Что такое конспект урока.

Светлана Борисова
Конспект урока во 2 классе «Вокальный ансамбль»

Конспект урока

Предмет : «Вокальный ансамбль »

2 класс

Тема урока : «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле »

Учебная программа : Рабочая программа по предмету «Вокальный ансамбль » (2012 г. Составитель : Борисова С. В.)

Тип урока : комбинированный, закрепление музыкального материала с введением новых элементов

Цель : развитие исполнительского мастерства в ансамбле с помощью средств музыкальной выразительности

Задачи :

Образовательные :

Закрепление понятия ;

Развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности;

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках

Развивающие :

Укрепление артикуляционного и вокального аппарата ;

Развитие навыков и приемов ансамблевого пения ;

Развитие умения слушать и слышать, доверять друг к другу, исполняя песенный материал;

Развитие умения анализировать свою деятельность, в ходе просмотра видеозаписи урока-репетиции

Воспитательные :

Формирование умения работать в команде;

Формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;

Формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися

Методы :

наглядный (показ, словесный (объяснение, беседа, практический

Форма организации детей : групповая

Характеристика группы : группа 2 года обучения, девочки 8-9 лет в количестве 8 человек (на примере шоу-группы «Смайлики» )

Время занятия : 45 минут

Материально – техническое обеспечение урока :

Фортепиано;

Микрофоны;

Колонки (мониторы) – 2 шт. (для принятия стерео сигнала) ;

Ноутбук;

Микшерный пульт с усилителем;

Видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура

Структура урока :

I. Начало урока

1) организационный момент

2) приветствие

3) сообщение темы и цели занятия

II. Основная часть

1) комплекс упражнений на дыхание, ритмический рисунок произведений, дикцию в движении;

2) выполнение вокальных упражнений – распевка;

3) учебно – дидактическая игра;

4) Работа над репертуаром :

Песня «Бабушка пирата» , «Жираф»

III. Заключительный этап

1) просмотр видеозаписи занятия, выявление и анализ проблемных моментов;

2) подведение итогов занятия;

3) аплодисменты

Ход занятия

Этап Время Содержание Примечание

Начало урока

5 мин Организация начала занятия, приветствие учащихся, активизация внимания, сообщение цели занятия, создание психологического настроя на творческую, плодотворную деятельность. Беседа по теме занятия.

Учащиеся заходят в класс , выстраиваются в полукруг. Беседа об ансамблевом звучании , опрос по средствам музыкальной выразительности.

Основная часть

Выполнение комплекса упражнений на дыхание :

1. «Холодное дыхание»

2.«Егорка»

3.«Насос» .

Артикуляционная гимнастика

Вокальные упражнения-распевка :

1. «Ниточка» (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом и открытым ртом на слоги)

2. «Музыкальный лифт» (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)

3. «Секвенции» вокальные и дикционные

(пение кантилены, стакатто)

4. «Смешанные ритмы»

(использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи , мягкой и жёсткой «атаки звука» )

Все упражнения выполняются в кругу.

Необходимо систематически выполнять дыхательные упражнения, чтобы довести до совершенствования технику дыхания и владение ей.

Дикционные упражнения и артикуляционная гимнастика дают возможность тренировать весь речевой аппарат и постепенно развивать мышцы органов речи Дикционные упражнения необходимы т. к. близость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения.

Продолжая движение в ритме, приступаем к распевке – подготовке голосового, вокального аппарата к пению .

Основная часть

Учебно – дидактическая игра «Средства музыкальной выразительности»

Дети разбирают дидактический материал – нотки с названиями средств музыкальной выразительности

Дают определения понятиям и анализируют его в музыке песни «Жираф» .

Игра позволяет развить умение применять теоретические знания в исполнительской практике в условиях ансамбля , укрепить эмоционально-психологическое состояние детей, способствует созданию атмосферы взаимодействия детей друг с другом, формировать психическую готовность к вокальному исполнению

Основная часть

Работа над репертуаром :

Песня «Жираф»

Учащиеся исполняют 1 и 2 куплет песни с использованием двухголосия в припевах, сначала с инструментом, затем с использованием микрофонов.

