Художественное творчество в жизни человека. Творческий подход к жизни

Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Творчество играет огромную роль в жизни каждого. При интенсивном творческом процессе у человека возникает огромное желание жить, быть счастливым. Каждый человек должен впустить в свою жизнь творчество, ведь творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

Большинство людей хотели бы реализовать себя в творчестве, но почему-то это так и остается на уровне мечты. Эти люди могут покупать билеты в театр, на концерты и выставки. Часами обсуждать чужое творчество - книги, пьесы, живопись или музыку, являясь истинными ценителями искусства. Но при этом оставаясь в тени более успешных и удачливых.

Почему же большинство талантливых людей зарывают свои способности, придумывая всевозможные отговорки, оправдывая тем самым страх перед собственным творчеством? Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». А ведь однажды приходит осознание, что жизнь превратилась в бесконечную погоню за деньгами и лишилась какого-либо иного смысла.

Появляется зависть к тем, кто не побоялся начать творческий процесс и достиг признания.

Классическая отговорка таких людей - нехватка времени. Но стоит всего лишь один раз человеку сменить его распорядок дня, потрать час на размышления, пофилософствовать и он поймет, что время для воплощения творческих идей найдётся само по себе.

Творчество в жизни человека требует вдохновения, но многие отникиваются отсутствием вдохновения. А стоит им попробовать творить, как они сами поймают соответствующее настроение. Окунувшись с головой во что-нибудь интересное, на следующий день они уже с нетерпением будут ждать момента, когда смогут продолжить творить.

Ведь тема творчества в жизни каждого из нас играет огромную роль. Человек благодаря творчеству способен выражать свои эмоции и переживания, передавать настроение. Конечно, глупо надеяться, что ваше хобби принесет вам миллионы, стать Коко Шанель или Пауло Коэльо не так-то просто.

Однако все ваши труды могут с лихвой компенсироваться, если вместо регулярных бессмысленных развлечений, избавляющих вас от скуки и определенной суммы денег, вы потратите частичку своего времени на реализацию давно вынашиваемой идеи. Но не стоит тратить время возможного творчества на сверхурочную работу. Быть может, таким способом вы сможете пополнить семейный бюджет, но в душе от этого радости не прибавится.

И все же иногда возникают сомнения, насколько важна роль творчества в жизни человека - надо ли это кому-то? А ведь в первую очередь это нужно вам и порой даже просто необходимо. Поскольку погружаясь в мир собственных идей, человек исключает возможность испытывать постоянный стресс от реальных событий, происходящих в мире.

Более того, далеко не каждый современный человек, отдавая своей работе по 8-12 часов в сутки, может видеть результаты своего труда. Даже кипы документов обрабатываемых в процессе рабочего дня человек может не видеть в реальности, их заменяют некие виртуальные электронные файлы. И лишь только творчество может позволить испытать удовольствие от результата своего труда.

И как сказал Джордж Принц: «Еще одно слово для творчества - это мужество». Мужество в творчестве - это возможность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной репутацией.

И несомненно то, что каждый человек - творческая личность. Жизнь каждого человека индивидуальна, никто никогда не повторит жизненный путь другой личности. Значит, жизнь - это творчество, а творчество - это жизнь.

С самого рождения нас учат жить по определённым правилам и устоям. Даже самые либерально настроенные родители придерживаются стандартных схем и ценностей: образование, работа, семья (и дети, как следствие). Вырваться из этой схемы впоследствии не так-то просто. В подростковом возрасте, конечно, наступает период своеобразного бунтарства, но он проходит (часто даже совершенно бесследно), как проходит и сам этот возраст. Человек, что называется, взрослеет и берётся за ум. А на деле – просто принимает правила игры, начинает вписываться в систему и выполнять её условия взамен на определённые «блага»: возможность учиться, работать – одним словом, «самовыражаться».

