Электронное методическое пособие понятие. Дипломная работа: Электронное учебное пособие "Офисное программирование"

Введение

Широкое распространение доступных по цене компьютеров обусловило появление многих новых способов представления информации. Одним из таких способов стали постепенно набирающие популярность электронные учебники. Электронные учебники являются лишь одним из вариантов публикаций и обладают меньшими возможностями в плане представления информации - правда, стоит отметить, что четкого разграничения данных понятий не существует.

В виде электронных учебников оформляют руководства пользователя, справочники, информационные бюллетени, инструкции, рекламные брошюры, буклеты и тому подобную литературу информационного, образовательного и рекламного характера. Причина проста - с подобной литературой гораздо удобнее работать в электронном (а не в бумажном) виде, а для авторов и издателей электронный вариант публикации зачастую гораздо более привлекателен.

В сравнении с традиционными бумажными публикациями электронные не ограничены представлением текста и картинок - они могут включать анимацию, видео, музыку, разнообразные визуальные эффекты и даже быть интерактивными. Например, могут собирать информацию и пересылать данные по Интернету, взаимодействовать с другим ПО, использоваться для организации тестирования, проводить вычисления и т.п.

В дополнение к творческим, у электронных публикаций имеются и определенные экономические преимущества: меньшее время создания, более быстрое обновление (переиздание) и гораздо меньшая себестоимость.

Кроме того, благодаря используемым особым методам сжатия электронные публикации отличаются компактными размерами, что расширяет возможности их распространения - электронные материалы можно передавать на CD-, DVD-дисках и даже на дискетах, распространять через web-сайты или пересылать по электронной почте. Таким образом, тема дипломного проекта является актуальной.

Объектом исследования является электронный учебник.

Предметом исследования выступает электронное учебно-методическое пособие, в дальнейшем (ЭУМП) по одному из разделов информатики - компьютерная графика.

Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи:

1. Проектирование ЭУМП;

2. Подборка необходимого материала для реализации проекта;

3. Отладка теоретического и практического материала;

4. Обработка внешнего облика;

5. Тестирование ЭУ.

1. Постановка задачи

1.1 Организационно-экономическая сущность задачи

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети;

Содержит систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. ЭУМП (электронно-учебное методическое пособие) должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения;

Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

Это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

Это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда.

Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием «делай как я». Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла автора. Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он впишется в учебный процесс.

Рассмотрим основные этапы разработки электронного учебника:

Выбор источников. При разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания текстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

Разработка оглавления и перечня понятий. Производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

Переработка текстов в модули по разделам. Перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи. Таким образом, подготавливается проект гипертекста для компьютерной реализации.

Реализация в электронной форме. При создание учебника текст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое может быть использовано в учебных целях.

Разработка компьютерной поддержки. Разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ. Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

Отбор материала для мультимедийного воплощения. Изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты.

В экономическом плане ЭУМП распространяется совершенно бесплатно.

1.2 Входная информация

В качестве входной информации для электронно-учебного пособия используется:

1. Лекционный материал;

2. Контрольные материалы;

3. Руководство пользователя;

4. Справка.

1.3 Выходная информация

Выходной информацией программного продукта являются страницы электронного учебного пособия, в который входит практический материал (Рис.1) и лекционный материал. (Рис.2).

1.4 Техническое обеспечение

Данный дипломный проект был выполнен на компьютере, который имеет следующую конфигурацию:

1. Процессор - Intel (R) Pentium (R) 4 CPU 2.40 GHz;

2. Материнская плата - ASUS P4P800 Deluxe (Socket 370, Dimm, AGP 4X, software audio);

Оперативная память - 1GB;

Видеокарта Geforse 7600 GT 256 Mb;

Монитор GREEN WOOD 17 TFT;

Дисководы CD-ROM 52sp IDE ASUS CD-S520/A OEM;

7. Клавиатура Genius KB-06x PS/2 Black;

8. Мышь оптическая Mouse Wind Rover Scroll 4-but Optical (USB).

1.5 Программное обеспечение

Операционная система Windows XP Professional. Основное назначение операционных систем обеспечение взаимодействия человека, оборудование и программ. При работе с операционной системой Windows ХР Professional доступны многие новые более эффективные средства и технологии. При помощи средства "Помощник по поиску" можно быстро найти необходимые сведения.

