылал князь - калязинца, орловца, одоевца, - но они оказались ворами. Тогда правитель собственной персоной прибыл в Глупов и закричал: "Запорю!". Такими словами начались для этого народа исторические времена.

После этого идет опись градоначальников, которые правили городом в разное время. Приводятся подробно биографии этих людей.

Брудастый

В 1762 году Дементий Варламович Брудастый прибыл в Глупов. Он сразу же поразил жителей своим немногословием и угрюмостью - подозрительная характеристика. "История одного города" описывает странные подробности этой личности. Единственными словами Брудастого были "Разорю!" и "Не потерплю!".

Город не знал, что и думать, пока однажды вошедший с докладом письмоводитель не увидел следующее странное зрелище: как обычно, тело градоначальника сидело за столом, но его голова, совершенно пустая, лежала на столе. Глупов был потрясен этим.

Вдруг вспомнили про органных и часовых дел мастера по фамилии Байбаков, который посещал секретно градоначальника, и выяснили все, призвав его. Так получила свое продолжение эта история одного города. Суть ее была в следующем. Оказалось, что в голове правителя находился органчик, который мог играть лишь две музыкальные пьесы: "Не потерплю!" и "Разорю!". Голова в дороге отсырела и потому требовалась починка. Сам Байбаков не смог справиться с этой задачей, поэтому обратился в Санкт-Петербург за помощью. Отсюда ему обещали прислать новую голову, которая почему-то задерживалась.

Безначалие

Роман "История одного города" продолжается. Наступило безначалие, конец которому пришел с появлением сразу двух градоначальников, причем одинаковых. Самозванцы эти смерили глазами друг друга. Толпа "в молчании разошлась". Рассыльный тут же прибыл из губернии и забрал их обоих. Оставшиеся без градоначальника глуповцы тут же впали в анархию, которая продолжалась до конца следующей недели. В течение этого времени шесть градоначальниц сменилось в городе. Жители метались от Ираиды Палеологовой к Клемантинке де Бурбон, а от последней - к Амалии Штокфиш.

"История одного города" образы этих претенденток дает весьма непривлекательные. Притязания Ираиды Лукиничны основывались на краткосрочной деятельности в качестве градоначальника ее мужа, Клемантинки - отца, а Амалия Карловна и сама была некоторое время помпадуршей. Еще менее обоснованными были притязания на власть Нельки Лядоховской, а после и Матренки-ноздри и Дуньки-толстопятой. Глуповцы в перерывах между проходившими в городе военными действиями сбрасывали граждан с колокольни или топили их. Но через некоторое время они устали от беззакония.

Двоекуров

В город наконец прибыл Семен Константинович Двоекуров, новый градоначальник. Деятельность в Глупове этого человека была очень благотворной. По словам летописца, он ввел пивоварение и медоварение, а также сделал обязательным употребление лаврового листа и горчицы, хотел открыть академию в городе.

Фердыщенко

При Петре Петровиче Фердыщенке, следующем правителе, Глупов шесть лет процветал. Но на седьмой год этого градоначальника "смутил бес". Он воспылал любовью к Аленке, ямщиковой жене, которая ответила ухажеру отказом. Тогда Митьку, мужа ее, с помощью некоторых последовательных мер заклеймили и сослали в Сибирь, а Аленка в конце концов образумилась. Через грехи градоначальника на Глупов обрушилась засуха, а потом начался голод. Люди стали во множестве умирать. Тогда глуповскому терпению наступил конец. Сначала к Фердыщенке послали ходока, но тот не вернулся. Затем отправили к правителю прошение, но и это не возымело действия. В конце концов добрались до Аленки и сбросили ее с колокольни. Не дремал и Фердыщенко, все это время писавший начальству рапорты. Ему не прислали хлеба, но прибыла команда солдат.

Через стрельчиху Домашку, следующее увлечение Петра Петровича, в Глупов пришли пожары. Сгорели Пушкарская, Болотная слобода и Негодница. Снова стушевался Фердыщенко, вернул "опчеству" Домашку и вызвал команду.

Правление Петра Петровича закончилось путешествием. Он решил посетить городской выгон, где его приветствовали в разных местах горожане, а также ждал обед. Фердыщенко на третий день скончался от объедания.