Ведется работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи, драматургия произведения)

Повторение песни «Бабушка пирата» с использованием микрофонов и исполнением поставленных движений, подготовка в конкурсу.

Приемы работы над песенным репертуаром демонстрируют уровень развития исполнительского мастерства ансамбля и солистов в едином эмоциональном и вокально-техническом

характере; способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности.

Заключи-тельный этап

5 мин Просмотр видеозаписи занятия, выявление и анализ проблемных моментов

Выявление ошибок и неточностей, постановка цели на следующее занятие-работа над ошибками.

Прощание, аплодисменты Все занятия и выступления в процессе обучения необходимо фиксировать видео- или аудиоаппаратурой, с дальнейшей демонстрацией на компьютере/ноутбуке, при просмотре тщательно анализировать ошибки и подчеркивать лучшие моменты выступлений

Приложение

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения, способствующие улучшению нижнереберного дыхания.

«Холодное дыхание» - принять правильную осанку, одну руку положить на диафрагму, вторую поставить перед собою на уровень рта на небольшом расстоянии. Делается медленный плавный вдох через нос. Рука в это время ощущает, как расширяется низ грудной клетки. Затем плавный выдох, можно без звука, можно озвучить букву «У» открытыми губами, сложенными как при свистке. Выдыхать нужно на поставленную ладонь, а ладонь должна ощущать равномерное дыхание без толчков. Наглядно это упражнение можно делать с зажженной свечей, чтобы при выдохе пламя свечи не погасло (расстояние не должно превышать 20-25 см) .

«Егорка» - произнести детскую считалочку : «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки» , потом вдохнуть, и на выдохе считать как можно дольше : «Раз Егорка, два Егорка и так далее» . Младшим детям это упражнение очень нравиться.

«Насос» - встать прямо, ноги на ширине плеч, взяться за рукоятку воображаемого насоса : выпрямляемся – вдох, наклоняемся – выдох. Губы при этом в виде свистка.

Очень полезно ученику петь упражнения на «Staccato» - в них ярко выражается работа диафрагмы. Со своими учениками я делаю это распевание по мажорному трезвучию вверх и вниз.

Артикуляционная гимнастика

1. Раскрытие рта – хорошо и свободно открывающийся рот;

2. подтягивание верхней губы к деснам зубов (вялость губ препятствует правильному формированию звука) . Борьба с «мертвой» губой», тормозящей четкость и звучность речи;

3. опускание нижней губы к деснам зубов;

4. чередование движений верхней и нижней губы по отдельности, как указано во 2 и 3 упражнении;

5. специальная тренировка верхней губы (рот слегка раскрыт, верхняя губа верхняя губа, закрывая верхние зубы, крепко натягивается на них так, чтобы край губы загибался внутрь рта, затем, растягиваясь в стороны, далее в исходное положение);

6. специальная тренировка нижней губы (то же, что и я верхней губой) ;

7. специальная тренировка нижней и верхней губы одновременно (повторить 5 и 6 упражнение одновременно) ;

8. движение нижней челюсти вперед, вправо, влево, вниз и кругом. Цель – хорошо раскрыть рот и развить подвижность нижней челюсти. Упражнение выполнять медленно и округло;

9. движение сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их, затем в стороны (зубы сжать) ;

10. движение сомкнутых выпяченных губ вперед, влево, вправо, вверх, вниз и кругом.

Упражнения для языка

1. Язык лежит плоско с небольшим углублением и на спинке. Кончик языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен, как в момент зевка. Рот широко раскрыт в вертикальном положении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло;

2. Движение кончика языка к передним зубам;

3. Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щек (укладывание – «шпага» );

4. Рот слегка раскрыт, язык из нормального положения (кончик языка у нижних зубов, корень опущен (идет по вверху, совсем загибаясь назад по направлению к небу, и затем снова ложится обратно). Упражнение рассчитано также на тренировку уздечки и укрепление мышц языка. Оно проводится при неподвижности нижней челюсти, для звуков Т, Д, Л, Р. Наблюдается сильная вибрация звука Р.

