Детский дом в годы войны. Детские дома в годы войны

Л Летучий Голландец представляет собой парусник, который является самым легендарным кораблем-призраком существующим на сегодняшний день.

Легенда про Филиппа Ван Дер Деккена

Основная версия легенды про Летучий Голландец берет начало в XVI веке, в пик периода «Великих географических открытий». В самой легенде нет имени командира корабля-призрака, но на эту кандидатуру метят как минимум два капитана. Первым из них является Филипп Ван Дер Деккен, а вторым Ван Страатен. Сказать точно, кто был капитаном того судна уже невозможно, но у Деккена сложена уже личная легенда. Согласно этой легенде Филипп был прекрасным и образованным молодым человеком из Константинополя, но после зверского убийства его семьи все изменилось. Он покинул Константинополь и перебрался в Голландию, где осознал, что его дальнейшая дорога ведет к пиратству. В легендах его характеризуют как бесстрашного, сурового, бездушного человека с плетью и рыжей бородой, которая во время грозы горит красным пламенем.

Легенда о том как Летучий Голландец становится кораблем-призраком с командой из проклятых душ начинается с того как на борт к капитану попросилась пара влюбленных. Богатый молодой человек подошел к Деккену с просьбой перевезти его с невестой на остров, где жил отец невесты. Молодой человек хотел попросить у отца руки его дочери и Филип не отказал ему. Во время их переправы капитан прознал у слуги жениха, что тот везет с собой несметные богатства и убил всех его слуг. Самого жениха Деккен кинул в море, а его невесте он предложил два варианта развития событий. Либо она становится его служанкой, либо идет ко дну вместе со своим женихом. Девушка прокляла корабль и капитана на то, чтобы тот никогда не вернулся на сушу и прыгнула в бездну. С тех пор корабль и его команда плавают в водах мирового океана, и являются символом «обреченности» для тех кто видел его.

Другие версии легенды

Существует множество версий этой легенды с разными сюжетами, но концовка этих легенд всегда одна - корабль и его команда остаются проклятыми на то, чтобы плавать до скончания веков по морям и океанам. Рассмотримже самые популярные:

Существует версия, что капитан судна хотел обогнуть Мыс Доброй Надежды и в это время начался сильнейший шторм. Штурман просил капитана о том чтобы переждать шторм, но тот пристрелил его на глазах всей команды и поклялся, что никто не сойдет с корабля пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдет целая вечность и голос с неба сказал: «Да будет так!».

Следующая версия аналогична предыдущей, только заключается в том что капитан продал душу дьяволу чтоб обогнуть мыс, но тот обманул и обрек обрек на вечные скитания.

Еще одна версия заключается в том, что экипаж судна заболел страшной болезнью и ни один порт не принял их, потому что побоялись распространения эпидемии. Вследствие чего капитан заключил сделку с дьяволом, чтобы остаться в живых и продолжать уничтожать корабли.

Историческая подоплетка легенды

Историческая подоплетка легенды о Летучем Голландце заключается в том, что в те времена свирепствовала так называемая «желтая лихорадка». Желтая лихорадка – это вирусное геморрагическое заболевание, вспышка которой пришлась на Южную Африку и Южную Америку. Болезнь передается укусами комаров, которые размножаются в емкостях с пищевой водой. Эта болезнь вполне способна была истребить целый экипаж корабля. Встреча с пиратским кораблем сама по себе не предвещает ничего хорошего, а если на борту еще и желтая лихорадка? Представьте окровавленных людей с волдырями по всему телу штурмующие корабль! Так могла и зародиться легенда о Летучем Голландце.

Встречи с Летучим Голландцем ни сулят ничего хорошего. Считается, что все кто видел этот корабль-призрак умирают мучительными смертями. В XVIII - XX веках было множество упоминаний о встречах с кораблем-призраком по всему миру. Очень большое количество упоминаний было и в литературе того времени. Записи встречаются в заметках у таких людей как Джон Лейден, Томас Мур, Джордж Баррингтон и еще множество других. Самая известная встреча с Голландцем приходится на 11 июля 1881 года. Эта встреча произошла с князьями Георгием и его братом Альбертом Виктором Уэльскими у берегов Австралии в проливе Басс. Об этой встрече стало известно из личных земеток князя Георгия. Еще известно, что в течении часа после встречи с призраком, умер странной смертью один из 13 человек видевших судно.

Некоторые говорят, что видели корабль под всеми парусами. Иногда в отдалении, иногда в темноте или тумане, скользящий над водой. Его паруса могут быть разорваны в клочья, а скорость очень высокой, несмотря на отсутствие ветра. Говорят, что Голландец относится к капитану, обречённому вечно скитаться морями и не достигнуть земли. Некоторые утверждают, что капитан и его судно обречены бесконечно преодолевать штормящий мыс. Отбрасываемый волнами и ветром, Летучий Голландец, будет бесконечно повторять свои попытки. Несмотря на различия в пересказе легенды, Летучий Голландец и истории о нём известны не только морякам.

При такой известности было бы интересно узнать, есть ли хоть немного фактов в корнях легенды. Призраку Летучего Голландца примерно два столетия, но и до этого много отважных моряков бороздили моря. Должна же быть реальная причина появления легенды о Летучем Голландце. Можно начать с его появления в поп культуре. Герой оперы Вагнера 1840 года «Летучий Голландец» это капитан корабля – призрака, а не сам корабль.

В опере Вагнера Голландец капитан корабля без команды на борту. Пришвартовавшись рядом с кораблём под командованием капитана Даланда, Голландец рассказал, что поклялся Сатане во время шторма преодолеть Мыс Доброй Надежды, даже если попытки будут продолжаться до судного дня. Сатана поймал Голландца на слове и обрёк его на скитания, пока не найдётся женщина, которая полюбит Голландца. К счастью, капитан Даланд имел дочь на выданье, по имени Сента, которая услышала историю и полюбила Голландца. Однако Эрик, молодой охотник, напомнил девушке об обещании выйти замуж за него. Услышав это, Голландец понимает, что обречён, со своей призрачной командой, на вечные скитания. Но любовь Сенты к Голландцу настолько сильна, что она бросилась в море, когда его корабль ушёл за горизонт. Не сумев найти покой на земле, корабль – призрак уходит в небеса, став Летучим Голландцем.

Интересно, что Мыс Доброй Надежды не славится своей враждебностью к морякам. Такая печальная известность принадлежит Мысу Горн, самой южной точке Южной Америки. А Мыс Доброй Надежды это окончание полуострова, лежащего к югу от Кейптауна, Южная Африка, который находится в 150 километрах от самой южной точки Африки, Мыс Игольный.

