Что такое алфавит, как он возник и где? Азбука и алфавит — чем они отличаются? 1 что такое алфавит.

АЛФАВИТ (греч. alphábetos, от заглавий первых 2-ух букв греческого алфавита — альфа и бета (новогреческий — вита); как азбука — от аз и буки, это совокупа графических символов — букв, принятых в данной письменности и расположенных в установленном порядке, либо слоговых символов, расположенных в обычно установленном порядке.

Алфавиты появились в конце 2-го тысячелетия до н. э. в древних звуковых системах письма — угаритской и финикийской. Ранее, видимо, была система перечисления египетских иероглифов.

Большая часть современных буквенных и неких слоговых алфавитов происходит от финикийского алфавита через посредство арамейского (еврейский, арабский аофавит), греческого алфавита (латинский, грузинский, армянский, славяно-кирилловский алфавит) и др.

Большая часть современных государственных систем письма базируется на алфавитах:

  • латинском — системы письма всех народов Америки и Австралии, большинства народов Европы и неких государств Азии и Африки (к примеру, Турция, Индонезия);
  • славяно-кирилловском- системы письма большинства народов бывшего СССР (не считая Литвы, Латвии, Эстонии, использующих латинский алфавит, и Армении, Грузии, имеющих свои национальные алфавит), болгарское и сербское письмо;
  • арабском — системы письма всех арабских государств, также Ирана, Афганистана, Пакистана и китайской провинции Синьцзян;
  • индийских слоговых, используемых многими народностями Индии.
  • В преданиях народов мира письмо является даром богов. К примеру, древнейшие египтяне свои иероглифы — «язык богов» — причисляли богу Анубису, а по легенде финикийцев, алфавит сделал бог Тауту. Евреи, с одной стороны, говорят о собственном алфавите как о поведанном им ангелами языке небесного и магического символизма, а с иной стороны, согласно библейской традиции, искусство письма для фиксации познаний и предписаний было в раю получено Адамом от Бога. В халдейской легенде бог Эа отдал приказ царю Касисатре начертать божественное учение и принципы всех наук на терракотовых таблицах и захоронить их до потопа в городе Сиппаре. Древнеарийские санскритоязычные народы считали, что их алфавит девангари — дословно, язык богов — был послан им с неба.

    Исходя из идеи божественного происхождения алфавита, все цивилизации опираются на внедрение символического значения букв в их графическом и фонетическом значениях. В ряде алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывается ее очертание. К примеру, иероглифом для N у древних египтян, этрусков, пеласгов, аркадцев и ряда народов Центральной Америки была змея.

    В другом случае буквенный символизм строится на базе галлактических соответсвий, т. е. буква выступает эмблемой небесного прообраза земных реалий. Так, египетское письмо символически ассоциируется с мыслью творения и кругами ассоциаций, исходящими из священного первопринципа. Пиктографически (в виде зрительных моделей) божественный принцип, первопричина творения и суть жизни изображались царем птиц соколом, который также обозначал разум. Действие передавалось в форме руки, а бездействие — в ломаной полосы, природа действия — в виде рта, что означало божественное слово.

    В ряду знаков иероглифического алфавита круглая спираль значит галлактические силы в действии (модель Вселенной), квадратная спираль выступает знаком труда человека, созидания. Собственной деятельностью человек трансформирует грубую материю, символ которой — неверный треугольник, в организованную материю — пирамиду либо верный треугольник. Галлактической и людской активностью управляет закон равновесия, выражаемый полукругом, опирающимся на собственный поперечник. Дела меж обратными полюсами (к примеру, жизнь — погибель) представлены знаком, эквивалентным еврейскому знаку «Мем», который обозначает появление жизни из погибели. Этот непрерывный поток образует цикл жизни, символически изображаемый извивающейся змеей.

    Магическая теория форм, определяемая прогрессирующим конфигурацией форм Луны — от диска до узкой нити света, — лежит в базе графики еврейского и арабского алфавитов. Например, 28 символов арабского алфавита трактуемых арабскими мистиками, как дыхание Бога, через которое передается язык божественного слова, соответсвуют 28 «огромным домам Луны» в Зодиаке. В согласовании с этим, как и у евреев, буквы в арабском алфавите имеют цифровое обозначение. Схожей семантикой и символикой обладает еврейский алфавит, имеющий, как карты Таро, 22 знака. В каббалистической традиции 22 буквы разбиты на три главные группы: три «мамы» — Алеф, Мем, Шин, — определяющие воздух воду и огнь; семь «двойных» букв (Бет, Гимел, Далет, Каф, Пхе, Реш, Тау), которые именуются звездными и соотносятся с надлежащими планетками и семью направлениями света (север, восток, запад, юг, верх, низ, центр); двенадцать обычных букв, соответственных знакам Зодиака. При всем этом Каббала устанавливает магическое и волшебное значение каждой буквы: буквы от Алеф до Йода символизируют ангельские легенды: от Каф до Цади — представляют ряд ангельских чинов, населяющих разные сферы; а от Цади до Тау — устанавливают соответствие с миром частей. К примеру, 21-я — Шин — обращена к растительному королевству, а Тау связана миром минералов.

