Формулировка проблемы вопросом. Как найти проблему текста

ЦЕЛЬ: научить учащихся формулировке проблемы и темы, а также порядку действий при постановке исследования. Надо сконцентрировать внимание учащихся на том, что тема – это часть проблемы, это сторона проблемы, с которой собираются её рассмотреть.

Как уже отмечалось, познание мира людьми идет по схеме: "Проблема – исследование - решение проблемы"; постановка новой проблемы - исследование - решение и т.д.[ 12,21,23].

ПРОБЛЕМА - это задача /вопрос/, требующая решения. Более полное определение проблемы выглядит примерно так: проблема это задача, суть которой в основном заключается в противоречии между существующими представлениями о процессе, явлении, веществе, предмете, событии и т.д. и реальными фактами, обнаруженными в действительности опытным путем, или благодаря более глубокому анализу рассматриваемого объекта.

Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов. В качестве примера можно привести факт появления ракет во Второй мировой войне. Гитлеровцы бомбили советские города и города союзников антигитлеровской коалиции, в том числе и Лондон. Немецкие самолеты сбивались зенитной артиллерией и потери авиации были особенно большими на лондонском направлении. Встал проблемный вопрос: нельзя ли бросать бомбы на Лондон без участия самолетов и пилотов.

Начались исследования и в конце войны ученые Германии создали ракету ФАУ-2. Проблема была решена. Но тут вряд ли мы найдем противоречие. Скорее надо говорить о появлении потребности.

Так было с появлением телеграфа, телефона и т.д.

Итак, проблема - это задача. Задача - это то, что требует решения, выполнения; цель, к которой стремятся, которой хотят достигнуть. Каждая задача состоит из условий и требования.

Чтобы выполнить требования, необходимо использовать средства, адекватные условиям задачи. Задачи /а значит и проблемы/ бывают теоретические и практические. Теоретические задачи - это объект мыслительной деятельности, требующий решения и ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих обнаружить отношения между известными и неизвестными частями проблемы. Каждому человеку приходится решать разные задачи, в том числе и поисковые и познавательные.

Познавательная задача - это задание, предполагающее поиск новых знаний. Познавательные задачи не решаются по готовым образцам. Для их решения требуются догадка, творческое применение имеющихся знаний.

Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные и т.д.

Нам необходимо рассмотреть научные, а точнее учебно-научные проблемы.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - это задача, решение которой приведет к получению нового знания об исследуемом объекте.

В основных научно-исследовательских институтах отраслей хозяйства страны ежегодно разрабатывается перечень проблем, исследование которых целесообразно. Из этого перечня выбирают наиболее актуальные проблемы и, исходя из финансовых возможностей, ведут исследование.

В качестве примера научных проблем приведем некоторые из

"Сборника тем научных работ для молодых исследователей программы"Шаг в будущее"" /МГТУ им. Н.Э. Баумана/.

1.Как проанализировать работу завода в условиях рынка?

2.Каким образом повысить уровень мотивации работников фирмы?

3.Как провести анализ конкурентно- способности продукции?

4.Как идет развитие художественного конструирования в России?

5.Как осуществить визуализацию инфракрасных изображений?

6.Как провести математическое моделирование явлений физической оптики?

Нам надо разобраться с научными проблемами, которые могут исследовать учащиеся лицеев и гимназий.

Рассмотрим требования к учебно-научной проблеме.

1.Учебно-научная проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя.

2.Учебно-научная проблема должна давать возможность ученику про демонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно:

Высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности;

Показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;

Толковое описание добытых знаний /новых для класса, школы или новых вообще/.

К учебно-научным можно отнести, например, следующие проблемы:

1.Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды у молодежи?

2.Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае?

3.Каково состояние преступности в нашем городе? и т.д.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Что такое постановка проблемы?

Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте /в направлении, в плоскости/, в котором хотят поднять проблему.

Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом:

"В чем заключаются представления молодежи нашего города /выпускников нашей гимназии/ о жизненном успехе?

Таким образом, "постановка проблемы" - это не что иное, как ее формулировка в виде задачи (не забывать о комплексности исследования межпредметной темы).

При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании ученика, желательно ему проговорить ее. Он должен сказать суть проблемы, какие цели ставится достигнуть при ее решении, каков примерно план действий.

После постановки проблемы необходимо разобраться с "объектом исследования" и "предметом исследования". Такое разбирательство позволит ученику - автору исследования более ясно понимать над чем он работает.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в поставленной проблеме является "молодежь нашего /например г. Королёва/ города".

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ будет - "понимание /толкование/ молодежью нашего города жизненного успеха человека в современной России".

По смыслу "предмет исследования" совпадает с "темой исследования".

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: "Представление молодежи нашего города о жизненном успехе". Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать.

По этому объекту мы могли бы взять и другие темы. Например, можно было взять тему: "Почему современная молодежь большой заработок считает основным критерием успеха?". Или другая тема: "Почему геройство не привлекает современную молодежь?"

Тему исследования школьник выбирает вместе с руководителем НОУ и учителем. При этом учитывается желание ученика: он должен сам выбрать то, что ему нравится исследовать.

Для выбора тем исследовательских работ по географии в 10-м классе можно поступить следующим образом.

В учебнике после каждой темы есть "Блок добывания знаний и умений". В этом блоке, в числе других, есть "творческие задания" и "контрольные вопросы". Указанные задания и вопросы можно превратить в темы исследовательских работ.