Почему и зачем он это делает? Человеку жизненно необходимо иметь какое-то своё место и свои «зацепки». Это даёт ощущение уверенности и безопасности. Таких зацепок и систем может быть огромное множество, но самые сильные и влиятельные из них – это те, которые подкреплены связями с другими людьми: работа, друзья, семья, дети… Так легче выжить. Это поняли ещё наши предки, когда решили перейти к племенному образу жизни.

Жить в племени, в обществе – легче. Это факт. Но к этому факту также примешивается ещё и то, что, получая те самые «блага» и возможности, человек постепенно утрачивает индивидуальность, перестаёт задумываться над тем, что, как и зачем делает. «Система» сама даёт готовые ответы и сценарии, сводя на нет потребность думать.

Существует даже такая «примета» среди тех же выпускников и студентов: «если ты НЕ поступаешь в институт сразу же после школы, т. е. прерываешь процесс 10-летнего обучения – то ты навряд ли и на следующий год будешь стремиться поступить». И добавляют при этом - «…просто отвыкаешь учиться». Но дело тут не только в отвыкании. Выпадая, даже случайно, из какой-либо системы, сознание человека оказывается в экстремальных условиях, когда зацепиться за то, за что предполагалось и за что все цепляются, не получилось… И именно этот «экстрим» способствует своеобразному «пробуждению», когда вдруг приходится решать и думать самому, без системы и её готовых ответов. И тот же не поступивший, к примеру, начинает САМ задумываться: «А зачем мне вообще учиться именно на того-то, может, сначала поработать/сходить в армию/заняться тем-то…?». И появляется желание решать самому, а не просто брать готовые ответы системы и действовать по инерции.

Примерно так и получаются истинно творческие люди. Люди, не включенные в системы, не живущие по сценариям, а посему умеющие видеть и выражать собой, через себя, те стороны жизни и духа, доступ к которым остальным попросту закрыт их же собственной зависимостью.


Ведь что вообще такое - творчество?

Творчество, любое – это само по себе величайший бунт. Творческий человек избавлен от любой обусловленности; иначе его творчество будет не более чем копированием. Творческим можно быть, только являясь индивидуальностью; невозможно творить, оставаясь частью психологии толпы, системы.

Творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

А как обычно обстоят дела у человека, который на определённом жизненном этапе по тем или иным причинам оказывается вне нормальной системы, вне зацепок (исключительно тяжелая судьба, какое-либо серьезное потрясение, нетрадиционная сексуальная ориентация и другие)? Не получается принятия «правил игры», а, следовательно, и как такового включения в распространённые системы тоже не происходит…

Как бы сильно этот человек ни был завязан с каким-либо обществом, компанией, которые могли бы дать ему эти самые «зацепки», по сравнению с большинством он всегда один. Нет готовых сценариев, нет ничего того, что даёт ощущение безопасности и блокирует мыслительный процесс у этого большинства.

Даже совершая привычные для «обычных» людей вещи в жизни, будь то учеба, работа, дружба, любовь - да что угодно, он в силу обстоятельств своего понимания, делает, просто вынужден делать это «вне системы», как-то по-своему.

Отсюда и рождается тяга к творчеству, к творческим профессиям. К оригинальному мышлению и нестандартному подходу к привычным вещам и явлениям!

Бесспорно – нестандартное мышление уже само по себе творчество.

01.02.2014

Творчество имеет большое значение, как для исцеления человека, так и для его развития. Влияет на сознательное и бессознательное, на создателя и на зрителя. Разные психологи по-разному трактуют роль творчества в нашей жизни.

Фрейд считал, что анализировать надо не только сами произведения, но и личности создателей. Он полагал, что творческие люди могут облечь в художественную форму свое бессознательное, свои желания и фантазии.

Юнг же считал трактовку произведения искусства через личность художника неправильным. Он писал, что источником вдохновения может быть не только что-то личное, но и коллективное бессознательное. Вот почему произведения искусства оказывают такое воздействие на нас, ведь в них звучит мощный голос всего человечества.