    Греческий алфавит, содержащий 38 символов — 24 буквы плюс 11 двухгласных и 3 числа, — представляет собой соединение духа и материи и символизирует универсальность и совершенство космоса. Символика букв, соотносимая со знаком Зодиака, с символикой чисел и с движением Солнца и Луны, играет также значительную роль у гностиков и в культе Митры. Система пифагорейцев строилась на звуковых аналогиях: семь небесных сфер озвучивают семь гласных, поющих гимн Богу. В ряде культурных систем любая гласная соотносится также с определенным цветом, а семь букв определяют семь направлений места — 6 лучей трехмерного креста плюс центр.

    Источники:

    Большой толковый социологический словарь. Т. 1. (А-О). М., 1999;

    Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М., 1999;

    Российский язык. Энциклопедия. М., 1979.

    Дополнительно на веб-сайтах:

    www.slovopedia.com — Определение алфавита в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона ;

    home-edu.ru — Статья о том, как были придуманы буквы и алфавит.

      Что такое алфавит?

      АЛФАВИТ (греч. alphábetos, от заглавий первых 2-ух букв греческого алфавита — альфа и бета (новогреческий — вита); как азбука — от аз и буки, это совокупа графических символов — букв, принятых в данной письменности и расположенных в установленном порядке, либо слоговых символов, расположенных в обычно установленном порядке. Алфавиты появились в конце 2-го тысячелетия до н....

    АЛФАВИТ - набор букв или подобных им знаков, используемых в письменности, где каждая буква обозначает одну или несколько фонем. Алфавиты не были древнейшей основой письменности, получив развитие от иероглифов или письменных изображений, применявшихся, например, в Древнем Египте, и от силлабического письма, в котором одна единица изображает слог, как в Микенах. Однако "конвергенция" письменности и устной речи осуществилась в полной мере лишь с появлением алфавита.

    В преданиях народов мира письмо является даром богов. Например, древние египтяне свои иероглифы - "язык богов" - приписывали богу Анубису, а по легенде финикийцев, алфавит создал бог Тауту. Евреи, с одной стороны, говорят о своем алфавите как о поведанном им ангелами языке небесного и мистического символизма, а с другой стороны, согласно библейской традиции, искусство письма для фиксации знаний и предписаний было в раю получено Адамом от Бога. В халдейской легенде бог Эа приказал царю Касисатре начертать божественное учение и принципы всех наук на терракотовых таблицах и захоронить их до потопа в городе Сиппаре. Древнеарийские санскритоязычные народы полагали, что их алфавит девангари - дословно, язык богов - был послан им с неба.

    Исходя из идеи божественного происхождения алфавита, все культуры опираются на использование символического значения букв в их графическом и фонетическом значениях. В ряде алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывается ее очертание. Например, иероглифом для N у древних египтян, этрусков, пеласгов, аркадцев и ряда народов Центральной Америки была змея.

    В другом случае буквенный символизм строится на основе космических соответсвий, т. е. буква выступает символом небесного прообраза земных реалий. Так, египетское письмо символически ассоциируется с идеей творения и кругами ассоциаций, исходящими из священного первопринципа. Пиктографически (в виде визуальных моделей) божественный принцип, первопричина творения и сущность жизни изображались царем птиц орлом, который также обозначал разум. Действие передавалось в форме руки, а бездействие - в ломаной линии, природа действия - в виде рта, что означало божественное слово.

    В ряду символов иероглифического алфавита округлая спираль означает космические силы в действии (модель Вселенной), квадратная спираль выступает знаком труда человека, созидания. Своей деятельностью человек трансформирует грубую материю, знак которой - неправильный треугольник, в организованную материю - пирамиду или правильный треугольник. Космической и человеческой активностью управляет закон равновесия, выражаемый полукругом, опирающимся на свой диаметр. Отношения между противоположными полюсами (например, жизнь - смерть) представлены знаком, эквивалентным еврейскому знаку "Мем", который обозначает возникновение жизни из смерти. Этот непрерывный поток образует цикл жизни, символически изображаемый извивающейся змеей.