В основе создания структуры данных для электронного учебника лежит справочная система Windows, имеющая несколько очевидных плюсов, главный из которых - уже реализованная навигационная система, включающая в себя систему поиска по ключевым словам, автоматическое создание глоссария, возможность вывода документов на печать. Файлы справочной системы могут содержать как форматированный текст, так и графику, и анимацию. Однако, создание таких файлов требует специального программного обеспечения, с помощью которого производится процесс компиляции, сами файлы справки не могут бать изменены динамически - для этого требуется компилятор. Файлы справки не могут содержать программных элементов, справочная система не содержит какого-либо внутреннего языка для их создания. Но, взамен этого, существует средство, с помощью которого мы можем запускать исполняемые файлы, находящиеся на жестком диске локального компьютера. Присутствует также некоторая разъединенность текстового материала и обучающих (или тестирующих) программ.ХР самая надежная и безопасная ОС из семейства Windows. Во-первых, это Internet Connection Firewall - простой сетевой брандмауэр (экран), обеспечивающий безопасность работы с Интернет, контролирующий правда, лишь входящий трафик. Во-вторых, это новые групповые политики, которые позволяют назначать или ограничивать права определенного ПО, запретить инсталляцию ПО, не защищенного цифровым сертификатом кода и многое другое. Для создания учебника использовалась программа SunRav BookOffice. Эта программа представляет собой пакет из двух самостоятельных приложений: Book Editor служит для создания электронных книг и учебников (файлы в формате *.srb), а Book Reader позволяет их читать.Book Editor. Электронная книга может быть создана из любого текстового документа или из набора файлов форматов HTML, RTF, DOC, TXT и CHM. Если при импорте в Book Editor указан набор файлов, каждый из них будет вставлен в книгу в качестве отдельной главы. В дальнейшем пользователь может по своему усмотрению выстраивать иерархию глав, разделов и подразделов, глубина вложения при этом не ограничена.

Фрагменты текста электронной книги могут быть подвергнуты всевозможным методам форматирования: выделены полужирным или курсивным начертанием, подчеркнуты, переведены в подстрочный или надстрочный индекс и так далее. Отдельные абзацы могут быть отформатированы так же, как и в MS Word: доступны настройки цвета фона, границ, различное выравнивание, отступы, межстрочный интервал и т. п. Пользователь может определить произвольный набор свойств текста, сохранить его как стиль, и в дальнейшем применять к любому выделенному фрагменту текста.

В текст могут быть вставлены маркированные и нумерованные списки, изображения, гиперссылки, таблицы, а также различные элементы Windows-интерфейса: кнопки, выпадающие списки, "чекбоксы", текстовые поля и так далее. Кроме того, в книгу можно вставлять ссылки на тесты, созданные при помощи tTester. В этом случае книга становится настоящим учебником, после прочтения каждой главы которого учащемуся предлагается пройти соответствующий тест.

Несколько книг могут быть объединены в одну, при этом в текст можно добавлять внутренние гиперссылки на различные главы и разделы книги. Все имеющиеся главы и разделы представлены в виде древовидной структуры в левой части окна редактора. Это помогает быстро перемещаться по содержимому книги.

В процессе создания книги пользователь может проверять текст на наличие грамматических ошибок и создавать набор ключевых слов для каждой главы. Ключевые слова помогут быстро находить нужный раздел книги при ее чтении в программе SunRav Book Reader.

Любая книга может быть защищена паролем, как от изменения содержимого, так и от прочтения посторонним. Книга может быть сохранена не только в собственном формате *.srb, но и в виде набора HTML-файлов, файла RTF (универсальный формат хранения форматированного текста) или CHM (файл справочной системы, помощи).Book Reader. Эта программа позволяет читать текстовые документы форматов TXT, RTF, HTML, DOC и некоторых других. В том числе, разумеется, книг, созданных в программе SunRav Book Editor.