5. Упор к зубам, а затем энергичный отрыв от верхних передних зубов Т, Д;

6. Нижняя губа должна касаться передних верхних зубов (прикус) В, Ф и т. д.

7. Для разработки корня языка : кашляем как старички КХА, КХА, КХА; постреляем пальцем, прицеливаясь в цель – КХ, КХ, КХ; застряла в горле кость – КХХ, КХХ, КХХ, кричит ворона – КАР, КАР, КАР,

Скороговорки

1. Поменяла Прасковья карася

На три пары полосатых поросят.

Побежали поросята по росе,

Простудились поросята, да не все.

2. Няня мылом мыла Милу

Мила мыла не любила,

Но не ныла Мила,

Мила молодчина

3. На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова, на траве двора.

Описание выполнения распевки

Вокальные упражнения :

1.«Ниточка»

Исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом, затем открытым на слоги «ли, лю, лё» в нескольких тональностях по восходящему движению.

Следим за дыханием, интонированием устойчивого звука. Педагог контролирует формирование учащимися гласных звуков.

2. «Музыкальный лифт» .

Упражнение на сглаженность регистров и опору звука. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно. На звук «А» - как первый этаж и «И» - фиксированный седьмой. Педагог следит, чтобы учащиеся правильно направляли звук в головной резонатор и ощущением его опоры.

Проходим от ля (м) до фа(1) основного звука.

3. «Секвенции»

Закрепляем понятие «секвенция» . Движение мелодии на слог «Ли» (кантилена) ; звук «Я» (стакатто) ; звук губами «тпру» при исполнении мелодии. Выполняем 4-5-раз в восходящем движении.

4.«Смешанные ритмы»

Использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи , мягкой и жёсткой «атаки звука» . Используются элементы двухголосия.

Описание проведения дидактической игры

Учащимся выдаются дидактические пособия : шаблоны – нотки. В центре каждой нотки - название средства музыкальной выразительности : ритм; метр; мелодия; динамика; лад; регистр; ритмический рисунок; темп.

Звучит музыкальное произведение – песня по теме урока и изучаемого репертуара.

Учащимся даётся время на прослушивание фонограммы.

В зависимости от выбранной нотки, учащимся надо охарактеризовать средство музыкальной выразительности. Например, если нотка – ритм, то учащийся говорит и показывает, в каком ритме звучит музыка. И из чего состоит ритм? Он объединяется с метром и пульсацией (присоединяется к обладателям солнышек с этими понятиями) . Так же определяем основной лад, темп, развитие динамики, движение мелодии, её ритмический рисунок, и т. д.

На данном уроке мы разбираем аранжировку песни «Жираф» . Какой темп, ритм использовал музыкант (определить двудольный метр) . В каком основном ладу звучит музыка? Как меняется характер и движение мелодии в куплете и припеве?

Всё это должен анализировать и слышать исполнитель для передачи музыкальной мысли зрителю, вызывая эмоциональную отдачу, объединившись одним ритмом.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

Стремительный прогресс компьютерных технологий, изобретение новых технических средств обучения, звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, раскрывают неограниченные возможности для модернизации концептуально-методологических и методических подходов к обучению музыке и, в частности пению. Однако проблема нехватки, а вследствие ограниченного использования ТСО или неиспользования вовсе, для совершенствования эстрадного вокального обучения до сих пор во многих учреждениях стоит очень остро.

Таким образом, возникает вопрос : почему для обучения пианиста наличие фортепиано обязательно, а для эстрадного вокалиста звуковоспроизводящей аппаратуры нет? Для обучения скрипача необходим смычок, а для эстрадного вокалиста микрофон при работе в классе не обязателен ? Ответ лежит на поверхности – преподаватели к настоящему времени разработали уже свои теории и методики обучения эстрадному пению, а вот теоретические и методические аспекты использования ТСО в учебной практике пока используются далеко не всеми.