    Мистическая теория форм, определяемая прогрессирующим изменением форм Луны - от диска до тонкой нити света, - лежит в основе графики еврейского и арабского алфавитов. К примеру, 28 знаков арабского алфавита трактуемых арабскими мистиками, как дыхание Бога, через которое передается язык божественного слова, соответсвуют 28 "большим домам Луны" в Зодиаке. В соответствии с этим, как и у евреев, буквы в арабском алфавите имеют цифровое обозначение. Сходной семантикой и символикой обладает еврейский алфавит, имеющий, как карты Таро, 22 знака. В каббалистической традиции 22 буквы разделены на три основные группы: три "матери" - Алеф, Мем, Шин, - определяющие воздух воду и огонь; семь "двойных" букв (Бет, Гимел, Далет, Каф, Пхе, Реш, Тау), которые называются астральными и соотносятся с соответствующими планетами и семью направлениями света (север, восток, запад, юг, верх, низ, центр); двенадцать простых букв, соответствующих знакам Зодиака. При этом Каббала устанавливает мистическое и магическое значение каждой буквы: буквы от Алеф до Йода символизируют ангельские мифы: от Каф до Цади - представляют ряд ангельских чинов, населяющих различные сферы; а от Цади до Тау - устанавливают соответствие с миром элементов. Например, 21-я - Шин - обращена к растительному царству, а Тау связана миром минералов.

    Греческий алфавит, содержащий 38 знаков - 24 буквы плюс 11 двухгласных и 3 цифры, - представляет собой соединение духа и материи и символизирует универсальность и совершенство космоса. Символика букв, соотносимая со знаком Зодиака, с символикой чисел и с движением Солнца и Луны, играет также значительную роль у гностиков и в культе Митры. Система пифагорейцев строилась на звуковых аналогиях: семь небесных сфер озвучивают семь гласных, поющих гимн Богу. В ряде культурных систем каждая гласная соотносится также с определенным цветом, а семь букв определяют семь направлений пространства - шесть лучей трехмерного креста плюс центр.

    Источ.: Большой толковый социологический словарь. Т. 1. (А-О). М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

    Определения, значения слова в других словарях:

    Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

    буквы во всех культурах имеют символическое значение – иногда двойное, когда оно соответствует как их форме, так и звучанию. Буквенный символизм, возможно, происходит от первобытных пиктограмм и, в особенности от идеограмм, согласно теории космических соответствий, которая...

    Прежде чем учиться писать и читать, человек осваивает алфавит или азбуку. Оба эти понятия обозначают упорядоченное расположение букв , которые, в свою очередь, являются графическим видом звуков. Их употребление допустимо для обозначения системы звуков абсолютно любого языка, любой письменности.

    Часто дети не сразу запоминают буквы, потому что установить устойчивую ассоциативную связь между живым звуком, фрагментом уже знакомой речи, и безликим пока для малыша графическим символом бывает очень непросто. Составители русской азбуки знали это и учли этот факт в своей работе. В алфавите, напротив, психологический аспект запоминания букв не берется в расчет. Так что же такое алфавит и азбука? Чем они различаются?

    Алфавит и азбука: определение терминов

    Азбука – это не только починенное системе расположение букв конкретного языка, но и книга для обучения грамоте «с нуля» . Отличие азбуки в том, что в ней каждый графический знак (буква) наделен символическим значением, облегчающим его усвоение для дальнейшего воспроизведения.

    структурированная совокупность букв , составляющих звуковую систему конкретного языка. Буквы в алфавите расположены по типу однозначности графического рисунка. Значение букв в алфавите ограничивается тем, звуком, который каждая конкретная буква обозначает. Ни о какой дополнительной смысловой нагрузке речи не идет.

    Сравнение алфавита и азбуки. В чем же разница?

    Термин «азбука» происходит от наименований первой пары букв русского языка: «аз» и «буки», с которых начинали изучать алфавит во всех школах Российской империи 19 века.

    Изначально в русской азбуке всякая буква была одарена своим собственным именем. Букву «А», к примеру, записывали как «Аз» (в старославянской речи это слово было тождественно современному местоимению «я»). Букву «Д» называли «Добро», что обозначало щедрость и богатство; буква «Г» носила имя «Глагол», то есть речь, произнесение звуков, говорение.

    Изучающим грамоту было гораздо проще запомнить буквы, наделенные символическими именами, нежели абстрактные графические знаки. Этот факт можно смело отнести к плюсам использования азбуки. Однако иногда возникали и проблемы: начиная читать по слогам, дети не сразу могли выделить один единственный звук из символического смыслового термина, обозначающего букву в целом.

    Буквы современной азбуки лишены своих древних названий. Их место заняли стихотворения, которыми сопровождаются посвященные конкретной букве странички в книге, либо яркие смысловые картинки, так же облегчающие успешное запоминание абстрактных символов. Так достигается результат, без которого невозможно обучить ребенка чтению: ученик запоминает каждую букву по отдельности, а не прост о заучивает их целостный ряд.

    Алфавит по сути своей – та же самая последовательность обозначающих буквы графических символов, что и азбука. В отличие от последней, эта сухая справочная система не снабжена облегчающими запоминание рисунками или стихотворениями. Алфавит вообще не содержит никакой информации, кроме самого перечня букв рассматриваемого языка.

