Человек и его способности что. Что такое способности

Человеку от рождения дается некий потенциал, набор качеств, развивая которые можно добиться успеха и самореализации – так можно ответить на вопрос: что такое способности. Иногда людям сложно понять к чему у них склонности, в чем они могли бы преуспеть, тогда поиски себя затягиваются на годы.

Способности человека

Задатки и способности являются психологическими свойствами личности, без которых человек не сможет осуществлять успешную деятельность и реализовать себя. Способности – это не только знания и навыки, но и те психические процессы, проявляющиеся в глубине, прочности овладения знаниями и умении пользоваться ими. Условиями развития способностей являются природные задатки личности.

Какие бывают способности?

Существует несколько классификаций способностей по их развитию, специализации, направленности. В целом, виды способностей человека можно разделить на 2 группы:

  1. Естественные – биологически обусловлены, развиваются из определенных природных задатков и склонностей (творческие, музыкальные).
  2. Специфические – формируются через взаимодействие с социумом (учебные, коммуникативные, интеллектуальные).

Творческие способности

Творчество – неотъемлемая часть жизни человека, без которой интеллектуальное и духовное развитие не развернулись в полной мере. Развитие творческих способностей важно начинать с самого раннего возраста. Дж. Гилфорд – американский психолог провел несколько исследований, в ходе которых выявилось, что личности с высоким творческим потенциалом обладают дивергентным мышлением, проявляют себя следующим образом:

  • при возникновении проблем не фиксируются на каком-то одном решении или выходе, а в уме возникает «веер» вариантов;
  • способны к комбинированию уже известных элементов, предметов и использованию их в необычном образе, качестве и действие, тогда как остальные люди используют предметы традиционным способом;
  • проводят параллели и видят связи между разными дисциплинами;
  • новые знания умеют встраивать в имеющийся опыт;
  • свободно генерируют идеи.

Коммуникативные способности

Классификация способностей, необходимых к развитию как важных и первостепенных включает в себя коммуникативные способности – навыки и умения эффективного взаимодействия между людьми с помощью слов, мимики, жестов. Без навыков коммуникации сложно добиться успеха во многих профессиях. Коммуникативные способности подразделяются на несколько видов:

  1. Аффективно-коммуникативные – к ним относиться способность к эмпатии, чувствование эмоционального состояния других людей и правильное реагирование. Проявление уважения.
  2. Регуляционно-коммуникативные – стремление и способность к избеганию конфликтных ситуаций, а при возникновении их умение «разрулить». Этот вид способностей отвечает за адекватное оценивание ситуации и умение просить помощь и самому помогать людям, оказавшимся в сложных ситуациях.
  3. Информационно-коммуникативные – навыки поддержания беседы, привлечения внимания собеседника, умение доносить информацию до других используя вербальные и невербальные средства общения.

Умственные способности

Умственные или интеллектуальные способности тесно связаны с интеллектом человека и относятся к когнитивных процессам, характеризуются стремлением человека к познанию, гибкой адаптации в неожиданно возникших ситуациях, умению решать жизненные задачи различной сложности, ставить цели и достигать их. К умственным способностям относятся:

  • мышление;
  • воображение;
  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Для измерения интеллектуальных способностей существует много тестов, выявления IQ, отражающие скорость и некоторые параметры мышления, но в целом ни один тест не может полностью измерить весь потенциал умственных способностей, потому как все индивидуально: у кого-то способность быстро решать математические задачи, у другого литературный талант или иностранные языки даются очень легко. Развитие интеллектуальных способностей помогает человеку долго оставаться деятельным и продуктивным, отодвигая старость. Занятия, помогающие развивать ум:

  • любой вид рукоделия;
  • наличие хобби;
  • изучение иностранных языков;
  • решение задач на логику;
  • анализ и критика поступающей информации;
  • умеренная физическая нагрузка, которая приносит удовольствие;
  • чтение познавательной литературы.

Музыкальные способности

Что такое музыкальные способности, даются ли они от рождения и если нет, можно ли их развивать? Людей обладающих от рождения способностями к музыке называют музыкально-одаренными, или с талантом музыканта, они обладают задатками: особенности в строении гортани, кистей рук, чувствительность слухового анализатора, эмоциональная реактивность, также есть те, кто обладают музыкальностью и таких людей больше. Музыкальность можно развивать.

Виды способностей в психологии, относящиеся к музыкальным по классификации В. Остроменского можно разделить на:

  • эмоционально-познавательные (ладовое чувство – любовь и интерес к музыке, способность выразить себя через музыку с помощью движения, пения или сочинения;
  • рационально-познавательные (основы построения музыки, волевые качества, владение исполнительными средствами);
  • специальные (способности к какому-либо виду инструмента, жанру, исполнению или сочинению музыки).

Ораторские способности

Психологическое понятие о способностях к ораторскому мастерству заключается в наличии природных или естественных задатках к красноречию – эмоциональному и чувственному выражению через слова. Ораторские способности доведенные до мастерства, оказывают очень сильное влияние на людей. Успешный оратор – это лидер, сильная, харизматичная личность, которая с помощью слова может вести за собой массы. Потребность в развитии ораторских способностей возникает у людей имеющих что сказать и испытывающих сильное желание выразить это людям, быть услышанным.

