Как избавиться от эгоизма советы. Алексей Светомиров - Как избавиться от Эгоизма

Всё счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим.
Всё страдание, которое есть в мире, происходит от желания счастья себе

Шантидева

К ак часто мы действительно задумываемся о других? Как часто мы делимся своим теплом, просто отдаём и не требуем ничего взамен? Почему нам кажется, будто человек это что-то особенное, отдельное от всего остального? К сожалению, вряд ли можно найти человека, который искренне ответит на первые два вопроса: «Всегда», и на третий - «Это не так». Причиной этому является эгоизм. В одних он ярко выражен, в других тщательно завуалирован, и отсутствует разве что у бодхисаттв, существование которых у многих вызывает сомнения. В данной статье мы попробуем понять, что такое эгоизм, зачем от него избавляться и рассмотрим несколько методов, позволяющих хоть немного поумерить наше эго.

Эгоизм - это…

Если в двух словах, то эгоизм - противоположность альтруизма. То есть проявление человеческого «мне», «моё», «я» и т.п. Эгоизм произрастает из самоотождествления человека с расой, профессией, какими-то качествами: умный, хороший, классный, дикий и другими ярлыками, приобретаемыми в социуме, а также со своим физическим телом. Когда мы присваиваем себе какой-либо статус, мы сразу наделяем себя определённым набором отличительных признаков, т.е. выделяем себя из общей массы. Нам хочется особого отношения, статуса, или, наоборот, мы можем занижать свои достоинства, что также является в какой-то степени проявлением эгоизма. Ведь не важно, какие этикетки на себя клеить: позитивные или негативные.

На мой взгляд, эгоизм - яркое проявление страха, страха что-то потерять, будь то жизнь, деньги, дети, машина, собака и т. д. и т. п. Это проявление привязанности, желания всё контролировать, жадности, отсутствия сострадания. Эго оно хитрое и может прятаться за помощь неимущим, слабым и обездоленным. Человек сам может этого не осознавать и искренне верить, что он делает добрые дела, но в какой-то момент эго может вылезти в виде «я тут, значит, ради тебя… а ты!» Кто-то может сказать: «Почему я должен избавляться от эгоизма, да и вообще я человек, а человеку присуще эго, никуда от этого не деться!» Действительно человек характеризуется наличием ума и эго, и в некоторых ситуациях без этого не обойтись (по крайней мере, в сансаре). Однако всему есть предел. Попробуем понять, зачем же избавляться от эгоизма.

Что мы упускаем из виду, оставаясь эгоистами?

Самое, пожалуй, сильное и действенное средство от эгоизма - это простирания. Суть простираний заключается в том, что человек мало того, что выказывает своё почтение определённому божеству или бодхисаттве, но при этом указывает на своё смирение и преклонение перед ним, свою, если можно так выразиться, ничтожность. Смирение на уровне тела, речи и ума. В полном варианте простирание выполняется следующим образом: стоя сводим руки в намасте (ладони вместе, как для молитвы) над головой, при этом большие пальцы слегка направлены внутрь ладоней; затем опускаем намасте на макушку - преклонение на уровне тела; затем подносим ко лбу - преклонение на уровне ума; к горлу - преклонение на уровне речи; к середине груди, на уровне сердца; далее ладони, колени и лоб опускаются на пол, руки вытягиваются над головой (на полу) и сводятся в намасте, при этом грудь подаётся вперёд и тело как бы уезжает в позицию лёжа, т.е. мы вытягиваемся на полу; далее есть разные варианты, или остаться так, или руки согнуть в локтях и поднять намасте над затылком, или раскрыть ладони и как бы сделать подношение, потянувшись ими вперёд, или просто поднести намасте к макушке; затем снова ладони, колени, лоб на пол, после чего поднимаемся на ноги, намасте у груди. Желательно делать 108 таких подходов за один раз или любое количество, предпочтительно 9, 27, 54 или 108.

Суть простирания заключается в следующем. Сначала мы проходимся по первым четырём чакрам: сахасрара над макушкой, аджня на лбу, вишудха - горло и анахата - сердце. Таким образом, мы их очищаем и указываем на преклонение на уровне тела, ума и речи. Когда человек кладёт ладони, колени и лоб на пол, он ставит ум ниже сердца. Чем больше ум, тем больше эго, они находятся в прямой зависимости. Во время простирания сначала ум, т.е. эго, ставится ниже сердца, т.е. души. Человек как бы признаёт ничтожность своего «Я» и говорит, что душа, то есть божественное начало, выше. Когда же мы полностью простираемся (ложимся) на земле, мы сравниваем своё тело с землёй, указывая на его бренность, тем самым ставим себя ниже божества, признавая его величие.

На первых этапах может быть тяжело выполнять простирания, поэтому можно начать с обычных поклонов. Возможно, кому-то просто по религиозным соображениям ближе поклоны, нежели тибетские простирания. Поклон выполняется без прохождения по чакрам. Мы просто встаём на колени, соприкасаясь ладонями и лбом с полом. Довольно эффективно при этом представлять перед собой тех, кто больше всего нас задевает, кого мы не любим, тех, на кого наше эго очень бурно реагирует. Для тех, у кого перекос в другую сторону, например, человек не любит себя, можно выполнять эту технику перед зеркалом. Другими словами, кланяться себе. Но это только в том случае, если вы точно знаете, что у вас именно такая проблема, иначе существует опасность взрастить в себе эго ещё больше. В остальном поклоны работают также как и простирания.