Бородавкин

Василиск Семенович Бородавкин, его преемник, решительно приступил к своей должности. Изучив историю города Глупова, он обнаружил лишь один образец для подражания - градоначальника Двоекурова. Достижения этого правителя, однако, давно были забыты, и жители перестали даже сеять горчицу. Новый градоначальник в первую очередь повелел данную ошибку исправить, а в наказание добавил еще и прованское масло. Однако глуповцы не хотели поддаваться. Бородавкину поэтому пришлось отправиться на Стрелецкую слободу в военный поход. Не все сложилось удачно в этом девятидневном походе. Свои сражались со своими в темноте. Многих живых солдат заменили оловянными солдатиками. Удалось все-таки выстоять Бородавкину. Дойдя до самой слободы и не застав там никого, он начал растаскивать на бревна дома. Тогда весь город сдался.

Опишем дальнейшие события, их краткое содержание. "История одного города" продолжается следующим образом. После этого было в истории Глупова еще несколько войн, которые велись за просвещение. Правление в целом привело к тому, что город оскудел. Окончательная разруха наступила при Негодяеве, следующем градоначальнике.

Микеладзе

Черкешенин Микеладзе застал Глупов в этом плачевном состоянии. Печальной была история одного города. Анализ правления Микеладзе говорит о следующем. Никаких мероприятий не проводилось. Он интересовался лишь женским полом, отстранившись от всяких дел. Город в то время отдыхал. Как пишет градоначальник, следствия были многочисленны, хотя "видимых фактов" - мало.

Беневоленский

Феофилакт Иринархович Беневоленский сменил этого черкешенина. Данный градоначальник был другом Сперанского. Они вместе учились в семинарии. Этого правителя отличала от других страсть к законодательству. Но так как права издавать собственные законы у него не было, он делал это тайно, в доме некоей купчихи Распоповой, и разбрасывал ночью свои законы по городу. Вскоре, однако, Беневоленский был уволен с должности за сношения с Наполеоном.

Прыщ

Опишем дальнейшие события, их краткое содержание. "История одного города" продолжается появлением следующего правителя, подполковника Прыща. Он вовсе не занимался делами, но при нем расцвел Глупов. Огромными были урожаи. Насторожились жители города. Вскоре предводителем дворянства была раскрыта тайна Прыща. Этот любитель фарша почуял, что от головы правителя пахнет трюфелями и, не в силах сдержать себя, напал на фаршированную голову и съел ее.

После этого Иванов, статский советник, прибыл в город. Однако он оказался такого маленького роста, что не мог ничего пространного в себя вмещать, и вскоре умер. Виконт де Шарио, его преемник, эмигрант, все время веселился и был выслан за границу по распоряжению начальства. При ближайшем рассмотрении этот правитель оказался девицею.

Грустилов

Затем появился Эраст Андреевич Грустилов, статский советник. Глуповцы к этому времени прилепились к идолам, забыв настоящего Бога. Так продолжалась история одного города. Анализ правления Грустилова следующий. Город при нем окончательно погряз в лени и разврате. Перестали сеять, понадеявшись на счастье, и в Глупов пришел голод. Эраст Андреевич был занят исключительно ежедневными балами. Но когда он повстречал свою любовь, все резко переменилось. Это была жена аптекаря Пфейера. Эта дама указала путь добра Грустилову. Убогие и юродивые, которые в прежнее время поклонения идолам переживали тяжелые дни, стали в городе главными людьми. Покаялись глуповцы, но поля оставались пустыми. Бомонд по ночам собирался для чтения некоего г. Страхова и "восхищения" им. Об этом вскоре проведало начальство, и сместили Грустилова.

Угрюм-Бурчеев

Угрюм-Бурчеев, последний градоначальник в истории города, был идиот. Цель, которую он поставил - превратить Глупов в Непреклонск с "ротами", одинаковыми прямыми улицами, домами, в которых жили бы одинаковые семьи и т.д. В деталях продумал Угрюм-Бурчеев свой план, а затем приступил к его исполнению. До основания был разрушен Глупов, и теперь можно было начинать строительство, но этому мешала пролегавшая на пути река. Она не вписывалась в планы Угрюм-Бурчеева.