Мей разграничивает понятия талант и творчество. Если талант дается человеку свыше, и он может использовать его или нет, то творчество проявляется в деятельности. По его мнению, у творческих людей нет страха перед конечностью жизни, но они более чувствительны, ранимы. Творчество он считал разновидностью мужества, вызовом конечности жизни.

Существует множество догадок об источниках творчества. Это ли не повод задуматься о творческом подходе к своей собственной жизни. Мы каждый день создаем свой путь шаг за шагом. Кто-то занимается живописью, сочиняет музыку или изумительно поет, кто-то прекрасно готовит или талантливо воспитывает детей, а кто-то реализует себя в бизнесе. Все это проявления творчества. Нужно только разглядеть его в своей жизни, пользоваться как источником исцеления и наслаждения.

Нужно позволить себе окунуться в творчество, как в океан, проникнуться произведениями искусства, как будто Вы его автор, а может, что-то создать самому.

Я долго обдумывала то, что бы мне хотелось бы сказать о творчестве в жизни человечества. Чем больше я над этим думала, тем сильнее убеждалась, что я должна высказаться об этом как можно быстрее, ведь это то, что действительно меня беспокоит. Это та тема, которая стала мне близкой. Почему так? Наверное, потому, что, сколько себя помню, я любила что-то создавать.

Когда мне было два-три годика, я с восторгом вырисовывала палочкой на земле или песке у воды разнообразные узоры, а потом с замиранием сердца следила за тем, как волна поглощает мой рисунок, как постепенно он растворяется в воде, а когда волна наконец отступает, на месте изображения уже снова кристально-чистая поверхность, готова к новым свершениям. Это мне помогало: я настолько хотела сделать красивый рисунок, что пробовала снова и снова и иногда бывало так, что вода уже не заливала рисунок и тогда я чувствовала себя по-настоящему счастливой.

К чему это я? Так и в творчестве, разве нет? Путем многочисленных ошибок, испорченных листов, сломанных карандашей, порванных струн можно достичь цели: выразить свои мысли песней, создать невиданной красоты картину, стать автором новаторского проекта, который способен помочь людям. Я считаю, что настоящее творчество должно идти бок о бок со многими попытками, стремлением создать что-то действительно стоящее.

Для меня слово «творчество» прежде всего ассоциируется с музыкой. Я привыкла все свои мысли, переживания, настроение выражать песней, музыкальным произведением. Иногда бывает так, что и день не удался, и погода не лучшая, а возьмешь в руки инструмент, сядешь, сыграешь и на душе снова хорошо.

Я не верю, что только композитор занимается творчеством. На самом деле, каждый музыкант, каждый исполнитель является создателем, ибо даже при исполнении чужой песни, композиции, написанной десятилетия назад, можно добавить что-то новое, добавить частичку своей души и тогда это станет вашим произведением.

Когда человек с помощью своих способностей творит нечто поразительно новое, когда он благодаря своей работе выходит за рамки своих возможностей, когда прыгает выше головы — это все делает его Творцом, потому что из-под его пальцев появляется что-то, что стало плодотворным усилием человеческого сознания, креативности, интуиции, мыслей и желаний. Или это не является основной целью творчества?

Творчество, как по мне, не способ зарабатывания денег. Конечно, просто замечательно, когда вам за вашу разработку или изобретение впоследствии заплатят, оценив его по достоинству. Однако если в самом начале отталкиваться от мысли: «А сколько я получу?», то вашими помыслами руководит только жажда деньжат, но отнюдь не стремление творить или стремление реализоваться, выражать свои эмоции.

Для меня творчество — это нечто вроде магии. Это не понятно, но меня завораживает то, как человек создает горшок на гончарном круге, ведь из-под его пальцев проступает новая сущность, из ничего появляется что-то. Я всегда задерживаю дыхание, когда наблюдаю за художниками. Меня всегда восхищала эта способность «посадить» на бумаге солнечный день, полет бабочки или человеческую улыбку.