    Термин «алфавит» происходит из Древней Греции. Образовано это название по тому же принципу, что и русское «азбука» — от первой пары букв системного ряда звуков языка. В древнегреческом языке это были соответственно альфа и бета. Изначально алфавит так и назывался «альфабетос». Привычное для современного человека звучание термина – результат естественных для истории любого языка заимствований, упрощений и «подгона» слова из чужой речи под структуру, в данном случае, речи русской.

    Небольшой вывод. Сходства и отличия азбуки и алфавита

    1. Имея одинаковый для конкретного языка буквенный состав, алфавит и азбука отличаются каждый собственной историей возникновения.
    2. Разработанная на основе предшествовавшего современному русскому старославянского языка, азбука отличалась символическим значением каждой из входящих в нее букв.
    3. Алфавит, в отличие от перегруженной ассоциативной информацией азбуки, состоит из одного только перечня букв языка и соответствующих им звуков.
    4. Сегодняшняя азбука предельно упрощена и по своей структуре приближена к алфавиту. Отличают азбуку как книгу для изначального обучения грамоте иллюстрации, стихотворения, другие наглядные либо иного рода материалы и приемы, облегчающие запоминание буквенных символов и последующее соотношение их со звуками живой речи. Эти дополнения обеспечивают вырабатывание учеником устойчивых навыков письма и чтения, так необходимых каждому современному человеку.
    5. Слова «азбука» и «алфавит» обладают каждое несколькими присущими только ему значениями. К примеру, у музыкантов есть термин «нотная азбука» (но не алфавит!). А вот фамилии учеников в классном журнале располагаются по алфавиту (но никак не по азбуке!).

    Детская международная творческая олимпиада KID OLYMP.RU

    Исследовательская работа

    «АБВГДЕЙКа» или «Что такое алфавит и азбука и зачем их нужно знать?»

    МОУ Чулымская средняя общеобразовательная школа

    пос. Чистое Поле

    Руководитель: Кодесникова

    Наталия Викторовна
    Содержание


    Введение……………………………………………………………………

    .………….3

    Глава I. О русской азбуке и алфавите ……………………………………

    …………..4

    § 1. Определение понятий «азбука» и «алфавит»…………………...

    ………….4

    § 2. История появления алфавита и азбуки………………………….

    ………….4

    Глава II. Практическая часть работы……………………………………..

    ………….6

    § 1. Выяснение роли алфавита на работе и в жизни людей……….

    ………….6

    § 2. Описание процесса создания модели алфавита………………..

    ………...10

    Заключение…………………………………………………………………

    ………...12

    Список литературы………………………………………………………...

    ………...13

    Приложения………………………………………………………………...

    …..….…14

    Приложение 1. Стихотворения об азбуке………………………….

    ………...14

    Приложение 2. Азбука в картинках………………………………….

    ………...15

    Введение
    «Запишите слова в алфавитном порядке…», «Подумайте, зачем слова в словарях расположены в алфавитном порядке…», «Расположите по алфавиту буквы каждой строки…». Такие задания мы встретим в нашем учебнике по русскому языку, когда будем заканчивать обучение во втором классе. Интересно то, что на страницах учебника нет чёткого и точного определения, что такое алфавит.

    Мы предположили, что если мы не будем знать, что это такое и откуда он взялся, то при выполнении заданий у нас будут некоторые трудности.

    Этим и обосновывается актуальность выбранной нами темы.

    Проблема заключается в том, что не все современные школьники, не говоря уже о взрослом населении, знают алфавит, и поэтому не могут использовать его в своих целях.

    Поэтому цель нашей работы заключается в том, чтобы оценить роль алфавита и азбуки в жизни людей.

    Для достижения этой цели нами были выдвинуты следующие задачи :


    1. Выяснить, что означают слова «алфавит» и «азбука».

    2. Описать историю появления русского алфавита (или азбуки).

    3. Сходить на экскурсию к людям разных профессий, чтобы узнать, где им помогает знание алфавита.

    4. Провести анкетирование с целью выяснения значимости знания алфавита.

    5. Создать модель азбуки, как один из способов запоминания букв алфавита.
    Для раскрытия темы мы привлекали материал из энциклопедий и словарей на печатной основе и ресурсы сети Интернет.

    Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что


    1. слова «алфавит» и «азбука» обозначают одно и то же;

    2. алфавит и азбуку придумали для чего-то…;

    3. знать алфавит и азбуку совсем необязательно.
    Практическая значимость нашей работы заключается в том, что модель, созданной нами азбуки можно будет использовать для знакомства первоклассников с буквами для лучшего их запоминания.

    Для достижения цели и решения вышеперечисленных задач мы использовали такие методы и приёмы как: анализ литературы по теме работы, сравнительно-исторический анализ, экскурсия, моделирование, иллюстративный метод, сопоставление и обобщение данных, и кроме того методы социального исследования такие как: сравнительный метод, наблюдение, опрос, выборочное обследование.