Градоначальник решительно повел наступление на нее. Весь мусор был пущен в дело, все, что осталось от прежнего города, но река оказалась сильнее - она размывала любые плотины. Тогда градоначальник зашагал прочь, уводя глуповцев с собой. Другое место, ровная низина, было выбрано для города, и началось строительство. Однако что-то изменилось.

К сожалению, утратились тетрадки, в которых описывалась эта история одного города. Отрывок ее уцелел, и лишь развязку приводит издатель. Он пишет, что солнце померкло, земля затряслась, "Оно пришло". Автор не объясняет, что именно. "История одного города" (Салтыков-Щедрин) об этом умалчивает, лишь говорится о том, что моментально исчез "прохвост", как будто растворившись в воздухе.

Замыкают роман сохранившиеся "оправдательные документы", то есть написанные в назидание преемникам разными градоначальниками сочинения: Беневоленским, Микеладзе, Бородавкиным.


Яшин Александр Яковлевич
Родился: 14 (27) марта 1913 года.
Умер: 11 июля 1968 года.

Биография

Яшин Александр Яковлевич (настоящая фамилия - Попо́в; 1913-1968) - русский советский прозаик и поэт. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Член ВКП(б) с 1941 года.

Александр Яковлевич родился 14 (27) марта 1913 года в деревне Блудново (ныне Никольского района Вологодской области) в крестьянской семье. Первая публикация в 1928 году. В 1931 году окончил педагогический техникум в городе Никольске, учительствовал в деревне, много читал, писал стихи, сотрудничал в вологодских и архангельских газетах, начал печататься в 1928 году. Первый сборник стихотворений «Песни Северу» увидел свет в 1934 году в Архангельске. Незадолго до Первого съезда советских писателей стал председателем оргкомитета его вологодского отделения. В 1935 году переехал в Москву. Учился в Литературном институте имени А. М. Горького, который окончил в 1941 году. Одновременно работал заместителем редактора многотиражной газеты.

В годы Великой Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвовал в обороне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма. В 1942-1943 годах изданы его сборники стихов «На Балтике было» и «Город гнева».

В послевоенные годы много ездил по стране: поездки по Северу, на Алтай, на строительство гидроэлектростанций, на целину. Впечатления от увиденного нашли отражение в сборниках стихов «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951), в поэме «Алена Фомина» (1949).

В выступлении на Втором съезде СП СССР признал свою долю вины за то, что литература сталинского времени была неискренней, объяснив это недостатком гражданского мужества, призвал вернуть поэзию С. А. Есенина советской литературе. С этого времени творчество Яшина коренным образом изменилось, в каждом произведении он стремился к максимальной честности.

Рассказ «Рычаги» (1956) о подавлении личности партийным аппаратом не переиздавался до времён перестройки.

Повесть «В гостях у сына», написанная в 1958 году, была напечатана лишь в 1987 году, как и ещё несколько рассказов. Неприкрашенная картина колхозной жизни в рассказе «Вологодская свадьба» (1962) подвергалась нападкам догматических критиков.

Семья

Был дважды женат, имел троих детей от первой жены и четверых от второй. От первого брака: сын Яков Смирницкий (фамилия жены) (1937 г.р.); дочь Татьяна Смирницкая (по мужу Чалова) (1939 г.р.), названная своей бабушкой в честь Татьяны Лариной, редактор современной советской поэзии; дочь Нина Яшина, по мужу Торшина (1943 г.р.). От второго брака: сын Александр Яшин (1949-1965), застрелился, похоронен в Переделкино; дочь Наталья; дочь Злата; сын Михаил Яшин (род. ок. 1953) - играл на гитаре в школьной группе Андрея Макаревича. Стал музыкантом, живёт в Париже.

Одним из увлечений Яшина была поэтесса Вероника Тушнова , которая посвятила ему цикл стихотворений «Сто часов счастья», одно из них «Не отрекаются любя» было положено на музыку и исполнено А. Пугачёвой. В ответ на стихотворение «Сто часов счастья», давшее название циклу, жена Яшина ответила стихотворением со строчками: «Сто часов счастья взяла и украла».

Увековечивание

В Вологде именем Александра Яшина названа улица.

Мемориальный комплекс А. Я. Яшина (Бобришный угор; деревня Блудново Никольского района Вологодской области) открыт решением Вологодского облисполкома 10 октября 1989 года; включает дом, построенный в 1962 году, и могилу поэта с памятником-надгробием, которые являются памятником регионального значения.