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Свиркова Е.Б., Пустынникова Ю.М.
Офис-файл, №55, 2003

Часто одним из требований к кандидатам при приеме на работу является креативность или творческие способности. А многие сотрудники, в свою очередь, выбирая место работы, желают творческой самореализации. Но, как обязательное условие, творчество оправдано для таких профессий, как дизайнеры, писатели, рекламисты, скульпторы, архитекторы, инженеры-конструкторы и других, то есть у творческих работников и представителей профессий, в задачи которых входит разработка новых продуктов, инновационных технических решений. В остальных же профессиях с творчеством, несомненно, можно достичь более высоких результатов, но можно обойтись и без него. Так что же такого магического в творчестве, почему его все хотят. Определимся сначала с понятием творчества.

Что такое творчество

Психология говорит о том, что творчество не является привилегией только избранных, это обязательная часть мыслительного процесса. Л.С. Выготский пишет, что творчество - это комбинирование, переработка и создание из элементов пережитого опыта новых положений и нового поведения. "В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека" .

Г. Уоллесом описаны четыре последовательных этапа творческого процесса :

  1. Подготовка.
  2. Фрустрация
  3. Инкубация.
  4. Просветление.
  5. Проверка.

На этапе « подготовки » человек обдумывает все возможности решения задачи, обращаясь к своему старому опыту, отметает по каким-то причинам многие из решений как неподходящие. После усиленной работы над задачей наступает переломный момент – ничего не придумывается, наступает «ступор», называемый психологами стадией фрустрации , после чего человек уходит в инкубацию – это может быть сон, отдых, просто какое-то время он не думает над задачей. Одна из гипотез, объясняющих значение инкубации в творческом процессе, говорит о том, что в этот период человек на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Следующий этап - просветление (или инсайт) - обычно возникает внезапно, когда человек даже и не думает специально над задачей и, казалось бы, решение приходит само собой. Наиболее яркие примеры просветления дает история науки - открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др. А затем человек проверяет и реализует решение.

Итак, любая деятельность открыта для творчества. Безусловно, существуют стандартные способы выполнения работы, но творчество помогает раздвигать установленные рамки, с меньшими усилиями достигать тот же результат или изменять результат, в принципе, делать процесс работы более интересным. В целом, процесс творчества можно сравнить с поиском выхода из безвыходного положения: творческое решение появляется тогда, когда стандартные имеющиеся решения не удовлетворяют, либо же они просто отсутствуют. Хороший пример для последней ситуации – принятие решения руководителем в условиях неопределенности, недостатка времени или информации.

Менеджмент и творчество

Можно выделить два аспекта творчества в управлении. Первый – творчество в управленческой деятельности (творчество руководителя), а второй – развитие руководителем творчества подчиненных.

Творчество руководителя зависит от «внешних» условий– тех задач, которые он решает, и от внутренних условий – от его личностных качеств, от выбираемого стиля управления.

В процессе управления компанией руководитель решает задачи оперативного и стратегического управления, и мы рассмотрим, как проявляется творчество в обоих из этих направлений.

Казалось бы, какое может быть творчество в оперативном управлении, ведь уже наработана внушительная база управленческих инструментов, методов, технологий – ничего придумывать не надо, надо хорошо и умело использовать наработки предшественников. Действительно, наработки в области менеджмента являются бесспорным подспорьем в работе руководителя. Но в силу того, что руководителю каждодневно приходится сталкиваться с необходимостью решения новых задач, и зачастую искать выход из нестандартных или внештатных ситуаций и принимать решения в постоянно меняющихся условиях, то не всегда есть возможность воспользоваться чужими наработками. Ответа в книгах на некоторые вопросы, не найдешь, а порой просто и нет времени искать, поэтому руководитель, принимая решения, за исключением стандартных, осуществляет творчество постоянно.

В отношении стратегического управления творчество руководителя реализуется при разработке «программы дальнейшей жизни компании»: миссии и стратегии компании, определении ее целей на ближайший год, три, пять. Создание стратегии маркетинга, управления персоналом, стратегии развития производства, создания новых продуктов - все это "стратегическое творчество". Фактически, руководитель в эти моменты «творит судьбу» своего предприятия. Разработка программ инноваций и преобразований на предприятии также требует от руководителя творческого подхода.