Летучий Голландец известен своим мистическим появлением из темноты или тумана, пугающим очевидцев. Интересно отметить, многочисленные книги и статьи приводят полдюжины изображений Летучего Голландца, но нет зацепки для точной идентификации с ним, в случае появления. Очевидцы видели или считают, что видели деревянный корабль под парусами. Давайте посмотрим на некоторые рассказы:

«В 1881 году, будущий Король Великобритании Георг V, будучи членом команды на борту «H.M.S. Bacchante», доложил о видении Летучего Голландца, который пересёк курс судна по носу. Тринадцать других моряков на борту и два других судна видели то же самое, и запись об этом случае находится в официальных публикациях Адмиралтейства.»

В 1942 году Нацистский адмирал Карл Дониц (Karl Dönitz), будучи на то время командующим подводным флотом, доложил следующее: «Несомненно, экипажи субмарин доложили о видении Летучего Голландца к востоку от Суэц.»

«В 1939 году, дюжина наблюдателей на пляже Глинкейрн (Glencairn Beach) сообщили, что видели Летучего Голландца идущего под всеми парусами в берег. Корабль исчез за мгновения до катастрофы.»

«Смотритель маяка Кейптауна сообщал о появлениях Летучего Голландца во время шторма.»

«В 1835 году Британский корабль почти столкнулся с Летучим Голландцем в ночи во время шторма, который исчез прямо перед носом.»

И множество других сообщений.

Высокие мачты кораблей были распространены в то время по всему миру, и это было обычное явление. Даже в современном мире немало парусных кораблей, например Норвежский « Christian Radich.», Американский « Eagle», Японский « Nippon Maru II». Оман спустил на воду в 2014 году трёхмачтовое парусное судно. Прибавим к этому другие суда с прямоугольными парусами и посмотрим, какой из них можно представить Летучим Голландцем.

Попробуем сузить поиск, заглянем назад в период до написания Вагнером оперы в 1840 году, и что могло стать для него отправной точкой. Многие исследователи прочесали литературу. Два Датских капитана: Бернард Фокке (Bernard Fokke) и Хендрик Ван дер Декен (Hendrik Van der Decken) чаще других претендуют на роль Летучего Голландца. Итак, первое печатное упоминание о Летучем Голландце относится либо к кораблю, либо к его капитану. В 1790 году мелкий воришка Георг Баррингтон (George Barrington), из Ирандии, был выслан в Австралию за свои проступки. После освобождения в 1795 году он публикует книгу «Путешествие в Новый Южный Уэльс» (A Voyage to New South Wales), рассказывая историю о двух Датских кораблях, один из которых затонул у Мыса Доброй Надежды, потеряв всю команду. Второй корабль благополучно прибыл в Англию, но во время следующего рейса по тому же маршруту снова попал в шторм в этом же месте и моряки на мгновение увидели погибший ранее корабль. Баррингтон не называет имени корабля, но говорит, что корабль – призрак моряки теперь называют не иначе, как Летучий Голландец. Пока это самое раннее упоминание имени призрака в печатном тексте.

Бернард Фокке был реальным персонажем. Он был Голландским капитаном Голландской Восточно Индийской Компании, и славился быстрым прохождением маршрута между Голландской Республикой и Явой, который пролегал через Мыс Доброй Надежды. По слухам, Фокке использовал стальные элементы такелажа, вместо деревянных, что позволяло ему идти на всех парусах, когда остальные брали рифы. Фокке родился в 1600 году, а его рекорд скорости зарегистрирован в 1678 году, что говорит о феноменально долгой карьере капитана. Говорят, что он затерялся в море, но нет подробностей, где и при каких обстоятельствах. Книги с морскими легендами регулярно вспоминают, что Фокке затонул у Мыса Доброй Надежды во время шторма, но нет записей подтверждающих это. Соответственно нет записей о его клятве во время шторма и нет записей о прозвище Летучий Голландец при жизни. В любом случае, Фокке ушел из жизни на столетие раньше до первого упоминания Летучего Голландца в печати. Из этого, почти наверняка, можно предположить, что его имя связали с кораблём – призраком намного позднее. Связь, кстати, очень уместная. В крепкий ветер Бернард Фокке шёл под всеми парусами, когда другие капитаны брали рифы и плелись позади него.

Современником Фокке был Хендрик Ван дер Декен, также капитан Восточно Индийской Компании, который в 1641 году не вернулся из плавания. Некоторые источники называют не 1641, а 1680 год. Но записи Африканского отделения Восточно Индийской Компании, основанного в 1652 году, ничего не упоминают о Хендрике Ван дер Декен. По этой причине 1641 год более похож на корректную дату. Место его гибели может быть где угодно, между Данией и Азией. Немало капитанов забирали морские воды в те времена; но Хендрик Ван дер Декен запомнился благодаря Британскому новеллисту Фредерик Марриет (Frederick Marryat), капитан в прошлом, написавший в 1839 году «Корабль — призрак» (The Phantom Ship) с вымышленным капитаном Филипом Вандердекен (Philip Vanderdecken). Но это чистой воды приключенческая повесть, написанная через пол столетия после появления названия «Летучий Голландец» и она никак не может претендовать на историческую документальность.

Чтобы подвести итоги, давайте посмотрим по датам на известное наверняка:

  • 1641: Морской капитан Хендрик Ван дер Декен пропал в море при невыясненных обстоятельствах.
  • 1678: Бернард Фокке совершил самый быстрый переход, возможно получив прозвище Летучий Голландец.
  • 1795: Георг Баррингтон впервые описывает корабль – призрак, говоря Летучий Голландец.
  • 1839: Фредерик Марриет пишет новеллу о корабле – призраке и его проклятом капитане по имени Вандердекен.
  • 1840: Вагнер пишет свою оперу, гарантируя Летучему Голландцу всемирную известность.

Помимо Фредерика Марриет, тема Летучего Голландца затронута другими авторами (Вальтер Скотт, Вашингтон Ирвинг). Множество очевидцев времён выхода книги Марриет и позднее сообщают о феномене. Самым подозрительным можно назвать пробел более столетия между временем Бернарда Фокке и первым упоминанием Летучего Голландца Баррингтоном. Ко времени написания его книги Голландская Восточно Индийская компания закрылась, находясь в упадке полстолетия. Двухсотлетняя деятельность компании использовала одни и те же морские пути. За это время было сложено и пересказано множество легенд. Мы никогда не узнаем наверняка, что следует понимать под именем Летучий Голландец; судно или одного из капитанов. Возможно это Бернард Фокке или Хендрик Ван дер Декен, а может и совершенно другой моряк, затерявшийся в многовековой истории мореплавания. Корабли возвращались или погибали, капитаны поднимали паруса и сменяли друг друга, старые морские волки пересказывали бесконечные истории путешествий молодым морякам. Вам тоже могут поведать одну из них в темноте штормовой ночи.

