Хачатурян история мировых цивилизаций. Хачатурян В.М

  • (Документ)
  • Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История России с древнейших времен до конца XX века (Документ)
  • Николаев И.М. История России с древнейших времен до конца XX века (Документ)
  • Ермолаев И.П., Валиулина С.И., Мухамадеев А.И., Гилязов И.А., Кашафутдинов Р.Г. Учебник по истории России с древнейших времен до конца XIX века (Документ)
  • Личман Б.В. История России (Документ)
  • Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России с древнейших времен до конца XX века (Документ)
  • Лысак И.В. Отечественная история (Документ)
  • Щетнев В.Е. История Кубани с древнейших времён до конца ХХ века (Документ)
  • Шпаргалка - История Беларуси в контексте мировых цивилизаций (Шпаргалка)
  • Басхаев А.Н., Дякиева Р.Б. История Калмыкии и калмыцкого народа с древнейших времен до начала XIX века (Документ)
  • Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма (Документ)
  • n1.doc

    В.М. ХАЧАТУРЯН
    История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА
    10—11 классы
    Пособие

    для общеобразовательных учебных заведений
    Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой

    Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999

    Методический аппарат пособия

    Подготовлен при участии

    Г. М. Карпова

    Хачатурян В. М.

    История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 1999. — 512с.: карт.
    Первое пособие по истории мировых цивилизаций, создан-ное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представ-ление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого об-ширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древ-нейших времен до конца XX века.

    Пособие снабжено материалами источников для семинарс-ких занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

    УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

    18ВК 5—7107—2643—5

    «Дрофа», 1996

    Введение
    В последние 10—15 лет мысль отечественных исто-риков все больше обращается к цивилизационному ме-тоду. Он дает возможность взглянуть на историю дру-гими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая исто-рическая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказа-лись и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

    Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все усто-ялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать по-ложительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим на-учным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творче-ское и свободное мышление, новое многомерное виде-ние истории.

    Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красоч-ная картина вариантов развития человечества, каж-дый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

    Формационный подход, как известно, брал за осно-ву объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, при-вносит человеческое измерение, т. е. важнейшей зада-чей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых раз-ных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подхо-ды — взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений — важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из пря-мой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебни-ке будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним — и тех достижений, которые сделала отечествен-ная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

    Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

    Многозначность понятия «цивилизация» объясня-ется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше — оно восходит к античности.

    Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «город-ской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопос-тавлялось понятию «зЦуаНсиз» — лесной, дикий, гру-бый. Значит, уже в древности люди осознавали разни-цу между жизнью цивилизованной и грубой, варвар-ской.

    В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс про-должается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать парал-лельно.

    Среди них можно выделить две основные разновид-ности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

    Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечест-ва, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жиз-ни человечества произошли большие изменения, кото-рые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и пост-индустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называ-ют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилиза-ция», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация ох-ватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет исполь-зоваться в учебнике.

    Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует по-мнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.

    Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые зани-мают определенную территорию и имеют свои осо-бенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации — это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с грани-цами государств. Однако бывают и «исключения». На-пример, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных госу-дарств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от дру-гих цивилизаций.

    Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная



    Все книги автора: Хачатурян В. (2)

