Герб турецких сас правил городом турка. Герб сас (sas)

Переселились в королевство Русь и дали начало многим русинским (древнерусским, или украинским) и польским шляхетским родам. В польском и румынском языках это слово буквально означает «саксонец» и некоторые исследователи связывают название герба с немецко-саксонским населением Семиградья - Трансильвании . Отсюда Драг - Сас можно читать, как друзья саксов (Драг - друг, дорогой, любимый). Согласно ещё одной, не сильно распространённой версии, слово Сас (венгр - szasz ), переводится как «орел». Саксы Трансильвании также известны под названием - «секеи » (ещё одна трансформация имени «сакс»). Трансильвания в то время была частью Венгерского королевства, на Червоной Руси (Галичине и Волыни) венгров называли "уграми ". По этой причине пришедших с Трансильвании "волохов", часто называли и "уграми". Самые предварительные упоминания: На землях королевства Польского связанный с волошскими родами (прежде всего с родом Драг-Сас) - среди нескольких сот семей запечатывающихся гербом Сас, наиболее было переселенцев с Молдавии , Валахии и Семиградья, вселенных ещё в XIII в., а может даже в XII в., на Руси Галицкой. Переселения эти были в том числе и пробой создания системы защиты от татарских нашествий. Первые данные о гербе Сас как гербе польском относится к 1253 году . В 1262 г. были зафиксированы Дрохомирэццы (Drohomireccy) герба Сас, происходящие с Руси. В Галицкую Русь древний род Драго-Сасов пришел по приглашению князя Даниила Галицкого . В 1236 году , в Карпатах к дружине Даниила Галицкого присоединился отряд рыцарей, под предводительством князя Гуйда (Guido) с Маромороша, на флаге отряда был знак стрелы - герб "Драг - Сас", за большие военные заслуги Гуйд получил большой земельный гранд и женился впоследствии на вдове по великому князю литовскому - Шварно , дочери Миндовга и сестре Войшелка , считают, что так на Руси появились первые очаги шляхты рода Драг - Сас. На протяжении следующих десятилетий формируются рода: Даниловичей , Драгомирецких, Татомиров и Княгеницких, Дедушицких. Венгерская ветвь рода Драг - Сас(Драгффи) добивается политического успеха на западных склонах Карпат и со временем становятся фактическими правителями Марамороша и соседних Сатмару и Угоча. Территории рода простирались от Карпат до Словении. Представители этого рода - Марамурешские воеводы, братья Драг и Балк(Балица) покровительствовали одному из самых древних православных монастырей на Руси - Грушевскому монастырю. Драг умер в 1402 году, Балк в – 1404. Сыны воеводы Балка – Дмитрий и Александр грамотой от 1404 года, написанной церковнославянским языком, подарили монастырю одно имение и три села с мельницей: Грушево (Закарпатская область) , Кривой , Тэрэсва с полями, лесами и водами, как говорится в документе «со всеми прижитками». Но в 1556 г. князь Трансильвании Стефан Баторий передал монастырь Мукачёвской епархии. Позже, по разным данным в 1657, 1670 или 1690 г.г., монастырь был уничтожен католиками. Большинство семей герба Сас на землях Червоной Руси, это преимущественно восточно-галицийская провинциальная шляхта. Ярким примером заселения служит приход в Червоную Русь воеводы Стефана Волошина, который получает отселое прозвище Рыботицкий в 1366 г., от названия местечка Рыботычи (сейчас в Фредропольской гмине , Польша), а в 1368 г. получает от польского короля Казимира III графский титул с приставкой - "Венгр" или "Угр ". Украинский историк О.Однорежко считает, что нет достаточных оснований рассматривать все древнерусские гербы, XV века , в которых находятся фигуры стрелы, полумесяца и звезд, как видоизменение герба Сас. Этот герб до середины XVI века выполнял лишь роль родового герба одного рода, Рыботыцких и соответственно их ближайших родственников, родов появившихся в XV веке: Берестянских, Бисковских, Волосецких, Буховских, Губицких и некоторых др., имеющих общее происхождение от графа Стефана Рыботицкого герба Сас. В 1431 году земли на Турковщине (местность в окрестностях г. Турка Львовской области) получает граф Ванчалух. Через не большой отрезок времени появляются от основной фамилии Турчанских: Яворские, Ильницкие, Комарницкие и Турянские. В начале XV ст. уже сформировались рода: Балицких, Гошевских, Дидушицких, Делятинских, Луцких, Новоселецких, Подгородецких, Чайковских и др. Подобным образом в XVI ст. появляются: Бачинские, Билинские, Винницкие, Гордынские, Жураковские, Кобылянские, Кропивницкие, Сасы, Тарнавские, Терлецкие, Ясинские и ряд др. Общим принципом появления новых фамилий было то, что все они брались от названия мест, где поселялись первые представители новой фамилии.