Развитие ораторских способностей – это многогранный процесс, включающий в себя

  • развитие харизмы;
  • определенных психологических качеств (успешность, вера в себя, высокая самооценка, психическая устойчивость);
  • работа с речью (упражнения для голосовых связок, дикции);
  • дыхательные техники.

Организаторские способности

В современном мире люди с высокой самоорганизацией и умением руководить очень ценны – управленческий процесс это сложный механизм, необходимый для успешности организации. Организационные способности проявляются в детстве, когда ребенок стремиться к самостоятельности, проявляет себя как лидер, в школе такие дети не боятся брать на себя ответственность, участвуют в различных социальных мероприятиях, становятся старостами. Что такое способности к организации в действии:

  • грамотное планирование собственной деятельности;
  • умение правильно ставить цели и задачи для себя и сотрудников;
  • делегирование полномочий;
  • быстрое ориентирование в сложных ситуациях и принятие решения;
  • создание согласованного структурированного процесса из хаоса (координационные способности)

Как развиваются способности человека?

Разные виды способностей человека надо развивать с детства. Ребенок приходит с определенного рода задатками и главная цель родителей увидеть к чему склонен их малыш и помочь развить его потенциал. В дальнейшем, образовательная среда тоже способствует раскрытию одаренности, талантов ребенка – это напрямую зависит от умения преподавателя раскрыть свой предмет для учеников и увидеть среди них имеющих задатки к этому предмету, затем обсудить это с родителями.

Уровни развития способностей

Психологи выделяют следующие уровни развития способностей человека:

  1. Начальный (первичный) – с рождения до 6 лет. Развитие органических структур мозга, отвечающих за конкретные способности. Получение информации из внешнего мира способствует подготовке «почвы» или формированию «зон способностей» в мозге.
  2. Вторичный – начинается со школьного возраста. Развиваются специальные способности, связанные с предметной школьной деятельностью. Творчество – одно из самых важных пусковых механизмов для развития способностей. Развитие идет от малого, затем постепенно задачи усложняются. Если перед ребенком сразу начинать ставить сложные задачи, даже в той деятельности, где его способности развиваются, может привести к остановке развития из-за страха ошибки, провала.

Необычные способности человека

Люди с необычными способностями существовали всегда и в древние века могли отправиться на костер святой инквизиции, как ведьмы и колдуны. Природа любит разнообразие, поэтому наделяет каждого человека чем-то особенным, часто, когда ребенок рождается слепым или глухонемым, отнимая одно, природа дает другой дар, например – эхолокацию, которая присуща в основном животным, и помогает ориентироваться в окружающем пространстве, чувствовать и «видеть» звуки. Другие необычные способности человека:

  • савантизм – «островок гениальности», часто у людей аутистов представлен в виде феноменальной памяти;
  • гипертимезия – человек помнит все, что он увидел, услышал до мельчайших подробностей;
  • магниторецепция – люди с природным GPS-навигатором, ориентируются в магнитном поле Земли, происходит это благодаря наличию в организме особого белка криптохрома;
  • экстрасенсорные – не поддающиеся объяснению наукой, способности относящиеся к эзотерике.

Лекция: Способности человека

Общая характеристика способностей человека

Обычно под способностями понимают та­кие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких деятельностей . Однако термин «спо­собности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями пони­мают совокупность всевозможных психических процессов и состояний . Это наи­более широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии ХVIII-ХIХ вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое при­обретение, закрепление и эффективное использование на практике .

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его раз­витие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов.Он выделил следую­щие три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные осо­бенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения ка­кой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности можно классифицировать на:

    Природные (или естественные) способности , в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей (например, такими элементарными спо­собностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуни­кации);

    Специфические человеческие способности , имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

А) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные , определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.).

Б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

В) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие , связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений;

Г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней раз­вития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное ос­нование, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную осно­ву развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут вы­ступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей.

Следует отметить, что врожденные анатомо-физиологические особенно­сти строения мозга, органов чувств и движения, или врожденные задатки, и опре­деляют природную основу индивидуальных различий между людьми. По мнению И. П. Павлова, основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных сис­тем. Исходя из данных критериев, можно выделить три типологические группы людей: художественный тип (преобладание первой сигнальной системы), мысли­тельный тип (преобладание второй сигнальной системы) и средний тип (равное представительство).

Выделенные Павловым типологические группы предполагают у представите­лей той или иной группы присутствие различных врожденных задатков. Так, ос­новные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыс­лителя» - дробление ее на отдельные части; в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» более характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются по­вышенной эмоциональностью, а для представителей мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не озна­чает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существен­ной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппа­рата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строе­ние мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с му­зыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следователь­но, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его инди­видуального развития.

Таким образом, развитие задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в об­ществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания .

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут разви­ваться различные способности в зависимости от характера требований, предъяв­ляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т. д. Вместе с тем нельзя счи­тать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Так, особенности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях, которые требуют особого уровня развития данного анализатора.

Следующий уровень развития – это способности. Это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности в значитель­ной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности че­ловека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для разви­тия способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как прави­ло, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в кон­кретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступа­ют косвенным показателем характера социальных условий, в которых развивают­ся способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обес­печивает превращение их в актуальные.

