Диагностика и оценка учебных достижений школьников.

Барсуку недосуг —
Ищет он поживу.
Ходит в роще барсук,
Растолстел от жиру.

Там достал корешок,
Поурчав несыто, —
И земля на вершок
В дубняке изрыта;

Там гнездо разорил,
Съел сорокопута,
Глухаренка без крыл
Выследил как будто.

Осторожно пошел
Пашней вдоль бороздки,
Двух личинок нашел
Под листом березки.

Раскопал червяка
В придорожной яме,
Жук летел — и жука
Прихватил когтями.

К лесу вышел опять,
И в глухую пору
Вновь до завтрака спать
Возвратился в нору.

Комаров П.

Есть зверек один — барсук,
Под землей живёт в норе,
Слышит сверху каждый звук,
Пищу ищет он — в коре.

Ест личинки и жуков,
Мышку скушает, лягушку,
Ест птенцов и червяков,
Гриб и ящерицы тушку,

Чтоб зимою долго спать,
Быть в мороз теплом согретым,
Жир барсучий нагулять,
Надо кушать много летом!

Чистоплотный зверь барсук
Так проводит свой досуг:
Роет лабиринт из нор,
Тут же убирает сор,
Приводя в порядок дом,
Чтоб уютно было в нем!

Встанет за полночь барсук,
Обойдёт свой дом вокруг.
Тонкий нюх и острый глаз,
Наступил охоты час.

Накопил за жизнь барсук
Сюртуков большой сундук.

Обновляя свой наряд,
Покупал он все подряд.

Купит к празднику сюртук –
Он велик – кладет в сундук,

А другой возьмет – он мал –
Так всю жизнь и покупал.

Жаль, что нет у барсука,
По размеру, сюртука.

Гвоздев Виктор

Чёрно-белый барсучок
ляжет в норке на бочок.
Отдыхает днем, а в ночь
выйдет травушке помочь –
после отдыха и снов
поедает грызунов.

Киселева Ольга

Под берёзой на горе
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.

Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкают ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:

На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами…

Скрипнет ветка или сук –
Приоткроет глаз барсук.
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:

Ведь нора у барсука
Глубока…

Белозеров Т.

Ночь длиннее, день короче.
Листья всё желтей-желтей
Падают, летят с ветвей.
Холоднее стали ночи.
Уж зима не за горами
Вырыл дом в земле барсук
Чтобы с прятаться от вьюг
Дом глубокий, да с ходами.
Насушил жуков, лягушек
Натаскал семян, корней
Ягод всяких, желудей —
Будет, что зимой покушать.
Ел он осенью не мало
Потолстел, наел бока
Понимал: зима близка.
Отложил под шкурой сало.
Стали мёрзнуть ночью лужи
С неба белый снег упал
Всё укрыл. Лес белым стал
Ветер снег юлою кружит.
Спит барсук, не видит это.
В доме у него тепло,
Он к зиме готов давно,
Смотрит тёплый сон про лето.

Измайлов Александр

Как могут они
Под землею расти
И скучную жизнь
Под землею вести?
Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает
Их днем погулять.
Охотники часто
Бывают в лесу,
Охотники бьют
Барсука и лису.
Им только бы зверя
Пушного поймать!
За малых детей
Беспокоится мать.
Она не уступит
Охотникам их,
Красивых, пушистых
Любимцев своих.
Она бережет их
В глубокой норе,
Она их выносит
Гулять на заре.
Хохлатые дятлы
На елках стучат.
В зубах барсучиха
Несет барсучат.
И утренним воздухом
Дышат они.
Заснут на припеке —
Проснутся в тени.
Высокое солнышко
Сушит росу.
Становится тихо
И душно в лесу.
Лежат барсучата
На солнце, ворчат.
Домой барсучиха
Несет барсучат.
В горячие полдни
Июльской жары
Что может быть лучше
Прохладной норы?

За устойчивость здания отвечает глубокий фундамент. Считается, что небоскребы помогают построить — и продать — побольше там, где уже почти не осталось для этого места. Небольшая площадь основания по периметру фасада и внушительный метраж всего здания оказались кстати в условиях дефицита земли на Манхэттене, в самом престижном районе Нью-Йорка, где в начале XX века стартовало активное строительство высоток. Это правило не изменилось до сих пор, но не везде его легко применить. Технологические сложности, традиционно сопровождающие высотное строительство, могут стать препятствиями на неподходящей почве. Для преодоления давления на грунт в таких условиях приходится углублять подземную часть до четверти высоты небоскреба.


Мягкие грунты, сейсмологическая активность, дорогие, по сравнению с обычными домами, проектировочные решения нисколько не охладили интерес к строительству небоскребов. За прошедшие десять лет их стало в три раза больше: сейчас в мире 1378 зданий высотой более 200 м (данные Knight Frank). Первые небоскребы работали как офисы, современные здания используются так же, но и спрос на квартиры в них оказался значительным — небоскребы можно строить на небольшом участке, современные технологии позволяют делать это в условиях любого грунта, а покупатели ценят виды из окон на огромной высоте. И теперь более трети высоток — жилые, частично или целиком.

По словам партнера архитектурного бюро "Крупный план" Андрея Михайлова, долгое время одним из главных препятствий для строительства небоскребов было колоссальное давление на грунт: "Конструкция тяжелая, под ее давлением грунт выходит за рамки линейной работы, наступают стадии упругопластической деформации".