В более поздних, конца XVIII века - российких гербах эта основная фигура подвергается также многим изменениям. См. гербы Аслоновичей (IX, 135); Дмитриевых-Мамоновых (IV, 21; обернутый сас с короною и нашлемником в самом щите) ; Заплатиных (VII, 97); Перских (III, 90); Цуриковых (II, 87); Яворских (II, 133) ; Яминских (III, 71).

Известные носители герба

  • Кирилл Терлецкий (? - 1607). Церковный и политический деятель, епископ Пинский и Турский, впоследствии Луцкий и Острожский. Один из инициаторов создания греко - католической церкви.
  • Иван (Ян) Данилович (1570-1668). Воевода русский, каштелян львовский, староста белзский, бужский, чигиринский. Дед короля Речи Посполитой Яна ІІІ Собеского . Похоронен в усыпальнице возле своего замка в Олесько .
  • Иов Княгеницкий (1550-1621). Церковный и деятель образования. Основатель Скита Манявского.
  • Иван Вышинский (1550-1620?). Писатель полемист. защитник православия.
  • Захария Копыстинский (1560? - 1627). Церковный и образовательный деятель, писатель. Архимандрит Киевско - Печерского монастыря, автор «Палинодии» - книги, направленной против унии.
  • Юрий - Франц Кульчицкий (? - 1692). Переводчик на Сечи, герой обороны Вены от турок, спас Вену пройдя через турецкие войска за подмогой. Основал первую в Европе кофейню, ставшей постоянным местом встречь для писателей, поэтов, художников, ученых, артистов, музыкантов.
  • Варлаам Ясинский (1630? - 1707). Церковный и образовательный деятель, писатель, митрополит Киевский. Автор стихов и полемических трактатов.
  • Стефан Яворский (1658-1722). Церковный и политический деятель, писатель, президент Синода Православной российской церкви , протектор Славяно - греко - латинской академии.
  • Максим Березовский (1745-1777). Композитор и певец. Выпускник Болонской академии. Автор первой украинской оперы «Демофонт».
  • Антон Ангелович (1756-1814). Религиозный и образовательный деятель. Воспитатель и советник императора Иосифа II, восстановитель Галицкой греко - католической митрополии, автор книги «История украинской церкви».
  • Денис Зубрицкий (1777-1862). Историк. этнограф, член - корреспондент Петербургской Академии Наук.
  • Модест Стрельбицкий (1823-1902). Магистр Киевской духовной академии, архиепископ Волынский и Житомирский, Почаево-Успенской лавры Священно-Архимандрит.
  • Марко Кропивницкий (1840-1910).Драматург, режиссер и актер. Основоположник украинского профессионального театра.
  • Эдвар - Ян Корчинский (1844-1905). Один из ведущих медиков XIX века. ректор Ягеллонского университета.
  • Андрей Чайковский (1857-1935). Писатель.
  • Ольга Кобылянская (1863-1942). Писательница.
  • Соломия Крушельницкая (1872-1952). Знаменитая оперная певица.
  • Юлиан Бачинский (1870-1940). Политик и публицист. Автор книги «Ukraina irredenta», в которой утверждал, что независимость Украины является необходимой.
  • Елена - Ручка - Сас - Кульчицкая (1877-1967). Художница.
  • Святослав Гординский (1906-1993). Поэт, переводчик - литературовед, художник. Автор поэтических сборников и росписей собора Св. Софии в Риме .
  • Богдан Дрогомирецкий (1979- по н.дни). Публицист, поэт. В данное время занят в нефтегазовой промышленности в Украине. Также участвует в проектах добычи титановых руд, редкоземельных металлов. Является соучредителем и консультантом нескольких предприятий.

Описание герба

Существует много вариантов написания герба, но основными считаются 9: SasI,II,III,IV,V,VI, Sas albo Ksiezys, Sas Baron, Sas Pruski. В красном поле(Сас II), в голубом поле(Сас I) серебряный полумесяц , рогами обращённый вверх и имеющий на концах по золотой шестиугольной звезде , а из средины его летит вверх стрела . Над шлемом семь павлиньих перьев - павлиний хвост , пробитый стрелой влево. Гебом Сас II, пользовались особы королевской крови и высшая аристократия, герб Сас I, использовала простая аристократия - шляхта. Судя по фигуре на щите, род отлчился в борьбе с мусульманами, в одном из первых крестовых походов. Этот герб был известен и пользовался уважением среди рыцарей Европы, особенно у Французских рыцарей. В гербе присутствует изображение маркграфской короны, что соответствует герцогскому титулу, что говорит о том, что в роде были особы этого достоинства. Самым первым из них был Драгош Водэ, воевода из Марамуреша, с именем которого традиция связывает возникновение молдавского государства . Он правил два года с 1351 по 1353 и был маркграфом, будучи вассалом венгерского короля. Существование герба прошло два этапа. На первом этапе существования герба Сас, к нему принадлежали особы не ниже баронского достоинства. Со временем герб стал принадлежать и простой шляхте. Полумесяц в гербе символизирует надежду, большую хвалу, успех и верность, был взаимствован у сарацин, во время «Крестовых походов.» Звезда - стремление к цели, является атрибутом свободы, вдохновения, честолюбия, считается символом наследованным у саксов. Стрела в гербе Сас означает кого-то, не задумываясь принявшего участие в бою, не взирая на то, каким будет его финал, военную готовность, скорость. По одной из версий ученых, герб этот первоначально употреблялся в Саксонии , потом в Венгрии , а с XIII века - в Великом княжестве Литвском, Руском и Жимойтском и королевстве Польском, особенно в воеводстве Русском . Ещё до завоевания Польским королем Казимиром III Галицкого королевства, в Червоной Руси уже были рода герба Сас, после завоевания на этих землях, во время переселения волохов, их стало больше, чем представителей других гербов.