    Хачатурян В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века

    Введение.................................. 3
    Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира
    § 1. От первобытности — к цивилизации........ .10
    § 2. Восточные государства-деспотии........... .15
    § 3. Право или бесправие? ................... .22
    § 4. Пределы власти и пространство свободы..... .26
    § 5. От мифа к религиям спасения............. .33
    Темы для семинарских занятий .............. .40
    Глава II Цивилизация Древней Греции
    § 1. Границы цивилизации.................. .46
    § 2. Греческая община-полис................. .50
    § 3. Два центра цивилизации. Пути развития полиса................................. .57
    § 4. Культура древнегреческого полиса......... .67
    § 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма................................ .74
    Темы для семинарских занятий .............. .79
    Глава III Цивилизация Древнего Рима
    § 1. Истоки римской цивилизации............. .87
    § 2. Путь к республике...................... .90
    § 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика.............. .99
    § 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации? ................................. 108
    Темы для семинарских занятий .............. 120
    Глава IV Западноевропейская цивилизация в средние века
    § 1. «Детство» Европы..................... .128
    § 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь................................. 138
    § 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество............................... 144
    § 4. Духовный мир средневековья.............152
    § 5. Европа на пороге нового времени.......... 160
    § 6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма............................ 168
    § 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация............................. 173
    Темы для семинарских занятий .............. 180
    Глава V Византийская цивилизация
    § 1. Наследница Римской империи............ 186
    § 2. Особенности феодализма в Византии........ 193
    § 3. Империя ромеев........................ 196
    § 4. Духовная жизнь Византии.............. .205
    § 5. Закат Византии....................... .216
    Темы для семинарских занятий ............. .219
    Глава VI Цивилизации Востока в средние века
    § 1. Китай: конфуцианская цивилизация...... .228
    § 2. Цивилизация Японии.................. .241
    § 3. Исламская цивилизация................ .249
    § 4.Индийская цивилизация................ .258
    Темы для семинарских занятий ............. .267
    Глава VII Российская цивилизация в средние века
    § 1. Пространство цивилизации.............. .275
    § 2. Основы монархической власти........... .278
    § 3. Государство и социально-экономическое развитие России.................... 283
    § 4. Культура России...................... .289
    § 5. Христианство и народные верования...... .298
    Темы для семинарских занятий ............. .305
    Глава VIII Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половина XVII—XVIII век)
    § 1. Новое время...........................312
    § 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США............ .321
    § 3. Герои нового времени.................. .339
    § 4. Просветители: люди, которые осмелились понять........................... .345
    § 5. Цивилизации Востока и колониальная система................................ .351
    Темы для семинарских занятий ............. .357
    Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилизации ( XIX — начало XX века)
    § 1. «Железный» век...................... .364
    § 2. Страны «старого капитализма» ........... .371
    § 3. Германский путь к модернизации......... .375
    § 4. Россия и модернизация................. .379
    § 5. США: путь к лидерству................. .387
    § 6. Духовная культура эпохи индустриализации.................................. 394
    § 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма............................... .409
    Темы для семинарских занятий .............. 422
    Глава X. век: к постиндустриальной цивилизации
    § 1. Мировые войны....................... .431
    § 2. Тоталитаризм........................ .441
    § 3. Капитализм в XX веке.................. .452
    § 4. Россия: на пути к построению социализма. . .462
    § 5. Пути развития стран «третьего мира» ...... .472
    § 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения............................ .484
    § 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность? ........................ 491
    Темы для семинарских занятий ............. .497


    Введение

    В последние 10—15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.
    Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать положительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.
    Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.
    Формационный подход, как известно, брал за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т. е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы — взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений — важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебнике будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним — и тех достижений, которые сделала отечественная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.
    Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.
    Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше — оно восходит к античности.
    Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «городской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопоставлялось понятию «зЦуаНсиз» — лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской.
    В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.
    Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.
    Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация охватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет использоваться в учебнике.
    Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует помнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.
    Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации — это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с границами государств. Однако бывают и «исключения». Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от других цивилизаций.
    Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная
    Локальный в переводе с латыни означает «местный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.
    структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.
    Тем не менее неповторимость, уникальность локальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.
    Обе теории — стадиальная и локальная — дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выводит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изучения истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным. Он будет использоваться и в данном учебном пособии, насколько это позволяет сделать уровень разработки такого единого подхода в современной исторической науке.
    Курс по истории мировых цивилизаций — завершающий в программе изучения истории в школе. Цель этого пособия в том, чтобы на основе уже пройденного материала дать старшеклассникам представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике отдельных цивилизаций, помочь им овладеть некоторыми общими принципами цивилизаци-онного анализа, научить проводить сопоставления между разными цивилизациями или крупными циви-лизационными регионами (например, Западом и Востоком).
    Таким образом, в учебнике слово «цивилизация» будет использоваться в двух основных своих значениях: цивилизация как стадия в развитии человечества и цивилизация как социокультурная общность.
    * * *

    В оформлении учебника использована гравюра художника середины XVII в. Отто ван Веена, в аллегорической форме изображающая время. О циклическом характере времени напоминает змея, помещенная на первом плане. Аллегорические фигуры Детства, Юности, Зрелости и Старости символизируют четыре «возраста» цивилизации, неотвратимый ход исторического времени и идею преемственности.


