Что такое самообразование? Психологическая функция самообразования. Как ускорить процесс самообразования

Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных, так и субъективных причин пренебрегает «интересами индивида», относится к нему как к «средству», а не как к «цели».

Это противоречие отнюдь не случайно. Его четко сформулировал в своей лекции «Педагогика и социология», прочитанной в 1902 году в Сорбонне, французский социолог Э. Дюркгейм: «Воспитание не имеет единственной или главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования. Оно (воспитание) состоит в целенаправленной социализации молодого поколения»".

Историческая миссия преодоления этого противоречия во многом зависит от эффективности использования всех возможностей и резервов системы непрерывного образования.

Институт непрерывного образования охватывает школу и внешкольные учреждения культуры, базируется как на образовании, так и на самообучении. И в том, и в другом случае учащимися осуществляется учебное познание, т.е. освоение некоторой части общественного знания (отличие «учебного» познания от «неучебного» в том, что объектом познания является не реальная действительность (природа, Бог, общество, человек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. Отличие познавательной деятельности в этих двух случаях заключается в том, что при обучении педагогом преподносится учащимся учебный материал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наилучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция), причем предусматривается соответствующая система контроля и аттестации обучаемых; самообучение предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных «учебных материалов».

Граница между образованием и самообразованием не является жесткой. Любое образование включает элементы самообразования, ибо предполагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние задания), а самообразование редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиографов, коллег). Обучение и самообразование дополняют друг друга как две формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формальное обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение и т.д.), а самообразование включено в практическую (как правило, производственную) деятельность, которая ставит свои отнюдь не вымышленные проблемы. Поэтому самообразование выше обычного обучения, оно, по словам ученых, «конечная истина образования».

Структура института непрерывного образования включает те учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают обучение и самообразование в наши дни. Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы знания и знания специально-профессиональные; во-вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и самообучение (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровни общественного

Формы знания

учебного познания

Необходимые всем первоосновы науки и культуры

Специально-профессиональные знания, умения навыки

ОБУЧЕНИЕ (формально-регламенгиро-ванное учебное познание)

Дошкольные учреждения, средняя школа

Средняя специальная и высшая школа

Дополнитель-ное

Углубленное изучение отдельных предметов

Системы повышения квалификации, производственное обучение, профессиональные курсы

САМООБУЧЕНИЕ (неформальное учебное познание)

Культурно-досуговые учреждения (библиотеки, клубы, музеи, лектории и т.д); Средства массовой коммуникации

Службы научно-технической информации; Специальные научные библиотеки; Профессиональные общества; Научные общества


Другие материалы:

Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе. Брак и семья: понятие, типы, функции, жизненные циклы развития
Семья по признанию ученых - одна их величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинт...


Региональные законодательство, регулирующее деятельность общественных палат, существует в 33 субъектах Российской Федерации. Региональные общественные палаты существуют в качестве независимых некоммерческих организаций и во многих случаях...

Важнейшей характеристикой личности XXI века выступает её профессиональная компетентность, так как она наряду с другими качествами обеспечивает востребованность и конкурентоспособность личности в обществе. Термином «компетентность» в педагогике и других науках обозначают не только способность решать профессиональные задачи, принимать ответственные решения, но и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всœей жизни. Последние десятилетия характеризуются ускорением обновляемости знаний и технологий в различных сферах деятельности. Объём информации постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен непрерывно повышать свой образовательный уровень, своё профессиональное мастерство. Полученного среднего и даже высшего образования в настоящее время нужнолго не хватает.

Идея непрерывного образования является одной из прогрессивных идей культуры ХХ века. Смысл ее состоит по сути в том, чтобы обеспечить человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всœей жизни, а значит, обеспечить прогресс всœего общества. Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция. Развитие концепции непрерывного образования является важнейшим условием формирования адекватной современному обществу системы образования.

Вот почему в каждой стране пытаются создать и реализовать свою модель системы непрерывного образования. Понятие «непрерывное образование» в мировой педагогике имеет несколько значений: «образование через всю жизнь», образование взрослых, «продолжающееся образование», «возобновляемое образование» и другие. Отечественные ученые рассматривают непрерывное образование в нескольких аспектах:

· как концепцию, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека;

· как образование, получаемое в учреждениях образования всœевозможных типов: от дошкольных до учреждений послевузовского образования;

· как образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, профессиональная переподготовка .