Архитектура сталинских высоток в Москве продиктована как раз сложностями, связанными со строительством правильного фундамента. "Широкая нижняя часть, увеличенная глубина позволили минимизировать дополнительное по сравнению с естественным давление грунта на глубине заложения фундамента",— продолжает Андрей Михайлов. В Нью-Йорке таких проблем не было: помимо другого темпа развития экономики, урбанизации, роста цен на землю массовому строительству небоскребов способствовала геологическая особенность местности. "Город практически стоит на скальном, прочном грунте, и даже если сверху присутствуют осадочные породы, их толщина незначительна",— объясняет архитектор.

Сверхсильное давление на грунт высотки сейчас перестало быть проблемой — накоплен огромный опыт, быстро идет прогресс в отрасли строительных материалов

В Москве при строительстве высотных зданий приходится решать более сложные инженерные задачи, связанные с фундаментом,— кроме давления на грунт, это существенная усадка, возможная неравномерность, крены. "Основные расходы при строительстве фундамента возникают, когда идут инженерно-геологические изыскания, благодаря им закладываются определенные параметры конструкции, отвечающие компрессионным характеристикам грунта, определяется усадка здания",— говорит исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько. Ориентируясь на эти расчеты, проектировщики определяют жесткость будущей конструкции. "При неравномерной усадке все перекосы должны быть компенсированы жесткостью конструкции здания,— объясняет он.— Чем больше усадка, тем выше жесткость, больше армирование и дороже фундамент".

По словам заместителя директора по научной работе АО "НИЦ "Строительство"" Олега Шулятьева, сверхсильное давление на грунт высотки сейчас перестало быть проблемой — накоплен огромный опыт, быстро идет прогресс в отрасли строительных материалов. "Это просто данность, с которой приходится работать",— говорит он. Основной принцип строительства небоскребов не меняется: давление можно уменьшить за счет роста площади фундамента и глубины его залегания. "В санкт-петербургском "Лахта-центре" фундамент шире контура здания более чем в три раза, а глубина свай 85 метров",— приводит в пример Олег Шулятьев. Если приходится учитывать сейсмическую активность, как, например, в Чечне, где строится небоскреб "Ахмат тауэр", претендующий на звание самой высокой башни в Европе (после башни "Лахта-центра"), нужно учитывать не только давление на грунт, но и его перемещение. "При подземных толчках здание может крениться в разные стороны, его фундамент должен воспринимать эти нагрузки",— объясняет специалист: верхняя конструкция небоскреба тоже должна адекватно воспринимать эти колебания. Для их снижения используют различные устройства для гашения или предотвращения колебаний, которые называются "демпферы".

В Москве большинство высотных зданий тоже строится с участием свай. "При строительстве дома высотой 20 этажей проектировщик может выбирать, использовать сваи или нет. При проектировании небоскреба сваи обязательны, если, конечно, скальные породы не залегают прямо под фундаментной плитой",— говорит Михаил Хвесько. Глубина свай может достигать 50 метров, а их диаметр — полутора метров. Например, в ММДЦ "Москва-Сити" особый грунт. "Это аллювиальные (речные) отложения (на глубине 6-15 метров), а со стороны района Камушки есть русла исчезнувших притоков Москвы-реки (палеодолина). Глубже — известняки верхнего каменноугольного возраста, в которых могут быть полости (карсты)",— перечисляет Михаил Хвесько. Задача геолога — находить такие полости, а проектировщика — устранять риски при разработке фундамента в районе таких полостей. "В таких грунтах при строительстве небоскребов, как правило, используются свайные или свайно-плитные фундаменты. Толщина фундаментной плиты при этом может достигать четырех метров",— делится опытом девелопер. Выбор вида свай осуществляется индивидуально — или с помощью тестов, или на стадии разработки проекта в сотрудничестве с научными организациями, которые специализируются на новых видах свайных фундаментов. "Отсюда удорожание строительства — фундамент 50-этажного здания может стоить втрое дороже фундамента 20-этажного дома",— подчеркивает он. Все это учитывается в проекте. Существуют разные варианты установки свай: ее можно бурить, заливать бетоном, опускать внутрь сердечник (стержень, который выдавливает бетон в поры грунта по длине сваи и создает более жесткую сцепку, такие сваи могут быть короче и меньше в диаметре, их и нужно меньше). Сваи с сердечником могут выдержать до 30-40% больше нагрузки, чем сваи без него. В одном из проектов Capital Group стоимость погонного метра сваи диаметром 1 метр составляет около 40 тыс. руб. Средняя глубина свай — 15-30 метров, но может доходить и до 50 метров.

Особенности фундамента, помимо качества грунта, определяет каркас небоскреба.

"Это вторая важная особенность строительства небоскребов",— говорит Андрей Михайлов. В зданиях высотой более 100 этажей стандартный бетон не выдерживает нагрузки, которая возникает на колонны первых этажей. "Приходится использовать специальные бетоны повышенной прочности — с ними технологически сложно работать на стройплощадке — и специальную арматуру",— продолжает он. А при строительстве особенно высоких зданий на первых этажах могут применяться цельностальные колонны.

При проектировании каркаса и его внутренних систем приходится еще учитывать турбулентность ветрового потока, которая возникает из-за высоты здания. "Представьте себе трубу высотой более 500 метров и разницу в давлении на первом и последнем этаже. Без специальных решений здание будет работать как дымовая труба,— приводит аналогию Андрей Михайлов.— Снаружи равномерно распределять давление помогают специальные фасадные системы. Для решения проблемы сквозняков в первых небоскребах стали ставить вращающиеся двери. По этой же причине в небоскребах не бывает естественной вентиляции и нельзя открывать окна, чтобы не нарушить работу механических инженерных систем".