В приложение встроена функция автопрокрутки. Пользователь настраивает скорость, с которой текст будет перемещаться по экрану (подобно финальным титрам в кинофильме), и может просматривать книгу, не прикасаясь к мыши или клавиатуре. Доступно и озвучивание текста с помощью установленных на компьютере систем чтения, Text-to-speech engine.

Возможен просмотр книги как в полноэкранном режиме, без меню и панелей управления, так и с отображением древовидной структуры содержания. Пользователь по своему усмотрению увеличивает или уменьшает размер шрифта, что помогает сберечь зрение при чтении множества информации с экрана.

Для удобства перемещения по книге в программу встроена система закладок. Если книга создавалась в программе SunRav Book Editor и в ней содержится набор ключевых слов, то пользователь может искать нужную информацию по ключевым словам. Кроме того, возможен полнотекстовый поиск и печать всей книги на принтере.

2. Рабочая часть

2.1 Модель (метод) решения задач

электронный учебник методический пособие

Здесь строится диаграмма - проект данной работы. В родительской диаграмме главным блоком является - «Электронное учебное пособие по дисциплине «Информатика», (см. Приложение А).

Блок B представляет собой функциональную модель, которая разветвляется на 5 блоков: разработка, проектирование; реализация; отладка, тестирование, (см. Приложение Б).

Модель всегда начинается с представления системы как единого целого одного функционального блока с интерфейсными стрелками, простирающимися за пределы рассматриваемой области.

2.2 Описание алгоритма решения задач

Начало. Подбор материала.

Выбор программы для написания ЭУМП.

Создание ЭУМП.

Отладка и тестирование ЭУМП.

Список использованной литературы

Завершение.

2.3 Описание программы

ЭУМП создавался с помощью программы SunRav Book Office. В ЭУМП содержится 3 части:

1. Теоретическая часть - состоит из лекций по данной главе.

2. Практическая часть - состоит из практических заданий.

Тестирующая программа - представляет собой программу, в которой преподаватель или специалист может провести тестирование среди студентов или работников.

2.4 Руководство пользователя

1. Для того что начать пользоваться ЭУМП, надо открыть файл «Информатика.ехе». На экране монитора появиться главная страница электронного учебника, которая называется «Вступление». (Рис 3).

Что бы ознакомится с рабочим материалом данного пособия, нужно нажать на кнопку «Содержание» (Рис.4). После этого откроется список, в котором будут представлены все главы и разделы, содержащиеся в ЭУМП.

Для выбора интересующей Вас главы, нажмите на нее левой кнопкой мыши. Справой стороны учебника откроется материал (Рис.5).

Что бы выйти с какой либо главы в меню «Содержание», нажмите кнопку«Назад»(Рис.6).

5. Для того что бы закрыть ЭУМП нажмите красный крестик в верхнем правом углу. Либо на панели учебника «Выйти из программы» (Рис.7).

Рис.7

3. Отладка и сопровождение программы

3.1 Контрольный пример

При выполнение данного дипломного проекта использовались реальные данные. Все главы, пункты открываются мгновенно. Все рисунки четкие, яркие. ЭУМП выполнено в цветном варианте.

3.2 Способы отладки и тестирования программы

Отладка, как мы уже говорили, бывает двух видов:

Синтаксическая отладка. Синтаксические ошибки выявляет компилятор, поэтому исправлять их достаточно легко.

Семантическая (смысловая) отладка. Ее время наступает тогда, когда синтаксических ошибок не осталось, но результаты программа выдает неверные. Здесь компилятор сам ничего выявить не сможет, хотя в среде программирования обычно существуют вспомогательные средства отладки, о которых мы еще поговорим.

Отладка - это процесс локализации и исправления ошибок в программе.

Как бы тщательно мы ни писали, отладка почти всегда занимает больше времени, чем программирование.

Способы обнаружения ошибки:

Аналитический - имея достаточное представление о структуре программы, просматриваем ее текст вручную, без прогона.

Экспериментальный - прогоняем программу, используя отладочную печать и средства трассировки, и анализируем результаты ее работы. Оба способа по-своему удобны и обычно используются совместно.

Помимо методик, хорошо бы иметь представление о средствах, которые помогают нам выявлять ошибки. Это:

Аварийная печать - вывод сообщений о ненормальном завершении отдельных блоков и всей программы в целом.