Произведения

«Песни Северу» (1934)
«Свежий хлеб» (1957)
«Совесть» (1961)
«Босиком по земле» (1965)
«День творенья» (1968)

Поэмы

«Город гнева» (1943)
«Алёна Фомина» (1949)

Маленькие рассказы

«Самое время» (1939)
«Журавли» (1954)
«Проводы солдата» (1954)
«Первый гонорар» (1960)
«Волк в городе» (1960)
«Не собака и не корова» (1962)
«Старый Валенок» (1962)
«Живодер» (1962)

Рассказы

«Рычаги» (1955)
«Охота на мертвого глухаря» (1960)
«Первое путешествие Маринки» (1961)
«Директива» (1961)
«Чистые руки» (1962)
«Рассказ о солдате» (1962)
«Две берлоги» (1962)
«Подруженька» (1965)
«Угощаю рябиной» (март 1965)
«Перовское озеро» (1965)

Повести

27.03.1913 – 11.07.1968

Поэт и прозаик Александр Яшин (настоящая фамилия Попов) родился в деревне Блудново Никольского уезда Северо-Двинской губернии (сейчас Вологодская область).

Дед был бурлаком на Волге, стал кузнецом, организовал школу в родной деревне Блудново. Родился поэт в крестьянской семье, отец погиб в Первую мировую войну, семья бедствовала, с детства пришлось работать. После окончания трех классов начальной школы хотел уехать из деревни для продолжения учебы, но отчим не отпускал – мальчик был нужен для работы в деревне. Тогда собрали сход, который вынес решение отправить А. Попова в уезд для продолжения учебы. Закончив семилетку в г. Никольске, поступает там же в педагогический техникум. Школьником стал писать стихи, в школе его прозвали «рыжим Пушкиным». Первая публикация появилась в 1928 г., печатался в районной газете «Никольский коммунар», в газете «Ленинская смена», «Советская мысль», «Северные огни» (Великий Устюг), в центральном журнале «Колхозник», в «Пионерской правде» и др.

В 1928 году – делегат I Северо-Двинского губернского съезда пролетарских писателей, затем делегат I краевого съезда Северной ассоциации пролетарских писателей в Архангельске. После окончания в 1931 г. педтехникума в Никольске учительствует в сельской школе. В 1932 г. переезжает в Вологду, становится литсотрудником газеты «Красный Север», работает на радио, тогда же избирается председателем созданного в Вологде оргкомитета краевого союза писателей. Переезжает в Архангельск, где его вводят в члены Северного краевого оргкомитета советских писателей. Первый сб. стихов «Песни Северу» вышел в Архангельске в 1934 г. В 1934 г. Я. был премирован за песню «Четыре брата» на Всесоюзном конкурсе на лучшую комсомольско-походную песню, участвовал в работе I съезда советских писателей.

В 1935 г. переезжает в Москву, где в 1938 г. издает сб. стихов «Северянка», отразивший песенную реальность родного северного края. В предвоенные годы учился в Литературном институте им. М. Горького (окончил в 1941 г.) и работал зам. редактора газеты ткацкой фабрики. На фронт Великой Отечественной войны ушел добровольцем. Был корреспондентом газ. «Боевой залп», находясь почти все время в батальонах морской пехоты и на бронепоездах. В 1942 г. был переведен в Ленинград и работал в составе оперативной группы писателей при политуправлении Балтфлота. Из Ленинграда был направлен в Волжскую военную флотилию. Посвятил Сталинграду написанную в 1942-1943 гг. поэму «Город гнева». Затем был переведен на Черноморский флот, работал зам. отв. редактора краснофлотской газеты «На страже». В качестве военно-морского журналиста и политработника участвовал в обороне Сталинграда, в освобождении Крыма. Из-за тяжелой болезни в 1944 г. демобилизован, возвращается на родину, едет в Блудново.

