Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся…. «С поляны коршун поднялся…» Ф

Ф. И. Тютчев известен не только как поэт, но и как философ. В своих стихотворениях русский мыслитель не раз обращается к теме величия природы и ничтожества человека. Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» можно прочесть в этой статье. Именно в нем поэту особенно глубоко удалось постичь данное противоречие.

История создания стихотворения

Произведение написано Тютчевым в 1835 году. Главным делом его жизни была политика, он писал статьи на злободневные темы. В 1835 г. он только начинает карьеру дипломата и служит в городе Мюнхен (Германия). Здесь происходит знаменательное событие в жизни поэта - знакомство с великими Гете и Шиллером.

С этого момента Тютчев начинает по-философски относиться к жизни. Без понимания этого полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» невозможен. Поэт зреет как новая личность и пишет новое стихотворение.

Композиция стихотворения и его ритмика

В произведении поэтом нарисована картина полета коршуна. Строки льются свободно и спокойно, как бы передавая картину полета вольной птицы. Автор делит стих на две строфы, звучащие по-разному.

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» позволяет заметить, что первая строфа звучит плавно. Можно сказать, что звучание повествовательно. Длинные слова здесь создают пиррихии, что помогает передать величие птицы. Чтение возможно почти без пауз. Ключевым словом строфы можно назвать глагол «ушел». Он придает картине законченность.

Вторая строфа реальный мир не изображает. Здесь лирический герой размышляет о непохожести человека и птицы. Внимание заостряется на мощных крыльях коршуна, затем коршун скрывается. Финальные строки звучат с печалью, герой сожалеет о том, что лишен крыльев.

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся»: тематика

Произведение Ф. И. Тютчева - это размышление лирического героя о возможностях людей. Если человек - царь земли, то почему же ему недоступно небо? Последняя строка говорит о жгучем желании человека покорить небо.

Мысль хочет постичь неизведанное, но ей не дано выйти за пределы «земного круга». Именно поэтому так горьки думы героя, ведь он «прирос к земле» и должен трудиться здесь, внизу, чтобы прокормить себя и семью. А коршуну доступно бескрайнее и чистое небо!

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся»: языковые средства

Главная особенность произведения - использование автором архаических слов. Форма «к земли» подчеркивает человеческую слабость по отношению к природе. Форма «дале» делает текст приподнятым, приближает его к высокому стилю. Глаголы в стихотворении помогают передать динамику картины, ее живость. «Природа-мать» - это намек на связь коршуна-сына и его матери. Все это позволяет повести анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся». Эпитетами здесь можно назвать описания крыльев - они мощные и живые.

В стихотворении можно увидеть созвучия со сделанным Ф. И. Тютчевым переводом фаустовского монолога «У ворот». Там речь идет о присущем человеку стремлении смотреть ввысь и вдаль. Пробуждение этого чувства Гете связал именно с птицами: звенящим жаворонком, парящим орлом и журавлем, любящим Родину.

Своим философским стихотворением автор пытается сказать читателю то, что несмотря на все желания - его доля - это жизнь на земле. Пусть пыльной, но родной, приносящей хлеб. Небо - для птиц, а для человека это непостижимая стихия. И не надо желать большего, остается понять простые истины - человек является царем на земле, а коршун в небесах.

По этой причине в душе поэта живет легкая грусть. Он знает, что от суматохи будничных дней, сложной политической обстановки и лжи в жизни избавиться тяжело, скорее невозможно. Но он не хочет мириться с ситуацией, поэтому и написал такое противоречивое произведение.

Написал стихотворение «С поляны коршун поднялся» в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, кратким, афористичным.

Главная тема стихотворения - отношение человека к природе, к свободе, воле, к себе, к своему предназначению на земле. Мы наблюдаем острую, болезненную зависть человека к птице как к живому произведению природы. Зависть эта не чёрная, она благородная и искренняя. В ней слышится восхищение свободным полётом коршуна, его независимостью и безразличием к земным заботам. Коршун поднимается с поляны гордо и равнодушно, небо влечёт его инстинктивно. Тютчев стихотворением хотел донести до читателя никчёмность чрезмерной человеческой суетливости. Оказывается, сила живущего - в смелом прыжке, во взмывании вверх, в преодолении условностей и помех. У поэта коршун не просто птица, а птица - высокого полёта. Тютчев между строчками призывает людей жить свободно, широко, в гармонии с собой, с совестью и миром, который даёт человеку многолетний приют.