Иллюстрация любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2013-2014

1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Щучье
Детские дома
Щучанского района
в годы войны

Руководитель:
Верховых Людмила Владимировна,
учитель истории
Выполнили:
обучающиеся 11 класса

2
2016 г.
Оглавление
I. Введение 3
II. Основная часть 4
II.1. Эвакуация детского населения советского государства
4
в годы Великой Отечественной войны (1941­1942 гг.)
II.2. Открытие детских домов на территории района.
10
III. Заключение 18
IV.Список литературы и интернет ресурсов
19

3
I. Введение.
Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.
С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят
события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает
нас к грозным событиям 1941. Понять и оценить настоящее, можно
только сравнив его с прошлым.
Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в
военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора
была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы
должны узнать от них самих о их судьбах и жизненной дороге. Это
нужно нам, живым сейчас, благодаря и их труду, самопожертвованию
и огромному человеколюбию.
Объект исследования: дети в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: детские дома Щучанского района

4
Цель: через поисково­исследовательскую деятельность рассказать о
роли детских домов в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Изучить литературу о заботе государства о детях в годы
Великой Отечественной войны.
2. Посетить районный архив.
3. Проанализировать статьи районной газеты «Звезда» о детских
домах района.
II. Основная часть
2.1. Эвакуация детского населения советского государства в
годы Великой Отечественной войны (1941­1942 гг.)
Среди важных социально­политических проблем периода
Великой Отечественной войны была забота Советского государства
о подрастающем поколении. Война прошла через судьбы каждой
семьи, каждого советского человека. Фашизм ставил своей целью
изменить политическую систему СССР, истребить десятки миллионов
советских людей. Война, развязанная фашистской Германией не
только прервала мирный созидательный труд советский людей, она
разрушила тысячи семей и причинила народу горе, от которого
и поныне скорбят сердца у миллионов матерей, вдов и сирот.
В годы войны фашисты не щадили ни стариков, ни женщин, ни
детей. Когда на поле боя гибнет солдат, жизнь его продолжается в
его детях. Когда же истребляется семья, гибнут дети, то обрывается
род навсегда и бесследно. Что ещё может быть трагичнее. Война
особенно сильна ранила сердца детей. В неимоверно тяжелых
условиях оказались дети фронтовых и прифронтовых областей.

5
Здесь немало их погибло от рук фашистских палачей, от
бомбардировок, тысячи детей остались инвалидами. По неполным
данным за 4 военных года более 1 млн. детей потеряли родителей.
С первых дней Великой Отечественной войны проблема охраны
жизни детей, их обучения и воспитания приобрела особую остроту.
Советское правительство разработало и совместно с общественными
организациями осуществили программу действий, направленных на
предотвращение роста детской беспризорности и безнадзорности, на
создание необходимых условий для устройства, обучения и
воспитания осиротевших детей. Весь комплекс проблем эвакуации,
приема, устройства детей, потерявших родителей, получил
государственно­правовую основу в ряде правительственных
документов важнейшим из которых было постановление СНК СССР
от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без
родителей».
Одной из составных частей программы спасения подрастающего
поколения в годы войны была эвакуация детей из фронтовых и
прифронтовых районов в тыл страны. Совет по эвакуации, созданный
на третий день войны, осуществлял руководство перебазированием
из фронтовой полосы производительных сил и гражданского
населения. Для более оперативного решения задач по эвакуации
рабочих, женщин, детей и стариков был создан специальный орган –
Управление по эвакуации населения.
Для успешного проведения эвакуации в городах и на крупных
железнодорожных станциях создавались эвакопункты. Уже к 22
августа 1941 г. в стране действовало 128 эвакопунктов, где
эвакуируемое население могло получить пищу и медицинскую
помощь. В особо сложной обстановке в первые дни войны проходила

6
эвакуация детей и взрослого населения из западных республик и
областей страны, оказавшихся в зоне военных действий. Уже на
второй день войны 23 июня 1941 года ЦК Компартии Белоруссии и
Совнарком республики приняли решение о вывозе промышленных
объектов и населения, создали для этого республиканскую
комиссию. В числе первых из Белоруссии было эвакуировано 110
детдомов, 25 детсадов, 28 пионерских лагерей, 3 специальных
школы, 3 детских санатория. Всего за две недели из республики было
вывезено около 14 тысяч детей. Из ряда районов Белоруссии
эвакуация детей проходила под обстрелом врага. Всего из
Белоруссии удалось эвакуировать в тыл страны свыше 1,5 млн.
человек.
В конце июня 1941 г. началась эвакуация женщин и детей из
Украины. В течение июля того же года морским транспортом из
Одессы было вывезено 40 тыс. детей. В сентябре 1941 г. из Харькова
эвакуировано в Саратовскую, Сталинградскую области и Казахскую
ССР 100 тысяч женщин и детей. В общей сложности из Украины по
неполным данным в районы глубокого тыла было эвакуировано более
4 млн. человек.
Примерно в то же время проходила эвакуация женщин, детей и
стариков из прибалтийских республик. Малолетних детей в
сопровождении воспитателей и медицинских работников вывозили на
поездах, автомашинах и самолетах. Только в течение первой недели
войны из Литвы было эвакуировано 42,5 тысячи человек, почти
столько же из Латвии. Все они были направлены в Ярославскую,
Ивановскую, Вологодскую, Пермскую области и другие тыловые
районы страны. В связи со сложной обстановкой на ленинградском
направлении эвакуация женщин и детей из Эстонии проводилась

7
только морским путем. Всего из республики в восточные районы
страны было эвакуировано около 60 тысяч человек.
В начале войны эвакуация населения велась также из
Ленинграда и Москвы. Ленинградский горком партии и исполком
Ленсовета 29 июня 1941 г. приняли решение об эвакуации из
Ленинграда 400 тысяч детей. К оперативному проведению эвакуации
женщин и детей городские власти привлекли большую группу
работников народного образования, врачей и хозяйственников.
Среди населения, особенно среди женщин с малолетними детьми,
была проведена широкая разъяснительная работа о необходимости
срочной эвакуации из Ленинграда.
Такая работа была необходима в связи с тем, что многие
ленинградцы, еще не осознавая всю глубину опасности, нависшей над
городом, отказывались покидать стены родного города. За первые
десять дней эвакуации из города было вывезено в Ярославскую,
Кировскую, Свердловскую области свыше 200 тысяч детей. К началу
блокады из города удалось вывезти в Удмуртскую, Башкирскую
АССР, Ярославскую, Пермскую и Актюбинскую области более 311
тыс. детей.
Эвакуация женщин и детей из Ленинграда продолжалась и в
1942 и 1943 годах. Всего за навигацию 1942 г. по «Дороге жизни»
через Ладожское озеро было вывезено свыше 130 тысяч детей.
Незначительный вывоз детей продолжался и в 1943 г., а последняя
отправка 1300 детей в тыловые районы состоялась 16 июня 1943 г.
Эвакуация детей из Москвы в составе интернатов, детдомов и
детсадов, а также детей с родителями началась в июле 1941 г. В
течение только октября 1941 г. из Москвы было эвакуировано около
500 тысяч детей. Поздней осенью 1941 г. в связи с оккупацией