Так как эстрадное искусство связано с использованием современной электронной техники (микрофоны, усилители, микшерский пульт, акустическая обработка звука, магнитофон и т. д., то все это может служить техническими средствами обучения певцов. Поэтому научить детей пользоваться ими в учебном процессе является первой задачей педагога в работе с обучающимися по предмету «эстрадное пение» .

Практически все дети, подойдя к микрофону, испытывают испуг от звучания своего голоса. Для того чтобы ребенок мог адаптироваться к новым условиям, необходимо использовать разговор с ним. Когда ребенок отвечает в микрофон на вопросы : как его зовут, как зовут членов его семьи и т. д., а затем пытается рассказать стишок; лишь после этого можно переходить к постановке голоса с использованием микрофона и звукозаписи;

Уже на этом – подготовительном этапе учащиеся знакомятся с понятием о фонограммах, как аккомпанирующих, так и с записью голосов исполнителей. Кроме того, детям рассказывается о возможностях микрофонов-караоке, музыкальных центров с караоке и компьютерных программах в Интернете, где можно найти множество аккомпанирующих фонограмм самых известных исполнителей. Таким образом, дети получают представление о возможностях магнитофона, видеомагнитофона и компьютера, как помощников в обучении.

Эстрадная манера пения приближается по звучанию к народной манере, но использует основные принципы постановки голоса в классическом вокале , поэтому в работе с детьми в стиле эстрадного вокала следует опираться на лучшие достижения русской вокальной методики .

На следующем этапе следует использовать метод создания определенных акустических условий для улучшения тембрового звучания голоса детей. В диссертации кандидата педагогических наук О. И. Поляковой «Теоретико-методические аспекты использования ТСО в процессе обучения пению подростков» (Москва, доказано, что возможно изменять спектр детского певческого голоса в желаемом направлении, т. е. с помощью современных микрофонов и аудио-аппаратуры возможно добавлять в звучание необходимые частоты – чаще высокие в диапазоне от 3200-3800 Гц и эффект реверберации, где Т = 4-8 сек (что соответствует эффекту звучания певческого голоса в помещении зала с хорошей акустикой). Затем, при помощи наушников, обработанное звучание голоса нужно снова возвращать к уху ребенка. В результате такого воздействия на слух соответственно изменяется первоначальный спектр голоса обучаемого. При этом возникает ощущения «комфортности» у детей при пении. Кроме того, доказано, что изменения тембрового звучания голоса детей возможно, но только в том случае, когда возвращаемый в наушники, обработанный голос ненамного отличается от его первоначального источника по спектральным характеристикам их собственного голоса.

Данная закономерность позволяет на деле реализовывать принцип индивидуального подхода в практической работе с детьми. Искусственные акустические условия при этом можно считать «вспомогательным эталоном» для подражания. Вместе с тем педагогу необходимо следить за тем, чтобы качество звучания голоса, поступающего в наушники, было не «механическим» (когда чрезмерное добавление высоких частот приводит к отрицательному эффекту, а при подборе акустических параметров для каждого певца учитывать индивидуальные особенности его голоса. Работа педагога в условиях студии звукозаписи, при наличии звукорежиссера даст наиболее положительные результаты.

Опыт практической работы с микрофоном показал, что необходимо помнить о существенных различиях в их чувствительности в зависимости от марок изготовителей и о роли расстояния между певцом и микрофоном.

Сравнивая первоначальную аудиозапись с обработанной компьютером аудиозаписью, на уровне подсознания у ребенка происходит корректирование звучания его голоса по принципу саморегуляции. При этом создаются условия для активизации самоконтроля в пении.

План-конспект урока физкультуры во 2 классе по теме «Круговая тренировка. Подвижные игры»

Цели: разучить разминку с гимнастическими палками; прове­сти круговую тренировку; поиграть в подвижную игру.