Джняна мудра и Чин мудра

Джняна мудра и чин мудра отличаются лишь тем, что в джняна мудре ладонь направлена вверх, тогда как в чин мудре - вниз. Выполнять мудру можно двумя способами: первый, когда соприкасаются подушечки указательного и большого пальца; второй, когда ногтевая пластина указательного пальца упирается в первый суставной изгиб большого. Так как указательный палец выступает символом индивидуальности человека, а большой символизирует универсальное «я», для усмирения эго более эффективно выполнять второй вариант мудры. Мы часто используем указательный палец, чтобы указывать, то есть командовать, распоряжаться. Однако не обязательно непосредственно указывать пальцем, он в любом случае является символом и отражением стремления управлять. И если человеку тяжело даётся второй вариант джняна (чин) мудры, то это явный показатель величины его эго.

Данный жест можно часто встретить на изображениях различных будд и бодхисаттв, например, рука Будды, выполняющая джняна мудру на уровне сердца, является символом открытости по отношению ко всей Вселенной.

Помимо всего прочего, на кончиках пальцев рук находится множество нервных окончаний, а также выходят энергетические каналы, поэтому выполнение мудр позволяет «замкнуть» эти каналы и остановить «утечку» энергии, что благотворно влияет на общее состояние организма. Джняна и чин мудры часто сопровождают медитативные практики, а также асаны и пранаямы, помогают сосредоточиться и успокоить поток мыслей.

Выдохи длиннее вдохов

Считается, что вдох символизирует потребление, а выдох, соответственно, способность отдавать, делиться. Поэтому одной из практик по избавлению от эгоизма, следовательно, развитию альтруизма, является пранаяма, когда мы стараемся сделать выдох длиннее вдоха. Это не простая практика, особенно при добавлении растягивания дыхания. Можно выполнять эту практику в пранаяме (полное осознавание дыхания). в «альтруистичной форме», когда мы стараемся максимально растянуть дыхание, словно цедим воздух носом, медленно-медленно, так, чтобы практически не замечать, как воздух проходит по каналам, при этом добавляем счёт и стараемся, чтобы количество счётов на выдох превышало количество счётов на вдох. При выполнении этой пранаямы в обычной форме вдохи и выдохи равны.

Мантра «Ом»

На мой взгляд, очень хорошо прорабатывается эго в практике . Во-первых, звук «Ом» - это звук, из которого всё появилось и в котором исчезает, звук, содержащийся в каждой частице любого предмета и живого существа. Поэтому, произнося звук «Ом», мы как бы воссоединяемся со своей изначальной природой и со всем сущим - абсолютное равенство и приятие. Во-вторых, здесь также выдох получается длиннее вдоха, так как мы стараемся пропевать четыре звука «А», «О», «У» и «М» как можно длиннее, при этом вдох делается довольно быстро. Кроме того, не все могут петь в кругу, поэтому может быть очень полезным для проработки эго практиковать эту мантру не одному, а в кругу единомышленников. Например, Клуб сайт регулярно проводит практику Мантры «Ом» как в Москве, так и в других городах России. Также можно собрать друзей и попеть с ними.

Перебирание чёток от себя

То, как практик перебирает чётки, тоже его характеризует. Перебирание чёток от себя символизирует отдачу, в то время как на себя - наоборот, желание брать, потреблять. Поэтому, если вы стремитесь к усмирению эгоизма и взращиванию бескорыстия, то чётки нужно перебирать от себя.

Помимо описанных практик можно научиться слушать, безвозмездно помогать другим, жертвовать как что-то материальное, так и время или свой труд, на благо тех, кто стремиться к развитию, попробовать наладить отношения с теми, кто, возможно, вас раздражает, помириться с теми, с кем в ссоре, или просто убрать в подъезде, в общем, взять и искренне от души сделать что-то на благо других, переступить через своё «Я». Если мы ежедневно будем избавляться от гордыни, зависти, злости, ненависти и других негативных качеств, то и мир начнёт проявлять по отношению к нам всё самое лучшее: добрые улыбки и слова, бескорыстную помощь в делах, душевное тепло, понимание - всё то, что не может пробиться через толстую броню эго.

Эгоизм является добровольным умерщвлением всего, что есть в человеке живого и хорошего

У древних людей был жесткий подход к решению проблем - всех, кто отличался, был слаб или болен, стоило убивать. Сейчас это кажется варварским, а люди все равно продолжают придерживаться прежних привычек. Только вместо топоров они уничтожают других людей эгоизмом. Эта черта характера питается страхом, первобытным испугом, который есть в каждом из нас. В таком состоянии люди готовы вести себя, как животные. Полностью избавиться от эгоизма практически невозможно, но контролировать себя вполне реально. Вам могут помочь восемь простых способов.

Вы можете справиться с эгоизмом, если примете свой характер

Есть определенные модели поведения, которые характерны для любого человека. Многие из них были необходимы для выживания. Но в обычных ситуациях вам не следует позволять себе выйти из-под контроля. Веками люди пытались изменяться соответственно социальным нормам. Генетический код одомашненных собак и котов меняется, то же происходит и с людьми. Так что вы не должны опасаться врожденных наклонностей - бороться и справляться с ними совершенно естественно.

Начните разрушать в себе эгоиста

Приручить человека можно, справившись со всеми его недостатками. Обуздывая свои инстинкты и дикие наклонности, вы контролируете ваше эго. Когда эгоизм начинает проявляться в характере, постарайтесь сдерживать его появление, делая вид, что такой черты у вас нет. Впрочем, сопротивление дурным наклонностям может оказаться невероятно мощным. Вы должны тренироваться сохранять контроль в любой ситуации. Весь смысл социализации и приручения себя в том, чтобы всегда сохранять лицо и оставаться человеком.