8
фашистскими войсками территории Прибалтики, Белоруссии,
Украины, части областей РСФСР и нависшей угрозой над Москвой,
поток эшелонов с людьми, двигавшимися на восток из южных и
центральных районов, значительно возрос.
В первые месяцы войны из фронтовых и прифронтовых областей
и республик страны шла активная эвакуация в советский тыл детей­
сирот в составе детдомов и интернатов. К концу 1942 г. из
фронтовых и угрожаемых районов страны было вывезено 976
детских домов с 107223 воспитанниками. Из них в Омскую область
эвакуировано 23 детдома и 79 интернатов, в Пермскую – 105
интернатов (5 тыс. воспитанников), в Татарскую ССР – около 100
тысяч детских учреждений, в Узбекскую ССР – 68 детдомов с 9918
воспитанниками. К началу 1942 г. в связи с разгромом фашистских
войск под Москвой необходимость в дальнейшей массовой эвакуации
населения временно отпала. По данным Центрального справочного
бюро, созданного при Совете по эвакуации, вскоре после начала
войны до февраля 1942 г. только железнодорожным транспортом из
фронтовых и прифронтовых районов страны было эвакуировано в
глубокий тыл более 10 млн. человек, а вместе с использованием
других видов транспорта – примерно 17 млн. человек, в том числе
несколько миллионов детей.
Летом 1942 г. в результате прорыва немецких войск на Северный
Кавказ и к берегам Волги эвакуация населения и детей вновь
возобновилась прежде всего из Воронежской, Орловской,
Ростовской, Сталинградской областей. Эвакуация этого периода
проходила в значительно меньших размерах и с более ограниченной
территории, чем в 1941 г.

9
В целом к концу войны в СССР действовало 6 тыс. детдомов и
интернатов, что на 4340 детских учреждений больше, чем их было в
предвоенный период. Эвакуация гражданского населения из
фронтовых и прифронтовых районов страны в 1941­1942 гг. была
поистине беспримерной в истории. Всего за годы войны в советский
тыл было эвакуировано 25 млн. рабочих, женщин, стариков и детей. В
результате

осуществленной крупномасштабной

эвакуации
гражданского населения в годы войны была спасена значительная
часть подрастающего поколения страны.
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
2.2. Открытие детских домов на территории района
Зауралье, в том числе и наш район, могут гордиться тем, что во
время войны они стали родным домом для многих ленинградцев.
Здесь они нашли приют и заботу, доброту и участие наших земляков.

10
Эвакуированным в Зауралье детским учреждениям были
предоставлены лучшие помещения, оказана помощь в развитии
подсобных хозяйств, в снабжении продуктами питания, обеспечении
инвентарем и учебными пособиями.
В 176 детских домах и интернатах, размещенных на территории
нашей области, воспитывалось более 14 тысяч детей. Половина из
них была эвакуирована из Ленинграда и Ленинградской области, 70
детских домов и интернатов – полностью.
Вот такой же интернат № 32, состоящий из детей связистов
города Ленинграда, прибыл 21 декабря 1941 года в Щучье.
Население района и руководство в лице первого секретаря райкома
партии
Полыгалова Георгия Трофимовича,
председателя
райисполкома Евдокимова Андрея Спиридоновича душевно
встретили их на вокзале и обратились к землякам с просьбой об
оказании помощи.
Три разных возрастных группы численностью до ста человек
каждая во главе с Шейниной А. П., Сморгонской М. С., Калининой Л.
С. шестого июля 1941 года были эвакуированы из Ленинграда в
Ярославскую область, деревню Сперцово.
Через месяц некоторые родители решили забрать детей и
вернуться с ними в Ленинград. На обратном пути эшелон попал под
бомбежку, были погибшие среди детей и их родителей.
Фронт двигался на восток. И поэтому детей из Ярославля
направили на Урал. Ехали в товарных вагонах. Горячую пищу
получали на станциях в эвакопунктах и ведрами разносили по
вагонам.
Наступали холода.
Среди голодных детей случались
обморожения и обмороки. Составы часто и подолгу простаивали на

11
запасных путях. Путешествие затянулось. От Ярославля до
Куйбышева ехали целый месяц. Маленькие дети разучились ходить.
Анна Павловна Шейнина от безысходности отправила телеграмму в
правительство на имя министра путей сообщения Кагановича. Крик
отчаяния был услышан. И от Куйбышева до Челябинска
эвакуированные дети добрались за три дня.
Скученность, дальняя дорога, неполноценное питание, тоска по
дому и родителям делали свое дело. В довершение к этим невзгодам
начался тиф.
Грязных, завшивленных и испуганных детей встретил Чумляк.
Под интернат были отданы три школьных здания. Что значит
обживаться на новом месте в зданиях без кроватей, постельного
белья, бани, посуды и элементарных бытовых условий, знают только
те, кто испытал это, – дети, сотрудники интерната и его директор
Калинина Людмила Сильвестровна.
Жители Чумляка горячо откликнулись на эту великую нужду:
помогал каждый, чем мог – кто посудой, кто продуктами, кто вещами.
Требовалась поддержка и помощь местных кадров. И в марте 1942
года из Белоярской школы была переведена Богатенкова Анна
Львовна, имевшая до этого опыт работы в Белоярском детском доме в
должности завуча. Молодая, энергичная, общительная, она вскоре
возглавила интернат и работала директором до 1966 года.
Постепенно налаживался быт. Жизнь входила в обычную колею:
учеба, внеклассная работа, самообслуживание, общественно­
полезный труд. Ребята жили заботами всей страны той поры:
готовили и отсылали посылки на фронт, переписывались с бойцами,
посещали госпиталь в Чумляке. Потихоньку оттаивали детские души.
Благотворно влиял на жизнь села штат сотрудников, среди которого