Послевоенные годы характерны обилием поездок по Северу, на строительство волжских ГЭС, на целинные земли Алтая; поэт учился на курсах трактористов, участвовал в открытии Волго-Донского канала. Впечатления от увиденного и прочувствованного отражены в книгах стихов «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951). В 1949 г. была опубликована поэма «Алена Фомина» о женщине – колхозном организаторе, человеке, который понял, что «люди хотят полета, размаха души во всем». Яшин занимается общественной работой в Союзе писателей. В этот период в поэзии Я. проявляются черты иллюстративности и даже бесконфликтности: «Чистое, честное желание поэта выполнять так называемый социальный заказ, делать как можно больше, а главное – как можно скорее, на практике приводило порой к спешке, к голой лозунговщине, к одической риторике» (Яшин А. Рогатый пегас: О поэзии. – М., 1976. – С. 8).

Яшин пишет прозу. Этапной для советской литературы явилась публикация в 1956 г. во 2-м выпуске сб. «Лит. Москва» рассказа «Рычаги». Автор выступил против партийного бюрократизма и фальшивой официальности. В руководителях колхозов принято было видеть рычаги партийной политики в деревне, автор же хочет видеть в них человеческие индивидуальности: «...это были чистые, сердечные, прямые люди, люди, а не рычаги». Рассказ «Рычаги» был подвергнут резкой критике в печати: «Автор выдает за коммунистов – проводников партийной политики в деревне заурядных обывателей с очень узким кругозором(...). Рассказ «Рычаги» – серьезный срыв в творчестве А. Яшина» (Дон. – 1957. – № 2. – С. 159 – 160). Однако именно этот рассказ в известной мере подготовил прозу Ф. Абрамова, В. Белова, С. Залыгина.

Во второй половине 50-х гг. в творчестве Яшина начинается новый этап. Черты самокритичной исповеди приобретают книги стихов «Свежий хлеб» (1957), «Совесть» (1961) и др. Расширяется эмоциональный диапазон лирики от радости «весенних ожиданий» до скорби о перенесенных утратах и горькой иронии. Становится популярным стихотворение Яшина «Добрые дела» (1958) с его призывом «Спешите делать добрые дела!». Как свидетельствовал В. Солоухин, эта «знаменитая строка» явилась сутью отношения автора к миру.

Новую волну полемической критики вызвала опубликованная в 1962 г. «Вологодская свадьба» (имеет несколько редакций, публиковалась и как рассказ, и как повесть). «Вологодская свадьба» была осуждена в «Известиях», «Комсомольской правде», в журнале «Москва» и др.: «...безотрадна картина жизни деревни, которую рисует А. Яшин»; изображение жизни здесь «обернулось полной неправдой» (Октябрь. – 1963. –№ 4. – С. 203). Между тем многие вологжане позитивно откликнулись на это произведение, поэт А. Романов писал автору в начале 1963 г.: «Ваша «Свадьба» удивительно резко выявила многие характеры...» (Яшин А. Собр. соч.: В 3 т.- Т. 2.- С. 655). Тогда же автору писал Г. Троепольский: «Такое может написать только тот, кто очень любит человека... Чую я твою большую любовь к своему народу. И слышу правду. Все у тебя здесь – правда» (там же).

«Рычаги», «Вологодская свадьба», а также повесть Яшина «Сирота» (1962) знаменовали принципиальное углубление подхода автора к анализу реальной жизни, росли напряжение раздумий, неуспокоенность души, гражданская смелость. Как свидетельствовал Ф. Абрамов, «одно качество непременно присуще всему, что писал зрелый Яшин, – это исповедальная правдивость и искренность» (Новый мир. – 1973. – № 4.– С. 252). Яшин проявил себя и как мастер лирической прозы в повести «Угощаю рябиной» (1965), в циклах новелл «Вместе с Пришвиным», «Сладкий остров», «Маленькие рассказы». Как сказала о нем О. Фокина: «Не парижен и не книжек/Русский, сельский, свой, живой».

Яшин принимал активное участие в литературно-общественной жизни своего времени: «Под словами благодарности Александру Яковлевичу за поддержку и помощь в трудный час или нужный момент могли бы подписаться и Сергей Викулов, и Александр Романов, и Василий Белов, и Виктор Коротаев, и Олег Квашнин, и Николай Рубцов, и Сергей Чухин... Глава и староста вологодского литературного «цеха», он всем помогал дружелюбно и бескорыстно» (Земляки помнят: Александр Яшин в воспоминаниях северян. – С. 137). Не только писателей привечал он, к нему шли «литераторы и нелитераторы, молодые и старые. За советом и так просто – за добром» (Яшина Н. О моем отце // Север. – 1973. – № 4. – С. 84).