Сюжетную линию стихотворения можно разбить на событийные отрезки:

  1. Поляна. На ней сидит коршун.
  2. Коршун медленно отрывается от поляны. Взмахи крыльев его пока медлительны и грациозны.
  3. Птица мгновенно набирает обороты. Взвивается в небо, как стрела.
  4. Коршун летит всё выше, становится точкой и исчезает в облаках.
  5. Автор размышляет о том, что природа благосклонно когда-то подарила коршуну отличное средство для полёта - сильные, быстрые крылья.
  6. Автор разочарованно сетует о жизни человека на земле. Он не понимает, почему царь земли - человек прирос к ней мёртво и трудится на её благо в суровых жизненных условиях. И почему простая птица так счастлива в своём поднебесье.

Чтобы определить размер стихотворения, нужно разбить строчки на слоги:

спо-ля-ны-кор-шун-под-нял-ся
вы-со-ко-кне-бу-он-взвил-ся
всё-вы-ше-да-ле-вьет-ся-он
и-вот-у-шел-за-не-боск-лон
при-ро-да-мать-е-му-да-ла
два-мощ-ных-два-жи-вых-кры-ла
а-я-здесь-впо-те-ив-пы-ли
я-царь-зем-ли-при-рос-кзем-ли!

Ударение падает на 2, 4 и 8 слоги. Слоги чётные. Вывод: это ямб с конечным пиррихием . Стихотворение состоит из двух четырёхстрочных строф. В первой строфе - наблюдение за полётом коршуна. Во второй - размышление автора о несправедливом решении матушки-природы. Рифма - смежная (рифмуются соседние строчки: 1 и 2-ая; 3 и 4-ая), мужская (рифмуются последние ударные слоги).

В стихотворении есть эпитет «живые крыла» (энергичные, здоровые); олицетворения - «коршун взвился, вьётся» , «ушёл за небосклон» , «природа-мать дала» , «прирос к земли» ; устойчивые метафоры - «природа-мать» , «царь земли» .

Образ лирического героя - образ человека, стремящегося к независимости и свободе. В образе коршуна собрано представление о вольной, беспечной жизни. Воля и свобода сравнивается с небом, с полётом, с личным, неприкосновенным пространством, с правом выбора жизненной территории.

В поэтической направленности стихотворении «С поляны коршун поднялся» прослеживаются и признаки европейского романтизма , и ноты чисто русского лиризма. Один из самых ярких литературных критиков 20 столетия Юрий Тынянов считал, что почти все стихи Тютчева - это «сжатые оды». Сложно назвать разбираемое стихотворение одой, даже сжатой. Но что-то героическое в нём всё-таки есть. Лучше всего отнести его к элегии, так оно проникнуто грустью и лёгкой печалью.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

„С ПОЛЯНЫ КОРШУН ПОДНЯЛСЯ...”
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873 г.)
Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев

НАГОРЕ ЯСТРЕБ ПОЛЕТЯ

Нагоре ястреб полетя,
в небето, ето, изсвистя,
все по-високо в студ и зной
зад хоризонта мина той!

Природна волна бе стрела
с две мощни, живи две крила,
а аз – цар земен – в пот и прах
съм сраснат със земята, ах!

Ударения
НАГОРЕ ЯСТРЕБ ПОЛЕТЯ

Наго́ре я́стреб полетя́,
в небе́то, е́то, изсвистя́,
все по-висо́ко в сту́д и зно́й
зад хоризо́нта ми́на то́й!

Приро́дна во́лна бе стрела́
с две мо́штни, жи́ви две́ крила́,
а а́з – цар зе́мен – в по́т и пра́х
съм сра́снат със земя́та, а́х!

Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев

Фёдор Тютчев
С ПОЛЯНЫ КОРШУН ПОДНЯЛСЯ...