12
были люди с высшим образованием: педагоги, художники,
музыкальный работник, хореограф, радиоинженер, врач, вожатый,
бухгалтеры, повара, няни. Сообща ждали вестей с фронта, а после
снятия блокады – возможности вернуться домой.
С начала 1944 года по август 1945 года четырьмя группами в
сопровождении тех же сотрудников из Ленинграда дети
возвращались в родной город. С последней группой уехала Калинина
Л. С. Но вернулись в Ленинград не все дети, остались те, кто не имел
родителей и родственников. С оставшимися ленинградцами пришлось
работать и мне в качестве воспитателя с 1947 года.
Детский дом продолжал жить уже не как интернат связи №
32 с его особым статусом, а как обычный детский дом.
Ребята привыкли к селу, к учителям, к одноклассникам,
особенно к сотрудникам детского дома. И первое время после
расформирования они по 20 ­30 человек возвращались отовсюду в
село. И жить негде, и поесть нечего, но они все равно ехали. И
находили тепло и приют теперь уже у бывших сотрудников детского
дома и вместе плакали.
Многие в с. Зайково помнят детский дом, который
эвакуировался из­под Москвы, хотя в Книге памяти написано, что из
Ленинграда.
Детский дом Рай­Семеновский находился
в
Серпуховском районе Московской области. Занимал он трехэтажное
здание бывшей поме­щичьей усадьбы. Место было живописное,
рядом речка Нарва, овраг, огромный сад. Перед самой войной после
окончания Орехово­Зуевского педучилища по распределению попала
сюда Татьяна Павловна Канапо. Был выпускной вечер, а утром
объявили: «ВОЙНА!»
С несколькими такими же 18­летними
девушками попала она в этот детский дом. Враг приближался к

13
Москве,
участились бомбежки.
Было принято решение
эвакуироваться

страны.
Первого октября 1941 года детский дом эвакуировали: посадили
детей и весь коллектив в вагон с надписью «Станция Челябинск» и
прицепили к поезду.
Всех ждала новая жизнь, новое место.
Добирались до станции назначения больше двух недель. Очень часто
останавливались в степи, долго стояли, потом снова ехали. Подолгу
стояли на станциях, пропуская эшелоны с военными и техникой.
Из Челябинска детский дом направили в Щучье. Здесь их встретила
организатор по комсомольской линии Ваганова Мария Дмитриевна.
Она и направила эвакуированных в с. Зайково. Очень тепло
встретили ребятишек из Москвы местные жители, все пришли помочь
расселить малышей. Здания были уже подготовлены, их было
несколько: помещения для детей, склад, кухня, баня и хозяйственные
постройки.

Прибыло 120 детей в возрасте от трех до семи лет, несколько
10­12­летних подростков. Детей разделили на четыре группы.
Приехало и 15 сотрудников. Воспитателями были Канапо Татьяна
Павловна, Голдобеева Татьяна Арсентьевна, Меньшикова Ксения
Ивановна. Первым директором была Ботасова Елизавета Павловна,
потом были и другие. Из щучанских здесь работал Лаптев Петр
Гаврилович.
В детском доме было большое хозяйство: лошади, коровы овцы и
свой огород. Овощами обеспечивали себя сами, за продуктами
ездили в Щучье на быках. Дети сами заготавливали сено,
выращивали овощи. Питание было трехразовое и полдник, но все­
таки детям было голодно. Шла война, и всё уходило на фронт.
Ребятишки собирали грибы, ягоды, часть которых отправляли в

14
госпиталь. Также дети помогали колхозу: пропалывали картофель,
в полях – рожь, пшеницу, собирали колосья.
В детском доме учились до 6­7 класса. На уроках труда
изготавливали табуретки для детдома, разделочные доски, грабли и
много других полезных вещей. А в свободное время пели, танцевали.
Готовили праздники на Новый год, Октябрьскую, Первомай. Часто,
как и все дети, шалили. Бывало, заберутся на колхозный огород,
напекут картошки, наедятся и идут в детский дом. Колхозники
понимали – прощали.
Драк и воровства не было.
После окончания школы детдомовцев определяли в ремесленные
училища на два года. Потом по распределению они уезжали в
Челябинск, Далматово. Увозили их и устраивали на новом месте
воспитатели. Во время войны все сотрудники помогали друг другу,
коллектив был дружный. В основном время проводили в тесном кругу,
с деревенскими общались мало. В детском доме не было ни радио, ни
газет, поэтому мало знали о ходе войны, но верили в Победу. О ней
узнали на митинге, который вел директор школы. После войны дети
писали родственникам, за одними приезжали родители, других
увозили родные. Однако многие остались и на Урале. Воспитанник
детского дома Бекасов Владимир Иванович, выросший в детском
доме, нашел трех сестер и брата, которые воспитывались в других
детских домах, но остался в Зайково, женился, вырастил детей и
всегда считался местным жителем. Обосновался в Зайково и Иванов
Иван Николаевич,
у него также семья,
дети,
внуки.
Нелегко было детям военных лет, но они выжили, потому что рядом
были

люди.
В 1957 году детский дом расформировали, а часть зданий развезли
в Песчанское и Даньково.

15
В Песчанском было два детских дома, один был эвакуирован из
Красной Пахры Московской области, в нем воспитывались дети­
инвалиды. А в первые годы работы детдома в нем были дети в
основном из близлежащих деревень: Песчанки, Николаевки, Ушаково,
Утичья. Из архива Песчанского школьного музей. Воспоминания
жительницы с. Песчанское. «Хочется рассказать о хорошем человеке,
Нине Михайловне Агеевой, ей исполнилось 85 лет. Агеева она по
мужу, а девичья её фамилия ­ Верховых. Родилась Нина 19 января
1939года в селе Песчанском, в большой крестьянской семье. Была
шестым ребёнком, а всего в семье было 9 детей. Отца убили в 30х
годах во время коллективизации. 1937­38гг были неурожайные,
голодные. Матери трудно было прокормить девятерых детей, и она
поехала на лошади зимой в Целинный район менять вещи на хлеб,
простудилась и умерла. Старшие: Мария, Григорий, Илья стали
работать, а младших сдали в детские дома: Павел, Нина и Сергей
попали в Песчанский детский дом, а Клава с Иваном в Каменский для
дошкольников.
Первые годы и в детском доме жизнь была полуголодная, но
постепенно всё наладилось. Нина Михайловна знает, как набивать
матрац соломой и как стучат башмаки с деревянной подошвой.
Разрослось хозяйство детдома. Воспитанники и учились, и помогали
на ферме, в огороде, в заготовке дров, лучше стали питаться,
одеваться. В Песчанской школе в 1945 году закончила Нина семь
классов и вместе с восьмью подругами поступила в Петровское
педагогическое училище с полным государственным обеспечением
для детей­ сирот в Юргамыше. Через три года, в 1948 году, она
закончила училище и получила диплом учителя­воспитателя. Нина