Не пытайтесь отрицать свои недостатки

Что происходит, когда кто-то подмечает ваши недостатки и начинает вас критиковать? В вас пробуждается все самое первобытное. Вы возвращаетесь к нецивилизованному состоянию, когда все проблемы решались агрессией. Если вы чувствуете, что чьи-то идеи или само присутствие вам угрожают, вы становитесь агрессивными. Даже если кто-то вам нравится, но не испытывает тех же чувств, агрессии не избежать. То же происходит и в ситуациях, когда вы чувствуете себя слабее. Ваш эгоизм приводит к такой неадекватной реакции. Если вы будете подавлять негатив, однажды вы можете сорваться. Нужно учиться избавляться от напряжения правильно.

Вы можете справиться с эгоизмом, если поймете, что это естественная часть любого человека

На самом деле, некоторое количество эгоизма необходимо вам для выживания. Когда вы решаете полностью его подавить, вы забываете о естественных частях своей личности. Вы ограничиваете себя, вы не можете расслабиться и действовать спонтанно. Если у вас серьезные проблемы с контролем над эгоизмом, отпустите ситуацию. Научитесь жить моментом. Со временем вы поймете, что беспорядок и хаос тоже могут быть источником вдохновения. Не стоит их бояться, стоит использовать их как преимущество, если уж избавиться от хаоса невозможно практически ни в каких условиях.

Вы можете справиться с эгоизмом, если не будете контролировать все вокруг

Эгоизм вынуждает вас контролировать все, что вас окружает. Маньяк контроля пытается найти себе не друзей, а послушных питомцев. Он пытается удерживать людей на поводке, не давая им права на собственную волю. Эгоист заставляет людей подчиняться собственным желаниям и любить его таким, какой он есть. Но в реальности мало кто готов быть питомцем. Вы должны учиться не только брать, но и отдавать. Принимайте людей такими, какие они есть. Ваш опыт общения может служить прекрасным жизненным уроком. Со временем вы станете лучше, чем были, даже если не сможете навсегда забыть об эгоизме и сохраните прежние черты характеры.

Вы можете разрушить эгоизм, разучившись осуждать людей

У тех, кто любит все контролировать, есть и привычка постоянно всех осуждать. Они чувствуют себя в безопасности только тогда, когда все складывается соответственно их мнениям и вкусам. Если вы хотите избавиться от такой склонности, переставайте осуждать и критиковать всех вокруг. Научитесь принимать всех такими, какие они есть, не меняйте их соответственно собственным убеждениям - это все равно невозможно, так вы только портите себе и своим близким или друзьям жизнь.

Вы забудете про эгоизм, если научитесь сами себе противостоять

В каждом из нас есть хулиган. Возможно, вас обижали родители, друзья или родственники. Теперь любой конфликт вы воспринимаете как повод для агрессивного поведения. Вы сразу же злитесь и воспринимаете собеседника как угрозу. Вами движет страх. Находиться в постоянном состоянии агрессии и страха ненормально, вы просто не сможете адекватно мыслить. Контролируйте собственные вспышки эгоизма, пытайтесь определить, что заставляет вас так поступать.

Ваш эгоизм может быть вашим другом

Если у вас проблемы со вспышками гнева, вы импульсивны, о чем часто сожалеете, и постоянно ссоритесь с людьми, попробуйте взглянуть своей проблеме в лицо. Она возникает из-за страха. Причиной этого страха является чувство незащищенности. Вы можете позволить себе быть слабым только тогда, когда вы уверены в своей безопасности. Разберитесь, что вызывает в вас опасения. Почему вы постоянно ощущаете угрозу? Начните мыслить иначе, представляйте, что вас окружают спокойствие и комфорт. Эгоизм - это естественное чувство, его трудно контролировать, потому что им движут инстинкты. Но если вы научитесь принимать его и правильно контролировать себя, жизнь может измениться невероятным образом.

Четвертая часть транскрибированного семинара «Уроки жизни» , прочитанного в городе Алматы.

Три формы эгоизма.

Существует три формы эгоизма: благодетель - это благородный эгоист, наслаждающийся - безответственный эгоист, контролирующий - активный эгоист. Что же вместо этого? Мы сейчас поговорим о том, что нужно делать, чтобы изменить эти позиции в себе полностью, какие действия нужно совершать человеку, чтобы измениться.

Что нужно делать «контролирующему», чтобы измениться?

Начнем с контролирующего. Что нужно делать контролирующему, чтобы измениться?

« Контролирующему » нужно:

1. Научиться настраиваться на сопереживание, чувствительность к другому. Нужно научиться заботиться о другом, уметь настраиваться на внутренний мир другого человека, чувствовать его эмоции, уметь сопереживать, настраивать свой ум на чувствительность к эмоциям другого человека. Очень важно понять, что другие тоже личности, у них есть свои эмоции, чувства, переживания, потребности. Сразу хочу сказать, что сделать это контролирующему будет сложно, так как эти функции у него не развиты. Но если он будет об этом помнить и стараться, то через некоторое время они разовьются.

2. Научиться слушать другого человека. Контролирующий не умеет слышать, у него есть свое понимание, как нужно делать.

3. Контролирующему нужно научиться ждать, а он этого не умеет. Он воздействует и хочет сразу получить результат.

4. Развить способность доверять жизни, доверять Богу. Обстоятельства как - то складываются, они нас куда - то зовут, и нужно уметь откликаться на волю жизни, а не просто настаивать все время на своем. Развивать умонастроение доверия к руководству жизни, к руководству Бога.

5. Позиция «контролирующий» проявляется не только к другим, но и к себе. Контролирующий не позволяет проявляться собственным чувствам, он их держит под контролем. А нужно доверять своим чувствам, уметь их переживать. У контролирующего отрыв от собственных чувств, он их держит под колпаком контроля. Нужно проявить чувствительность к себе, открыть свою собственную эмоциональность.