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он –
И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла –
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

---------------
Руският поет, публицист и преводач Фьодор Тютчев (Фёдор Иванович Тютчев) е роден на 23 ноември/5 декември 1803 г. в с. Овстуг, Орловска губерния, близо до Брянск. Първите му публикации са от 1818 г. Член е на Обществото на любителите на руската словесност (1819 г.). Публикува стихове в издания като „Современник”, „Русское слово”, „Русский архив” и др. Завършва филология в Московския университет (1821 г.). През 1822 г. получава назначение в руското посолство в Мюнхен и до 1844 г. е на работа в дипломатическите мисии на Русия в Германия и Италия. Превежда творби на Хораций, Хайне и др. Действителен статски съветник (1857 г.), член-кореспондент на Петербургската академия на науките (1857 г.), таен съветник (1865 г.). От 1858 до 1873 г. е председател на Комитета за чуждестранна цензура. Има философска, символична и лирическа поезия, голяма популярност добиват стиховете му от „Денисьевский цикл”. В статиите си застъпва широко теми, свързани с панславизма. Автор е на стихосбирките „Стихотворения” (1854 г.) и „Стихотворения” (1868 г.), след смъртта му излизат десетки издания с негови стихове и политически статии, сред които „Стихотворения и политические статьи” (1886 г.), „Полное собрание сочинений” (1913 г.), „Тютчевиана. Эпиграммы, афоризмы и остроты Ф. И. Тютчева” (1922 г.) и др. Умира на 15/27 юли 1873 г. в Царско село, Санктпетербургска губерния.

Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Та же мысль о всеобщем законе природы, о единстве и гармонии в ней, только выраженная более остро и прямо отнесённая к человеку, свойственна и этому стихотворению, одному из самых глубоких в лирике поэта.

Коршун легко и свободно стремит свой полёт к небу. Он поднялся так высоко, что его уже не видно - «ушёл за небосклон». А человек, который тоже бы хотел взлететь и устремиться ввысь, не может, хотя он и «царь земли», этого сделать, потому что природа не дала ему крыльев.

Мысль Тютчева связана не только с физическими, природными возможностями коршуна и человека. Тютчев с горечью пишет о том, что человек не может слиться с природой. Кроме того, небо в поэзии означает высокий идеал, которого человек хочет достигнуть. Коршун без усилий поднимается высоко, а человек, даже наделённый крылатой мыслью, остаётся приросшим к земле, и идеал оказывается для него недосягаемым. В других стихотворениях поэт напишет и о торжестве мысли, способной унести человека за край земной, в область желанного идеала.

    С поляны коршун поднялся,
    Высоко к небу он взвился;
    Всё выше, дале вьётся он
    И вот ушёл за небосклон.

    Природа-мать ему дала
    Два мощных, два живых крыла -
    А я здесь в поте и в пыли,
    Я, царь земли, прирос к земли!..

Вопросы и задания

  1. Как вы считаете, прочитанное вами стихотворение - пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
  2. Как вы думаете, почему в последней строке стихотворения Тютчев употребляет торжественную, устаревшую форму «к земли» вместо современной, употребляемой в разговорной речи формы «к земле»?

    С каким настроением (торжественным, грустным, радостным) вы будете читать стихотворение вслух? Если настроение будет меняться по мере чтения, то как?

В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Федора Тютчева. Многие поэтические тексты этого автора являются небольшими по объему, но весьма содержательными, поэтому проведение их анализа может вызвать ряд затруднений. Школьники могут попросту не понимать, о чем писать объемное сочинение, когда сам текст включает в себя всего 8 строчек. Но выход из данной ситуации есть. Рассмотрим в качестве примера анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева по плану.

План

Прежде всего, поэтический текст следует выразительно прочесть. Лучше всего, если это сделает преподаватель на уроке, однако, если такой возможности нет, то можно прочитать стихотворение самостоятельно. Чтение вслух поможет осознать настроение текста, понять мысли и чувства автора.

Для анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» лучше всего придерживаться такого плана:

  1. Краткая информация об авторе, история создания текста.
  2. О чем говорится в лирическом тексте.
  3. Основное настроение. Какие чувства передает поэт через стихотворные строки?
  4. Какие выразительные средства используются для передачи настроение? Привести их примеры, отметить наиболее интересные и необычные.
  5. Какова тема поэтического текста? В чем состоит его идея (основная мысль)?
  6. Описать собственные чувства, которые вызывает поэтический текст.