16
Михайловна вернулась в родной детский дом, но уже воспитателем.
Жила вместе с девочками, то есть работой была трудная совместная
жизнь, она была и мамой, и старшей сестрой, и подругой.
Детдомовский городок располагался по двум сторонам улицы:
три жилых корпуса, столовая, клуб, медпункт, хозяйственные
помещения.
В 30­40­х годах директором был Николай Ильич Сахаутдинов. При
нем было большое подсобное хозяйство: содержались коровы,
лошади, свиньи, пчелы, большой огород, в саду 60 яблонь, около 200
сосенок и акаций. С огорода однажды собрали около двух тонн
капусты, 252 кг помидоров. В детдоме хватало для питания молока,
мяса,

продавали.
Любовь к животным помогла одному из воспитанников детского
дома Гене Коновалову, который пропадал на конюшне, с выбором
профессии – он стал зоотехником. Вся Песчанка помнит и лихого
цыгана Сакирку. Он тоже все свое свободное время проводил с
лошадьми, а после даже работал в Кургане на ипподроме. Конюхом
была
женщина

Анна
Николаевна

Усова.
Жизнь в детском доме была подчинена строгому распорядку. Утром
в 7.00 часов – подъем, в 7.15 – зарядка, умывание, наведение
порядка в корпусах. С самого открытия детского дома детей
обеспечили байковыми одеялами и постельным бельем, которое
меняли один раз в 10 дней. Тогда же ходили в баню. Подушки были и
ватные, и перовые, а вот матрасы в предвоенное и военное время
набивали соломой и меняли ее раз в месяц.
Перед ужином был обязательно воспитательный час: чтение и
обсуждение книг, газетных статей, беседы. Постоянно готовили

17
концерты, проводили встречи с участниками Гражданской и
Отечественной войн, играли в КВН, смотрели диафильмы и
кинофильмы.

Старшие девочки работали в швейном цехе, шили себе одежду,
учились вышивать. Занималась с ними Белова Анфиса Ниловна. К 50­
летию образования СССР воспитанницы детдома вышили гербы
союзных республик и заняли первое место на областной выставке
детского

творчества.
Мальчишки работали в столярной мастерской под руководством
Ушакова Андрея Алексеевича, бывшего воспитанника детского дома.
Учились пилить, строгать, мастерить табуретки и скамейки,
ремонтировать
мебель
и
хозяйственные
постройки.
Работал хоровой кружок, который вела Подкорытова Галина
Александровна. Вахина Елена Дмитриевна учила детей танцевать.
Раз в месяц в детдоме проходил день именинника, и на праздничный
ужин в столовую приглашались все именинники месяца. Они могли
привести с собой своих друзей. Традицией было проведение
спортивного праздника. Готовились к нему заранее. Походы в лес за
ягодами, грибами, заготовка веников для бани были трудом и
удовольствием.

Работать в детском доме было непросто. Директорами после
Великой Отечественной войны были Сахаутдинов Николай Ильич,
Подкорытов Иван Васильевич, Соловьева Зоя Тимофеевна, а в 1954
году был назначен Кочкин Петр Петрович. Коллектив сотрудников
был

стабильным

дружным.

Песчанский детский дом работал в самые трудные годы:
предвоенные, военные и послевоенные, когда особенно много было
детей­сирот. Материальное обеспечение в детском доме было лучше,

18
чем в деревенских семьях, и достигалось оно совместным трудом
детей и работников детского дома в большом подсобном хозяйстве.
Совместный труд объединял и работников, и воспитанников в одну
большую семью­коммуну, где все зависели друг от друга, всех
сближали совместные переживания и общие интересы.

Почти 50 лет прошло с момента закрытия детского дома, но его
воспитанники помнят тех, кто дал им путевку в жизнь. Они пишут
письма, шлют телеграммы, приезжают в гости.
III. Заключение
Детский дом в военное время имел огромное значение в жизни
детей. Воспитатели помогали справиться с невзгодами военного
времени. Дети в данный период времени взрослели раньше как
физически, так и нравственно. Им были присущи такие качества, как
чувство долга перед Родиной, семьей, ответственность за свои
поступки. Военное время приучило их к дисциплине в труде и в
личной жизни.

19
Список литературы и интернет ресурсов
1. Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. – М., 1975. – С.327.
2. История Великой Отечественной войны Советского Союза
1941­1945 гг. – М., 1961. – Т.2. – С.143.
3. Куманев Г.А. Советские железнодорожники в годы Великой
Отечественной войны. – М., 1963. – С.61.
4. Лихоманов М.И., Позина Л.Т., Финогенов Е.И. Партийное
руководство эвакуацией в первый период Великой
Отечественной войны. – Л.,1985. – С.24.
5. Александрова Г.И. Забота партии о детях­сиротах (1941­1945
гг.) // В сб.: Борьба партии за укрепление социально­

политического единства советского общества. – Петрозаводск,
20
1981. – С.93.
6. Районная газета «Звезда».
7. Материалы районного архива.
8. http://stranakids.ru

До детей ли было в годы войны? Да, и до детей тоже. И во многом гораздо больше, чем сегодня. Один из примеров тому - работа домов пионеров нашей страны. Оговорюсь сразу: в материале нет домов пионеров Ленинграда. О них напишу отдельно, это очень большая тема подвига во время блокады. А пока речь пойдёт о других городах.

Помню, наткнулась как-то в Интернете на воспоминания кого-то из вожатых военного времени. Он рассказывал, что их главная задача в те годы была - не отдать детей улице. Родители заняты великой бедой, но детей в кандалы этой беды заковать нельзя. Была чёткая установка: война обязательно окончится, но это время в жизни детворы упустить ни коем образом не должно. Да, много горя и страха вокруг. Но главные лекарства от бед - труд и сплочённость.


Серпухов

К началу Великой Отечественной войны этому дому исполнилось всего шесть лет. Но здесь уже работали более десяти кружков и студий. Мальчишки и девчонки занимались танцами, пением, лепкой, учились рисовать, вязать, шить, играть на народных инструментах (был даже свой оркестр!), осваивали сценическое искусство.