Список родов герба Сас

Сас I
Александровичи Шаблон:Гусаківський править] Ссылки
  • Генеалогический форум (рус.) (укр.)
  • (рус.) (польск.)
  • Drágffy family (венг.)
  • Історія гербу САС (укр.) (рус.)

Кулачинские Ярцевский уезд Смоленская губерния местечко "Кулачино"....16 век кулачинский пограничный кордон с "татарами" на р Иртыш..... с 1716г -Тобольская губерния Тюкалинский уезд- "Верхне-Кулачинское" "Нижне Кулачинское" " Горно Кулачинское" "Больше-Кулачинское" ""кулачинский "Свято-Никольский монастырь" и "Кулачинская волость".... 1236 г Kulaczynski z Kulaczyna (с 1978г г Снятын) Галлиция кулачинский монастырь крестоносцев из числа войска Фридриха 2- 6 Крестового Похода приглашенных Даниилом -Галицким на службу-пограничный кордон с Золотой ордой на р Прут ("татарский брод")

Литература

  • Олег Однороженко. "Родова геральдика Руського королівства та Руських земель корони Польської в XIV-XVI ст." Харків 2009 р.
  • Bartosz Paprocki. Herby rycerstwa polskiego. Kraków, 1584.
  • Simon Okolski. Orbis Polonus. Krakow, 1642. T.1-3.
  • Ks. Kacper Niesiecki. Herby i familie rycerskie tak w Koronie jako y w W.X.L. Lwów, 1728.
  • Лакиер А. Б. Глава семнадцатая, § 90-1. Общие замечания о польских геральдических эмблемах или знаменах // Русская геральдика. - М.: Книга, 1990.
  • L.Wirostek. Род Драг-Сасов в Венгрии и Руси Галицкой - Краков 1932-с.110-129.
  • К.Калдец. Волохи и волошское право - Прага 1916-с.330-331; 437-441.
  • Д.Кранжалов. Волохи в Маравии - Прага 1963.
  • В.Инкин. Сельское население Галицкого Прикарпатья в XVI-XVIII ст.- Львов 2004-с.1-14; 256-265; 266-269.
  • Ю.Думнич. «Волохи» Закарпатья - с.150,151.
  • О.Ставровский. О словацко - польско - украинском пограничье, до XVIII века - Комицi - Прешiв 1967-с.84-87,89.
  • A.Fastnacht. «Osadniczwo ziemi sanockiej w latach 1340-1650» - Wroslaw 1962-с.215-216.
  • Л.Дэже. Очерки по истории закарпатских говоров - Будапешт 1967-с.35-40.
  • О.Мицюк. Зарисовки с социально - государственной истории Угорской и Подкарпатской Руси. Том I - Ужгород1936-с.80-83.
  • В.Инкин. К вопросу происхождения волошских князей в галицкой деревне в XV-XVIII в.в.// Славяно - волошские связи - Кишинев 1978-с.116.
  • L.Wyrostek. Список известных тогда поселений. С.31-39, 43, 61, 98, 111,112-114,116, мал.5, с.117,150-152.
  • Г.Литаврин. Влахи в византийских источниках X-XIII в.в.// Юго - Восточная Европа в средние века. - Кишинев 1972-с.132.
  • В.Дерябин. Современные восточнославянские народы // Восточные славяне. Антропология и этническая история - М., 2002.-с.54-58;
  • А.Пшеничнов, М.Ищук, О.Балоновский, Л.Атроментова, Р.Виллемс, Е.Балоновская. Генетические взаимоотношения украинцев с другими европейскими этносами, по данным о полиморфизме Y- хромосомы //Экология и демография человека в прошлом и настоящем. Третьи Антропологические чтения памяти академика В. П. Алексеева. - М., 2004.-с.276,277
  • М.Терлецкий. Контуры рода Драго - Сасiв. Центральная Европа. Львов 2005 г.
  • Польский гербовник. Ч.13. Герб Сас.
  • Мицько І. «Про нащадків воєводи Богдана, засновника Молдавського князівства». Знак. - Ч. 18 (березень,1999).
  • Seczys E. Szlachta wylegitymowana w Krolewie Polskim w latach 1836-1861 (1867).- Warszawa, 2000
  • А.Кобылянский, С.Комарницкий. Сасы в украинской культуре. Киев. Люблин. Нью - Джерси. 2009 г.