Формируемые УУД:

  • предметные: иметь представления о спе­циальных упражнениях для сохранения хорошего зрения, о том, что такое круговая тренировка, уметь лазать по гимнастической стенке, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятель­ность, выполнять разминку с гимнастическими палками и игро­вое упражнение на внимание;
  • метапредметные: принимать и со­хранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • личностные: осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, проявлять доброже­лательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, разви­вать навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, следовать установке на безопасный и здоровый образ жизни.

Инвентарь: секундомер, свисток, 4-6 пролетов гимнастиче­ской стенки, гимнастическая перекладина, гимнастические палки для каждого ученика, 3-5 матов (в зависимости от того, будут дети делать кувырки и перекаты по очереди или сразу на двух матах), гимнастическая скамейка.

Ход урока

Вводная часть

  1. Построение в одну шеренгу. Рапорт учащихся и приветствие.
  2. Объявление темы и задач урока.
  3. Беседа о бережном отношении к зрению. Какие упражнения нужно выполнять, чтобы сохранить зре­ние? (Ответы детей.)

Для сохранения хорошего зрения необходимо делать специ­альные упражнения.

Памятка. Упражнения для глаз

  • Моргать глазами (1 мин).
  • Закрыть глаза и круговыми движениями делать массаж век кончиками указательных пальцев.
  • Крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4-5 раз.
  • Если глаза сильно утомились от чтения, просмотра телеви­зора или работы за компьютером, полезно подойти к окну и 2-3 мин посмотреть на небо.
  • Смотреть на указательный палец вытянутой перед собой руки. Медленно приближать палец к кончику носа, продол­жая за ним следить глазами. Повторить 4-5 раз.
  • Дома на окно можно приклеить кружочек из бумаги. За­крыть один глаз, а другим 5 с смотреть на кружок. Затем перевести взгляд вдаль. То же самое проделать другим гла­зом. Повторить 6-8 раз.
  • Вращать глазами сначала влево, а затем вправо. Повторить 6-8 раз.
  • Смотреть вверх и вниз, влево, вправо, в верхний правый угол, в левый нижний и наоборот. Повторить 6-8 раз.

А главное - избегать опасных ситуаций, беречь глаза от веток в лесу, острых предметов и т. п.

Все эти упражнения даны в учебнике. Когда знакомим или повторяем их с учениками, не выполняем упражнения долго, де­лаем 1-2 раза. Можно использовать не все упражнения, а только те, которые больше нравятся.

После упражнений для глаз пере­ходим к разминке.

  1. Ходьба строевым шагом. Класс, направо! Налево в обход по залу шагом марш! Бегом марш!
  2. Бег без заданий. Выполняется бег (1 мин), после которого перевести учеников на шаг и выполнить дыхательные упражнения. Проходя по кругу, ученики берут по одной гимнастической палке, останавливаются на длинной стороне зала, рассчитываются на первый-второй, пе­рестраиваются в две шеренги и размыкаются на руки в стороны.

Разминка с гимнастическими палками

  • И. п. - основная стойка, палка внизу. На счет «раз» - палка вверх, правая нога назад на носок; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три» - палка вверх, левая нога назад на носок; на счет «четыре» - вернуться в исход­ное положение. Повторить 4 раза.
  • И. п. - стойка ноги врозь, палка внизу. На счет «раз» - по­ворот головы направо, палка вправо, правым концом палки как будто пытаемся проткнуть воздух; на счет «два» - пово­рот головы налево, палка влево, левым концом палки как будто пытаемся проткнуть воздух. Повторить 4 раза.
  • И. п. - основная стойка, палка вверху. На счет «раз» - по­ворот корпуса направо, палка вперед; на счет «два» - вер­нуться в исходное положение; на счет «три» - поворот кор­пуса налево, палка вперед; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
  • И. п. - стойка ноги врозь, палка внизу. Под счет до 4 - кру­говые движения палкой вправо-вверх-влево-вниз. На счет «пять-восемь» - то же в другую сторону. Повторить 4 раза.
  • И. п. — стойка ноги врозь, палка внизу. На счет «раз» - на­клон, коснуться палкой пола (те, кому тяжело, могут палку слегка повернуть, чтобы коснуться ею пола); на счет «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза в мед­ленном темпе.
  • И. п. - основная стойка, палка внизу. На счет «раз» - вы­пад вправо, поворот корпуса влево, руки вперед; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три» - выпад влево, поворот корпуса вправо, руки вперед; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
  • И. п. - основная стойка, палка перед ногами. На счет «раз» - прыжок через палку вперед; на счет «два» — прыжок через палку назад в исходное положение. Повторить 8 раз, начиная медленно, постепенно ускоряя темп выполнения.
  • После прыжков взять палки в руки, пройти по кругу, убрать их на место, пройти и сесть на скамейку.
  1. Основная часть

