Дополнительное образование для школьников. Дополнительное образование в школе: программы и направления

Средством непрерывного обучения ребенка и формирования его личности выступает дополнительное образование в школе. Не следует путать это понятие с внеклассной деятельностью, которая предполагает занятия в кружках и секциях, никак не связанных друг с другом. Дополнительное образование в школе - это мероприятия и факультативы, объединенные в единое пространство.

Цели и значение

Цель создания системы - раннее обнаружение склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и помощь в профессиональном самоопределении.

В целом система ДО учащихся:

  • отвечает потребностям школьников;
  • помогает раскрытию личности и творческого потенциала;
  • обеспечивает психологический и социальный комфорт детей;
  • налаживает взаимоотношения между учащимися;
  • побуждает к саморазвитию и самодисциплине;
  • реализует потенциал общего школьного образования за счет углубления и применения знаний, полученных на уроках.

Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках.

Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников.

Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всего коллектива.

Направления

Базовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить:

  • Конструирование и робототехника . Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике.
  • Естествознание . Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.
  • Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей.
  • Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества.
  • Физкультурно-спортивное направление . Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы.

Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.

Организация системы

Качественное дополнительное образование для школьников невозможно без грамотного управления, которое не укладывается в простую схему вертикали отношений администрации, педагогов и учащихся. Оно предполагает плодотворное взаимодействие сторон, каждая из которых является объектом или субъектом управления.

Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов:

  • Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы.
  • Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления внеклассного обучения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях.
  • Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор . Перед началом занятий школьникам предлагается профессиональное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основополагающими.
  • Текущий контроль и своевременная коррекция работы. Определяется отчетный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости дополнительных занятий и успеваемости учеников по основным предметам. Информация систематизируется и анализируется. По результатам обработки выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия.
  • Анализ деятельности и выявление перспективных направлений. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия. Развиваются межведомственные взаимодействия, происходит обмен опытом по проблемам воспитания, внедряются информационные технологии.

Материальная база

Для организации системы дополнительного образования в основном используется база учебного учреждения: кабинеты, литература, инвентарь. Не все заведения обладают достаточными ресурсами для углубленного изучения предметов и внеклассных занятий.

Поэтому в школе существует платное дополнительное образование, которое подразумевает фиксированную стоимость посещения. В нее входят оплата услуг педагога, оборудование и аренда помещений, если занятия проходят вне учебного учреждения.

Некоторые школы выходят из ситуации, организуя условно-бесплатное внеклассное обучение, которое подразумевает сбор финансовых или материальных средств, необходимых для приобретения дополнительного оборудования, инвентаря или литературы.

Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга №26 предлагает программы для школьников от 7 до 18 лет.

Творческая атмосфера, индивидуальный подход, квалифицированные преподаватели и хорошая материально-техническая база — ключевые элементы наших образовательных программ. Мы стремимся помочь обучающимся раскрыть свой творческий потенциал и определиться с выбором будущей профессии.

Кружки технического профиля

Ваш ребёнок ещё не до конца определился с выбором профессии, или определился, но не знает с чего начать? Для детей от 10 до 18 лет работают кружки, которые помогают формировать знания, умения и навыки по профессиям и специальностям колледжа «26 КАДР». Посещение кружков даст ребенку отличную возможность познакомиться с разными специальностями, освоить профессиональные навыки и умения, а также понять на «кого» и где хочет учиться в будущем.

Профессиональное обучение без границ

Школьник, получая основное общее или среднее общее образование, параллельно посещает колледж и получает профессиональную подготовку. В результате обучения школьники одновременно с аттестатом приобретают возможность получения свидетельства о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации. Принимаются школьники города Москвы, не достигшие 18 лет с 8 по 10 класс.

Проект «Юные мастера» (уроки технологии на базе колледжей)

Проект «Юные мастера» - это уроки с использованием высоких технологий для школьников как по отраслевым направлениям, так и по «компетенциям будущего» в современных лабораториях и производственных мастерских колледжа.

Школа граффити и стрит-арт

Вы хотите приобщиться к главному художественному явлению современности? Хотите уловить связь искусства и повседневности? Хотите «фиксировать» собственный порыв творчества без «рамок» холста, бумаги, кисти и даже студии? Хотите «испробовать» палитру города и влиться в ряды городских «интервентов»? Если да… — тогда нам по пути! Принимаются обучающиеся школ города Москвы в возрасте от 13 до 17 лет, готовые изменить привычный городской ландшафт своими творческими идеями.

Детская школа-студия АРХИKIDS

Школа создана для художественно – эстетического воспитания детей и подростков, целенаправленного обучения изобразительному искусству путем реализации программ художественно-архитектурной направленности. Принимаются обучающиеся школ города Москвы в возрасте от 7 до 12 лет.