(? - 1607). Церковный и политический деятель, епископ Пинский и Турский, впоследствии Луцкий и Острожский. Один из инициаторов создания греко - католической церкви.

  • Иван (Ян) Данилович (1570-1668). Воевода русский, каштелян львовский, староста белзский, бужский, чигиринский. Дед короля Речи Посполитой Яна ІІІ Собеского . Похоронен в усыпальнице возле своего замка в Олесько .
  • Иов Княгеницкий (1550-1621). Церковный и деятель образования. Основатель Скита Манявского.
  • Иван Вышинский (1550-1620?). Писатель полемист. защитник православия.
  • Захария Копыстинский (1560? - 1627). Церковный и образовательный деятель, писатель. Архимандрит Киевско - Печерского монастыря, автор «Палинодии» - книги, направленной против унии.
  • Юрий - Франц Кульчицкий (? - 1692). Переводчик на Сечи, герой обороны Вены от турок, спас Вену пройдя через турецкие войска за подмогой. Основал первую в Европе кофейню, ставшей постоянным местом встреч для писателей, поэтов, художников, ученых, артистов, музыкантов.
  • Варлаам Ясинский (1630? - 1707). Церковный и образовательный деятель, писатель, митрополит Киевский. Автор стихов и полемических трактатов.
  • Стефан Яворский (1658-1722). Церковный и политический деятель, писатель, президент Синода Православной российской церкви , проректор Славяно-греко-латинской академии. Митрополит Рязанский и Муромский.
  • Максим Березовский (1745-1777). Композитор и певец. Выпускник Болонской академии. Автор первой украинской оперы «Демофонт».
  • Антон Ангелович (1756-1814). Религиозный и образовательный деятель. Воспитатель и советник императора Иосифа II, восстановитель Галицкой греко - католической митрополии, автор книги «История украинской церкви».
  • Денис Зубрицкий (1777-1862). Историк. этнограф, член - корреспондент Петербургской Академии Наук.
  • Модест Стрельбицкий (1823-1902). Магистр Киевской духовной академии, архиепископ Волынский и Житомирский, Почаево-Успенской лавры Священно-Архимандрит.
  • Марк Кропивницкий (1840-1910). Драматург, режиссёр и актёр. Основоположник украинского профессионального театра.
  • Эдвар - Ян Корчинский (1844-1905). Один из ведущих медиков XIX века. ректор Ягеллонского университета.
  • Михаил Агафонович Корчинский (1885-1937)- Государственный секретарь Совета народных министров Украинской Народной Республики, периода Директории.
  • Андрей Чайковский (1857-1935). Писатель.
  • Ольга Кобылянская (1863-1942). Писательница.
  • Соломия Крушельницкая (1872-1952). Знаменитая оперная певица.
  • Юлиан Бачинский (1870-1940). Политик и публицист. Автор книги «Ukraina irredenta», в которой утверждал, что независимость Украины является необходимой.
  • Елена - Ручка - Сас - Кульчицкая (1877-1967). Художница.
  • Святослав Гординский (1906-1993). Поэт, переводчик - литературовед, художник. Автор поэтических сборников и росписей собора Св. Софии в Риме .
  • Иван Ильницкий (род. 1948). Академик АНВО Украины, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедры фтизиатрии и пульмонологии Львовского государственного медицинского университета им. Даниила Галицкого, заслуженный деятель науки и техники Украины.
  • Иннокентий Кульчицкий - в миру Иван Кульчицкий (1680 или 1682-1731). Епископ Иркутский и Нерчинский. Канонизирован 1(13) декабря 1804
  • Иржи Сас-Кульчицкий (1905-1944) - герой итальянского сопротивления в годы Второй мировой войны
  • Реферат на тему:

    Сас (герб)



    План:

      Введение
    • 1 Известные носители герба
    • 2 Описание герба
    • 3 Список родов герба Сас
    • Литература