Александр Яшин (Александр Яковлевич Попов) родился в деревне Блудново Северо-Двинской губернии (ныне – Вологодской области) в бедной крестьянской семье, учился в школе-семилетке. «Я родился в северных лесах, среди охотников и звероловов, - писал он о себе. - Бездорожный край наш труден для жизни, но полон поэтического своеобразия и дремучей старины с ее былинами, сказками и бывальщинами…» Александр Яшин – это литературный псевдоним, который поэт взял в память об отце Якове Михайловиче, погибшем на фронте в первую мировую войну. Будущий поэт окончил педагогический техникум в Никольске, Вологодский педагогический институт, преподавал в сельской школе. Печататься он начал с 1928 года. Затем стал председателем Вологодского оргкомитета Союза советских писателей.

Впервые в Архангельске Александр Яшин побывал восемнадцатилетним юношей в 1931 году. Здесь он выступал на литературных вечерах вместе с местными писателями. Его стихотворение «Льнозавод», которое он прочитал на одном из таких вечеров, впервые было напечатано в 1931 году в журнале «Социалистический Север» в Архангельске (Спустя более четверти века, в 1957 году, Яшин включил это стихотворение в сборник своих избранных произведений). В 1932 году поэт переехал в Вологду, где работал литсотрудником газеты «Красный Север» и на радио.

В 1933 году А.Яшина направили в Архангельск, тогда столицу Северного края, для создания краевой писательской организации. Будучи членом редакционной коллегии журнала «Звезда Севера», поэт руководил самым крупным на Севере литературным кружком на лесозаводе №16-17, много писал сам. Его стихи печатались в архангельских газетах «Правда Севера» и «Северный комсомолец». При активном участии Яшина увидели свет литературные сборники «Шагает Север» и «Ударникам лесов», а в 1934 году в Архангельске вышел первый сборник стихов поэта «Песни Северу». В этом же году А.Я. Яшин принял участие во Всесоюзном конкурсе ЦК ВЛКСМ на лучшую военно-походную песню и получил премию за песню «Четыре брата».

Александр Яшин высоко ценил устное народное творчество. В середине тридцатых годов поэт обратился к северянам с призывом: «Собирайте колхозные частушки!» Эту инициативу поддержало Северное краевое отделение Союза советских писателей, сельские комсомольцы, газета «Колхозник Севера». Поэт часто посещал заводы, запани, лесопункты, выступал перед лесопильщиками, моряками, лесорубами, судоремонтниками. Многие стихи А.Яшина близки к народным песням и частушкам, расцвечены жемчужинами архангельского и вологодского разговорного языка. Задорные, жизнерадостные, эмоциональные, они тепло принимались слушателями. «Мы любим Александра Яшина, искренне радуемся его успехам…», - писала в то время газета «Северный комсомолец».

В 1935 году поэт поступил в Литературный институт им. М.Горького в Москве и переехал жить в столицу. Но творческие связи Александра Яшина с Архангельском не ослабли. Сюда он приезжал на каникулы, участвуя в творческих дискуссиях и публикуя свои произведения в архангельских газетах и альманахе «Север». По его инициативе в 1936 году был издан коллективный поэтический сборник «Беломорье». В 1938 году вышел сборник А.Яшина «Северянка», в лучших стихах которого («Вологда», «Мета» и др.) ощутимо благотворное влияние фольклора, привлекает смелая образность. «Северянка» - это книга лирических стихотворений, объединенных любовью поэта к родному Северу и его людям. С большим чувством он рассказывает о своеобразии северной природы и создает образ женщины-северянки.

В 1939 году в журнале «Октябрь» была опубликована поэма Яшина «Клад» (позднее автор назвал ее «Односельчане»), в которой рассказывается о борьбе советских людей против белогвардейцев и интервентов на Севере в 1918-1920 годах. В этом же году в газете «Северный комсомолец» впервые увидело свет стихотворение поэта «Пуговка»:

Ночь над Архангельском. Вдалеке

Грохот вагонных колес на стыках,

Лесозаводы – гудок на гудке,

Биржи и пристани – крик на крике.