Например, /стр.16/ из творческого задания N3 можно сформулировать такую тему: "Изменения на политической карте мира в начале 90-х годов этого столетия". Или: "Различия в форме правления государствами в современном мире".

Из пунктов стр.38 можно сформулировать такие темы:

"Причины достижения Японией высокого уровня экономического развития".

"Взаимодействие общества и природы - социальная проблема". "Роль географии в решении проблем природопользования" и т.д.

Некоторые ученики захотят провести исследовательскую работу по другим предметам. В этом случае можно выбрать следующие темы.

1.Солнечный ветер и его влияние на жизнь на Земле.

2.Шкала Кельвина: - абсолютный нуль.

3.Волны вокруг нас.

4.Королев С.П. - родоначальник практической космонавтики и т.д.

БИОЛОГИЯ

1.Роль вирусов в жизни человека.

2.Нетрадиционные приемы выращивания рассады томатов для открытого грунта.

4.Перелетные птицы нашего города и т.д.

1.Современные моющие средства.

2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов.

3.Физико-химические взаимодействия в технике и т.д.

ЭКОЛОГИЯ

1.Эколого - социальный паспорт города.

2.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений.

3.Анализ качества питьевой воды в городе.

4.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

1.Архитектура нашего города.

2.Дизайн и озеленение помещений отдыха в нашем городе.

3.Краеведческий музей нашего города.

4.Мой любимый художник и т.д.

1.Самоуправление в России в старину и в наши дни.

2.Сравнительный анализ уровня жизни народа при социализме и в конце 20-го века.

3.Шведский социализм и русский капитализм: что они дают народу?

4.Хозяйственные реформы Ельцина Б.Н. и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /англ. язык/

1.Сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков.

2.Заимствования английских слов в языке нашего города.

3.Песни на английском языке в трансляции нашего радио.

4.Сравнительный анализ русского и американского патриотизма и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /нем. язык/

1.Распространение немецкого языка в России и других странах.

2.Экономическая терминология в современном немецком языке.

3.Институт им. И.В. Гете - его роль в изучении немецкого языка в Москве и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /русск. язык/

1.А.С.Пушкин."Я помню чудное мгновенье-

Передо мной явилась ты”.. поэтический анализ.

2.Стилистическая норма и речевая субкультура современной молодежи.

3.Поэтика рассказов И.А. Бунина.

4.Языковый стиль эпохи, как отражение культуры народа.

5.Что такое язык?

6.Язык - это средство обозначения вещей или к тому же инструмент познания мира.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1.Как я воспринимаю поэзию.

2.Мои стихотворения: ...

3.Аналитические жанры в современной российской поэзии и т.д.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

1.Психологический портрет героя в романе Ф.М. Достоевского "Игрок".

2.Время и личность в исторических драмах В. Шекспира.

3.Роль женщины в обществе в понимании Л.Н. Толстого.

4.Понятие любви в романах И.С.Тургенева и в передачах современных средств массовой информации и.т.д.

ПСИХОЛОГИЯ

1.Идеальный учитель в моем представлении.

2.Как добиваются успеха люди в современной России.

3.Темы разговоров у современных старшеклассников.

4.Деловое общение раньше и сегодня и т.д.

ФИЛОСОФИЯ

1.Современная власть в России и нравственность.

2.Почему математику считают царицей наук?

3.Что такое общество в России?

4.Какова практическая важность знаний об обществе?

5.Истинность моральных суждений.

6.Как формируются эстетические суждения? и т.д.

ЭКОНОМИКА

1.Трудовые навыки людей интеллигентных и рабочих профессий - основа благосостояния страны.

2.Как государство богатеет, и почему не нужно "долларов" ему, "когда простой продукт имеет?"

3.Японское чудо: экономический и образовательный аспекты.

4.Образование и благосостояние страны и т.д.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕМАТИКА

1.Роль самообразования в становлении личности ученика.

2.Книга - основной источник самообразования.

3.Воспитание культуры слушания.

4.Как сегодня должен быть организован учебный труд школьника?

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫ

1.Обоснование значимости темы для современности - это уже важный творческий акт. Надо суметь показать, что выбранная тема имеет какое-то значение для класса или для отдельного ученика и в наши дни.

2.Приведем пример обоснования актуальности темы "Свобода личности в поэзии А.С.Пушкина и современность". В работе на указанную тему во введении есть такой текст.

"Человечество всегда мечтало о свободе. Лучшие умы народов боролись за свободу, говорили и писали о ней. В наше время в России свободе личности в обществе и государстве также уделяется много внимания. Мы обрели свободу слова на митингах и собраниях, а так же свободу печати. Однако мы потеряли свободу в отношении безопасности, свободу от физического и морального насилия. В газетах часто публикуются сообщения об убийствах, грабежах и других насилиях.

На улицах и в общественных местах зачастую процветают грубость и хамство. Электронные средства массовой информации иногда транслируют откровенную ложь. Телевидение, передавая американские боевики, по сути дела пропагандирует насилие.

Таким образом, вопросы свободы личности как в духовной, так и в физической сфере в настоящее время актуальны".

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Цель исследования очень сильно связана с темой. Поэтому цель надо формулировать одновременно с формулировкой темы.

Цель обязательно надо сформулировать письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

2. Приведем примеры формулировки цели исследования.

Рассмотрим, например, тему "Российские военные ордена".

В этом случае целью может быть: "Исследовать состав и обстоятельства появления военных орденов в период царствования Петра Великого".

Но для этой темы может быть и другая цель, например: "Проанализировать за какие подвиги военнослужащие царской России награждались орденами и какие льготы они имели".