Екатерина Геращенко


Искусство управления лифтом

Со сдачей небоскреба в эксплуатацию инженерные сложности не заканчиваются. О способах их преодоления рассказал президент ПАО "Сити" (управляет ММДЦ "Москва-Сити") Алексей Гаврилов.


Одна из главных ежедневных проблем небоскреба — вертикальный транспорт. Если это бизнес-центр, по нему в течение дня передвигаются десятки тысяч человек, и эффективно распределить пассажиропоток в лифтах — одна из главных задач повышения комфортности. Естественно, что самые напряженные моменты приходятся на часы пик, связанные с рабочим расписанием: утром, в обед и вечером.

Определенная модель распределения пассажиропотока в высотном здании закладывается уже на этапе проектирования, но в процессе эксплуатации часто выясняется, что она не совпадает с фактическим трафиком в лифтах.

Эту проблему можно решить, отрегулировав распорядок дня сотрудников по этажам, например, разнеся время обеда и окончания дня. Но это возможно, только если небоскреб целиком занимает одна корпорация.

Во всех других случаях приходится использовать технические решения. Например, в некоторых небоскребах в "Москва-Сити" установлены автоматизированные системы досрочного вызова лифта на первом этаже — лифт на нужный этаж заранее получает сигнал вызова уже при сканировании пропуска на турникете на входе. Это сокращает время его ожидания. Современные программные продукты позволяют собирать статистику трафика и анализировать пассажиропоток. Программа определяет, сколько пассажиров на каком этаже ждут лифт, и отправляет на этажи загруженную или пустую кабину. Чтобы не вводить систему в заблуждение, не нужно несколько раз нажимать на кнопку в ожидании лифта. Система может распознать этот сигнал как от нескольких человек, и поиск свободной кабины займет больше времени. В лифтах есть возможность групповых вызовов — для автоматической подачи пустого лифта.

Межэтажный трафик в небоскребах можно распределять и с помощью совмещения лифтов и эскалаторов.

Так как в небоскребах эксплуатируются высокоскоростные лифты, скорость которых достигает 8 м/с, большое внимание уделяется их безопасности. Ее обеспечивают многочисленные системы мониторинга и контроля. Если трос оборвется, сработают ловители плавного торможения и не позволят кабине упасть. Для обеспечения энергоэффективности работы лифтов используется система рекуперации энергии. Лифты и эскалаторы могут переходить в спящий режим, если не нужны пассажирам, что экономит электроэнергию.

1. …каток (Наш).

2. Мишкина … (каша).

3. … огни (Бенгальские).

4. И я … (помогаю).

5. … у дедушки (Шурик).

6. … задача (Федина).

Кроссворды по произведениям С.В. Михалкова

Кроссворд «Животные».

По горизонтали:

1. Как могут они

Под землею расти

И скучную жизнь

Под землею вести?

Их в темную нору

Запрятала мать,

Она не пускает

Их днем погулять.

2. Вдруг

Какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

Прыгает через порог…

Кто же это?

Мой …

3. Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, … -

Вот компания какая!

4. Много лет, за годом год,

Из глубин соленых вод

Как затворница-монашка

Выплывает …

5. Широка и глубока

Под мостом текла река.

Под корягой,

Под мостом

Жил в реке усатый …

6. Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

7. Целый день долблю, долблю,

А как день кончается,

Равен мой улов нулю.

Вот что получается!

Надоело зря долбить!

Присоветуй, как мне быть?

По вертикали:

1. На исходе двух столетий,

А точней - под Новый год

Черепашку как-то встретил

Одинокий …

2. Он весел и счастлив

От пят до макушки -

Ему удалось

Убежать от лягушки.

Кроссворд «Михалков».

По вертикали:

1. Фамилия дяди Степы.

2. Для кого был грозой дядя Степа-милиционер?

3. Какое дерево спас сын лесника?

4. Какое животное было одомашнено первым?

5. Сижу. Дивлюсь. Не шевелюсь

И слово вымолвить боюсь;

Ведь прилетел ко мне за стол

Не Чижик-Пыжик, а …

6. Хотел иметь я птичку

И денег накопил,

И вот на птичьем рынке

Я … купил.

7. Покой и труд большой семьи

Нарушила беда.

В дыму метались …,

Спасаясь кто куда.

8. Как она упала -

Клювом в воду ткнулась,

Так она лежала,

Не пошевельнулась.

Тестовое задание по повести-сказке Э. Успенского «Чебурашка»

1. Чебурашка жил … (где?)

а) в дремучей тайге;

б) в густом тропическом лесу;

в) на побережье Черного моря.

2. Зверька назвали Чебурашкой, потому что …

а) он любил есть чебуреки;

б) он все время чебурахался со стула.

3. Чтобы утолить голод Чебурашка съел…

а) целых два апельсина;

б) пол-ящика апельсинов.

4. Какое высказывание правильное?

а) Чтобы попасть в большой город Чебурашка ехал на велосипеде;

б) в город Чебурашка попал случайно, в ящике с апельсинами, в котором заснул.

5. В зоопарк Чебурашку не приняли, так как …

а) не было мест и не знали, что он за зверь;

б) он был слишком маленький.

6. В магазине уцененных товаров Чебурашка должен был… (что делать?)

а) мыть витрину;

б) стоять в витрине и привлекать внимание прохожих.