Необходимо отметить, что никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей. Одной лишь наблюдательно­сти, как бы она ни была совершенна, недостаточно, чтобы стать хорошим писате­лем. Для писателя первостепенное значение имеют наблюдательность, образная память, ряд качеств мышления, способности, связанные с письменной речью, спо­собность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.

С другой стороны, структура любой конкретной способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности. Например, изучая математические способности, В. А. Крутец-кий установил, что для успешного выполнения математической деятельности не­обходимо:

1) активное, положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

2) ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоя­тельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интел­лектуальные чувства;

3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психи­ческих состояний;

4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;

5) отвечающие требованиям данной деятельности индивидуально-психологи­ческие особенности в сенсорной и умственной сферах.

При этом первые четыре категории перечисленных свойств следует рассмат­ривать как общие свойства, необходимые для всякой деятельности, а не считать их компонентами способностей, так как иначе компонентами способностей долж­ны считаться интересы и склонности, черты характера, психические состояния, а также умения и навыки.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одарен­ностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не толь­ко наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходи­мыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одарен­ность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Ода­ренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной дея­тельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере бу­дут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным обра­зом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на ма­тематике, другие - на истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Следует отметить, что в структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомога­тельными. Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора - чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма, а также сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память и т. д. К вспомогатель­ным же качествам можно отнести свойства художественного воображения, эмо­циональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.

Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей - это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомо­гательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетани­ем качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятель­ность, компенсируя недостатки.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодно­сти человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способно­сти, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недоста­ток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля дея­тельности, либо через другую, более развитую способность. Возможность широ­кой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного вы­полнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостаю­щая способность может быть в очень широких пределах компенсирована други­ми, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает воз­можность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их разви­тия, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следу­ет, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навы­ков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство - это когда "что" и "как" приходят одновременно», - подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее ре­шения.

Следующий уровень развития способностей человека - талант. Слово «та­лант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «за­рыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельно­сти . Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкрет­ных задач, которые стоят перед данным обществом.

Следует отметить, что талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразви­тая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихсяталантовможно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память - это лишь один из факто­ров, от которых зависит ее успешность.Но результаты не будут достигнуты безгибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениаль­ности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 че­ловек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, до­бившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоно­сов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астро­номии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные каче­ства гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявля­ются ярче.

В жизни мы хорошо представляем себе, что такое способности. Когда, например, мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия, добиваются различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», предполагая, что различия в достижениях этих людей можно объяснить разницей в их способностях. Это же понятие используется тогда, когда необходимо определить, в силу чего одни люди обучаются быстрее и достигают в учении лучших результатов, чем другие. Вообще, во всех случаях жизни, когда мы сталкиваемся с различиями в достижениях или успехах людей, которые не объяснимы ссылками на объективные внешние обстоятельства, мы ищем источник этих различий внутри человека, в его способностях.

Понимание способностей, характерное для современной психологии, сложилось далеко не сразу. В разные исторические эпохи и периоды развития психологии как науки под способностями ученые понимали разные вещи. В древности словосочетание «способности души» содержало в себе указание на всевозможные свойства, которые приписывались душе. Поскольку она считалась источником всякого рода движений и изменений, наблюдаемых в мире, в том числе действий людей и животных, то все это находило объяснение в широко понимаемых «способностях души», которые практически отождествлялись со всеми психологическими свойствами. Позднее, когда были выявлены различия между отдельными душевными (психическими) явлениями и предложена их классификация, слово «способности» закрепилось только за одной из групп явлений - за теми, от которых, по предположению, непосредственно зависят успехи людей в разных видах человеческой деятельности. Такое понимание способностей сложилось к XVI в. н.э. и нашло отражение в известном труде испанского врача X. Уарте, посвященном способностям.

В это время способности практически всеми учеными еще рассматривались как врожденные, и поэтому различия между задатками и способностями не обсуждались. С XVII века благодаря классическим трудам английских философов-материалистов Д. Локка, Д. Беркли и других многими учеными была позитивно воспринята идея об отсутствии у человека врожденных способностей или мысль о том, что все люди с рождения равны, а их индивидуальные различия, в том числе по способностям, зависят только от условий жизни и практики их обучения и воспитания.

Сторонники старой идеи о врожденности способностей человека сразу не сдались, они продолжали активно отстаивать свою, привычную точку зрения и приводили в ее пользу весомые аргументы. Не менее убедительными они оказались и у оппонентов, защитников приобретенности человеческих способностей. В результате началась многовековая дискуссия, которая не завершилась и в наши дни.

В XIX веке участникам этой дискуссии удалось прийти к частичному согласию, своеобразному компромиссу, суть которого заключалась в признании существования у человека наряду со способностями также и задатков или врожденных предпосылок к их формированию и развитию. Обе спорящие стороны сошлись во мнении, что задатки в отличие от способностей могут быть врожденными, хотя в вопросе о том, насколько складывающиеся в процессе жизни способности человека зависят именно от задатков, их мнения по-прежнему расходились.