Другой пример. Тема: "Отличия в форме правления государством в США и в России". Для этой темы может быть выбрана такая цель:

"Проанализировать практические отличия законодательной и исполнительной властей в США и в России".

Возьмем другую тему: "Основные языки мира". Целью для этой темы может быть: "Проделать сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков".

Выбор школьниками тем исследования по правоведению смотри в Приложении 1.

Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем - отнюдь не исключение, а весьма типичный случай. Надуманные проблемы маскируют актуальность проблемы. В то же время удачная формулировка проблемы может быть равносильна половине ее решения.

Проблема является основой всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Проблема - это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.

Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению.

Формулировка проблемы научного исследования - это, по сути, кристаллизация замысла научной работы. Поэтому правильная постановка проблемы - залог успеха. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Неслучайно принято считать, что сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

В отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. «Почему солнце светит?»- вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?» - это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

Проблема, по Ю.К. Бабанскому, есть характеристика проблемной, т.е. противоречивой ситуации - несоответствие теории о предмете общественной практики этой практике, - которое обнаруживает исследователь в изученном им материале. Видение той или иной проблемы определенным ученым- обусловлено, во-первых, ограниченностью личного опыта - тем, что в непосредственном личном опыте ученый всегда имеет дело лишь с той или иной частью объективной действительности и, во-вторых, теми его представлениями об этой действительности, которые сложились в результате всей его научной подготовки. Ясно, что каждый исследователь видит разные проблемы и может по-разному считать, какая из них является актуальной проблемой. Т.е. по-разному определяется и цель научного исследования, которая, по Ю.К. Бабанскому, есть результат решения проблемы в идеальной форме. Цель вообще может быть внешней необходимостью для исследователя. Например, есть социальный или государственный заказ, что какая-то часть объективной реальности находится в неудовлетворительном состоянии, следовательно, надо познать причины этого, выявить закономерности между внешними связями системы (части объективной реальности) и ее внутренними связями и определить меры по приведению системы в нужное, удовлетворительное для заказывающего состояние. Множественность проблем и целей налицо

В науке формулирование проблемы - обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире - одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы (рис. 5).

Рис. 5 - Этапы порождения проблемы

Рассмотрим обоснованность приведенных на рисунке 5 этапов.

Первый этап связан с нехваткой информации для описания или объяснения реальности. Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Третий этап зависит от того объема объективных знаний накопленных той или иной наукой.

Хорошая постановка проблемы описывает точными конкретными терминами то, что раскрывают данные.

Критерии постановки научной проблемы могут быть представлены следующими моментами (рис.6).


Рис. 6 - Критерии постановки научной проблемы

Каковы же пути правильной постановки проблем? Их много. Это и узаконивание обязательного выделения предплановой проработки каждой темы, и ежегодная научная аттестация всех выполненных НИР с привлечением РАН и ее институтов, и конкурсная форма распределения тематики, финансирование не коллективов, а действительно проблемных работ.

Сначала получают ответ на вопрос существует ли проблема?

Затем рассматриваются развития проблемы (в прошлом и будущем), внешние связи ее с другими проблемами и ставится вопрос о принципиальной разрешимости проблемы.

Когда возникают научные проблемы?

Научная проблема возникает в условиях проблемной ситуации, когда складывается и осознается противоречие между знанием о потребностях людей в ходе их деятельности и незнанием средств, путей, способов удовлетворения (реализации) этих потребностей, которое в конечном счете упирается в незнание определенных закономерностей объективного мира.

Проблемная ситуация возникает также как противоречие между существующими теориями и новыми фактами, нуждающимися в ином теоретическом истолковании, или же как выяснение внутренней логической противоречивости существующих теорий и т.д. Противоречие - это показатель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общо, неконкретно, односторонне.

Практика является основой возникновения проблемной ситуации. В процессе практического взаимодействия человека и объектов его деятельности создается и постоянно воссоздается противоречие между качественно быстро изменяющимися и количественно быстро растущими потребностями общества и теми средствами (возможностями), которыми общество располагает для их удовлетворения. Необходимость в раскрытии законов новых, неизвестных сфер деятельности и является основой проблемы.

Всякое научное исследование по своему существу является всегда проблемным, представляет собой цепь следующих друг за другом проблем, постоянно решаемых и вновь возникающих в иных условиях, на качественно новых этапах развития познания.

Какую же проблему надо выбирать для решения?

В науке руководствуются двумя неразрывно связанными принципами отбора проблем для решения (рис.7.).


Рис. 7 - Принципы отбора научных проблем для решения

Кроме того, важно знать механизм возникновения проблем и задач в науке и правильно определять действия, оставляющие постановку проблемы и задачи.

Чтобы проблема могла выполнить свое назначение, она должна быть правильно постановлена. Для этого специалисту необходимо находиться на самых передовых рубежах науки и четко представлять, что именно уже известно человечеству, а что действительно неизвестно, что предстоит исследовать. Чтобы правильно поставить научную проблему, необходим широкий кругозор. Недаром ученые спорят, что правильно поставленная проблема - это уже наполовину решенная проблема.

Грамотная постановка проблемы предполагает выполнение следующих групп действий (рис.8.).


Рис. 8 - Основные группы действий при грамотной постановке проблемы

Рассмотрим представленные на рис. основные группы действий при грамотной постановке проблемы подробнее.