Станции круговой тренировки зависят от многих параметров: количества детей, имеющегося инвентаря и оборудования, ре­шаемых задач. Сегодня мы повторяем ранее изученные элементы и упражнения. Всегда можно использовать различные тренаже­ры. Если есть возможность заниматься босиком, то это большой плюс, тогда можно разложить рифленые дорожки для профилак­тики плоскостопия, и дорожки эти могут стать связующим зве­ном между станциями или самостоятельной станцией, чтобы дети ходили по ней целую минуту.

Предложены 12 станций, это значит, что если в классе 24 уче­ника, то по 2 ученика на станцию, если детей больше, то коли­чество станции можно увеличить. Если же детей совсем мало, то можно пустить их по одному на станцию. Чтобы дети не пута­лись, можно сделать таблички с номерами у каждой станции - так детям будет проще ориентироваться первое время.

На каждой станции занимаемся 1 мин, после чего переходим по кругу (по часовой стрелке). Дети начинают выполнять упражне­ние и заканчивают по сигналу. Порядок станций можно менять, если расположение инвентаря и оборудования в таком порядке неудобно. Упражнения должны развивать разные группы мышц, т. е. нельзя давать 3 станции подряд на руки, а затем 3 на гибкость, нужно, чтобы нагрузка менялась - то на руки, то на пресс, то на ноги и т. п.

Лазанье по гимнастической стенке (1 пролет).

Здесь выполняется залезание до самого верха (по возмож­ности) и спуск обратно. Так всю минуту. Желательно на маты не спускаться.

  • Подъем туловища из положения лежа.
  • Вис стоя и вис на согнутых руках на перекладине.
  • Кувырок вперед.
  • Перелезание с одного пролета на другой (2-4 пролета) на гимнастической стенке. Залезать невысоко (до середи­ны, не выше).
  • Перекаты прямым телом по мату.
  • Приседания.
  • Стойка на голове (здесь находится учитель и помогает).
  • Отжимания (сегодня пробуем, чтобы посмотреть, как уче­ники справляются с ними).
  • Ходьба на гимнастическую скамейку и обратно. И. п. - стоя лицом к скамейке. На счет «раз» - шаг на скамейку правой; на счет «два» — шаг на скамейку левой (встать на скамейку); на счет «три» - шаг назад со скамейки правой; на счет «че­тыре» — шаг назад со скамейки левой в исходное положение.
  • Из положения сидя наклоны, стараясь пальцами рук достать пальцы ног.
  • Стойка на одной ноге.

Вы должны стараться выполнять задание в течение минуты, но это не значит, что надо выполнять его с максимальной интенсивностью, необходимо подобрать свой темп выпол­нения, чтобы сил хватило на всю минуту. Лучше делать мед­ленно в течение минуты, чем устать на первых 10 секундах, а потом отдыхать.

Учитель объясняет и показывает все станции, ученики рас­ходятся по местам.

Всегда смотрите, что делает тот, за кем вы идете, чтобы по­том не было вопросов «а что теперь делать?».

Проводится круговая тренировка (13-15 мин).

  1. Подвижная игра «Успей убрать»

После круговой тренировки ученики образуют круг вокруг учителя, проводится подвижная игра на реакцию и внимание «Ус­пей убрать». Задача: ученики вытягивают руки вперед, ладоням вверх, учитель ходит по кругу и старается кого-нибудь осалить, т. е. коснуться открытой ладони. Чтобы этого избежать, дети ста­раются успеть убрать руки (опустить или убрать назад).