Один из ключевых вопросом темы способностей заключается в их точном научном определении и отличиях от других психологических свойств человека. На этот вопрос в наши дни одновременно просто и сложно ответить. Просто - потому, что не только ученые, но и все люди хорошо понимают, что имеется в виду, когда говорят о способностях и, как правило, не путают их с другими психологическими свойствами человека. Сложно ответить на этот вопрос по той причине, что в области психологического изучения способностей, как и во многих других сферах научных исследований, до сих пор не существует полного, точного и однозначного определения способностей - такого, которое бы соответствовало всем нашим знаниям о способностях человека. Тем не менее понятию «способности» в психологии «повезло» больше, чем другим научным понятиям. В их определениях проявилось больше взаимопонимания и меньше разногласий между учеными, чем в определениях многих других психических явлений. Если собрать и в обобщенном виде представить разные определения способностей, встречающиеся в научной литературе, то они выглядят следующим образом.

  • 1. Способности - это познавательные процессы человека и все свойства его личности, от которых могут зависеть успехи в различных видах деятельности.
  • 2. Способности - это психологические свойства, которые занимают промежуточное положение между другими психическими явлениями, одновременно выступая и как процессы, связанные с получением и обработкой информации, и как свойства, благодаря которым человек успешно справляется с решением разнообразных задач.
  • 3. Способности - это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков человека.
  • 4. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет скорость и качество их приобретения.
  • 5. Способности - то, что делает человека пригодным к выполнению какой-либо деятельности.

В отечественной литературе большинством авторов оказалось принятым и признанным определение способностей, предложенное Б.М. Тепловым. Он определил способности человека как устойчивые психологические свойства, которыми люди отличаются друг от друга и от которых зависят их успехи в разных видах деятельности. По мнению Б.М. Теплова, в научное представление о способностях должны быть заложены три основные идеи. «Во-первых, - писал ученый, - под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие „способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» .

Раскрывая и уточняя содержание предложенного им определения способностей, Б.М. Теплов подчеркивал, что их необходимо отличать от задатков, что способности нельзя сводить к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Задатки - это только предпосылки к формированию и развитию способностей. Они, кроме того, являются врожденными, в то время как способности выступают как приобретенные. Для того чтобы имеющиеся у человека задатки превратились в высокоразвитые способности, необходимо провести сложную, длительную и трудоемкую работу по их определению и развитию. Кроме того, мы далее убедимся в том, что между способностями и задатками человека не существует простой и однозначной зависимости.

Существуют определенные отличия способностей человека и от его знаний, умений и навыков. Эти отличия заключаются в следующем.

При наличии способностей и недостатке знаний, умений и навыков человек может приобрести нужные знания, умения и навыки и успешно справиться с деятельностью, для которой они необходимы. При отсутствии способностей человек не в состоянии ни успешно справляться с соответствующей деятельностью, ни приобретать новые связанные с ней знания, умения и навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав высокоразвитых способностей, однако сами способности к ним не сводятся. Они представляют собой те психологические свойства, благодаря которым человек приобретает новые знания, умения и навыки.

По мнению С.Л. Рубинштейна, который раньше Б.М. Теплова сформулировал эту идею, способности и умения не тождественны, но тесным образом связаны друг с другом, причем эта связь является взаимной. С одной стороны, освоение человеком новых знаний и умений предполагает наличие у него по крайней мере общих способностей, в частности способности к научению; с другой стороны, формирование способностей к определенным видам деятельности предполагает освоение связанных с ними знаний, умений и навыков. Эти умения и навыки, входя в состав формирующихся способностей, не остаются чем-то внешним для них. По мере того как они осваиваются, знания, умения и навыки превращаются, говоря словами С.Л. Рубинштейна, «в личное достояние» человека, перестают быть знаниями, умениями и навыками, полученными извне, входят в состав сформировавшихся способностей человека.

С.Л. Рубинштейн в различных своих работах по-разному определял способности человека. Так, в одном случае он писал о том, что способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков способности - это результат закрепления не способов действий, а психических процессов. В другом месте он отмечал, что под способностью в более специальном смысле понимается сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному исторически сложившемуся виду общественно-полезной деятельности. Способности, по С.Л. Рубинштейну, характеризуются диапазоном возможностей человека к освоению новых знаний и их применению в творческом процессе.

Всякая способность является способностью к чему-либо конкретному, к вполне определенной деятельности. Наличие у человека способности означает его пригодность к осуществлению данной деятельности. Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не самих по себе задатков, а всего процесса их формирования и развития, в который задатки входят только как исходный момент, его предпосылка. Включаясь в психологическое развитие индивида, задатки не остаются постоянными: сами они преобразуются и изменяются, т.е. развиваются вместе с соответствующими способностями.

У современного человека имеется много разных способностей, так как ему приходится заниматься огромным количеством разнообразных видов деятельности. Соответственно способности людей можно разделять на группы и определенным образом классифицировать. На протяжении истории психологических учений о способностях не раз предпринимались попытки такого рода. Существует много оснований для разделения способностей на группы. Главные из них представляются следующими.

  • 1. Соотнесение способностей с разными по степени сложности видами деятельности человека.
  • 2. Проявление способностей в отдельных или одновременно во многих видах деятельности.
  • 3. Приписывание способностям того, что человек делает в уме с образами или понятиями, или того, что он реализует посредством практических действий с материальными предметами.
  • 4. Деление способностей на виды в зависимости от того, связаны они с обучением или с трудовой деятельностью.
  • 5. Разделение способностей по признаку их отношения к творческой или нетворческой деятельности.
  • 6. Соотнесение способностей с предметной деятельностью или с общением (с работой или человеческими взаимоотношениями).
  • 7. Связывание способностей с наличием или отсутствием у человека задатков.