1. Формулирование проблемы, состоящее из вопрошения (выдвижения центрального вопроса проблемы), констрадиктации (фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы), финитизации (предположительного описания ожидаемого результата);

2. Построение проблемы, представленное операциями стратификации («расщепление» проблемы на под вопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос), композиции (группирование и определение последовательности решения под вопросов, составляющих проблему), локализации (ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения), вариантификации (выработки установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы);

3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями специалиста, как кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и т.п.), инвентаризация (проверка наличных возможностей и предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы), уподобление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой), квалификация (отнесение проблемы к определенному типу);

4. Обоснование, представляющее собой последовательную реализацию процедур экспозиции (установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами), актуализации (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения), компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы), демонстрации (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации);

5. Обозначение, состоящее из экспликации (разъяснения) понятий, перекодировки (перевод проблемы на иной научной или обыденный языки), интимизации понятий (словесная нюансировка - малозаметный переход - выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы).

В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности процедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться и параллельно с другими (например, стратификация (разделение) с вариантификацией (заменой одного вопроса на другой)), некоторые - по мере развертывания всех процедур и операций проблемы (например, экспликация (разъяснение) понятий или уподобление). Все процедуры можно представить в виде сети, которая, будучи наложена на неизвестную (или частично неизвестную) область, позволяет упорядочить наши представления об этой области, ее границах, методах и средствах ее постижения и т.д.

Изучение проблемы на материале разных наук показывает, что можно выделить три уровня постановки научной проблемы:

Часто встречающаяся ситуация состоит в том, что после определения центрального вопроса о дальнейшем развертывании проблемы мало заботятся. Это, так сказать, низшая интуитивная форма постановки проблемы.

Постановка проблемы в соответствии с описанными правилами, но без полного осознания их смысла и необходимости соблюдения. При этом следует подчеркнуть, что все операции не всегда оказываются реализованными у одного специалиста полностью. Но каждая из них так или иначе представлена в какой-нибудь из действительных проблем науки. Это и явилось с основанием для составления процедурного поиска.

Сознательное использование всех процедур и входящих в него операций.

В чем же состоит польза от выполнения вышеперечисленных действий?

Во-первых, следуя правилам, ученые вынуждены размышлять о проблеме в таких ракурсах, о которых чаще всего речь не идет при интуитивной постановке. В результате обогащается понимание проблемы, выявляются новые подходы к ней, возникают новые точки зрения на средства и условия ее решения.

Во-вторых, в ряде случаев происходит отказ от исследования, если обнаруживается, что проблема, поставленная исследователем, не является таковой в действительности, или если разрыв между возможностями решить проблему и заданными в ней целями слишком велик.

В-третьих, за счет соблюдения требований постановки проблемы обеспечивается качественное планирование научного исследования. Ведь выполнение правил означает, что вся предплановая подготовительная работа проделана. При наличии такого плана обеспечивается эффективная организация труда исследователей.

В-четвертых, в случае реализации действий психологическая готовность специалиста к познавательной деятельности оказывается намного выше как за счет четкой целенаправленности, так и за счет уверенности, возникающей на базе ясного понимания сути проблемы, возможностей, которые в ней заложены, и трудностей, которые при этом предстоит преодолеть. Как известно, уверенность в большей мере есть следствие знания. Знание проблемы в этом отношении не исключение. В целом существенно улучшается «качество» проблемы и значительно ускоряется переход от замысла к решению.

Важным для организации науки является вопрос о так называемых мнимых проблемах. Под последними понимаются проблемоподобные структуры, которые не являются проблемами, но либо ошибочно принимаются за них, либо выдаются за такие.

В зависимости от характера возникновения все мнимые проблемы можно разделить на два класса:

Экстранаучные мнимые проблемы, причины которых находятся вне науки. В основе их возникновения - мировоззренческие, методологические, идеологические и прочие заблуждения.

Интранаучные проблемы, причины которых коренятся в самом познании, в его достижениях и трудностях.

Существенной с практической точки зрения является задача выработки критериев для различения реальных и мнимых проблем, а также методик их распознавания. Диалектический подход позволяет сформулировать целый ряд критериев (существования, адекватности, необходимости, предпосылок, преемственности, разрешимости, проверяемости, истинности и др.), которые дают возможность с достаточной степенью достоверности отделять подлинно научные проблемы от мнимых. К появлению ложных проблем приводит и отсутствие системного мышления.

Принципиальное значение в наше время приобрело изучение общих условий, которые обеспечивают уменьшение числа ошибок специалистов в работе с проблемным знанием. Проблемный анализ позволяет правильно и четко сформулировать проблему, ради которой создается система. В ряде случаев приходят к отрицательному выводу, т.е. что проблемы не существует и система не нужна, что тоже оказывается небесполезным. В других случаях подобное исследование приводит к выводу, что проблема была первоначально сформулирована неверно, что она заключается в другом, а следовательно, и функции, и структура задуманной системы должны быть иными.

Совместное применение системного анализа и интуитивных оценок относительной важности проблем и оценок их эффективности дает уже весьма ощутимые практические результаты, во всяком случае лучшие, нежели традиционные методы расчета экономической эффективности или же громоздкие методы исследования операций.