Студии и мастерские

Для школьников в возрасте от 8 до 18 лет разработаны многочисленные программы в мастерских и студиях колледжа. На выбор предлагаются кружки технической, естественно-научной и художественной направленности. Вашему вниманию предлагаются групповые и индивидуальные занятия.

Подготовка ОГЭ/ЕГЭ

Подготовка к государственным экзаменам по русскому языку и математике. Передовые методики. Опытные преподаватели найдут подход к ребенку и заинтересуют своим предметом. Занятия проходят в группах до 15 человек. Длительность курсов 4-6 месяцев. Мы постоянно информируем Вас об успехах ребенка в процессе учебы.


Скачать бесплатно в.pdf

Одним из главных средств обеспечения непрерывного обучения детей является дополнительное образование в школе , которое часто ошибочно отождествляется с внеурочной деятельностью. Но если последняя представляет собой совокупность кружковой и экскурсионной работы, то дополнительное образование - это целостная система, способствующая:

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
  • удовлетворению познавательных потребностей, всестороннему развитию интересов школьников;
  • последовательному развитию талантов учащихся;
  • обеспечению психологического комфорта в детском коллективе;
  • формированию навыков ведения самостоятельной работы, обучению самоорганизации и самодисциплине.

Организация дополнительного образования

В последние годы приобретает все большую значимость, что объясняется значительными изменениями в социально-экономической жизни нашей страны и общим техническим прогрессом. Объем учебного материала, усваиваемого школьниками в ходе урочной деятельности, является недостаточным для самостоятельного определения профессиональной ориентации, выбора жизненного пути, решения бытовых вопросов.

Организация и реализация дополнительного образования позволяет:

  1. Обеспечить поступательную подготовку детей к самостоятельной деятельности. Не все школьники способны организовать активность по различным направлениям без сторонней помощи, а система мотивированного обучения позволяет скорректировать ситуацию.
  2. Сформировать стойкую привязанность учащихся к творческой активности.
  3. Выработать ответственное отношение к знаниям, получаемым на уроках .
  4. Способствовать выработке положительных черт личности: целеустремленности, настойчивости, уверенности в собственных силах и успехе.

Одной из тенденций современной образовательной системы в РФ является стремление детей школьного возраста к знаниям, не представленным в рамках школьных дисциплин. Работа с приоритетными направлениями позволяет заинтересовать школьников разных возрастов, привести к раскрытию творческого потенциала, занятости в мероприятиях, проводимых по альтернативным программам.

Скачать таблицу приоритетных направлений дополнительного образования
Скачать в.docx

Приоритетные направления дополнительного образования Виды деятельности Планируемые результаты
Информационные технологии и робототехника Расширение знаний об информационно-коммуникативных технологиях, знакомство с основами программирования, сборка простых технических схем. Развитие пространственного мышления, освоение практических навыков применения ИКТ.
Естествознание , подготовка и проведение опытов. Воспитание здоровой любознательности, пытливости, развитие глобального мышления, умения делать выводы, основываясь на практическом опыте.
Экология Проведение экскурсий, природоохранных акций, круглых столов и семинаров, посвященных актуальным вопросам экологии. Осознание детьми взаимосвязи природы и человека, важности соблюдение норм сохранения экосистемы.
Культурология Знакомство с разными пластами мирового культурного наследия, традициями и обычаями разных национальностей. Выработка толерантного отношения к представителям разных национальностей, развитие поликультурности, приобщение к мировым культурным тенденциям.
Физическая культура и спорт Групповые занятия разными видами физической активности, подготовка к спортивным соревнованиям, проведение спортивных праздников, Малых Олимпийских игр. Формирование навыков занятий спортом, развитие силы воли и выносливости, приобщение к здоровому образу жизни.

Требования к организации дополнительного образования

Создание системы мотивированного образования, которое проводится за рамками стандартного учебного процесса, невозможно без тесного взаимодействия школьной администрации, педагогов, учащихся и их родителей.