7. Что стало жильем Чебурашки?

а) старая телефонная будка;

б) старая собачья будка, похожая на маленький домик.

8. Какое высказывание верное?

а) Чебурашка сразу бросился звонить своим друзьям;

б) Чебурашка никому не звонил, так как друзей у него пока не было.

9. Крокодил Гена работал …(где?)

а) в магазине;

б) в театре;

в) в зоопарке.

10. Крокодил Гена работал … (кем?)

а) сторожем;

б) крокодилом;

в) драконом.

11. Крокодилу Гене было … (сколько?)

а) 80 лет;

б) 50 лет;

в) 150 лет.

12. Дома, после работы, крокодил Гена … (что делал?)

а) смотрел телевизор и пил кофе;

б) читал газету и курил трубку;

в) рисовал картины и пел песни.

13. В какую игру играл крокодил Гена?

а) крестики-нолики;

б) шахматы;

в) настольный футбол.

14. С кем играл крокодил Гена?

а) с соседом;

б) с Чебурашкой;

в) сам с собой.

15. Чтобы завести друзей крокодил Гена … (что сделал?)

а) пошел в клуб знакомств;

б) написал объявление;

в) написал письмо.

Литературная олимпиада

Для учащихся 4 класса.

Разминка.

1. Откуда эти волшебные слова:

- «Крекс, фекс, пекс »? («Золотой ключик»).

- «Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька». (Медведев. «Баранкин, будь человеком!»)

2. Какие волшебные средства были у:

Оле-Лукойе? (Зонтик, волшебная спринцовка.)

Маленького мука? (Туфли и тросточка.)

Элли? (Серебряные башмачки, золотая шапка, серебряный свисток.)

3. Как путешествовали:

На крышу Малыш? (На Карлсоне.)

Из норы крота в теплые края Дюймовочка? (На ласточке.)

1-ый. тур «Дядя Федор пес и кот».

1. Во сколько лет дядя Федор научился варить суп? (В пять лет.)

2. Что умел Шарик, кроме как дом сторожить? (Окучивать картошку, посуду мыть.)

3. Как звали галчонка? (Хватайка.)

4. Кого Шарик принес с первой охоты? (Бобренка.)

5. Кто был прежним хозяином кота Матроскина? (Профессор Семин.)

6. Как работало солнышко? (Его надо было наклеить на потолок и включить в розетку.)

7. Сколько денег послал на завод дядя Федор для покупки трактора? (Сто рублей.)

2-ой. тур «Старик Хоттабыч».

1. Что сделал Хоттабыч с Женей Богорадом? (Продал в рабство.)

2. Волшебное средство Хоттабыча. Когда оно не действовало? (Волоски бороды. Когда они были мокрые.)

Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

    ПРО ЯНЕКА

Жил на свете Янек,
Был он неумен.
Если знать хотите -
Вот что делал он.

Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.

Комара увидев,
Брался за топор,
В лес дрова носил он,
А в квартиру - сор.

Он зимою строил
Домик ледяной:
"То-то будет дача
У меня весной!"

В летний знойный полдень
Он на солнце дул.
Лошади уставшей
Выносил он стул.

Как-то он полтинник
Отдал за пятак.
Проще объяснить вам:
Янек был дурак!

    ПТИЧЬЕ РАДИО

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов

Сегодня в нашу студию
(Внимание! Внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание!

Во-первых, по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу?

Второй вопрос назрел давно:
Что "эхом" называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?

По третьему вопросу
Докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих
гнезд.

Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!

Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов:
"Фиур-фиур! Фью-фью-фыо!
Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!
Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик!
Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик!
Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку!
Гур-гур-гур! Ку-ка-реку!
Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!.."

Мы не знали, как нам быть!
Очевидно, в этот час
Передача не для нас!

    ГДЕ ОЧКИ?

Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,

С головою залезала
Под матрац, под одеяло,

Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,

Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,

Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.

Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.

Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,

Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!

Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!

На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.

И старушка увидала,
Что не там очки искала,

Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.

Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.

    ИЗ ЛЬВА КВИТКО

    АННА-ВАННА БРИГАДИР

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Мы их не обидим:
Поглядим и выйдем!

Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят купать пора,
После приходите.

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят
И потрогать спинки -
Много ли щетинки?

Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят кормить пора,
После приходите.

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Рыльца - пятачками?
Хвостики - крючками?

Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросятам спать пора,
После приходите.

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
- Уходите со двора,
Потерпите до утра.

Мы уже фонарь зажгли -
Поросята спать легли.

    БАРСУКИ

Как могут они
Под землею расти
И скучную жизнь
Под землею вести?

Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает
Их днем погулять.

Охотники часто
Бывают в лесу,
Охотники бьют
Барсука и лису.

Им только бы зверя
Пушного поймать!
За малых детей
Беспокоится мать.

Она не уступит
Охотникам их,
Красивых, пушистых
Любимцев своих.

Она бережет их
В глубокой норе,
Она их выносит
Гулять на заре.

Хохлатые дятлы
На елках стучат.
В зубах барсучиха
Несет барсучат.

И утренним воздухом
Дышат они.
Заснут на припеке -
Проснутся в тени.

Высокое солнышко
Сушит росу.
Становится тихо
И душно в лесу.

Лежат барсучата
На солнце, ворчат.
Домой барсучиха
Несет барсучат.

В горячие полдни
Июльской жары
Что может быть
лучше
Прохладной норы?

    ВЕСЕЛЫЙ ЖУК

Он весел и счастлив
От пят до макушки -
Ему удалось
Убежать от лягушки.

Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.

Бежит он теперь
И знакомых встречает,
А маленьких гусениц
Не замечает.

Бежит он сквозь чашу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.

Зеленые стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают росу.

Ему бы большую
Поймать на обед!
От маленьких гусениц
Сытости нет.

Он маленьких гусениц
Лапкой не тронет,
Он честь и солидность
Свою не уронит.

Ему после всех
Огорчений и бед
Всех больше добыча
Нужна на обед.

И вот наконец
Он встречает такую
И к ней подбегает,
От счастья ликуя.

Жирнее и лучше
Ему не найти!..
Но страшно к такой
Одному подойти.

Он вертится,
Ей преграждая дорогу,
Жуков проходящих
Зовет на подмогу.

Борьба за добычу
Была нелегка:
Ее поделили
Четыре жука.

    ИЗ АСЕНА БОСЕВА

    ПОИГРАЕМ-УГАДАЕМ!

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?..
[Индюк!]

Да! Индюк! Признаться, братцы.
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или... кто?..
[Собака!]

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... Что?..
[Поганки!]

Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите, -
Обожаем поваров!
Ненавидим... Кого?..
[Докторов!]

То, что я сказал вам, - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет...
Но от вас секретов нет!

Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
[Кошка!]

    ПЯТЬ ВЕСЕЛЬЧАКОВ

Уселись пять весельчаков
На берегу Марицы.
И каждый тотчас был готов
Придумать небылицы.

Один сказал: - Смотрите, там,
Направо, по теченью,
Плывет большой гиппопотам
И лопает печенье!

Другой сказал: - Он утонул!
Да, да! На самом деле!
В Марице множество акул -
Они, беднягу, съели!

Тут крикнул третий: - Братцы! Стоп!
Я видел на лужайке,
Как мяч гонял пузатый поп
В трусах и красной майке!

От страха я еще дрожу, -
Тут прошептал четвертый. -
Хотите, я вам расскажу
Историю про черта?

Он был рогатою свиньей,
Рогатою кобылой,
Рогатой кошкой... Ой, ой, ой!
Как это страшно было!

А я залез на старый клен, -
Сказал серьезно пятый. -
А там уже на ветке он,
Твой черт - баран рогатый!

Тут я схватил его за хвост,
На землю сдернул с ветки.
Гляжу, а это певчий дрозд!
Теперь сидит он в клетке!

Клянусь вам, птичка - первый сорт!
Глядишь - не наглядишься!
Но вдруг она тот самый черт,
Кого ты так боишься?!

Так хохотали шутники,
Что падали от смеха.
Озорники-весельчаки!
Послушать их - потеха!

    ХРАБРЫЙ КОСТА

Между скал через поток
Перекинут был мосток.
Как живой, мосток дрожит,
По камням поток бежит.

Почесал затылок Коста:
- Провалиться очень просто!
Пробирает сердце дрожь -
Все равно не перейдешь...

Подошел Никола-брат:
- Ты мне, братец, вижу, рад!
Ну, держись! Пошли вдвоем!
Да не бойся! Перейдем!

И минуты не прошло,
Как от сердца отлегло, -
Перевел братишку брат,
Оба рядышком стоят.

Принял Коста гордый вид
И Николе говорит:
- Я и сам бы мог, браток,
Перейти через мосток!
И не шел бы, а бежал.
Зря ты за руку держал!

Тут у Косты за спиною
Вдруг раздался голосок:
- Ты еще не раз со мною
Повстречаешься, дружок!

    КАК ИЗ МУХИ СДЕЛАЛИ СЛОНА...

Сидел отряд,
Пыхтел отряд
И сочинял
Отчет-доклад.

И каждый думал
Об одном:
Что отразить
В докладе том,

Как написать
Такой доклад,
Чтоб был вожатый
Горд и рад.

Один сказал:
- Вчера, друзья,
Локтями
Вытер парту я!

А я тарелку
Облизал! -
Второй ему в ответ
Сказал.

Захарий Димку
С ног свалил -
Обоих
Я водой облил...

Намалевал я
На стене
То, что во сне
Приснилось мне...

Как мел,
Учитель побелел,
Когда под партой
Я запел...

Не я ли
Дедушке помог
Переступить
Через порог?! -

Вот так.
На ум пришли дела,
Которым
Не было числа.

Тут сразу все
Пошло на лад...
Готов отчет!
Готов доклад!

В нем сказано
Без пышных фраз
Про образцовый
Школьный класс.

И про сознательных
Ребят,
Что все
За чистотой следят,

И что рисуют,
И поют,
В обиду слабых
Не дают.

И помогают
Старикам
В пример другим
Ученикам...

Какой доклад!
Какой отчет!
Отряду - слава
И почет!

Вздохнул вожатый:
- Вот те на!
Из мухи
Сделали слона!..

    УМНИК АТАНАС

В пятом классе среди нас
Всех забавней Атанас.
Стоит с ним разговориться -
Остается лишь дивиться.

Спросишь: - Слушай, паренек,
Как вчера прошел урок? -
Он ответит: - Все в порядке,
Съел четыре шоколадки!

С кем ты дружишь из ребят,
Что вокруг тебя сидят?
- С тем дружу, кому не жалко
На уроке дать шпаргалку.

Как бы, друг, ты жить хотел?
- Отдыхать, не зная дел.
- Чем ты любишь заниматься?
- На спине в траве валяться!