Характерной чертой современной высшей школы является изучение проблем, но при этом очень важно обратить внимание на два противоречия, не признаваемых классической наукой, исследующей лишь непротиворечивое мышление. В предметном знании невозможно принять оптимальное решение - самая главная особенность человека. Причин много. Одна из них - отсутствие достаточной информации. Около 40% информации специалисту надо черпать из смежных, а порой и отдаленных областей знаний. В век научной специализации многие даже крупные ученые в своей области не обладают общей научной картиной мира, что отрицательно сказывается на их работе. Специалист при создании новой научной теории становится, по существу, философом, ибо он вынужден анализировать характер своей деятельности, границы применимости употребляющихся научных понятий, предлагает новые способы осознания человеком взаимодействия с внешним миром.

Руководители решают проблемы, это производственные проблемы. Люди решают личные проблемы. Только вот что же это такое, что они решают. Что такое проблема? Если тот или иной человек не знает, что же он решает, то насколько эффективным будет решение? Правильное формулирование проблемы - половина ее решения. Мы не знаем, чья это мысль, но она очень часто встречается в литературе по психологии.

В настоящей статье мы расскажем о том, что мы считаем проблемой и о ее правильном формулировании. А уж вы, уважаемый читатель, решите, действительно ли предлагаемый нами подход эффективен. В статье мы предложим пошаговый процесс определения и формулирования проблемы. Для этого мы будем пользоваться Нейро-Лингвистическим Программированием (НЛП) и в конце статьи предложим вариант рефреминга (изменения восприятия) или то, что мы называем «ресурсным разворотом» в формулировании проблемы 18 .

Проблемы и обстоятельства

Когда на семинарах для руководителей мы спрашиваем слушателей, что такое проблема, то громадное большинство отвечает, что проблема - это некоторое обстоятельство, которое мешает достижению целей. На вопрос, где находится проблема - внутри или снаружи человека, 90% отвечают, что вне. Это показывает, что большинство людей путают проблемы с обстоятельствами, считая препятствия (или негативные, по собственной оценке, обстоятельства) проблемой. Но если мы говорим о решении проблем, то решить обстоятельства нельзя, они или есть, или их нет. Если же пользоваться логикой НЛП, то обстоятельства не могут быть негативными или позитивными. Они просто есть. В этом контексте вспоминаются слова из песни, которую поет Алиса Фрейндлих в «Служебном романе» «…у природы нет плохой погоды…». Погоду плохой делает сознание человека.

Можно говорить о том, что проблема находится внутри того или иного человека, который ощущает или формулирует проблему. Ибо если бы этого человека не существовало, то оставались бы только обстоятельства. В общем: «Нет человека, нет проблемы ». Кроме того, одни и те же обстоятельства для разных людей могут являться или источником проблем или источником удовлетворения. Для примера:

Что русскому хорошо, то немцу смерть.

Что такое проблема

Видимо, под проблемой стоит понимать расхождение между «Хочу» и "Есть", между теми обстоятельствами, в которых человек находится сейчас, и теми, в которых он хочет оказаться в будущем, между желаемым и действительным.

Существуют три этапа при решении проблемы, понимаемой таким образом:

  1. «Есть» - те обстоятельства, в которых находится человек сейчас и которые его не удовлетворяют;
  2. Осознание своих потребностей. «Хочу» - требование, которое невозможно выполнить на данном этапе.
  3. Действия для сближения «Хочу» и "Есть". Решение о действиях по сближению - это первый шаг собственно решения проблемы. Сами действия - это второй шаг.

Стоит порассуждать о том, что же это такое, те обстоятельства, которые человек хочет. Мы делаем предположение о том, что речь идет о ресурсах, которые хочет получить человек для личного или производственного использования. То есть состояние «Хочу» - это о тех ресурсах, которые человек хочет, и это желание настолько интенсивно, что эти ресурсы становятся мотивом для действий. И на первом шаге третьего этапа и принимается решение об этих действиях.

Так что же такое проблема в момент ее формулирования? Прежде всего, проблема -это мысль, это идея о необходимости получить какие-то ресурсы с помощью каких-то действий. Далее, проблема - это не просто мысль, это формулировка о том, как получить желаемые ресурсы эффективно, т. е. с наименьшими затратами. Проблема - это вопрос о наиболее эффективном методе получения ресурсов в сложившихся обстоятельствах.

Давайте, перечислим основные ресурсы, которые могут оказаться желаемыми. Для себя или личного употребления человека интересуют следующие ресурсы: физические ресурсы тела и здоровье, эмоциональные, интеллектуальные и творческие ресурсы, ресурс времени.

Человека, играющего роль сотрудника или руководителя организации, интересуют те ресурсы, которые нужны организации для ее деятельности. Это материальные, финансовые, человеческие, нематериальные, творческие ресурсы, время. Следует учитывать, что всегда, решая любую организационную проблему, человек всегда решает какую-то связанную личную проблему. Иначе ему не было бы смысла решать 19 . На этом и основываются подходы к мотивации персонала.).

Как правильно сформулировать проблему

Для того чтобы выбрать эффективный метод получения ресурсов, стоит понять, какой ресурс на самом деле необходим. То есть понять, что же на самом деле нужно. Давайте разберем это на примерах.

Производственный пример такой. В цехе сломался единственный станок, выпускающий незаменимое комплектующее для продукции завода. Это проблема или нет? На уровне бытового мышления сломанный станок - и есть проблема. Но, на самом деле, это всего лишь обстоятельство. Давайте решим, какой на самом деле ресурс нужен заводу в этой ситуации: починенный станок, его продукция или комплектующие в принципе, без четкого определения, где они произведены, в том числе и на этом станке. Скорее всего, последнее.