Определим и кратко опишем виды способностей, выделяемые по указанным основаниям. По первому основанию способности делятся на элементарные (простейшие) и сложные (комплексные). Элементарными, или простейшими, называют способности, которые обеспечивают успешное выполнение человеком отдельных действий и операций, входящих в состав более сложных видов деятельности, а также способности, связанные с функционированием отдельных познавательных процессов или органов чувств. Примерами элементарных способностей могут служить точные, скоординированные движения рук и ног человека, тонкое зрительное или слуховое восприятие, например различение цветов, звуков, запахов и т.п., хорошая память, богатое воображение, развитая речь и т.д.

Сложными называются способности, которые включают много согласованных друг с другом и объединенных в систему элементарных способностей, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком сложных видов деятельности. Примерами таких способностей могут служить те, которые проявляются в профессиональной деятельности людей, в том числе научные, технические, художественные, литературные, организаторские, спортивные и многие другие способности. Классификация таких способностей обычно проводится по видам деятельности людей. Все такие способности не имеют готовых природных задатков, формируются и развиваются у людей исключительно прижизненно .

По проявлениям способностей в отдельных или во многих видах деятельности их принято делить на общие и специальные. Общими называют способности, которые имеются у всех людей (предполагается, однако, что у разных людей они могут быть развиты в разной степени) и от которых могут зависеть успехи в различных видах деятельности. К таким способностям можно отнести, например, общую умственную способность или способность человека к научению (обучению). Специальные - те способности, которые обнаруживаются только у некоторых людей и от которых зависят успехи в отдельных видах деятельности. Это, как правило, такие способности, для формирования и развития которых у человека необходимо иметь особые задатки. К специальным способностям можно отнести, например, музыкальные, математические, технические, литературные, художественноизобразительные и многие другие способности.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития у него и специальных способностей. На базе общих способностей могут, по определению, формироваться самые разные способности, поэтому одна и та же общая умственная одаренность у разных людей может реализоваться в формировании и развитии самых разных специальных способностей. Известны случаи, когда высокоразвитые общие и специальные способности обнаруживаются у одних и тех же людей. Это относится к талантливым и гениальным людям, например к Леонардо да Винчи, Галилео Галилею, Декарту, Ломоносову и другим.

Когда речь идет о разделении способностей на группы по тому, что человек делает в уме или с помощью практических действий, то их соответственно делят на умственные (теоретические) и практические. Умственные (теоретические) - это такие способности, которые связаны с умением человека рассуждать в уме, действовать с понятиями по законам логики, получать с помощью таких действий новые знания. Практическими называют способности, которые проявляются в решении человеком практических задач с помощью действий с материальными предметами. Заметим, что чисто умственных (теоретических) и исключительно практических способностей в природе не существует, поскольку все без исключения сложные виды деятельности человека предполагают наличие у человека как умственных, так и практических действий. Способности условно разделяют на умственные и практические по преобладанию в соответствующей деятельности умственных или практических действий.

Способности человека могут проявляться в учении или в трудовой деятельности. В этом случае их разделяют на учебные и трудовые. Учебными называют способности, которые связаны с приобретением человеком новых знаний, умений и навыков, а трудовыми - связанные с выполнением различных видов трудовой деятельности. Правда, и этом случае деление способностей на учебные и трудовые не является абсолютным. Учебная деятельность часто включает в себя практические действия человека, а в процессе трудовой деятельности человек чему-либо учится, т.е. приобретает новые знания, умения и навыки.

Деятельность человека может носить творческий или не творческий характер. Соответственно существует разделение способностей на творческие и нетворческие. Первые проявляются в открытии человеком новых знаний, в изобретении чего-либо, в создании новых предметов материальной и духовной культуры. Нетворческие - это способности, при использовании которых человек ничего нового не открывает, не создает, т.е. занимается обычной, повседневной, хорошо известной и повторяющейся деятельностью.

При соотнесении способностей с предметной деятельностью или общением человека (человеческими взаимоотношениями) их разделяют на предметно-деятельностные и межличностные (коммуникативные). Предметно-деятельностные - это способности, которые проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами, а межличностные (коммуникативные) - это способности, проявляющиеся в общении с людьми. К последним можно отнести быстрое и точное восприятие людей, их правильную оценку, понимание, оказание на них влияния, установление и поддержание с ними благоприятных взаимоотношений.

Формирование и развитие способностей зависит от наличия задатков, хотя исключительно к ним не сводится и из них напрямую не выводится. Если задатки к развитию способностей хорошо известны, если от них действительно зависит формирование и развитие у человека тех или иных способностей, то такие способности условно называют природно обусловленными. Если же задатки к развитию способностей неизвестны, если у людей за счет обучения и воспитания можно сформировать и развить соответствующие способности, то такие способности называют социально обусловленными. Все высшие способности человека являются социально обусловленными. Если же дело касается низших или элементарных способностей, то многие из них выступают как природно обусловленные.