Этот план поможет всесторонне проанализировать произведение, понять его идею, разобраться с тем, что хотел донести до своих читателей автор. Используя его, мы далее проведем анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся».

Краткая информация об авторе и произведении

Чтобы лучше понять идею и настроение текста, следует разобраться в том, какие именно жизненные обстоятельства побудили писателя его написать. Так, при проведении краткого анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует упомянуть, что Тютчев в этот период совершал по долгу службы поездки во Францию и Германию, искренне восхищался Мюнхеном, но при этом тосковал об оставленной родине. Поэт не мог разобраться, почему на душе его тяжело, чего именно не хватает ему для счастья. Эти размышления и вылились в поэтический текст, написанный в 1835 году.

Следующий шаг анализа стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» - определение того, о чем говорится в тексте. Лирический герой видит полет горделивой птицы, которую сама природа превознесла над привязанными к земле людьми. Коршун может улететь, а человек - нет. Герой невольно задумывается о том, что человек не так уж велик и могущественен, каким хотел бы себя считать. В противостоянии человека и природы победа остается за последней.

Основное настроение

Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть по отношению к свободной птице. Полет коршуна символизирует для поэта подлинную свободу от проблем, гнетущих человека. Сам текст одновременно дышит и радостью, ведь лирический герой наблюдает подлинно прекрасное явление, и грустью, поскольку улететь ввысь за горделивой птицей он не сможет.

Коршун стремится в небо, в прекрасную и опасную даль, а «царь земли», как Тютчев иронично называет человека, вынужден оставаться на пыльной земле. Говоря так, автор сожалеет о природной ограниченности людей, которые не смогут покорить небо. Поэтому в тексте звучат нотки грусти и тоски.

Выразительные средства

Продолжить анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует определением изобразительно-выразительных средств, которые помогают поэту облечь свою мысль в прекрасную запоминающуюся форму.

  • Первая и вторая строки рифмуются.
  • Третья и четвертая - тоже.

Размер стиха, который использует Тютчев, - четырехстопный ямб, любимый еще одним великим русским поэтом - Пушкиным.

Поэт использует параллелизм: если первая строфа показывает читателю полет коршуна, то во второй событий и описаний нет, присутствуют только горестные размышления лирического героя о бренности земного существования. Подобный принцип параллелизма довольно широко используется в творчестве Тютчева.

Средства выразительности используются редко, но каждое из них имеет особое значение:

  • «Живые» (крылья) - эпитет. Передает особое настроение глубинной свободы, которое присуще птице, но которого недостает герою.
  • Олицетворения «ушел за небосклон», «взвился» Тютчев использует, говоря о коршуне и подчеркивая свое восхищение этой птицей, а также силой природы, в ней воплощенной.
  • Метафоры «природа-мать», «царь земли» являются клише, но если первая передает восторг поэта, то вторую метафору он использует явно с иронией.

Таким образом, использование приемов выразительности позволило Тютчеву выразить в образе птицы свое представление о вольной и свободной душе, которая наслаждается полетом над пыльной землей. Так и человек, по мнению поэта, жаждет воли, но не достигнет ее.

Тема и основная мысль

Теперь начинается самый сложный, но интересный этап анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся». Необходимо определить его тему и идею.

Тема - полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея - это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет. Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

Завершение анализа

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева кратко следует завершить подведением итогов и самостоятельными выводами.

Очень важно отметить, что, будучи за границей, Тютчев мог сравнить то, как живут европейцы, и то, как вынуждены жить его соотечественники, и эта разница не могла не поразить его. В России тех времен свобода слова и мысли очень жестоко каралась.

Несмотря на это, будучи истинным патриотом, поэт не стремился остаться на вольном Западе, напротив, всей душой он рвался на родину, хотя, вероятнее всего, порой и сам не понимал, зачем. Его стихотворение дышит грустью и печалью, но отчаяния и ощущение безысходности в нем нет, тоска лирического героя по свободе легка и возвышенна.

Таков пример анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» по заранее определенному плану.