Другой пример. Вы спешите в аэропорт по узкой горной дороге. На дороге большой валун. Водитель объехать его не может. Валун не проблема, валун - обстоятельство. Какой ресурс вам нужен в сложившихся обстоятельствах: возможность объехать камень, возможность оказаться в аэропорту вовремя или попасть в пункт прилета вовремя? И опять, скорее всего, последнее.

Стоит обратить внимание на то, что часто одним из важнейших необходимых ресурсов является время. В обоих вышеприведенных примерах время присутствует.

Если проблема - это вопрос о наиболее эффективном методе получения ресурса или ресурсов, то в первом примере проблема формулируется так: Как получить необходимые комплектующие (в пределах определенного времени)? Во втором примере: Как оказаться вовремя в определенном месте?

Итак, проблема это вопрос о методе получения желаемых ресурсов в пределах имеющегося временного лимита . Таким образом, в формулировке проблемы содержится четыре компонента: Словосочетания типа: «как получить», «как оказаться», «как успеть» и др.; краткое описание ресурса, описание лимита времени и знак вопроса. Слова «получить», «оказаться», «успеть» и другие отбираются так, чтобы они не описывали конкретного действия. Ведь проблема - это вопрос о методе. Большинство других глаголов, например «заработать», «доехать», уже описывают большую часть метода, что ограничивает нас в методе еще на этапе формулирования проблемы.

Давайте попробуем.

Сформулируйте какую-нибудь свою проблему. Для этого запишите проблему так, как вам кажется, она формулируется. Затем задумайтесь, какой ресурс или ресурсы на самом деле вам нужны. Решите, сколько времени у вас на это есть. При необходимости перепишите формулировку так: Как получить ___(Описание ресурсов)__в (укажите время, которое вы отводите на решение проблемы)_? Замените в своей формулировке все слова, содержащие «без-», «не-» или «ни-», а также все слова, имеющие хоть какой-то негативный оттенок на позитивные синонимы. Дело в том, что проблема эта о поиске и получении ресурсов, а «не-» и т. п. что-то отрицают, а не дают. Слова, несущие негативный характер, также делают формулировку негативной, а поиск ресурсов - деятельность позитивная.

Если вы сформулировали все правильно, то вы сейчас имеете некую формулировку, которую можно решать, или вопрос, на который можно искать ответ.

Ресурсный разворот

Идея ресурсного разворота основана на том, что сами по себе обстоятельства не могут быть негативными. Они просто есть. Не исключено, что если мы научимся пользоваться имеющимися обстоятельствами или хотя бы задумаемся о том, что ими можно воспользоваться, то эффективность решения проблемы может вырасти.

Мы видим три способа ресурсного разворота.

I. Для того чтобы выполнить ресурсный разворот, первым способом возьмем формулировку проблемы, которую вы уже составили, и включите в нее препятствия с помощью слов и словосочетаний:

  • в то время как;
  • вопреки;
  • несмотря на;
  • даже если и т. п.

Если брать вышеприведенные примеры, то у нас получится:

1. Как получить необходимые комплектующие в пределах суток, несмотря на поломанный станок?

2. Как оказаться вовремя в определенном месте, даже если на дороге лежит валун?

Теперь давайте попробуем сделать ресурсный разворот. Для этого вместо слов:

  • в то время как;
  • вопреки;
  • несмотря на;
  • даже если и т. п.

вставьте слово «используя». В этом случае у вас получатся формулировки, которые предложат вам взгляд на препятствия как на возможные ресурсы. В наших примерах мы получим:

1. Как получить необходимые комплектующие в пределах суток, используя поломанный станок?

2. Как оказаться вовремя в определенном месте, используя валун на дороге?

Не факт, что вам срезу в голову придет новое решение или что оно придет вообще. Но отсутствие решения, скорее всего, говорит о том, что у вас не хватает знаний и/или опыта в использовании тех или иных обстоятельств. В наших примерах решения могли бы быть такими.

1. Предложить предприятию, у которого есть подобный уникальный станок, ваш поломанный в обмен на постоянные поставки комплектующих со скидкой.

2. Учитывая, что с другой стороны валуна тоже скопились машины, можно убедить пассажиров, что помощь придет нескоро, и предложить поменяться машинами. При этом можно подобрать машину, которая, скажем, мощнее и довезет вас быстрее.

Выше всего лишь иллюстрации, и для многих обстоятельств такие решения не приемлемы. Но приведенный выше подход позволяет взглянуть на проблемы с другой точки зрения.

II. Второй вариант ресурсного разворота - это сразу думать об обстоятельствах как о ресурсе. То есть, рассматривая обстоятельства проблемы, сразу задавать себе вопрос, как можно получить выгоду от этих обстоятельств. Приведем пример. На уровне бытового мышления обыватель смотрит зимой на уличный термометр и говорит: «Минус 30, плохо, холодно». Летом тот же обыватель смотрит на тот же термометр и говорит: «Плюс 30, жарко, холодно». Человек с ресурсным мышлением смотрит на термометр зимой и говорит себе: «Мороз, какую выгоду можно извлечь?», «Как я на этом заработаю?». Летом он говорит: «Жара, как можно получить выгоду?», «Как я на этом заработаю?».

III.Третий вариант - сразу вместо слова «проблема» использовать слово «задача», а для описания препятствий использовать слово «возможность». Такой подход сразу позволяет думать о проблеме ресурсно.

Ну и последнее. Сформулировав проблему, чтобы не перегрузить себя ненужной работой, задайте себе следующие вопросы:

  • Нужно ли вообще решать эту проблему?
    • Должны ли именно вы решать эту проблему?
    • Должны ли вы принимать решение немедленно?