Перечисленные выше и другие, не названные способности человека, изолированно друг от друга не существуют. Они образуют иерархи- зированную и динамичную систему, в которой одни способности являются более развитыми и значимыми для человека, чем другие, и, кроме того, формирование, развитие и функционирование одних способностей влияет на динамику других способностей. Поэтому правильнее говорить не о наличии у человека многих отдельных способностей, а о системе способностей человека.

Индивидуальные различия между людьми, от которых зависят их успехи в разных видах деятельности, определяются не только через «способности», но и помощью других понятий. Это, например, такие термины, как «одаренность», «талант» и «гениальность». Кроме того, одни и те же способности у разных людей могут находиться на разных уровнях развития, и в этом случае для характеристики уровня развития способностей также пользуются соответствующими понятиями. Они включают в себя представление об уровнях развития способностей и вместе с тем пересекаются по объему и содержанию с понятием «способности». В связи с этим необходимо определить различия в указанных понятиях. Они заключаются в следующем.

Слово «одаренность» в зависимости от контекста, в котором оно используется, может означать наличие у человека хороших задатков к развитию способностей или присутствие уже развитых способностей определенного типа. О человеке как об одаренном говорят тогда, когда у него еще в детстве обнаруживаются хорошие задатки, или тогда, когда, став взрослым, он добивается значительных успехов в каком-либо деле. В связи с проблемой одаренности в современной науке ставится и обсуждается вопрос о существовании у человека одной общей или многих разных видов одаренности. В первом случае говорят о наличии единой и единственной общей одаренности, которая проявляется в развитии остальных способностей, а во втором случае - о существовании нескольких разных видов одаренности, от каждой из которых зависит развитие тех или иных конкретных способностей.

Вопрос о наличии одной общей и или нескольких частных видов одаренности обсуждается психологами начиная с конца XIX в. Одни ученые, например Э. Торндайк, склонны сводить одаренность к специальным способностям, отрицая наличие единой, общей одаренности у человека. Другие ученые, к примеру Ч. Спирмен, В. Штерн, А. Пье- рон, напротив, полагают, что общая одаренность человека существует, а специальные способности формируются и развиваются на базе общей одаренности человека. Компромиссное решение проблемы заключается в признании наличия у человека не только общей одаренности, но и специальных ее видов, а также существования определенных связей между ними.

С.Л. Рубинштейн, обсуждая в своих научных трудах проблему одаренности, высказывал мнение о том, что внутри тех или иных специальных способностей может проявляться некоторая общая одаренность человека. Индивид, показавший себя как способный в одной области, при занятиях другим видом деятельности может хорошо проявить себя и в нем, и делает это, как правило, не хуже, чем в другом виде деятельности. При этом общая одаренность может выступать не только в качестве предпосылки, но и как результат развития личности. Общая одаренность и специальные способности взаимно проникают друг в друга, представляя собой две стороны единого целого. Развитие человека как личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, идет параллельно с реализацией его одаренности и развитием способностей. В процессе совершенствования общей одаренности возникают и специализируются отдельные способности, каждая из которых может далее развиваться сама по себе, вне ее прямой связи с общей одаренностью.

Понятие «талант» не имеет строгого научного определения, такого, например, как «способности» или «одаренность». Однако в случае его использования в научной литературе с ним связывают примерно следующее содержание. О человеке говорят как о талантливом тогда, когда может добиться выдающихся и признанных успехов в том или ином виде деятельности. По С.Л. Рубинштейну, слова «талант» и «гений» означают высокий уровень одаренности и различаются, если их относят к конкретным людям и их деяниям, по следующим признакам. «Талант» характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся, в принципе, в рамках того, что уже было достигнуто. «Гениальность» предполагает способность открывать что- то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах .

Для талантливого человека показательным может быть то, как он осваивает уже известное, созданное другими людьми. Гениальность проявляется в создании или открытии неизвестного, а не в освоении хорошо известного, она предполагает наличие способности к подлинному творчеству. Высокий уровень одаренности, который характеризует гениального человека, может проявляться не в одной, а в нескольких областях деятельности.

Понятия «способности», «одаренность», «талант» и «гениальность» можно соотнести друг с другом не только по их содержанию, но и по распространенности соответствующих им явлений среди людей. Так, можно утверждать, что все без исключения люди являются способными к чему-либо, одаренных людей гораздо меньше, талантливых еще меньше, а гениальных - единицы.

  • Теплое Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32.
  • Ни для одной сложной способности человека не существует врожденной анатомофизиологической основы. Такая основа имеется только для элементарных способностей,входящих в состав более сложных способностей. Эту мысль, однако, нельзя пониматьтак, как будто для высших человеческих способностей вообще не существует никакойорганической основы. Такая основа для них, безусловно, есть, но она не является даннойчеловеку с рождения. Органическая основа высших способностей формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самих этих способностей. Что она собой представляет и каким образом складывается - об этом дальше пойдет речь в одномиз следующих параграфов главы.
  • Рубинштейн С.Л. Способности // Психология индивидуальных различий. М., 2002.С.31.
НАТА КАРЛИН

Почему близнецы, которые воспитываются в одной социальной среде, получают одинаковое воспитание и образование, выбирают в жизни разные дороги? Они реализуют себя в противоположных сферах деятельности. Чем объясняется различие планов, желаний и ? Это зависит от талантов, желаний, задатков и способностей человека, заложенных в нем еще в утробе мамы. Способности – это индивидуальные особенности каждого человека. Они не имеют ничего общего с познаниями и умениями, но определяют и объясняют обучаемость человека в конкретном виде самовыражения.