III. Заключительная часть

  1. Построение в шеренгу. Класс строится в одну шеренгу за 2-3 мин до конца урока.
  2. Подведение итогов урока. Учитель коротко подводит его итоги.
  3. Оценивание работы учащихся. Похвалить детей за хорошее выполнение.
  4. Домашнее задание. Запомнить текст «Береги зрение!» на с. 39 учебника.

План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

  • Обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях, как (“друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”;
  • Активизировать словарь по данной теме;
  • Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждении.
  • Развивать нравственные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
  • Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений.
  • Активизировать словарь учащихся по данной теме.
  • Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Материал:

Аудиокассета с записью песен о дружбе, видеокассета с записью мультфильма “Приключения кота Леопольда”, шкатулка, открытки-сердечки, плакаты с пословицами “Старый друг лучше новых двух”, “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, “Крепкую дружбу и водой не разольёшь” и со словами о дружбе: “Ребята, давайте жить дружно!”, “Друг в беде не бросит, лишнего не спросит”, “Жить на свете очень туго без подруги или друга”, “Дружить – значит дружно жить!”, фотографии друзей.

Перед началом урока звучит песня В. Шаинского “Песня о дружбе”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение стихотворения “Слово "Друг"”.

Когда еще никто не знал ни слова,
Ни “здравствуй”, ни “солнце”, ни “корова”,
Соседям древний человек привык,
Привык показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки.
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю, -
Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
“Дурак!” Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).

Зачем человеку понадобился друг?

Показ отрывка из мультфильма “Приключения кота Леопольда”.

Ребята, вы наверно заметили, как часто главный герой мультфильма кот Леопольд обращается к озорным мышатам со словами “Ребята, давайте жить дружно!”

А что значит “жить дружно”? (мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).

Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба? (Предполагаемые ответы детей: дружба - это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным: разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться учителю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку, помочь с уроками).

Правильно, ребята. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям класса. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним. В песне о дружбе поётся:

Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит.
Вот, что значит
Настоящий верный друг.

III. Работа по теме урока.

Я знаю, что почти у каждого из вас есть друг. Что вы можете рассказать нам о своем друге?

Рассказы детей о своем друге (2-3).

Игра “Фотографии друзей”

Цель: формировать у детей определенные отношения к партнеру.

Предложить детям выбрать две-три фотографии из разложенных на столе. Ребенок должен объяснить, почему именно эти фотографии он взял. В какой момент запечатлен его друг? Какое у него настроение? Что можно о нем рассказать, какой он? И т. д.

В первом варианте игры можно использовать фотографии детей данного класса.

Во втором варианте подбираются фотографии друзей из семейного альбома.

Скажите, ребята, если вы долго не видитесь со своим другом, вы скучаете по нему? Вы рады встрече с ним после длительной разлуки?

Этюд “Встреча с другом”

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое; развивать выразительные движения.

Педагог рассказывает детям историю.

“У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!”

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Педагог обращает внимание на их выразительные движения: объятия, улыбку, выражения грусти, радости.

Часто говорят “Друзей не выбирают”. Друзья могут быть абсолютно разными по характеру, но их необходимо во всем понимать

Дети слушают стихотворение Т. Волиной “Два друга”.

Пришли два юных друга на речку загорать.
Один решил купаться - стал плавать и нырять,
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: “А вдруг я утону?”
Пошли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится - румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду.
“Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!
Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал - согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи -
Лежит под одеялами: Кха-кха!.. Апчхи!

Дети оценивают поведение обоих ребят.

Жить на свете очень туго без подруги или друга,
Без тебя и твой щенок нестерпимо одинок.

А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей ).

Динамическая пауза.

Чтение стихотворения А. Шалыгина “Если есть хороший друг”.

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе? (хранить секреты и помогать друг другу ).

Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга.

Я расскажу вам один случай, а вы подумайте, так ли поступают настоящие друзья.