Таким образом, по нашему представлению, проблема - это вопрос об эффективном методе получения желаемых ресурсов . И читателю судить о том, насколько такой подход к формулированию проблемы эффективен и насколько проблемы, сформулированные по предложенным нами методам, облегчают поиск решения.

Впрочем, в статье мы говорили о ситуации поиска желаемого ресурса. Есть и другой вид проблем. Это проблемы об эффективном использовании имеющихся ресурсов. Это проблемы развития, и вопрос об их формулировании, возможно, станет поводом для другой статьи.

По вопросам : klubok@сайт

Правильная формулировка проблемы

Люди решают только те задачи, которые они для себя определили. Если они неправильно определили проблему, они тем не менее могут ее решать, используя великолепные нестандартные подходы, но всегда будут удивлены, почему найденное решение не работает должным образом. Центр креативности и инноваций компании DuPont не раз помогал различным подразделениям и отделам решать задачи необычными и неожиданными способами. Но вспоминая опыт всех креативных сессий, которые мы проводили, могу с уверенностью сказать: ни разу ни одна проблема, выносимая каким-либо отделом компании на креативную сессию, не была первоначально сформулирована правильно.

Правильное формулирование проблемы может потребовать нескольких часов интенсивной групповой работы, во время которой участники, используя дивергентное мышление, предлагают различные варианты правильного определения проблемы и затем согласованно выбирают вариант для постановки задачи. Из всех этапов решения проблемы этот – самый важный, так как именно он задает определенное направление для дальнейших креативных усилий.

Итак, формулировка проблемы – это критически важный этап. Основные рекомендации здесь следующие:

Всегда начинайте формулировку проблемы так: «Как мы могли бы …»

Никогда в формулировке не предлагайте возможное решение (Например, не следует формулировать так: «Как мы могли бы повысить безопасность труда за счет дополнительного обучения персонала?»)

Формулируйте только одну проблему (Например, не следует формулировать так: «Как мы могли бы улучшить качество и снизить издержки при производстве нашего продукта?»)

Каким образом члены группы могут быть уверены, что правильно определили проблему? Хороший способ – представить идеальное будущее состояние, затем вернуться назад и определить, какая проблема должна быть решена, чтобы это идеальное состояние было достигнуто. Этот подход проиллюстрирован на Рис. 3–1. Каждый участник группы, используя самоклеящиеся листочки, должен завершить как минимум десятью разными способами фразу: «Было бы хорошо, если …». Далее участники группируют все листочки в соответствии с тематикой и составляют для каждой темы подходящую формулировку. Главные темы выделенных групп должны быть учтены в окончательной формулировке проблемы.

Предположим, участники выделили тему «Коммуникации». Формулировка проблемы в соответствии с этой темой может звучать так: «Как мы могли бы улучшить коммуникации между подразделениями компании?» Затем участники обращаются к другим темам и по каждой из них готовят согласованную формулировку. Теперь время расставить приоритеты.

Чтобы показать, насколько данный метод может быть эффективным, рассмотрим реальную ситуацию, которая произошла в исследовательском институте Midwestern. Первоначально проблема звучала следующим образом: «Как нам убедить наших клиентов участвовать в разработке наших программ для того, чтобы они представляли собой бо?льшую потребительскую ценность?» Однако очень скоро члены креативной группы поняли, что формулировка проблемы неверна, так как заключает в себе элементы решения поставленной проблемы. Когда участники группы применили алгоритм, который мы только что рассмотрели, то увидели, что истинная проблема – в повышении ценности услуг их организации. После этого они сформулировали две тематические проблемы, каждая из которых могла бы рассматриваться отдельно для поиска решений: «Как мы могли бы увеличить выгоду для наших потребителей от использования наших сервисов?» и «Как мы могли бы сократить свои издержки по обеспечению таких выгод?» Участники группы осознали, что если бы они стали работать с первоначальной проблемой, стараясь поощрить своих клиентов активнее участвовать в разработке своих программ, то проблема повышения ценности услуг вообще не была бы затронута.

Рис. 3–1. Сформулируйте проблемы правильно

Из книги Первый миллион долларов самый тяжелый автора Ватутин Сергей

Правильная мотивация сотрудников И тут встает вопрос о мотивации персонала. В нашем случае он действительно ключевой. Как замотивировать людей, чтобы они работали без регулярных пинков? Как сделать так, чтобы они активно продавали?Шеф на собрании:– Кто первый выполнит

Из книги Покажите мне деньги! [Полное руководство по управлению бизнесом для предпринимателя-лидера] автора Рэмси Дэйв

Правильная продажа имеет большое значение Продажа, и в особенности продажа, совершенная надлежащим образом, – это ключевой элемент не только в бизнесе, но и существенная часть жизни в целом. Генри Форд сказал: «Ничего не произойдет, пока кто-нибудь что-нибудь не продаст».