    Введение

    Сас (польск. Sas ) - русько-волошский и польский шляхетский герб, известен в Червоной Руси с середины XIII века. Начальная форма "Драг - Сас". Считается, что пришёл герб в венгерские, польские и другие земли, в период переселения «волохов». Сегодня невозможно узнать происхождение слова Сас. Одна из гипотез говорит, что название образовалось от боевого клича, или от имени Мармарошского (название области в Закарпатье) воеводы Саса (1354-1358), сына венгерского наместника в Мармароше воеводы Драгоша, потомки которого после 1359 года переселились в королевство Русь и дали начало многим русинским (руським, или украинским) и польским шляхетским родам. В польском языке это слово буквально означает «саксонец» и некоторые исследователи связывают название герба с немецко-саксонским населением Семиградья - Трансильвании. Отсюда Драг - Сас можно читать, как друзья саксов (Драг - друг, дорогой, любимый). Согласно еще одной, не сильно распространённой версии, слово Сас (венгр - szasz ), переводится как «орел». Саксы Трансильвании также известны под названием - «секеи» (ещё одна трансформация имени «сакс»). Трансильвания в то время была частью Венгерского королевства, в Червоно Русских землях венгров называли "уграми". По этой причине пришельцев с Трансильвании "волохов", часто называли и "уграми". Самые предварительные упоминания: На землях польских связанный с волошскими родами (прежде всего с родом Драг-Сас) - среди нескольких сот семей запечатывающихся гербом Сас, наиболее было переселенцев с Молдавии, Волоши и Семиградья, вселенных ещё в XIII в., а может даже в XII в., на Руси Галицкой. Переселения эти были в том числе и пробой создания системы защиты от татарских нашествий. Первые данные о гербе Сас как гербе польском относится к 1253 году. В 1262 г. были зафиксированы Дрохомирэццы (Drohomireccy) герба Сас, происходящие с Руси. В Галицию древний род Драг - Сас пришел по приглашению князя Даниила Галицкого. В 1236 году, в карпатах к дружине Даниила присоединился отряд рыцарей, под предводительством князя Гуйда с Маромороша, на флаге отряда был знак стрелы - герб "Драг - Сас", за большие военные заслуги Гуйд получил большой земельный гранд и женился на вдове брата Даниила, считают, что так в Галиции появились первые очаги шляхты рода Драг - Сас. На протяжении следующих десятилетий формируются рода: Даниловичей, Драгомирецких, Татомиров и Княгеницких. Венгерская ветвь рода Драг - Сас(Драгффи) добивается политического успеха на западных склонах Карпат и со временем становятся фактическими правителями Марамороша и соседних Сатмару и Угоча. Территории рода простирались от Карпат до Словении. Представители этого рода - Марамурешские воеводы, братья Драг и Балк(Балица) покровительствовали одному из самых древних православных монастырей на Украине - Грушевскому монастырю. Драг умер в 1402 году, Балк в – 1404. Сыны воеводы Балка – Дмитрий и Александр грамотой от 1404 года, написанной церковнославянским языком, подарили монастырю одно имение и три села с мельницей: Грушево, Кривой, Тэрэсва с полями, лесами и водами, как говорится в документе «со всеми прижитками». Но в 1556 г. князь Трансильвании Стефан Баторий передал монастырь Мукачёвской епархии. Позже, по разным данным в 1657, 1670 или 1690 г.г., монастырь был уничтожен католиками. Большинство семей герба Сас на землях Червоной Руси, это преимущественно восточно-галицыйская провинциальная шляхта. Ярким примером заселения служит приход в Червоную Русь воеводы Стефана Волошина, который берет здесь прозвище Рыботицкий в 1366 г., от названия местечка Рыботыче, а в 1368 г. получает от польского короля Казимира III графский титул "Венгр" или "Угр". Украинский историк О.Однорежко считает, что нет достаточных оснований рассматривать все руские гербы, XV века, в которых находятся фигуры стрелы, полумесяца и звезд, как видоизменение герба Сас. Этот герб до середины XVI века выполнял лишь роль родового герба одного рода, Рыботыцких и соответственно их ближайших родственников, родов появившихся в XV веке: Берестянских, Бисковских, Волосецких, Буховских, Губицких и некоторых др., имеющих общее происхождение от графа Стефана Рыботицкого герба Сас. В 1431 году земли на Турковщине получает граф Ванчалух. Через не большой отрезок времени появляютя от основной фамилии Турчанских: Яворские, Ильницкие, Комарницкие и Турянские. В начале XV ст. уже сформировались рода: Балицких, Гошевских, Дидушицких, Делятинских, Луцких, Новоселецких, Подгородецких, Чайковских и др. Подобным образом в XVI ст. появляются: Бачинские, Билинские, Винницкие, Гордынские, Жураковские, Кобылянские, Кропивницкие, Сасы, Тарнавские, Терлецкие, Ясинские и ряд др. Общим принципом появления новых фамилий было то, что все они брались от названия мест, где поселялись первые представители новой фамилии.