Только используя задатки, с которыми человек родился, он может развить способности. Задатками принято называть анатомо-физиологические особенности, которые развиваются в, выбранном человеком направлении. Изначально, в ребенке заложен ряд способностей, которые, утратив необходимость, постепенно забываются.

Категории способностей человека

Понятие, объединяющее способности – одаренность или талант. Под ним понимают благоприятное соединение в человеке черт характера, личностных качеств и задатков, которые дают возможность усваивать информацию, обрабатывать ее с целью получения необходимого результата.

Способности делятся на следующие категории:

Общие (характерны для каждого ребенка);
Специальные (определяют приоритетный выбор деятельности);
Практические (применимы в работе);
Теоретические (определяют знания, которые получены человеком);
Творческие (художественное искусство и т.д);
Учебные и др.

Следует подробнее остановиться на каждой из них.

Общие способности.

Эта категория способностей помогает в отдельном виде деятельности. В эту категорию относятся феноменальная память, способность к точным наукам, четкая речь и др. Развитие общих способностей у детей помогает им стать успешными в жизни, какую бы профессию они не выбрали.

Специальные и практические способности.

Это развитые в конкретной области задатки — способность к математическим исчислениям или немыслимые успехи в спорте. Сюда же относятся лингвистические, технические и другие способности.

Учебные и теоретические способности.

Способности к творчеству.

Отличаются творческие способности от учебных тем, что человек на основании полученных знаний создает новые технологии, предметы культуры и искусства.

Скрытые способности (задатки, таланты) каждого человека обширны. Поэтому, с раннего возраста нужно выявлять и культивировать их в ребенке.

Пути и средства для формирования способностей

Как уже было упомянуто выше, прежде, чем стать способностями, задатки проделывают долгий путь. Многие способности рождаются вместе с нами, и если делать упор на их развитие с раннего детства, они не исчезают до смерти. Процесс формирования и совершенствования способностей делится на этапы:

Первичный.

На этом этапе происходит развитие органических структур, необходимых для развития конкретных способностей. Этот этап занимает период с рождения до 6-7 лет. В это время у ребенка формируется восприятие действительности, как единого целого, мозг делит полученную информацию, образуя зоны, каждая из которых отвечает за развитие определенной способности. Это плодородная почва для формирования специальных способностей.

Вторичный.

Этот этап относится к обучению в школе. Во время учебы происходит формирование специальных способностей. Особенно это касается начальных классов. Поначалу способности ребенка проявляются в , затем их наблюдают и развивают в учебе и работе.Здесь нужно отметить, что для развития конкретного вида способностей имеет значение характер обучения или род игры. Лучшим стимулом для развития способностей считается творчество. Это процесс, который заставляет ребенка обдумывать свои действия, создавать новое, понимать язык красоты. Во время этого процесса, ребенок осознает себя частью важного и великого процесса, он открывает в себе новые таланты и умения. Творчество – процесс, порождающий желание им заниматься. Оно помогает ребенку учиться преодолевать трудности. Занятие творчеством , заставляет стремиться к новым высотам, порождает чувство удовольствия от достигнутого.

То есть, ребенок будет развивать свои умения и стремиться делать это все лучше в том случае, если его способности находятся на грани с оптимальными трудностями. Процесс остановится, как только уровень трудности задачи уменьшается. Это касается и непосильно трудных задач, ставящихся перед ребенком. Его , не имея достаточных знаний и умений, не сможет развивать свои способности.

Развитие способностей ребенка в семье и макромире

Изначально развитие способностей ребенка формируется в семье. Он реализует эту возможность, опираясь на те задатки, которые заложены в нем от рождения. Поэтому воспитание в семье – первый фактор, влияющий на развитие способностей. Если родители внимательно относятся к ребенку, его стремлениям и проявлениям таланта, это положительно сказывается на обнаружении конкретного вида способностей и дальнейшем развитии. В том случае, если ребенок предоставлен сам себе, способности его могут не раскрыться, и не обнаружиться.

Одним из наиболее важных факторов развития способности у ребенка, считается макросреда. Если микросреда – это семья, в которой родился и растет ребенок, то макросреда – это окружающий мир, в котором существует сам ребенок вместе со своей семьей. Самый положительный фактор из тех, которые оказывает макросреда на человека — забота о развитии в нем способностей. Сюда относится реформирование системы образования, развитие сети клубов по интересам, профессиональной ориентации детей и т.д.

Способности рождаются, развиваются и гибнут в каждом человеке, движимые мотивами и действиями. У каждого человека существует некоторая иерархическая лестница способностей, в структуре которой присутствуют особые образования, свойственные для отдельной личности. Они носят название одаренность.

Это качество – разновидность способности, отличающаяся от последней качественностью. В нашем государстве одаренность не измеряется количественными показателями. Человек либо одаренный, либо нет. В Европе и Америке применяется понятие «коэффициент интеллекта». Это показатель, просчитывающий не качество, а количество одаренности.