Из книги Быстрее, лучше, дешевле [Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов] автора Хаммер Майкл

Как правильная система показателей влияет на работу персонала Хорошая система показателей не только направляет усилия по перестройке процессов в нужное русло, но еще и влияет на поведение сотрудников. Именно такой вывод сделало руководство компании D.W. Morgan, которая

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Формулировка миссии корпорации Второй этап процесса планирования начинается с формулировки миссии корпорации. Значимость этой формулировки подчеркивается в плановых разработках корпорации. При ее отсутствии управляющие маркетингом, равно как и оперативные

Из книги Организуй себя автора Каунт Джон

9. ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТОМ Какие бы другие технологии вы ни выбрали, вряд ли вам удастся избежать встречи с Интернетом. Его появление привело к революции в коммуникационных системах, к решению проблемы доступа к информации, а его роль как средства

Из книги Карьера - суперигра. Нетривиальные советы на каждый день автора Берг Вольфгарт

9 Правильная интрига, или как остаться наверху Большинство начальников на предприятиях, как правило, мужчины. А как же участь особ женского пола, конечно, кроме тех, кто занят домашним хозяйством? Но ведь и заведующая зубным отделением руководит своими медсестрами, у

Из книги Общая теория занятости, процента и денег автора Кейнс Джон Мейнард

ГЛАВА 18. Новая формулировка общей теории занятости IМы достигли теперь той стадии, когда можно собрать воедино нити нашей аргументации. Для начала может оказаться полезным выяснить, какие элементы в экономической системе мы обычно принимаем как данные, какие являются

Из книги Управление ключевыми клиентами. Эффективное сотрудничество, стратегическое партнерство и рост продаж автора Шиффман Стефан

2. Правильная стратегия удержания клиентов Во время интервью меня иногда просят сформулировать в одном предложении суть той или иной сферы продаж, но обычно ее невозможно передать несколькими словами.Например, журналист говорит: «У нас осталось 30 секунд, прежде чем мы

автора Детмер Уильям

Формулировка конфликта Конфликт методов обеспечения, обозначаемый знаком молнии, читаем так:? «С одной стороны, нужно (МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1), а с другой – (МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Формулировка исходных предположений Ошибочные исходные предположения о логических связях являются источником конфликтов, выявляемых при помощи ДРК. Наша задача – перечислить все основные предположения и выявить среди них неверные, которые ответственны за возникшее

Из книги Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач автора Расиел Итан

Правильная подготовка мозгового штурма Многим кажется, что мозговой штурм должен быть спонтанным, но на самом деле он дает эффект только тогда, когда ему предшествует достаточно напряженная предварительная работа.Главная особенность мозгового штурма – он не может

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

4.3. Формулировка проблемного поля SWOT-анализ показывает ключевые для внимания управленческого персонала зоны, которые влияют на успешную работу компании. В частности, видно, что основные угрозы исходят от действий конкурентов настолько, насколько компания нова на рынке

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

7.3.1. Правильная интерпретация коэффициентов Комплементарность (взаимодополняемость). Коэффициенты измеряют минимальный (PR) и максимальный (OR) уровень ожидаемой конкуренции относительно определенного количества лотов и участников. Фактический уровень конкуренции

Из книги Готовность ко всему автора Аллен Дэвид

30. Правильная реакция способствует выживаемости Всё, что может улучшить ваше понимание окружающего мира, ускорить вашу реакцию и сбалансировать внутреннюю систему (так, чтобы вы устранили все чрезмерные или недостаточные ответные реакции), всё это обеспечит

Из книги Бизнес путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента автора Крейнер Стюарт

Из книги Как создавать инновации автора Пратер Чарльз

1. Неправильная формулировка проблемы Возможно, вы уже задумывались над тем, почему проблемы часто остаются нерешенными или найденные решения не дают ожидаемых результатов, хотя вы прикладываете лучшие свои усилия. Во многих случаях это происходит из-за того, что была

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор .

Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая

    дает большой простор для выражения мысли, т.е. соответствует вашим знаниям, жизненному и читательскому опыту.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно задать следующие вопросы к тексту:

    Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)

    Какие аналогичные ситуации, случаи вам известны?

    Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)

    Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Формулировка проблемы текста в виде вопроса:

Нужно ли …

Зачем…

Что будет, если…

Возможно ли…

Что делать…

Кому выгодно…

Кто виноват в…

Когда будет…

Откуда …

Как объяснить…

Почему…

Как связаны…

Как влияет…?

Такова одна из проблем текста. Об этом размышляет автор статьи. Этот вопрос рассматривает автор. На этот вопрос пытается ответить автор.

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Задание 1. Какие проблемы не затрагиваются К.Г.Паустовским в тексте?

    проблема предназначения человека;

    проблема материнской любви;

    проблема одиночества;

    проблема старости;

    разрыва связи между поколениями;

    проблема гражданского долга;

    проблема смысла жизни;

    проблема жизни и смерти.

Задание 2. В приведенных фрагментах дается формулировка проблемы, над которой размышляет К.Г.Паустовский. Оцените фрагменты сочинений, при необходимости отредактируйте или напишите свой вариант.

    «Автором данного текста является Г.К.Паустовский. Он пишет о Катерине Ивановне, одинокой старушке. Какое значение в жизни Екатерины Ивановны сыграл герой текста? Какую роль в жизни общества играют сострадание и милосердие? Почему дети покидают своих родителей и бросают их на произвол судьбы? Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни».

    «Автор данного текста К.Г.Паустовский рассказывает о теплых чувствах, вызываемых в душе героя Катериной Ивановной и ее одиночеством. В связи с этой темой автора интересует проблема: «Почему ее бросила дочь Настя»?

    «Паустовский ставит в тексте про Катерину Ивановну очень актуальные проблемы. Во-первых, это проблема взаимоотношений в семье. Во-вторых, писатель заставляет задуматься о том, что порой чужой человек ближе родной дочери…»

    «На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное – одинокую старость».

    «Каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы.

Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям».

Приложение

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

(31,0 Кб, 2 109 hits)