Печать в узлах программы - вывод промежуточных значений параметров в местах, выбранных программистом. Обычно, это критичные участки алгоритма (например, значение, от которого зависит дальнейший ход выполнения) или составные части сложных формул (отдельно просчитать и вывести числитель и знаменатель большой дроби).

Непосредственное слежение:

Арифметическое (за тем, чему равны, когда и как изменяются выбранные переменные);

Логическое (когда и как выполняется выбранная последовательность операторов);

Контроль выхода индексов за допустимые пределы;

Отслеживание обращений к переменным;

Отслеживание обращений к подпрограммам;

Проверка значений индексов элементов массивов и т.д.

Нынешние среды разработки часто предлагают нам реагировать на возникающую проблему в диалоговом режиме. При этом можно:

Просмотреть текущие значения переменных, состояние памяти, участок алгоритма, где произошел сбой;

Прервать выполнение программы;

Внести в программу изменения и повторно запустить ее (в компиляторных средах для этого потребуется перекомпилировать код, в интерпретаторных выполнение можно продолжить прямо с измененного оператора).

3.3 Защита программного продукта

Программные продукты и компьютерные базы данных являются предметом интеллектуального труда специалистов высокой квалификации. Процесс проектирования и реализации программных продуктов характеризуется значительными материальными и трудовыми затратами, основан на использовании наукоемких технологий и инструментария, требует применения и соответствующего уровня дорогостоящей вычислительной техники. Это обусловливает необходимость принятия мер по защите интересов разработчика программ и создателей компьютерных баз данных от несанкционированного их использования.

Для данного программного продукта защита не предусмотрена, так как он относится к программам общего пользования и открытого доступа.

Заключение

В процессе разработки данного программного средства было реализовано программное средство для дистанционного обучения студентов входящее в состав учебно-методического комплекса университета. В программном обеспечении электронного учебника были реализованы функции отображения лекций. Создан интуитивно понятный и дружественный интерфейс, создан метод тестирования, для придания гибкости к контролю знаний и слежения за процессом обучения студента.

На данный момент большинство существующих программных обеспечений электронных учебников являются замкнутыми системами с жесткими моделями, не позволяющими адаптировать конкретный тип знаний к конкретному способу представления информации. В связи с этим электронно-учебные пособия входящие в состав учебно-методический комплексов редко применяются как основной вид обучения. Как правило, пособия являются дополнениями курса лекций, и большинство из них не отвечают требованиям, предъявляемым к электронно-учебным пособиям.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что применения прогрессивных методов обучения в большинстве случаев дает положительный результат, но организовывать процесс обучения только лишь на курсах дистанционного обучения являющихся частью учебно-методических комплексов, пока нельзя. В ходе работы был спроектировано электронное учебное методическое пособие, которое в дальнейшем будет использоваться для обучения школьников и учащихся ВУЗов учащихся на очной и заочной форме обучения. Цель которая была поставлена в начале создания ЭУМП была успешно достигнута.

Список литературы

1. Иллюстрированный самоучитель по Photoshop// #"588149.files/image008.gif">

Приложение Б

Приложение В

Электронный учебник (ЭУ) - программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п

Электронный учебник может быть предназначен для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.

Кроме разного носителя, ЭУ имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом:

возможность мультимедиа;

обеспечение виртуальной реальности;

высокая степень интерактивности;

возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Внедрение в структуру электронного учебника элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео.

Многие процессы и объекты в электронном учебнике могут быть представлены в динамике их развития, а также в виде 2-х или 3-х мерных моделей, что вызывает у пользователя иллюзию реальности изображаемых объектов.

Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (студента) к ее источнику (преподавателю).

Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.

Индивидуальный подход к личности обучающегося формируется после проведения психологического тестирования. Результат такого тестирования позволяет разбить обучающихся на определенные группы и предложить наиболее адекватные модели изучения учебного материала.

Психологическое тестирование выполняется автоматически, если элементы тестов будут встроены в меню на 1 странице электронного учебника, или отдельно перед началом изучения материала. По результатам теста пользователю может быть предложен наиболее удобный вариант изучения соответствующих разделов учебника.