Практически ни один кружок не закрылся, несмотря на то, что более половины педагогов ушли на фронт. Теперь занятия в кружках были посвящены помощи фронту. Летом собирали лекарственные травы, сосновую хвою и сдавали в аптечные пункты. Специально созданные агитбригады выступали в госпиталях, перед бойцами трудового фронта, ездили даже на передовую. Как правило, к таким выступлениям ребята сами мастерили подарки бойцам: шили кисеты, вязали варежки. Никто из мальчишек не говорил, что это, мол, девчачья работа. В числе воспитанников был пионер Вася Куликов. Готовясь к выступлению перед ранеными, мальчишка шил рукавицы. Некоторое количество ткани приносили работники дома творчества и дети, но этого не хватало. Ваня за неделю сам прошёл практически по всему Серпухову, постучался в дома, попросил горожан о помощи. И собрал столько ткани, вещей и ниток, что не мог принести всё это в одиночку в Дом пионеров. Ему помогли одиннадцать ребят, и каждый был нагружен, как говорится, до отказа.

Москва

В начале войны на фронт ушли более тысячи педагогов и выросших воспитанников Московского городского дома пионеров.

Оставшиеся взрослые разделили ребят на большие группы. Одни помогали ухаживать за ранеными, другие пришли на подмогу работникам военкоматов и разносили повести, третьи выступали в воинских частях с концертами художественной самодеятельности. Изменилось содержание практически всех кружков: столярного, рукоделия, юных биологов... Пионеры работали в колхозах, даже добывали торф. Так, воспитанники объединения «Туризм» летом 1941 года поехали в город Озёры, что неподалёку от Коломны. Местному совхозу отчаянно требовались рабочие руки - и эти руки появились: мальчишки и девчонки выполняли норму на 300 процентов! Благодаря им совхоз получил прибыль в 15 тысяч рублей. Девчата из швейных кружков теперь шили рукавицы, кисеты и даже гимнастёрки. Правда, раскрой ткани делали взрослые, но разве это умаляет заслугу ребят?

Осенью того же года школьники рыли окопы, дежурили на крышах и в газоубежищах. Ребята помогали взрослым в деле светомаскировки, собирали макулатуру и металлический лом. Удивительно, но при этом они не отодвигали на второй план учёбу: в Доме пионеров даже работали специальные секции отстающих, где юные «доки» помогали всем желающим разобраться в непонятых предметах и темах, подтягивали младших, готовили вместе с ними домашние задания. Ходили и в ближайший детский дом, устраивали концерты для ребят-сирот, читали им стихи, пели песни.

Ульяновск

Сегодня в этом здании располагается театр кукол. А в годы войны был Дом пионеров, где в тридцати восьми кружках и студиях занимались более четырёхсот мальчишек и девчонок. Дом выступил организатором детского движения в Ульяновске «Тыл - фронту». Сюда приходили все дети, желающие помочь своим отцам-солдатам. Здесь собирали посылки на фронт: за четыре года их отправлено без малого десять тысяч! Кстати, с фронта, случалось, приходили и благодарности от бойцов. Их читали вслух на сборах.

Первой же военной весной ребята под руководством взрослых разбили большой огород, на котором выращивали несколько десятков сортов овощей и зелень. «Стойкие» овощи - картошку, свёклу, лук - отправляли на фронт в сыром виде. Огурцы и помидоры мариновали в кадках и бочонках, зелень сушили. В Доме пионеров работал и пункт помощи голодающим: любой мог прийти и попросить помощи. Кому-то давали немного овощей, кого-то ставили на питание в столовую.

Школьники собирали лекарственные травы - только в 1943 году аптечные пункты приняли более двух тысяч тонн. Для сбора выезжали как под Ульяновск, так и за много десятков километров от него. Девиз был такой: каждая травинка и цветок должны помочь фронту.

Горький (Нижний Новгород)

Городской дом пионеров был открыт в 1943 году - взрослые нашли в себе силы позаботиться о детях. Ранее в этом здании располагалась начальная школа. Вот и созданный Дом пионеров очень тесно сотрудничал со школами города. Не ушедшие на фронт преподаватели приходили к ребятам после уроков, занятия в кружках проводились и в здании Дома пионеров, и в школах: тем самым получилось задействовать в помощи фронту гораздо больше ребят - почти две тысячи. Занятия в кружке кройки и шитья перенесли в швейные и обувные мастерские. Многие старшеклассники начали трудиться в ателье «Швейник» и выполняли заказы не только на своём непосредственном месте работы, но и брали дополнительно домой.

В 1941 году специально открыли кружок юных железнодорожников (вела его женщина). Пионеры работали на Горьковской железной дороге.

Помогали и животноводам, и птицеводам. Выращивали молодняк, дежурили по ночам, кормили, следили за теплом, заготавливали корм, ремонтировали помещения. Поросят и, бывало, ягнят, часто брали к себе в дом. Ученики средней школы Богородского района вырастили четырнадцать лошадей для бойцов Красной Армии. А воспитанники кружка биологов в тёплое время года в четыре утра ходили рвать траву для кур (это притом, что занятия в школах никто не пропускал).

В колхозах и совхозах области только летом 1942 года трудились более ста тысяч школьников, заработавших три с половиной тысячи трудодней!

А этот факт касается не только воспитанников Дома пионеров, но и всех школьников Горького: ребята помогали школам районов, освобождённых от фашистской нечисти. Вот строки из газеты «Горьковская коммуна» от 10 января 1942 года: «Учащиеся и учителя трёх средних школ Автозаводского района: №1, 19 и 7 - решили оказать помощь средней школе одного из освобождённых Красной Армией районов. Коллектив этих школ взял на себя обязательство собрать для подшефной школы полный комплект наглядных пособий, учебников и учебных принадлежностей. Учащиеся приступили к изготовлению некоторых наглядных пособий своими руками. Начинается сбор учебников и пособий в других школах района. Этот прекрасный почин следует подхватить всем школам города Горького и области. Учащиеся отправили в школы освобождённых районов 15 тысяч учебников и наглядных пособий!»

1 сентября 1941 года пионеры школы №102 обратились ко всем школьникам города и области: «Ребята! Давайте поможем нашим отцам, воюющим с фашистами! Построим танк «Горьковский пионер», а средства на него заработаем сами!».

Всего через четыре месяца юные делегаты пионерских отрядов уже приняли танк от рабочих и передали его на фронт. В октябре 1943 года на передовую отправился ещё один «детский» танк - «Олег Кошевой». Школьники Арзамасского района дополнительно собрали деньги на строительство самолёта, а школьники Автозаводского района - ещё на один танк.

И ведь оставалось время и силы для детской деятельности: пионерских слётов, соревнований. Летом 1942 года был проведён слёт юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. А в смотре художественной самодеятельности (декабрь 1942 года) участвовали около пяти тысяч ребят! Более того, взрослые каким-то совершенно непостижимым образом организовали отдых ребят в загородных пионерских лагерях, где за четыре года войны отдохнули 120 тысяч мальчишек и девчонок.