Существует два вида одаренности:

Общая. Ей обладают люди, у которых умственное и интеллектуальное развитие на порядок выше, чем у других людей. Однако как считают психологи, одаренность применима только к одной сфере деятельности человека;
Специальная. Этот вид одаренности конкретно направлен на осуществление конкретного вида деятельности. Однако понятие это не настолько узко, как кажется с первого взгляда. Если рассматривать художественную деятельность, как одаренность, то она распространяется на такие виды искусства: графика, живопись, скульптура, перцепция, воображение и т.д.

Кульминация одаренности – талант. Это совершенство, страстное желание делать любимое дело, предельная работоспособность и т.д. Талантливые люди талантливы не только в чем-то одном, они проявляют способности во многих сферах человеческой жизни.

Талантливых людей в мире не так много, как кажется. Крайняя .

Он демонстрирует высочайшее искусство управления неизведанным. Он единственный, кто в состоянии открыть завесу тайны там, где большинство людей не видят ничего, кроме глухой стены. Однозначно определить среди одаренных людей гения невозможно. Это становится заметно в том случае, если у человека есть возможность к равитию, реализации своих талантов и поддержка близких, окружающих. Поэтому стечение обстоятельств, при которых люди становятся непризнанными и забытыми, определяет то, что гении не могут проявить себя.

Диагностика способностей дошкольников – это специфическое направление совершенствования системы образования. Сегодня создаются специализированные заведения для одаренных детей, перед которыми ставится цель – воспитание из подрастающего поколения талантливых детей, ученой элиты страны.

Многие полагают, что изначально дети все гениальны и одарены. Поэтому следует больше внимания уделять развитию системы образования в обычных школах. Само понятие «способность» несет в себе спорный смысл. Почему один из людей способен к живописи, а другой к математике? Чем определяется наличие того или иного таланта? Правильно ли, что в наших школах ребенок, который проявил талант к цифрам, отправляется учиться в математический класс? Система образования «совершенствуется», а уровень образованности детей стремительно падает. Не лучше ли вернуться к прошлым заслугам, когда в любой школе развивали способности детей в каждой сфере одинаково до тех пор, пока сам ребенок не выберет, какой дорогой идти по жизни? И были таланты, гении, и великие ученые, которые любили свою работу за то, что сами ее выбрали в соответствии со стремлениями и способностями.

26 февраля 2014

Люди, поставленные в одинаковые социальные условия, в большинстве случаев достигают результатов, которые отличны друг от друга. Объясняя, отчего это происходит, мы часто обращаемся к понятию «способности человека». В психологии данный термин имеет несколько трактовок. Наиболее четкую формулировку предложил Р. Немов, обозначив способности как индивидуально-психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям и умениям личности, но объясняют быстрое и легкое их приобретение в какой-либо деятельности.

Нужно отметить, что все имеет начало. Способности человека также имеют подобную «точку отсчета», которую называют задатками. Они часто не определены и ни на что не направлены. Лишь включение их в структуру деятельности сможет принести определенный результат. Под «задатками» в анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе будущих способностей. При этом, они могут развиться абсолютно в любом направлении. То, к какой сфере будут относиться способности человека, зависит от направленности личности и результативности деятельности. Свою индивидуальность можно проявить в математике, творчестве, спорте, изобразительном искусстве и т. д. Если человек перестает пользоваться какими-либо способностями, то они постепенно угасают. Стимулировать их проявление и дальнейшее развитие можно лишь постоянными занятиями в выбранной области.

Если говорить о классификациях данного вопроса, то их достаточно много. Так, выделяют общие и специальные, практические и теоретические, творческие и учебные способности и т. д. Стоит подробнее остановиться на характеристике некоторых из них.

Так, общие способности - это те свойства, которые и определяют успехи личности в разнообразных видах деятельности. Сюда относят отлично развитую память, умение быстро и четко совершать умственные операции, хорошую речь и другое. Специальные способности характеризуют успешность человека в определенном виде деятельности. Здесь можно говорить о математических, спортивных, технических, лингвистических и прочих задатках. Общие и специальные способности очень часто существуют вместе, дополняя друг друга. Для того чтобы их гармонично развивать, необходимо постоянно работать над этим.

Необходимо выделить в и такое понятие, как качественное сочетание личностных черт, в результате которого можно говорить об успешности усвоения знаний и умений в определенной деятельности. (или взрослым) называют человека, который легко и быстро впитывает новую информацию, перерабатывает ее и выдает качественно новый результат в определенной сфере. Именно люди, обладающие данными характеристиками, двигают вперед прогресс во всех науках. Ведь так и рождаются великие открытия. Скрытые достаточно велики. И желательно еще в раннем детстве начинать развивать задатки и способности, чтобы в последующем выросла одаренная личность. Для этого, обычно, уже в детском саду и в школе проводятся определенные занятия, изучается направленность ребенка, диагностируются его задатки и сфера их направления.

Выделяют также учебные и творческие способности человека. В первом случае это успех в обучении и воспитании, получении и усвоении знаний. Напротив, творческие способности направлены на создание новых идей, изобретений, предметов культуры и искусства. Успех в какой-либо сфере обеспечен лишь в случае, когда задатки начинают развивать уже в раннем возрасте. При этом желательно, чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, у малыша воспитывалась мотивация к занятиям.