Подскажи нам, Атанас,
Твой любимый школьный час.
- Ну конечно, несомненно,
Это только перемена!

Что считаешь ты трудом?
Отвечай скорей, мы ждем!
- Я уже трудом считаю,
Что жую и сам глотаю!

    С НАМИ СМЕХ!

Нам живется лучше всех,
Потому что с нами - Смех!
С ним нигде не расстаемся,
Где б мы ни были - смеемся!
Утром выглянем в окно,
Дождик льет, а нам смешно!
Если в школу путь лежит,
Рядом с нами смех бежит.
Наш отряд идет в поход -
Смех от нас не отстает.
С нами он в любой игре
Дома, в школе, на дворе,
На реке, в лесу и в поле,
На катке и на футболе,
Всюду с нами наш дружок -
Смех-Смехунчик! Смех-Смешок!
Молодой, задорный Смех!
Посмеяться ведь не грех?!

    ПРЕГРАДЫ

В класс Марийка опоздала.
Кто же в этом виноват?
- Ну, во-первых, одеяло
Встать с кровати не пускало!
Вот одна из трех преград!
Ну и зеркало немного
Задержало на пути -
Надо ж было на дорогу
Мне косички заплести!
В-третьих, кружку молока
Ведь не выпьешь в два глотка?!
А часы тебя не ждут -
Все идут, идут, идут...

    КОММЕНТАРИИ

    А ЧТО У ВАС?

"Все стихотворения Михалкова согреты теплым, серьезным, наивным юмором,
пронизаны светом человеческой молодости"*, - эти слова А.А.Фадеева как
нельзя лучше подтверждаются стихотворениями, собранными в разделе "А что у
вас?".
______________
* Фадеев А. Детские стихи Сергея Михалкова. - "Правда" (1938, 6
февраля). В кн.: Фадеев А. За тридцать лет. (М., 1957, с. 727).

За стихи для детей младшего возраста С.В.Михалков был в 1970 году
удостоен Ленинской премии.

А ЧТО У ВАС? Одно из самых популярных стихотворений С.В.Михалкова.
Впервые было напечатано в газете "Известия" (1935, 17 июля). Вошло почти во
все сборники стихов поэта, в избранные сочинения и собрания сочинений. Более
двадцати раз выходило отдельным изданием с рисунками художников А.Пахомова,
Н.Цейтлина, И.Кузнецова.
Неглинная, Зацепа - названия улиц в Москве.

ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ. В конце 30-х годов эта песня композитора
М.Старокадомского на стихи С.Михалкова была очень популярна среди ребят. Ее
распевали маленькие герои кинофильма с тем же названием. Стихи, написанные
специально для фильма, впервые были опубликованы в газете "Кино" (1937, 29
апреля) под названием "Песенка друзей". Позднее печаталась также под
названием "Песенка наших друзей" ("Затейник", 1938, Э 5). Под названием
"Веселые путешественники" впервые была выпущена отдельным изданием (Одесса,
1938).

ПРИВИВКА. Впервые было напечатано в сборнике "День русской поэзии" (М.,
1958), в журнале "Веселые ребята" (1959, Э 3) печаталось с рисунками
С.Бялковской.

ПРО МИМОЗУ. Впервые напечатано в газете "Комсомольская правда" (1935, 5
октября). Печаталось также под названием "Мимоза" в журнале "Мурзилка"
(1936, Э 1) с рисунками А.Каневского. Отдельным изданием впервые вышло в
Пятигорске (1938). Входило в различные сборники поэта с иллюстрациями
К.Ротова, А.Ермолаева, Г.Валька.

КОТЯТА. Впервые было напечатано в журнале "Мурзилка" (1947, Э 6) с
рисунками Е.Чарушина. Выходило отдельными красочными изданиями с рисунками
В.Лебедева, А.Порет.

БАРАНЫ. Впервые было напечатано в журнале "Затейник" (1937, Э 5) под
названием "Два барана" с подзаголовком "Шутка". В сборнике поэта "Мои стихи"
(М., 1938) печаталось под названием "Про баранов", в сборнике "Стихи"
(М.-Л., 1939) - под названием "Бараны". В дальнейшем входило во многие книги
поэта и иллюстрировалось художниками А.Ермолаевым, В.Щегловым.

ЧЕПУШИНКИ. Написано в 1939 году. Публикуется в настоящем издании
впервые.

ЧАСЫ. Впервые печаталось в сборнике С.В.Михалкова "Мои стихи" (М.,
1938). В дальнейшем включалось в авторские книги с рисунками А.Ермолаева,
В.Коновалова.

МОЙ ЩЕНОК. Выходило отдельными иллюстрированными изданиями с рисунками
В.Корецкого (М., 1943) и А.Порет (М., 1950). Вошло в сборник поэта "Стихи
для детей" (М., 1943) с рисунками В.Лебедева.

КАК У НАШЕЙ ЛЮБЫ. Впервые публиковалось в газете "Правда" (1975, 31
декабря), затем - в журнале "Мурзилка" (1976, Э 4) с рисунками А.Брея. В
книгу С.В.Михалкова "Веселый день" (М., 1979) вошло с рисунками Ф.Лемкуля.

В ПАРИКМАХЕРСКОЙ. Печаталось также под названием "Стрижка" в книге
поэта "Избранное" (М., 1948).

РИСУНОК. Впервые опубликовано в журнале "Пионер" (1936, Э 2) с
рисунками А.Каневского. В книге поэта "Мои стихи" (М., 1938) напечатано с
посвящением М.В.Водопьянову. Входило во многие авторские сборники,
иллюстрировалось К.Ротовым, А.Ермолаевым, Ф.Глебовым и др.