6. Контролирующий постоянно живет с убеждением «я сильный», поэтому все время устает. Он не доверяет жизни, поэтому тащит все на своих плечах, он перегружен стрессами. Ему нужно научиться расслабляться - практика йоги, медитации успокаивают ум, останавливают мысли. Быть слабым означает в том числе уметь отдыхать, а контролирующий не умеет отдыхать. Сам по себе он расслабиться не может, ему нужна какая - то активная деятельность, которая его расслабит, например выпить бутылку водки или коньяка. Ему нужно научиться отдыхать, дать себе возможность плыть по течению - ничего не делать, разрешить себе быть слабым.

7. Ему очень важно уметь просить о помощи, о поддержке, спрашивать совет, спрашивать мнение другого человека. И, заметьте, нужно это делать осознанно. Для контролирующего делать это очень тяжело.

8. Контролирующий не способен принимать, он хочет только влиять, давить, воздействовать. Нужно научиться принимать советы, подарки.

9. Нужно научиться сотрудничать, когда мы вместе думаем, что - то решаем, вместе внедрять общие решения в жизнь.

У кого появилась ясность, что вам нужно делать в жизни? Сейчас все в ваших руках, все зависит от того, будете вы это делать или нет. Если вы заставляете себя поднимать гантели, то мышцы наливаются силой, даже если вы этого не хотите. Так и навыки нужно тренировать, и они будут развиваться. То, что мы сейчас назвали, это работа со своим характером, она нелегкая. Но если вы будете это делать, то исправите эту позицию, то есть избежите многих страданий, которые она создает, множество разрушений, которые она привлекает в вашу жизнь. У кого сейчас появилось воодушевление, решительность проделать эту работу?

Что нужно делать «наслаждающемуся» , чтобы преодолеть эту позицию?

Следующая позиция - « наслаждающийся »

1. Этот человек безответственный. Нужно научиться брать ответственность на себя, ставить цели и идти к ним. Начать хотя бы с чего - то маленького.

2. Нужно начать действовать, делать, начинать хотя бы с маленьких шагов. Усилиями воли двигаться к намеченной цели, даже если не хочется. Настраивать себя на действия.

3. Наслаждающийся не умеет быть благодарным. Он только принимает и считает, что так и должно быть. Быть благодарным - это уметь отдавать в ответ. А наслаждающийся не благодарит, не отдает. Это одна из самых слабых зон этого человека. Нужно научиться быть благодарным за все, что со мной происходит.

4. Не умеет отдавать чувства, не умеет дарить подарки. А когда дарит, вроде как с кровью от себя отрывает. Ему нужно научиться наслаждаться радостью других людей, радоваться счастью других.

5. Наслаждающийся не осознает своих ценностей, у него нет цели в жизни, нет контакта с самим собой. Такому человеку очень важно задуматься, зачем он живет, какие у него ценности.

6. Нужно научиться заботиться о других, нужно найти свою миссию.

Что нужно делать «благодетелю», чтобы преодолеть эту позицию?

Следующая позиция - « благодетель » . Что нужно сделать, чтобы преодолеть эту позицию?

1. Нужно научиться принимать заботу других людей. И прежде всего внутри довериться этой заботе, то есть внутренне открыться.

2. Благодетель никогда не уважает других людей. Он воспринимает других слабыми и бесполезными, поэтому он о них заботится, считает, что без него они не выживут. Поэтому благодетелю очень важно развивать уважение к другим, развивать видение потенциала других, их сильных качеств. Вот на что надо настраивать ум, менять ум, уважать взгляды другого человека. Нужно научиться уважать другого, ценить его, принимать другого таким, какой он есть. Важно видеть природу другого человека и помогать ему раскрыть свою природу, а не просто окутать его своей заботой, не думая о его росте и развитии. Необходимо заинтересоваться развитием другого человека.

3. Нужно перестать жалеть других людей, потому что жалость убивает. Жалея, он делает этих людей еще слабее. Нужно перестать жалеть и научиться доверять способностям другого, самостоятельности, ответственности, силе. Благодетель душит своей любовью.

4. Благодетелю очень важно позволить другому ошибаться! Принимать ошибки другого, потому что это часть его роста, часть его развития. (Это касается и контролирующего.)

5. Благодетель действует без согласия другого человека, поэтому нужно научиться спрашивать, требуется ли его помощь.

6. Благодетель всегда ожидает почестей или оценки своей деятельности, он не умеет заботиться бескорыстно.

Формы проявления эгоизма.

У контролирующего нет качества смирения, он не может быть маленьким, не может быть открытым, он всегда очень большой и активный. Главные качества, которые надо развивать контролирующему, это смирение, доверие и открытость. У наслаждающегося нет терпения. Он не умеет ждать и терпеть и что - то делать для других. У благодетеля нет бескорыстия. Надо научиться не ожидать никаких почестей за свою заботу.

Если мы задумаемся о себе, то можем заметить, что мы имеем черты всех трех позиций, к великой нашей беде. В разных ситуациях гордыня проявляется по - разному. Какая - то позиция преобладает, но присутствуют все. Я прошу вас подумать о какой - то болезненной зоне в вашей жизни, где вы застряли больше всего, в какой из этих ролей, найдите свою какую - то реальную трудность (в отношениях, в работе, карьере, в непонимании людей).

Сейчас нужно из этого списка выбрать те действия, которые вы будете в себе развивать в первую очередь. Подумайте, с каким настроением вы жили до того момента, когда случился этот неприятный эпизод. Проверьте, не нарастало ли в вас проявление контролирующего, или наслаждающегося, или благодетеля. То, что случилось, ударило по этому настроению, потому что жизнь - это учитель, она заботится о нас.