В современной трактовке непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой образовательных учреждений и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

Содержание непрерывного образования строится на основе преемственности и многовариантности общего и профессионального образования. Помимо знаний, умений, навыков в содержание непрерывного образования входит сам процесс образования, то есть овладение знаниями, умениями и навыками, пути и способы самостоятельного добывания, поиска, открытия знаний. В системе непрерывного образования Республики Беларусь можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. Основное и дополнительное образование может быть общим и профессиональным (рис.4).

В личностном смысле непрерывное образование - ϶ᴛᴏ способ разностороннего развития индивида, образ разумной жизни. Непрерывное образование осуществляется как в процессе специально организованного обучения в учреждениях образования, так и в ходе самообразования. Самообразование – освоение знаний, умений, навыков, опыта деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности. Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре.

Выделяют (М. Князева, В.Д. Диденко) следующие функции самообразования :

- экстенсивная : накопление, приобретение новых знаний;

- ориентировочная: определœение себя в культуре и своего места в обществе;

- компенсаторная : преодоление недостатков, «белых» пятен в полученном (школьном, вузовском и др.) образовании.

- саморазвития : развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей;

- методологическая : формирование образа мира, своего места в нем; определœение смысла профессионального бытия педагога и т.п.;

- постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, её технологиям.

- коммуникативная : установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами;

- развитие творческого потенциала личности;

- психотерапевтическая : сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия;

- омолаживания: преодоление инœерции мышления, предупреждение застоя в профессиональном росте;

- геронтологическая : поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма.

Источниками самообразования являются всœе компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и др.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основной или сопутствующим специальностям; обучение на разных курсах, хобби и другие.

Рис. 4.

Рис.4

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте образование как социальное явление и общечеловеческую ценность. Почему образование является ведущим фактором развития культуры общества и личности?

2. Определите понятие «образование» во всœех значениях.

3. Какова роль образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества? Дайте их краткую характеристику.

4. Назовите основные компоненты системы образования в Республике Беларусь. Изобразите ее схематически.

5. Назовите ступениобщего среднего образования. Охарактеризуйте учреждения общего среднего образования

6. Какие изменения произошли в последнее десятилетие в организации процесса обучения в общеобразовательной школе? С чем связаны перспективы развития системы общего среднего образования?

7. Обоснуйте положение о том, что непрерывное образование является средством развития и самосовершенствования личности.

Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных, так и субъективных причин пренебрегает «интересами индивида», относится к нему как к «средству», а не как к «цели».

Это противоречие отнюдь не случайно. Его четко сформулировал в своей лекции «Педагогика и социология», прочитанной в 1902 году в Сорбонне, французский социолог Э. Дюркгейм: «Воспитание не имеет единственной или главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования... Оно (воспитание) состоит в целенаправленной социализации молодого поколения»".

Историческая миссия преодоления этого противоречия во многом зависит от эффективности использования всех возможностей и резервов системы непрерывного образования.

Институт непрерывного образования охватывает школу и внешкольные учреждения культуры, базируется как на образовании, так и на самообучении. И в том, и в другом случае учащимися осуществляется учебное познание, т.е. освоение некоторой части общественного знания (отличие «учебного» познания от «неучебного» в том, что объектом познания является не реальная действительность (природа, Бог, общество, человек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. Отличие познавательной деятельности в этих двух случаях заключается в том, что при обучении педагогом преподносится учащимся учебный материал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наилучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция), причем предусматривается соответствующая система контроля и аттестации обучаемых; самообучение предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных «учебных материалов».

Граница между образованием и самообразованием не является жесткой. Любое образование включает элементы самообразования, ибо предполагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние задания), а самообразование редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиографов, коллег). Обучение и самообразование дополняют друг друга как две формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формальное обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение и т.д.), а самообразование включено в практическую (как правило, производственную) деятельность, которая ставит свои отнюдь не вымышленные проблемы. Поэтому самообразование выше обычного обучения, оно, по словам ученых, «конечная истина образования».


Структура института непрерывного образования включает те учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают обучение и самообразование в наши дни. Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы знания и знания специально-профессиональные; во-вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и самообучение (см. табл. 1).


Сегодня мы поговорим про самообразование и самообучение : для чего и зачем это необходимо, что является движущей силой или основными принципами самообучения, какую технику и методики самообразования можно использовать в современных условиях.

Я уже писал в отдельной статье, что , существенно отличаются от того, чему учат людей в высших, а тем более – в начальных учебных заведениях.