Электронный учебник имеет определенные преимущества перед традиционными видами учебников:

Изучение материала может быть не связано с временными рамками (расписанием аудиторных занятий).

Позволяет развить навыки самостоятельной работы у студентов.

Структура учебника помогает устанавливать контроль над изучением определенных блоков тем.

Электронные учебники, могут иметь дополнительные возможности по сравнению с бумажным вариантом. Одной из таких возможностей является использование гиперссылок, с помощью которых возможен быстрый переход от одного участка учебника, к другому.

Несмотря на то, что создание электронного учебника представляет собою свободный творческий процесс преподавателя и программиста, необходимо все же придерживаться определенных методических требований.

Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

Именно поэтому, для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Текстовая составляющая должна быть ограничена -- ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он:

облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

выполняет роль, бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

Учебник необходим студенту, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету.

Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он

позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;

позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он

позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший, по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;

позволяет оптмизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Электронный и неэлектронный учебник: сходства и различия

«Электронный учебник». Этот термин в настоящее время наиболее устойчив, и к такому типу разработок относятся все в большей или меньшей степени целостные компьютерные курсы учебного назначения.

Учебник, в классическом понимании, - это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определённой области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник, как электронный, так и печатный, имеет общие признаки, а именно:

  • * учебный материал излагается из определённой области знаний;
  • * этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;
  • * материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершённое произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которое обеспечивают целостность учебника.

Есть мнение, что термин «электронный учебник» не совсем уместен, так как имеется и печатный учебник. Эти авторы предлагают термин «электронное издание». Но слово «издание» также предполагает печатную продукцию. Не стоит бояться новых терминов, включающих известные понятия. Меняется жизнь, меняются технологии. И ко всем изменениям надо относиться с пониманием.

Необходимо чётко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Они состоят в следующем:

  • 1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определённый исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещён на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.
  • 2. Наглядность в электронном учебнике, значительно выше, чем в печатном. Так, в учебнике по географии России на бумажном носителе обычно представлено около 50 иллюстраций, мультимедийном учебнике по этому же курсу число слайдов может достигать до 800. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.
  • 3. Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.
  • 4. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.
  • 5. Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Можно разрабатывать электронные учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному курсу. Можно использовать электронные учебники по принципу вертикального изучения учебного материала. На бумажных носителях имеется четыре учебника для соответствующих курсов, в каждом из которых имеется наряду с другими темами и учебный материал по функциям и графикам.. Такой электронный учебник можно использовать и для самостоятельных занятий, для подготовки к сдаче экзаменов, на занятиях.

Универсальной технологии создания электронного учебного пособия (ЭУП) не существует. Каждый производитель применяет собственную технологию. В данном разделе приведены некоторые принципиальные положения, которые можно адаптировать к созданию электронного учебного пособия любого типа.

Создание электронного учебного пособия зависит от таких факторов, как источник финансирования, дидактическая цель, опыт команды, знание предмета, тип тематики (технические очень сильно отличаются от гуманитарных), существующие средства и т.д.

При создании ЭУП приходится сталкиваться с двумя полярными мнениями по методологии их создания. Первое из них заключается в том, что автору достаточно правильно подготовить необходимые материалы, а перевести их в компьютерную форму не составит особой проблемы. Согласно второму мнению, квалифицированный программист может взять любой традиционный учебник и без помощи его автора сделать из него эффективное учебное средство. В первом случае абсолютизируется содержательная часть, во втором? ее программная реализация.

Истина, как всегда, посередине. Создание компьютерных электронных учебных курсов? это итерационный процесс взаимодействия авторов учебных материалов и разработчиков , а связующим звеном и организаторами этого процесса должны быть специалисты по методике подготовки средств ДО? методисты .

Сертификация обучающих программ есть подтверждение их качества. Она проводится аккредитованными государственными или негосударственными организациями, которые устанавливают соответствие ЭУП требованиям, зафиксированным в нормативных документах. Федеральной системой сертификации программного обеспечения является РОСИНФОСЕРТ. (подробнее см. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования)

Одной из форм сертификации ЭУП является присвоение рекомендательных грифов Минобразования РФ. (подробнее см. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования)

Поддержка

Методическая поддержка

Обучение технического персонала и преподавателей осуществляется разработчиками. После этого они сами смогут консультировать студентов в случае затруднений при работе с ЭУП.