Кто обнаружил, что в вас росли эти тенденции? Этот эпизод случился несправедливо? Если вы считаете, что в чем - то есть несправедливость, даже на какую - то часть, то это означает, что на эту часть в вас нет ученика. В чем проявилась «несправедливость жизни»?

- Я собрал коллектив, который меня же и отверг.

Да, это крайне несправедливо с внешней точки зрения, а теперь давайте пойдем внутрь этого. Какое настроение у Вас развивалось перед этим?

- Если коротко, я вроде «звезду поймал».

То есть «я весь такой крутой, вы должны быть мне все благодарны».

- Сейчас я чувствую благодарность к этим людям за тот урок, который они мне преподали. А раньше я чувствовал гнев на них.

Смотрите, вот это и есть ученик. Судьба всегда устроена очень точно, точно отвечает на все наши действия или бездействие. Жизнь всегда добра, у нее нет ненависти, у Бога нет ненависти. Когда мы думаем, что что-то происходит несправедливо, это претензия к Богу. Все происходит для нашего блага.

Мы должны научиться самой принципиальной любви - любви к Богу.

- Как научиться любить?

Чтобы научиться любить по - настоящему, нужно найти человека, который это умеет. В самом общем случае это духовный наставник. Духовный наставник нужен для того, чтобы пробудить наше сердце к любви. Потому что духовный учитель - это не тот, кто знает что - то, а тот, кто живет на платформе любви, платформе бескорыстного служения людям. Когда мы такого человека находим, рядом с ним, у него мы сможем этому научиться.

Это принципиальный ответ. Еще раз хочу подчеркнуть, что любви нужно учиться у духовного учителя так же, как обучаться любому делу лучше всего у профессионала. В разных духовных традициях эти личности по - разному называются, но принцип общий - учитель, наставник.

Мы должны научиться самой принципиальной любви - любви к Богу. Предельное проявление любви - это проявление любви к Богу и ко всем людям.

А проявление любви в семье, к детям - это проявление этого изначального, такая маленькая толика. Вся жизнь дается как некий экзамен и проверка на это чувство любви. Для этого нам дается семья. Если вы будете эгоистом, то у вас не будет хороших отношений в семье.

Семья дается, чтобы человек научился самопожертвованию, бескорыстному служению жене, мужу, ребенку.

В чем высший смысл того, что ребенок приходит в семью? Сначала родители сосредоточены друг на друге. Первые простые уроки любви, которые они проходят, это научиться думать о благе ребенка: отказаться от своего чего - то и сделать что - то для другого. Любые отношения (дружба, любовь) требуют именно этого: если мы не способны понимать внутренний мир другого человека и делать что-то для него, то отношения не сложатся.

Любые отношения учат любви. Шагом бескорыстия является то, что нужно отказаться от гордыни и думать о благе другого. Молодожены осваивают первые уроки любви, учатся любить друг друга, наслаждаться друг другом. В чем высший смысл ребенка? Пришедший ребенок отрывает их обоих от наслаждения друг другом, потому что вдвоем они должны служить ему, иначе он просто не выживет. Семья должна сделать следующий шаг любви, когда в семью приходит ребенок, потому что платформа бескорыстия должна развиваться.

Но дальше говорится, что семья, которая замкнута сама на себе, это семья, которая пропитана чувством зависти и гордыни. Семья должна выйти в своей любви за пределы этой семьи, иначе будет развиваться чувство эгоизма внутри семьи по отношению к другим людям. По духовным законам, двери любой семьи всегда должны быть открыты гостям.

На востоке гость - это представитель Бога, его нужно принять, забыв обо всем.

Это культура семьи. Это следующий шаг, когда мы расширяем свое сердце и начинаем замечать других за пределами семьи. В конечном итоге мы должны научиться любить всех. Вся жизнь дается как опыт освоения любви. То же самое работа, социальная деятельность. У многих есть представление, что работа дается для зарабатывания денег или чтобы заслужить почет и славу. Нет, потому что этот мир под Богом, а мы, души, развиваем свои отношения с Богом, мы должны возродить это изначальное чувство любви к Нему.

Поэтому все, что происходит в этом мире, только для этого и больше ни для чего. Работа - для того, чтобы при помощи своих способностей, талантов, которые есть, служить другим людям. Любая профессиональная деятельность дается только для этого и больше ни для чего. В современном бизнесе, слава Богу, это тоже начинают понимать. Если раньше во главу угла ставился экономический показатель - прибыль, то сейчас, слава Богу, появляется понимание, что фирма не будет процветающей, если не будет сформулирована миссия фирмы.

Одна только беда, что почти всегда миссию формулируют неправильно. Миссия - это служение этой фирмы всем людям, то есть понимание, что полезное мы для них делаем. Когда человек действует с таким умонастроением, заботясь о благе других, он получает огромное удовлетворение от своей работы и он по - настоящему реализует смысл, который вложен в профессию, в работу. Это божественный смысл.

Работа, бизнес - это не что иное, как еще один шаг к развитию своей любви, к расширению своего сердца. Это высший смысл жизни, заложенный во всех бытовых ситуациях.

Высший смысл жизни в том, чтобы мы вспомнили, возродили, восстановили связь с Богом, с Творцом, научились жить с этим ощущением любви Его к нам и что - то делали для Него, также с чувством любви ко всем существам.

Я хотел бы у вас в конце спросить, что изменилось у вас за эти дни, в чем итог этой работы.

- Хочу поблагодарить Вас за то, что Вы есть, за Ваше умение. Вы открыли наши глаза.

- Я преклоняюсь перед Вами. Я получила здесь ответы на множество вопросов, которые стояли передо мной всю жизнь. Низкий поклон Вам.

- Я из этого семинара вынесла то, что нужно постоянно жить с любовью к себе, постоянно жить с уважением и любовью к окружающим и постоянно помнить, что есть Творец, которого нужно любить.