КОРАБЛИКИ. Впервые было напечатано в "Литературной газете" (1936, 10
апреля), затем - в журнале для самых маленьких "Ванька-Встанька" (1936, Э
1). Вошло в авторские книги с иллюстрациями К.Ротова, А.Короткина, А.Брея,
А.Ермолаева и др.

ЕСЛИ. Впервые печаталось в газете "Известия" (1935, 21 октября) под
названием "Шутка про "если". В книге поэта "Стихи для детей" (М.-Л., 1943)
печаталось под названием "Если" с рисунками А.Ермолаева. Входило во многие
другие сборники поэта. Иллюстрировалось также К.Ротовым, В.Щегловым.

ВЕЛОСИПЕДИСТ. Впервые напечатано в журнале "Чиж" (1941, Э 6). В
дальнейшем - в сборниках поэта "Стихи для детей" (М.-Л., 1943) с рисунками
В.Коновалова, "Стихи для детей" (М., 1947) с рисунками И.Семенова,
"Избранное" (М., 1948) и др.

ТРЕЗОР. Впервые под названием "Щенок" напечатано в журнале "Красная
новь" (1938, Э 1), затем - в сборниках поэта "Мои стихи" (М., 1938); "Стихи
для детей" (М.-Л., 1943) с рисунками В.Лебедева.

ПРО ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ ПЛОХО КУШАЛА... Впервые опубликовано в газете
"Советский Крым" (1977, 28 августа), затем - под названием "Про девочку,
которая плохо ела..." - в журнале "Мурзилка" (1977, Э 12) с рисунками
В.Чижикова.

КОМАР-КОМАРЕЦ. Это шуточное стихотворение впервые было напечатано в
газете "Пионерская правда" (1969, 4 февраля) с подзаголовком "Веселые
стихи". В Собрании сочинений поэта (Т. I. M., 1970) печаталось с рисунками
А.Пушкарева.

ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ. В книге поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) опубликовано
с подзаголовком "По старинной детской песенке". Рисовал художник В.Чапля.
Выходило отдельным изданием (М., 1975) с рисунками В.Чижикова.

КОРАБЕЛЬНАЯ СОСНА. Впервые печаталось в журнале "Москва", (1980, Э 1).

БЕГЛЯНКА. Впервые напечатано в газете "Известия" (1973, 22 сентября).
Выходило отдельными красочными изданиями с рисунками И.Семенова (М., 1975),
Л.Токмакова (М., 1978). В сборнике поэта "Мы с приятелем" (М., 1977)
напечатано с рисунками В.Каневского.

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ. Впервые напечатано в газете "Комсомольская
правда" (1958, 19 января), входило в книги того же названия с рисунками
И.Семенова, в других сборниках - с рисунками Е.Мешкова.

НЕДОТЕПА. Впервые печаталось в газете "Правда" (1975, 31 декабря)
вместе с другими стихами под общим заголовком "Взрослым о детях", затем - в
журнале "Мурзилка" (1976, Э 6) с рисунками Б.Диодорова. Вошло в сборник
поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) с рисунками В.Каневского.

МОДНОЕ ПЛАТЬЕ. Впервые печаталось в "Литературной газете" (1978, 18
октября), затем - в журнале "Мурзилка" (1979, Э 3) с рисунками В.Чижикова.

АВТОГРАФЫ. Впервые печаталось в книге "Круглый год" (М., 1972).
Автограф - здесь: собственноручная подпись или надпись.

ЛАПУСЯ. Впервые публиковалось под рубрикой "Озорные стихи" в газете
"Литературная Россия" (1964, 11 декабря) с рисунками Л.Смехова. Вошло в
книгу "Прививка" (М., 1967) с рисунками Е.Мешкова. В Собрании сочинений
поэта (Т. I. М., 1970) с рисунками Г.Мазурина.

"ПОСТИРУШКА". Это шуточное стихотворение впервые опубликовано в журнале
"Юность" (1967, Э 11).

ХОРОШИЕ ТОВАРИЩИ. Впервые напечатано в журнале "Мурзилка" (1976, Э 9) с
рисунками Б.Диодорова.

БЕГЛЕЦ. Впервые под названием "Орел" опубликовано в "Литературной
газете" (1976, 16 июня), под названием "Нежданный гость" напечатано в
журнале "Мурзилка" (1976, Э 8) с рисунками Л.Токмакова. Под названием
"Беглец" с рисунками И.Гитберг напечатано в альманахе "Круглый год" (M.,
1978), с рисунками Ф.Лемкуля вошло в сборник поэта "Веселый день" (М.,
1979).

ПОДУШЕЧКА. Впервые публиковалось в журнале "Мурзилка" (1963, Э 9) с
рисунками А.Елисеева и М.Скобелева. Отдельной книжкой вышло в издательстве
"Худож. фонд РСФСР" (Л., 1972) с рисунками А.Ковалева.

ЗЯБЛИК. Первые публикации были в "Литературной газете" (1976, 16 июня),
в журнале "Мурзилка" (1976, Э 7) с рисунками В.Каневского. Вошло в сборник
поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) с рисунками В.Каневского и в книгу поэта
"Веселый день" (М., 1979) с рисунками Ф.Лемкуля.