Поэтому, чтобы хорошо жить и развиваться в нынешнем мире, человеку необходим уделять внимание и самообразованию. В том числе, это касается профессионального самообразования. Рассмотрим, что же это такое и на каких принципах строится.

Самообразование (или самообучение) – это самостоятельное получение необходимых знаний, умений и навыков, происходящее по личной инициативе и без помощи учебных заведений.

Можно выделить следующие ключевые принципы самообразования , те факторы, которые для этого необходимы:

1. Любознательность. Чтобы заниматься самообучением, необходимо быть любознательным – иметь стремление расширять свой кругозор, познавать что-то новое, профессионально расти и т.д. Без этого качества самообразование превратится в пытку.

2. Сила воли. Вместе с тем, одной любознательности недостаточно, поскольку процесс самообучения может оказаться непростым, и человеку придется периодически заниматься этим через силу, заставлять себя это делать, жертвуя чем-то более интересным на тот момент. И для этого ему понадобится сила воли, развитые волевые качества. Далеко не каждый может похвастаться хорошей силой воли, поэтому для качественного самообразования придется развивать ее в себе.

3. Мотивация. И, наконец, очень важный, третий принцип самообразования, который должен подкреплять первые два и помогать человеку самообучаться – это мотивация. То есть, у самообразования должен быть мотив: то, чего человек хочет этим добиться, перспективы, которые откроются ему после получения желаемых знаний и навыков.

Одновременное наличие любознательности, силы воли и мотива – вот ключ к успеху в самообразовании.

Теперь рассмотрим основные методики самообразования и самообучения , которые доступны широкому кругу людей на сегодняшний день.

1. Обучающие книги, аудиокниги, фильмы, видео ролики, презентации. Первый источник самообучения – это, конечно же, книги. Методика самообразования тут заключается в получении необходимой информации из книг в наиболее удобном виде (бумажная книга, электронная книга, аудиокнига). Кроме того, можно смотреть обучающие фильмы и видео материалы интересующей тематики.

2. Обучающие курсы, семинары, тренинги. Второй источник самообразования – посещение всевозможных разовых или непродолжительных мероприятий обучающего характера. Подобные мероприятия проводятся всевозможными обучающими центрами или частными тренерами (коучами). В такой методике самообучения есть существенное преимущество: живое общение с профессиональным тренером существенно повышает эффективность усвоения полученного материала. Но есть и существенный недостаток: это все стоит денег, и зачастую – немалых. Так что, использовать эту методику самообразования или пользоваться бесплатными альтернативами – решать вам.

3. Опыт и знания знакомых. Еще одной техникой самообразования, заслуживающей внимания, является перенимание знаний и опыта у людей, которые достигли в нужном вам деле существенных успехов. Оптимальный вариант – если такие люди найдутся среди ваших друзей, знакомых или родственников. Дружеские беседы за чашкой чая с успешным человеком, который поделится с вами своими знаниями, навыками и умениями – отличная методика самообучения. Если же таких людей в вашем окружении нет – можно попытаться их найти, используя принцип .

4. Персональный коуч. Техника самообразования для состоятельных людей – найм персонального тренера, который регулярно будет заниматься с вами нужным делом, обучать вас теории и практике. Если коуч – действительно грамотный профессионал, то эта методика может принести очень хорошие результаты. Однако, и стоить это будет еще дороже, чем посещение обучающих семинаров.

5. Специализированные интернет-сайты. И, наконец, последний, самый простой и доступный метод самообразования – это посещение специализированных интернет-ресурсов, на которых собраны полезные обучающие материалы, зарегистрированы и общаются люди, чьи знания и опыт могут быть вам полезны. Это крупные тематические порталы, узкоспециализированные сайты, персональные блоги, форумы. Желательно, чтобы сайт предусматривал возможность задавать вопросы и получать консультации у авторов публикаций, а также вести общение с другими посетителями, имеющими схожие интересы.

Конечно же, в процессе самообразования, какую бы из предложенных методик вы не использовали, очень важно уметь грамотно : в огромном потоке отсеивать весь информационный шум и выделять только самое важное и необходимое.

Теперь вы знаете, каковы основные движущие факторы и принципы самообразования, какие методики самообучения можно использовать. Ваше право выбирать то, что лучше всего подойдет конкретно вам, в конкретно вашей ситуации.

От себя скажу следующее: я считаю, что постоянное самообучение и самообразование – это просто жизненно необходимые процессы, которые должны присутствовать в жизни любого человека в той или иной степени. Без этого в постоянно меняющихся жизненных условиях человек просто начнет деградировать, так как уже имеющиеся у него знания, навыки, умения быстро утратят свою актуальность.