Действующие требования к организации школьного дополнительного образования предусматривают реализацию таких мер:

  1. Изучение интересов и пожеланий учащихся. Административный состав школы инициирует проведение анкетирования школьников, опрос членов семей детей во время родительских собраний с целью получения информации об актуальных образовательных потребностях.
  2. Организация кружков и секций, направления деятельности которых признаны наиболее востребованными по результатам проведенных тестов и опросов.
  3. Обеспечение консультативной помощи учащимся, которые не могут самостоятельно определиться с областью обучения. В рамках данного направления организовывается проведение профильных тестов, позволяющих выявить уровень мышления и предпочтительное направление будущего профобучения.
  4. Осуществление коррекционной работы, выполняемой в конце отчетного периода. По результатам выделенного промежутка времени педагоги, ответственные за ведение дополнительных секций, собирают данные о посещаемости кружков, оценивают уровень заинтересованности учащихся. Полученные данные систематизируются, на их основании разрабатываются коррекционные меры. Текущий контроль следует проводить систематически - это позволит обеспечить стабильный интерес школьников к различным сферам альтернативного обучения.
  5. Выявление перспективных направлений ведения образовательной работы. Сфера школьного воспитания последовательно модернизируется, и кружковая деятельность не должна оставаться в стороне от последних тенденций времени. Организация обмена педагогическим опытом с учителями из других школ, педагогами узких специализаций, обновление материальной базой ОУ должны обеспечивать периодическое выявление новых интересных сфер воспитания детей.

Ведение процесса альтернативного обучения школьников следует выполнять в соответствии с актуальными нормами СанПин, регламентирующими длительность занятий, требования к состоянию здоровья педагогов.

Нормы дополнительных занятий

Скачать таблицу норм дополнительных занятий
Скачать в.docx

В соответствии с последними изменениями законодательной базы в сфере образования педагоги, ответственные за ведение кружковой и секционной работы, имеют право самостоятельно определять длительность занятости школьников, исходя из программного материала, возрастных и индивидуальных особенностей коллектива.

Это уточнение особенно важно для учителей, ответственных за творческую работу и спорт, поскольку стандартной длительности занятий для достижения серьезных результатов часто бывает недостаточно.

Организации дополнительного образования детей

С целью обеспечения максимальной вовлеченности школьников в процесс всестороннего обучения современное ОУ должно привлекать к взаимодействию организации дополнительного образования и воспитания детей . К числу последних относят организации, реализующие программы дополнительного образования или профессиональной подготовки выпускников.

Занятость школьников в деятельности организаций такого типа способствует:

  1. Удовлетворению индивидуальных интеллектуальных, творческих, художественно-эстетических потребностей.
  2. Создание оптимальных условий для личностного роста, привитию самостоятельности, ответственности, умения мыслить широко.
  3. Укреплению здоровья, сознательному отказу от вредных привычек.
  4. Выявлению детей с выдающимися способностями, одаренностью, развитие их потенциала.
  5. Формированию общей культуры поведения, осознанию важности норм взаимопомощи и взаимоподдержки.
  6. Обеспечению будущей адаптации и социализации в обществе.

Развитие системы дополнительного образования в современной школе не является универсальным. Необходимость обеспечения должного уровня обучения и воспитания сразу по нескольким направлениям не позволяют гарантировать значительный уровень углубленности программного содержания, отслеживание вовлеченности в предмет каждого отдельного учащегося.

Синхронизация содержания образовательных программ школы и специализированных организаций позволяет повысить качественные показатели учебного материала, обеспечить легкий переход детей с выдающимися способностями к обучению в городских и региональных учреждениях системы дополнительного образования.

Организация дополнительного профессионального образования

В свете активного развития дополнительных образовательных инициатив особо важным становится переосмысление роли предметной подготовки и функций педагога в частности. Организация дополнительного последовательного профессионального образования учителей способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, развитию передовых инициатив в рамках освоения предметных курсов, обеспечению кадрового резерва для реализации дополнительных практик обучения.

Проводится по двум направлениям:

  • программы повышения квалификации, срок освоения которых не превышает 16 академических часов;
  • курсы профессиональной переподготовки педагогов, длительность которых может достигать 250 академических часов.

Обогащение профессионального опыта учителей может проводиться очно или дистанционно. Последняя форма организации процесса кадровой переподготовки является особо значимой благодаря возможности изучения новых методик ведения педагогической практики без отрыва от основной деятельности.

Занятия физкультурно-спортивной направленности

Секция Фитнеса

Польза занятий фитнесом очевидна для всех. Это не только развитие силы, гибкости, координации, выносливости, но и укрепление иммунной системы, здоровые спинки у наших учеников и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Занятия ведет тренер по детскому фитнесу, преподаватель Федерации Аэробики России.

Шахматный клуб

Основная задача студии приобщение к шахматам, как к разновидности культурного проведения досуга. Развитие полезных качеств характера: усидчивости, концентрации внимания, логического мышления, умения стойко переносить неудачи.

Занятия ритмикой

Посещая занятия студии, дети получают общее музыкально-хореографическое развитие, пробуют себя и в танце, и в музыке. Занятия способствуют выработке правильной осанки, пластики, координации движения, развитию чувства ритма.