Три девочки – Ира, Зина и Лена – дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался. Она испугалась и стала быстро убирать его, Лена ей помогала и говорила: “Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем, скажем Вере Ивановне и попросим починить коробку”. Зина стояла в стороне и говорила: “Всегда ты, Ирочка, всё ломаешь. Я вот скажу Вере Ивановне. В чем корм хранить?”

Как вы думаете, кто из девочек настоящий друг? Почему? Как поступают настоящие друзья? Чему может научить вас этот рассказ? (Всегда помогать и поддерживать своих друзей в трудную минуту ).

Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту.

Как вы считаете, интереснее жить - с друзьями или без друзей? (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь - грустно ).

У многих из вас есть в классе друг. Давайте проверим, узнаете ли вы своего друга с завязанными глазами.

Игра “Найди друга”.

Цель: уметь на ощупь узнать своего товарища.

Дети делятся на две группы. Одной группе детей завязывают глаза и предлагают каждому с помощью рук ощупать волосы, одежду, руки, узнать своего товарища из другой группы. Затем дети меняются ролями.

Разыгрывание ситуации.

А сейчас будем играть так, как обычно играете вы.

“Сережа играл в пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова. Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик.

Вова, - спросил он друга, - почему Владик плачет?”

А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел, поплыли дальше. Поревет и перестанет.

Вопросы:

  • Какими вам кажутся Сережа и Вова? (равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными ).
  • Расскажите, что вы думаете о друзьях? (они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу ).
  • А как бы вы поступили на их месте? (Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе ).

Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.

Итог.

Ребята, я вам как-то рассказывала про своего знакомого мальчика, у которого до сих пор нет друзей. Что бы вы ему пожелали? Как бы вы ему объяснили, что такое “дружба”? (Ответы детей).

Я вижу, ребята, вы поняли, что такое “дружба”. Теперь сумеете сами правильно дружить и научите других. Я еще раз убедилась, что у вас в классе живет дружба, вы умеете дружить. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную шкатулку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, запишет свое пожелание, какими надо быть, чтобы появились друзья, и бросит его в шкатулочку. Шкатулка останется у вас в классе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

Релаксационная пауза “КРУГ ЛЮБВИ”.

Цель: сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

А сейчас подойдите все ко мне. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа. Пожелайте друг другу то, что вы записали в своих “сердечках” (дети желают друг другу любви, добра, радости, хороших и преданных друзей и т.д.).

Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как травы – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами…

Домашнее задание.

Нарисовать портрет своего лучшего друга и уметь рассказать о нем.

Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки - вот что такое конспект . К важным качествам конспекта относятся: внутренняя логика изложения, ясность и краткость.

Конспект урока, план урока, методическая разработка … Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

Конспект урока – это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем. Некоторые учителя обсуждают – а нужен ли конспект урока? Ведь почти никогда не удается провести урок так, как задумывал. Ну и что. Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».

Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и планы (конспекты) уроков. Ниже даны укрупненные рекомендации по составлению таких конспектов.

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:

ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.

УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть - урок изучения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок, и др.

ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока.

ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.

ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, проектор, диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).



ПЛАН УРОКА: пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания (по усмотрению педагога):

№ п/п Этап урока Приемы и методы Время, мин

ХОД УРОКА - основная часть Вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы:

В перечень этапов, входят соответствующие типологии урока.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: здесь перечисляете все учебники, задачники, дидактические материалы, книги для внеклассного чтения которыми Вы и дети пользовались при проведении урока. Включенные в раздел источники информации должны быть пронумерованы по порядку, потом к этим номерам Вы прибегаете по тексту плана-конспекта там, где это необходимо. Не стесняйтесь вносить в этот список свой рабочий конспект, поурочное планирование, свои планы-конспекты других уроков и ссылаться на них в соответствующих местах разделов. В тексте ссылки на литературу проставляйте в квадратных скобках.

Подпись УЧИТЕЛЯ: в конце конспекта Вы ставите свою фамилию и расписываетесь. Без этого неясно, кто по этому конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.