    Глава I. о русской азбуке и алфавите

    § 1. Определение понятий «алфавит» и «азбука»
    Прежде чем вести разговор об азбуке и алфавите, мы посчитали необходимым дать им определения на основе известных источников определений.

    В свободной энциклопедии – Википедии – говорится о том, что азбука – это «(от аз и буки) кириллический алфавит. Иногда другие алфавиты» , а алфавит – это порядок букв в азбуке» .

    В словаре русского языка С.И. Ожегова говорится о том, что алфавит – это «то же, что азбука в первом значении . В свою очередь азбука в первом значении «это – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит». . Во втором значении алфавит – это «порядок букв, принятый в азбуке».

    В электронной версии Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия мы прочитали, что слово алфавит произошло от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета, новогреческого - вита, и означает совокупность букв, слоговых знаков и др. графем данной системы письма, расположенных в определенном порядке .

    Здесь же мы тоже прочитали о том, что слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение.Современный алфавит составлен на основе азбуки (кириллицы). В нём 33 буквы расположены в определённом порядке.

    В словаре В.И. Даля мы прочитали о том, что синонимами слова азбука являются «алфавит, абевега, буквица», которые означают «собрание в порядке всех букв» .

    В этом же словаре мы узнали о других значениях слова «азбука»:

    1. учебник для изучения грамоты (букварь);

    2. начальные основы какой-либо науки;

    Таким образом, на основании разных словарей и энциклопедий мы определили, что слова «алфавит» и «азбука» зачастую являются по отношению друг к другу синонимами.
    Глава I. О русской азбуке и алфавите

    § 2. История алфавита и русской азбуки
    В нашем учебнике по русскому языку говорится, что «слово азбука – русское, а слово алфавит – греческое. Образовались эти слова одинаково – из названий первых букв. Раньше буква а называлась аз , а б буки . Так получилось слово азбука . Греческое название азбуки алфавит » .

    Попробуем проверить, насколько эти факты совпадают с фактами из других источников.

    Из универсального словаря по русскому языку мы узнали, что слово азбука переделано из греческого άλφαβητος и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита – альфа и бета .

    Мы прочитали о том, что азбука не всегда была в таком виде, в котором мы привыкли её видеть и использовать. В IX веке была создана одна из первых славянских азбук просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита и названя по имени просветителя Кирилла – Кириллица. Действовала эта азбука до 1708 года. С изображением этого алфавита мы впервые встретились в учебнике «Русская азбука» на уроке литературного чтения в 1-ом классе .

    Там же прочитали про создателей азбуки Кирилла и Мефодия .

    На рисунке ниже мы привели иллюстрации из Русской азбуки, на которых изображены Кирилл и Мефодий.

    В славянском алфавите две первые буквы носят название аз и буки . Такие названия придумал создатель азбуки Кирилл. Его идея заключалась в том, чтобы каждой букве придать какое-либо значение. Первую букву он назвал «аз» , что в переводе с древнеболгарского означает «я» . Таким образом, я была первой буквой алфавита. Вторая буква называлась «буки» , что означало «буква» . Третья буква в алфавите «веди» была образована от древнеславянского глагола и означала «знать» . Получается, что первые три буквы можно было понимать как «я букву знаю» .

    Мы также узнали, что само слово азбука впервые встретилось в письменных источниках XIII века.

    В словаре В.И. Даля говорится о том, что «в 1620 году было зарегистрировано другое название – азведи . Это связано с тем, что в греческом языке не различаются звуки б и в . Поэтому Кириллу пришлось вместо одной буквы бета ввести две – буки и веди . Греческая β произносилась как нечто среднее между б и в . В нашем языке это два разных звука. Соответственно возникла необходимость в создании двух букв. Появилось у нас слово алфавит , заимствованное у греков. Вместо беты в нём фигурирует вита . Так произносили это слово в средние века, и именно таким оно дошло до наших времён.


    § 1. Выяснение роли Алфавита на работе и в жизни людей
    Итак, какую же роль играет алфавит в жизни людей и всего общества в целом?

    Мы уже знаем о том, что когда мы выучим алфавит, то на уроках русского языка будем выполнить упражнения на знание алфавита.

    Про азбуку и алфавит известны некоторые детские песни, такие как «Азбука» Островского, «АБВГДЕЙКА»

    Если мы откроем любой из словарей, то увидим без особого труда, что слова в этих словарях расположены в алфавитном порядке.

    С алфавитом мы встретились в книге «Русские пословицы и поговорки», где все пословицы и поговорки выстроены в алфавитном порядке. В предисловии к сборнику говорится о том, что «алфавитный способ размещения пословиц существует издавна. Это вносит порядок в сборник. При алфавитном порядке сами собой выделяются весьма значимые для пословиц начальные слова» . Авторы сборника говорят о том, что «алфавитный порядок помогает понять обобщённый, переносный смысл пословиц, что правильно было бы распространить принцип алфавитного размещения на каждое значимое слово и тогда поиск нужной пословицы был бы значительно облегчен. Но тогда каждую из пословиц пришлось бы повторять в сборнике столько раз, сколько в ней слов» .