Мини-футбол


Театральная студия

Уже много лет артисты театральной студии нашей школы радуют публику незабываемыми спектаклями, которые мы показываем не только в стенах Петровской частной школы, но и на сценах других школ, на городских площадках.Театральная студия участвовала в фестивале «Школьные театральные сезоны». Зрителям запомнились спектакли по мотивам «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, «Полусказки» Феликса Кривина, «Принцесса и свинопас» Евгения Шварца.


Мини-футбол

На секции футбола дети изучают и совершенствуют технику владения мячом и дисциплину командной игры. Ежегодно наша команда участвует в соревнованиях по мини-футболу, где борется за призовые места.


Студия прикладного искусства "Волшебная кисточка"

После уроков многие наши дети берут в руки кисти и показывают нам мир каким они его видят. Некоторые добиваются значительных успехов. Сначала не у всех получается, но на занятиях в студии они этому научатся. Занятия ведет педагог нашей школы Кузнецова Лариса Евгеньевна.


Вокал

Студия вокального мастерства. Здесь каждый может почувствовать себя артистом большой сцены. Приглашаем всех желающих раскрыть свой вокальный дар на занятиях с мастером!


Студия иностранных языков "Окно в Европу"

Студия "Окно в Европу" предлагает детям изучить немецкий и французский языки. Занятия в группах способствуют не только овладению основными речевыми умениями и навыками в итальянском языке, но и открывают перед учениками путь в мир европейской культуры и искусства.


Студия «Занимательная химия»

АНОНС

Эксперимент - основа наших знаний в бесконечно увлекательной науке химии. А изучать экспериментальным путем на занятиях предлагается вещества, знакомые всем, те, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, на садовом участке, в продуктовом и хозяйственном магазинах, в аптеке и на берегу реки. Сформировать интерес к химии, показать ее тесную связь с нашей повседневной жизнью, научить детей безопасно обращаться с веществами, - вот основные цели студии «Занимательная химия». Занятия ведет учитель химии Бирюкова Марина Александровна

Программы дополнительного образования и внеурочной деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисероплетение" 6 - 9 лет

Каждый человек всю свою жизнь задаётся самым главным вопросом: в чём цель его жизни? Однозначного ответа может и не быть, но одна из наиважнейших и неоспоримых целей является саморазвитие и самосовершенствование. Наиболее драгоценный сосуд в Вашей жизни – Вы сами, и чем больше Вы его наполните, тем больше возможностей получите взамен от окружающего мира. Детский садик, школа, университет – с каждой ступенькой обучения на жизненном пути Вы пополняете запас знаний, впечатлений и развиваете то, что в Вас заложено природой. Однако «я знаю лишь то, что ничего не знаю», - говорил Сократ, призывая людей не забывать, что жизнь нам дана для непрерывного познания и учения. Времени, отведенного образовательной системой может и не хватить на воплощение и развитие всего, что Вы хотите взять в этой жизни. Пять лет Вы грызли гранит науки, но с детства хотелось играть на гитаре, рисовать или заниматься танцами? Или же Ваш ребёнок проявляет интерес к самым разнообразным сферам искусства, науки и спорта? Никогда не поздно заняться тем, о чём Вы всегда мечтали! Существует огромное количество центров дополнительного образования в любой области и для людей любого возраста в Москве и в Московской области. На нашем портале edu-inform Вы с лёгкостью отыщите любые интересующие Вас школы. Курсы иностранных языков предоставят Вам возможность изучить новый язык и получить аттестат. Центры бизнес-образования позволят изучить основы ведения бизнеса и получить необходимые знания для открытия своего дела. Тренинги самого различного профиля помогут Вам, как немного лучше разобраться в себе и найти гармонию с миром, так и приобрести какой-нибудь необычный и полезный навык, например скорочтение. Освоить или улучшить работу с бухгалтерскими программами 1С позволят Курсы 1С . Чтобы повысить или просто получить квалификацию вождения любым транспортным средством, Вам нужны автошколы , адреса которых есть на нашем портале. Центры творчества и спортивные школы возьмутся за развитие творческих и физических возможностей у Вас и Вашего ребёнка. Если Ваше чадо тяготеет к искусствам, то танцевальные, театральные, художественные и музыкальные школы полностью в Вашем распоряжении; если же тайны Вселенной бередят его ум, то научно-образовательные центры направят его на путь науки. Компьютер всем возрастам покорен, если Вы захотите пройти компьютерное обучение . Получить дополнительное образование или же просто повысить свою квалификацию Вам помогут профессиональные курсы . А центры красоты и здоровья обучат Вас секретам молодости и работы с внешностью.