Но наиболее ярко творческий момент в работе руководителя проявляется в предпринимательской деятельности. Здесь простор для творчества поистине безграничен. Определение предпринимательства, сформулированное Р. Хизричем, звучит так: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым». Результатом предпринимательства может стать разработка новых технологий, выход на новые рынки и др. Так разработку стратегии развития компании,

Процесс поиска идей по развитию компании руководитель может осуществлять самостоятельно, а может привлечь к этой работе сотрудников компании. Ведь одна голова хорошо, а 100 еще лучше. К примеру, в компании падают продажи. Руководитель может сам думать над проблемой, а может и поручить сотрудникам отдела продаж понять, что не так и найти выход. Вовлечение сотрудников в решение облегчит последующее претворение в жизнь изменений, т.к. сотрудники не будут воспринимать решение как враждебное, а как свое собственное. Роль руководителя тогда - управлять творческим процессом в организации.

Стиль управления и творчество

Развитие творчества подчиненных - нелегкая задача. Несомненно, руководитель оказывает большое влияние на творчество организации, хотя бы тем, какой стиль управления он выбирает. Определяющее здесь само отношение руководителя к творчеству. Посмотрим же, как влияет стиль управления на возможности проявления творчества. Для этого воспользуемся наиболее популярной классификацией стилей управления, выделяющей следующие стили: авторитарный, демократический, пассивный (попустительский).

Авторитарный стиль управления характеризуется тем, что подчиненным сверху спускаются цели, а также инструкции выполнения работы и описание конечного результата. Другими словами, шаг в сторону - расстрел. Авторитарный стиль может подавлять инициативу, но он незаменим в тех случаях, когда дело срочное, и нет времени на поиски новых решений. Здесь творчество зависит от указаний руководителя, необходимо согласовывать каждый шаг. Авторитарный стиль хоть и сдерживает творчество, но зато дает быстрые результаты. Сталкиваясь с серьезными ограничениями, люди вынуждены изобретать все более хитроумные способы решения стоящих перед ними задач. Не случайно замечено, что в тоталитарных государствах очень часто наблюдается расцвет культуры и творчества.

Демократический стиль предполагает делегирование части полномочий подчиненным и разделение ответственности – подчиненный может принимать решения в рамках своих полномочий. Персонал участвует в управлении, обмен информацией идет от руководителя к подчиненным и наоборот. На наш взгляд, этот стиль управления максимально способствует созданию творческой атмосферы в коллективе. Здесь присутствует и необходимая для творчества свобода, и необходимые рамки, задающие целенаправленность усилий всех сотрудников, позволяющие контролировать достижение результата.

При пассивном (попустительском) стиле управления каждый делает, что хочет и как хочет. Руководитель мало вмешивается в деятельность подчиненных, часто идет у них на поводу. Небывалый простор. Но как это влияет на творчество? В организации, где руководство осуществляется в попустительском ключе, творчество скорее выхолащивается: каждый «дудит в свою дуду», постепенно наступает хаос. Это самый рискованный стиль управления с точки зрения получения результата от творческого процесса

У разных руководителей в той или иной степени превалируют разные стили управления, это зависит и от личных предпочтений, ситуации в компании, даже стиль может отличаться в зависимости от отношения к разным работникам, с кем-то построже, с кем-то помягче.

Для бизнеса творчество важно не ради творчества, а ради результата, поэтому прежде чем желать творчества от своего персонала, следует определиться с задачами творчества. Ожидаемый результат творческого поведения подчиненных может быть следующим:

  1. Решение сотрудников заданной творческой задачи.
  2. Идеи сотрудников по развитию компании, совершенствованию существующего порядка.