    1. Известные носители герба

    • Кирилл Терлецкий (? - 1607). Церковный и политический деятель, епископ Пинский и Турский, впоследствии Луцкий и Острожский. Один из инициаторов создания греко - католической церкви.
    • Ян (Иван) Данилович (1570 - 1668). Воевода руський, каштелян львовский, староста белзский, бужский, чигиринский. Дед короля Речи Посполитой Яна ІІІ Собеского. Похоронен в усыпальнице возле своего замка в Олесько (Львовская обл. в Украине).
    • Иов Княгеницкий (1550-1621). Церковный и деятель образования. Основатель Скита Манявского.
    • Иван Вышинский (1550-1620?). Писатель полемист. защитник православия.
    • Захария Копыстинский (1560? - 1627). Церковный и образовательный деятель, писатель. Архимандрит Киевско - Печерского монастыря, автор «Палинодии» - книги, направленной против унии.
    • Петр Конашевич - Сагайдачный (1570? - 1622). Гетман реестрового казачества, герой обороны Хотина от турок. Инициатор вступления Войска Запорожского в Киевское братство.
    • Юрий - Франц Кульчицкий (? - 1692). Переводчик на Сечи, герой обороны Вены от турок, спас Вену пройдя через турецкие войска за подмогой. Основал первую в Европе кофейню, ставшей постоянным местом встречь для писателей, поэтов, художников, ученых, артистов, музыкантов.
    • Варлаам Ясинский (1630? - 1707). Церковный и образовательный деятель, писатель, митрополит Киевский. Автор стихов и полемических трактатов.
    • Стефан Яворский (1658-1722). Церковный и политический деятель, писатель, президент Синода Православной российской церкви, протектор Славяно - греко - латинской академии.
    • Максим Березовский (1745-1777). Композитор и певец. Выпускник Болонской академии. Автор первой украинской оперы «Демофонт».
    • Антон Ангелович (1756-1814). Религиозный и образовательный деятель. Воспитатель и советник императора Иосифа II, восстановитель Галицкой греко - католической митрополии, автор книги «История украинской церкви».
    • Денис Зубрицкий (1777-1862). Историк. этнограф, член - корреспондент Петербургской Академии Наук.
    • Марко Кропивницкий (1840-1910).Драматург, режиссер и актер. Основоположник украинского профессионального театра.
    • Эдвар - Ян Корчинский (1844-1905). Один из ведущих медиков XIX века. ректор Ягеллонского университета.
    • Иван Франко (1856-1916). Поэт, прозаик, общественный. Геополитический деятель.
    • Андрей Чайковский (1857-1935). Писатель.
    • Ольга Кобылянская (1863-1942). Писательница.
    • Андрей Шептицкий (1865-1944). Церковный, общественно - политический и образовательный деятель. Митрополит Украинской греко - католической церкви.
    • Соломия Крушельницкая (1872-1952). Знаменитая оперная певица.
    • Юлиан Бачинский (1870-1940). Политик и публицист. Автор книги «Ukraina irredenta», в которой утверждал, что независимость Украины является необходимой.
    • Елена - Ручка - Сас - Кульчицкая (1877-1967). Художница.
    • Святослав Гординский (1906-1993). Поэт, переводчик - литературовед, художник. Автор поэтических сборников и росписей собора Св. Софии в Риме.

    2. Описание герба

    Герб Сас I

    Существует много вариантов написания герба, но основными считаются 9: SasI,II,III,IV,V,VI, Sas albo Ksiezys, Sas Baron, Sas Pruski. В красном поле(Сас II), в голубом поле(Сас I) серебряный полумесяц, рогами обращённый вверх и имеющий на концах по золотой шестиугольной звезде, а из средины его летит вверх стрела. Над шлемом семь павлиньих перьев - павлиний хвост, пробитый стрелой влево. Гебом Сас II, пользовались особы королевской крови и высшая аристократия, герб Сас I, использовала простая аристократия - шляхта. Судя по фигуре на щите, род отлчился в борьбе с мусульманами, в одном из первых крестовых походов. Этот герб был известен и пользовался уважением среди рыцарей Европы, особенно у Французских рыцарей. В гербе присутствует изображение маркграфской короны, что соответствует герцогскому титулу, что говорит о том, что в роде были особы этого достоинства. Самым первым из них был Драгош Водэ, воевода из Марамуреша, с именем которого традиция связывает возникновение молдавского государства. Он правил два года с 1351 по 1353 и был маркграфом, будучи вассалом венгерского короля. Существование герба прошло два этапа. На первом этапе существования герба Сас, к нему пренадлежали особы не ниже баронского достоинства. Со временем герб стал принадлежать и простой шляхте. Полумесяц в гербе символизирует надежду, большую хвалу, успех и верность, был взаимствован у сарацин, во время «Крестовых походов.» Звезда - стремление к цели, является атрибутом свободы, вдохновения, чистолюбия, считается символом наследованным у саксов. Стрела в гербе Сас означает кого-то, не задумываясь принявшего участие в бою, не взирая на то, каким будет его финал, военную готовность, скорость. По одной из версий ученых, герб этот первоначально употреблялся в Саксонии, потом в Венгрии, а с XIII века - в Великом княжестве Литвском, Руском и Жимойтском и королевстве Польском, особенно в воеводстве Руськом. Еще до завоевания Польским королем Казимиром III Галицкого королевства, в Червоной Руси уже были рода герба Сас, после завоевания на этих землях, во время переселения волохов, их стало больше, чем представителей других гербов.

    Олег Витвицкий

    Фрагменты переписки с Ярославом Струтинскимиз из Житомирской области. Его фамилия так же как и моя принадлежит гербу DRAG-SAS.