    Здесь же мы нашли несколько пословиц и поговорок про азбуку: «Аз да буки избавят ли от муки?», «Аз не вяз, и, содрав лыко, не сплести лаптей», «Азбука к мудрости ступенька».

    На основе алфавита построена обучающая игра «Баба Яга учится читать», в которой есть упражнения на запоминание букв алфавита, а также на проверку знания его.

    Для выяснения ответа на вопрос «Какова роль алфавита в жизни людей?» мы провели опрос среди школьников и взрослых (родителей и работников школы).

    В анкетировании приняли участие взрослых и школьников. Всем им предлагалось ответить на три вопроса.

    Первый вопрос в нашей анкете звучал так: «Знаете ли вы алфавит?».

    Оказалось, что известен алфавит 100% взрослым и 78% учащимся 1-4 классов.

    На вопрос «Используете ли вы знание алфавита в своей работе или в учёбе?» только 95 % взрослых и 52 % школьников ответили положительно. 4 % взрослых и 38 % школьников не используют знание алфавита в работе или в учёбе, а 1 % взрослых и 10 % школьников затруднились дать ответ на этот вопрос.

    На вопрос «Используете ли вы знание алфавита в повседневной (обычной) жизни?» утвердительно ответили 5 % школьников и 15 % взрослого населения. Не используют в повседневной жизни знание алфавита 90 % школьников и 80 % взрослых. По 5 % из обеих категорий затруднились ответить на вопрос.

    С нашим руководителем мы побывали в кабинете у секретаря-делопроизводителя школы Татьяны Борисовны Баховой, от которой узнали, что в школе существует алфавитная книга учащихся. В этой книге фамилии всех учеников расположены в алфавитном порядке, благодаря чему очень легко найти ту или иную фамилию.

    Кроме того, она показала нам алфавитную книгу в электронной базе данных, где мы увидели свои фамилии и прочитали данные, которые отражены про нас в этой базе. Узнали также, что самое больше количество учащихся в нашей школе, фамилии которых начинаются на букву «Ш» - их оказалось 35.

    Классный руководитель Виктория Владимировна Пахомова показала нам классный журнал, в котором список учащихся нашего класса сделан в алфавитном порядке.

    В школьной библиотеке Елена Николаевна Идатчикова показала нам, как можно облегчить себе поиск книги, если знаешь алфавит. Вся художественная литература на полках располагается в алфавитном порядке.

    Знание алфавита очень помогает также и при работе с алфавитным каталогом.

    Посетив узел почтовой связи, мы узнали, что каталоги периодической печати создаются на основе алфавитного порядка. Это означает, что если знаешь название журнала, на который хочется оформить подписку, то благодаря алфавитному указателю легко найти страницу, где отражены подписной индекс, стоимость подписки и краткая информация о журнале.

    Мы также проанализировали списки погибших солдат у памятника неизвестному солдату и выяснили, что фамилии героев ВОВ собраны в том же алфавитном порядке. Это подтвердило гипотезу, что знать алфавит нужно для удобства поиска нужной информации.


    В ближайшем будущем мы планируем посетить сельский фельдшерско-акушерский пункт и узнать у фельдшера Натальи Петровны Чанчиковой, где медицинские работники используют знание алфавита в своей деятельности. Кроме того, в ближайшее время планируем осуществить экскурсию в сельскую администрацию, чтобы узнать, где знание алфавита используется работниками администрации сельсовета.

    На сегодняшний день через беседы с учителем, секретарём и библиотекарем школы мы выяснили, что знать алфавит человеку необходимо для скорости нахождения нужной информации. Узнали, что знание алфавита нужно не только тем людям, чья профессия связана с образованием, но и всем другим.
    Глава II. Описание практической части работы

    § 2. Описание процесса создания модели алфавита
    Мы узнали, что способов запоминания алфавита много.

    Один из способов – это запоминание алфавита при помощи рифм и стихотворений. В приложении к нашей работе даны два стихотворения из «Русской азбуки», которые можно использовать тем, кто ещё не знает или уже забыл порядок букв в алфавите.

    Ещё один способ это создание и дальнейшее рассматривание иллюстраций к каждой букве алфавита. Одну из таких моделей алфавита мы обнаружили в Букваре, который был выпущен в 1985 году .

    Вторую модель нашли в Русской азбуке, которая была выпущена в 2009 году и по которой нас обучали грамоте .

    Интересно то, что содержание иллюстраций к буквам практически не изменилось, несмотря на то, что разница между этими иллюстрациями составляет 24 года.