    Пособие

    для общеобразовательных учебных заведений

    Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой
    Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

    3-е издание, исправленное и дополненное

    Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999
    Методический аппарат пособия
    подготовлен при участии
    Г. М. Карпова
    Хачатурян В. М.
    История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 1999. — 512с.: карт.

    Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.
    Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.
    Рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации и включено в Федеральный перечень учебников.
    УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721
    18ВК 5—7107—2643—5
    «Дрофа», 1996.

    Купить книгу Комментарии

    nick1408

    AKidyarov писал(а):

    Минуточку, Вы пишите "Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом."
    А где эти материалы? В раздаче только пронумерованные мр3 файлы!
    Либо напишите, что они не входят, либо добавьте.

    В раздачу входят темы для семинарских занятий. Карт понятно дело нет.
    Исправил.

    Георгий**

    Димоза писал(а):









    А то!
    Думайте в России идеологический пресс при капитализме слабей чем при "совке" ? Вот нифига. Мне вот интересно как описывать сейчас новейшую историю будут. Надо ведь как то обосновать для нового поколения, почему страна живёт так. Почему за одну и туже работу в провинции платят меньше чем в Мск. Как 110 человек за несколько лет смогли заработать столь что стали владельцами трети собственности в стране и т д
    Не рассказывать же правду про залоговые аукционы и приватизацию..
    Не исключено, что идеология в чём то будет даже сильнее продвигаться. Потому что повод для недовольства у людей объективный есть. И тем кто хочет сохранить свои капиталы и власть надо как то обеспечивать "стабильность"..
    хотя и говорили изначально, что вся эта идеология -от комуняк. И поможете нам скинуть власть их -будет свобода
    Не думаю я, что Маркс пророк и прав всегда и во всём. Но если выбирать провидца Гумилева вдалбливаемого народу или Маркса -я выберу однозначно второго.
    Самому очень повезло. Я учился у преподавателей двух в Вузе. Один- марксист убеждённый. Другой- не менее убеждённый антикоммунист ратующий за Лосева, Бердяева,Шпенглера и тд На одни и те же факты я мог услышать диаметрально противоположные точки зрения и хорошенько обдумать и сравнить аргументацию.

    Samoff Если Вы такой умный и Гумилева не признаёте, написали бы сами учебник истории. Языком впустую болтать и строить из себя умника большого ума (тавтология, увы) не надо.

    Димоза писал(а):

    547209543. откуда выкопали этих клоунов типа Шпенглера, Хантингтона и (простихоспади) Гумилева с его теорией пассионарности и ноосферой. Первого и последнего превозносят как великих провидцев. Про цивилизационный подход, на котором зиждется вся структура учебника (и про его сомнительный статус в современной мировой академической науке) , полагаю, вы сами можете почитать.

    firstalf

    Димоза писал(а):

    1. это мало чем отличается от учебников советского образца.

    Разумеется, разумеется...
    читать надо только учебники, профинансированные фондом Сороса...
    Говорят, что в приснопамятные 90-е Сорос выпустили "чудесный учебник" истории России.
    если тезисно, то выглядело это так (по словам Дугина)
    - многовековой кровавый кошмар
    - большевицкий переворот
    - гулаг
    - Сахаров и Боннер - начало подлинной истории...
    Дугин рассказывал, что некоторые учителя даже сжигали эти "учебники"

    ckopn Спасибо. Все ясно.