    Родовым гнездом Струтинских был Верхний Струтин (Ивано-Франковская обл.), потом появился Нижний Струтин и село Вытвица (как утверждают генеологи) ...Насколько я разобрался в принципах возникновения фамилий шляхты того времени, фамилию брали от населённого пункта в котором закладывалось родовое гнездо.Знаю точно что род Струтинских берёт своё начало от некоего рыцаря Гуйда, которого пригласил в Галичину Данило Галицкий, для подавления восстания бояр. Гуйд в то время имел поместья в Венгрии. Но начало своё род берёт в Саксонии. там впервые и упоминается герб SAS. Первые упоминания о гербе SAS, насколько я понимаю, были задолго до XIII века (с этого времени герб уже фигурирует в польских и литовских гербовниках)... ...Само собой разумеется- общие предки у нас есть. Трудно представить себе этнос, на протяжении нескольких веков занимающий определённое географическое положение и не успевший переродниться за это время! Хотя, думаю, что фамилиями наши с Вами предки обзавелись примерно в одно и то же время (конец XV, начало XVI века). А до того они звались именами, иногда прозвищами, с прибавлением места происхождения. Даже у князя Даниила в XIII веке не было, по сути, персональной фамилии. Даниил князь Галицкий. Где Галицкий- просто- часть должностного титула:) Это я к чему? К тому, что Струтинские, как и Витвицкие вряд ли могут считаться основателями Струтина или Витвицы... ...Я соглашусь с Вами в том что ни Струтинские ни Витвицкие не являлись основателями городов, но они превращали обычные поселения в форпосты, защищающие королевство от набегов,Плюс ко всему, я немного почитал о тех локациях, которые упоминаются в исторических текстах и вот что у меня получилось.Известная мне история герба начинается с X - XI в.в., с тех пор как земли Саксонии (население называлось не иначе как западные славяне) попали под власть немецких феодалов. Часть населения не захотела мириться с таким положением дел и подалась искать лучшей жизни на восток. Король Гейза II пригласил саксонцев в незаселённые земли Венгрии – Трансильванию, с условием что они будут помогать противостоять постоянным вторжениям остготов и печенегов. И так как они неплохо с этим справлялись, в 1211 году король Андрей II отдал саксонскому рыцарскому ордену часть венгерских земель в полную собственность. С тех пор на "новой саксонской" земле были заложены семь городов и земля эта стала называться Семиградием. Венгерское её название "Эрдели" - от Эрдо (лес), соответствует латинскому Трансильвания, указывающему на обширные леса, отделяющие страну от Венгрии. В Семиградии действовал свой собственный кодекс законов.По сведениям исторических источников в Галичину этот славянский род пригласил Даниил Галицкий. Началось всё с восстания галицких бояр. Они воспользовались отъездом Данилы в Венгрию и хотели установить свои порядки. Когда Даниил возвращался, для подавления восстания, он пригласил с собой значительное войско рыцарей, под предводительством жупана Гуйда (жупан – князь или старшина у славян. Гуйд – возможно не совсем правильно переведенное имя, в оригинале «Huyd»). На знамени войска был изображен родовой знак – стрела в полёте, положенная на синее поле щита, с полумесяцем и двумя золотыми звёздами на его рожках.После проведения нескольких удачных военных компаний. Гуйдначал пользоваться особым уважением у Данилы. Он получил в награду земельный грант и взял в жены его племянницу. Пока что я не понял что это была за племянница. Возможно, это была дочь сестры Даниила, так как дочь Василька Романовича была к тому времени уже замужем за черниговским князем.С этого времени Гуйд основательно осел в землях Галичины и положил основу для одного из влиятельнейших родов Украины-Руси.Венгерский род SAS практически полность угас в борьбе с турками, но с родом SAS на северных склонах Карпат всё обстояло иначе. С 1359 года королевское правительство всё чаще и чаще приглашало их в своё войско и селило вдоль приграничных укреплений и торговых путей в Карпатах.На сборе шляхты в Галиче в 1427 году четверть делегатов (из полутысячи) была из рода Сасов.Вот, вроде бы, все основные сведения об истории рода SAS . Конечно, у меня накопилось много противоречивых версий но поразмыслив и почитав я остановился именно на этой. Очень интересно было почитать историю Трансильвании, в том числе и о том, что в настоящий момент в государстве около 10 процентов населения - саксонцы...

    Венгерская ветвь рода Драг - Сас (Драгффи) добивается политического успеха на западных склонах Карпат и со временем становятся фактическими правителями Марамороша и соседних Сатмару и Угоча. Территории рода простирались от Карпат до Словении. Представители этого рода - Марамурешские воеводы, братья Драг и Балк(Балица) покровительствовали одному из самых древних православных монастырей на Руси - Грушевскому монастырю. Драг умер в 1402 году, Балк в - 1404 году. Сыны воеводы Балка - Дмитрий и Александр грамотой от 1404 года, написанной церковнославянским языком, подарили монастырю одно имение и три села с мельницей: Грушево (Закарпатская область) , Кривой (Закарпатская область) , Тэрэсва с полями, лесами и водами, как говорится в документе «со всеми прижитками». Но в 1556 г. князь Трансильвании Стефан Баторий передал монастырь Мукачёвской епархии . Позже, по разным данным в 1657, 1670 или 1690 году, монастырь был уничтожен католиками.