Сайт может стать отличным источником вашего финансового самообразования. Здесь собирается информация, которая позволит вам повысить свой уровень финансовой грамотности и научит рационально использовать личные финансы. Поэтому присоединяйтесь к числу постоянных читателей сайта, изучайте публикации, задавайте свои вопросы в комментариях и на форуме. Надеюсь, что Финансовый гений окажет вам значимую поддержку в процессе самообучения. Желаю вам успехов! До новых встреч!

Неразрывна связь профессионализма учителя с непрерывным ("продолжающимся", пожизненным", "перманентным", "возобновляющимся") образованием. Смысл и концепция непрерывного образования – это постоянное удовлетворение развивающихся потребностей личности и общества в образовании, всеохватывающем по полноте, индивидуализированном по времени, темпам, направленности, в предоставлении каждому возможностей реализации собственной системы получения образования. Модель НО (непрерывного образования):

Временная характеристика: процесс всей жизни;

Пространственная характеристика: место не ограниченно;

Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной жизни, принцип "открытой школы";

Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех элементов, постепенный переход от низших ступеней к высшим;

Количественная характеристика: включает в себя подрастающее поколение, старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим образованием;

Функциональная характеристика: учение - субъект самообразования;

Характеристика развития: НО - это процесс, его ведущая тенденция - непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения.

Функции и принципы НО:

 Диагностические функции - при наличии диагностических и консультационных пунктов.

 Компенсаторные функции - с помощью разнообразных форм обучения (вечернего, заочного), позволяющих получить общее или специальное образование.

 Адаптационные функции, помогающие приспособиться при смене ступеней, вида образования или характера профессиональной деятельности.

 Познавательные функции - удовлетворение информационных и интеллектуальных потребностей личности.

 Культурологические функции - в удовлетворении культурных запросов.

Развивающие функции:

 согласование общественных и личных интересов каждой отдельной личности;

 предоставление возможности самоактуализициии самовыражения;

 превращение системы образования их информационно-насыщенной в развивающую.

Принципы НО:

 всеобщность, демократизм и доступность;

 непрерывность;

 интегративность и преемственность;

 принцип самообразования.

Подготовка учителя в структуре непрерывного образования должна строиться на следующих стратегических принципах:

 непрерывность, предполагающая единство допрофессионального образования, базового профессионального и последующего профессионального совершенствования;

 единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности учителя в условиях широкой гуманизации и гуманитаризации педагогического образования;

 учет тенденций перестройки, развития современной образовательной школы и опережающей по отношению к ней характер педагогического образования;

 гуманизация педагогического образования, бережное, уважительное отношение к личности будущего учителя как субъекту общения, познания, социального творчества;

 ориентация на творческую деятельность;

 фундаментализация педагогического образования во взаимосвязи с его практической направленностью;

 демократизация образования и всего уклада жизнедеятельности педагогических учебных заведений;

 приоритетное финансирование высшего образования, педагогических учебных заведений.

Самообразование учителя в структуре непрерывного образования. Понятие «самообразование» - специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей.

Самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование. Потребность в самообразовании - признак развитой личности, элемент ее духовной жизни, сознательности, высокой организованности, ответственности.

Функции самообразования:

 дополнение, углубление, уточнение, расширение базового общего и профессионального образования;

 компенсация недостатков базового образования;

 способствование формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности;

 ознакомление и осмысление самосовершенствования;

 формирование положительной Я-концепции как условие самоактуализации и развития педагогического сознания.

 общеобразовательное;

 психолого-педагогическое;

 предметное;

 методическое;

 социальные умения;

 технологические умения.

Виды самообразования:

 фоновое общеобразовательное;

 фоновое педагогическое;

 перспективное педагогическое;

 актуальное педагогическое.

Формы самообразования:

 организационные;

 самостоятельные.

Источники:  общеобразовательная и специальная литература;

 педагогическая периодика;

 средства массовой информации;

 изучение передового педагогического опыта.

Уровни активности в самообразовании учителя:

 репродуктивный (пассивный, инертный вариант, безынициативный);

 эвристический;

 креативный.

Модель непрерывного образования должна занять достойное место в системе среднего профессионального образования. В ближайшем будущем среднее профессиональное образование видится глубоко интегрированной, многоуровневой, многопрофильной системой, способной обеспечить органическую связь между разными звеньями образования.