    Одним из способов запоминания мы решили воспользоваться и создать модель алфавита. Эта модель необычна тем, что изображение каждой буквы алфавита состоит из маленьких изображений различных предметов, названия которых начинаются с той буквы, в которой они размещены.

    Мы взяли старые журналы и стали вырезать предметные картинки на каждую букву, наклеивать их на бумажные заготовки и получили красочную азбуку.

    Быстрее всего мы «заклеили» буквы «К» и «С». Картинок с предметами на эти буквы оказалось у нас больше всех других

    Труднее всего оказалось заполнение таких букв, как «Ч», «Ё», «Щ», «Й».

    Практически невозможным было заполнение букв «Ь», «Ы» и «Ъ», потому что на эти буквы не начинается ни одно слово. Тогда на букву «Ы» мы подбирали такие слова, в которых звук «Ы» стоит под ударением и в первом слоге.

    На «Ь» мы подбирали слова, которые оканчиваются на эту букву.

    За время работы мы запомнили алфавитный порядок, узнали много новых слов. А выполненные нами буквы мы разместили в приложении к работе.
    Заключение
    Мы выяснили, что означают слова «алфавит» и «азбука», а также то, что эти слова зачастую употребляют в речи как синонимы.

    Суждение о том что, алфавит придуман для чего-либо, подтверждено фактами применения данной буквенной последовательности в практической деятельности людей разных профессий.

    Наше предположение о том, что знать алфавит и азбуку совсем необязательно является ложью, так как знание алфавита помогает быстро находить важную и необходимую информацию и этим значительно облегчает её поиск.

    Экскурсии к людям разных профессий и на различные предприятия позволили нам убедиться в том, что знанием алфавита пользуются люди, работающие не только в сфере образования.

    Анкетирование, проведённое нами с целью изучения роли алфавита в жизни людей, позволило узнать различные точки зрения на эту проблему.

    Используя технику аппликации, мы создали модель алфавита, который можно использовать с учащимися первого класса во время знакомства с буквами.


    Список литературы

    1. Азбука [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0

    2. Алфавит [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82

    3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс на 10 CD]

    4. Горецкий В.Г. Букварь. – М.: Просвещение, 1985. – 127 с.: ил.

    5. Даль В.И. Иллюстрированный Даль: дополнительный том «Толкового словаря живого великорусского языка»/под ред. Бутромеева В.П. – М.: Белый город, 2008. – 544 с.; ил.

    6. Зеленина Л.М. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 143 с.: ил.

    7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989. – 750 с.

    8. Русская азбука. 1 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2009. – 239 с.: ил.

    9. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. Аникина; Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. – М.: Худож. Лит., 1988. – 431 с.

    Приложение 1.


    Господин учитель Жук

    К. Льдов


    Как-то летом на лужайке

    Господин учитель Жук

    Основал для насекомых

    Школу чтенья и наук.

    Вот стрекозы, мушки, мошки,

    Пчёлы, осы и шмели,

    Муравьи, сверчки, козявки

    На урок к жуку пришли.

    «А» - акула, «Б» - букашка,

    «В» - ворона, «Г» - глаза…

    Шмель и муха, не болтайте!

    Не шалите, стрекоза!

    «Д» - дитя, «Е» - единица»,

    «Ж» - жаркое, «З» - зима…

    Повторите, не сбиваясь:

    «И» - игрушка, «К» - кума!

    Кто учиться хочет с толком,

    Пусть забудет в школе лень…

    «Л» - лисица, «М» - мартышка,

    «Н» - наука, «О» - олень.

    «П» - петрушка, «Р» - ромашка,

    «с» - сверчок, «Т» - таракан,

    «У» - улитка, «Ф» - фиалка,

    «Х» - ходили, «Ц» - цыган.

    Так наш Жук, махая розгой,

    Учит азбуке стрекоз,

    Мушек, мошек и козявок,

    Мурашей, шмелей и ос.



    Песенка-азбука

    Б.В. Заходер

    Тридцать три родных сестрицы,

    Писаных красавиц,

    На одной живут странице,

    А повсюду славятся!

    К вам они сейчас спешат,

    Славные сестрицы, -

    Очень просим всех ребят

    С ними подружиться!

    А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

    Прикатили на еже!

    З, И, К, М, М, Н, О

    Дружно вылезли в окно!

    П, Р, С, Т, У, Ф, Х

    Оседлали петуха, -

    Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

    Вот и все они, друзья!..

    Познакомьтесь с ними, дети!

    Вот они – стоят рядком.

    Очень плохо жить на свете

    Тем, кто с ними не знаком!

    Мы настолько привыкли пользоваться алфавитом, что даже не задумываемся о том, настолько удобно устроен это порядок букв. О том, что такое алфавит, знали многие древние народы, видоизменение алфавита проводилось по мере совершенствования письменной речи, а свою окончательную форму алфавиты различных стран приобрели уже наше в время.