Архангельск

Этот Дом пионеров открылся в 1938 году. Здесь работали двадцать кружков, в которых занимались 960 мальчишек и девчонок. Но началась война. Здание Дома стало госпиталем...

Вот воспоминания Зинаиды Матвеевны Кочетовой, в годы войны она посещала кружок юных растениеведов: «Узнав о том, что в нашем здании будет располагаться госпиталь, все пионеры сразу решили помогать врачам и медсёстрам ухаживать за ранеными. Мы каждый день после уроков приходили сюда. Заданий было много: девочкам постарше доверили кипячение нательного белья, марли и бинтов. Всех нас научили обрабатывать несложные раны, делать перевязки. Мы умывали бойцов, причёсывали, носили им еду, мыли посуду, убирали в палатах и коридорах. Мы сами установили ночные дежурства: на смену ежедневно заступала бригада из десяти пионеров. Летом все собирали лекарственные травы. Было устроено соревнование: какая бригада больше наберёт. Моя заняла второе место: мы за месяц собрали 568 килограммов.

Пионеры, ранее посещавшие кружки самодеятельности, готовили для раненых концерты. Нас строго предупредили: если будут угощать, ничего брать нельзя. А у нас был один мальчик, Ваня, ещё даже не пионер. Он однажды взял то ли кусок сахара, то ли конфету. Его в тот день очень стыдили, говорили, что у раненых ничего нельзя отбирать, им нужны силы, чтобы бить фашистов. Ругали-ругали, а на следующий день многие ребята принесли Ване что-то вкусное. Все понимали, что он взял тогда сладкое не из жадности, а оттого, что самому жилось не сытно, а он ещё маленький».

Тобольск

Здесь к началу войны в шестнадцати кружках занимались около шестисот школьников. Ребята сразу включились в огромное дело помощи фронту и делали всё то же, что и пионеры других городов: собирали посылки, шили, вязали, занимались сбором лекарственных трав. Но отдельно надо сказать о труде педагогов, которые смогли деятельность ребят сочетать с игрой. Так, первым же военным летом около пятисот пионеров участвовали в игре «На штурм!». В борьбе за сдачу норм на получение оборонного значка школьники учились быстро надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться в условиях бомбёжки. Каждую зиму проводили лыжные состязания: ребята должны были как можно быстрее доставлять в обозначенные на импровизированной карте места «донесения». Организовали экскурсионно-туристскую базу, каждое лето ребята ходили в походы по историческим местам. Особенно любили бывать на могиле декабристов.

Сальск (Ростовская область)

Этот Дом и сегодня по-прежнему называется Домом пионеров, а не домом творчества. В годы войны город был оккупирован (31 июля 1942 - 22 января 1943 г.г.), здание наполовину разрушено: пробита кровля, выбиты окна, разобран пол (немцы топили печи), в зале обвалился потолок.

Конечно, во время оккупации дом пионеров пришлось закрыть. Но он работал вплоть до неё и сразу после, несмотря на то, что здания у ребят теперь не было. В первый год войны школьники помогали фронту: одних рукавиц сшили и связаали более шестисот пар. А после оккупации взрослые старались наладить работу таким образом, чтобы проводить мероприятия для детей на улице. Сбор лекарственных трав, уборка города. Создали группы помощи неуспевающим в учёбе - ребята отрядами ходили домой к отстающему, и получались настоящие уроки. Организовывали походы. Во время них существовала традиция: обязательно сесть всем в круг и написать письмо на фронт незнакомому бойцу. Однажды ребятам пришёл ответ с 1-го Белорусского фронта: боец писал, что вместе с однополчанами прочитал их весточку и просит разрешения после войны приехать. На войне он потерял семью и хотел бы иметь друзей среди детей.

Переписка длилась довольно долго, а потом оборвалась: видимо, солдат погиб.

Рязань

К началу войны здесь работали многие кружки: фото, радио, собаководов, рукоделия, авиамодельный, электроники, краеведческий, автомобильный, физкультурный, хореографический, театр кукол, хор мальчиков, духовой оркестр. И ни один за годы войны не был закрыт! Более того, в 1943 году появился пионерский ансамбль песни и пляски, руководителем которого стал директор Рязанского музыкального училища С.А.Заливухин.

Ребята и много работали. Они обратились к пионерам области с предложением заработать деньги на строительство истребителя. И в результате появился не только истребитель «Рязанский пионер», но и танковая колонна, и бронепоезд «Рязанский ученик».

К ребятам обращались с заказами. Так, получив военный заказ на пошив тёплых безрукавок, девочки из кружка кройки и шитья каждый день после уроков трудились в Доме пионеров по 4-5 часов (за работу они получали дополнительные талоны на 200 граммов хлеба). Ребята из кружка мягкой игрушки шили зайцев и мишек для малышей из детских садов и даже организовали специальную игровую комнату в Доме, куда приводили малышей мамы, если им надо было отлучиться. Занимались с крохами в этой комнате тоже пионеры, но уже из театрального и педагогического кружков.

Пять команд тимуровцев взяли под свою опеку солдатские семьи, дежурили в госпиталях. У пионеров из кружков художественной самодеятельности была своя концертная программа для выступлений перед бойцами. Хореографом в те годы работалаа Ида Александровна Милова. Уходя на фронт вместе с концертной бригадой, воспитанница Дома пионеров Нина Какуца попросила её придумать сольный танец. Ида Александровна придумала «Марш Победы», с которым и выступала Нина.

Цитата из отчёта за лето 1944 года: «Общий охват кружками - 220 человек. Одна из задач кружков в летний период - подготовка пионеринструкторов. Всего подготовлено 40 человек, которые с начала учебного года будут проводить кружковую работу в школах. Дом проводил массовую работу с детьми города. Военный руководитель провёл 2 похода на 3 и 5 километров, а также 4 военизированных игры в Луковском и Никульчинском лесу. В играх приняли участие 320 детей.

Было проведено 7 экскурсий и прогулок: в Рязанкий Кремль, на Оку, на Борковское озеро, в Луковский лес, в Рязанский музей. В городском парке проведено 2 массовых гулянья для детей. Театр кукол Дома пионеров за лето дал 48 спектаклей: в детских садах, детском приёмнике, туберкулёзном санатории, яслях, госпиталях, районах. Из-за отсутствия света в летний период удалось провести только 4 киносеанса. В июне работала выставка детского технического творчества. Проводилась читка художественной литературы и беседы о Чехове, Горьком...»