- Я четко поняла, что такое добро и что такое зло, без всякой относительности. Спасибо Вам огромное за то, что я получила ответы на свои вопросы.

- Я понял, что главное в жизни - работа над самим собой.

1. Александр Хакимов «Уровни сознания». (Это книга о том, как устроена личность.)

2. Е.С. Радханатха Свами «Путешествие домой».

Очень важно не останавливаться в своем развитии и идти дальше. Благодарю всех за работу.

Олег Гадецкий. Тренинг: «Уроки жизни». Часть 4. (20 - 22 июля 2012 г., г. Алматы).

Предлагаем обсудить ключевой вопрос всей нашей жизни и смысл того, для чего мы родились здесь. Как нам избавиться от эгоизма? Эгоизм у нас у всех, это значит, что мы хотим себе счастье, а не другим давать. Или мы требуем или служим, а потом требуем. Эгоизм приносит одно лишь страдание. И эта концепция у всех по умолчанию. Если ее поменять на бескорыстие с помощью внутренней жизни, молитвы, то счастье будет само приходить, но оно не будет уже целью

Как избавиться от эгоизма в отношениях

Согласно всем мудрецам и Священным писаниям эгоизм всегда ведет к страданию. Может казаться что это не так, но это истина, это лишь вопрос времени. Например, близкие отношения всегда самый сильный эгоизм, каждый хочет себе, хотя внешне вроде для тебя старается.

Так или иначе придется расставаться или со смертью или раньше. И чем сильнее привязанность, что тоже эгоизм, тем сильнее будет страдание и боль. Тоже самое с любым чувством, удовольствием, со всем непостоянным. Этому учат Веды, этому учил Будда. Который говорил, что все временное страдательно.

А здесь, в материальном мире, все временное, но есть выход – духовная энергия, молитва, Бог, святость… Но чтобы осознать это нужно очень серьезно очистить сначала тело, потом сердце. Наши собственные грязь и грех создают нам иллюзию отдельности и самостоятельности, эго навязывает мелкие личные, животные интересы, но когда просыпаешься и стряхиваешь с себя всю эту грязь – становится страшно, в чем же мы живем, что мы творим.

Ведь есть Создатель,есть законы,а потом удивляемся: откуда болезни, откуда страдание, проблемы и еще кого-то обвиняем… Мы даже телом своим пользоваться не умеем, потому оно и не живет уже почти, затуманенное химией, шлаками, отделенное от природы — тоже самое и в нашем уме, разум же вообще отключен из-за употребления алкоголя, секса..

Православные же святые отцы, в частности, например, Сергий Радонежский, вообще говорят проще — что всю эту жизнь надо ставить ни во что. Иоанн Златоуст сравнивал ее с гостиницей, перекантоваться только, в тесноте тут, а потом дальше. И чаще всего сейчас люди идут туда, что в православии называется ад. И ничего удивительного с такой-то жизнью..

Эгоизм у нас у всех, это значит, что мы хотим себе счастье, а не другим давать. Или мы требуем или служим, а потом требуем. Эгоизм приносит одно лишь страдание и нам не помешают советы психолога, чтобы избавиться от него. И эта концепция у всех по умолчанию. Если ее поменять на бескорыстие с помощью внутренней жизни, молитвы, то счастье будет само приходить, но оно не будет уже целью.

Грех означает жизнь для себя и своих желаний, что и является корнем всех страданий. Чистота и настоящее счастье это бескорыстие, если мы делаем что-то для себя – счастья не будет. Быть бескорыстным и непривязанным возможно, только имея высшую цель – такой человек получит и материальное счастье, это говорит Иоанн Златоуст, это же говорят и Веды.

Счастье зависит не от деятельности, а от правильной постановки цели, если цель поставлена правильно, то есть она, как минимум, выше материальных обычных целей, появляется энтузиазм и непривязанность к материальному, что повышает вероятность материального успеха.

Потому что, чем больше мы думаем о проблеме или привязаны к чему-то – тем больше оттуда идет страданий и положение дел только ухудшается. И еще интересный факт из Вед, касающийся материального счастья: столько сколько мы получаем от какого-то объекта счастья – столько же оттуда мы получим и страдания.

Это касается абсолютно всего в этом мире. Поэтому стоит задуматься о самом важном, иначе рано или поздно придется ощутить на себе тяжесть бесцельно прожитой жизни, а, согласно Ведам, это сильнейшее страдание, ведь все мы тут ненадолго, а ведем себя так, как будто навсегда. Время не щадит никого, наказывает неотвратимо. Будда в Дхаммападе советует не упускать время, потому что упустивший его предается печали..

Слушайте отрывок лекции доктора, лектора, специалиста по ведической культуре, О. Г. Торсунова на тему эгоизма

В книге «Внутренний огонь» («The Fire from Within») Карлос Кастанеда слышит эти слова от своего учителя-мага: «Самолюбие - главный враг человека. , вызываемое поступками и проступками других людей, ослабляет человека . Самолюбие требует от человека большую часть жизни жить в обиде на кого-то или что-то» . Это главная помеха воссоединению с , и «несовпадения» здесь случаются слишком часто.

В сущности, самомнение - это ощущение собственной исключительности, так что давайте на этом остановимся. Иметь самоуважение и ощущать свою уникальность важно и даже необходимо. Проблема, однако, возникает тогда, когда вы начинаете идентифицировать свою истинную сущность со своим телом, своими достижениями и своими материальными приобретениями. Это побуждает вас считать людей, добившихся меньших успехов, чем вы, людьми низшего сорта, и ваше чувство собственного превосходства делает вас чрезвычайно уязвимыми - вам кажется, что вас со всех сторон хотят принизить. Подобная ложная самоидентификация является источником большинства ваших проблем, как и проблем человечества в целом.