    Димоза писал(а):

    54720954Ребята, это вот то, что сейчас преподают детям, да? послушал от и до. Могу ответственно заявить, следующее
    1. это мало чем отличается от учебников советского образца. Разница лишь в том, что в наше время в учебниках по истории педалировалась тема "защиты прав угнетенных" и "классовая борьба", причем не важно какая это была эпоха, Египет -- борьба народных масс, Древний Рим, восстание под предводительством Спартака -- классовое неравенство, в общем детей приучали к тому, что в дальнейшем им будут впаривать Максизм-Ленинизм и "империалистическую угрозу".
    Тут же, та же бабушка, вид сбоку. Только теперь тематический вектор сместился в другую сторону:
    а) Православие и религиозность. Мир возвращается к религиозным истокам. Наука не дала то, что от нее ждали.
    б) тирания и централизованная власть -- хорошо для государства и полезно для общества на определенном этапе развития.
    в) Византия и Китай -- идеальные образчики для России и множество примеров исторических это подтверждают.
    2. далее... учебник пестрит новоязом. Примеров тьма. Вот что первое приходит в голову. В древней Греции у них там "Люмпен-пролетариат" (в википедию хотя бы заглянули, или в толковый словарь, профессора, .лять). В средние века -- экономический кризис. (Понятие экономика появится где-то через лет 600 только). Постоянные эти телевизионные клише: "Непопулярные решения", "Вертикаль", "Сильное государство", "Влияние запада (на Византию в негативном ключе, как причине распада империи)" и т.п. и т.д...
    3. откуда выкопали этих клоунов типа Шпенглера, Хантингтона и (простихоспади) Гумилева с его теорией пассионарности и ноосферой. Первого и последнего превозносят как великих провидцев. Про цивилизационный подход, на котором зиждется вся структура учебника (и про его сомнительный статус в современной мировой академической науке) , полагаю, вы сами можете почитать.
    ПО моему мнению это все в совокупности чудовищных размеров пропагандистский инструмент. Ни одной нейтральной главы. Повсюду оценочные мнения и вопросы для учеников, которые должны к этим же мнениям подводить. Многое через призму новояза. Такие мои соображения.

    В.М. ХАЧАТУРЯН

    История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

    10-11 классы

    Пособие

    для общеобразовательных учебных заведений

    Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

    3-е издание, исправленное и дополненное

    Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999

    Методический аппарат пособияподготовлен при участии

    Г. М. Карпова

    Хачатурян В. М.

    История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа,

    1999. - 512с.: карт.

    Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.

    Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

    УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

    18ВК 5-7107-2643-5

    «Дрофа», 1996

    Введение

    В последние 10-15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

    Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать положительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.

    Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

    Формационный подход, как известно, брал за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т. е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социальноэкономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебнике будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечественная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

    Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

    Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше - оно восходит к античности.

    Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «городской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопоставлялось понятию «зЦуаНсиз» - лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской. В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.

    Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

    Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социальноэкономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустриалъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация охватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет использоваться в учебнике.

    Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует помнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.

    Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социальноэкономического и культурного развития. Локальные цивилизации - это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с границами государств. Однако бывают и «исключения». Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от других цивилизаций.

    Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная

    Локальный - в переводе с латыни означает «местный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.

    структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.

    Тем не менее неповторимость, уникальность локальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.

    Обе теории - стадиальная и локальная - дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выводит общее - единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций - индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изучения истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным. Он будет использоваться и в данном учебном пособии, насколько это позволяет сделать уровень разработки такого единого подхода в современной исторической науке.

    В.М. ХАЧАТУРЯН

    История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

    10-11 классы

    Пособие

    для общеобразовательных учебных заведений

    Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой

    3-е издание, исправленное и дополненное

    Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999

    Методический аппарат пособия

    подготовлен при участии

    Г. М. Карпова

    Хачатурян В. М.

    История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.: карт.

    Первое пособие по истории мировых цивилизаций, создан­ное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представ­ление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого об­ширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древ­нейших времен до конца XX века.

    Пособие снабжено материалами источников для семинарс­ких занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

    УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

    18ВК 5-7107-2643-5

    «Дрофа», 1996

    Введение

    В последние 10-15 лет мысль отечественных исто­риков все больше обращается к цивилизационному ме­тоду. Он дает возможность взглянуть на историю дру­гими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая исто­рическая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказа­лись и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

    Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все усто­ялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать по­ложительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим на­учным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творче­ское и свободное мышление, новое многомерное виде­ние истории.

    Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красоч­ная картина вариантов развития человечества, каж­дый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

    Формационный подход, как известно, брал за осно­ву объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, при­вносит человеческое измерение, т. е. важнейшей зада­чей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых раз­ных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подхо­ды - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из пря­мой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебни­ке будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечествен­ная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.