    Определение алфавита

    Что такое алфавит? Современные лингвисты определяют три признака, которыми отличается каждая упорядоченная буквенная система. Это:

    Определенный порядок построения букв, обозначающих звуки;

    Система диакритических знаков и надстрочных символов, меняющих прочтение одной и той же литеры или же модифицирующих признаки звука;

    Названия букв и знаков. Например, литера «А» в старославянском алфавите читалась как «аз», в современном английском языке - как «эй».

    Ранее еще одним признаком алфавита было использование литер в качестве чисел при счете. Иногда мы даже и сейчас используем литеры вместо порядкового номера. Но в подавляющем большинстве случаев использование цифр гораздо удобней.

    Число букв приблизительно равно числу самых употребляемых фонем языка. Тем не менее, язык изменяется и живет своей жизнью, привнося в речь новые или иностранные слова и выводя из употребления отжившие свое идиомы и выражения. Совокупность и порядок литер алфавита изменяется крайне редко.

    Религия и алфавит

    Согласно многим религиям мира письменность является даром Богов. Например, легенды финикийцев говорят, что письменность им подарил бог мудрости Тауту, а древних египтян начертанию букв научил великий Анубис. Но даже древние предания не могут ответить, что такое алфавит и почему он возник. Чтобы разгадать загадку алфавита, нужно поискать ответы у историков и лингвистов.

    Древнейшие алфавиты

    Согласно научным данным, первое алфавитное письмо датируется 3 тысячелетием до нашей эры. Оно возникло на пересечении древнейших письменных культур - шумерской клинописи и египетской иероглифики. Это была эпоха великих миграций и переселений - исход древнего израильского народа из Египта, разрушение Трои и упадок царства хеттов.

    Первые алфавиты использовали в своем составе различные звуковые слагаемые, которые обозначали одновременно и звук, и понятие. Основные письменные знаки у древних народов были тесно связаны с их религиозными и мировоззренческими представлениями об окружающем мире. Позднее эта связь была потеряна, а первичные буквы алфавита стали основой для универсального инструмента фиксации любого наречия и языка. Так началось победное шествие буквенного алфавита по миру. Древнейший найденный алфавит принадлежит финикийцам. В нем было 22 буквы. Язык этого забытого народа стал родоначальником арамейского и греческого письма.

    Какие бывают алфавиты

    Лингвисты разделяют алфавиты по признаку именования звуков в том или ином языке. Так, бывают вокалические, консонантные и неосиллабические алфавиты.

    Буквы русского алфавита, как и литеры большинства европейских языков, относят к вокалистической группе. Здесь каждый звук обозначается одной или двумя буквами. Например, буквы «е», «ю», «я» на самом деле могут означать отдельные слоги. Но в целом вокалистический алфавит четко отражает на письме произносимые звуки.

    Буквы алфавита консонантной группы на письме обозначают лишь слоги или согласные звуки. Гласные звуки обозначаются различными диакритическими символами или так называемой matres lectionis - это литеры, которые обозначают полугласные или придыхательные звуки. К таким языкам относят арабский язык, финикийский и древнееврейский.

    Алфавит языка эфиопов или индийского народа деванагари относится к третьей, неосиллабической группе. Письмена этих языков используют слоги с одинаковым составом, но с разным произношением гласных. Значимыми становятся долгота гласного звука, его огласовка. Неосиллабическое письмо имеет особое строение, при котором каждый звук не только читается в определенном порядке, но и произносится по-разному.

    Признаки письменной структуры

    Любая письменная система активно использует, кроме алфавита, следующие приемы:

    Графика. Так называются приемы изображения литер и знаков при письме;

    Пунктуация. Так принято называть системы знаков, которые отделяют слова друг от друга и придают написанному законченный вид и более полный смысл;

    Орфография. Это совокупное обозначение правильности написания тех или иных слов, а также правила и приемы для проверки такого правописания.

    Алфавиты на основе греческого языка

    О том, что такое алфавит на основе греческого языка, знают далеко не все. Об этом стоит сказать отдельно несколько слов. Греческий алфавит впервые ввел на письме начертания гласных букв. В греческом языке впервые был предложен порядок литер, часть которого имеется во всех современных алфавитах. Греческое письмо развивалось по двум направлениям - восточное, которым пользовались жители Эллады и городов-полисов Малой Азии и Причерноморья, и западное, которое было широко распространено в Италии, Сардинии, на южных побережьях Испании и Франции. Из западногреческого письма вначале сложилась этрусская письменность, а потом и латинская, которая положила основу всем письменным структурам Западной Европы. Восточная часть греческого алфавита была преобразована в коптский, а затем и в византийское письмо, на основе которого и были разработаны буквы русского алфавита. Таковы пути развития письменного языка.

    Так что вопрос, что такое алфавит, включает в себя множество интереснейших моментов, часть которых была обрисована в этой статье. За более серьезными и научно обоснованными ответами следует обратиться к трудам историков древнего мира и языковедам различных стран.