Техническая поддержка обучающих программ обычно предусматривает указание в документации телефона горячей линии (или адреса электронной почты) по связи с разработчиком. В принципе ЭУП создаются для достаточно долгой жизни. Необходимо предусмотреть обновления содержания и формы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Выбор состава технических и программных средств. Проектирование структуры и макета сайта. Модуль обработки изображений в редакторе Adobe Photoshop. Серверная и пользовательская части сайта. Тестирование работоспособности сайта методом черного ящика.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2017

    Выбор инструментальных и программных средств для создания сайта. Структура программного продукта. Создание сайта при помощи программы WordPress. Тестирование разработанной программы. Разработка структуры и дизайна сайта. Наполнение сайта контентом.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2014

    Актуальность создания фирменного web-сайта. Разработка, внедрение web-сайта под названием "Удачная постройка". Анализ существующих программных решений, выбор инструментальных средств разработки. Архитектура сайта, структура данных. Тестирование и отладка.

    дипломная работа , добавлен 19.01.2017

    Различные определения сущности электронного учебника, его основные формы. Этапы разработки электронного учебно-методического пособия: подбор материала, выбор программы, создание, отладка и тестирование, защита. Содержание руководства пользователя.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2012

    Характеристика программных средств, использованных при разработке сайта. Параметры аппаратных средств для демонстрации ПП. Особенности архитектуры программного обеспечения. Анализ модели жизненного цикла программного продукта. Построение Gant-диаграммы.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2015

    Суть выбора редактора для создания коммерческого сайта. Формирование интерфейса взаимодействия пользователя с системой. Изучение основных языков проектирования. Особенность тестирования программных средств. Анализ разработки сопроводительных документов.

    отчет по практике , добавлен 20.05.2017

    Выбор базовых программных средств для разработки оригинального программного обеспечения. Компоненты программно-методического комплекса проектирования токарных операций. Программное обеспечение для организации интерфейса программно-методического комплекса.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2010

Электронное учебное пособие - это обучающая программа, осуществляющая дидактический цикл процесса обучения, обеспечивающая интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. Обычно электронное учебное пособие представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) персональной электронной вычислительной машины, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины .

Рассмотрим преимущества и недостатки электронного пособия по сравнению с печатным. Существенных недостатков у электронного учебного пособия два:

  • 1. Необходимость специального дополнительного оборудования дляработы с ним, прежде всего - компьютера с соответствующим программным обеспечением и качественным монитором, а иногда дополнительно также дисковода для компакт-дисков и/или сетевой карты или модема для работы влокальной или глобальной сети;
  • 2. Непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенной утомляемости при работе с монитором.

К достоинствам электронных пособий можно отнести:

1. Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

В частности, имеется в виду возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры пособия, причем количество фреймов, их размеры и заполнение может изменяться. Вместо части фреймов, по желанию студента, можно использовать всплывающие окна с тем же самым содержимым, например, с рисунками или списком определений;

2. Возможность использования дополнительных (по сравнению спечатным изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал.

Особенно важным нам представляется включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего лекторскому тексту.

3. Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного пособия.

В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебного пособия. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.

4. Развитый поисковый механизм не только в пределах электронного учебного пособия, но и вне его.

В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.), даже написать электронное письмо автору пособия с просьбой объяснить те или иные положения пособия. При использовании сетевых обучающих структур возможно обсудить положения пособия с другими студентами (в электронном читальном зале), оставаясь на своем рабочем месте;

  • 5. Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя пособия, как указано в следующем пункте.
  • 6. Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний студента, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации.

Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования студенту предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.

Главное преимущество электронного учебного пособия - это возможность интерактивного взаимодействия между студентом и его элементами.

Уровни ее проявления изменяются от низкого и умеренного при перемещении по ссылкам до высокого при тестировании и личном участии студента в моделировании процессов. Если тестирование подобно собеседованию с преподавателем, то участие в моделировании процессов можно сопоставить с приобретением практических навыков в процессе производственной практики в реальных или приближенных к ним условиях производства.