Ощущение собственной исключительности - причина завышенной . Кастанеда после многих лет общения с индейскими шаманами пишет о бесплодности самолюбия:

«Чем больше я думал об этом, чем больше обсуждал эту идею, чем больше наблюдал за собой и другими людьми, тем больше я убеждался в том, что существует нечто, делающее нас неспособными на какие-либо поступки или даже мысли, которые не имели бы в качестве точки фокуса наше собственное „я"».

Когда в фокусе внимания находится «я», трудно отделаться от иллюзии, что вы есть ваше тело, существующее совершенно отдельно от других тел. Это чувство изолированности побуждает вас соперничать, а не сотрудничать с другими людьми. В конечном счете это разводит вас с Духом и становится колоссальной помехой вашему воссоединению с силой намерения.

Чтобы обуздать чрезмерное самолюбие, вы должны прежде всего осознать, какую огромную роль оно играет в вашей жизни. - это попросту представление о том, кто вы есть, которое вы носите в себе. От эго нельзя избавиться хирургическим путем, нет такой операции под названием «эгоэктомия». И это ваше представление о себе самом постоянно лишает вас способности воссоединиться с намерением.

Семь шагов к избавлению от оков эго

Вот семь идей, которые помогут вам преодолеть болезненное самолюбие и ложные представления о своей личности. С их помощью вы перестанете идентифицировать себя с самолюбивым эго.

1. Перестаньте обижаться. Поведение других людей - еще не повод опускать руки. То, что обижает вас или оскорбляет ваше чувство собственного достоинства, только ослабляет вас. Если вы ищете повод обидеться, вы будете находить его на каждом углу. Это ваше эго убеждает вас, что мир не должен быть таким, какой он есть. Но вы можете научиться ценить жизнь такой, как она есть, и достичь гармонии с универсальным Духом Созидания. Обижаясь, обрести силу намерения нельзя. Всеми доступными вам средствами боритесь со злом, существующим в мире и порождаемым массовой эго-идентификаци-ей людей, но сохраняйте в душе покой и миролюбие. Чувство обиды порождает такую же деструктивную энергию, как и та, что оскорбила вас, и ведет к атакам, контратакам и в конечном счете к войне.

2. Откажитесь от потребности побеждать. Эго любит делить людей на победителей и побежденных. Погоня за победой - верное средство избежать контакта сознания с намерением. Почему? Потому что всегда побеждать невозможно. Обязательно найдется кто-то быстрее, удачливее, моложе, сильнее, умнее вас - и породит в вас чувство собственной беспомощности и бесполезности.

Вы не есть ваши победы. Вы можете радоваться состязанию, играть в мире, где победа - всё, но вы не должны быть там в ваших мыслях. В мире, где у всех один общий источник энергии, победителей и побежденных нет и быть не может. Можно лишь сравнивать ваши сегодняшние достижения с сегодняшними же достижениями других людей. Но сегодняшний день - лишь один из многих дней, а завтра появятся новые соперники и новые обстоятельства. И завтра вы сохраните свое бесконечное присутствие в своем теле, которое станет на день (или на десятилетие) старше. Откажитесь от потребности побеждать, признайте, что противоположностью победы является поражение. Это ваше эго боится поражений. Если ваше тело сегодня не выигрывает, это попросту не имеет значения, раз вы не идентифицируете себя исключительно со своим эго. Будьте наблюдателем, наслаждаясь состязанием, но не чувствуя потребности завоевать трофей. Стремитесь к миру, и вы придете в гармонию с энергией намерения. И что интересно, когда вы перестанете волноваться по поводу побед, их станет в вашей жизни гораздо больше.

3. Откажитесь от потребности быть всегда правым.

Эго является источником множества конфликтов и раздоров, потому что подталкивает вас обвинять других людей в неправоте. Когда вы враждебно настроены по отношению к окружающим, вы отдаляетесь от силы намерения. Дух Созидания исполнен доброты, любви и отзывчивости, и ему чужды чувства гнева, обиды или горечи. Отказ от потребности быть всегда правым означает, что вы говорите своему эго: «Я не твой раб. Я хочу быть добрым и отвергаю потребность быть всегда правым. Более того, я собираюсь дать этому человеку шанс почувствовать себя на высоте, сказав ему, что прав он, и поблагодарив его за то, что указал мне путь к истине».

Когда вы отказываетесь от потребности быть всегда правым, вы способны укрепить связь с силой намерения. Но имейте в виду, что эго - противник серьезный. Я знал людей, готовых скорее умереть, чем отказаться от своей правоты. Я знал людей, у которых рушились прекрасные семьи из-за их несогласия поступиться своими принципами. Я призываю вас отказаться от этой эгоцентричной потребности быть правым, останавливая себя в пылу спора и спрашивая себя: «Я хочу быть правым или счастливым?» Когда вы делаете выбор в пользу счастья, любви, духовности, ваша связь с намерением укрепляется. Универсальный Источник начинает сотрудничать с вами, помогая вам жить той жизнью, которая вам предназначена судьбой.

4. Откажитесь от потребности в превосходстве. Ваше истинное достоинство не в том, чтобы быть лучше других, а в том, чтобы вы стали лучше, чем были. Сосредоточьтесь на собственном развитии, росте над собой, постоянно сознавая, что на этой планете никто не может назвать себя лучше других. Мы все - создания одной и той же животворящей силы. У каждого из нас есть миссия реализовать свою исконную сущность, каждый должен осуществить свою судьбу. Все это невозможно, если вы считаете себя выше других. «Мы все равны в глазах Господа». Это сказано давно, но до сих пор сохраняет свою актуальность. Откажитесь от потребности ощущать свое превосходство, видя в каждом человеке божественное проявление. На судите о других людях по их внешности, достижениям, богатству и другим критериям эго. Когда вы проецируете свое чувство превосходства в окружающий мир, оно возвращается обратно, приводя к обидам и вражде. Эти чувства уводят вас от намерения. «Исключительность всегда познается в сравнении. Чувство собственного превосходства основывается на недостатках, наблюдаемых в других людях, и поддерживается постоянным поиском таких недостатков».