В 1941 году А.Яшин стал членом ВКП (б), политработником и журналистом. В этом же году он ушел добровольцем на фронт. Был редактором военных газет, участвовал в освобождении Крыма, получил ранение. Во время войны поэт продолжал писать стихи, которые вошли в книги «На Балтике было», «Город гнева», «Земля богатырей», «Красная горка» и др. В 1944 году, демобилизовавшись из-за тяжелой болезни, А.Яшин возвратился в Блудново, а затем – в Москву.

После окончания войны Александр Яшин снова посетил Архангельск и в первом послевоенном альманахе «Север» опубликовал свои стихи «Клятва», «Не умру», «Люблю». В 1947 году поэт жил в Архангельске несколько месяцев, работая над сборником «Стихотворения и поэмы». Эта одиннадцатая книга Яшина увидела свет в марте 1948 года.

Как житель Севера, царства хвойных и лиственных лесов, Яшин «любил все живое», любил жизнь. И родной Север одарил поэта всем, чем мог. Александр Яшин много ездил по стране: Север, Сибирь, Поволжье. Впечатления от увиденного отразились в книгах стихов «Земляки» (1951) и «Советский человек» (1949). В 1949 году поэт опубликовал поэму «Алена Фомина», которая была удостоена Государственной премии СССР. «Для того, чтобы окончить работу над поэмой «Алена Фомина», мне в 1948 году пришлось в течение пяти месяцев ездить по колхозам Вологодской и Архангельской областей, - писал Александр Яковлевич в своей автобиографии. – Материал был собран интереснейший…»

Шли годы, но писателю по-прежнему был дорог Север. Он привлекал его своей природой – далями, зорями, реками, сказочными чащобами. «Нет нигде людей такой души и прямоты и силы, и девушек таких вот, строгих, милых, как здесь…», - говорил он. Размышляя о северной деревне, поэт особенно мучился из-за того, что нравственные принципы жителей сельского мира перестали быть его, поэта, принципами, что на какое-то время он забыл завет матери-старухи: «Живи по чести, с совестью в согласии!»

В начале 1950-х гг. Александр Яшин начал работать над прозой. Его рассказ «Рычаги» стал одним из первых ростков так называемой «деревенской прозы»: правдивой, острой, бескомпромиссной. В 1962 году появилась повесть «Сирота», в 1965 – рассказ-эссе «Угощаю рябиной». В декабре 1962 года в «Новом мире» была опубликована повесть Яшина «Вологодская свадьба», а в январе 1963 года в «Неве» вышел очерк Ф.Абрамова «Вокруг да около». Оба произведения вызвали камнепад разгромных статей. Для Яшина наступила полоса вынужденного молчания. В пору «ожесточенности и злой ясности ума во взгляде на текущие политические события» (так Яшин характеризовал свое настроение 60-х гг.) он все больше ценил природу, простые человеческие отношения. В его прозе преобладало лирическое начало.

Своей литературной родиной Яшин всегда считал Архангельск. Он приехал сюда вновь в 1965 году – опереться, вдохнуть студеного воздуха. Во время встречи с архангелогородцами поэт читал свои стихи. Читал тихо, просто, но его слово достигало самых глубин души. Борис Пономарев писал о встрече с поэтом так: «От нахлынувших воспоминаний Александр Яковлевич заметно растрогался и, думая о чем-то своем личном, сказал, глядя на Северную Двину: «Наверное, уж больше здесь не бывать».

А.Яшин был знаком с северным поэтом Н.Рубцовым, переписывался с ним и даже помог ему восстановиться в Литературном институте, когда Рубцова исключили из числа студентов. Александр Яковлевич дал ему отличную характеристику, порекомендовав включить Рубцова в члены Союза советских писателей в феврале 1967 года. В книге Северо-Западного издательства «Земляки помнят. Яшин в воспоминаниях северян» каждый из авторов с любовью и болью вспоминает десятки случаев, когда Яшин помог, поддержал, подставил плечо, принял удар на себя…

Тяжелая болезнь (туберкулез) помешала Яшину завершить многочисленные начатые им произведения, в том числе роман («или целую эпопею», как мечталось автору) «Для кого строился дом» - драматическую историю крестьянской семьи. Скончался А.Я. Яшин 11 июля 1968 года в Москве, а похоронен в Вологодской области, на своей родине. В Архангельске стихи поэта издавались и при жизни, и после его смерти.