Стимулирование творчества подчиненных

Для того чтобы свое творчество сотрудники осуществляли на благо компании, руководителю стоит приложить усилия. Основополагающие принципы стимулирования творчества подчиненных следующие:

  1. Поддержка творческой инициативы.
  2. Целенаправленная организация творческого процесса
  3. Обратная связь
  4. Вдохновляющий пример
  5. Включение творчества в систему морального и материального стимулирования

На формирование корпоративной культуры большое влияние оказывает руководитель и те ценности, которые он декларирует. То, что поощряется, на что руководитель обращает пристальное внимание, то также будет во внимании персонала. Сотрудники скорее вдохновятся на творчество, если будут знать, что этого ждет от них руководитель. А доброжелательная атмосфера снимет страх с сотрудников, что их предложения будут восприняты как «неправильные».

Во-вторых, мало только слагать оду творчеству, надо еще и организовывать этот процесс. При поручении сотрудникам творческого задания, например, отделу маркетинга разработку системы привлечения клиентов определенного сегмента, следует обозначить цель, описать возможный результат (задать направление), договориться о форме промежуточной отчетности. Хоть процесс творческий, но на самотек его пускать нельзя. Внедрение в жизнь нового предложения не обойдется без описания и регламентации. Это процесс менее привлекательный, чем само творчество, но без него творчество так и останется воздушными замками.

Сбор предложений сотрудников по какому-либо вопросу возможен разными способами. В небольшой компании для этих целей может быть установлен специальный день, в который руководитель будет рассматривать предложения сотрудников. В случае же крупной компании, лучше принимать предложения сотрудников в письменной форме, например, по электронной почте. А для разового сбора идей время подойдет опрос или организация конкурса.

Третий важный момент стимулирования творческого процесса – обратная связь на выдвинутые сотрудниками предложения в письменной или устной форме. Если сотрудник не поймет, почему его предложение не может быть претворено в жизнь, то он, скорее всего, обидится и не будет больше ничего предлагать. О том, какими принципами следует руководствоваться при предоставлении обратной связи, мы рассказывали в статье «Джинн из бутылки» в предыдущем номере.

Четвертое - для стимулирования творчества сотрудников важен пример, вдохновляющий на генерирование идей. Сильнее всего вдохновляет личный пример руководителя, механизм воздействия которого мы рассматривали ранее в статье про харизматическое лидерство.

Пятое – материальное или моральное стимулирование сотрудников, выдвинувших дельные предложения. Учет подобных заслуг в премировании, в должностной дифференциации и др. Так, в одной компании торгового профиля за предложения по развитию компании предусматриваются премии, размер которых зависит от степени проработанности предложений: предложения на уровне идеи или же еще имеется и план ее реализации.

Методы активизации творчества

Для активизации творческого мышления существует немало методов. Самые распространенные из них и наиболее адекватные для применения в бизнес-среде:

  • Мозговой штурм – широко известный метод группового генерирования творческих решений
  • Алгоритм разработки инновационных решений – техника, основанная на принципах мозгового штурма, более сложная, дающая возможность генерировать идеи как в групповом режиме, так и в индивидуальном.
  • Коучинг-менеджемент – стиль управления, близкий к демократическому, при котором руководитель для решения сотрудником порученной задачи, не подсказывает ответ, а использует развивающие вопросы (более подробно про коучинг мы также писали в пятом номере в статье, специально посвященной этому методу).
  • Метод обучения действием – сотруднику в решении выбранной задачи помогает группа, также задавая развивающие вопросы.
  • Техника решения изобретательских задач (ТРИЗ) – специальная технология, разработанная в нашей стране в середине 20-го века. Мы не будем останавливаться на ней подробно в этой статье, поскольку она довольно сложная и для овладения ей требуется длительное обучение.