5. Откажитесь от потребности иметь больше. Мантрой эго является слово «больше». Эго ненасытно. Какими бы ни были ваши достижения и приобретения, эго твердит, что этого недостаточно. Вы находитесь в постоянном поиске и лишаете себя возможности когда-либо достичь места назначения. Однако на самом деле вы уже прибыли, и как вы намерены использовать данный момент своей жизни, выбирать вам. Ирония жизни такова, что, когда вы перестаете желать большего, все, чего вы хотите, начинает все большим потоком вливаться в вашу жизнь. Когда вы отрешаетесь от потребности в большем, вам становится легче делиться тем, что вы имеете, с другими, потому что вы понимаете, как мало вам на самом деле нужно для полного удовлетворения и достижения душевного покоя.

Универсальный Источник довольствуется собой, постоянно расширяясь, создавая новую жизнь и никогда не пытаясь эгоистично цепляться за свои творения. Он создает жизнь и отпускает ее в свободное плавание. Отказываясь от потребности своего эго иметь больше, вы действуете в унисон с Источником. Вы создаете, а потом отпускаете свои творения, никогда не требуя ничего взамен. Высоко ценя все, что появляется в вашей жизни, вы усваиваете урок, преподанный нам святым Франциском Ассизским:

«Только отдавая, мы получаем».

Позволяя изобилию свободно притекать в вашу жизнь, вы приходите в гармонию с Источником и сохраняете уверенность в том, что этот поток никогда не иссякнет.

6. Откажитесь от самоидентификации через достижения. Это может оказаться трудно, если вы привыкли оценивать себя по своим достижениям. Бог пишет всю музыку, Бог поет все песни, Бог строит все здания, Бог - источник всех ваших достижений. Я слышу громкие протест вашего эго. И тем не менее настройтесь на эту идею. Все происходит из Источника! Вы и Источник суть одно целое! Вы - не ваше тело и не достигнутые им успехи. Замечайте все и будьте признательны за способности, которыми вы наделены, и за имущество, накопленное вами. Но признавайте, что все это дело рук силы намерения, которая создала вас и материализо-ианной частью коей вы являетесь. Чем меньше вы приписываете свои заслуги себе и чем больше вы привержены семи ликам намерения, тем большего вы способны достичь. Когда же вы берете все на себя и считаете, что вы все это сделали сами, вы утрачиваете душевный покой и чувство признательности Источнику.

7. Откажитесь от своей репутации. Ваша репутация складывается не в вашем сознании, а в умах других людей. Следовательно, вы не имеете над ней никакой власти. Если вы спросите мнение 30 человек, у вас будет 30 репутаций. Воссоединение с намерением означает, что вы слушаете свое сердце и поступаете согласно своему предназначению. Если вы слишком озабочены тем, как вас воспринимают другие люди, вы отдаляетесь от источника энергии и утверждаетесь во мнении, что ваша миссия - доказывать всем, какой вы молодец, и тратить всю свою энергию на попытки завоевать лучшую репутацию среди других эго. Делайте то, что делаете, так как к этому вас призывает ваш внутренний голос - постоянно связанный с Источником и . Оставайтесь верны своему предназначению, отрешитесь от результата и отвечайте за то, что вам подвластно: за свой характер. Пусть о вашей репутации судят другие, к вам это никакого отношения не имеет.

Пять советов по практическому применению идей из этой главы

1. Следите за своим внутренним монологом. Отмечайте, насколько часто ваши мысли фокусируются на том, чего вам не хватает, на негативных жизненных обстоятельствах или на мнении окружающих о вас. Чем внимательнее вы будете прислушиваться к внутреннему монологу, тем скорее научитесь мгновенно переключаться с негативных мыслей на позитивные, с «Мне ужасно много не хватает» на «Я намерен добиваться желаемого и перестать думать о том, что мне не нравится». Этот новый внутренний монолог становится звеном, связывающим вас с силой намерения.

2. Привносите свет в моменты сомнений и уныния. Замечайте моменты в жизни, не отвечающие вашей высшей природе. Отвергайте мысли о своей неспособности идти в ногу с намерением. «Оставайтесь верны свету» - вот хороший совет. Недавно один мой друг и учитель, узнав о трудностях, которые мне пришлось пережить, написал мне: «Помните, Уэйн, что солнце светит и за облаками тоже». Будьте верны свету, который всегда есть.

3. Держитесь подальше от низкой энергии. Помните, что все, включая ваши мысли, обладает определенной энергетической частотой, которую можно измерить, чтобы решить, укрепляет она вас или ослабляет. Когда вы ловите себя на низкоэнергетических мыслях или оказываетесь в поле низкой, ослабляющей вас энергии, постарайтесь привнести в ситуацию более высокочастотные вибрации.

4. Дайте понять своему эго, что оно больше не властно над вами.

5. Старайтесь видеть в препятствиях возможности для проявления вашей несгибаемой силы намерения. Именно несгибаемой. «Я намерен оставаться на связи с моим Источником и черпать в нем силу». Это означает сохранять душевный покой, отрешаться от обстоятельств, видеть себя наблюдателем, а не жертвой и, целиком доверившись Источнику, знать, что вы получите от него всю необходимую вам помощь и поддержку.

по материалам из книги: Уэйн У.Дайер - "Сила Намерения" .