МЫ С ПРИЯТЕЛЕМ. Это стихотворение, посвященное народному артисту СССР
И.Ильинскому, давно ставшее классическим, было опубликовано впервые в
журнале "Пионер" (1936, Э 4) под названием "Два приятеля". Под названием "Мы
с приятелем" опубликовано в журнале "Ванька-Встанька" (1936, Э 2) с
рисунками В.Сутеева и в газете "Известия" (1936, 1 сентября).
В 1937 году стихотворение вышло отдельным изданием с рисунками
И.Кузнецова (М., Детиздат).

"МЕТЕОР". Впервые напечатано в журнале "Мурзилка" (1976, Э 5) с

П о э т и з с т р а н ы д е т с т в а Литературная игра

С. Михалков «Стих у Михалкова, то задушевный, то озорной, то насмешливый, неотразим, певуч и лиричен, и в этом его главная сила» К. Чуковский

Викторина Нос распух, не видно глаз, Перекошена щека, И, впиваясь, … , На хвосте жужжит пчела. («Мой щенок»)

Как могут они Под землею расти И скучную жизнь Под землею вести? Их в темную нору Запричитала мать, Она не пускает Их днем погулять («Барсук»)

Фамилия дяди Степы? (Степанов) Для кого был грозой дядя Степа – милиционер? (Для хулиганов)

Назовите адрес дяди Степы «В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин

Продолжите стихотворение: «Он домой идет с Арбата- Как живешь?- кричат ребята. И теперь зовут ребята…» Дядю Степу моряком. «Дядя Степа.» «В одном переулке Стояли дома. В одном из домов…» Жил упрямый Фома. «Фома»

Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку – забияку, Обезьяну, …, - Вот компания какая! (Попугай)

Широка и глубока Под мостом текла река. Под корягой Под мостом Жил в реке усатый … (Сом)

Вот у Коли, например Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы - … Милиционеры. («А что у Вас?»)

Как же нам не загадать Скромное желанье – На «…» выполнять Школьные задания Пятерки. («Под новый год»)

С головою залезала Под матрац, под одеяло, Заглянула в ведра, в крынки, В боты, в … , ботинки. («Где очки»)

Продолжи стихотворение Ходят по морю… (Кораблики) В этой речке утром рано утонули два … (Барана)

В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? «Три поросенка»

Как звали поросят? Наф-Наф,Ниф-Ниф, Нуф-Нуф.

Кто построил домик из камней? Наф-Наф

Кто построил домик из соломы? Ниф-Ниф

Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили домики из соломы и прутиков? Им было лень строить, они хотели купаться,петь песни как раньше.

Как дул волк на домик поросят? Он дул изо всех сил.

Кто построил домик из прутиков? Нуф-Нуф

К кому побежал Ниф-Ниф,когда его соломенный дом разлетелся в разные стороны? Нуф-Нуфу

Почему волк не смог разрушить домик Наф-Нафа? Он был построен из камней.

Как волк решил перехитрить маленьких поросят? Проникнуть в дом через трубу дымохода.

Что сделал Наф-Наф, когда понял, что задумал волк и чем все закончилось? Зажег в камине огонь и у волка загорелся хвост, он выскочил из дома и убежал.

Из какого стихотворения взяты слова «Я принес из леса…»? (Ёлка)

Черный брат ответил: - Ме-е, ты в своем, баран, уме-е? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги! (Баран из стихотворения "Бараны".)

Он скажет: "До свиданья!"- А слышится: "До зданья!"- Он спросит: "Где галоши?" А слышно: "Это лошадь?" Когда он вслух читает, Поймешь едва-едва: и буквы он глотает, И целые слова... (Мальчик Саша из стихотворения "Сашина каша")

Разорвал на кукле платье, Зайцу вырвал шерсти клок, В коридор из-под кровати Наши туфли уволок. Под кровать загнал кота- Кот остался без хвоста! (Щенок их стихотворения « Трезор »

Я сегодня сбилась с ног- У меня пропал щенок. Два часа его звала, Два часа его ждала, За уроки не садилась И обедать не могла. (Девочка из стихотворения "Мой щенок".)

Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате? Кто лежит на трех подушках Перед столиком с едой? И, одевшись еле-еле, Не убрав своей постели, Осторожно моет щеки Кипяченною водой? (Мальчик Витя. Стихотворение «Про Мимозу»

И живут в квартире с нами Два ужа и два ежа, Целый день поют над нами Два приятеля-чижа. И про наших двух ужей, Двух ежей и двух чижей Знают в нашем доме Все двенадцать этажей. (Мальчики из стихотворения "Мы с приятелем".)

«Однажды приснился упрямому сон, Как будто Шагает по Африке он, С небес Африканское солнце печет, Река под на названием Конго, Течет.» Фома.

Угадай-ка Я вхожу один из первых В медицинский кабинет. У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет! « Прививка»

Мне на встречу выйдут волки, Скажут: «Стой-ка, поросенок. На опушке вместо елки Почему торчит пенек?» « Елка»

Отгадай загадки Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает. (Книга)

Жёлтая курица Под тыном дуется. (Тыква)

Не пахарь, не кузнец, не плотник А первый на селе работник. (Лошадь)

Под мостом, мостом, Лежит гиря с хвостом, Ни взять, ни поднять Ни на воз положить. (Змея)

Впереди и сзади, И по бокам - окошки. Что за странный домик На округлых ножках? (Автомобиль)

Посмотрите – дом стоит, До кроев водой налит. Без окошек но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы (Аквариум)

Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер знает в этом толк. Покупайте, мухи, шелк! (Паук)

● Кто много читает, тот много знает.