Метод мозгового штурма многим хорошо известен. Группе задается какая-либо тема, например, надо выделить конкурентные преимущества компании. Дается некоторое время всем подумать в тишине, набросать свои мысли на бумаге. А затем каждый по очереди озвучивает одну из своих мыслей до тех пор, пока те не закончатся. Если названная идея оказалась еще у кого-либо в списке, то ее не называют повторно. Задача ведущего - составлять общий список идей и следить за тем, чтобы участники мозгового штурма не критиковали идеи друг друга. Принимаются все идеи без исключения, и дельные, и безумные. Смысл в том, что своими идеями сотрудники стимулируют общий творческий процесс, например, бредовое предложение одного сотрудника может навести другого на какую-то дельную мысль. Затем группе остается выбрать решение. Еще раз подчеркнем, что на этапе генерации идей очень важно соблюдать следующие правила:

  1. запрет критики
  2. запрет обоснований выдвигаемых идей
  3. поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические

В случае же, когда стоящая перед группой задача сложна, в основе разбираемой проблемной ситуации лежат многие факторы, Классический вариант мозгового штурма может и не дать желаемого результата – задача покажется непосильной для такой проработки. В этом случае можно применить алгоритм разработки инновационных решений, который мы приводим ниже:

Этап

Предварительное обсуждение

• Продумайте и обсудите все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения

• Отберите подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

Выбор источников информации

• Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Вы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдайте себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего

• Отберите самые предпочтительные источники информации.

Поиск решения

• Придумайте всевозможные идеи – «ключи» к проблеме. Эта часть процесса мышления требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

• Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

Проверка решения

• Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь вы опять нуждаетесь в творческом мышлении.

• Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

Принятие решения

• Представьте себе все возможные области применения. Даже если ваше окончательное решение подтверждено экспериментально, вы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях.

10. Дайте окончательный ответ.

Как видите, каждый из этапов мозгового этого алгоритма включает стадию генерирования идей и стадию их критического осмысления и отбора. Это облегчает работу со сложными задачами.

Метод обучения действием не столь распространен в нашей стране, однако, его применение для стимулирования индивидуального творчества и выхода из «идейного кризиса» дает очень хорошие результаты. Суть метода заключается в следующем: сотрудник, испытывающий трудности при решении задачи, требующей творчества, генерации новых идей и подходов, обращается к своим коллегам за помощью. Когда они собираются вместе, сотрудник озвучивает задачу, и возникшие в процессе ее решения сложности. Коллеги задают ему уточняющие вопросы для прояснения ситуации, если это необходимо. Когда задача и проблема ясны, коллеги начинают задавать развивающие вопросы. Это вопросы, которые не подсказывают решение, но стимулируют поиск его путей. Например: «Что для тебя будет хорошим вариантом решения этой задачи? Кто или что может помочь тебе найти ее решение? В какой обстановке ты работаешь пытаясь найти ответ? В какой обстановке на твой взгляд это решение могло бы найтись быстрее? К каким источникам ты прибегал в поисках вдохновения? Как можно обойти стоящие перед тобой преграды?» и так далее. Категорически запрещается давать советы в форме вопросов, как-то «А не пробовал ли ты делать то-то и то-то?». Такие вопросы провоцируют на сопротивление и возражения, вместо того, чтобы сподвигать к творчеству. После того, как все вопросы заданы, сотрудник, выдвинувший проблему, говорит, какие вопросы показались ему наиболее полезными, и берет на себя перед группой обязательства по реализации появившихся идей.

Последний момент очень важен. Ведь ограничиваться одним стимулированием творческого процесса нельзя, иначе мы получим творчество ради творчества, процесс ради процесса. Задача руководителя – не только пробудить при необходимости творчество в своих подчиненных, но и «направить их энергию в мирное русло». Все, что порождено коллективом, должно документироваться и структурироваться, дабы не растерять драгоценные крупицы инноваций. Сотрудник, ушедший в «творческий полет» должен представить конкретные и ощутимые результаты. Контролировать, чтобы подчиненный не «улетел в стратосферу», должен начальник. И в этом ему помогают старые добрые функции менеджмента - контроль процесса и результатов исполнения и корректировка действий сотрудника или полученного результата.

1. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с

2. Сосло Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г. http://superidea.ru