С внедрением электронных учебных пособий изменяются и функции библиотеки. В этом случае ее роль играет электронный читальный зал, оборудованный компьютерами, объединенными в локальную сеть, которая связана с текстовой базой данных - хранилищем электронных учебников. Все читатели такой библиотеки без всякой очереди и ожидания могут самостоятельно выбирать и читать любые электронные издания, в том числе и одинаковые, автоматически тиражируемые для них в любом количестве экземпляров.

Простейшим электронным учебным пособием может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим (или даже студентами с целью размножения хорошего конспекта в большом числе экземпляров при минимальных затратах) и размещенный на студенческом сервере или на другом общедоступном электронном узле. Однако такое издание, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы специфические возможности электронного издания.

Возможности электронных учебных пособий. Электронное учебное пособие имеет определенные преимущества перед традиционными видами учебных средств:

  • 1. Изучение материала может быть не связано с временными рамками.
  • 2. Позволяет развить навыки самостоятельной работы у учеников.
  • 3. Структура пособия помогает устанавливать контроль над изучением определенных блоков тем.
  • 4. Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного пособия.
  • 5. Развитый поисковый механизм в пределах электронного пособия, в частности, при использования гипертекстового формата издания.
  • 6. Возможность встроенного автоматизированного контроля уровнязнаний студента.
  • 7. Возможность специального варианта структурирования материала.
  • 8. Возможность адаптации изучаемого материала пособия к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого.
  • 9. Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.
  • 10. Электронные учебные пособия, могут иметь дополнительные возможности по сравнению с бумажным вариантом.

К дополнительным особенностям электронного пособия по сравнению с печатным следует отнести:

  • 1. Возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов.
  • 2. Возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя.
  • 3. Возможность включения в состав пособия фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника.
  • 4. Включение в состав пособия интерактивных фрагментов дляобеспечения оперативного диалога с обучаемым.
  • 5. Полномасштабное мультимедийное оформление пособия, включающее в себя диалог на естественном языке, организацию по запросу обучаемого видеоконференции с автором (авторами) и консультантами и пр.

Кроме того, электронное пособие (как впрочем, и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.

Таким образом, студент просматривает не непрерывно излагаемый материал, а отдельные экранные фрагменты, дискретно следующие друг за другом. Изучив данный экран, студент нажимает кнопку «Следующий», размещенную обычно ниже текста, и получает следующий фрагмент материала. Если он видит, что не все понял или запомнил из предыдущего экрана, то нажимает расположенную рядом с первой кнопку «Предыдущий» и возвращается на один шаг назад. Дискретная последовательность экранов находится внутри (и в пределах) наименьшей структурной единицы, позволяющей прямую адресацию, т. е. внутри параграфа или подпараграфа (того, что характеризуется заголовком третьего уровня) содержится один или несколько фрагментов, последовательно связанных друге другом гипертекстовыми связями. На основе таких фрагментов проектируется слоистая структура учебного материала.

Такая организация учебного материала обеспечивает дифференцированный подход к обучаемым в зависимости от уровня их подготовленности, результатом чего является более высокий уровень мотивации обучения, что приводит к лучшему и ускоренному усвоению материала.

В связи с существенно различной природой печатного материала и электронного издания (в электронном издании не засунешь палец между страницами и пр.) в последнем возникают две новые и существенные проблемы:

  • 1. Проблема размещения и оформления текстового и графического материла на рабочей поверхности экрана, а также размер этой поверхности, использование признака цветности и субъективная реакция пользователей на наличие этих элементов;
  • 2. Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания: между разделами, графикой и рисунками, страницами, включая овладение различными уровнями материала и перемещение между ними, фиксация своих шагов в процессе изучения для обеспечения возможности контроля и статистических исследований.

Способы работы с печатными материалами устанавливались в течение нескольких веков и тесно переплетены с нашими взглядами на то, как изучать и что изучать, как должна выглядеть книга или журнал. В то же время эра электронных материалов пришла быстро и внезапно. Поэтому весьма важна роль оптимизации работы с соответствующими материалами, включая как первую, так и вторую проблему. Сравнение возможностей печатного и электронного пособия отражены в таблице 1.