    Большинство семей герба Сас на землях Червоной Руси - это преимущественно восточно-галицийская провинциальная шляхта. Ярким примером заселения служит приход в Червоную Русь воеводы Стефана Волошина, который получает отселое прозвище Рыботицкий в 1366 году, от названия местечка Рыботычи (сейчас в Фредропольской гмине , Польша), а в 1368 году получает от польского короля Казимира III графский титул с приставкой - «Венгр» или «Угр ». Украинский историк Олег Однорежко считает, что нет достаточных оснований рассматривать все древнерусские гербы, XV века , в которых находятся фигуры стрелы, полумесяца и звезд, как видоизменение герба Сас. Этот герб до середины XVI века выполнял лишь роль родового герба одного рода, Рыботыцких и соответственно их ближайших родственников, родов появившихся в XV веке: Берестянских , Бисковских, Волосецких, Буховских , Губицких и некоторых др., имеющих общее происхождение от графа Стефана Рыботицкого герба Сас.

    Известные носители герба

    Бачинские Бадовские Баранецкие Бережинские Билинские Берестянские Буховские Цисовские Даниловские Деканские Добржанские Долинские Фаленские Фалинские Гаржинские Ясинские Яворские Кедровские Комарницкие Кропивницкие Кульчицкие Кульчицкие z Kulczyc Кульчицкие Smietanka Куницкие Литинские Новосельские Орловские
    • Олег Однороженко. «Родова геральдика Руського королівства та Руських земель корони Польської в XIV-XVI ст.» Харків 2009 р.
    • Bartosz Paprocki. Herby rycerstwa polskiego. Kraków, 1584.
    • Simon Okolski. Orbis Polonus. Krakow, 1642. T.1-3.
    • Ks. Kacper Niesiecki. Herby i familie rycerskie tak w Koronie jako y w W.X.L. Lwów, 1728.
    • Лакиер А. Б. Глава семнадцатая, § 90-1. Общие замечания о польских геральдических эмблемах или знаменах // Русская геральдика. - М.: Книга, 1990.
    • L.Wirostek. Род Драг-Сасов в Венгрии и Руси Галицкой - Краков 1932-с.110-129.
    • К.Калдец. Волохи и волошское право - Прага 1916-с.330-331; 437-441.
    • Д.Кранжалов. Волохи в Маравии - Прага 1963.
    • В.Инкин. Сельское население Галицкого Прикарпатья в XVI-XVIII ст.- Львов 2004-с.1-14; 256-265; 266-269.
    • Ю.Думнич. «Волохи» Закарпатья - с.150,151.
    • О.Ставровский. О словацко - польско - украинском пограничье, до XVIII века - Комицi - Прешiв 1967-с.84-87,89.
    • A.Fastnacht. «Osadniczwo ziemi sanockiej w latach 1340-1650» - Wroslaw 1962-с.215-216.
    • Л.Дэже. Очерки по истории закарпатских говоров - Будапешт 1967-с.35-40.
    • О.Мицюк. Зарисовки с социально - государственной истории Угорской и Подкарпатской Руси. Том I - Ужгород1936-с.80-83.
    • В.Инкин. К вопросу происхождения волошских князей в галицкой деревне в XV-XVIII в.в.// Славяно - волошские связи - Кишинев 1978-с.116.
    • L.Wyrostek. Список известных тогда поселений. С.31-39, 43, 61, 98, 111,112-114,116, мал.5, с.117,150-152.
    • Г.Литаврин. Влахи в византийских источниках X-XIII в.в.// Юго - Восточная Европа в средние века. - Кишинев 1972-с.132.
    • В.Дерябин. Современные восточнославянские народы // Восточные славяне. Антропология и этническая история - М., 2002.-с.54-58;
    • А.Пшеничнов, М.Ищук, О.Балоновский, Л.Атроментова, Р.Виллемс, Е.Балоновская. Генетические взаимоотношения украинцев с другими европейскими этносами, по данным о полиморфизме Y- хромосомы //Экология и демография человека в прошлом и настоящем. Третьи Антропологические чтения памяти академика В. П. Алексеева. - М., 2004.-с.276,277
    • М.Терлецкий. Контуры рода Драго - Сасiв. Центральная Европа. Львов 2005 г.
    • Польский гербовник. Ч.13. Герб Сас.
    • Мицько І. «Про нащадків воєводи Богдана, засновника Молдавського князівства». Знак. - Ч. 18 (березень,1999).
    • Seczys E. Szlachta wylegitymowana w Krolewie Polskim w latach 1836-1861 (1867).- Warszawa, 2000
    • А.Кобылянский, С.Комарницкий. Сасы в украинской культуре. Киев. Люблин. Нью - Джерси. 2009 г.