Таблица 1 Сравнение возможностей печатного и электронного пособия

Критерии сравнения

Печатное пособие

Электронное пособие

Законченность,

статичность

Предлагает материал без возможности обновления и развития (часто устаревший).

Динамичность процесса обучения, новые версии.

Усредненность

Ориентация на несуществующего «среднего» ученика, затрудненность построения траекторий, отсутствие разных способов изложения, ориентированных на разное восприятие.

Уровневая организация -переход на более высокий уровень при успешном прохождении предыдущего. Выбор уровня сложности пользователем.

Разобщенность, ограниченность

Пособие оторвано как от других уровней этого курса (вертикальная ось; нельзя посмотреть, например, как эта тема более глубоко рассмотрена в старшем классе или вузе), так и от других курсов (по горизонтали); зачастую и от повседневных задач (по оси, направленной к учащемуся).

Ориентация на инстинктивные, биосоциальные потребности («компетенции», по современной терминологии), уровневость.

Декларативность

Устоявшийся, «проверенный» материал, представленный как аксиоматическая данность и истина в последней инстанции; разжеванность материала.

Деятельностный подход

Заумность и, как следствие, скучность (стилистическая и содержательная)

Стилистическая скучность: сравнение научно-популярной книги и учебника явно не в пользу учебника.

Доступность и наглядность, интуитивно понятный интерфейс и простое управление.

Графическая бедность

Обусловленная как возможностями полиграфии (количество цветов и редкость полноцвета; характеристики бумаги и требования СанПин), стоимостью работы художников, так и авторским правом на качественные изображения (например, микрофотографии)

Максимальная трехмерность, яркость графики

Особенности электронных учебных пособий. В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Эти преимущества обусловлены использованием в электронном учебнике нового поколения мультимедиа, гипертекста, интерактивности.

Мультимедиа. Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация), и работать с ней в интерактивном режиме.

В обычном учебнике вся информация представлена лишь в виде текста и графики. В электронном учебном пособии можно эффективно использовать все многообразие мультимедийных технологий.

Во-первых, текст электронного учебного пособия можно сделать ярким, красочным. С выделением шрифта по начертанию, цвету, размеру, виду представления (обычный, полужирный, курсив, с подчеркиванием). Имеются богатые возможности сформировать в едином стиле текст и математические формулы, с алфавитов (кириллица, латиница, греческий и др.), специальных символов, пиктограмм и т. д.

Во-вторых, легко создать различные графические изображения (рисунков, фотографий, таблиц, графиков любой формы, гистограмм, трехмерных изображений). Все это возможно анимировать, т.е. привести в движение, изменить форму и т.д.

В-третьих, можно использовать фоновое звуковое сопровождение или звук-сигнал при обращении к определенному блоку информации, рисунку, кнопке управления и др. Можно вставлять звуковые клипы в автономном или интерактивном режиме, озвучивать динамические процессы.

В-четвертых, столь же многообразно можно использовать видеоклипы, в том числе видеоматериал, подготовленный для нужд образования в прошлые годы и сохраненный на магнитных носителях и фотопленках.

В-пятых, мультимедийные технологии позволяют использовать анимацию, «оживить» картинки, тексты и другие объекты учебника. Эта технология дает возможность демонстрировать экспериментальные работы по предметам в виртуальном виде, «проявить» невидимые или провести опасные для живой демонстрации опыты и т. д.

Гипертекст. В отличие от обычного текста, который всегда линеен, гипертекст - это множество отдельных блоков текста, связанных между собой через гиперссылки.

Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Часто содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида игры - приключения в истории, биологии, географии и т.д., тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.

В пределах этих трех моделей уровень контроля со стороны ученика и со стороны программы различен. На реактивном уровне поведение обучаемого определяется программой. На действенном и особенно взаимном уровнях управление и манипуляция находятся в руках пользователя.

Интерактивность. Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:

  • v управление объектами на экране с помощью мыши;
  • v линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
  • v иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
  • v диалоговая функция справки. Наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;
  • v обратная связь. Реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя. Эта реакция выводится на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
  • v конструктивное взаимодействие.